РЕЗУЛЬТАТЫ АСПИРАНТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Макагонов А.С
СПОРТИВНАЯ АКМЕОЛОГИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПУТИ РАЗВИТИЯ
По широте предмета акмеология как теория вершинных достижений субъекта находится в прямой межпредметной связи с культурологией, рассматривающей отдельные культуры в их возникновении, развитии и распаде; вместе с тем, акмеология занимается высшими потенциями, пиками развития культуры, в том числе культурой спорта; наука изучающая сложное интегративное существо, каким является человек, вправе рассматривать его как индивида - природный живой организм, как личность - носителя социальных отношений, как субъекта деятельности - обладателя способности создания конкретных материальных и духовных ценностей [1, с. 42].
Существуя как нерасторжимое единство, эти три «ипостаси» начинают доминировать на определенных этапах жизни. При этом особенности индивида, его физическое здоровье по мере взросления могут становиться особой ценностью и целенаправленно поддерживаться и укрепляться. Спорт и физические тренировки как необходимое условие достижения личностно значимой цели использовали А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, И.П. Павлов и др., создавая в своем организме запас физической надежности [1, с. 43].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить акмеологические характеристики спорта: целевую, нравственно-духовную, самоорганизующую, выстраивающую взаимоотношения, метастрафалогическую, антропомаксимологическую, санапсихо-логическую.
Целевая акмеологическая характеристика спорта. Инициируемое спортом хорошее общее физическое состояние и поддержание его на оптимально возможном уровне - предпосылка полноты личностных проявлений и высоких достижений руководителем в его профессиональной деятельности.
Профессиональное развитие руководителя призвано нести в себе характеристики, необходимые для постепенного и устойчивого проявления себя в управленческих ситуациях и в творческих деяниях, в новаторски продуктивной деятельности, и подобные характеристики формируются в спортивной деятельности.
Систематичность занятий проявляется в самых разных обстоятельствах, актуализируя на высоком уровне работу ума, рождает глубокую заинтересованность тем, что он делает, развивает привычку стремиться к получению неординарных результатов, инициировать «великую энергию для высокой цели» [1, с. 45].
Акмеологическая мотивация специалистов выстраивает систему ценностей, в которых здоровье занимает одну из первых позиций.
В диссертационном исследовании Богачевой показано, что будущие руководители «закладывают» лидерские качества с детства, в связи с чем было проведено изучение ценности здоровья у интеллектуально одаренных школьников. Общей чертой таких детей является стремление к знаниям, что накладывает на их жизнь определенные ограничения: длительное время они уделяют учебе, их характеризует малоподвижный образ жизни, кратковременное пребывание на свежем воздухе и др., что вызывает так называемую «асинхро-нию развития», выражающуюся в дефиците здоровья. Изучение планов одаренных детей на будущее показало, что только 15 % ориентированы на «обычную» карьеру, т. е. постепен-
78
ное продвижение к вершинам должностей иерархии в соответствии с постоянно развивающимся профессиональным опытом, а почти 73 % планируют «скоростную», «стремительную» карьеру - моментальное должностное продвижение по вертикали организационной структуры. Такое видение собственной жизни одаренные школьники связывают с успехами в учении, высокой оценкой их способностей другими; установками, которые им дают их учителя и родители. При этом основную свою миссию они видят в учении - 87,8 %, в развитии своих способностей - 72,7 %. Интересно, что никто из них в перечне из 10 своих основных занятий по развитию личности не назвал занятия спортом, и только 4 человека (12,1%) отметили занятия утренней гимнастикой, т.е. спорт не рассматривается в качестве акмеологической составляющей профессионального развития.
Подобные представления обусловлены тем, что существование и развитие человека и общества на протяжении всей их истории подразумевают усиление деятельности по преобразованию исходных ресурсов в промежуточный или конечный результат, удовлетворяющий потребности людей. В течение длительного периода эволюционного развития человечество оснастило себя мощным инструментально - орудийным арсеналом, способствовавшим эффективному и быстрому преобразованию объектов природной среды в потребительские продукты - одежду, пищу, жилище транспорт, связь и т.д., что позволило каждому отдельному человеку быть независимым от неблагоприятных природных явлений и обеспечило ему достаточно устроенную и долговременную жизнь и относительно спокойный образ жизни [3, с. 22], не обязательное включение физических механизмов как внутренних факторов.
