Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО'

СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
326
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / БОЙКОТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонтьев Е. Д.

В статье раскрыты закономерности оказания влияния спортивной политики на различные стороны жизни современного общества, попытки использовать методы политического давления на руководство как внутри страны, так и на международной арене. Автором подробно проанализированы всевозможные способы использования спорта в интересах мобилизации населения на поддержку самых различных акций, предпринимаемых государственными структурами, в том числе организацию бойкота крупных международных спортивных соревнований, а также в качестве одного из эффективных инструментов «мягкой силы» государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS POLICY AS A TOOL OF INFLUENCE ON MODERN SOCIETY

The article deals with the influence of sports policy on various aspects of the life of modern society, the use of sports as an effective tool of political influence both within the country and in the international arena. The author describes in detail the various ways of putting pressure on government structures with the help of sports, the use of sports in the interests of mobilizing the population to support a variety of actions taken by state structures, as well as one of the elements of the “soft power” of the state.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

Научная статья УДК 327

DOI 10.52070/2500-347X_2022_2_847_48

спортивная политика как инструмент воздействия на современное общество

Е. Д. Леонтьев

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия edi24@maii.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье раскрыты закономерности оказания влияния спортивной политики на различные стороны жизни современного общества, попытки использовать методы политического давления на руководство как внутри страны, так и на международной арене. Автором подробно проанализированы всевозможные способы использования спорта в интересах мобилизации населения на поддержку самых различных акций, предпринимаемых государственными структурами, в том числе организацию бойкота крупных международных спортивных соревнований, а также в качестве одного из эффективных инструментов «мягкой силы» государства.

спорт, спортивная политика, профессиональный спорт, массовый спорт, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни, спортивные соревнования, международные соревнования, Олимпийские игры, бойкот

Для цитирования: Леонтьев Е. Д. Спортивная политика как инструмент воздействия на современное общество // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 2(847). С. 48-53. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_2_847_48

Original article

Sports Policy as a Tool of Influence on Modern Society

Evgeniy D. Leontyev

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia edi24@maii.ru

Abstract.

The article deals with the influence of sports policy on various aspects of the life of modern society, the use of sports as an effective tool of political influence both within the country and in the international arena. The author describes in detail the various ways of putting pressure on government structures with the help of sports, the use of sports in the interests of mobilizing the population to support a variety of actions taken by state structures, as well as one of the elements of the "soft power" of the state.

Keywords: sports, sports policy, professional sports, mass sports, physical culture and sports, healthy lifestyle,

sports competitions, international competitions, Olympic Games, boycott

For citation: Leontyev, E. D. (2022). Sports policy as a tool of influence on modern society. Vestnik of Moscow State

Linguistic University. Social Sciences, 2(847), 48-53. DOI 10.52070/2500-347X_2022_2_847_48

введение

Спорт в настоящее время в жизнедеятельности любого общества выполняет целый ряд важных функций: социальных, политических, экономических, культурных. Сюда относятся и насаждение здорового образа жизни, и воспитание мужества, выдержки, патриотизма, гордости за свою страну. Особенно роль и значение спорта в целом и спортивной политики, в частности, в оказании влияния на процессы, происходящие в обществе, возрастают в условиях резкого обострения информационного противоборства как на международной арене, так и внутри самих стран, что несомненно касается проводимой спортивной политики и Российской Федерацией.

роль спорта в жизни современного общества

В современном глобализирующемся мире спорт представляет собой общественное явление, имеющее отношение к значительным по численности группам населения практически во всех странах мира. К важнейшей функции, которую успешно выполняет спорт в социальной и политической жизни современного общества, относится, прежде всего, пропаганда здорового образа жизни. По данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВцИОМ), граждане Российской Федерации очень ответственно относятся к здоровому образу жизни, большинство россиян (70 %) занимаются спортом для укрепления своего здоровья1.

