DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124
«Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтёры
Шульгина Татьяна Алексеевна - канд. психол. наук, доцент, проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, зав. кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности. E-mail: [email protected] Кетова Наталья Александровна - ассистент, кафедра социальной работы и безопасности жизнедеятельности, начальник социального центра. E-mail: [email protected] Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3
Аннотация. В статье рассматривается процесс вовлечения студентов в волонтёрское движение как инструмент управления современным высшим учебным заведением. На примере студентов-волонтёров Курского государственного медицинского университета выявлены общие мотивы их участия в волонтёрской активности и возможности волонтёрства в плане освоения ими универсальных компетенций. Среди ведущих мотивов обычно выделяются альтруистические, мотивы личностного развития, сопричастности, самореализации, общения. Анкетирование волонтёров позволило подтвердить теоретические выводы, полученные в ходе анализа литературы, и подкрепили авторское обоснование необходимости конструирования социокультурной среды вуза. Авторы статьи убеждены, что участие студентов в волонтёрских проектах создаёт условия для их самореализации и саморазвития, а вузу помогает реализовывать задачи государственной молодёжной политики. Рассматривая волонтёрскую деятельность как инновационную форму воспитательной работы, исследователи акцентируют внимание на том, что изучение мотивов активных волонтёров позволяет современным руководителям высшей школы создавать благоприятные условия для удовлетворения потребностей волонтёров, соединения интересов конкретной личности с решением государственных задач.
Ключевые слова: волонтёрство, воспитательный эффект, мотивация волонтёров, общекультурные компетенции, профессиональная компетентность
Для цитирования.: Шульгина Т.А, Кетова H.A. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтёры // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 116-124. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124
Ведение
Институциализация волонтёрской деятельности в современных обстоятельствах -это не столько дань модной тенденции, реализуемой на государственном уровне, сколько необходимое условие развития современной России в ходе модернизации её экономического и общественного базиса. В последние десятилетия основным пред-
ставителем волонтёрского движения в России выступает молодёжь - обучающиеся старших классов и студенчество [1; 2]. Под влиянием историко-культурных традиций, политических и социально-экономических факторов волонтёрское движение в нашей стране начинает приобретать особые черты, присущие исключительно отечественному добровольческому движению [3; 4].
Кроме того, изменение социально-профессиональной роли волонтёра и его статуса в обществе привело к профессионализации предоставляемых им видов услуг и квалифицированной помощи [5]. Добавим также, что вовлечение студенческой молодёжи в волон-тёрство рассматривается сегодня как одно из условий подготовки компетентного специалиста, способного работать в команде и быстро реагировать на изменяющую ситуацию на рынке труда [6; 7]. Ещё одной важной задачей движения является формирование у молодёжи активной гражданской позиции, которую можно решать в том числе и через участие в волонтёрских проектах.
Обзор литературы
Волонтёрство как явление современной высшей школы находится в фокусе внимания педагогических, психологических, социальных наук. Если условно разделить проведённые исследования по научным направлениям, то в педагогической науке в фокусе находятся: социализирующая роль волонтёрства, возможности волонтёрства для развития ценностной сферы личности, становления её общественных и гражданских ориентиров [8], а также использование инновационного потенциала молодёжи в контексте становления гражданского общества (С.В. Тетер-ский, Л.П. Конвинсарева, Л.Е. Сикорская, М.И. Васильковская, В.Д. Пономарёв и др.). На стыке педагогических и психологических наук изучается воспитательный потенциал волонтёрской деятельности, модели и технологии психолого-педагогической подготовки студентов к участию в волонтёрской деятельности [9], формирование социально значимых качеств личности, проблемы организации воспитательной деятельности в контексте волонтёрства [10]. В социологии некоторые исследователи рассматривают волонтёрство как способ решения острых социальных проблем общества [11; 12]. Другие изучают социальное поле института во-лонтёрства, анализируют уровень информированности о волонтёрстве и его возмож-
ностях среди различных слоёв населения, а также уровень социальной активности и вовлечённости в волонтёрскую деятельность различных категорий населения [13], региональные аспекты волонтёрства [14].
