Научная статья на тему 'СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / воспитательная работа / оптимизация результатов воспитательной работы / профессиональные компетенции / личностные компетенции / социальные компетенции / спортивное волонтёрство / higher education / educational work / optimization of educational work results / professional competencies / personal competencies / social competencies / sports volunteering

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.А. Петренко, С.А. Хазова, И.Е. Емельянова

На основе анализа широкого круга источников и специальной литературы, затрагивающей соответствующую тематику, а также собственного педагогического опыта авторов в статье рассмотрены основные потенции, присущие деятельности студентов – спортивных волонтёров в плане оптимизации результатов воспитательной работы. В первую очередь говорится о возрастании важности этой, последней, в структуре образовательного процесса, реализуемого современными вузами. Затем понятиям «волонтёрство» и «спортивное волонтёрство» даётся сущностная характеристика. На основе её изучения доказывается необходимость реализации соответствующих форм деятельности для улучшения хода указанной выше работы. Характеризуется воспитательный потенциал спортивного волонтёрства. Приводятся те задачи, которые можно решить путём его реализации. Последние рассматриваются в тесной связи с конкретными возможностями волонтёрской деятельности, наиболее характерными её чертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.А. Петренко, С.А. Хазова, И.Е. Емельянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS VOLUNTEERING AS A MEANS OF FORMING SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Based on the analysis of a wide range of sources and specialized literature on relevant topics, as well as the authors’ own pedagogical experience the article examines the main potencies inherent in the student sports volunteers’ activities in terms of the upbringing work results optimizing. First of all, it is said about the increasing importance of this latter in the educational process implemented by modern universities structure. The authors give an essential characteristic to the concepts “volunteering” and “sports volunteering”. Based on its study, the necessity of implementing appropriate activity forms to improve the above work progress is proved. The educational potential of sports volunteering is characterized. The tasks that can be solved by its implementation are given. The latter are considered in close connection with the volunteering specific possibilities, as well as its most characteristic features.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

7. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление профессиональным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография. Москва: МАНПО, 2006.

8. Гадзаова Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014; № 2: 107-112.

9. Гадзаова Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза. Владикавказ: Издательство «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», 2015.

10. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

References

1. Belyaev B.V. Ocherkipo psihologii obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Prosveschenie, 1965.

2. Dareeva O.A., Dashieva S.A. Sociokul'turnaya kompetenciya kak komponent kommunikativnoj kompetencii. VestnikBGU. 2009; № 15: 154-156.

3. Gal'skova N.D., Gez N.D. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2008.

4. Ladyzhec N.S., Neborskij E.V. Universitetskij barometr: mirovye tendencii razvitiya universitetov i obrazovatel'noj sredy. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2015; № 2.

5. Kireeva N.V. Ponyatie kombinirovannogo rechevogo umeniya i osobennosti ego primeneniya na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vuze. Vestnik TGU. 2009; № 9: 276-281.

6. Liskina O.A. Prepodavanie inostrannogo yazyka v tehnicheskom vuze posle perehoda na obuchenie v sootvetstvii s federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 4 (15): 113-114.

7. Nikitina E.Yu., Afanas'eva O.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie professional'nym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podhody: monografiya. Moskva: MANPO, 2006.

8. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

9. Gadzaova L.P. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti i professional'noj ustojchivosti novogo pokoleniya studentov vuza. Vladikavkaz: Izdatel'stvo «Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova», 2015.

10. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 24.01.24

УДК 378

Petrenko D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training and Sports, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

Khazova S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University (Krasnodar, Russia),

E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

Yemelyanova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

SPORTS VOLUNTEERING AS A MEANS OF FORMING SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. Based on the analysis of a wide range of sources and specialized literature on relevant topics, as well as the authors' own pedagogical experience the article examines the main potencies inherent in the student sports volunteers' activities in terms of the upbringing work results optimizing. First of all, it is said about the increasing importance of this latter in the educational process implemented by modern universities structure. The authors give an essential characteristic to the concepts "volunteering" and "sports volunteering". Based on its study, the necessity of implementing appropriate activity forms to improve the above work progress is proved. The educational potential of sports volunteering is characterized. The tasks that can be solved by its implementation are given. The latter are considered in close connection with the volunteering specific possibilities, as well as its most characteristic features.

