Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня самооценки и тревожности в предстартовых состояниях начинающих бадминтонистов'

Взаимосвязь уровня самооценки и тревожности в предстартовых состояниях начинающих бадминтонистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / ATHLETES / SELF-ESTEEM / ANXIETY / PRE-STARTING CONDITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафиулина Маргарита Рафиковна, Болдов Александр Сергеевич, Илькевич Константин Борисович, Логинова Елизавета Сергеевна

Данная статья посвящена изучению влияния взаимосвязи между самооценкой и уровнем тревожности у профессиональных спортсменов и влиянию этих факторов на состояние перед стартом. Выявлено отсутствие корреляции между этими показателями у начинающих бадминтонистов и наличие сильной взаимосвязи и взаимозависимости показателей самооценки и уверенности в себе от субъективного восприятия внешней оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафиулина Маргарита Рафиковна, Болдов Александр Сергеевич, Илькевич Константин Борисович, Логинова Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of self-esteem level and anxiety at beginner badminton athletes pre-starting conditions

This article is devoted to the identification of the relationship between self-esteem and anxiety level in professional athletes and the impact of these factors on the state before the start. Lack of correlation between these indicators at beginning badminton players and existence of strong interrelation and interdependence of indicators of a selfesteem and self-confidence from subjective perception of an external assessment is revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня самооценки и тревожности в предстартовых состояниях начинающих бадминтонистов»

3. Лейбин, В.М. Психоаналитическая трактовка личности и неофрейдистская концепция самости / В.М. Лейбин // Вопросы философии. - 1977. - № 6. - С. 149-158.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - T. 1. - 488 с.

6. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.

7. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания / А.И. Титаренко // Опыт этико-философского исследования. - М. : Мысль, 1974. - 278 с.

8. Чамата, П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / П.Р. Чамата // Проблема сознания : материалы симпозиума. Книга 5 / отв. ред. В.М. Банщиков. - М., 1996. - С. 228-239.

REFERENCES

1. Ankudinova, N.E. (1968), "About features of an assessment and self-assessment of pupils of I-IV classes of educational activity", Questions of psychology, No. 3, pp. 131-138.

2. Drobnicki, O.G. (1977), The Problem of morality, Science, Moscow.

3. Leibin, V.M. (1977), "Psychoanalytic interpretation of personality and Neo-Freudian concept of self", Questions of philosophy, No. 6, pp. 149-158.

4. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.

5. Rubinstein, S.L. (1989), Fundamentals of General psychology in 2 Vol., Pedagogy, Moscow.

6. Stolin, V.V. (1983), Self-Consciousness of personality, Moscow State University Publ., Moscow.

7. Titarenko A.I. (1974), Structures of moral consciousness. Experience of ethical and philosophical research, Mind, Moscow.

8. Chamata P.R. (1996), "On the Genesis of self-consciousness", Problems of consciousness: proceedings of the Symposium, Book 5, Moscow, pp. 228-239.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.05.2019

УДК 159.9:796.344

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЯХ НАЧИНАЮЩИХ БАДМИНТОНИСТОВ

Маргарита Рафиковна Сафиулина, студентка, Александр Сергеевич Болдов, кандидат

педагогических наук, доцент, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Елизавета Сергеевна Логинова, магистрант, Гжельский государственный университет

Аннотация

Данная статья посвящена изучению влияния взаимосвязи между самооценкой и уровнем тревожности у профессиональных спортсменов и влиянию этих факторов на состояние перед стартом. Выявлено отсутствие корреляции между этими показателями у начинающих бадминтонистов и наличие сильной взаимосвязи и взаимозависимости показателей самооценки и уверенности в себе от субъективного восприятия внешней оценки.

Ключевые слова: спортсмены, самооценка, тревожность, предстартовые состояния.

INTERRELATION OF SELF-ESTEEM LEVEL AND ANXIETY AT BEGINNER BADMINTON ATHLETES PRE-STARTING CONDITIONS

Margarita Rafikovna Safiulina, the student, Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education,

Moscow; Elizaveta Sergeevna Loginova, the magister, Gzhel State University, Moscow region

Annotation

This article is devoted to the identification of the relationship between self-esteem and anxiety level in professional athletes and the impact of these factors on the state before the start. Lack of correlation between these indicators at beginning badminton players and existence of strong interrelation and interdependence of indicators of a self- esteem and self-confidence from subjective perception of an external assessment is revealed.