Однако этой функцией роль и значение спорта не ограничиваются. Проведение в рамках страны престижного международного соревнования, так же, как и особенно победа выдающихся спортсменов или национальной команды на этих соревнованиях существенным образом поднимают волну патриотизма среди основной массы граждан страны, служат сплочению всей нации. Достигнутые в ходе подобных соревнований результаты позволяют политической элите страны эффективно использовать спорт в качестве действенного инструмента политического влияния на общество [Meynaud, 1966].

В рамках изучения политической составляющей спорта часть исследователей придерживается мнения, что понятие «спортивная политика» адекватно термину «социальная политика в области спорта» [Исаев, 2002, с. 14]. С этой

1Опрос показал отношение россиян к занятию спортом // РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/20191113/1560877330.html

точки зрения спортивная политика может рассматриваться как одно из направлений социальной политики. Спортивная политика оказывает свое воздействие на массы населения в первую очередь через политические партии, различные общественные и спортивные организации, которые в свои программы включают вопросы, касающиеся организации и вовлечения населения регулярным занятием как оздоровительным спортом, так и профессиональным.

В своей деятельности по оказанию влияния на государственные органы, опираясь на возможности средств спортивной политики, политические партии и общественные организации используют следующие три способа. К первому из них относится проведение спортивных мероприятий самого различного плана в целях демонстрации протестных настроений отдельных групп населения, недовольных решениями руководства страны по конкретному вопросу или в целом осуществляемой политической линией. Попытки оказания давления на руководство государства в решении различных социальных или политических вопросов в той или иной форме и степени имеют место практически в период подготовки и проведения любых крупных спортивных соревнований, особенно международного плана. Подобные попытки имели место в период подготовки к проведению зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., когда значительные расходы на строительство спортивных объектов Олимпиады искусственно связывались с низким жизненным уровнем населения России и обвинениями организаторов в якобы нецелевом расходовании средств и имевших место случаях коррупции (dw.com, 31.05.2013).

Во-вторых, призывы к организации и проведению бойкота различных международных спортивных соревнований, в первую очередь международного уровня. Подобные попытки, к глубокому сожалению, предпринимались неоднократно с момента самого возрождения П. Кубертеном олимпийского движения и Олимпийских игр в 1896 г. [Гик, Гупало, 2014]. Самой масштабной в этом отношении явилась организация западными государствами во главе с С111А бойкота летних Олимпийских игр в Москве в 1980 г., которые в качестве формального повода использовали отправку частей 40-й армии Советских вооруженных сил в Афганистан в декабре 1979 г.

Попытки организации бойкота крупных международных спортивных мероприятий в качестве средства политического давления не прекращаются и в Новейшей истории. Не явились в этом отношении исключением и зимние Олимпийские

игры в Сочи, где в качестве повода к попытке организации бойкота послужило принятие Государственной Думой закона о запрете гей-пропаганды, а также о якобы имевшей место «оккупации российскими воинскими формированиями части грузинской территории» (В. Э. Багдасарян. Олимпиада и политика: идеологический ракурс // Центр научной и политической мысли и идеологии. 20141). Но, несмотря на всю мощь развернувшейся антироссийской пропаганды, сорвать подготовку и проведение сочинской Олимпиады организаторам бойкота не удалось: зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи и по представительству руководителей государств-участников, и по самому проведению, по оценкам спортсменов и гостей, явились самыми лучшими за всю послевоенную историю проведения зимних Олимпиад.

Попытка организации бойкота со стороны представителей американского конгресса была предпринята и в 2018 г. в связи с проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (REGNUM, 15.08.2008). В качестве повода к организованной ими политической акции на сей раз была предпринята попытка использовать ситуацию, связанную с включением Республики Крым и Севастополя в состав России. И сегодня методы оказания политического давления на руководство отдельных государств с использованием стратегии организации бойкота крупных международных спортивных соревнований, не потеряли свою актуальность. В преддверии проведения зимних Олимпийских игр в Китае в 2022 г. США и ряд их союзников заявили о дипломатическом бойкоте -отказе посылать в Пекин на открытие Олимпиады свои дипломатические и официальные делегации, мотивируя свои действия якобы имеющим место притеснениями уйгуров в Синьдзян-Уйгурском автономном районе (М. Коваленко. США заплатят за ошибочные действия. Китай пообещал ответить на дипломатический бойкот Олимпиады 2022 // Коммерсант, 07.12.2021).

