Научная статья на тему 'Спортивная педагогика в информационном обществе'

Спортивная педагогика в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / MIND SPORTS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скаржинская Е.Н., Новоселова М.А., Борисов А.Д.

Nowadays the theory of post-industrial or information society is dominant, Its theoretical issues were worked in the «Strategy of information society development in the Russian Federation» and State program of the Russian Federation «Information society (2011-2020)». Social transformation embraces the main spheres of human life activity and provokes the immanent tendency to reconsideration of educational technologies. In the information society most of the people are busy in the information sector of economy, with information as the main produce and intelligence as a dominant personal characteristic of data processing at decision making. Herewith, intellectual work is interconnected with skills of mastering of information and communicative technologies as the principal material and technical conditions of accumulation, storage and transfer of information. So fundamental social changes like social structure are focus the attention of teaching community on intelligence formation and information and communicative competences, and sports pedagogics cannot ignore this objective situation. The purpose of the study was theoretical approval of development of mind sports. The study was of integrated character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивная педагогика в информационном обществе»

УДК: 796:378:304

СПОРТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА

в информационном обществе

Кандидат педагогических наук Е.Н. Скаржинская

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Московская область

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Новоселова

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Директор спортивного клуба МГТУ «СТАНКИН» А.Д. Борисов, Москва

SPORTS PEDAGOGICS IN INFORMATION SOCIETY E.N. Skarzhinskaya, Ph.D. Moscow state academy of physical culture, Malakhovka, the Moscow region

M.A. Novoselova, associate professor, Ph.D.

Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPC), Moscow A.D. Borisov, director of sports club MSTU Stankin, Moscow

Key words: pedagogics, physical culture, mind sports, society.

Nowadays the theory of post-industrial or information society is dominant, Its theoretical issues were worked in the «Strategy of information society development in the Russian Federation» and State program of the Russian Federation «Information society (2011-2020)». Social transformation embraces the main spheres of human life activity and provokes the immanent tendency to reconsideration of educational technologies.

In the information society most of the people are busy in the information sector of economy, with information as the main produce and intelligence as a dominant personal characteristic of data processing at decision making. Herewith, intellectual work is interconnected with skills of mastering of information and communicative technologies as the principal material and technical conditions of accumulation, storage and transfer of information. So fundamental social changes like social structure are focus the attention of teaching community on intelligence formation and information and communicative competences, and sports pedagogics cannot ignore this objective situation.

The purpose of the study was theoretical approval of

development of mind sports.

The study was of integrated character.

Ключевые слова: педагогика, физическая культура, интеллектуальный спорт, общество.

Введение. Сегодня доминирующей теорией общественного развития является теория постиндустриального, или информационного, общества [9], теоретическая проработанность которой отражена в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [8] и Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [8]. Социальная трансформация охватывает основные сферы жизнедеятельности человека и вызывает имманентную тенденцию пересмотра педагогических технологий [4].

В информационном обществе большая часть населения занята в информационном секторе экономики, где главным продуктом и товаром выступает информация. Доминирующее личностное свойство обработки информации при принятии решений - интеллект. При этом интеллектуальная деятельность сопряжена с навыками освоения информационно-коммуникативных технологий как основных материально-технических условий накопления, хранения и передачи информации. Таким образом, коренные общественные изменения типа общественного устройства акцентируют внимание педагогической общественности на формировании интеллекта и информационно-коммуникативных компетенций, и спортивная педагогика не может игнорировать эти объективные обстоятельства [14].

Цель исследования - теоретическое обоснование развития интеллектуальных видов спорта.

