Научная статья на тему 'Спортивная подготовка обучающихся в специализированных спортивных центрах (ССЦ) образовательных учреждений'

Спортивная подготовка обучающихся в специализированных спортивных центрах (ССЦ) образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР (ССЦ) / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РАЗВИТИЕ / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SPORTS TRAINING / SPECIALIZED SPORTS CENTER (SSC) / STUDENTS / DEVELOPMENT / TRAINER-TEACHER / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клычков К. Е., Сергеева М. Г.

Материал данной статьи рассматривает возможности спортивной подготовки обучающихся в специализированных спортивных центрах (ССЦ) образовательных учреждений по видам спорта. Уделяется особое внимание физической подготовке обучающихся, выделяются различные направления в организации учебно-тренировочных занятий с методическим обеспечением. Указано, что желание обучающихся двигаться и улучшать собственные физические качества постепенно содействовало модифицированию физических упражнений в новые виды занятий, что, в свою очередь, подразумевает соревновательную составляющую спортивных действий. Описанные направления разбираются содержательно с учетом медицинских показателей обучающихся. В статье особо выделено, что результативность возможна в совокупности уровней физической, тактико-технической, соревновательной и психологической готовности обучающихся. Описано, что спортивная подготовка это особая деятельность, разносторонне влияющая на состояние организма и личности обучающихся. Определено, что спортивная подготовка обучающихся в ССЦ образовательных учреждений, безусловно, выступает главным средством развития и совершенствования необходимых для обучающихся физических качеств, а также является актуальной, так как позволяет вести целенаправленный и конкретизированный процесс в области спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIALIZED SPORTS CENTERS (SSC) OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The material of this article considers the possibilities of sport training of students in specialized sport centers (SSC) of educational institutions according to the types of sports. Special attention is paid to the physical training of students. Different directions in the organization of training sessions with methodological support are defined. It is stated that the desire of students to move and improve their own physical qualities gradually contributed to the modification of physical exercises in new types of activities, which in its turn, implies a competitive component of sports activities. The described directions are analyzed meaningfully taking into account the medical indicators of students. The article emphasizes that the effectiveness is possible in the aggregate levels of physical, tactical and technical, competitive and psychological readiness of students. It is described that sports training is a special activity that affects the state of the body and personality of students. It is determined that athletic training students in the SSC of the educational institutions is the main means of development and improvement necessary for studying the physical qualities, but it is also relevant, as opposed to departments of physical culture, allows you to keep focused and fleshed out the process in the field of sports activities.

Текст научной работы на тему «Спортивная подготовка обучающихся в специализированных спортивных центрах (ССЦ) образовательных учреждений»

УДК 372.879.6

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СПОРТИВНЫХ ЦЕНТРАХ (ССЦ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

К.Е. Клычков, М.Г. Сергеева

Аннотация. Материал данной статьи рассматривает возможности спортивной подготовки обучающихся в специализированных спортивных центрах (ССЦ) образовательных учреждений по видам спорта. Уделяется особое внимание физической подготовке обучающихся, выделяются различные направления в организации учебно-тренировочных занятий с методическим обеспечением. Указано, что желание обучающихся двигаться и улучшать собственные физические качества постепенно содействовало модифицированию физических упражнений в новые виды занятий, что, в свою очередь, подразумевает соревновательную составляющую спортивных действий. Описанные направления разбираются содержательно с учетом медицинских показателей обучающихся. В статье особо выделено, что результативность возможна в совокупности уровней физической, тактико-технической, соревновательной и психологической готовности обучающихся. Описано, что спортивная подготовка - это особая деятельность, разносторонне влияющая на состояние организма и личности обучающихся. Определено, что спортивная подготовка обучающихся в ССЦ образовательных учреждений, безусловно, выступает главным средством развития и совершенствования необходимых для обучающихся физических качеств, а также является актуальной, так как позволяет вести целенаправленный и конкретизированный процесс в области спортивной деятельности.

Ключевые слова: спортивная подготовка, специализированный спортивный центр (ССЦ), обучающиеся, развитие, тренер-преподаватель, образовательные учреждения.