Большая часть исследователей, оперируя понятием «волонтёрство», исходят из того, что оно представляет собой специфическую деятельность, осуществляемую на безвозмездной основе и направленную на решение социально значимых задач общества. Возникает вопрос: в чём же мотив включённости в волонтёрскую деятельность у молодёжи? Ответ на этот вопрос пытаются найти учёные в области социологии образования, социологии управления, социологии организаций. Эта тенденция, на наш взгляд, не случайна. В современном постиндустриальном обществе с его гедонистическими установками именно мотивация становится инструментом управления. Волонтёрство предоставляет широкий спектр возможностей для соединения гедонистических ценностей, транслируемых в обществе потребления, с альтруистическими интересами, присущими молодёжи как возрастной группе. Среди исследователей мотивации волонтёров можно выделить М.В. Певную, Д.Ф. Телепаеву, Г.Г. Алексееву, Я.В. Сидоркевич, М.А. Мазниченко и других. Е. Коган акцентирует внимание на мотивах как самореализации, так и сопричастности, на установлении коммуникаций и связей [10], Р.А. Стеббинс и С. Паркер добавляют к ним мотивы серьёзного досуга [15; 16], О.Н. Мальченко, Л.Г. Битарова и Д.А. Кружков - мотивы выстраивания карьеры [17].
В своём исследовании М.П. Сухарькова предприняла попытку систематизировать и описать подходы к изучению мотивации волонтёрства, выделяя индивидуальный, социальный и многомерный типы мотивации. Автор подчёркивает, что это сложный феномен, по-разному проявляющийся на личностном уровне. В процессе мотивирования значимость приобретают как внутренние мотивы личности, так и условия внешней среды, способствующие мотивации к во-
лонтёрской активности [18]. На наш взгляд, интересным является исследование П.А. Амбаровой о темпоральных ресурсах волонтёрства. Автор рассматривает возможности символического обмена свободного времени на иные ресурсы, такие как самореализация, картерный рост, продвижение в сфере общественной деятельности [19].
Стратегия развития Курского государственного медицинского университета строится по модели социального управления, в которой используется потенциал общественной активности студентов, в том числе и через вовлечение в волонтёрскую деятельность. В данном контексте она рассматривается как инновационная форма воспитательной работы в современных условиях. Вместе с тем мы поддерживаем идею Е.А. Первушиной, М.А. Мазниченко и Г.С. Папазян о том, что волонтёрская работа полезна и самим студентам с точки зрения органичного формирования у них общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций [20], а также гуманистических и гражданских ценностей [21].
В своём исследовании мы акцентируем внимание на изучении мотивационного аспекта волонтёрской деятельности как ресурса для развития общих и профессиональных компетенций студентов. Мотивация, с одной стороны, позволяет получить максимальный воспитательный эффект, с другой - может выступать одним из определяющих факторов овладения универсальными компетенциями. При планировании исследования мы исходили из того, что мощным побуждающим стимулом к реализации волонтёрской активности является интерес студентов к новизне и возможность освоить определённые компетенции.
С этой целью мы провели исследование среди студентов КГМУ, являющихся участниками профессионально ориентированных волонтёрских отрядов (2018 г.). К участию в анкетировании мы пригласили студентов, являющихся активными волонтёрами: старост волонтёрских отрядов, студентов,
реализующих собственные волонтёрские проекты, а также волонтёров, включённых в ежедневную добровольческую работу. Предмет исследования - мотивация студентов-волонтёров к участию в волонтёрской активности и овладению универсальными компетенциями.
Материалы, методы, результаты
В качестве основного метода исследования мы использовали анонимное анкетирование. Анкеты были разработаны с помощью интерактивного инструмента GoogleForms (https://docs.google.com/forms/). Результаты исследований были обработаны с использованием методов описательной и вариационной статистики.
В качестве респондентов выступила генеральная совокупность студентов-волонтёров Курского государственного медицинского университета, пожелавших принять участие в исследовании. Общее число респондентов - 404 человека в возрасте от 17 до 25 лет с 1-го по 6-й курс, из них мужчин - 13,6 %, женщин - 86,4 %, в том числе: 55% - в возрасте 17-19 лет (1-2-й курс), 33,9% - 20-21 год (3-4-й курсы), 9,2% - 22-23 года (5-6-й курсы), 2% - 24-25 лет (ординаторы первого и второго года обучения). Среди респондентов - представители 29 отрядов КГМУ, из них 58,9% - волонтёры медицинской направленности (лечебный, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический факультеты) и 41,1% - представители немедицинских направлений подготовки (факультеты клинической психологии и социальной работы, фармацевтический, биотехнологический, химико-технологический факультеты).
