Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов'

Формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СПОРТИВНЫЙ КЛАСС / SPORTS CLASS / БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ / FAVORABLE CONDITIONS / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратуева Ольга Николаевна, Здолбицкая Марина Юрьевна, Здолбицкий Александр Васильевич

В статье рассматриваются факторы, позволяющие сформировать мотивационно-ценностное отношение к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов. По результатам проведенного эксперимента делается вывод о том, что положительная мотивация улучшает качество подготовки спортсменов без ущерба академической успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратуева Ольга Николаевна, Здолбицкая Марина Юрьевна, Здолбицкий Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE TO THE CHOSEN SPORT AMONG STUDENTS OF SPORTS CLASSES

The article deals with the factors that allow to form motivation to the selected sport activities among students of sports classes. According to the results of the experiment, it is concluded that positive motivation has improved the quality of athletes’ training without loss of academic achievement.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов»

Педагогика

УДК 725.742

кандидат педагогических наук Ратуева Ольга Николаевна

Сибирский Федеральный Университет (г. Красноярск); старший преподаватель Здолбицкая Марина Юрьевна Сибирский Федеральный Университет (г. Красноярск); тренер Здолбицкий Александр Васильевич

Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Энергия» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА У УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, позволяющие сформировать мотивационно-ценностное отношение к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов. По результатам проведенного эксперимента делается вывод о том, что положительная мотивация улучшает качество подготовки спортсменов без ущерба академической успеваемости.

Ключевые слова: мотивация, спортивный класс, благоприятные условия, качество подготовки.

Annotation. The article deals with the factors that allow to form motivation to the selected sport activities among students of sports classes. According to the results of the experiment, it is concluded that positive motivation has improved the quality of athletes' training without loss of academic achievement.

Keywords: motivation, sports class, favorable conditions, quality of training.

Введение. Мотивация играет очень важную роль в жизни любого человека. От наличия мотивации зависит его успех в разных сферах жизни, насколько активным и упорным в достижении цели будет человек. Формирование мотивационно-ценностного отношения к избранному виду спорта начинается именно с создания мотивации.

Экспериментальной деятельностью было создание спортивных классов на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №2», спортивные занятия проходили в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва «Энергия».

Формулировка цели статьи. Нами была поставлена цель выявить факторы, позволяющие сформировать мотивационно-ценностное отношение к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов. Предполагается, что положительная мотивация улучшит качество подготовки спортсменов без ущерба академической успеваемости.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающихся;

- укрепление здоровья обучающихся, повышение их работоспособности;

- развитие морально-волевых качеств личности, творческих способностей;

- создание условий для достижения воспитанниками спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями подростков;

- использование современных образовательных технологий и методик.

Изложение основного материала статьи. В 2014 году был организован спортивный класс из состава обучающихся спортивной школы 2002 года рождения, с которым работа ведется по настоящее время. В течении четырех лет (2014 - 2017) в рамках исследовательской работы отслеживалась эффективность и качество подготовки спортсменов.

Основная задача организации спортивных классов состоит в оптимизации сопряжения расписания в общеобразовательной и спортивной школе. Кроме того, создаются условия для качественного освоения учебной программы и тренировочного процесса. На каждом этапе спортивной подготовки обязательно учитываются возрастные, физиологические, психологические особенности обучающихся.

В своей практической профессиональной деятельности в спортивном классе тренер-педагог применял современные образовательные технологии и методики, такие как:

- здоровье сберегающие;

- информационно-образовательные;

- дифференцированного и индивидуализированного обучения на основе личностно-ориентированного подхода;

- технологию проблемного обучения;

- игровую образовательную технологию.

Здоровье сберегающая технология включает в себя учет возрастных особенностей воспитанников, развитие и сохранение интереса к занятиям, формирование благоприятного психологического фона на занятиях при помощи психологических приемов. Контроль за состоянием здоровья обучающихся осуществлялся через систематические медицинские осмотры в центре спортивной медицины, что позволило отслеживать состояние их здоровья, функциональные возможности, а также вносить коррективы в тренировочный процесс [4].