SPORTS EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIALIZED SPORTS CENTERS (SSC) OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

K. Klychkov, M. Sergeeva

Abstract. The material of this article considers the possibilities of sport training of students in specialized sport centers (SSC) of educational institutions according to the types of sports. Special attention is paid to the physical training of students. Different directions in the organization of training sessions with methodological support are defined. It is stated that the desire of students to move and improve their own physical qualities gradually contributed to the modification of physical exercises in new types of activities, which in its turn, implies a competitive component of sports activities. The described directions are analyzed meaningfully taking into account the medical indicators of students. The article emphasizes that the effectiveness is possible in the aggregate levels of physical, tactical and technical, competitive and psychological readiness of students. It is described that sports training is a special activity that affects the state of the body and personality of students. It is determined that athletic training students in the SSC of the educational institutions is the main means of development and improvement necessary for studying the physical qualities, but it is also relevant, as opposed to departments of physical culture, allows you to keep focused and fleshed out the process in the field of sports activities.

Keywords: sports training, specialized sports center (SSC), students, development, trainer-teacher, educational institutions.

В настоящее время учебно-тренировочная подготовка обучающихся в специализированных спортивных центрах (далее ССЦ) образовательных учреждений - это сложный всесторонний процесс, подразумевающий достижение обучающимися самых высоких результатов спортивной деятельности. Учебно-тренировочные занятия в ССЦ по различным видам спорта способны доставить обучающимся положительные эмоции, а также определяют высокое напряжение их моральных и физических сил. Безусловно, необходимо соблюдать меру напряжений на этих занятиях, где обучающиеся

дозируют её самостоятельно по ощущениям. Несоблюдение меры на занятиях могут обернуться негативным образом [9]. Неправильно подобранное дозирование нагрузки на занятиях в ССЦ может пагубно отразиться на физическом, психическом и нравственном здоровье обучающихся.

В спортивной деятельности постоянно идет столкновение с различными трудностями. Обучающимся делают замечания в несобранности, расслабленности или зажатости, спокойствии или агрессивности, в недооценке важности вида занятий, депрессивном состоянии

и ухода с занятий в случае неудачи. Также много внутренних колебаний и мыслей в подготовительный период; что чувствуют обучающиеся, наедине с травмами; как относятся к занятиям юные обучающиеся; как себя вести тренерам-преподавателям с побеждающими и проигрывающими обучающимися и т.д. Обучающимся всех возрастов и квалификаций требуется физическая подготовка [3;10]. Различные виды занятий имеют собственные требования к физическим качествам обучающихся, антропометрии и

функциональным возможностям, поэтому существуют различия в системах физической подготовки по видам занятий.

Желание обучающихся двигаться и улучшать собственные физические качества постепенно содействовало модифицированию физических упражнений в новые виды занятий, что, в свою очередь, подразумевает соревновательную составляющую спортивных действий и регламентирование их сводами норм и правил.

Спортивная деятельность в ССЦ по виду спорта - представляет собой возможности для становления всесторонне развитой личности обучающихся. Она мобилизует многие ресурсы организма для достижения поставленных целей, способствует повышению работоспособности, подстегивает стремление к ЗОЖ и т.д. Содержит достижения общественно-исторической

практики: уровни здоровья обучающихся, спортивное мастерство, научных изысканий в данной области, а также материально-технические ценности (спортивные объекты и сооружения, спортинвентарь и т.д.). Под спортивной деятельностью подразумевают присущие обществу цели, задачи, средства, формы процессов, физического развития обучающихся, а также — это представляет педагогический процесс, формирующий и совершенствующий функции и физические качества обучающихся [2;5-8].

Рядом научных исследований было обосновано, что у тех обучающихся, которые систематически занимаются спортом и показывают высокую активность, складывается собственный дневной режим, усиливается уверенность в себе, более выражен повышенный жизненный тонус, они более коммуникабельны, готовы сотрудничать, удовлетворены

социальным признанием, спокойно

воспринимают критику в свой адрес, более эмоционально устойчивы, настойчивы и умеют вести за собой [2;6;7;9].

