Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза'

Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE / EDUCATIONAL MOTIVATION / PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарагин Виктор Иванович, Грибкова Ольга Владимировна, Романова Анжела Валерьевна, Куманцова Елизавета Сергеевна

Образовательная среда должна обладать качествами, которые обеспечивают безопасное существование в ней. Такая безопасность определяется поведением основных субъектов образовательной среды и ситуацией, которая складывается в ходе их взаимодействия. Основным субъектом образовательной среды, в первую очередь, является студенчество. Их защита от всевозможных опасностей в процессе обучения в вузе зависит от многих факторов, в том числе, учебной мотивации к занятиям по физической культуре и психологической безопасности образовательной среды вуза. В статье приведены результаты взаимосвязи учебной мотивации к занятиям по физической культуре и безопасности образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарагин Виктор Иванович, Грибкова Ольга Владимировна, Романова Анжела Валерьевна, Куманцова Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of the students educational motivation indicators to classes in physical culture in the conditions of psychological safety of the educational environment of higher education institution

The educational environment has to possess the qualities, which provide safe existence in it. Such safety is defined by behavior of the main subjects of the educational environment and situation, which is developed during their interaction. The main subjects of the educational environment, first of all, are the students. Their protection against various dangers in the course of training in higher education institution depends on many factors, including the educational motivation to classes in physical culture and psychological safety of the educational environment of higher education institution. In the article, the results of interrelation of educational motivation are given to classes in physical culture and safety of the educational environment of higher education institution.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза»

Еще одним направлением его научно-исследовательской деятельности было более чем 30 летнее изучение природы психики, её взаимоотношений с физическим телом человека и социумом с позиций научного и мистического опыта познания, он глубоко изучает работы отечественных и зарубежных авторов затрагивающих самые разные аспекты этих явлений. Его интересовали психобиоэнергетика и парапсихология применительно к проблемам мобилизации резервных возможностей человека в спортивной деятельности. Итогом этой работы стала публикация в 2008 году книги «Телопсихика человека. На пороге тонкого мира».

Коллектив кафедры за годы руководства Игоря Павловича складывался, как единая команда, традиции в подборе кадров являлись для него основным критерием и остаются по настоящее время. К сожалению, с уходом Игоря Павловича кафедра понесла большую потерю. Перед коллективом кафедры всегда стоят сложнейшие как исследовательские, так и педагогические задачи, которые коллектив кафедры успешно решает. Практически все сотрудники, работающие в данный момент на кафедре, ученики и единомышленники Игоря Павловича. И.П. Волков был замечательным ученым и творческой личностью.

Основные труды Волкова И.П.:

1. Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях / И.П. Волков. - Л. : Изд. ЛГУ, 1970. - 78 с.

2. Волков, И.П. Руководитель и коллектив / И.П. Волков. - Л. : Лениздат, 1974. - 166 с.

3. Волков, И.П. Руководителю о человеческом факторе / И.П. Волков. - Л. : Лениздат, 1989. - 212 с.

4. Волков, И.П. Экстрасенсорный обмен информацией / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2000. - 217 с.

5. Волков, И.П. Спортивная психология и акмеология спорта / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2001. - 187 с.

6. Волков, И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2002. - 296 с.

7. Волков, И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия / сост. И.П. Волков. - СПб. : Питер, 2002. - 384 с.

8. Волков, И.П. Спортивная акмеология / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2004. -130 с.

9. Волков, И.П. Парапсихология в трудах отечественных и зарубежных ученых : хрестоматия / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во Балт. Пед. Акад., 2004. - 217 с.

10. Волков, И.П. Телопсихика человека. На пороге тонкого мира / И.П. Волков. -СПб. : Весть, 2008. - 216 с.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.04.2019

УДК 796.011.3:159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Ольга Владимировна Грибкова, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г.

Москва; Елизавета Сергеевна Куманцова, старший преподаватель, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский государственный педагогический

университет

Аннотация

Образовательная среда должна обладать качествами, которые обеспечивают безопасное существование в ней. Такая безопасность определяется поведением основных субъектов образовательной среды и ситуацией, которая складывается в ходе их взаимодействия. Основным субъектом образовательной среды, в первую очередь, является студенчество. Их защита от всевозможных опасностей в процессе обучения в вузе зависит от многих факторов, в том числе, учебной мотивации к занятиям по физической культуре и психологической безопасности образовательной среды вуза. В статье приведены результаты взаимосвязи учебной мотивации к занятиям по физической культуре и безопасности образовательной среды вуза.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, учебная мотивация, психологическая безопасность, образовательная среда.