Теоретически и практически педагогами активно разрабатываются педагогические технологии интеллектуального воспитания на различных методологических позициях. Чаще всего игры, дидактические игры как интерактивная форма занятий рекомендуются педагогическим сообществам, в том числе с активным

использованием компьютерной техники [12]. Остается дискуссионным вопрос о выборе содержательного наполнения игр. Наполнение конкретной учебной информацией не всегда способствует выработке абстрактного мышления, технологичности принятия решений и других не менее значимых проявлений интеллекта. В этом случае рекомендуется применение логических/мыслительных игр как вспомогательного средства развития интеллекта, часто в форме факультатива или в системе дополнительного образования [3]. Ценностный потенциал интеллектуальных игр накоплен в спортивной педагогике. Это связано с тем, что некоторые интеллектуальные игры, получив спортивную институализацию, развиваются в новом качестве - в качестве интеллектуальных видов спорта как части спорта вообще, со всеми социокультурными проявлениями.

Внедрение в образовательный процесс интеллектуальных видов спорта с применением информационно-коммуникативных технологий - важная теоретическая и практическая проблема.

Исследование носит комплексный характер и требует консолидации ученых, государственных служащих, общественных деятелей, спортсменов и педагогов.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проводится в настоящее время и будет длиться до 2016 г. Он включает комплексные мероприятия «Московские Интеллектуальные Игры» для студентов и школьников (социологические исследования, вебинары, мастер-классы, научные мероприятия, образовательные фестивали «Московская Интеллиада», учебное пособие «Интеллектуальный спорт» и др.). Исследования проводятся при поддержке Департамента образования г. Москвы.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретические основы для выделения понятийного блока «интеллектуальные виды спорта» в спортивной педагогике заложены в классификации видов спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности Л. П. Матвеевым (1977). В представленной им классификации в пятой группе -виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника.

Интеллектуальными видами спорта мы называем те виды, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта, осуществляется посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознательного над бессознательным. Особо следует акцентировать внимание на том, что в данном случае мы рассматриваем «интеллектуальные виды спорта» как часть «спорта» вообще, тем самым признаем, что проявление интеллекта как структуры личности присуще различным видам спортивной деятельности, однако оно не всегда является определяющим для достижения запланированного спортивного результата. Основной критерий для выделения этих видов спорта - возможность проведения соревнований дистанционно [7]. Поэтому под

предметное поле попадают и некоторые дисциплины компьютерного спорта [1].

Во Всероссийском реестре видов спорта представлены следующие интеллектуальные виды спорта: го, спортивный бридж, шахматы, шашки (следует отметить введение рэндзю дисциплиной шашек в 2012 г.). Также спортивными дисциплинами являются некоторые интеллектуальные игры: спорта для глухих (шахматы, русские шашки, стоклеточные шашки); спорта для лиц с поражением ОДА (шахматы, шашки); спорта слепых (шахматы, шахматы - быстрая игра, шахматы - молниеносная игра, шашки русские, шашки русские - быстрая игра, шашки русские - молниеносная игра, шашки - стоклеточные). Помимо государственно признанных видов спорта в рамках деятельности многочисленных общественных организаций активно развиваются другие виды интеллектуальной состязательности: русские шахматы (таврели), нарды, сеги, сенцы, спортивная версия «Что? Где? Когда?» и т. д.

В 2007 г. в России состоялся «Форум интеллектуального спорта», организованный Ассоциацией муль-тиспорта России, объединивший национальные федерации шахмат, шашек, го, спортивного бриджа. Форум проводится под эгидой Международной Ассоциации Интеллектуального Спорта (IMSA) [13]. Результирующей частью данного мероприятия явилось проведение в 2008 г. в Пекине первых Всемирных Интеллектуальных Игр (World Mind Sports Games, WMSG) [5]. Следует отметить, что в 2014 г. Россия примет в Уфе Всемирные Интеллектуальные Игры [14].

Из представленных в программе видов спорта научно-методические разработки по введению интеллектуальных видов спорта в российское образовательное пространство имеются только по шахматам. Отсутствуют диссертационные исследования го и спортивного бриджа. Недостаточная научно-методическая разработанность не позволяет готовить тренеров и преподавателей по этим видам спорта. Сегодня практически весь тренировочный процесс в го и спортивном бридже ведется усилиями общественных организаций. Такая же ситуация и в компьютерном спорте [6].