Респондентам был задан открытый вопрос (с возможностью выбрать несколько вариантов ответов) об определяющих мотивах принятия решения об участии в волонтёрской деятельности. Варианты ответов в анкете были подобраны с учётом анализа преобладающих мотивов участия в волонтёрской деятельности, описанных в исследованиях российских
Определяющие мотивы участия в волонтёрской деятельности (%)
Получение признания от коллег
Возможность научиться руководить большим коллективом Возможность научиться руководить небольшим коллективом Возможность решить свои проблемы и проблемы других
Достижение успеха Получение полезных связей
Возможность получить дополнительные бонусы в учебе, при построении карьеры Интересный способ организовать досуг, интересное общение Возможность реализовать себя и свои инициативы Возможность научиться ответственности и самоорганизации Возможность стать частью интересного проекта Возможность повлиять на изменение в жизни других людей Способ лучше сориентироваться в специфике будущей профессии Приобретение полезных социальных и практических навыков
Интерес ко всему новому
Получение первичного профессионального опыта
Возможность приносить пользу
Рис. 1. Определяющие мотивы участия в волонтёрской деятельности (%) Fig. 1. Dominant motives for participation in volunteering, %
учёных последних пяти лет. Результаты представлены на рисунке 1. Мотивы, выбранные респондентами, мы условно разделили на несколько групп и ранжировали по степени значимости для респондентов.
Рассчитав линию тренда, мы определили наиболее значимые для респондентов мотивы. Ими оказались альтруистические мотивы: «возможность принести пользу» -65,3% и «возможность оказать влияние на изменения в жизни других людей» - 46%, а также мотивы личного развития: «получение первичного профессионального опыта» (51%); «интерес ко всему новому» (47%), «приобретение полезных социальных и практических навыков» (42,8%), «возможность сориентироваться в будущей профессии» (40,6%); «возможность научиться ответственности и самоорганизации» (37,6%). Не менее значимыми являются и мотивы сопричастности: «возможность стать частью интересного проекта» (38,6%) и мотивы самореализации: «возможность реализовать себя и свои инициативы» (30,9%). На границе линии тренда находится мотивы общения -
«интересный способ проведения досуга» (16,8%).
За границей тренда находятся мотивы, которые мы условно можем назвать эгоистическими: «получение признания от коллег», «достижение успеха», «возможность научиться руководить небольшим или большим коллективом», «возможность решить свои проблемы и проблемы других», «возможность получить дополнительные бонусы в учёбе, при построении карьеры», «получение полезных связей» (в процентном соотношении разброс идёт от 13,4% до 3,5%). Анализируя данные, можно предположить, что у студентов, погружённых в волонтёрскую деятельность, преобладают альтруистические мотивы и мотивы личного развития. В целом эти данные не расходятся с исследованиями мотивов волонтёров у других российских учёных, проведённых в период с 2014 по 2019 гг.
Известно, что если эгоистическая мотивация преобладает у отдельных индивидов, это может способствовать успешной конкуренции данного индивида, но если эгои-
стическая мотивация преобладает у организации, то она конкуренцию проигрывает. Соответственно, образовательная организация, состоящая из акторов, у которых превалируют альтруистические мотивы, является более успешной. Если посмотреть на наше исследование в терминах теории организационной культуры, то респонденты с преобладанием мотивов личностного развития, сопричастности и самореализации, открыто позиционирующие свою позицию на уровне образовательной организации, могут быть эффективным инструментом социального управления. Поддерживая такую мотивацию у обучающихся, вуз создаёт тем самым условия для транслирования активной гражданской позиции и альтруистических ценностей и помогает соединить их со значимыми для молодёжи личными устремлениями. Так, в КГМУ в течение последних трёх лет выполняются несколько проектов, получивших признание на Всероссийском конкурсе «Доброволец России 2018» (реабилитационная программа «Феникс», I место в номинации
«Помощь детям» и проект «Учение», III место в номинации «Оберегая сердцем»). Реализация и пропаганда таких проектов стимулировали студенческую активность, способствовали увеличению количества волонтёрских отрядов и численности волонтёров в целом, созданию общественной студенческой организации (штаба волонтёрских отрядов), координирующей их деятельность. На сегодняшний день в вузе действует 30 волонтёрских отрядов, объединяющих более 1000 студентов, регулярно участвующих в волонтёрской деятельности, что составляет 20,5% от общего числа обучающихся.