CORRELATION OF THE STUDENTS EDUCATIONAL MOTIVATION INDICATORS TO CLASSES IN PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Victor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Olga Vladimi-rovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Angela Valerievna Romanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Elizaveta Sergeevna Kumantsova, the senior teacher, Institute of natural science and sports technologies, Moscow State Pedagogical University

Annotation

The educational environment has to possess the qualities, which provide safe existence in it. Such safety is defined by behavior of the main subjects of the educational environment and situation, which is developed during their interaction. The main subjects of the educational environment, first of all, are the students. Their protection against various dangers in the course of training in higher education institution depends on many factors, including the educational motivation to classes in physical culture and psychological safety of the educational environment of higher education institution. In the article, the results of interrelation of educational motivation are given to classes in physical culture and safety of the educational environment of higher education institution.

Keywords: students, physical culture, educational motivation, psychological safety, educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы изучения безопасности образовательной среды занимают одно из ведущих мест в науке и практике обучения и имеют огромное значение для повышения эффективности подготовки студентов - будущих специалистов [6].

Студенчеством, как специфической социально-психологической категорией, занимались специалисты психологи - Б.Г. Ананьев, И. А. Зимняя, А. А. Реан, В. А. Якунин и другие, исследования которых дают основание характеризовать студенчество как социальную категорию, которую объединяет высшее образование. Молодые люди, попав в вуз, характеризуются направленностью на выбранную профессию и устойчивым отношением к ней [1]. Одним из обязательных условий качественной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности является безопасное обучение [3, 5].

Качественное рассмотрение безопасного обучения студенчества в вузе невозможно без психологического понимания данного феномена. Категория «безопасность» выступает одним из условий личностного роста студента, а категория «психологическая безопасность образовательной среды» выступает условием развития образования, как звена социальной системы, соответствующей критериям безопасности, в которой формируется и развивается

личность [2].

Целью взаимодействия личности студента и образовательной среды является формирование такого образовательного пространства, в котором безопасность будет являться приоритетным направлением его построения и развития.

Коррекция содержания высшего образования в современных условиях, конкретизируется выполнением большого количества задач, решение которых, впоследствии, определит потенциал будущих специалистов. Одной из таких задач, является повышение качества обучения, в том числе занятий по физической культуре, реализация которой обеспечивается формированием учебно-профессиональной мотивации студентов в условиях безопасной образовательной среды вуза [4, 5]. То есть, учебная мотивация занятий по физической культуре и безопасная образовательная среда вуза выступают одними из элементов организации учебной деятельности, влияющими на качество обучения студентов.

Определяя учебную деятельность как предметно-специфический вид деятельности студента, направленный на его личностное и профессиональное развитие посредством учебных действий, можно дать определение учебной мотивации и ее ведущему элементу -учебному мотиву.

Учебная мотивация понимается нами как системное образование, обеспечивающее побуждение, направленность и регуляцию выполнения учебной деятельности, имеющее структуру, комплексную природу, в основе которой лежат внутренняя и внешняя мотивации с опорой на работы Э. Деси, Р. Райана, Х. Хекхаузена, А.Г. Асмолова, Д. А. Леонтьева, Т.О. Гордеевой.

Современные теории мотивации, например, теория самодетерминации рассматривают ее как феномен, включающий внутренний и внешний компоненты.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальное исследование проводилось на базе Московского психолого-педагогического университета г. Москва с 2018 по 2019 гг. Выборку составили 90 человек студентов в возрасте от 17 до 18 лет.

В исследовании применялись эмпирические методы психодиагностического тестирования учебной мотивации к занятиям по физической культуре: методика Базовых психологических потребностей в университете (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, О.А. Сычев); опросник «Шкалы академической мотивации» (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, О. А. Сычев); психодиагностическое тестирование психологической безопасности образовательной среды: (опросник «Психологическая защищенность, комфортность, удовлетворенность» (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ структуры мотивации занятий по физической культуре по методике Шкалы академической мотивации (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, О.А. Сычев) показал, что в мотива-ционной сфере студентов преобладает внутренняя мотивация, т.е. студенты стремятся к познанию и саморазвитию, которые детерминированы удовлетворением базовых психологических потребностей. Характер (качество) распределения внутренней и внешней мотивации показан на рисунке 1.

