3. Bosenko, Yu.M. and Berilova, E.I. (2015), "Personal and cognitive factors of resistance to stress of high-class athletes", Messenger of the Kostroma state university. Series: Pedagogics. Psychology. Socio-kinetika, pp.106-110.
4. Ilkevich, K.B. (2013), "Motivation of students to sports Education", Materials of the V International Scientific Practical Conference "Education, Science, Culture ", publishing house GGPI, Gzhel, pp. 195-200.
5. Ilkevich, K.B. and Medvedkov, V.D. (2018), "Features of the model of a modern badminton player", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 101-105.
6. Ilyin, E.P. (2016), Sport psychology, Peter, St. Petersburg.
7. Marischuk, V.L., Bludov, Yu.M. and Serova, L.K. (2005), Psychodiagnostics in sports: manual for higher education institutions, Prosveschenie, Moscow.
8. Mogueva, D.A. and Boldov, A.S. (2018) "Psychological training of athletes of high qualification", "Actual problems of physical culture, sports and tourism, adaptive physical culture and physical rehabilitation','collection of scientific works of bachelors, masters, graduate students and faculty of faculty of physical culture of RSSU, Moscow, pp.149-153.
9. Spielberger Ch.D. (1983), Conceptual and methodological problems of research of alarm", "Stress and alarm in sport, available at: http://dogmon.org/valerij-mihajlovich-astapov-trevoga-i-tre-vojnoste-hrestomatiya.html?page=8.
10. Khayrulin, R.M, Ragozina, O.V., Astakhov, O.B., Ragozin, O.N. and Khramov, E.V. (1999), "Patterns of constitutional features as a basis for assessing adaptation to the educational process", materials of I-stAll-Russian Conference "Biocontrol in medicine and sport", pp. 125-126.
11. Spielberger Ch.D. (1966), "Theory and research on anxiety", Anxiety and Behavior, N.Y., 1966,
pp.3-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2019
УДК 159.9
СПОРТИВНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ТРУДАХ И.П. ВОЛКОВА
Ирина Геннадьевна Станиславская, кандидат психологических наук, доцент, Анна Львовна Меньщикова, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается научная биография одного из основоположников отечественной социальной и спортивной психологии И.П. Волкова. Представлена характеристика этапов жизненного пути, основные направления научного поиска ученого, важные достижения и результаты научных исследований. Приводится список основных научных трудов, их основные идеи и результаты исследований.
Ключевые слова: петербургская школа социальной психологии, развитие спортивной психологии, социометрический метод исследования.
SPORTS AND SOCIAL PSYCHOLOGY IN WORKS OF I.P. VOLKOV Irina Gennadyevna Stanislavskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
Anna Lvovna Menshchikova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In the article, the scientific biography of one of the founders of the domestic social and sports psychology I.P. Volkov is considered. Characteristics of the stages of the course of life, the main directions of the scientific search of the scientist, the important achievements and results of the scientific research have been presented. The list of the main scientific works, their main ideas and results of researches is provided.
Keywords: St. Petersburg school of social psychology, development of sports psychology, socio-metric method of a research.
Становление социальной психологии в нашей стране неразрывно связано с именем Игоря Павловича Волкова. Выдающийся спортсмен, мастер спорта по плаванию, чемпион СССР по плаванию 1958 года, после окончания в 1962 году Ленинградского дважды орденоносного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (ГДОИФК) по направлению института начинает работать в тюрьме. Работа с таким сложным контингентом приводит его к мысли о необходимости приобретения психологических знаний и в 1966 году он заканчивает факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова по кафедре социальной психологии.