Keywords: athletes, self-esteem, anxiety, pre-starting condition.

ВВЕДЕНИЕ

Тревожность - это черта личности, которая проявляется в тенденции ощущать беспокойство и опасения в течение всей жизни и в частных случаях (вне экстремальной ситуации). Чувство тревоги — это естественная особенность реагирования человеческой психики на окружающую среду [6]. Самооценка - компонент самосознания человека, включающий оценку своих способностей, нравственных качеств и поступков. При нормальном уровне самооценке индивид правильно соотносит свои реальные возможности [1]. При неадекватном уровне самооценке (завышенной или заниженной) человек не способен здраво оценить свои силы и качества. В ряде исследований, проводимых зарубежными психологами, было выявлено, что спортсмены характеризуются достаточно высоким уровнем личностной тревожности [9-11]. А в период ожидания соревнований, у них повышается и уровень ситуативной тревожности [2, 3]. Международная статистика показывает, что как спортсмены с высокой тревожностью, так и те, у кого самооценка, наоборот, занижена не могут в полной мере показать свои навыки и умения на соревнованиях и выступают гораздо хуже, чем те, которые имеют адекватную самооценку [4, 5, 8]. Цель исследования -выявить есть ли взаимосвязь между уровнем самооценки и тревожности у спортсменов, и влияют ли эти показатели на предстартовое состояние.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании участвовало 15 начинающих спортсменов (6 девочек и 9 мальчиков) в возрасте от 10-16 лет (средний возраст 14 лет), профессионально занимающиеся бадминтоном в учебно-тренировочных группах на базе ДС «Борисоглебский». Уровень спортивной квалификации у всех бадминтонистов был различен, но не превышал значения первого взрослого разряда.

Исследование проводилось с помощью 4 методик:

1. Методика «Шкала тревоги Спилбергера» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ха-нина) [9];

2. Отношение спортсмена к предстоящему соревнованию (Ю.Л. Ханин) [1];

3. "Экспресс-диагностика эмоциональных состояний спортсмена" (Ю.Я. Киселев) [7];

4. Методика «Экспресс-диагностика уровня самооценки» [7].

Исследование проводилось в 2 этапа: на первом этапе использовались методики: шкала личностной тревожности, экспресс-диагностика уровня самооценки, которые были выполнены респондентами за 5 дней до соревнований, для выявления уровней тревожности как личностной характеристики и самооценки. На втором этапе применялись методики: шкала реактивной тревожности, отношение спортсмена к предстоящему соревнованию и экспресс-диагностика эмоциональных состояний, для определения уровня тревожности в момент соревнований и готовности спортсмена к игре.

Статистическая обработка данных проводилась в программном комплексе SPSS Statistics компании IBM.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования взаимосвязи уровня самооценки и тревожности в предстартовых состояниях начинающих бадминтонистов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Статистические данные результатов исследования взаимосвязи уровня само-

оценки и т| ревожности в предстартовых состояниях спортсменов

Критерии XX ±СТ Мо ТЛ ТР С УВ СП ЗН ДР

ТЛ 41,6±5,2 41 1

ТР 40,6±5,2 40 1,000* 1

С 20,3±8,2 17*** 0,380 0,380 1

УВ 2,3±1,5 2 0,492 0,492 0,526** 1

СП 3,7±1,7 3* * * 0,109 0,109 0,159 0,547** 1

ЗН 4,9±1,7 5 0,277 0,277 -0,283 -0,320 -0,129 1

ДР 3,3±1,2 4 0,239 0,239 0,626** 0,518** -0,074 -0,206 1

* - Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.) ** - Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.) *** - Имеется несколько Мод. Показана наименьшая.

Согласно усредненным статистическим показателям, наиболее значимыми оказались показатели «самооценки» (20,3±8,2, при полимодальности распределения - наименьшее значение Мо=17). Точно такая же полимодальность значений наблюдается в показателе «оценка возможностей соперника» (3,7±1,7, при наименьшей Мо=3). Такая полимодальность говорит нам о неоднородности значений в группе спортсменов и наличие, по крайней мере двух отличающихся между собой уровней, как в самооценке, так и в оценке возможностей соперников.

