Научная статья на тему 'Специальная физическая подготовка обучающихся вуз средствами баскетбола'

Специальная физическая подготовка обучающихся вуз средствами баскетбола Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / SPORTS / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засека Мария Владимировна, Семенов Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается физическая подготовка обучающихся ВУЗ средствами баскетбола. Уделено внимание актуальной проблеме повышения уровня физической подготовленности обучающихся Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского» в г. Ялте. В данной статье освещается учебный процесс на занятиях по «прикладной физической культуре» в разделе баскетбол. Следует отметить, что исходя из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012, 2017) дисциплина «Физическая культура» входит в общепрофессиональный блок основной образовательной программы. Установлено, что при поступлении в ВУЗ не физкультурного профиля у обучающихся 1 курса наблюдается низкий уровень физической подготовленности. Поступившие обучающиеся, в большинстве, не проходят обучения в спортивных секциях и в школах на уроках по физическому воспитанию в недостаточной мере осваивают раздел «Баскетбол». В учебно-тренировочном процессе одной из задач ставится развития физических качеств, которые обеспечат успешность игровой деятельности. По мнению специалистов, использование специальных упражнений и игр способствует ускорению процесса формирования навыков атакующих действий. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Уровень развития специальной физической подготовленности в начале и в конце учебного года определялся с помощью контрольных упражнений. В педагогическом тестировании применялись следующие тесты для определения уровня физической подготовленности обучающихся: 1.Ведение мяча с обводкой стоек (сек.); 2. Штрафной бросок (кол-во попаданий)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Засека Мария Владимировна, Семенов Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special physical preparation of students of the UNIVERSITY by means of basketball

The article discusses the physical training of students OF higher education by means of basketball. Focus on the actual problem of increase of level of physical preparedness of students of the Humanitarian pedagogical Academy (branch) of FGOU IN "Kazan Federal University named after V. I. Vernadsky" in Yalta. This article covers the educational process in the classroom on "applied physical culture" in the basketball section. It should be noted that based on the Federal law "on education in the Russian Federation" (2012, 2017) discipline "Physical education" is included in the General professional block of the basic educational program. It is established that at receipt in high school the sports profile among students of 1 course there is a low level of physical fitness. Admitted students, most are not training in sports clubs and at schools at lessons of physical education do not sufficiently master the section "Basketball". In the training process, one of the tasks is to develop the physical qualities that will ensure the success of gaming activities. According to experts, the use of special exercises and games contributes to the acceleration of the process of forming the skills of attacking actions. During the research the following methods were used: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, methods of mathematical statistics. The level of development of special physical readiness at the beginning and at the end of academic year was defined by means of control exercises. In pedagogical testing the following tests were used to determine the level of physical fitness of students: 1. Dribbling with stroke stands (sec.) 2. Free throw (number of hits)

Текст научной работы на тему «Специальная физическая подготовка обучающихся вуз средствами баскетбола»

11. Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ. Информационный бюллетень. -Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. - 44 с.

12. Шерайзина Р.М., Донина И.А. Становление и развитие современного руководителя образовательного учреждения / Р.М.Шерайзина, И.А.Донина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 309-312.

13. Euler, Dieter Germany's dual vocational training system: a model for other countries? A study commissioned by the Bertelsmann Stiftung© 2013 Bertelsmann Stiftung .-URL: www.bertelsmann-stiftung.de(дата обращения: 13.04.2018).

14. Mwaniki А. The Most Popular Professions in the United States/ А.Mwaniki // The Most Popular Professions in the United States.-URL: http:// https://www.worldatlas.com/articles/the-most-popular-professions-in-the-united-states.html. (дата обращения: 13.04.2018).

15. The workers Germany needs the most//The Local news de. 14 July 2014.-URL: https://www.thelocal.de/20140714/the-workers-germany-needs-the-most (дата обращения: 13.04.2018).

Педагогика

УДК [796.011.3:796.323.2] 057.875

ассистент кафедры здоровья и реабилитации Засека Мария Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта);

старший преподаватель кафедры спорта и физического воспитания Семенов Дмитрий Сергеевич

Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗ СРЕДСТВАМИ

БАСКЕТБОЛА

Аннотация. В статье рассматривается физическая подготовка обучающихся ВУЗ средствами баскетбола.