Результаты этих наблюдений отмечают стойкое влияние в положительное сторону систематичных учебно-тренировочных занятий в ССЦ образовательных учреждений по видам спорта на характерные стороны личностей обучающихся. Развитие физических качеств отмечается стремлением делать для себя сверх возможностей, показать окружающим свои возможности, однако для этого необходимо регулярно, на постоянной основе поддерживать грамотное физическое развитие. Для воспитания данных качеств ключевым аспектом является период образования обучающихся (6 - 23 лет), на протяжении которого идет закрепление необходимого учебного материала для последующего применения в жизни [5; 8].

Организационно-целенаправленные возможности применения коллективных оздоровительно-поддерживающих и

физкультурно-спортивных мероприятий в ССЦ образовательных учреждений зависят от состояния здоровья обучающихся, их пола и возраста, их физической подготовки, а также от наличия материально-спортивных ценностей и традиций и пр.

Спортивная деятельность в ССЦ образовательных учреждений ведется в течение всех этапов подготовки обучающихся и представлена в многообразии взаимосвязанных форм, способных дополнять своим содержанием друг друга и представленных единым процессом.

Спортивная подготовка обучающихся являются базовой формой спортивной деятельности в ССЦ образовательных учреждений. Она должна планироваться в учебных планах всех специальностей образовательных учреждений, и ее проведение должно быть обеспечено тренерами-преподавателями ССЦ.

Самостоятельная подготовка обучающихся помогает лучше усваивать материал, увеличивать учебно-тренировочное время, способствует более скорому процессу физического развития, а также является средством включения физической активности в повседневную жизнь и отдыхе. Вместе с учебно-тренировочными занятиями в ССЦ, грамотная организация самостоятельной подготовки благоприятно влияет на непрерывное и эффективное физическое развитие [9]. Данная подготовка проводится во внеучебное время по заданию тренеров-преподавателей либо в секциях по видам спорта.

В течение дня занятия физическими упражнениями повышают работоспособность и умственную активность, способствуют

благотворному влиянию на здоровье и условия различной деятельности обучающихся.

Для того, что привлекать обучающихся к регулярным занятиям спортом, организуются массово-коллективные, оздоровительно-

спортивные мероприятия, организующиеся в свободное время на выходных и праздниках и т.д. Они проводятся ССЦ, основываясь на инициативе обучающихся при должном методическом сопровождении тренерами-преподавателями и руководством. Содержание спортивной подготовки в ССЦ регламентируются разработанными программами и курсами, а также руководящими документами в области спортивной деятельности. Учебно-

тренировочный материал программ и курсов направлен на решение существующих задач в области спортивной подготовки обучающихся и содержит теоретический и практический разделы.

Теоретический материал учебных программ должен способствовать освоению обучающимися необходимых знаний по теоретическим и методическим основам спорта и физического воспитания. Эти знания обучающимся доводятся на: лекционных занятиях, семинарах, практических занятиях и в ходе самостоятельного изучения учебного материала и

специализированной литературы. В ССЦ образовательных учреждений наиболее распространены определенные формы проведения спортивной работы: обще-физическая и специально-физическая подготовка, физкультурно-спортивные секции по различным направлениям, лечебно-оздоровительное

направление, персональные занятия и занятия для лиц с ограниченными возможностями.

Спортивная подготовка обучающихся в ССЦ образовательных учреждений по различным направлениям ведется путем применения различных методов и средств физического совершенствования и содержит в себе виды легкоатлетической и тяжелоатлетической подготовок, плавание, гимнастику, физические упражнения общего развития и различные виды подвижных игр. Учебно-тренировочные программы должны реализовываться поэтапно, согласно разработанных планов по спортподготовке, постепенно сменяя вид физических упражнений, либо комплексно, когда используется многообразие упражнений на тренировке. Комплексная спортивная подготовка, как показывает практический опыт, является наиболее эффективной. Процесс спортподготовки обучающихся в ССЦ, помимо разнообразия упражнений, позволяет с большим вниманием

наблюдать за развитием обучающихся в конкретных видах занятий, учитывая их желания, возможности тренеров-преподавателей, а также учебно-материальных средств ССЦ. Данный подход способствует возникновению и поддержанию у обучающихся интереса к спортивной деятельности.