Key words: higher education, educational work, optimization of educational work results, professional competencies, personal competencies, social competencies, sports volunteering

Д.А. Петренко, канд. пед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

С.А. Хазоеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

И.Е. Емельянова, канд. пед. наук, доц., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва,

E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

На основе анализа широкого круга источников и специальной литературы, затрагивающей соответствующую тематику, а также собственного педагогического опыта авторов в статье рассмотрены основные потенции, присущие деятельности студентов - спортивных волонтёров в плане оптимизации результатов воспитательной работы. В первую очередь говорится о возрастании важности этой, последней, в структуре образовательного процесса, реализуемого современными вузами. Затем понятиям «волонтёрство» и «спортивное волонтёрство» даётся сущностная характеристика. На основе её изучения доказывается необходимость реализации соответствующих форм деятельности для улучшения хода указанной выше работы. Характеризуется воспитательный потенциал спортивного волонтёрства. Приводятся те задачи, которые можно решить путём его реализации. Последние рассматриваются в тесной связи с конкретными возможностями волонтёрской деятельности, наиболее характерными её чертами.

Ключевые слова: высшее образование, воспитательная работа, оптимизация результатов воспитательной работы, профессиональные компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, спортивное волонтёрство

Актуальность темы статьи может быть обоснована фактом ускорения темпов развития современного общества (Д. Белл, О.И. Богданович, А.О. Карпов, А.С. Меркулов, В.Л. Рупосов). С данной тенденцией связано увеличение мобильности его членов [1, с. 44]. Индивид, существующий в эпоху интенсификации большинства сфер человеческой деятельности, вынужден за время своей профессиональной жизни проявлять самые различные виды активности (М.И. Васильковская, Л.Н. Гуслякова, Ю.В. Заблоцкая, Э.В. Мухина). В их число могут войти и те, которые ещё недавно были неизвестны либо не имели столь широкого распространения [2, с. 38].

Соответственно, набор профессиональных знаний, умений и навыков, полученных им на ступени высшего образования, может оказаться недостаточным для успешной деятельности (Б. Ридингс, А.Ю. Согомонов, К. Ясперс). В таких условиях сотрудники органов, осуществляющих контроль в данной сфере, администрация, методисты и преподаватели вузов должны сосредоточиться на

формировании системы личностных компетенций будущих профессионалов [3, с. 246]. Для этого, в свою очередь, необходима интенсификация воспитательной работы [4, с. 24-25].

Другой значимый тренд в истории нашей страны на протяжении ближайших десятилетий - её тесная связь с подготовкой и реализацией множества крупных спортивных событий (М.М. Абакумова, Р.Г. Абакумов, И.А. Грец, А.Г Зборовский, В.Д. Иванов, Э.В. Мухина). Ограниченные бюджеты и сроки проведения большинства из них способствовали, в свою очередь, росту значения волонтёрского движения (Е.В. Благовская, И.А. Ерина, А.В. Ермилова, И.А. Исакова, В.И. Игнатьева, Г.С. Инертбаева, К.Ю. Штырняева). В качестве социальной базы последнего выступает, прежде всего, студенческая молодёжь [5, с. 168].

Популяризация соответствующих форм активности в указанной среде и то влияние, которое они могут оказывать на жизнь и деятельность участников,

Таблица 1

Позиции некоторых авторов касательно воспитательных задач, которые могут быть решены посредством привлечения студентов

к спортивному волонтёрству

Авторы Воспитательные задачи

Л.В. Даль, Н.В. Черепанова Самореализация участников волонтёрской деятельности, повышение их самооценки

Развитие рефлексии

Содействие развитию творческого потенциала личности

Получение студентом положительного опыта социально значимой деятельности

Развитие навыков селф- и таймменеджмента

Н.И. Григорьев, Э.Ф. Губайдуллин, В.В. Текучев Формирование системного восприятия процесса реализации профессиональной и иной деятельности в будущем

Формирование у студентов готовности к непрерывному профессиональному и личностному росту

Н.В. Тарасова Формирование у обучающихся системы социально значимых знаний

Л.Ф. Козодаева, Ю.В. Паршина Л.Е. Сикорская Содействие духовному развитию молодёжи

Складывание системы морально-нравственных качеств личности

Воспитание у студентов осознанной потребности к труду

В.В. Митрофаненко Развитие установок на будущую социально-значимую деятельность

Е.В. Богданова, С.Л. Леньков, Т.Б. Мацюк, Н.Е. Рубцова, Р. Стеббинс Формирование у представителей учащейся молодёжи гуманного отношения к людям