Следующий этап его жизни с 1969 по 1999 год тесно связан с работой на кафедре социальной психологии Ленинградского государственного университета, возглавляемой её основателем, профессором Евгением Сергеевичем Кузьминым, продолжавшим традиции, заложенные Б.Г. Ананьевым. Сотрудники кафедры кроме научно-преподавательской деятельности активно сотрудничали со многими крупными производственными объединениями СССР. Члены кафедры социальной психологии, а среди них были известные ныне отечественные психологи В.Е. Семенов, А.Л. Свенцицкий, Н.Н. Обозов, Е.Н. Емельянов, А. А. Русалинова, Э.С. Чугунова и др. проводили большое количество научно-практических исследований трудовых коллективов на предприятиях и в административных учреждениях Ленинграда и других городов Советского Союза. Как вспоминает В.Е. Семенов в интервью Психологической газете: «... вместе с И.П. Волковым и Н.Н. Обозовым я работал в особняке графов Бобринских на Галерной (тогда ещё Красной) улице в 1970-е годы, где размещался тогда НИИ комплексных социальных исследований и частично - факультет психологии Ленинградского университета. В особняке Бобринских тогда пульсировала удивительная творческая жизнь. Мы были фанатами социальной психологии, целые дни, до самой ночи шли эксперименты на кибернометре Н.Н. Обозова, семинары, дискуссии, обсуждения новой научной литературы, отсюда мы уезжали на предприятия Ленинграда и других городов для социально-психологических исследований, а также в различные учреждения на научные конференции. Здесь же была исключительно женская группа под началом Аллы Александровны Русалиновой, много лет проводившая исследования по заказу научно-производственного объединения «Светлана», действовал вычислительный центр, в котором работал выпускник университета математик Борис Гребенщиков, а в самом большом зале - защищали диссертации» (, В.Е. Семенов, 2018).
И.П. Волков, внедряя прикладные социально-психологические исследования, адаптирует и активно использует в своей работе метод социометрии. Громадный практический материал послужил основой для написания кандидатской диссертации по теме «Социометрия как метод социальной психологии», которую он защитил 1969 году.
С 1966 по 1981 гг. И.П. Волков, как доцент кафедры социальной психологии факультета психологии ЛГУ им. Жданова, активно разрабатывает широкую область социально-психологических вопросов, связанных с проблемами структуры и динамики малых групп, процессов лидерства и руководства, межличностного общения, методов социальной психологии и др.
В 1970 году, он публикует не потерявшее свое значение до настоящего времени, подробное руководство по социометрическому методу: «Социометрические методы в социально-психологических исследованиях». В 1974 году в соавторстве с Ю.Н. Емельяновым и Е.С. Кузьминым опубликована книга «Руководитель и коллектив», освещающая социально-психологические аспекты в области руководства коллективом. Многие его труды в области социальной психологии можно считать предпосылкой для развития возникшего гораздо позже такого научного направления как организационная психология. Итогом его научной деятельности в этот период становится защита докторской диссертации в 1980 году на тему «Социальная психология малых групп и коллективов» (научный консультант проф. Е.С. Кузьмин). В этом же году по приглашению ректора
Ленинградского дважды орденоносного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (ГДОИФК) Владимира Ульяновича Агеевца И.П. Волков пришел на заведование кафедрой психологии, в 1984 году ему присвоено звание профессора.
Под руководством И.П. Волкова подготовлено и защищено 30 кандидатских и 5 докторских диссертаций по психологическим наукам. На кафедре психологии регулярно проводились научные семинары с привлечением ведущих спортивных психологов Ленинграда; докторов психологических наук Е.П. Ильина, В.Л. Марищука, В.Н. Плахтиенко и других психологов, активно работавших спортивными психологами со сборными страны и Ленинграда. Сотрудники кафедры под руководством Игоря Павловича успешно вели научную деятельность по решению единой комплексной проблемы -«функциональные резервы спортсмена», в те годы по вопросам разработки этой темы институт по праву стал ведущим вузом страны. Сотрудники кафедры не только в тот период, но и в последующие годы принимали активное участие в составе комплексных научных групп (КНГ) в научном обеспечении сборных команд города и страны. Под его началом работали такие корифеи спортивной психологии как Геннадий Дмитриевич Горбунов доктор психологических наук, (а тогда) в то время бывшего еще кандидатом психологических наук, внесшего громадный вклад в подготовке пловцов сборной Советского союза, Леонид Николаевич Радченко, также впоследствии профессор, осуществлявшего психологическую подготовку борцов.
В течение 30 лет Игорь Павлович возглавлял кафедру психологии, сначала института физической культуры, с 1993 года кафедру психологии Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (СПбГАФК), а с 2008 университета физической культуры и здоровья, Санкт-Петербург.