Чтобы определить положительное или отрицательное влияние спортивной подготовки на состояние здоровье обучающегося, предполагается использование различных функциональных тестов и проб, которые показывают работоспособность таких систем, как: сердечно-сосудистая, дыхательная; антропометрию (динамику физического развития); контрольные нормативы (показатели физических качеств обучающихся).

Также необходимо учитывать и такие данные, как: продолжительность сна, режим питания, режим отдыха, настроение и общее самочувствие.

К занятиям по специальной физподготовке в ССЦ обучающиеся допускаются после прохождения медицинского контроля, заключения медицинской комиссии и выдачи справки-допуска к занятиям. Такие занятия проводят тренеры-преподаватели высокой квалификации с образованием в спортивной области не ниже высшего, а также личный тренировочно-соревновательный опыт и наличие разрядов и званий в избранном виде спорта.

Серьезное значение в деятельности тренеров-преподавателей ССЦ образовательных учреждений имеет работа по разным спортивным направлениям в ССЦ. В целом, к спортивной подготовке в ССЦ допускаются обучающиеся без наличия соревновательного опыта, разрядов и званий, но с хорошим физическим развитием и стремлением к тренировкам в избранном виде спорта. Спортивные направления формируются в ССЦ образовательных учреждений согласно материально-технической оснащенности и возможности обеспечения тренировок высококвалифицированными тренерами-

преподавателями. Для организации практических занятий по спортивной подготовке в ССЦ формируются несколько направлений, имеющих свою специфику: подготовительное, тактико-техническое и соревновательное. Ключевой составляющей для этих целей является совокупность методов и способов организации обучения, в которой переплетаются многие приемы и принципы спортивной подготовки с современными методами усвоения учебно-тренировочного материала [1;3;4].

В подготовительном направлении процесс спортивной подготовки заключается в разностороннем физическом совершенствовании обучающихся, а также привития интереса к занятиям. Очень важную роль в методиках проведения данных занятий играет постепенное повышение требований к развитию двигательных навыков и умений, физических качеств и уровням нагрузок. Практические занятия должны содержать программный материал, который является обязательным для всех учебно-тренировочных направлений, специальную подготовку по видам спорта и т.д. Содержание теоретической подготовки должно направляться на получение обучающимися

специализированных знаний в теоретических и методических основ, а также процессов организации спортивной подготовки, а также на выработку у обучающихся установки на необходимость регулярного физического развития.

В направлении тактико-технической подготовки обучающиеся, прошедшие в подготовительном направлении теоретический материал, отработавшие полученные знания и навыки на практике, и выполнившие успешно контрольные нормативы, разбирают и совершенствуют технические аспекты выполнения различных упражнений, а также изучают тактико-психологическую подготовку к соревнованиям.

В соревновательном направлении обучающиеся, прошедшие подготовку в подготовительном и тактико-техническом направлениях, уже готовятся непосредственно к соревновательной деятельности и выступлениям. Данные направления формируются, учитывая нормативный регламент в избранном виде спорта, пол и функциональные возможности организма обучающихся, в зависимости от вида спортивного направления, численности участников на одного тренера-преподавателя. Процесс подготовки в соревновании направлен на отработку упражнений, доведение техники выполнения упражнений максимально до филигранного исполнения, психологическую подготовку подразумевающую сдерживание или наоборот выплеск в нужный момент эмоций, а также выработку стойкости в случае неудачи и дальнейшего совершенствования и выступлений с еще большим рвением.

Спортивная подготовка - это особая деятельность, разносторонне влияющая на состояние организма и личности обучающихся. Ее следует вести так, чтобы она предполагала

кроме улучшения здоровья, еще и совершенствование положительных как для общества, так и для самих обучающихся особенностей. Помимо этого, она должна учитывать знания и опыт, психологической подготовки обучающихся, проводимую по различным направлениям, поскольку от недостатка воли или отсутствия умения управлять эмоциональной сферой может сойти на нет результативность длительных усилий [9; 10].

