Научная статья на тему 'Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодёжи (из опыта работы в ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства»)'

Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодёжи (из опыта работы в ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / SPORTS-ORIENTED APPROACH / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENTS / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАЦИИ / IMPROVEMENT OF THE NATION''S HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ACADEMIC DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Наталья Леонидовна

Рассмотрены и обобщены точки зрения отечественных ученых к изложению роли и функций учебной дисциплины «Физическая культура». Одним из путей качественного решения проблемы нежелания посещать занятия физической культуры у студентов является, по мнению автора, спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодежи в профессиональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports-oriented approach to physical education of students (from work experience in State budget professional educational institution of Irkutsk oblast "Irkutsk college of automobile transport and road construction")

The article considers and summarizes different points of view of Russian scientists on the role and functions of the discipline “Physical Education”. One way of the solution of the problem of students’ reluctance to attend “Physical Education” lessons is, according to the author, a sports-oriented approach to physical education of students in professional educational organizations.

Текст научной работы на тему «Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодёжи (из опыта работы в ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства»)»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК: 37.028:01 ББК: 75.116.042 Н342

Н. Л. Наумова Иркутск, Россия

СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ГБПОУ ПО «ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»)

Рассмотрены и обобщены точки зрения отечественных ученых к изложению

роли и функций учебной дисциплины «Физическая культура». Одним из путей качественного решения проблемы нежелания посещать занятия физической культуры у студентов является, по мнению автора, спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодежи в профессиональных образовательных организациях.

Ключевые слова: спортивно-ориентированный подход, физическое воспитание, студенческая молодежь, здоровье, оздоровление нации, физическая культура, учебная дисциплина.

N. L. Naumova

Irkutsk, Russia

SPORTS-ORIENTED APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS (FROM WORK EXPERIENCE IN STATE BUDGET PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF IRKUTSK OBLAST "IRKUTSK

COLLEGE OF AUTOMOBILE TRANSPORT AND ROAD CONSTRUCTION")

The article considers and summarizes different points of view of Russian scientists on the role and functions of the discipline "Physical Education". One way of the solution of the problem of students' reluctance to attend "Physical Education" lessons is, according to the author, a sports-oriented approach to physical education of students in professional educational organizations.

© Наумова H. Л., 2016

Keywords: sports-oriented approach, physical education, students, health, improvement of the nation's health, physical culture, academic discipline.

Интересы многих учёных сосредоточены на проблеме здоровья и оздоровления нации, что вызывает необходимость изучения исследуемых категорий с позиций переосмысления роли и функций учебной дисциплины «Физическая культура».

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления нации находятся не всегда в плоскости медицины, огромную роль в формировании здорового образа жизни играет образование. Подтверждение тому находим и в ФГОС СПО.

Так в ФГОС СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), читаем, что в результате освоения дисциплины блока 0ГСЭ.05. Физическая культура, студенты должны:

уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data7d 09/ m574.html (дата обращения 18.07.2015)].

Становится очевидным, что долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем студенческой молодежи, должна брать на себя система профессионального образования.

По мнению В. В. Кожанова, оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей [Кожанов, 2006]. В этой связи, среди многочисленных проблем современной педагогической науки и практики особую актуальность приобретает проблема саморазви-

тия культуры здоровья студента, здорового образа жизни, как важной социально-педагогической составляющей.

В. К. Бальсевич [Бальсевич, 1988] ещё в девяностые годы прошлого века утверждал, что современные социально-экономические преобразования в Российской Федерации, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций учебной дисциплины «Физическая культура». К сожалению, Российской образование и среднее профессиональное образование, в частности, оказалось не готово к осознанию значения физической культуры для формирования здоровья человека, воспитания гармонично развитой личности и совершенствования регулирующих систем реализации индивидуальных физических возможностей студентов. Затянувшиеся на многие десятилетия противоречивые реформы в Российском образовании изменили, тем самым, статус физической культуры и усугубили разногласия между социальным заказом общества в подготовке специалистов, понимающих основы здорового образа жизни, роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека и уровнем преподавания дисциплины «Физическая культура». Многочисленные разрозненные модернизационные проекты, частота реформ в российском образовании снизили темпы развития физической культуры в системе подготовки студенческой молодежи и привели к снижению качества учебного процесса.

Традиционный путь освоения ценностей физической культуры, по мнению Л. И. Лубышевой, по-прежнему направлен в основном на выполнение унифицированных зачетных нормативов и выполнение обязательных требований базовой программы [Лубышева, 2002]. Не меняется ситуация и во втором десятилетии XXI века. И сегодня, по прошествии многих лет, физическая культура по-прежнему замкнута на двигательной деятельности. На современном этапе развития образования, невзирая на современные ФГОС, физическая культура рассматривается лишь как направленность на развитие физических качеств и формирование двигательных навыков, тем самым, обедняя возможности данной дисциплины, что, в конечном итоге, приводит к разрыву образования и культу-

ры. Для неквалифицированного наблюдателя образование и культура неразличимы.