Информационные образовательные технологии: при анализе и мониторинге спортивной подготовленности обучающихся в Excel и Microsoft Word использовались диаграммы, по которым можно с легкостью оценить уровень роста или снижения подготовленности обучающегося. Воспитанники могли ознакомиться с результатами своей спортивной деятельности, увидев слабые и сильные стороны в их подготовке. Это активизировало познавательную и мыслительную деятельность обучающихся [1].

Использование в работе информационно-компьютерных технологий является одним из ключевых моментов, т.к. мыслительная деятельность обучающихся на тренировках с использованием компьютера способствует более быстрому усвоению теоретического материала, приобретению и закреплению двигательных навыков. Введение средств мультимедиа в тренировочный процесс юных пловцов повысило его эффективность и сократило сроки обучения [1]. Элементы, выполняемые обучающимися, фиксировались на видеокамеру. После выполнения определенного элемента совместно со спортсменом просматривалось выполненное движение на мониторе, обсуждались допущенные ошибки и способы их исправления.

Технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения позволили обеспечить максимальное всестороннее развитие каждому воспитаннику, развивая индивидуальные познавательные способности обучающихся на основе имеющегося у них жизненного опыта. Для его реализации использовался принцип сознательности и активности личности, что побуждало воспитанников на активную умственную и двигательную деятельность, умение анализировать свои двигательные действия, овладевать навыками самоконтроля. Важнейшим принципом считается принцип доступности в обучении [4]. Нагрузка дозировалась каждому индивидуально в зависимости от состояния здоровья и подготовленности, а также с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей. При обучении учитывалось то, что дети одного возраста имеют разный уровень развития.

Технология проблемного обучения. Основой проблемного обучения является целенаправленное формирование таких условий, при которых воспитанники должны применять умения и навыки для преодоления искусственно-созданных препятствий на пути к достижению поставленной цели. Технология проблемного обучения позволила определить уровень сопротивляемости воспитанников к условиям, которые могут возникать при участии в соревнованиях. При планировании и проведении тренировочных занятий с учетом результатов применения технологии проблемного обучения, проводилась психологическая работа с воспитанниками, направленная на преодоление сложных ситуаций.

Игровая образовательная технология способствует созданию дружеской атмосферы в спортивном коллективе, при этом позволяет сохранить элемент конкуренции внутри тренировочной группы. Также способствует улучшению спортивных показателей и информированности воспитанников о других видах спорта. В ходе эксперимента в тренировочные занятия включались не только общеразвивающие упражнения, но и подвижные и спортивные игры.

Ещё одним важным условием эффективности тренировочного процесса на этапе высшего спортивного мастерства является то, что тренировка должна быть круглогодичной, непрерывной (для достижения долговременной адаптации организма спортсмена) и многолетней. Перспективный план и программа составлялись для каждого спортсмена индивидуально, начиная с углубленного этапа, учитывая при этом календарный план спортивно-массовых мероприятий, периодизацию спортивной тренировки. При составлении многолетнего планирования руководствовались следующими принципами и подходами:

- определение конкретных задач на каждом этапе, постепенным и постоянным усложнением тренировочного процесса и соревновательной деятельности;

- подбор наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки с учетом этапов многолетней подготовки;

- принцип всесторонней спортивной подготовки, единства общей и специальной физической подготовки;

- принцип возрастания нагрузок.

На данном этапе с ростом спортивной квалификации ориентация на нормативные величины объемов нагрузки, показателей общей и специальной подготовленности, обусловленные возрастными закономерностями развития основных систем организма, сменяются все более выраженной индивидуализацией подготовки. Поэтому на основе мониторинга систематически прослеживалась динамика роста результатов выступлений и освоения обучающимися образовательной программы. Отслеживались показатели спортсменов по различным видам подготовки, при необходимости вносилась корректировка в индивидуальные планы подготовки.

Особое внимание уделялось мониторингу уровня физической подготовки и спортивных достижений обучающихся, что позволило грамотно разрабатывать индивидуальные планы подготовки с учетом уровня физической и технической подготовленности спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов в спорте возможно только при систематической, целенаправленной, круглогодичной работе.