Статистический корреляционный анализ результатов показал, что корреляция между различными исследуемыми показателями присутствует, хотя и не между исследуемыми нами признаками:

- «личностная тревожность» (ТЛ) коррелирует с «реактивной тревожностью» (ТР) (г=1,000, при р=0,01), что подтверждается практически полным совпадением усредненных статистических показателей (41,6±5,2, при Мо=41; и 40,6±5,2, при Мо=40; соответственно).

- «самооценка» (С) коррелирует с «уверенностью в себе» (УВ) (г=0,526, при р=0,05) и с «показателем зеркальной самооценки» (ДР) (г=0,626, при р=0,05).

- «уверенность в себе» (УВ) коррелирует с «оценкой возможностей соперника» (СП) (г=0,547, при р=0,05) и с «показателем зеркальной самооценки» (ДР) (г=0,518, при р=0,05).

Между показателем «личностная тревожность» и «самооценка», к сожалению, значимой корреляции не выявлено.

Таким образом, при наличии достаточно высокого уровня корреляции самооценки с уверенностью в себе у начинающих бадминтонистов, а их уверенности в себе с оценкой возможностей соперников на соревнованиях можно было бы говорить о возможном корреляционном влиянии показателя самооценки (С) на оценку возможностей соперников (СП) напрямую, что, к сожалению, совершенным образом не подтверждается (г=0,159, при р>0,05).

Значение показателей самооценки (С) и уверенности в себе (УВ) достоверно коррелируют с таким показателем, как «зеркальная самооценка» (ДР) - показателя субъективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других людей, что говорит нам, возможно, о таком явлении у начинающих атлетов, как высокий уровень поддержки их соревновательной деятельности со стороны близких родственников и друзей, которая спортсменами полностью осознается.

Единственным показателем, который никаким образом не коррелировал с другими показателями в нашем исследовании, оказался показатель (ЗН) - «значимости соревнований» (4,9±1,7, при Мо=5). По всей видимости, на данном этапе - этапе начала соревновательной деятельности - соревнования не являются для спортсменов действительно значимыми, или, что более вероятно, те соревнования, перед которыми проводилось исследование, не были значимыми.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Из полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Личностная тревожность начинающих бадминтонистов находится в полной зависимости от ситуативной, или реактивной тревожности, соответственно, для уменьшения влияния реактивной, предсоревновательной тревожности можно проводить психологические коррекционные методики, направленные на корректировку уровня личностной тревожности.

2. Самооценка как устойчивая черта личности слабо влияет на повышение тревожности перед стартом. При этом стоит учитывать бесконтактный характер вида спорта, который был исследован и возраст спортсменов при не большой численности выборки.

3. Начинающие бадминтонисты полностью осознают субъективное восприятие их спортивной деятельности со стороны другими людьми и их уровень самооценки и уверенности очень зависим от этого, что скрывает в себе, по нашему мнению, некоторую вероятность возникновения фрустрационных рисков.

Результаты, которые были получены в ходе этой работы помогут нам в дальнейшей работе по исследованию особенностей психики спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом : учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин ; Сиб. гос. ун-т. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2012. - 328 с.

2. Стили разрешения конфликтов в массовом студенческом спорте / А.С. Болдов, В.Ю. Карпов, А.В. Гусев, Ф.Р. Сибгатулина, Р.Р. Алиходжин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 322-326.

3. Босенко, Ю.М. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса / Ю.М. Босенко, Е.И. Берилова // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - № 2. - С. 106-110.

4. Илькевич, К.Б. Мотивация студентов к занятиям спортом / К.Б. Илькевич // Материалы V Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура». - Гжель, 2013. - С. 195-200.

5. Илькевич, К.Б. Особенности модели современного бадминтониста / К.Б. Илькевич, В. Д. Медведков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (164). - C. 101-105.

6. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2016. - 352 с.

7. Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте : учебное пособие для вузов / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 2005. - 400 с.

8. Могуева, Д.А. Психологическая подготовка спортсменов высокой квалификации / Д.А. Могуева, А.С. Болдов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма, адаптивной физической культуры и физической реабилитации : сборник научных трудов бакалавров, магистров, аспирантов и профессорско-преподавательского состава факультета физической культуры РГСУ -Москва, 2018. - С. 149-153.

9. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. -Режим доступа : http://dogmon.org/valerij-mihajlovich-astapov-trevoga-i-trevojnoste-hrestoma-tiya.html?page=8 (дата обращения: 01.04.2019).

10. Паттерны конституциональных особенностей как основа для оценки адаптации к учебному процессу / Р.М. Хайруллин, О.В. Рагозина, О.Б. Астахов, О.Н. Рагозин, Е.В. Храмов // Биоуправление в медицине и спорте : материалы I-й Всероссийской конференции. - М., 1999. - С. 125-126.

11. Spielberger, Ch.D. Theory and research on anxiety / Ch.D. Spielberger. - Anxiety and Behavior, N.Y., 1966.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D. (2012), Psychodiagnostics of the personality at occupations by physical culture and sport: tutorial, Publishing house of SibSUPC, Omsk.

2. Boldov, A.S., Karpov, V.Yu., Gusev, A.V., Sibgatulina, F.R. and Alihodjin, R.R. (2019), "Styles of conflicts resolution in mass student's sport", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 356-360.

3. Bosenko, Yu.M. and Berilova, E.I. (2015), "Personal and cognitive factors of resistance to stress of high-class athletes", Messenger of the Kostroma state university. Series: Pedagogics. Psychology. Socio-kinetika, pp.106-110.

4. Ilkevich, K.B. (2013), "Motivation of students to sports Education", Materials of the V International Scientific Practical Conference "Education, Science, Culture ", publishing house GGPI, Gzhel, pp. 195-200.

5. Ilkevich, K.B. and Medvedkov, V.D. (2018), "Features of the model of a modern badminton player", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 101-105.

6. Ilyin, E.P. (2016), Sport psychology, Peter, St. Petersburg.

7. Marischuk, V.L., Bludov, Yu.M. and Serova, L.K. (2005), Psychodiagnostics in sports: manual for higher education institutions, Prosveschenie, Moscow.

8. Mogueva, D.A. and Boldov, A.S. (2018) "Psychological training of athletes of high qualification", "Actual problems of physical culture, sports and tourism, adaptive physical culture and physical rehabilitation','collection of scientific works of bachelors, masters, graduate students and faculty of faculty of physical culture of RSSU, Moscow, pp.149-153.

9. Spielberger Ch.D. (1983), Conceptual and methodological problems of research of alarm", "Stress and alarm in sport, available at: http://dogmon.org/valerij-mihajlovich-astapov-trevoga-i-tre-vojnoste-hrestomatiya.html?page=8.

10. Khayrulin, R.M, Ragozina, O.V., Astakhov, O.B., Ragozin, O.N. and Khramov, E.V. (1999), "Patterns of constitutional features as a basis for assessing adaptation to the educational process", materials of I-stAll-Russian Conference "Biocontrol in medicine and sport", pp. 125-126.

11. Spielberger Ch.D. (1966), "Theory and research on anxiety", Anxiety and Behavior, N.Y., 1966,

pp.3-20.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

УДК 159.9

СПОРТИВНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ТРУДАХ И.П. ВОЛКОВА

Ирина Геннадьевна Станиславская, кандидат психологических наук, доцент, Анна Львовна Меньщикова, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается научная биография одного из основоположников отечественной социальной и спортивной психологии И.П. Волкова. Представлена характеристика этапов жизненного пути, основные направления научного поиска ученого, важные достижения и результаты научных исследований. Приводится список основных научных трудов, их основные идеи и результаты исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: петербургская школа социальной психологии, развитие спортивной психологии, социометрический метод исследования.

SPORTS AND SOCIAL PSYCHOLOGY IN WORKS OF I.P. VOLKOV

Irina Gennadyevna Stanislavskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Anna Lvovna Menshchikova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In the article, the scientific biography of one of the founders of the domestic social and sports psychology I.P. Volkov is considered. Characteristics of the stages of the course of life, the main directions of the scientific search of the scientist, the important achievements and results of the scientific research have been presented. The list of the main scientific works, their main ideas and results of researches is provided.

Keywords: St. Petersburg school of social psychology, development of sports psychology, socio-metric method of a research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.