Составной частью нашего исследования являлось изучение мнения респондентов о возможностях волонтёрской деятельности в плане овладения студентами-волонтёрами общекультурными (универсальными) компетенциями. Вопросы в анкете были составлены с учётом характеристик компетенций, представленных в современных образовательных стандартах. Распределение ответов представлено на рисунке 2.
Мнение респондентов о возможностях волонтерской деятельности для формирования общекультурных компетенций %
Навык управления проектом на всех этапах его жизненного цикла
Навык выработки командной стратегии для достижения поставленной цели
Навык управления коммуникациями в команде
Способность выстраивать взаимодействие с учетом социокультурных особенностей коллег и детей, участвующих в программе
Умение создавать и поддерживать безопасные условия
Навык организации и руководства работой команды
Навык поддерживать определенный уровень физической и психологической подготовленности для обеспечения работоспособности Умение критически анализировать сложные ситуации и находить решение
Навык эффективной коммуникации
Умение управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траектории саморазвития
Навык определения круга задач в рамках поставленной цели и выбора оптимальных способов их решения, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений
Опыт работы в команде
Рис. 2. Мнение респондентов о возможностях волонтёрской деятельности для формирования
общекультурных компетенций Fig. 2. Respondents' views on the potential of volunteering to develop general competences
По мнению 67,8% респондентов, волонтёрская деятельность позволяет практиковать командное взаимодействие. Вторым по значимости является умение определять круг задач и осуществлять поиск способов их решения. Такой ответ выбрали 41,8%. В линии тренда оказались также умение управлять своим временем, выстраивать и реализовы-вать траекторию личного развития (33,2%), навык эффективной коммуникации (30,7%), навык поддерживать определённый уровень физической и психологической подготовленности для обеспечения работоспособности (23,5%), навык руководства командой (21,5%), умение создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности (20,5%). Стоить отметить у респондентов стремление к организации здоровых условий жизнедеятельности как ценности. В пределах линии тренда этот навык занимает значимые позиции. Это можно объяснить медицинской направленностью образования и созданием условий для формирования здоровьесберега-ющего поведения как приоритетного направления деятельности вуза. Итак, респонденты отмечают, что в ходе участия в волонтёрской активности они получают возможность для освоения всего спектра общекультурных (универсальных) компетенций, но наиболее ценным для них является получение опыта командной работы.
Выводы
Мотивация студентов к участию в волонтёрской активности способствует формированию у них профессиональной компетентности. Формирование общекультурных компетенций возможно как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в том числе через привлечение обучающихся в волонтёрские проекты и регулярную волонтёрскую активность. Модель социального управления, используемая в КГМУ, создаёт условия для мотивирования студентов к овладению универсальными компетенциями, в том числе благодаря продвижению реализуемых в вузе волонтёрских проектов на различные кон-
курсы. Мы можем констатировать, что инновационная модель социального управления вуза способствует формированию здоровьес-берегающего поведения и мотивированию студенческой молодёжи к получению профессиональных и общекультурных компетенций. Ответ на главный вопрос нашего исследования: «Зачем студенты идут в волонтёры?» - отражён в их мотивационных предпочтениях. В волонтёры идут, чтобы принести пользу людям, получить профессиональный опыт, самореализоваться, стать частью значимых и интересных проектов, идут за качественным и серьёзным общением и возможностью освоить новые полезные социальные навыки и командное взаимодействие.
Литература
1. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодёжи: концептуальные основы / Под ред. В.А. Ситарова. М., 2010. 120 с.
2. Соколов А.В, Власова А.А. Добровольческий ресурс развития общества // Власть. 2014. Т. 22. № 11. С. 110-115.
3. Тарасова Н.В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46-52.
4. Певная М.В. Студенческое волонтёрство в России: особенности деятельности и мотивации волонтёров // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 8188.
5. Певная М.В, Кузьминчук А.А. Динамика студенческого волонтёрства в Свердловской области // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 135-148.
6. Стародубцев В.А, Родионов П.В. Учебно-профессиональные волонтёрские организации // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 147-154.
7. Стародубцев В.А, Родионов П.В. Волонтёрские сообщества - школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 86-92.
