ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Н.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 130-132.
2. Жуков, Ю.Ю. Профессиональное самоопределение и успеваемость студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2013. - № 8 (102). - С. 62-67.
3. Жуков, Ю.Ю. Познавательная активность как фактор успеваемости студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2013. - № 9 (103). - С. 44-50.
4. Жуков, Ю.Ю. Профессиональное самоопределение студентов вузов физической культуры в зависимости от их познавательной активности / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 58-63.
REFERENCES
1. Aleksandrova, N.I and Shulga T.I. (1987), "Studying of strong-willed qualities of school students by means of a technique "not solved task", Psychology Questions, No. 6, pp. 130-132.
2. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Professional self-determination and progress of the students of the physical culture higher education institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 62-67.
3. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Cognitive activity as factor of progress of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 44-50.
4. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Professional self-determination of the students of higher education institutions of physical culture depending on their informative activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 58-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2013.
УДК 159.922.7/.8
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТЕЛА У МАЛЬЧИКОВ 9-11 ЛЕТ
Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, (СПбГУ)
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования образа тела у мальчиков 9-11 лет, как фактора психологического и физического благополучия ребенка. Обосновывается важная роль физической культуры и спорта в формировании образа тела у мальчиков в детском возрасте. Представлены результаты исследования по изучению особенностей восприятия образа тела у мальчиков в связи с занятиями физической культурой и спортом. Выявлено, что занятия спортом оказывают влияние на формирование образа тела у мальчиков 9-11 лет, и заставляют более требовательно относиться к своему телу.
Ключевые слова: образ тела, восприятие своего тела, мальчики 9-11 лет, физическая культура и спорт, телесное самосовершенствование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p50-54
BODY IMAGE-BUILDING AMONG THE BOYS AGED 9-11 YEARS
Natalia Leonidovna Ilina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
St. Petersburg State University, Saint Petersburg
Annotation
The article examines the problem of the body image-building among the boys aged 9-11 years old as a factor of their psychological and physical well-being. The important role of physical culture and
sports in the body image-building among the boys during childhood has been substantiates. The results of empirical study of characteristics of the boy's body image perception in the context of physical training and sports have been discussed. It has been found that sports practice influences on the body imagebuilding among the boys aged 9-11 years old, and makes more demanding the attitude towards own body.
Keywords: body image, perception of body image, boys aged 9-11 years old, physical culture and sports, body self-perfection.
Человек существо телесное. И всё, что касается его физического воплощения, всегда вызывало живой интерес как у самого обладателя телом, так и у общества, как законодателя норм телесной красоты и здоровья.
Тело человека объективно, а вот восприятие своего тела человеком - субъективно. Физическое тело человека имеет строго очерченное вещественное оформление с видимой, осязаемой границей. Восприятие своего тела выходит за границы физического тела и приобретает непредсказуемые границы, очерченные нашей психикой. В процессе социализации человек «обрастает» различными клише относительно своего тела, Эти клише могут быть в виде идей, форм, идеалов, стереотипов усвоенных от родителей, ближайшего кружения, средств массовой информации и пр. Кроме этого на формирование образа тела, или как его называет И.П. Волков «тела личности», влияют такие характеристики как: ментальность, статус, социальные роли, владение языком и речью [1].
Если обратится к понятию «самости личности» или самотождественности, введенным К. Юнгом, можно разобраться, почему мы что-то в себе принимаем, а что-то отрицаем и почему не можем принять себя, свое тело таким, какое оно есть. При этом существуют разные степени принятия себя, одно мы принимаем, другое отрицаем, третье -хотим изменить, а «чужое» - изгнать из себя. К сожалению, не всё из перечисленного осознается, и тем более не всё удается перекроить по своему желанию. А значит с этим приходится жить дальше. К. Юнг пишет, что самость личности может быть обретена только на пути волевого самосовершенствования и самореализации [3].