Результирующей стороной научного обсуждения внедрения интеллектуальных видов спорта в образовательное пространство явилась поддержка Департамента образования г. Москвы. При непосредственном участии заместителя начальника Департамента образования города Москвы Русецкой Маргариты Николаевны и сотрудников нескольких вузов (РГУФКСМиТ, МГАФК, МГТУ «СТАНКИН») совместно с руководителями федераций по интеллектуальным видам спорта был разработан и реализован план проведения комплексных мероприятий «Московские Интеллектуальные Игры» для школьников и студентов г. Москвы. Всего мероприятиями было охвачено 2854 жителей столицы. Средства массовой информации в достаточной степени освещали этот проект.

Спортсмены высокого класса (заслуженный мастер спорта России, 12-я чемпионка мира по шахматам Александра Костенюк, заслуженный мастер спорта России, многократный чемпион мира по трем видам шашек Александр Шварцман, заслуженный мастер

спорта России, двукратная чемпионка мира по спортивному бриджу Татьяна Пономарева, заслуженный мастер спорта России, бронзовый чемпион Европы по го Наталья Ковалева), а также представители федераций по интеллектуальным видам спорта провели 64 мастер-класса в образовательных учреждениях г. Москвы. Также были организованы образовательные фестивали «Московская Интеллиада». В рамках этих мероприятий была реализована инновационная педагогическая технология: с соревновательной формы проведения акцент был смещен на образовательную. Каждый из участников «Интеллиады» при регистрации получал «Паспорт участника». В специально отведенных помещениях/площадках (в зависимости от типа сооружения) проводились мастер-классы, сеансы одновременной игры, а также участники имели возможность выполнять тестовые задания в раздаточных бланках (в соответствии с возрастной группой). Успешное участие в любом формате отмечалось печатью в «Паспорте участника» (на каждой печати - конкретный интеллектуальный вид спорта). При завершении фестиваля «Паспорт участника» обменивался на сертификат (до 6 печатей - бронзовый; от 7 до 11 -серебряный; от 11 - золотой). Представители каждой федерации по интеллектуальным видам спорта имели также возможность отметить специальными дипломами наиболее отличившихся участников Интеллиады.

Анализ «Паспортов участников» позволяет говорить о том, что учащиеся проявили интерес ко всем представленным интеллектуальным играм, несмотря на то что на образовательных фестивалях были представлены технологически оснащенные площадки Федерации компьютерного спорта России. Анализ заполненного раздаточного материала показал, что школьники и студенты активно играют в компьютерные игры, знают сюжетные линии, ориентируются в специализированных сетевых ресурсах (лидер геэр. эй), знают «никнеймы» спортивных кумиров, а также их биографии. Что же касается интеллектуальных видов спорта, то подавляющее большинство (91 %), зная правила игры в шашки (64-клеточные, или русские, шашки), не смогли назвать спортсменов (за исключением Петрова - 16 упоминаний), виды шашек, место русских шашек в международном спортивном движении. Шахматы освоены 38 % участников фестивалей. Детской и молодежной аудиториям известны следующие фамилии шахматистов:

1. А. Карпов - 287 ответов;

2. Г. Каспаров - 231 вариант;

3. В. Крамник - 163 упоминаний;

4. К. Илюмжинов (президент ФИДЕ) - 85 раз.

Однако современные шахматные соревнования

выпадают из поля зрительского интереса. Го, как вид спорта, стремительно развивается. Анализ бланков показал, что жители Москвы частично знают о таком виде спорта, однако назвать выдающихся спортсменов, осветить историю вида спорта не смогли. Неоднозначную реакцию проявляли участники фестивалей (да и представители некоторых учебных заведений) относительно спортивного бриджа. Удивление вызывал сам факт того, что карточная игра является официальным видом спорта. Широкая общественность

практически никогда не слышала об этом виде спорта, поэтому ни правил соревнований, ни статуса вида спорта, ни спортсменов участники фестивалей указать не могли.