Уделено внимание актуальной проблеме повышения уровня физической подготовленности обучающихся Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского» в г. Ялте. В данной статье освещается учебный процесс на занятиях по «прикладной физической культуре» в разделе баскетбол. Следует отметить, что исходя из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012, 2017) дисциплина «Физическая культура» входит в общепрофессиональный блок основной образовательной программы. Установлено, что при поступлении в ВУЗ не физкультурного профиля у обучающихся 1 курса наблюдается низкий уровень физической подготовленности. Поступившие обучающиеся, в большинстве, не проходят обучения в спортивных секциях и в школах на уроках по физическому воспитанию в недостаточной мере осваивают раздел «Баскетбол».

В учебно-тренировочном процессе одной из задач ставится развития физических качеств, которые обеспечат успешность игровой деятельности. По мнению специалистов, использование специальных упражнений и игр способствует ускорению процесса формирования навыков атакующих действий. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Уровень развития специальной физической подготовленности в начале и в конце учебного года определялся с помощью контрольных упражнений. В педагогическом тестировании применялись следующие тесты для определения уровня физической подготовленности обучающихся:

1.Ведение мяча с обводкой стоек (сек.);

2. Штрафной бросок (кол-во попаданий)

Ключевые слова: баскетбол, обучающиеся, спортивные игры, соревновательная деятельность, физическая подготовленность.

Annotation. The article discusses the physical training of students OF higher education by means of basketball.

Focus on the actual problem of increase of level of physical preparedness of students of the Humanitarian pedagogical Academy (branch) of FGOU IN "Kazan Federal University named after V. I. Vernadsky" in Yalta. This article covers the educational process in the classroom on "applied physical culture" in the basketball section. It should be noted that based on the Federal law "on education in the Russian Federation" (2012, 2017) discipline "Physical education" is included in the General professional block of the basic educational program. It is established that at receipt in high school the sports profile among students of 1 course there is a low level of physical fitness. Admitted students, most are not training in sports clubs and at schools at lessons of physical education do not sufficiently master the section "Basketball". In the training process, one of the tasks is to develop the physical qualities that will ensure the success of gaming activities.

According to experts, the use of special exercises and games contributes to the acceleration of the process of forming the skills of attacking actions. During the research the following methods were used: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, methods of mathematical statistics. The level of development of special physical readiness at the beginning and at the end of academic year was defined by means of control exercises.

In pedagogical testing the following tests were used to determine the level of physical fitness of students:

1. Dribbling with stroke stands (sec.)

2. Free throw (number of hits)

Keywords: basketball, students, sports, competitive activity, physical fitness.

Введение. Обучения в ВУЗе характеризуется хроническим, эмоциональным и интеллектуальным напряжением на фоне дефицита двигательной активности. Однако на занятиях по «прикладной физической

культуре» решается ряд задач для улучшения данных показателей. Так, например воздействие баскетбола на воспитание определенных личностных качеств обучающейся молодежи. Баскетбол является коллективной игрой, что способствует развитию у игроков настойчивости, решительности, целеустремленности коллективизма. Данные качества благоприятно влияют на обучение в ВУЗ в целом.

Применение баскетбола в гуманитарных вузах является эффективным средством развития творческого мышления обучающихся.

Логика суждений приводит к следующему, что применение баскетбола при организации процесса физического воспитания обучающихся позитивно влияет на гармонизацию личности студента, и одновременно, обучающемся предоставляется возможность заниматься видом спорта, которому он хотел бы научиться, но не имел такой возможности до поступления в ВУЗ.

Привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследования работы: Е. Г Бабушкина, С. Г. Защука, Т. В. Ивгатовой, Ж. Л. Козиной, В. М. Корягина, А. А. Коршунова [2, С. 8-12; 3, С. 69-71; 4, С. 35-38; 6, с. 12; 7, С. 865-70].

Формулировка цели статьи. Определить динамику уровня развития физической подготовленности в баскетболе. Для решения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основании научно и научно-методической литературы изучить уровень физической подготовленности обучающихся не физкультурных ВУЗов;

2. Определить темпы прироста физической подготовленности с применением экспериментальной методики.

Изложение основного материала статьи. В исследовании использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Педагогическое тестирование проводилось на базе Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета «им. В. И. Вернадского» в г. Ялте, в котором принимали участие 67 обучающихся 1 курса.

У обучающихся Гуманитарной академии занятия проводились 2 раза в неделю по 1,5 часа, в соответствии с учебным планом. Учебно-тренировочный процесс был направлен на развития гибкости, выносливости, быстроты, силы и ловкости.