Интенсификация процесса развития системы ценностных ориентаций студентов

Становление личности каждого обучающегося как субъекта самостоятельных действий в обществе ближайшего будущего

Усиление социально-нравственных мотивов к осуществлению не только волонтёрской, но также и учебной, а в дальнейшем - профессиональной деятельности

Развитие способности к профессиональному и личностному самоопределению

Стимулирование роста самосознания

Формирование профессиональной направленности обучаемых различных направлений профессиональной подготовки

заставляют задуматься об их воспитательном значении [6, с. 377]. Частичному решению данного вопроса посвящено настоящее исследование.

Таким образом, его цель - всестороннее рассмотрение того влияния, которое деятельность студентов в качестве спортивных волонтёров может оказывать влияние на формирование их социально значимых качеств.

С поставленной целью коррелируют следующие задачи:

- дать сущностную характеристику дефинициям «волонтёрство» и «спортивное волонтёрство»;

- обосновать необходимость реализации соответствующих форм деятельности для повышения эффективности профессиональной подготовки в вузе в аспектах формирования социально значимых качеств будущих специалистов различных направлений подготовки;

- изучить потенциальные возможности спортивного волонтёрства в процессе формирования социально значимых качеств;

- привести примеры конкретных воспитательных задач будущих специалистов, которые могут быть решены средствами привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтёрству.

Методы исследования, использовавшиеся при решении перечисленных выше задач, включают рефлексию собственного педагогического опыта авторов и анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи состоит в демонстрации необходимости привлечения студентов к деятельности в качестве спортивных волонтёров для улучшения хода воспитательной работы в организации ВО.

Теоретическая значимость заключается в расширении характеристики воспитательного потенциала такого волонтёрства в контексте современных условий.

Практическая значимость видится в рассмотрении примеров конкретных воспитательных задач, которые могут быть решены путём его реализации.

Прежде всего, для понимания сути дефиниции «спортивное волонтёр-ство» необходимо обратиться к более широкому термину «волонтёрство». В этом, последнем, корнем выступает слово «волонтёр» (лат - voluntarius - доброволец). Оно означает субъекта какой-либо деятельности, принимающего в ней участие по собственной воле (Е.С. Айвазова, О.Н. Бушмина, А.И. Кладько, Е.С. Литвинова). Материальное вознаграждение при этом не является значимым стимулом [7, с. 137].

Таким образом, термином «волонтёрство», как правило, обозначают движение людей, деятельность которых характеризуется следующими отличительными чертами: отсутствие обязательного материального вознаграждения даже в случае её успешного завершения, реализация на добровольной основе (О.А. Бокова, В.Б. Бычин, В.В. Овсий, С.В. Паршин, С.А. Фомин).

Отсюда следует, что понятие «спортивное волонтёрство» означает добровольную деятельность, связанную с участием в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий на различных уровнях [3, с. 133].

Участие в реализации подобных форм активности способствует прогрессивному развитию не только физической культуры и спорта, но и самих субъектов [5, с. 169]. Следовательно, её можно рассматривать в качестве своеобразного образовательного процесса. Результатами его реализации выступают:

- интенсификация личностного и профессионального самоопределения участников [7, с. 136];

- активизация их духовного роста [6, с. 378];

- формирование навыков социального взаимодействия [4, с. 26].

По поводу конкретных задач такого процесса среди педагогов существуют определённые разночтения (табл. 1).

Но вместе с тем на современной стадии изученности данного вопроса можно с определённой долей уверенности заявить, что интересующая нас деятельность обладает существенным воспитательным потенциалом [8, с. 32].

Воспитательный потенциал волонтёрской деятельности представляет собой систему различных ресурсов:

- когнитивных,

- ценностных,

- коммуникативных,

- культурологических,

- деятельностных,

- эмоциональных,

- личностных,

- организационных [9, с. 15].

Благодаря наличию такого большого количества разнообразных ресурсов волонтёрская деятельность может эффективно влиять на развитие личности обучающихся. Подобное влияние проявляется, например, в интенсификации процесса решения следующих воспитательных задач:

- усвоение участвующими в ней студентами системы социально-значимых знаний, умений и навыков [10, с. 421];

- приобретение представителями учащейся молодёжи социально-значимого опыта [2, с. 54];

- формирование у них социально-значимых личностных качеств.