Приведенные выше данные подтверждаются результатами социологического исследования (с элементами формализованного интервью), проведенного 1 декабря в ВВЦ на Молодежном форуме СВАО г. Москвы. Всего в опросе участвовали 418 студентов 43 вузов Москвы в возрасте от 17 до 32 лет. Интеллектуальные виды спорта молодые жители столицы оценивают как интересное и полезное времяпровождение. Предпочитают играть с помощью информационно-коммуникативных технологий в удаленном режиме в свободное (от учебы и работы) время. Шахматы и шашки считают традиционными видами спорта. Го ассоциируется с компонентом восточной (азиатской) культуры и вызывает интерес. Спортивный бридж идентифицируют с покером и предполагают наличие случайности на фоне повышенной монетизации (что не соответствует действительности). Повышенный интерес у молодежи вызывают компьютерные игры, и на вопрос: «Перечислите интеллектуальные игры, в которые Вы играете?» большинство респондентов указали варианты компьютерных игр («Старкрафт» -251, «Квейк» - 218, «Варкрафт» - 193, «Герои меча и магии» - 117, «Тетрис» - 81 и другие; для сравнения: шахматы - 73, шашки-41, нарды - 36).

Проведенная телеконференция с международным участием «Педагогические, психологические и социальные аспекты дигитализации интеллектуальных игр» (23 ноября 2012 г. РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК)) вызвала бурные дискуссии и позволила раскрыть различные аспекты образовательной, тренировочной и соревновательной деятельности в информационном обществе. В конференции приняли участие представители столичных вузов: МГУ, МГИМО, МПГУ, СГА, МГТУ «СТАНКИН», МИФИ, МГАФК и др. Дистанционно участвовали также представители регионов России (Тольятти, Курск, Ижевск, Ярославль) и зарубежные участники (Латвия, Украина, Дания, Бразилия, Израиль, Болгария, Германия). Было отмечено, что интеллектуальная культура является неотъемлемым компонентом спортивной культуры. Наиболее перспективными указаны научные исследования, позволяющие создавать диагностические системы оценки динамики когнитивных способностей в интеллектуально-спортивной среде. Создание таких программных продуктов позволит фиксировать метапредметные проявления личности и может быть инструментом оценки деятельности образовательных учреждений. Отмечена необходимость наращивания исследовательских проектов по созданию подобных программных продуктов не только для интеллектуальной деятельности, но и для телесной активности, например на основе бесконтактных сенсорных игровых контроллеров К1пес1 По мнению ученых, актуально развитие видов спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена. Сегодня легитимными являются авиамодельный, автомодельный и радиоспорт. Однако созданные Центры технологической поддержки образования (ЦТПО)

и инновационно-технологические центры имеют ярко выраженный социальный заказ на спортизацию робототехники и готовы трудоустраивать специалистов по «инжиниринговым» или «модельным» видам спорта. Данные дефиниции требуют отдельных научных дискуссий. Возможно, эти дискуссии позволили бы не только расширить предметное поле спортивной педагогики, но и создавать инновационные образовательные программы, соответствующие социальным запросам, в том числе и реформированию в системе обороны [16]. Актуальна и проблема сохранения идентичности в условиях глобализации, потому что интеллектуальные игры являются универсальным коммуникативным языком и агентом разных культур, а информационно-коммуникативные технологии снимают пространственно-временные границы. Процесс евроинтеграции вызывает потребность в расширении знаний россиян о международных шашках (в том числе бразильских и чекерс), а также о спортивном бридже как базовом компоненте европейской интеллектуально-спортивной культуры (например, Бил Гейтс является действующим спортсменом-бриджистом). Увеличение контактов с азиатским континентом требует осмысления того факта, что электронный (компьютерный) спорт наряду с шахматами и го (бадук) вошел в программу 4-х Азиатских игр в помещениях [15]. Таким образом, представители 44 стран (Афганистан, Бахрейн, Бангладеш, Бруней, Бутан, Вьетнам, Гонгконг, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, Камбоджа, Катар, Киргизия, Китай, Китайский Тайпей, КНДР, Корея, Кувейт, Лаос, Ливан, Малайзия, Мальдивские о-ва, Монголия, Мьянма, Непал, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Палестина, Сингапур, Сирия, Сянган, Таджикистан, Таиланд, Тимор, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Шри-Ланка, Япония) будут сражаться по следующим дисциплинам компьютерного спорта: FIFA, League of Legends, Need for Speed, Special Force, Starcraft, Tekken под патронажем Олимпийского совета Азии.