Вместе с тем, здоровье и продолжительность жизни человека, главным образом, зависят от нескольких факторов: а) наследственность, б)состояние окружающей среды, в)уровень медицины и здравоохранения, г)образ жизни. Последний фактор становится доминирующим (как утверждают специалисты, он на 50% определяет здоровье населения). К сожалению, здесь у нас самое слабое звено - в стране нет системы работы по изучению внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни. Даже среди специалистов существует разночтение в определении понятия «здоровый образ жизни».
Оказалось, что здоровье выступает ведущей ценностью практически во всех возрастных группах. Статистически значимых различий между группами выявлено не было.
В социологические исследования ценностных ориентаций молодежи, проведенные Н.А. Труфановым, включались представители групп, занимающиеся в клубах, школах и секциях единоборств более чем шестидесяти городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Качествами, определяющими тип личности единоборцев, являются характеристики их ценностно-потребностной сферы. Основные характеристики типа личности, присущие единоборцам, (см. табл. 1) - социальная активность, ориентация на созидательные ценности, ориентация на материальное потребление, а так же стремление к физическому и духовно -нравственному самосовершенствованию.
Таблица 1. Базовые ценностные ориентации практиков современных единоборств и обследованного населения
Ценность Практики современных единоборств Обследованные жители
обязательно,% обязательно, %
Активные занятия спортом 62 18
Материальный достаток 60 26
Вера в Бога 34 25
Престиж, восхищение окружающих 23 11
Хорошие возможности для отдыха, развлечений 45 21
Хорошая семья 64 55
Руководящая должность 29 13
Интересная творческая работа 41 22
Регулярное чтение книг, посещение театров, концертов «серьезной музыки», выставок 30 24
Жизнь ради людей, независимо от профессии, должности, места жительства 28 13
Духовное развитие, нравственное самосовершенствование 64 25
Нравственно-духовная акмеологическая характеристика спорта. Как отмечает академик А.А. Бодалев, чтобы развитие личности шло по восходящей, важно, чтобы среди всех других характеристик присутствовала такая как нравственно здоровое честолюбие, в определенной мере порождаемое спортом. [1, с. 46] Данная акмеологическая характеристика дополняется трезвой самокритичностью, связанной с объективной оценкой результатов труда и антиконформностью. «Умение сохранить свою точку зрения на происходящие события, отстоять свою позицию в сложной ситуации, свое понимание путей, ведущих к решению проблемы, несмотря на оказываемое давление ... - это существенный фактор формирования продуктивной, индивидуально неповторимой личности» [1, с. 47]
Психологами представлено интересное сосуществование косности и большой податливости к изменениям (обычно такие люди проявляют явный консерватизм в среде жизни, которые оказываются за границами ведущих для них видов деятельности и высокую подвижность ума, чувств, поведения, когда дело касается среды труда, в которой они устойчиво проявляют себя как новаторы и творцы.
Самоорганизующая акмеологическая характеристика. Гуманистическое направление в психологии дало новый толчок в исследовании здоровой личности.
Если говорить о психологическом здоровье, то его показателем является самосозидание, самоорганизация. Этот показатель позволяет говорить о личности как о суверенной. Суверенность характеризует не только здорового, активного, полноценно функционирующего, независимого, сохраняющего динамическое равновесие самоактуализирующегося и самореализующегося человека, но еще и созидающего свой мир и самого себя; суверенная личность «отличается от других тем, что способна самостоятельно, без посредников выходить к культуре и вычерпывать из нее основания для сохранения и развития своего многомерного мира, то есть самой себя» (А.В. Клочко, О.М. Красноярцева. 2002)
Спорт вырабатывает устойчивую склонность к труду. Н.С. Лейтес оценил её как фактор одаренности, т.к. у изученных им детей, обладавших этим качеством, деятельность была богаче и разнообразнее, формировался более широкий спектр взаимоотношений с действительностью.