В 1992 году по ходатайству членов кафедры решением Ученого совета вуза кафедре психологии было присвоено имя Авксентия Цезаревича Пуни, заложившего основы ленинградской школы психологии спорта, чье имя она с честью носит по настоящее время. В этом же году при кафедре Игорь Павлович создает акционерное общество «Интенсивно обучающая фирма «Игослав», что позволило преподавателям кафедры участвовать в профессиональной подготовке спортивных психологов и осуществлять консультационную работу на более высоком учебно-методическом уровне.
В 1994 году он выдвигает идею создания Балтийской Педагогической Академии (БПА), а 30 октября 1994 года (уже) избирается её президентом. Под редакцией Игоря Павловича Волкова (выходит в свет) начинает издаваться «Вестник Балтийской Педагогической Академии», в котором публикуются работы, как молодых, так и ведущих ученых работающих в стране и за рубежом.
Результаты научных исследований внедрялись в учебные курсы для студентов:
- психология спорта (И.П. Волков, Г.Д. Горбунов, Е.Н. Сурков, В.И. Румянцева, Б.Н. Смирнов, Л.К. Серова, Н.Б. Стамбулова, А.Н. Николаев, Вит.Вл. Андреев, Вл.Вит. Андреев, И.Г. Станиславская);
- возрастная психология (Б.Н. Смирнов, Н.Б. Стамбулова, Д.Я. Богданова, И.Г. Станиславская, Е.Е. Хвацкая, О.В. Коршунова);
- социальная психология (И.П. Волков, В.И. Румянцева, А.Л. Меньщикова, А.Л. Штуккерт).
В 2002 году под редакцией И.П. Волкова опубликован «Практикум по спортивной психологии», в котором представлены разнообразные отечественные и зарубежные психологические методы и приемы, нашедшие широкое применение в профессиональной подготовке спортивных специалистов. Использованы разработки сотрудников кафедры в психологической диагностике. Применен их многолетний опыт психологической помощи и консультирования. Практикум может быть полезным, как для спортсменов, так и для тренеров на разных этапах спортивного совершенствования и формирования психологической готовности к соревнованиям.
Еще одним направлением его научно-исследовательской деятельности было более чем 30 летнее изучение природы психики, её взаимоотношений с физическим телом человека и социумом с позиций научного и мистического опыта познания, он глубоко изучает работы отечественных и зарубежных авторов затрагивающих самые разные аспекты этих явлений. Его интересовали психобиоэнергетика и парапсихология применительно к проблемам мобилизации резервных возможностей человека в спортивной деятельности. Итогом этой работы стала публикация в 2008 году книги «Телопсихика человека. На пороге тонкого мира».
Коллектив кафедры за годы руководства Игоря Павловича складывался, как единая команда, традиции в подборе кадров являлись для него основным критерием и остаются по настоящее время. К сожалению, с уходом Игоря Павловича кафедра понесла большую потерю. Перед коллективом кафедры всегда стоят сложнейшие как исследовательские, так и педагогические задачи, которые коллектив кафедры успешно решает. Практически все сотрудники, работающие в данный момент на кафедре, ученики и единомышленники Игоря Павловича. И.П. Волков был замечательным ученым и творческой личностью.
Основные труды Волкова И.П.:
1. Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях / И.П. Волков. - Л. : Изд. ЛГУ, 1970. - 78 с.
2. Волков, И.П. Руководитель и коллектив / И.П. Волков. - Л. : Лениздат, 1974. - 166 с.
3. Волков, И.П. Руководителю о человеческом факторе / И.П. Волков. - Л. : Лениздат, 1989. - 212 с.
4. Волков, И.П. Экстрасенсорный обмен информацией / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2000. - 217 с.
5. Волков, И.П. Спортивная психология и акмеология спорта / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2001. - 187 с.
6. Волков, И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2002. - 296 с.
7. Волков, И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия / сост. И.П. Волков. - СПб. : Питер, 2002. - 384 с.
8. Волков, И.П. Спортивная акмеология / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2004. -130 с.
9. Волков, И.П. Парапсихология в трудах отечественных и зарубежных ученых : хрестоматия / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2004. - 217 с.
10. Волков, И.П. Телопсихика человека. На пороге тонкого мира / И.П. Волков. -СПб. : Весть, 2008. - 216 с.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2019
УДК 796.011.3:159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Ольга Владимировна Грибкова, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г.
Москва; Елизавета Сергеевна Куманцова, старший преподаватель, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский государственный педагогический