Основная задача организации спортивных классов состоит в оптимизации сопряжения расписания в общеобразовательной и спортивной школах. Поэтому были созданы условия для качественного освоения учебной программы и тренировочного процесса. Расписание в общеобразовательной школе было составлено с учетом тренировок в спортивной школе. Учитывая достаточно большую физическую нагрузку, было введено дополнительное питание в школьной столовой. Грамотно спланированное расписание позволило освоить тренировочную программу в полной мере всем обучающимся спортивной школы и это полностью подтверждается результатами контрольно переводных экзаменов и соответственно успешным выступлением обучающихся на соревнованиях различного уровня. Если обучающиеся пропускали занятия в общеобразовательной школе по причине выездных соревнований, для них была предусмотрена возможность дополнительных занятий без ущерба для тренировочного процесса, а также широко использовался метод дистанционного обучения с применением компьютерных технологий и Интернета.

Неотъемлемой частью тренировочного процесса в летний период является проведение летней оздоровительной кампании, где главной целью ставлю оздоровление обучающихся. Спортивный лагерь выполняет не только функцию оздоровления, но и является практически тренировочным сбором с организованной культурной программой, в которой с удовольствием участвуют все спортсмены. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни.

Выводы. Важнейшим критерием, показывающим положительные результаты работы со спортивным классом, является сохранность контингента обучающихся. За 2014-2017 г.г. она составила 87,11%. Освоение содержания дополнительной программы обучающимися - 90%. Эти результаты показывают одно из наиболее перспективных направлений развития спортивной деятельности: организация спортивных классов, представленные в Таблице 1.

Таблица 1

Сохранность контингента

2014 НП-1 НП-1 сох. СС-2,3 СС-2,3 сох. Всего

начало конец (%) ВСМ ВСМ (%)

года (чел.) года (чел.) начало года (чел.) конец года (чел.) (чел.) (чел.) (%)

15 13 86,6 8 5 62,5 23 18 78,2

2015 НП-2 НП-2 сох. СС-3 СС-3 сох.

начало конец (%) ВСМ ВСМ (%)

года года начало конец

(чел.) (чел.) года (чел.) года (чел.)

14 11 78,5 5 3 60 19 14 73,6

2016 УТГ-1 УТГ-1 сох. ВСМ ВСМ сох.

начало конец (%) начало конец (%)

года (чел.) года (чел.) года (чел.) года (чел.)

14 14 100 2 2 100 16 16 100

2017 УТГ-2 УТГ-2 сох. НП-1 НП-1 сох. УТГ-1 УТГ-1 сох.

начало конец (%) начало конец (%) начало конец

года (чел.) года (чел.) года (чел.) года (чел.) года года

14 14 100 30 27 90 14 13 92.8

К переходу от этапа начальной подготовки к тренировочному этапу подготовки сохранность контингента повышается. Это говорит о том, что у обучающихся сформирована положительная мотивация к тренировочному процессу. Воспитанники становятся более дисциплинированными, самостоятельными и активными.

По итогам учебного года все обучающиеся освоили программный материал, выполнив требования по общефизической, специальной и технической подготовке. Прослеживается положительная динамика у обучающихся показателей физической подготовленности: результаты контрольно-переводных экзаменов по общей физической подготовке остаются стабильными, средний балл 4,80 (согласно анализу промежуточных и контрольных тестов по физической подготовке). Позитивная динамика физического развития детей соответственно их способностям представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Повышение уровня общей и специальной физической подготовки

№ Вид подготовки 2014 (средний балл по группам) 2015 (средний балл по группам) 2016 (средний балл по группам) 2017 (средний балл по группам)

1. Общая физическая подготовка 4,68 4,71 4,85 4,85

2. Специальная физическая 4,16 4,19 4,53 4,35

Организация работы в спортивном классе, а также использование в работе современных педагогических технологий положительно сказались на достижениях воспитанников, в том числе и на выполнение ими разрядных требований. Достижения воспитанников спортивного класса представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Достижения воспитанников спортивного класса

массовые разряды 1 разряд КМС МС

2014г. 4 3 2

2015г. 19

2016г. 18

2017 г. 20 3

Помимо всего вышеперечисленного, необходимо отметить участие всех воспитанников в соревнованиях различного уровня. Соревнования являются частью тренировочного процесса, служат проверкой уровня подготовленности спортсменов, являются стимулом для дальнейшего совершенствования их спортивного

мастерства. Учащиеся спортивных классов показали высокую результативность, став победителями и призерами первенств Красноярского края, этапов Кубка Сибири, Чемпионата России.