В спортивной подготовке обучающихся существуют периоды «застоя», связанные с рядом причин: неудачный опыт тренировок и выступлений, смена направления или тренера-преподавателя, проблемы в личной жизни, эмоциональное выгорание и многие другие. В спортивной подготовке тренер-преподаватель является главным наставником, а для юных обучающихся он вектор личностного становления. Помимо этого, тренер-преподаватель кроме своих профессиональных обязанностей, выполняет множество других функций, но в особенности психолога, поскольку психическая готовность обучающихся, в ответственные периоды очень чувствительна, в связи с тем, что обучающиеся часто пребывают в стрессовых состояниях. У тренеров -преподавателей есть ряд задач, подразумевающих проявления давления на обучающихся и поддержания строжайшей дисциплины. Конкуренция в спортивной подготовке заставляет обучающихся проявлять отрицательные качества, а из этого следует, что успешность их подготовки зависит от выступлений, однако в этом случае достижение победы не гарантируется даже при самой выверенной подготовке. Непредвиденность результатов делает соревнования зрелищными, Отсюда поиск и разработка новых направлений и методик спортивной подготовки, тактико-стратегических принципов поведения зависят от всех участвующих в данном процессе.

Спортивная подготовка обучающихся в ССЦ образовательных учреждений, безусловно является главным средством развития и совершенствования необходимых для обучающихся физических качеств. Спортивная подготовка порой очень сложна, требует приложения серьезных физических и морально-духовных усилий. В данном случае наиболее полно раскрывается сущность обучающихся. На учебно-тренировочных занятиях укрепляются волевые качества и характер, совершенствуются навыки управления собой, ориентирования в различных обстоятельствах, быстрого принятия решений, оправданного риска или воздержания от

него, при этом обучающиеся готовятся вместе с соратниками, соревнуются и впитывают опыт общения.

Организация спортивной подготовки обучающихся в специализированных спортивных центрах (ССЦ) образовательных учреждений, является актуальной, поскольку в отличие от кафедр физической культуры, позволяет вести целенаправленный и конкретизированный процесс в области спортивной деятельности. В зависимости от избранного вида спорта

обучающимися, высококвалифицированные тренеры-преподаватели ССЦ организуют всестороннюю подготовку и поддержку (помимо тренировок объяснят теоретически все аспекты упражнений: анатомию, физиологию и т.д.), тщательным образом составят тренировочную программу, учитывающую уровень физической подготовленности, а также медицинских показателей, по готовности выведут и окажут поддержку на соревнованиях.

Литература:

1. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога / В.А. Адольф // Сибирский педагогический журнал. - №»5. - 2013. - С. 38-41.

2. Бахтигулова Л.Б. Психолого-педагогическая мастерская, как инновационная форма обучения / Л.Б. Бахтигулова // Научно-информационный журнал. - М.: Изд-во МГУЛ, №° 5 (97). - 2013. - С. 169.

3. Виноградов Г.П. Атлетизм: Теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений / Г.П. Виноградов. - М.: Советский спорт, 2009. - 328 с.: ил.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671 с.

5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов. - 2-е изд., дораб. -М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 224 с.

6. Гогунов Е.Н. Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Е.Н. Гогунов. - М.: Изд-во "Физическая культура". - 2004. - № 3. - С. 37-39.

7. Дворкин Л.И. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.И. Дворкин. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс". -2001. - 157 с.

8. Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю.Я. Киселев. - М. "Советский спорт". - 2009. - 276 с.

9. Клычков К.Е. Учебно-тренировочная подготовка обучающихся в специализированном спортивном центре / К.Е. Клычков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9.1. - С. 131-143.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, -1991. - 542 с.

Сведения об авторах:

Клычков Кирилл Евгеньевич (г. Москва, Россия), преподаватель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана" (национальный исследовательский университет) (ФГБОУ ВО МГТУ им. Н.Э. Баумана), e-mail: klychckov@yandex.ru

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России), e-mail: sergeeva198262@mail.ru

Data about the authors:

K. Klychkov (Moscow, Russia), lecturer of the Federal state budgetary educational institution of higher education "Bauman Moscow state technical university" (national research university) (FSBEI HE BMSTU), e-mail: klychckov@yandex.ru

M. Sergeeva (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, associate Professor, Senior research associate of NITs-2 of Federal state institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia" (FKU Scientific Research Institute FSIN of Russia), e-mail: sergeeva198262@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2019.136.5.007

Статья поступила в редакцию 12.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.