Анализ структуры базовых психологических потребностей занятий физической культурой по методике Базовых психологических потребностей в университете (Т.О. Гор -деева, Е.Н. Осин, О. А. Сычев), показал, что в основе мотивационной сферы студентов лежит их удовлетворение. Причем ведущее место студенты отводят такой потребности, как связанности (4,7 балла), второе место занимает потребность в автономии (4,63 балла), третье место отводится потребности в компетентности (4,56 баллов). Удовлетворение базовых потребностей во многом определяется состоянием образовательной среды вуза [3]. Характер (качество) распределения базовых психологических потребностей показаны на

рисунке 2.

Амотивация Экстернальная мотивация Интроецированная мотивация Мотивация самоуважения Мотивация саморазвития Мотивация достижения Познавательная мотивация

5,68

9,62

11,96

] 13,43

15,66

14,67

15,76

10

12

14

16

18

Рисунок 1 - Иерархия внутренней и внешней мотивации студентов-психологов

4,75 4,70 4,65 4,60 4,55 4,50 4,45

4,73

4,63

4,56

Потребность в автономии Потребность в компетентности Потребность в связанности

Рисунок 2 - Иерархия базовых психологических потребностей студентов-психологов 1 года обучения

Анализ психологической безопасности образовательной среды по показателям методики «Психологическая защищенность, комфортность, удовлетворенность» (В .В. Ковров, Г. С. Кожухарь), показал, что, согласно представлениям студентов первого года обучения, в МГППУ преобладает высокий уровень в удовлетворенности образовательной средой во взаимоотношениях с преподавателями кафедры физической культуры, средний уровень - в психологическом комфорте и общении с одногруппниками. Эти показатели уровней степени выраженности отношения к образовательной среде говорят о том, что во взаимоотношениях с преподавателями и одногруппниками студенты имеют возможность свободно выражать свою точку зрения, сохраняя при этом личное достоинство, имеют возможность обратиться за помощью к участникам образовательного процесса и проявить инициативу. Уровни степени выраженности отношения к образовательной среде МГППУ показаны на рисунке 3.

Псизологическая удовлетворенность ОС

Псизологическая комфортность ОС

Психологическая защищенность во взаимодействии с одногруппниками

Психологическая защищенность во взаимодействии с ППС

3,74

9,53

11,32

9,09

10

15

20

25

Рисунок 3 - Уровни степени выраженности отношения к образовательной среде студентами первого года

обучения в МГППУ

8

0

5

Для рассмотрения взаимосвязи учебно-профессиональной мотивации обучения студентов и психологической безопасности образовательной среды вуза был проведен корреляционный анализ (по Кендаллу) показателей трех методик (таблица 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь показателей учебной мотивации обучения студентов и психологической безопасности образовательной среды вуза по результатам корреляционного анализа (Тау-Ь Кендалла)_____

Психол. Психол.

защищенность во защищенность во Психол. Психол.

взаимодействии с ППС взаимодействии со студ. комфортность ОС удовлетворенн ость ОС

Потребность в автономии ,038 ,118 ,236** ,259**

Потребность в компетентности ,110 ,204* ,172* ,294**

Познавательная мотивация -,088 ,017 ,349** ,351**

Мотивация достижения ,008 ,278** ,193* ,207**

Мотивация саморазвития ,031 ,098 ,254** ,143

Интроецированная мотивация -,158 -,153 -,162* -,013

Экстернальная мотивация -,211* -,053 -,038 ,100

Амотивация -,161 -,068 -,210* -,003

Примечания. ** - корреляция значима на уровне 0,01, * корреляция значима на уровне 0,05.

Для полного показа связи исследуемых психологических феноменов нами осуществлен факторный анализ методом главных компонент с Уаптах-вращением с нормализацией Кайзера. Результатом такой статистической обработки психологических явлений явилось трехфакторное решение, которое объясняет 64,5% суммарной дисперсии. Результаты статистической обработки показаны в таблице 2.