Таким образом, формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям избранным видом спорта у учащихся спортивных классов происходит благодаря созданию благоприятных условий для достижения успехов в соответствии с индивидуальными способностями подростков, что положительно сказывается на достижениях воспитанников. У обучающихся сформирована положительная мотивация к тренировочному процессу. Они становятся более дисциплинированными, самостоятельными и активными. По итогам учебного года все обучающиеся осваивают программный материал, выполняя требования по общефизической, специальной и технической подготовке. Прослеживается положительная динамика у обучающихся показателей физической подготовленности: за последние четыре года результаты контрольно-переводных экзаменов по общей физической подготовке остаются стабильными, средний балл 4,80 (согласно анализу промежуточных и контрольных тестов по физической подготовке). Все воспитанники принимают участие в соревнованиях различного уровня.

Анализируя полученные результаты, можно с уверенностью говорить об отличных показателях работы спортивного класса, благодаря формированию мотивационно-ценностного отношения к занятиям, и, опираясь на полученный опыт, в 2018 году планируется открыть еще один спортивный класс из состава обучающихся 2007 года рождения. В дальнейшем будет проводиться работа со спортивными классами для изучения их эффективности.

Литература:

1. Мыльникова Е.В., Ратуева О.Н. Эффективность визуализации средствами информационных технологий при изучении английского языка // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал - Ялта: РИО ГПА, 2016. С. 133-140

2. Столбов В. В. История физической культуры и спорта / под ред. В. В. Столбова. 3-е изд., перераб. и доп. / В. В. Столбов, Л. А. Финогенова, Н. Ю. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 2011. - 98 с.

3. Столов И. И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения (организационный компонент): монография / И. И. Столов - М.: Советский спорт, 2012. - 212 с.

4. Sobolev S. V., Rozhin S. V., Soboleva N. V., Ryabinina S. K., Ratueva O. N. Technique of indoors vertical rails "climbing" in sports tourism at individual distance // Journal of Physical Education and Sport: Vol 17(3), Art 165, 2017. pp. 1078 - 1083.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Родионова Лидия Ивановна

ФГБОУВО Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИССИПАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. Качество - ведущая цель развития образования. Результатом любой модернизации образования является повышение качества. Особо актуально его определение в условиях глобальных преобразований политической, экономической деятельности и смены ценностных ориентиров человека. В статье актуализируется проблематика качества образования в контексте современных парадигмально-концептуальных положений вариативности образования. Обосновывается идея диссипативности образовательного пространства за счет расширения функций и видов составных частей современного образования. Особое внимание уделяется доказательству недостаточности системно-содержательного представления о качестве современного образования и актуальности разработки его новых оценок. Предлагается внедрение общественной аттестации выпускников и гибких незавершаемых образовательных траекторий в постдипломном образовании.

Ключевые слова: качество образования, образовательное пространство, парадигма, образовательная модель, модель обучения, диссипативная система, традиционное, неформальное и информальное образование, результаты образования, компетенции.

Annotation. Quality is the leading goal of education development. The result of any modernization of education is the improvement of quality. Its definition in the conditions of global transformations of political, economic activity and change of value orientations of the person is especially actual. The article actualizes the problem of the quality of education in the context of modern paradigm and conceptual provisions of the variability of education. The article substantiates the idea of dissipativity of educational space by expanding the functions and types of components of modern education. Special attention is paid to the proof of the insufficiency of the system-content idea of the quality of modern education and the relevance of the development of its new assessments. The introduction of public certification of graduates and flexible unfinished educational trajectories in postgraduate education is proposed.

Keywords: the quality of education, educational space, paradigm, educational model, model of education, dissipative system, traditional, non - formal and informal education, the results of education, competence.

Введение. В истории развития образования проблема его качества всегда была и остается самой актуальной. Особенно злободневной она становится сейчас, в условиях формирования постиндустриального информационного общества и смены ценностных ориентиров человека. Развитие коммуникационных систем и новейших способов передачи знаний преобразует традиционную систему образования и дает возможность активному распространению неформального и информального образования, ориентированного на вариативность образовательных парадигм и концепций. Это определяет современное образовательное пространство как совокупность подсистем, предоставляемых образовательных услуг, круг которых регулируется конкуренцией и индивидуальными предпочтениями личности. Соответственно возникает необходимость поиска интегративных подходов и критериев в оценивании качества вариативного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.