В-третьих, накануне и ходе проведения крупных международных соревнований, как правило, существенным образом активизируют свою деятельность криминальные группировки самой различной направленности, пытающиеся использовать данные мероприятия в своих преступных целях - оказания давления на правительства государствучастников, с угрозами проведения террористических актов. Подобная попытка была предпринята и в преддверии Олимпиады в Сочи со стороны международной террористической

1URL: http://rusrand.ru/analytics/ olimpiada-i-politika-ideologicheskij-rakurs

организации «Имарат Кавказ», руководимой Д. Умаровым (Д. Козлов. Доку Умаров угрожает терактами во время Олимпиады в Сочи // Коммерсант,

16.12.2013).

Что касается внутриполитических проблем деятельности государства, то спортивная политика оказывает влияние в первую очередь на социальные процессы, происходящие в жизни общества. Члены политических партий, спортивных и других общественных организаций, принимая участие в спортивной деятельности, в состоянии мобилизовать население на поддержку самых различных шагов, предпринимаемых определенными государственными органами [Кгоско^ 1984].

Во-первых, высокие результаты, достигнутые спортсменами в ходе соревнований, в значительной мере служат определенным показателем успешной государственной спортивной политики и, таким образом, экстраполируются на весь политический курс страны [Наумов, 2017]. Всё это способствует тому, чтобы отодвинуть на второй план и определенным образом затушевать возникающие на данный период времени социальные проблемы в жизни различных слоев населения.

Во-вторых, показанные спортсменами на соревнованиях высокие достижения в значительной мере служат повышению международного рейтинга государства. Мы имели возможность воочию в этом убедиться, анализируя результаты, достигнутые российскими спортсменам на зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 г. и российскими футболистами на чемпионате мира в 2018 г.

В-третьих, спортивные соревнования объединяют болельщиков и сплачивают значительные группы населения вокруг идеи поддержки своей команды, могут в определенной степени представить собой основу для разработки национальной идеи в целом, т. е. «быть идеальным вместилищем любой идеологии» [Щепинов, 2010, с. 123]. По данным ВЦИОМ, всплеск рейтинга Президента Российской Федерации В. В. Путина пришелся на период, связанный с успехами, достигнутыми нашими спортсменами на зимней Олимпиаде в Сочи в феврале 2014 г. и присоединением Крыма в марте этого же года (Рейтинг Путина достиг максимума за три года, сообщает ВЦИОМ//ria.ru. 10:43

13.03.2014).

В-четвертых, спортивные соревнования международного уровня, в которых, как правило, участвуют профессиональные спортсмены, в немалой степени оказывают влияние на всё остальное населения, побуждая его к занятиям физической культурой и массовым спортом. Так, в период после Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и чемпионата мира по футболу в 2018 г., число граждан

Российской Федерации, желающих приобщиться к занятиям физической культурой и спортом, существенно возросло. Как указал в этой связи на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта В. В. Путин: «За последние 10 лет число тех, кто выбрал спорт как образ жизни, как досуг, возросло с 17 до почти 40 % и превысило 54 млн человек» (К. Завражкин, К. Латухина. Путин поручил принять новую стратегию развития физкультуры и спорта//Российская газета, 27.03.2019).

спорт как инструмент «мягкой силы»

Спорт как один из инструментов «мягкой силы» в интересах решения политических проблем может быть использован в следующих случаях:

- оказания опосредованного или непосредственного давления на национальные олимпийские комитеты и Международный олимпийский комитет;

- попыток экстраполировать рекордные результаты, достигнутые отечественными спортсменами на международных соревнованиях, на достижения в экономике и других областях деятельности государства и тем самым способствовать повышению его имиджа на международной арене;

- стремления укрепить сплоченность населения в решении самых различных вопросов, мобилизовать его на поддержку достижения национальных целей;

- привлечения известных спортсменов к проведению информационно-пропагандистских кампаний как внутри страны, так и за ее пределами, способствующих укреплению репутации руководства страны и проводимой им политической линии.