К основным задачам учебно-тренировочного процесса в баскетболе относиться:

1. Дальнейшее обучение и совершенствование элементов техники и тактики игры в баскетбол.

2. Воспитание у обучающихся высоких моральных, волевых и физических качеств.

3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, поддержание высокой физической работоспособности на протяжении всего периода обучения.

4. Профессионально-прикладная физическая подготовка с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

Занятия по прикладной физической культуре состоит из вводной части, подготовительной, основной и заключительной. В вводной части занятия педагог организовывает обучающихся, строит, отмечает посещаемость, сообщает задачи занятия. В подготовительной части занятия применялись разновидности ходьбы, ОРУ в движении, беговые упражнения, а также ОРУ на месте (в парах, с теннисными мячами, со скакалками, с гимнастическими палками). В основной части применялись следующие упражнения:

I Броски в кольцо со средней дистанции;

2Штрафные броски;

3. Броски в кольцо с ближней дистанции;

4. Передачи мяча двумя руками в парах.

5.Передачи одной рукой под ногой.

6.Передачи в парах. выполнять двумя руками после передачи выполнить поворот на 360°.

7.Передача двумя руками от грудей вращения мяча вокруг себя.

8.Передачи в парах в движении;

9. Выполнение двойного шага

10.Ведение мяча с элементами жонглирования;

11. Обводка стоек (правой левой рукой) с забиванием мяча в кольцо с двойного шага;

12. Выполнять вышагивание вправо, влево постепенно добавлять обманные движения.

13. Игра 3х3 на пол площадки;

II .Игра 5х5 без ведения мяча;

В конце основной части применялась игра в баскетбол.

В заключительной части занятия применялись упражнения на восстановления дыхания и на внимание, а также подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Для определения уровня развития координационных способностей у обучающихся применялся тест «штрафной бросок» в тесте учитывается количество попаданий из 10 попыток (Рис. 1).

Рисунок 1. Техника выполнения штрафного броска

В тестировании принимали участие обучающиеся 1 курса по специальностям прикладная информатика (ИН), начальное образование (НО), и графический дизайн (ГД). Результаты тестирования в начале и в конце учебного года приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели координационных способностей обучающихся 1 курса

Период исследования Показатели М± т

11 НО 11 ИН 11 ГД

(П=20) (п=25) (п=22)

В начале года 1,55+0,71 1,76+0,72 1,77+0,76

В конце года 3,6±0,80 3,84+0,80 3,9+0,82

t 2,08 2,06 2,78

P <0,05 <0,05 <0,01

Из данных таблицы видно, что выявлена положительная динамика развития координационных способностей обучающихся 1 курса по всем трем специальностям.

Отличительной чертой стала техника выполнения броска, в начале года среди обучающихся основной ошибкой во время броска была низкая траектория полета мяча, а в конце учебного года броски выполнялись прям в корзину, а не от щита.

Вторым контрольным нормативом применялось ведение мяча с обводкой стоек (Рис. 2). Данное упражнение закрепит у обучающихся технику ведения мяча, воспитание координации движений ног, маневренности, а также скоростной выносливости в игровой обстановке.

Необходимо отметить, что ведение мяча - это технический прием, пользуясь которым каждый игрок самостоятельно может двигаться с мячом по площадке на неограниченное расстояние.

Ведение мяча в баскетболе заключается в перемещении игрока с мячом по площадке и одновременным совершением попеременных отскоков мяча от пола при помощи одной руки.

Рисунок 2. Техника выполнения введения мяча с обводкой стоек

Методика выполнения теста: 5 стоек расставляются каждые 5 метров, по сигналу преподавателя обучающийся ведет мяч с обводкой стоек на время. Результаты тестирования представлены на рисунке 3

О

12 3

■ в начале года ■ в конце года

Рисунок 3. Динамика скоростно-силовых способностей обучающихся 1 курса 1. Группа 11 НО; 2. Группа 11 ИН; 3 Группа 11 ГД

Из данных рисунка видно, что в конце учебного года у обучающихся 1 курса Гуманитарно-педагогической академии результаты в тесте «Ведение мяча с обводкой стоек» улучшились.

Необходимо отметить, что в данном тесте прирост составил в группе 11 НО и 11 ИН- 1,6 с., а у обучающихся 11 ГД - 0,8 с.

При этом достоверные различия выявлены только среди групп 11 НО и 11 ИН (р<0,05).