Теперь необходимо определить конкретные потенциальные возможности

спортивного волонтёрства в решении этих задач (табл. 2).

Наличие у спортивного волонтёрства широких возможностей, благоприятствующих решению рассматрвиаемых задач, обусловлено спецификой этой деятельности [13, с. 40]. Рассмотрим его основные преимущества в связи с наиболее характерными чертами (табл. 3).

Таким образом, воспитательный потенциал студенческого спортивного во-лонтёрства интегрирует в себе ряд равнозначных компонентов [14, с. 89].

К ним относятся:

- организационный, включающий пути формирования волевых и деловых качеств участников [15, с. 37];

Таблица 2

Возможности студенческого спортивного волонтёрства в решении воспитательных задач

Задача Конкретные возможности волонтёрской деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усвоение студентами системы социально-значимых знаний, умений и навыков Обязательное обучение волонтёров и реализация мотивационной программы позволяют сформировать у них следующие социальные компетенции: - владение различными способами продуктивного взаимодействия с окружающими, а равно и разрешения конфликтов, возникающих в ходе такового; - система представлений о ценностях и смыслах волонтёрской и в целом социально значимой активности; - навыки командной работы; - навыки селф- и таймменеджмента; - система представлений, касающихся социальной и культурной значимости различных мероприятий, проводимых, в том числе, на государственном и международном уровнях. В дальнейшем эти черты профессионального портрета получают закрепление по ходу непосредственной реализации деятельности спортивными волонтёрами [1, с. 50]

Приобретение социально значимого опыта Проявление соответствующих форм активности вкупе с подготовкой к ним позволяют представителям юношества получить опыт реализации следующих видов деятельности: - продуктивное общение; - разрешение конфликтов; - преодоление трудностей различного, в том числе, нестандартного характера; - командная работа; - бескорыстное общественное служение; - саморазвитие и самовоспитание; - организаторская деятельность [11, с. 241]

Формирование социально-значимых качеств Подготовка и реализация волонтёрской деятельности сопряжена с необходимостью проявления участниками следующих групп качеств: - нравственные (эмпатия, гуманность, честность, альтруизм толерантность); - волевые (упорство в достижении профессиональных и личностных целей); - деловые (инициативность, исполнительность, добросовестность, трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность, коллективизм, стрессоустойчивость, коммуникабельность, лидерские качества); - гражданские (социальная активность, патриотизм, гражданственность, социальная активность) [12, с. 22]

Таблица 3

Значение специфики деятельности спортивных волонтёров для решения воспитательных задач

Задача Характерные черты спортивного волонтёрства, способствующие её решению

Усвоение студентами системы социально-значимых знаний, умений и навыков Многообразие реализуемой коммуникативной деятельности [13, с. 41]

Широкое поле для профессиональных и личностных проб [14, с. 92]

Обязательное специализированное обучение перед началом работы в качестве волонтёров

Приобретение социально значимого опыта Командная организация

Событийность [7, с. 138]

Широкое поле для профессиональных и личностных проб

Непростые, в ряде случаев, условия реализации трудовой деятельности [12, с. 25]

Обязательное специализированное обучение перед началом работы в качестве волонтёров [15, с. 43]

Формирование социально значимых качеств Широкое поле для профессиональных и личностных проб

Непростые в ряде случаев условия реализации трудовой деятельности

Обязательное специализированное обучение перед началом работы в качестве волонтёров [16, с. 168]

- когнитивный - возможности для развития у них системы социально значимых знаний [16, с. 171];

- мотивационно-ценностный - потенции для развития у студентов социально значимых качеств [11, с. 242];

- коммуникативный, который интегрирует возможности волонтёрской деятельности в части оптимизации усвоения студентами социально значимых компетенций [8, с. 12];

- деятельностный - пути приобретения студентами социально значимого опыта (ГИ. Белошапка, И.В. Герлах, Ю.В. Гусев, А.С. Запесоцкий, Т.А. Половова, А.И. Тимонин);

- рефлексивный - позволяющий оценить свои возможности (Т.П. Айсува-кова [17]) при попадании в сложные условия спортивной волонтёрской деятельности, которые нередко заставляют действовать на пределе психофизиологических сил, так как связаны с большими перегрузками.