Телесное самосовершенствование и самореализация могут осуществляться не только по средствам физических упражнений, хотя это основной путь телесной самореализации. Понятие «биоэнергетика» В. Райха дает нам понимание того, что эмоция способна как мобилизовать тело, так и парализовать его. Невроз в этом случае является системой мышечных зажимов, препятствующих свободному течению чувств и ощущений в теле.
В современном мире люди живут в постоянном стрессе, а значит в ситуации повышенного мышечного напряжения. У них не всегда есть возможность отрегулировать свое мышечное состояние врожденными, природными реакциями - борьба или побег. Лишь преодолев мышечные зажимы и восстановив свободу движений, человек может вернуть способность рационально и адекватно взаимодействовать с окружающей средой и со своим телом.
Особенно тяжело выдерживать стрессы в современном мире мужчинам. С детских лет их учат контролировать свои эмоции, «быть мужчиной», не плакать, что приводит к чрезмерному напряжению на эмоциональном и телесном уровне, но никто не учит «маленьких мужчин» как освобождаться от этого напряжения [2]. Поскольку напряжение возникает не только на эмоциональном уровне, но и на физическом, ребенок начинает терять «контакт» со своим телом или относиться к нему как к источнику неприятных ощущений.
Можно предположить, что выходом отрицательной энергии, накапливающейся у ребенка в процессе жизнедеятельности, и формированию у него гармоничного образа тела, может служить физическая культура и спорт. Известно, что дети, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, отличаются более высокой степенью саморегуляции. Мышечная работа и отдых после неё являются хорошим способом профилактики мышечных зажимов, вызванных стрессом. Занятия физической культурой и спор-
том, помогают найти контакт со своим телом, делают занимающихся координированными, а значит умеющими управлять своим телом (что придает им уверенности в себе). Эти и другие эффекты, возникающие у ребенка в процессе занятий физической культурой и спортом, неоднократно подтверждались в отечественных и зарубежных исследованиях
Но, оказывается, что не всё так просто, особенно, если речь идет о восприятии своей телесности мальчиками. Телесность - один из ключевых компонентов мальчишеского самосознания. Маскулинность всегда определялась и символизировалась именно через тело (рост, вес, развитость мышечной массы, сила, выносливость, ловкость и т.д.). И неверно считать, что мужчины придают своему телесному облику меньше значения, чем женщины. Переживания мальчиков по поводу их телесного облика не безосновательны, так как многочисленные исследования доказывают реальное влияние физического развития на положение в социальной иерархии. И что интересно, эта тенденция сохраняется и в более зрелом возрасте, когда атлетизм и маскулинные черты лица, являются важными предикторами карьерного успеха [4].
Основные переживания у мальчиков вызывают их рост, мускулы, вес и гениталии, подобные переживания могут появляться уже в пятилетнем возрасте и, проявившись однажды в детстве, всегда обостряются в пубертатный период [5]. Раз физическое развитие так важно для формирования положительного образа тела в детском возрасте, кажется очевидным, что занятия физической культурой и спортом, могут помочь ребенку в ощущении себя красивым и успешным. Однако, в результате исследований по изучению того, как спортивная деятельность влияет на формирования образа тела, выявился ряд интересных фактов.
Сначала ряд зарубежных коллег, обратили внимание на то, что мальчики занимающиеся спортом, в оценке своей мужской привлекательности, сильно требовательны к себе, недовольны многими характеристиками своего тела и физическими качествами, хотя их внешние данные и спортивные успехи были очевидно высоки [6, 7, 8]. Некоторые авторы оставляют эту информацию без объяснения, просто констатируют факт. Другие исследователи, чисто теоретически, объясняют это тем, что для мальчиков занимающихся спортом, референтной становится спортивная группа, в которой к физическим данным предъявляются более высокие требования, происходит постоянное физическое самосовершенствование, сравнение себя с соперниками и членами группы, необходимость постоянно проявлять максимальные возможности.