8. Неверова Л.В. Исследование потенциала добровольчества: педагогический контекст // Человек и образование. 2016. №2 (47). С. 124-127.
9. Ермилова А.В, Исакова И.А, Игнатьева В.И. Региональное проблемное поле волон-
тёрства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2 (50). С. 88-97.
10. Коган Е.А. Отношение студенческой молодёжи к волонтёрской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 4 (36). С. 144-149.
11. Горлова Н.И. Современные тенденции развития института волонтёрства в России // Вестник КГУ. 2017. № 3. С. 77-80.
12. Хаджиалиев К.И, Айгубов Л.С. Роль волонтёрской деятельности в воспитании социальной активности молодёжи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. С. 69-75.
13. Кисиленко А.В. Волонтёрство: потенциал самоорганизации российской молодёжи // Научный результат. Социология и управление. 2018. № 1. С. 63-71. DOI: 10.18413/2408-93382018-4-1-63-71
14. Зборовский Г.Е, Певная М.В, Ведерников А.А. Волонтёрство в пространстве регионального управления (кейс Свердловской области) // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. № 4. С. 10-25. DOI: 10.15593/2224-9354/2018.4.1
15. Stebbins R.A. Amateurs, Professionals and Serious Leisure. Montreal, QC and Kingston, ON: McGillQueen's University Press, 1992. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1057% 2F9780230625181 27
16. Parker St. Group Life: Individual Interests and Social Purposes // New Routes for Leisure: World Leisure Congress. Lisbon, Portugal: Instituto de Ciencias Sociales, Universidade de Lisbon, 1994. P. 423-428.
17. Мальченко О.Н, Битарова Л.Г, Кружков Д.А. Волонтёрское движение в Российской Федерации и Краснодарском крае // Физическая культура, спорт: наука и практика. 2014. № 3. С. 84-88.
18. Сухарькова М.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтёрства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. DOI: https://doi.org/10.24158/ tipor/2017.9/2
19. Амбарова П.А. Темпоральные ресурсы волонтёрства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 3 (39). С. 150-158.
20. Мазниченко М.А, Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2 (220). С. 103-113.
21. Первушина Е.А. Развитие волонтёрской деятельности в высших учебных заведениях // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 112-117.
Статья поступила в редакцию 25.10.19 После доработки 16.11.19 Принята к публикации 04.12.19
" Have You Volunteered?": Or Why Students Become Volunteers
Tatyana A. Shulgina - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Vice-Rector for educational work, social development and public relations, Head of the Department of social work, health and safety, e-mail: [email protected]
Natalya A. Ketova - Assistant at the Department of social work, health and safety, the Chief of the Social center, e-mail: [email protected] Kursk State Medical University, Kursk, Russia Address: 3, K. Marx str. Kursk, 305041, Russian Federation
Abstract. The study highlights the importance of motivating students to participate in volunteering as it is viewed as an effective tool of modern management at the University. On the example of volunteers of Kursk State Medical University, the article reveals common motives for their participation in volunteer activity and the potential of volunteering to develop general cultural (universal) competencies. So, the researchers identify among the leading motives the following: altruistic motives, motives of personal development, involvement, self-realization, communication. The question-
naire of volunteers made it possible to confirm the theoretical conclusions obtained from the literature review, and enhances the authors' conclusions on the need for constructing the sociocultural environment at the University. The authors believe that the participation in the University's volunteer projects creates conditions for students' self-realization and self-development, which ultimately contributes to the development of their general cultural (universal) competencies as well as to the realization of the objectives of the state youth policy by the University. Considering volunteering as an innovative form of educational work, the researchers focus on the fact that the study of the motives of active volunteers allows modern leaders of higher education to more clearly create conditions for meeting the needs of volunteers, combining the interests ofan individual with public goals.
Keywords: volunteering, motivation of volunteers, educational effect, general cultural competencies, professional competency
Cite as: Shulgina, T.A., Ketova, N.A. (2020). " Have You Volunteered?": Or Why Students Become Volunteers. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 1, pp. 116-124. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124
References
1. Sikorskaya, L.E. (2010). Pedagogicheskiy potentsial dobrovol'cheskoi deyatel'nosti stu-dencheskoi molodyozhi: kontseptual'nye osnovy [Pedagogical Potential of Volunteer Activity of Student Youth: Conceptual Basis]. V.D. Sitarov (Ed). Moscow, 120 p. (In Russ.)