Заключение. В начале 2013 г. в ФГОУ «Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» Департамента образования г. Москвы создан Отдел развития интеллектуальных видов спорта. Приоритетным направлением его деятельности является содействие использованию ценностного потенциала интеллектуальных игр в образовательном пространстве подведомственных учебных заведений, в том числе через систему дополнительного образования. В частности, в 2013/2014 учебном году планируются создание Школьной спортивной лиги по интеллектуальным видам спорта, а также организация спортивно-массовых мероприятий (в том числе дистанционных) и фестивалей образовательной направленности, подготовка и переподготовка преподавателей, разработка современного методического обеспечения и поддержка экспериментальных площадок по развитию интеллектуальных видов спорта. Утвержден план консолидированных действий совместно с Паралимпийским комитетом города Москвы по созданию инклюзивной интерактивной интеллектуально-спортивной среды.

Литература

1. Глек И.В. Киберспорт и интеллектуальные игры / И.В. Глек // Тезисы докладов I Вузовской конференции «Проблемы и перспективы компьютерного спорта» с приглашением специалистов Москвы и Московской области. - М.: РГУФКСМиТ, 2010. - С. 10-13.

2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

3. Кондратьев В.М. Роль интеллектуальных игр в современном образовании / В.М. Кондратьев, Е.Н. Скаржинская // Вестник Российского философского общества. № 1 (61). - М.: РАН, 2012. - С. 27-29.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

- 400 с.

5. Кыласов А.В. Интеллектуальные игры / А.В. Кыласов, Д.С. Гарсес // Энциклопедия систем жизнеобеспечения (EOLSS). Наука о спорте. - ЮНЕСКО/EOLSS, Магистр-пресс, 2011. - С. 727-743.

6. Новоселов М.А. Подготовка специалистов по компьютерному спорту РГУФКСМиТ / М.А. Новоселов // Тез. докл. I Всерос. науч.-практ. конф. «Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы» (г. Москва, 25 ноября 2011 г.). - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - С. 42-43.

7. Скаржинская Е.Н. Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Скаржинская. - Малаховка, 2005. - С. 24.

8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества: пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой / Ф. Уэбстер. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

10. Фомин Ю.А. Спорт в условиях глобальной информатизации / Ю.А. Фомин, Е.Н. Скаржинская // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 2. - С. 18-19.

11. Холодная М.А. Развитие интеллекта как стратегического ресурса общества / М.А. Холодная, Д.В. Ушакова // Доклад. Заседание Бюро Президиума РАО 1 декабря 2010 г.

12. Чмыхова Е.В. Компьютер и зрение школьников: в плену стереотипов / Е.В. Чмыхова, Т.А. Старостенкова, Н.В. Шестак // Здоровье детей. - 2008. - № 10. - С. 13-18.

13. http://www.imsaworld.com/wp/ (дата обращения 1 марта 2013 г.)

14. http://moscowchess.org/news/941 (дата обращения 1 марта 2013 г.)

15. http://www.ocasia.org/game/GPSports.aspx79QoyD9QEWPeH6n LBrRSBtZ0dJn2u220HU4AyLCxhr60= (дата обращения 1 марта 2013 г.)