М. Я. Виленский утверждает, что сам процесс физического воспитания утрачивает одновременно культурный, нравственный и предметный компоненты [Виленский, 2013]. Вследствие переориентации целевых ориентиров физической культуры, как педагогического процесса при организации занятий, в том числе и у студентов в ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС», сложилась тревожная тенденция к утрате личностного смысла двигательной активности и интереса к учебным занятиям по физической культуре.

Причин нежелания посещать занятия у студентов, мы думаем, много. Попробуем обозначить лишь некоторые из них:

1) чрезмерная дидактичность учебного процесса;

2) автократичный стиль управленческой деятельности преподавателя;

3) перезагруженность учебного зала, слабая материально-техническая оснащенность учебных заведений;

4) игнорирование индивидуальных физических и психологических особенностей студентов;

5) неадекватное оценивание их достижений и физических возможностей;

6) негативное отношение преподавателей к индивидуальным запросам и интересам занимающихся.

«Закономерным следствием на фоне снижения мотивации студентов к занятиям физической культурой и их слабым посещением становится недостаточность двигательной активности, что на фоне высоких интеллектуальных перегрузок влечет за собой ухудшение физической подготовленности и снижение уровня здоровья значительной части студенческой молодежи» [Лотоненко, 1996, с. 24].

В настоящее время основная часть студенческой молодежи не приучена заниматься сохранением здоровья самостоятельно. Вследствие этого, в системе среднего профессионального образования необходимо использовать новые педагогические подходы к преподаванию учебной дисциплины «Физическая

культура», способствующие становлению потребности в саморазвитии культуры здоровья.

Из приведенных фактов следует, что многоаспектность и сложность решения данной проблемы, с учетом необходимости возрождения воспитательного потенциала физической культуры, приобретает в современных условиях исключительно важное социальное значение. Базовой целью антикризисного развития физической культуры, в широком смысле, является выполнение социального заказа на воспитание гармонично развитой личности путем удовлетворения индивидуальных потребностей студентов в двигательной активности с использованием современных инновационных подходов.

По мнению В. К. Бальсевича, обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры, прежде всего связано с наиболее полной реализацией ее культурообразующей и гуманизирующей функций [Бальсевич, 1988]. В этой ситуации студент реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого приобретает свою культурную идентичность. Лишь в этом случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, может образовать себя сама, подчинять образование целям личностного роста, а для этого должны быть созданы соответствующие условия.

В связи с этим, необходима реализация новой стратегии физического воспитания, и, прежде всего, внедрение в практику образовательного процесса таких направлений, как:

- адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию занимающихся;

- гармонизация и оптимизация физической подготовки;

- свобода выбора форм физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с личными склонностями каждого человека.

Одним из приоритетных направлений в решении проблем преподавания физической культуры и повышения мотивации студентов к занятиям должен стать отказ от унификации и стандартизации учебных программ и внедрение в прак-

тику преподавания спортивно-ориентированного подхода. Однако в условиях жесткой алгоритмизации образовательного процесса через реализацию ФГОС, рабочих учебных планов, рабочих учебных программ, комплектов контрольно-оценочных средств и т. д. это становится труднодостижимо.

Мы попытаемся рассмотреть современное состояние образования в области физической культуры, анализ состояния современного физического воспитания - определим, в каком образовательном поле работают преподаватели вышеназванной дисциплины, разъясним социокультурную реальность и попытаемся ответить на вопрос, возможно ли реализовать спортивно-ориентированный подход в современных условиях. Современный этап в развитии профессионального образования непосредственно связан с процедурой государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. «В данном случае проведение оценки качества образования требует ответа на вопрос: «Чей голос является решающим при оценке качества образования?» [Патрусова, 2012].

Фактически становятся труднореализуемыми идеи В. К. Бальсевича о свободе выбора форм физкультурно-спортивной деятельности в процессе освоения учебной дисциплины «Физическая культура» в соответствии с индивидуальными возможностями и склонностями каждого студента. ФГОС и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образо-

вательным программам, реализуемым в СПО предопределяет, регламентирует деятельность педагога физической культуры. Рабочая программа учебной дисциплины Физическая культура является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для конкретной специальности. А федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по конкретной специальности для профессиональной образовательной организации, которая имеет государственную аккредитацию, следовательно, имеет право на реализацию программ подготовки специалистов. Это привело к тому, что не может быть в полном объеме решена задача, направленная на удовлетворение запросов и потребностей личности каждого студента на основе личностно-значимых мотивов. Преподаватели физической культуры вынуждены отказаться от предоставления возможности выбора студентом того вида деятельности, который позволяет в большей степени удовлетворять возникающие потребности и получить положительные эмоции. В качестве основных принципов образовательной деятельности становится неукоснительное следование требованиям ФГОС.

Вместе с тем, вполне отчетливо осознается, что повышение мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой будет эффективным, если предлагаемые учебные программы дисциплины станут учитывать запросы и потребности студентов в сфере физической культуры и спорта с учетом возрастных, индивидуальных и других особенностей.