Основой взаимоотношений становиться здоровье. В структуре культуры здоровья студенческой молодежи выделяются Ю.Н. Казаковым основные компоненты: устойчивая мотивация здорового образа жизни; профессиональная компетентность в области здорового образа жизни; показатели психического здоровья личности (принятие ответственности за свою жизнь; самопонимание и принятие себя); осмысленность индивидуального события; способность к пониманию и принятию других; владение рекреативными, здоровъесберега-ющими технологиями и способами здоровъесберегающего профессионального поведения. [2, с.5]
Под культурой здоровья им понимается опыт, накопленный человечеством в области здоровья, грамотное применение в повседневной жизни с целью оздоровления [там же, c.6]
В акмеологической характеристике взаимоотношений выделяется внутренняя сторона: стремиться определить наиболее оптимальное сочетание взаимосвязей основных систем организма человека, психических свойств личности, в которых проявляются его отношения к разным сторонам действительности, и его способностей, означающее постижение вершин в своем развитии. «Оценивая значение индивидуальных характеристик в этих взаимосвязях, очевидно, имеет смысл, в первую очередь, обращать внимание на общее физическое состояние человека, на показатели его работоспособности, на поведение его организма в нормальных и экстремальных ситуациях в разные периоды жизни. Человек рождается на свет, уже имея определенные индивидуальные характеристики, . а затем условия и организация жизни «работают» на функционирование их в оптимальном режиме и на их действительное развитие или же, наоборот, способствуют только выживанию человека, а то и провоцирует появление в них патологических изменений» [1, с. 43]
Метастрофологическая характеристика выражается через оппозицию «творческие потенции человека - деструктивные тенденции окружающей среды». Деструктивная сторона жизни изучается теорией негативных состояний сверхсложных систем. Таких состояний может быть названо шесть: безопасность, угроза и риски, опасности, кризисы и катастрофы.
Эти состояния свойственны как системам, окружающим человека (природа, общество, город, семья и др.), так и самому человеку с его стремлением к акме. Естественно, что вопрос о том, будет ли акмирована жизнь человека в тот или иной момент, решается не только в зависимости от акмецентричности сознания и поведения человека, но прежде всего от того, в каком состоянии находится человек и окружающая его система, т.е. от степени метастро-фичности его самого и окружающей среды, а точнее, от того, насколько успешно человеку удастся преобразовать метастрофичный ход событий в обратный - в акмический. Когда же метастрофа перестает оппонировать акматике? Ответ на этот вопрос может быть простым и однозначным, поскольку он связан с условиями осуществления искомых закономерностей.
Антропомаксимологическая характеристика. Теоретико-методологические основы развития спорта были разработаны В.В.Кузнецовым в преддверии игр XXII Олимпиады в Москве; он выдвинул философско-методологическую научную теорию - антропомаксимо-логию, в которой обобщаются данные не о больном, а о здоровом человеке, способном творить чудеса в спорте и в экстремальных жизненных ситуациях. Спорт высших достижений создает идеальные условия для научного познания сверхмаксимальных человеческих возможностей.
Формирование биомехатроники стимулирует конструирование и построение совокупностей специально создаваемых искусственных условий для раскрытия, развития и совершенствования естественных возможностей человека. Исследован феномен соединения социального и биологического в человеке на основе общефилософской методологии: интегрирующим началом в ее развитии должны быть специально разработанные знания и технологии.
С помощью антропотехники нового поколения реализуется новая научная методология человеческого существования, основанная на понимании и совершенствовании психофизических качеств и способностей индивида. В ходе социально-экономических и технических преобразований человек создает «вторую среду» связанную с социальной жизнью, искусственную жизненную среду. При этом особую значимость приобретает контроль за возникающим дисбалансам с помощью спортивной информатики. В XXI веке достижения информатики и компьютерной техники наряду с другими науками дают возможность в спортивной практике применять новые технологии, основанные на биологической обратной связи. Например, развивать силу мышц можно, управляя этим процессом сознательно, получая световую и звуковую информацию о величине электрической активности мышц, которая регистрируется наложенными электродами.