Выводы:

1. Результаты проведенного нами теоретического анализа и обобщение научно и научно-методической литературы позволяет констатировать, что обучающиеся поступающие в ВУЗ не физкультурного профиля имеют низкий уровень физической подготовленности.

2. При использовании экспериментальной методики отмечается положительные результаты при выполнении технически сложных упражнений баскетболистов. Улучшается качество отдельных приемов таких как штрафной бросок, а также игры в баскетбол в целом.

Литература:

1. Бабушкин В. З. Специализация в спортивных играх / В. З. Бабушкин / К: Здоровье; 1991. - 162 с.

2. Бабушкин Е. Г. Характеристика мотивации спортивной деятельности у взрослых боксеров / Е. Г. Бабушкин // Психология и педагогика средней и высшей школы. 1998. - № 2. - С. 8-12.

3. Защук С. Г. баскетбол в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов / С. Г. Зашук // Проблеми фiзичного виховання i спорту. 2010. №5. С. 69-71

4. Козина Ж.Л. Методологический анализ системы подготовки студенческих баскетбольных команд / С. С. Ермаков, Ж. Л. Козина // Физическое воспитание студентов 2011. - № 3 С. 35-38

5. Козина Ж.Л. Индивидуализация подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Монография / Ж.Л. Козина - Харьков: «Точка», 2009. -396 с.

6. Корягин В. М. Подготовка квалифицированных баскетболистов / В. М. Корягин / - Львов: "Край", 1998. - С. 12

7. Коршунов А. А. Пути оптимизации физической подготовки учащейся молодежи / А. А. Коршунов, В. П. Шевченко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2002. - N 5. - С. 65-70.

8. Луничкин В.Г. Методология подготовки олимпийского резерва в баскетболе / В. Г. Луничкин // Теория и практика физической культуры, 1991. - №7. - С. 52-54

9. Печенков В. В. Проблемы индивидуальности: общие и специально человеческие типы ВНД / В. В. Печенков // Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Ред. Голубева Э.А., Ольшанский В.Б., М., 1997, С. 69-82.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Земляной Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры Петренко Дмитрий Андреевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ У КУРСАНТОВ И

СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД

Аннотация. В данной статье представлен личный тренерский опыт тренировки курсантов и слушателей системы МВД боевым приёмам борьбы, рассмотрены ведущие принципы обучения борьбе, исходя из различной подготовки обучаемых; основные этапы тренировочной подготовки спортсменов к соревнованиям. Ключевые слова: тренировка, боевые приёмы борьбы, курсанты и слушатели системы МВД. Annotation. This article presents the personal trainer's experience of training cadets and students of the Ministry of internal Affairs combat fighting techniques, considered the leading principles of training in the fight, based on the different training of students; the main stages of training athletes for competitions.

Keyword: training, fighting techniques of wrestling, cadets and listeners of system of the Ministry of internal Affairs

Введение. В связи со сложным характером профессиональной деятельности в системе МВД, нередко сопровождающимся риском для жизни, овладение на высоком уровне боевыми приёмами являются важной частью профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД. При этом успешность деятельности тренера-преподавателя по физической подготовке и спорту определяется его идейной стойкостью, профессиональной убежденностью, служебной направленностью, чувством личной ответственности за порученное дело, дисциплинированностью, организованностью и развитием других морально-профессиональных качеств [3-7; 14].

Формулировка цели статьи. Целью статьи является рассмотрение методики организации эффективной тренировки боевых приемов борьбы у курсантов и слушателей системы МВД.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим этапы учебно-тренировочного процесса в овладении приемом, который широко применяется на практике в соревновательной деятельности спортсменов различных единоборств, как удар ногой по бедру соперника - " лоу-кик".

На первом, начальном этапе ознакомления с приемом, конечно, необходимо четко, образцово показать его, с той допустимой эффективностью: скоростью, точностью исполнения, практической направленностью, которая приемлема к действительному применению и приравненная к целостному тренировочному процессу. Также в дальнейшем процессе ознакомления и плане уже психологической подготовки необходимо рассказать, как и где он применяется, обосновать обучаемым силу этого приема применяемого на практике, так как, обладая меньшей амплитудной характеристикой но высокими скоростными параметрами он наносится в одну из болевых частей тела соперника, что нередко выключает его из дальнейшей борьбы от возникающего болевого шока. Также в целях четкого откладывания в памяти обучаемого выполнения этого приема можно привести конкретные случаи из практики или показать фрагменты из учебных видео и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.