16. http://newsru.com/russia/05jan2013/vdvrobots.html (дата обращения 1 марта 2013 г.)

References

1. Glek, I.V. Cybersport and mind games / I.V. Glek // Proceedings of the I university conference "Problems and perspectives of computer sport" with visiting experts of Moscow and the Moscow region. - Moscow: RSUPCSYT. 2010. - P. 10-13. (In Russian)

2. State program of the Russian Federation "The information society (2011-2020)" adopted by the decree of the government of the Russian Federation, October, 20 2010 № 1815-r. (In Russian)

3. Kondrat'ev, V.M. The role of mind games in the modern education / V.M. Kondrat'ev, E.N. Skarzhinskaya // Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obschestva. № 1 (61). - Moscow, RAS, 2012. - P. 27-29. (In Russian)

4. Kraevsky, V.V. Methodology of pedagogics: new stage: study guide for students of higher educational institutions / V.V. Kraevsky, E.V. Berezhnova. - Moscow: Academia, 2006. - 400 P. (In Russian)

5. Kylasov, A.V. Mind games / A.V. Kylasov, D.S. Garses Гарсес // Encyclopedia of life support systems (EOLSS). Sport science.

- UNESCO/EOLSS, Magistr-press, 2011. - P. 727-743. (In Russian)

6. Novoselov, M.A. Computer sport expert training in RSUPCSYT / M.A. Novoselov // Book of abstracts of the I theor.-pract. conf. of Russia "Computer sport (cybersport): problems and perspectives" (Moscow, November, 25 2011). - Moscow: RSUPCSYT, 2012. -P. 42-43. (In Russian)

7. Skarzhinskaya, E.N. Organizational educational aspects of development of creative potentials of mind sports: abstract of Ph.D. thesis / E.N. Skarzhinskaya. - Malakhovka, 2005. - P. 24. (In Russian)

8. The strategy of the information society in the Russian Federation February, 7 2008 № Pr-212. (In Russian)

9. Webster, F. Theories of the information society: transl. from Engl. by M.V. Arapov, N.V. Malykhina; ed. by E.L. Vartanova / F. Webster. - Moscow: Aspekt Press, 2004. - 400 P. (In Russian)

10. Fomin, YuA. Sport in conditions of the global informatization / Yu.A. Fomin, E.N. Skarzhinskaya // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2007. - № 2. - P. 18-19. (In Russian)

11. Kholodnaya, M.A. Intellectual development as a strategic social resource / M.A. Kholodnaya, D.V. Ushakova // Report. Meeting of the bureau of the general committee of RAE, December, 1 2010. (In Russian)

12. Chmykhova, E.V. Computer and eyesight of schoolchildren: in the grip of stereotypes / E.V. Chmykhova, T.A. Starostenkova, N.V. Shestak // Zdorov'e detei. - 2008. - № 10. - P. 13-18. (In

Russian)

13. Retrieved from: http://www.imsaworld.com/wp/ (March, 1 2013) (In Russian)

14. Retrieved from: http://moscowchess.org/news/941 (March, 1 2013) (In Russian)

15. Retrieved from: http://www.ocasia.org/game/GPSports.aspx?9Qo yD9QEWPeH6nLBrRSBtZOdJn2u220HU4AyLCxhr60= (March, 1 2013) (In Russian)

16. Retrieved from: http://newsru.com/russia/05jan2013/vdvrobots. html (March, 1 2013) (In Russian)

Информация для связи с автором:

nma@sportedu.ru

Поступила в редакцию 19.03.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.01

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

К.М. Гура

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, Тюмень

Ключевые слова: психофизиологическое обеспечение надёжности деятельности, опасное производство, сохранение здоровья.