Санапсихологическая характеристика спорта. Основу концепции психофизического здоровья, опирающуюся на исследованиях Н.И. Пирогова, В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева составляет определение психофизического здоровья в рамках интеграции подходов и раскрываемого содержания его психокинеза в формате биологического, социального и психологического феномена, позволивших сформировать новое направление - санапсихологию (2) Последняя раскрывает содержание психического здоровья в детерминантах внутренней позиции индивида, которая определяет социальную статичность, формируя стандарты здоровья и образы по отношению к своему здоровью. В то же время устойчивость личности является одним из важных критериев психологического здоровья. При этом устойчивость внутренней позиции и отношение к своему здоровью понимается как сущность доминирующих проявлений в поведении, которые формируются в детстве, на основе отношения к окружающим людям, к предметному миру и к себе. Специфическими конструктами позиции являются индивидуальные ориентации психофизического здоровья, которые развиваются через становление личностных смыслов сохранения здоровья, особенно в трудных жизненных ситуациях, которые способствуют самосохранению, саморегуляции и самосовершенствованию в социальном развитии.
Литература
[1]. Бодалев А.А. О субъективных условиях развития и сохранения личностного и творчески дея-тельностного потенциала человека // Современные проблемы смысла жизни и акме (Материалы 6-7 симпозиумов) ПИРАО. - М., 2006. - С. 42-57.
[2]. Казаков Ю.Н. Санапсихология личности, группы, общества. - М.: Прометей, 2005.
[3]. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. - 2005. - № 12. - С. 18-26.
Попова О. Ф.
ИЗБЕГАНИЕ СТРАДАНИЯ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ
«Основная особенность страдания и наслаждения в том, что они совершенно реальны и пока длятся, дают человеку критерий реальности»
К. Льюис
Экзистенциальная терапия, как одно из направлений психологии своим появлением обязана экзистенциальной философии. В своих теоретических предпосылках она опирается на труды С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Яспер-са, Ж.-П. Сартра, Г. Марселя, М. Бубера, М. Шелера, А. Бергсона и другими. На наш взгляд, экзистенциальная школа психологии была сначала представлена именами Л. Бинсвангера, М. Босса, В. Франкла, в европейских и американской школах особенно яркие экзистенциальные мотивы видны у С.Л. Рубинштейна, Э. Фромма, Ф. Перлза, Р. Мэй, Дж. Бьюджен-таля, И. Ялома. Именно в рамках этого подхода в психологии зародились те понятия, которыми оперировали экзистенциальные психологи при исследовании личности человека: экзистенция, личность, страдание, смысл жизни, совесть, свобода, ответственность, воля и др. Опираясь на эти основные категории ученых, мы будем исследовать личность людей с зависимостью, поскольку они наиболее полно помогут раскрыть суть вопроса.
С точки зрения экзистенциального анализа и логотерапии к возникновению зависимости наряду с другими условиями: такими, как особенности и свойства характера человека, особенности его отношений с обществом, особенности самого объекта зависимости, сопутствующей психопатологии, приводят ряд экзистенциальных установок, которые психотерапевту необходимо учитывать в своей практической работе.
К таким установкам А. Лэнгле относит: во-первых, избегание страданий; и во-вторых, потерю личностной активности, так называемую, пассивизацию из-за того, что человек ориентируется на проживание удовольствий. Именно проживание этих установок приводит к формированию экзистенциальных синдромов дефицита: дефицит, а затем утрата смысла и дефицит исполненности жизни, неаутентичность бытия в связи с нарушением фундаментальной ценности.
В данной статье мы рассмотрим одну из экзистенциальных установок зависимого -это установка на избегание страдания.
И сначала обратимся к самому слову «страдание», постараемся точнее разглядеть его происхождение и содержание, как красиво говорил М. Хайдеггер, что «Мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В языке мы слышим голос бытия. Этот голос делает весь мир вокруг себя полем бесконечного резонанса».
И если мы пойдем к древнерусскому истоку слова «страдание», то придем к таким выражениям, как «выполнять тяжелую работу», «стараться» и «добиваться». Если обратимся к латинским корням, то нам откроется еще одно значение страдания - как «проявлять усердность»; скандинавские языки покажут нам в страдании грань «ревниво стремиться», а индоевропейский корень слова приведет к (s) ter \ (s) tre - коченеть (умирать), становиться жестким. Изначально словом «страдание» фиксируется направленное стрем-