Как выстроить образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура» в условиях жесткоориентированных экспертных методик, направленных на определение соответствия содержания и качества ФГОС в процессе государственной аккредитации, ведь «существующая система государственной аккредитации в России накладывает своеобразный отпечаток на процесс оценки качества образования» [Патрусова, 2012].

Ответ находим в том же ФГОС в разделе VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена в той части, где речь идет о физической культуре. Согласно ФГОС дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях) [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) // [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 574 от 10.11.2009. Зарегистрирован в Минюст России от 08 декабря 2009 г. N 15451. -URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m574.html. (дата обраще-ния18.07.2015)].

Резерв мы видим именно в рамках тех двух часов самостоятельной работы, за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях.

Внеаудиторные занятия для студентов колледжа могут быть направлены на углубленное изучение отдельных видов спорта и современных двигательных систем с учетом индивидуальных возможностей и склонностей каждого студента. Выбор секций, клубов спортивной направленности является потребностью студентов.

В настоящее время на основе спортивно-ориентированного подхода с учетом материально-технической базы, регионально-территориальных, социокультурных особенностей и возможностей кадрового потенциала на базе ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС» реализуется самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС в форме спортивных клубов и секций.

Студентам в ГБПОУ ПО «ИКАТ и ДС» предложено несколько секций и клубов:

1) волейбол;

2) баскетбол;

3) легкая атлетика;

4) атлетическая гимнастика;

5) универсальное направление (для студентов, не избравших специализированную секцию) - это стандартные занятия физической культурой;

6) рекреационно-оздоровительное направление (которое преимущественно сформировалось из студентов специально-медицинской группы, имеющих отклонения в здоровье, хронические болезни или приобретенные, оказывающие значительное негативное влияние на ведущие функциональные системы жизнеобеспечения организма).

При такой организации внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях отмечен высокий уровень активности и заинтересованности студентов к реализации спортивно-ориентированного подхода. Основанием для позитивных отношений, как и предполагалось, послужило удовлетворение личностных потребностей и мотивов студентов в реализации своих индивидуальных физических возможностей в избранном виде спорта.

Исходя из принципа реализации спортивно-ориентированного подхода в практической деятельности, учитывая положительную тенденцию распределения на группы и позитивный опыт работы в других образовательных организациях профессионального образования можно предположить, что данный подход окажется эффективным в двух направлениях.

Во-первых, удовлетворение интересов и потребностей личности в сфере физической культуры, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей каждого студента, должно обеспечить оптимальный уровень посещаемости (систематический) занятий физической культурой, что позволит сформировать у занимающихся устойчивую потребность в занятиях, самостоятельном физическом развитии, сохранении высокого уровня работоспособности и культуры здорового образа жизни.

Во-вторых, высокий уровень мотивации к избранному виду спорта и желание добиться высоких результатов позволит студентам овладевать в совершенстве новыми техническими приемами, средствами и методами физкультурно-спортивной деятельности, техническими умениями ведения спортивной борьбы

или навыками организации самостоятельных занятий и дозирования физических нагрузок.

Все это, в свою очередь, должно оказать непосредственное влияние на специфическую и общефизическую подготовленность занимающихся, повысить уровень физического развития и сформированное™ ведущих физических качеств и способностей, обеспечив тем самым высокий уровень технической и функциональной подготовки в избранном направлении.

Так же следует учесть важную взаимосвязь переноса сформированного двигательного навыка на другие виды спортивной и трудовой деятельности, что без труда позволит студентам, специализирующимся в одном направлении, быстро овладевать техническими приемами других спортивных видов и выполнять успешно нормативы общефизической подготовленности любого раздела стандартной программы физического воспитания.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что результатом такой работы станет овладение студентами релевантной информацией, относящейся к делу, предусматривающей в качестве операционного инструмента творческое развитие субъектов образовательного пространства. А это, в свою очередь, приведет к такой форме релевантно-консультативных отношений между педагогом и студентом, которая позволит эффективно взаимодействовать в учебном процессе, успешно осваивать предмет «Физическая культура», осуществляя, тем самым, переход от административно-командной формы организации образовательного процесса к личностно-ориентированному образованию.

Библиографический список

1. Андрюшенко Л. Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий. Волгоград: ВГСХА. 2001. 164 с.

2. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. М.: ФиС, 1988. 208 с.

3. Виленский М. Я. Физическая культура: учебник / 2-е изд., стер. М.: КноРус, 2013. 424 с.

4. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. М.: Гардарики, 2013. 240 с.

5. Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12-14.

6. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциация / Л. И. Лубышева, В. В. Кожанова // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3.С. 11-14.

7. Лотоненко А. В. Физическая культура студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 3. С. 23-27.

8. Николаев Ю. М. К проблеме развития физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. С. 2-10.

9. Патрусова А. М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 1 (8). С. 26-32.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) // [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 574 от 10.11.2009. Зарегистрирован в Минюст России от 08 декабря 2009 г. N 15451. -URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m574.html. (дата обращения18.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.