Введение. Деятельность оперативного персонала в сфере трубопроводного транспорта нефти характеризуется высокой сложностью технологических систем, большой ценой ошибки и многообразием неблагоприятного воздействия на человека производственных факторов, что требует особого внимания к отбору персонала отрасли, созданию условий для повышения работоспособности и сохранения его здоровья. На наш взгляд, снижению аварийности по вине персонала на опасном производстве будет способствовать система психофизиологического обеспечения надёжности профессиональной деятельности и сохранения здоровья оперативного персонала, разработка которой стала целью нашего исследования.

Методы и организация исследования. Нами были изучены особенности профессиональной деятельности оперативного персонала, составлена психограмма оператора нефтепродукто-перекачивающей станции (НППС), подобраны бланковые методики для диагностики профессионально важных качеств оператора НППС, проведена психодиагностика на аппарате «Психофизиолог», с помощью которого оценивали функциональное состояние вегетативной нервной системы по ритму сердца и операторскую работоспособность (скорость реакции, качество выполнения деятельности). В диагностике участвовал 81 человек по профессиям оператор НППС, инженер-диспетчер, по результатам которой был определён уровень развития психофизиологических профессионально важных качеств.

Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что в группу «безусловно пригодные», полностью соответствующую требованиям профессии, попали 3% (2 работника). 65% (53 человека) относятся к группе «пригодные» т.е. в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к профессии диспетчера, оператора НППС. Группу «условно пригодные» составляет 21 человек (26%) от общего числа продиагностированных сотрудников. 5 человек (6%) составили группу «условно непригодные» - сотрудники, по комплексу параметров не соответствующие требованиям профессии. Результаты по четвертой группе профессиональной пригодности требуют повторной углубленной диагностики.

Таким образом, испытуемые имеют разный уровень развития психофизиологических качеств, большая часть (65%) относятся к «пригодным», но есть и группы риска. Психологическое сопровождение работников, попавших в группы «безусловно пригодные» и «пригодные», заключается: в периодической диагностике для отслеживания уровня развития профессионально важных качеств (достаточно один раз в три года); в мероприятиях для психофизиологической адаптации после

длительного перерыва в трудовой деятельности (травма, перенесенное тяжелое заболевание, отпуск по уходу за ребенком, командировка, длительный отпуск).

В большей степени в психологическом сопровождении нуждаются сотрудники, составляющие группы риска, - «условно пригодные» и «условно непригодные». Для них требуются дополнительная углубленная диагностика и проведение мероприятий, направленных на коррекцию негативных функциональных состояний, развитие необходимых профессионально важных качеств, укрепление здоровья.

В ходе исследования нами разработана система психофизиологического обеспечения надёжности профессиональной деятельности и сохранения здоровья оперативного персонала, которая выглядит следующим образом:

- профориентация и отбор - при приёме абитуриентов в профессиональный лицей с целью выявления психофизиологических ограничений для профессиональной ориентации по конкретным профессиям и тщательного отбора кадров на начальном этапе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профотбор - при приёме кандидатов на работу с целью выявления психофизиологических ограничений для профессиональной ориентации по конкретным профессиям и тщательного отбора кадров на начальном этапе;

- плановая диагностика и предупреждение аварийных ситуаций - 1 раз в 3 года с целью выявления психофизиологических ограничений для работы в условиях опасного производства (во время курсов повышения квалификации);

- диагностика по запросу руководства - диагностика с целью определения значения человеческого фактора в конкретной аварийной ситуации со стороны показателей функционального состояния и работоспособности работников;

- мероприятия по психологическому сопровождению: оптимизация режимов труда и отдыха, проведение психологической и психофизиологической коррекции негативных функциональных состояний персонала, развитие необходимых профессионально важных качеств;

- мероприятия, направленные на укрепление здоровья: организация профессиональных медицинских осмотров, внедрение рекреативной физической культуры и спорта, физкультпауз и физкультминуток в производственный процесс и др.

Вывод. Реализация разработанной нами системы способствовала достоверному снижению уровня производственного травматизма, аварийности, улучшению профессионального и личного здоровья работников.

Информация для связи с автором: Mangeley60@mail.ru

Поступила в редакцию 23.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.