Библиографический список

Основываясь на вышеизложенном, мы можем заключить, что сегодня формирование социальных и личностных компетенций учащихся является более значимой составляющей образовательного процесса вуза, чем это было, например, в 1980-х гг. В свою очередь, важная роль в данном его сегменте принадлежит воспитательной работе. Мощным средством реализации этой, последней, является привлечение студентов к активной деятельности в качестве спортивных волонтёров.

Реализация различных её форм позволяет развить у обучающихся ряд значимых черт будущего профессионального портрета. Этому будет способствовать воспитательный потенциал такой деятельности, в основе которого лежат наиболее характерные её особенности. Благодаря им студенческое спортивное волонтёрство может служить развитию не только отечественной и мировой физической культуры и спорта, но также самих участников, увеличивая, таким образом, вероятность их становления как конкурентноспособных членов общества ближайшего будущего.

1. Сафонова Е.А. Университет как общественный институт: этапы трансформации. Теория и практика социогуманитарных наук. 2022; № 3 (19): 43-51.

2. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

3. Заколодная Е.Е. Духовно-нравственное образование будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта: традиционные методы и метафорические средства. Минск: БГУФК, 2023.

4. Вашкевич К.С. Роль социально-личностных компетенций в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности. Вестник Полоцкого государственного университета. 2023; № 2 (40): 24-26.

5. Краснова М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 168-170.

6. Уварова Н.Н., Антонова И.Н., Башхаджиев Т.Д. Формирование положительной мотивации у студенческой молодёжи к деятельности в объединениях по спортивному волонтёрству. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-2: 376-379.

7. Уварова Н.Н., Высоцкая Т.П. Подготовка спортивных волонтёров в непрофильном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 136-138.

8. Адамова Л.Е., Абдулова Л.М. Воспитательный процесс в современном вузе. Ростов-на-Дону: Донской государственный аграрный университет, 2005.

9. Асадуллина А.М. Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами волонтёрского движения. Казанский вестник молодых учёных. 2022; Т. 6, № 5: 14-23.

10. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Развитие социальных способностей студентов педагогического университета. Интеграция образования. 2020; Т. 24, № 3: 412-432.

11. Шмаков Е.С. Особенности формирования гражданской идентичности школьников в России и США. Молодёжь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт: сборник трудов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тверь: Тверской государственный университет, 2020: 240-244.

12. Гнедаш Е.С. Формирование смыслообразующей мотивации учения студентов педагогического вуза в цифровом образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 22-25.

13. Козырь З.О. Диагностический инструментарий и процедура его конструктивного применения для объективной оценки результатов реализации воспитательного потенциала учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения курсантов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 39-42.

14. Соловьев В.П., Перескокова Т.А Оценка соответствия личностных качеств студентов выбранной профессии. Экономика в промышленности. 2015; № 3: 88-94.

15. Томилина С.Н. Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи. Сибирский педагогический журнал. 2019; № 3: 36-44.

16. Лопатин Е.А., Шкабин Г.С. Волонтёрская деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций (на примере лекторской группы Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021; № 2 (90): 166-172.

17. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

References

1. Safonova E.A. Universitet kak obschestvennyj institut: 'etapy transformacii. Teoriya ipraktika sociogumanitarnyh nauk. 2022; № 3 (19): 43-51.

2. Klark B. Sozdanie predprinimatel'skih universitetov. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019.

3. Zakolodnaya E.E. Duhovno-nravstvennoe obrazovanie buduschih specialistov v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: tradicionnye metody i metaforicheskie sredstva. Minsk: BGUFK, 2023.

4. Vashkevich K.S. Rol' social'no-lichnostnyh kompetencij v formirovanii gotovnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; № 2 (40): 24-26.

5. Krasnova M.Yu. Teoreticheskie aspekty professional'noj podgotovki buduschih bakalavrov profilya «Sportivnyj menedzhment» k organizacii deyatel'nosti sportivnyh volonterov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 168-170.

6. Uvarova N.N., Antonova I.N., Bashhadzhiev T.D. Formirovanie polozhitel'noj motivacii u studencheskoj molodezhi k deyatel'nosti v ob'edineniyah po sportivnomu volonterstvu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-2: 376-379.

7. Uvarova N.N., Vysockaya T.P. Podgotovka sportivnyh volonterov v neprofil'nom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 136-138.

8. Adamova L.E., Abdulova L.M. Vospitatel'nyjprocess v sovremennom vuze. Rostov-na-Donu: Donskoj gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2005.