Таблица 2 - Матрица факторных нагрузок после Уа п та х - вращения

Компонента

1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребность в автономии ,723

Потребность в компетентности ,651

Потребность в связанности ,696

Психологическая защищенность во взаимодействии с одногруппниками ,787

Психологическая комфортность ОС ,750

Психологическая удовлетворенность ОС ,728

Познавательная мотивация ,729

Мотивация достижения ,758

Мотивация саморазвития ,917

Мотивация самоуважения ,672

Интроецированная мотивация ,881

Экстернальная мотивация ,887

Примечание: Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. а. Вращение сошлось за 6 итераций.

В первый фактор «Внутренняя мотивация» (36,6% суммарной дисперсии) содержит показатели познавательной мотивации, мотивации достижения, саморазвития и самоуважения, которые являются ведущими в процессе занятий по физической культуре. Можно сделать вывод, что показатели, вошедшие в фактор «Внутренняя мотивация», будут способствовать выбору самим студентом вектора, имеющего направленность на истинное желание заниматься физической культурой в психологически безопасной обучающей среде. Данные показатели будут влиять на академические достижения студента, определять его эмоциональные реакции на процесс обучения в вузе и рост самосознания.

Второй фактор «Внешняя мотивация» (16,8% суммарной дисперсии) содержит показатели интроецированной, экстернальной мотивации с положительной нагрузкой на них. Интроецированная мотивация объясняет интерес к занятиям по физической культуре и наличие внешних, по отношению к ним, но сознательно принятых на разные временные

промежутки целей, например, потому что занятие физической культурой соответствует, решению тех задач, которые помогут воплотить в жизнь задуманное в плане карьерного роста. Экстернальная мотивация объясняет необходимый характер занятий, которая выступает средством удовлетворения потребностей, не связанных с внутренним принятием процесса поддержания физической активности. Можно констатировать, что мотивация студентов в основе, которой лежит желание получить статусную работу, приносящую высокий доход, не способствует повышению эффективности профессионального обучения, однако помогает поддержанию высоких или средних академических достижений по физической культуре. При этом занятия по физической культуре в вузе для получения высшего профессионального образования будет рассматриваться студентом, как ненужной, но обязательной ступенью в его жизни.

Третий фактор «Безопасность ОС» (11,1% суммарной дисперсии) включил в себя психологическую защищенность во взаимодействии с одногруппниками, психологический комфорт и психологическую удовлетворенность ОС. Пересечение в данном факторе выше обозначенных показателей, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что использование проблемных, исследовательских, игровых методов обучения физической культуре, обучение целеполаганию с определением цели и способов ее достижения, формирование уверенности в безопасности обучения на занятиях по физической культуре способствует повышению знаний, умений и навыков в ходе обучения выбранной профессии и психологического состояния, которое обуславливается психологической безопасностью образовательной средой вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы и наличие зафиксированных статистически значимых корреляционных взаимосвязей между показателями учебной мотивации студентов в условиях психологически безопасной образовательной среды свидетельствуют о том, что психологическая безопасность является важным компонентом в структурно-динамической организации мотивов учебной деятельности студентов. Было установлено, что у студентов первого курса обучения существует средняя и умеренная связь мотивации к занятиям по физической культуре и психологической безопасностью образовательной среды в ходе их проведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордеева, Т.О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т.О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психологический журнал. - 2014. - № 4 (35). - С. 96-107.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2001. - 384 с.

3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г, Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

4. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 350-356.

5. Технология оценки образовательной среды школы : учебно-методическое пособие для школьных психологов / ред. В.В. Рубцов, И.М. Улановская. - Москва ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. - 256 с.

6. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Н. Логинов, А.Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

REFERENCES

1. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A. and Osin, E.N. (2014), "Questionnaire of "Scale of the academic motivation/Psychological journal, Vol.35, No.4, pp. 96-107.

2. Zimnyaya, I.A. (2001), Pedagogical psychology: the textbook for higher education institutions, Publishing house "LOGOS", Moscow.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sharagin, V.I. and Klimova, L.Yu. (2018) "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350-356.

5. Ed. Rubtsov V.V. and Ulanovskaya I.M. (2010), Technology of an assessment of the educational environment of school: an educational and methodical grant for school psychologists, Publishing house "IG-SOCIN", Moscow, Obninsk.

6. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanova, A.V. (2015), "Physical culture and sport in formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.