В настоящее время невозможно решать задачи, связанные с развитием физической культуры и спорта в стране, без соответствующего финансирования со стороны государства, что особенно важно в условиях перехода Российской Федерации к рыночной системе ведения народного хозяйства и в связи с этим изменением системы экономической деятельности спортивных общественных организаций, необходимости привлечения финансовых средств частных лиц, спонсоров в лице представителей крупного бизнеса. «Со спортом связана целая бизнес-индустрия, - отметил Президент РФ В. В. Путин и поручил разобраться, чтобы «часть доходов, формирующихся вокруг профессионального спорта, целевым образом направлялась бы на развитие массового спорта, на воспитание новых звезд» (К. Завражкин, К. Латухина. Путин поручил принять новую стратегию развития физкультуры

и спорта //Российская газета, 27.03.2019). В этой связи В. В. Путин дал поручение кабинету министров разработать «Стратегию развития физической культуры и спорта до 2030 года», которая была доложена на заседании правительства 24 ноября 2020 г. и утверждена Председателем Правительства М. Мишустиным (Мишустин утвердил стратегию развития физкультуры и спорта в РФ до 2030 года// tass.ru. 28.11.2020).

Стремление использовать спорт для решения различных политических задач характерно не только для государства, но также и для политических партий и общественных организаций [Истон, 1997]. Членство в данных организациях сулит определенные выгоды не только самим спортсменам и тренерам, но и обществу в целом. Спортивные мероприятия самых различных направлений используются активным образом для реализации своих политических целей и задач политтехноло-гами всех уровней. К ним относится в первую очередь использование фанатских групп и объединений в различных политических акциях, особенно деструктивного характера. Наглядным подтверждением может служить использование футбольных фанатских группировок в ходе событий на так называемом «Майдане» на Украине в первом полугодии 2014 г., где они выступали в качестве основной дестабилизирующей силы, зачинщиков нарушения правопорядка и уличных столкновений (Участие украинских ультрас на Евромайдане. Первый этап. shturman1922.livejournal.com>50019.htm[). Практика вербовки футбольных болельщиков для пополнения рядов различных неонацистских организаций широко распространена в некоторых странах Западной Европы [Пальцев и др., 2017].

Процесс подготовки спортивных соревнований европейского и тем более мирового уровня позволяет правительствам государств, добившихся такого права на проведение подобных мероприятий, в значительной степени отвлечь население страны, по крайней мере на определенное время, от существующих социальных и экономических проблем. Особенно большим подспорьем как для правящих политических партий, так и их лидеров являются существенные спортивные результаты, достигнутые как национальными командами, так и отдельными спортсменами, в подготовке и проведении избирательных кампаний.

Возможности по использованию спорта в качестве эффективного инструмента «мягкой силы» способствует также тесная связь организаторов спортивной деятельности со многими средствами массовой информации как внутри страны, так и за рубежом, что позволяет им оказывать влияние и манипулировать общественным мнением

в выгодном для себя свете. Информационные технологии, которыми располагают в настоящее время средства массовой информации, дают возможность возвысить престиж любого государства, его достижения во внутренней и внешнеполитической областях и, наоборот, распространением всевозможных фейков нанести существенный ущерб репутации любой страны [GйLdenpfennig, 1981]. И в этом смысле концентрирование внимания общественности на успехах, достигнутых как отдельными спортсменами, так и национальными командами на крупных международных соревнованиях, позволяет представить их как величайшее достижение всей государственной политики руководства страны.

заключение

С вступлением в XXI век, характеризующийся резким обострением информационного противоборства, в качестве инструмента воздействия

на массовое сознание населения всё в большей мере стали использоваться спорт и соответствующая ему спортивная политика. Спортивная политика стала касаться не только вопросов, непосредственно связанных с проведением различного рода и уровня спортивных соревнований, привлечением населения к регулярным занятиям физической культурой, пропагандой здорового образа жизни, но и в значительной степени проблем социализации, воспитания патриотизма, гордости за свою страну. Достигнутые спортсменами страны выдающиеся результаты на соревнованиях мирового уровня умело экстраполируются государственным пропагандистским аппаратом на всю проводимую им внутреннюю политику, систему ценностей и идеалов, тиражируются средствами массовой информации, специализирующимися в работе с зарубежной аудиторией, в направлении укрепления международного имиджа и репутации государства на международной арене.