Подтверждение этих данных было получено в нашей практической работе спортивного психолога на базе существующего в Санкт-Петербурге «Агентства спортивной психологии» (АСП).
По анализу рисунка «Я на тренировке», «Я в свободное время» и методике «Лесенка», где предлагалось поставить себя на одну из ступенек (пять ступеней, чем выше себя ставишь, тем выше оцениваешь данное качество в себе) «Здоровье», «Красота», «Ловкость», «Сила», «Выносливость», «Ум», «Доброта», «Трудолюбие» (с последующим обсуждением выбранной позиции), можно сказать следующее. Если сравнивать рисунки мальчиков занимающихся спортом и не занимающихся спортом, первое, что бросается в глаза, это то, что у мальчиков 9-11 лет занимающихся спортом, более осознанное и дифференцированное отношение к своему телу и его частям, что выражается в более детальной прорисовке рук, ног, головы, соотношений частей тела, и пр. Мальчики - спортсмены в 90% случаев изображали себя в движении или взаимодействии с другими предметами или людьми. Но, при этом, их тело всегда было не похоже на реальное, или слишком пухлое, или слишком сухощавое, что говорит о недовольстве своими внешними данными. В то время как мальчики, не занимающиеся спортом, рисовали себя статичными, зачастую с нечетко прорисованными ногами или их «неустойчивостью», но по комплекции близкими к реальным характеристикам. Эту заметную тенденцию можно трактовать следующим образом: спорт помогает мальчикам почувствовать себя более уверенными в
пространстве, но формирует повышенный уровень притязаний к своим физическим данным, телу. Мальчики, не занимающиеся спортом, более лояльно относятся к своему телу, но при этом испытывают некую неуверенность в жизни.
Безусловно, слишком малое количество респондентов (6 мальчиков занимающихся спортом и 7 мальчиков не занимающихся спортом в возрасте 9-11 лет), не дает возможности говорить об установленном факте, но, тем не менее, подтверждает теоретические данные. Если анализировать и сравнивать данные по методике «Лесенка», то и здесь мальчики - спортсмены оказываются более требовательны к себе. В категориях «Красота», «Ловкость», «Сила», «Выносливость», они редко «поднимались» выше третьей ступени, в то время как по таким категориям как: «Ум», «Доброта», «Трудолюбие», «Здоровье», ставили себя достаточно высоко. Ребята, не занимающиеся спортом, ставили себя на третью ступень и выше по показателям: «Красота», «Ум», «Доброта», «Трудолюбие», считая, что это у них всё присутствует практически в максимальной степени, а вот «Ловкость», «Сила», «Выносливость», «Здоровье» развиты не очень сильно. Таким образом, получается отличие спортсменов и не спортсменов состоит в том, что спортсмены оценивают себя как людей с хорошим здоровьем, а не спортсмены высоко оценивают свою красоту. По остальным показателям они похожи. Хотя, если следовать здравому смыслу, у спортсменов, самооценка своих физических качеств должна быть выше, чем у не спортсменов.
Безусловно, данное практическое наблюдение на малочисленной выборке, не дает нам возможности подтвердить статистически замеченные особенности в отношении к своему образу тела у мальчиков 9-11 лет, но дает возможность говорить о наличии особенностей в формировании образа тела у мальчиков через занятия физической культурой и спортом и продолжать исследования в данной области.
В заключении, хотелось бы отметить, что через саму специфику спортивной деятельности, а так же через предъявления высоких требований к ребенку со стороны тренера и родителей можно сформировать завышенные притязания по отношению к своим внешним данным и физическим способностям. И чем больше эти требования и «идеальные образы» далеки от реальности 9-11 летнего мальчика, тем меньшую удовлетворенность своей телесностью он будет ощущать.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №13-06-00131а.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, И.П. Телопсихика человека. На пороге тонкого мира / И.П. Волков. - СПб. : Изд-во «Весь», 2005. - 139 с.