9. Asadullina A.M. Formirovanie aktivnoj zhiznennoj pozicii obuchayuschihsya sredstvami volonterskogo dvizheniya. Kazanskij vestnikmolodyh uchenyh. 2022; T. 6, № 5: 14-23.

10. Mazilov V.A., Slepko Yu.N. Razvitie social'nyh sposobnostej studentov pedagogicheskogo universiteta. Integraciya obrazovaniya. 2020; T. 24, № 3: 412-432.

11. Shmakov E.S. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti shkol'nikov v Rossii i SShA. Molodezh' i gosudarstvo: nauchno-metodologicheskie, social'no-pedagogicheskie i psihologicheskie aspekiy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj i rossijskij opyt: sbornik trudov X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2020: 240-244.

12. Gnedash E.S. Formirovanie smysloobrazuyuschej motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza v cifrovom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 22-25.

13. Kozyr' Z.O. Diagnosticheskij instrumentarij i procedura ego konstruktivnogo primeneniya dlya ob'ektivnoj ocenki rezul'tatov realizacii vospitatel'nogo potenciala uchebnogo zavedeniya SPO v processe distancionnogo obucheniya kursantov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 39-42.

14. Solov'ev V.P., Pereskokova T.A Ocenka sootvetstviya lichnostnyh kachestv studentov vybrannoj professii. 'Ekonomika vpromyshlennosti. 2015; № 3: 88-94.

15. Tomilina S.N. Pedagogicheskaya tehnologiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2019; № 3: 36-44.

16. Lopatin E.A., Shkabin G.S. Volonterskaya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya professional'nyh kompetencij (na primere lektorskoj gruppy Ryazanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2021; № 2 (90): 166-172.

17. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 372.881.1

Sanakoeva Z.G., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: zgsanakoeva@fa.ru

THE REVIEW OF A FLIPPED CLASS METHOD OF TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE. The subject of this research is the flipped classroom methodology in teaching foreign languages. The author presents the goals of learning a foreign language in modern society and the tasks that a foreign language teacher faces. The article provides a comprehensive analysis of the methodology under study, including a historical excursus, strengths, weaknesses of the flipped classroom methodology, examples of its implementation in educational institutions. The paper also presents data on the effectiveness of the technique for the development of various types of speech. In conclusion, the author assesses the possibility of implementing the flipped classroom method in the framework of teaching a foreign language to students of a non-linguistic university on the example of the Financial University under the Government of the Russian Federation and comes to the conclusion that under certain conditions the method under study can be successfully applied.

Key words: foreign language, foreign language teaching, foreign language learning, creative teaching, teaching approach, flipped class, flipped classroom, practical implementation

З.Г. Санакоева, преп., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: zgsanakoeva@fa.ru

АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Предметом исследования данной статьи является методика перевёрнутого класса в преподавании иностранных языков. Автор проводит анализ целей изучения иностранного языка в современном обществе и задач, которые стоят перед преподавателем иностранного языка. В статье проводится комплексный анализ исследуемой методики, включая исторический экскурс, сильные, слабые стороны методики перевёрнутого класса, примеры её имплементации в учебных заведениях. Также в работе приведены данные исследований эффективности методики для развития различных типов речи. В заключение автор приводит оценку возможности имплементации метода перевёрнутого класса в рамках обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза на примере Финансового университета при Правительстве РФ и приходит к выводу, что при определённых условиях исследуемый метод может быть успешно применён.

Ключевые слова: иностранный язык, преподавание иностранных языков, изучение иностранного языка, методика преподавания, перевёрнутый класс

Актуальность данной работы обусловлена потребностью современного педагога в своевременном ознакомлении с последними трендам и методическими разработками для совершенствования своих профессиональных компетенций и увеличения эффективности процесса обучения.

Изучение иностранных языков берёт начало как минимум во времена Древней Греции и Рима. Вплоть до XVI века изучение иностранных языков в

Европе сводилось к изучению латыни. Тогда же появляются первые труды по методологии преподавания. Однако стоит отметить, что вплоть до начала XX века изучение иностранных языков было доступно в основном состоятельным слоям населения и учёным, другими словами, иностранные языки изучали в целом довольно образованные люди, обучение которых в основном сводилось к запоминанию правил грамматики и формированию навыков письменного пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.