2. Sokolov, A.V., Vlasova, A.A. (2014). Volunteer Resource of the Society's Development. Vlast = The Power. Vol. 22, no. 11, pp. 110-115. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Tarasova, N.V. (2012). [Volunteering as a Historical-Pedagogical Phenomenon]. Pedagogich-eskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 46-52. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Pevnaya, M.V. (2015). Student Volunteering: Motivation of Volunteers and Specific Features of Their Activity. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 81-88. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Pevnaya, M.V., Kuzminchuk, A.A. (2016). Dynamics of Students' Volunteering in the Sverdlovsk Region. Vestnik permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universite-ta. Sotsial'no-ekonomicheskiye nauki = PNRPU Sociology and Economics Bulletin.. No. 4, pp. 135-148. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2017). Training and Professional Volunteer Organizations. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. No. 6 (213), pp. 147-154. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2018). Volunteer Organization as a School of Students' Vocational Trials. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 4, pp. 86-92. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Neverova, L.V. (2016). The Study of the Potential of Volunteerism: Pedagogical Context. Chelovek i obrazovanie = Man and Education. No. 2. (47), pp. 124-127. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Ermilova, A.V., Isakova, I.A., Ignatieva, V.I. (2018). Regional Problem Field of Volunteering. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta Seriya: Sotsial'nyye nauki = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. No. 2 (50), pp. 88-97. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Kogan, E.A. (2014). The Attitude of Student Youth to Volunteer Activities. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta Seriya: Sotsial'nyye nauki = Vestnik of the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. No. 4 (36), pp. 144-149. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Gorlova, N.I. (2017). Modern Trends of the Institute of Volunteerism in Russia. Vestnik Kos-tromskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Kostroma State University. No. 3, pp. 77-80. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Khadzhialiev, K.I., Aygubov, L.S. (2015). [The Role of Volunteers Activities in Developing the Youth's Social Activity]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta Seriya "Psikhologo-pedagogicheskie nauki" = Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. No. 3, pp. 69-75. (In Russ.)
13. Kisilenko, A.V. (2018). [Volunteering: The Potential for Self-Organization of Russian Youth]. Nauchnyy rezul'tat. Sotsiologiya i upravleniye. [Scientific Result. Sociology and Management]. No.1, pp. 63-71. DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-1-63-71 (In Russ.)
14. Zborovsky, G.E., Pevnaya, M.V., Vedernikov, A.A. (2018). Volunteering in the Field of Regional Management (The Case of Sverdlovsk Region). Vestnik permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskiye nauki = PNRPU Sociology and Economics Bulletin. No. 4, pp. 10-25. DOI: 10.15593 / 2224-9354 / 2018.4.1 (In Russ., abstract in Eng.)
15. Stebbins, R.A. (1992). Amateurs, Professionals and Serious Leisure. Montreal, QC and Kingston, ON: McGillQueen's University Press. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.105 7%2F9780230625181_27
16. Parker, St. (1994). Group Life: Individual Interests and Social Purposes. New Routes for Leisure: World Leisure Congress. Lisbon, Portugal: Instituto de Ciencias Sociales, Universidade de Lisbon, pp. 423-428.
17. Malchenko, O.N., Bitarova, L.G., Kruzhkov, D.A. (2014). Volunteer Movement in the Russian Federation and Krasnodar Krai. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika = Physical Education, Sports - Science and Practice. No. 3, pp. 84-88. (In Russ., abstract in Eng.)
18. Sukharkova, M.P. (2017). Approaches to Studying Motivation to Participate in Volunteering Practices. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development. No. 9. DOI: https://doi. org/10.24158/ tipor/2017.9/2. (In Russ., abstract in Eng.)
19. Ambarova, P.A. (2015). Temporal Resources of Volunteering. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. Seriya: Sotsialnyye nauki = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. No. 3 (39), pp. 150-158. (In Russ., abstract in Eng.)
20. Maznichenko, M.A., Papazyan, G.S. (2018). Pedagogical Conditions of Personal and Professional Growth of Students in the Context of Volunteer Activities. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 2, pp. 103-113. (In Russ., abstract in Eng.)
21. Pervushina, EA. (2014). Development of Volunteer Activities in Higher Education Institutions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1, pp.112-117. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 25.10.19 Received after reworking 16.11.19 Accepted for publication 04.12.19