2. Кон, И.С. Мальчик-отец, мужчины / И.С. Кон. - М. : Время, 2010. - 341 с.
3. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. - М. : Серебряные нити, 2006. - 352 c.
4. Etcoff, N. Survival of the prettiest: The science of beauty / N. Etcoff. - New York : Doubleday, 1999. - 336 p.
5. Frost, J. Self-esteem and body satisfaction in male and female elementary school, high school, and university students / J. Frost, S. McKelvie // Sex Roles. - 2004. - Vol. 51. - P. 45-54.
6. Ricciardelli, L.A. The construction of the adolescent male body through sport / L.A. Ric-ciardelli, M.P. McCabe, D. Ridge // Journal of health psychology. - 2006. - Vol. 11 (4). - P. 577-587.
7. Slater, A. Gender differences in adolescent sport participation, teasing, self-objectification and body image concerns / A. Slater, M. Tiggemann // Journal of adolescence. - 2011. - Vol. 34. - P. 455463.
8. Smolak, L. The relationship of drive for muscularity to sociocultural factors, self-esteem, physical attributes gender role, and social comparison in middle school boys / L. Smolak, J.A. Stein // Body image. - 2006. - Vol. 3. - P. 121-129.
REFERENCES
1. Volkov, I.P. (2005), Body-psychic of the person. On a threshold of thin world, publishing
house "Everything", St. Petersburg.
2. Kon, I.S. (2010), Boy, father, man, publishing house “Vremya”, Moscow.
3. Yung, K.G. (2006), Person and his symbols, publishing house “Silver threads”, Moscow.
4. Etcoff, N. (1999), Survival of the prettiest: The science of beauty, Doubleday. New York.
5. Frost, J. and McKelvie, S. (20040, “Self-esteem and body satisfaction in male and female elementary school, high school, and university students”, Sex Roles, Vol. 51, pp. 45-54.
6. Ricciardelli, L.A., McCabe, M.P. and Ridge, D. (2006), “The construction of the adolescent male body through sport”, Journal of health psychology, Vol. 11(4), pp. 577-587.
7. Slater, A. and Tiggemann, M. (2011), “Gender differences in adolescent sport participation, teasing, self-objectification and body image concerns”, Journal of adolescence, Vol. 34, pp. 455-463.
8. Smolak, L. and Stein, J.A. (2006), “The relationship of drive for muscularity to sociocultural factors, self-esteem, physical attributes gender role, and social comparison in middle school boys”, Body image, Vol. 3, pp. 121-129.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2013.
УДК 796.56
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ: ФИЗИЧЕСКАЯ, ТЕХНИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обсуждаются теоретические вопросы спортивного ориентирования, связанные с преодолением противоречий в литературных источниках в определении видов спортивной подготовки, таких как физическая, техническая, психологическая подготовка. Показано, что соревновательная деятельность в спортивном ориентировании носит системный характер и все эти виды подготовки взаимообусловлены. В связи с этим подготовку в спортивном ориентировании целесообразно называть интегральной
Ключевые слова: спортивное ориентирование, системный подход, интегральная подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p54-56
TO THE QUESTION OF CONCEPTS RATIO: PHYSICAL, TECHNICAL, PSYCHOLOGICAL TRAINING IN SPORTS ORIENTEERING
Sergey Alexandrovitch Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article discusses the theoretical issues of orienteering, connected with overcoming of the controversies in the literature sources in determining the types of sports training, such as physical, technical, psychological preparation. It has been shown that competitive activity in orienteering is of systemic nature and all these types of training are mutually reinforced. Therefore, the training in orienteering is reasonably called integrated.
Keywords: orienteering, system approach, integrated training.
ВВЕДЕНИЕ
В теории и методике физической культуры в структуре физической подготовки выделяют понятия: физическая, техническая, тактическая, психологическая, интегральная тренировка. Однако в спортивном ориентировании между этими понятиями нет четких границ. Это обусловлено тем, что соревновательная деятельность в спортивном ори-