список источников

1. Meynaud J. Sport et politique. Paris, 1966.

2. Исаев А. А. Спортивная политика России. М. : Советский спорт, 2002.

3. Гик Е. Я., Гупало Е. История Олимпийский игр. М. : ЭКСМО, 2014.

4. Krockow C. Gesellschaftliche und politische Funktionen des Sports // Beitrage einer Fachtagung: Schriftenreihe der Bundeszentrale fur politische Bildung. Bonn, 1984. Bd. 206. S. 24-33.

5. Наумов А. О. К вопросу о перспективах спортивной дипломатии России (на примере популяризации борьбы самбо) // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 62. С. 57-58.

6. Щепинов А. О. Политический потенциал спорта в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. Политология: актуальные аспекты. 2010. № 3. С. 121-126.

7. Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. II. М. : Мысль, 1997. С. 630-642.

8. Пальцев А. И. [и др.]. Радикальный фанатизм как угроза безопасности футбольным соревнованиям: опыт противодействия и способы локализации / А. И. Пальцев, С. М. Баскаков, С. А. Иванов, С. А. Чалых // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 8. С. 1562-1574.

9. Güldenpfennig S. Internationale Sportbeziehungen zwischen Entspannung und Konfrontation. Koln: Pahl-Rugenstein Verlag, 1981.

references

1. Meynaud, J. (1966) Sport et politique. Paris : Payot.

2. Isayev, A. A. (2002). Sportivnaya politika Rossii = Sports policy of Russia. Moscow: Soviet sports. (In Russ.)

3. Gik, E., Gupalo, E. (2014). Istoriya Olimpiyskikh igr. Seriya: Sport v detalyakh = The history of the Olympic Games. Series: Sport in detail. Moscow: EKSMO. (In Russ.)

4. Krockow, C. (1984). Gesellschaftliche und politische Funktionen des Sports. Beitrage einer Fachtagung: Schriftenreihe der Bundeszentrale für politische Bildung, 206, 24-33.

5. Naumov, A. O. (2017). K voprosu o perspektivakh sportivnoy diplomatii Rossii (na primere populyarizatsii borby sambo) = To the question of the prospects of sports diplomacy in Russia (on the example of the popularization of sambo wrestling). State Administration. Electronic bulletin, 62, 57-58. (In Russ.)

6. Shchepinov, A. O. (2010). Politicheskiy potentsial sporta v sovremennoy Rossii = The political potential of sports in modern Russia. Central Russian Vestnik of Social Sciences. Political science: current aspects, 3, 121-126. (In Russ.)

1. Iston, D. (1997). Kategorii sistemnogo analiza politiki = Categories of system policy analysis. Anthology of World political thought (vol. II, pp. 630-642): in 5 vols. Moscow: Mysl'. (In Russ.)

8. Paltsev, A. I. et al. (2011). Radikalnyy fanatizm kak ugroza bezopasnosti futbolnym sorevnovaniyam: opyt protivodeystviya i sposoby lokalizatsii = Radical fanaticism as a security threat to football competitions: counteraction experience and localization methods. National interests: priorities and security, 8(13), 1562-1514. (In Russ.)

9. Güldenpfennig, S. (1981). Internationale Sportbeziehungen zwischen Entspannung und Konfrontation: der Festfall 1980. Sport. Arbeit. Gesellschaft, 18. Köln: Pahl-Rugenstein Verlag.

информация об авторе

Леонтьев Евгений Денисович

аспирант кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

information about the author

Leontiev Evgeniy Denisovich

PhD Student of the Department of Political Science, Institute of International Relations and Socio-Political Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 25.02.2022 одобрена после рецензирования 01.04.2022 принята к публикации 14.06.2022

The article was submitted 25.02.2022 approved after rewiewing 01.04.2022 accepted for publication 14.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.