Научная статья на тему 'Cпортивное мастерство в единоборствах: к уточнению педагогического содержания понятия'

Cпортивное мастерство в единоборствах: к уточнению педагогического содержания понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3383
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕРСТВО / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / ЕДИНОБОРСТВА / СПОРТСМЕН / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНОВ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА / SKILL / SPORTS SKILL / MARTIAL ARTS / ATHLETE / PROFESSIONAL QUALITIES OF ATHLETES / COMPONENTS OF SPORTS SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Ольга Викторовна, Воронин Александр Дмитриевич

В статье проанализированы понятия «мастерство» и «спортивное мастерство», которые исследованы в рамках различных подходов: психологии, акмеологии, теории деятельности, аксиологии. Во время рассмотрения данных теорий, авторы выявили стадии формирования и развития мастерства. Кроме того, исходя из исследований понятия «мастерство» с точки зрения различных теорий, авторами выдвигается предположение о многоаспектности данного понятия. Также в данной работе высказывается мнение, что проблема спортивного мастерства и путей его формирования в учебно-тренировочном процессе является очень важной социальной и психолого-педагогической задачей в области любительского и профессионального спорта. Во время исследования авторами для уточнения понятия «спортивное мастерство в единоборствах» рассмотрено само понятие «единоборство», которое описывается в данной статье, а также обоснована цель спортивного единоборства. Помимо этого, авторы выделили основные структурные составляющие понятия «спортивное мастерство» с целью дальнейшего установления их взаимосвязей и построения модели формирования спортивного мастерства единоборцев: физиологическую, психологическую, нравственную, технико-тактическую, когнитивную. Первым необходимым условием при этом является концептуальное уточнение содержания понятия «спортивное мастерство в единоборствах», которое авторы статьи предлагают, основываясь на анализе вышеперечисленных теорий и эмпирическом опыте, полученном в ходе тренерской и соревновательной деятельности. Благодаря конкретизации понятия «Спортивное мастерство в единоборствах», в дальнейшем, опираясь на данное понятие, авторы планируют разработать организационно-педагогические условия формирования спортивного мастерства, применяемые исключительно к спортивным видам единоборств (вольная борьба, дзюдо, самбо, бокс и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова Ольга Викторовна, Воронин Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports skills in martial arts

The article analyzes the concepts of "skill" and "sport skills", which are studied in the framework of various theories: psychology, acmeology, theory of activity, axiology. During the consideration of these theories, the authors identified stages of formation and development of skills. In addition, based on studies of the concept of "skill" from the point of view of various theories, the authors put forward the assumption that this concept is multifaceted. Furthermore, this paper suggests that the problem of sports skills and ways of their formation in the training process is a very important social and psycho-pedagogical task in the field of amateur and professional sports. During the study the authors examined the concept of "martial arts" and justified the purpose of martial arts in order to clarify the concept of "sport skills in the martial arts”. The authors identified the main structural components of the concept of "sport skills" in order to further establish their relationships and build a model of the formation of sports skills martial fighters: physiological, psychological, moral, technical and tactical, cognitive. At first the necessary condition here is the conceptual refinement of the concept of "sport skills in martial arts", which the authors of the article suggest, based on an analysis of the above theories and empirical experience obtained during coaching and competitive activities. Due to the specification of the concept of "sport skills in martial arts" in the future, the authors are planning to develop organizational and pedagogical conditions of formation of sports skills which used exclusively for martial arts (wrestling, judo, sambo, boxing, etc.), based on this concept.

Текст научной работы на тему «Cпортивное мастерство в единоборствах: к уточнению педагогического содержания понятия»

УДК 796.01+37.032

СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО В ЕДИНОБОРСТВАХ: К УТОЧНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ

1 2 О.В. Юсупова , А.Д. Воронин

1,2 Самарский государственный технический университет 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 1 E-mail: yusupova.ov@samgtu.ru 2E-mail: sasha-voronin-1994@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы понятия «мастерство» и «спортивное мастерство», которые исследованы в рамках различных подходов: психологии, акмео-логии, теории деятельности, аксиологии. Во время рассмотрения данных теорий, авторы выявили стадии формирования и развития мастерства. Кроме того, исходя из исследований понятия «мастерство» с точки зрения различных теорий, авторами выдвигается предположение о многоаспектности данного понятия. Также в данной работе высказывается мнение, что проблема спортивного мастерства и путей его формирования в учебно-тренировочном процессе является очень важной социальной и психолого-педагогической задачей в области любительского и профессионального спорта. Во время исследования авторами для уточнения понятия «спортивное мастерство в единоборствах» рассмотрено само понятие «единоборство», которое описывается в данной статье, а также обоснована цель спортивного единоборства. Помимо этого, авторы выделили основные структурные составляющие понятия «спортивное мастерство» с целью дальнейшего установления их взаимосвязей и построения модели формирования спортивного мастерства единоборцев: физиологическую, психологическую, нравственную, технико-тактическую, когнитивную. Первым необходимым условием при этом является концептуальное уточнение содержания понятия «спортивное мастерство в единоборствах», которое авторы статьи предлагают, основываясь на анализе вышеперечисленных теорий и эмпирическом опыте, полученном в ходе тренерской и соревновательной деятельности. Благодаря конкретизации понятия «Спортивное мастерство в единоборствах», в дальнейшем, опираясь на данное понятие, авторы планируют разработать организационно-педагогические условия формирования спортивного мастерства, применяемые исключительно к спортивным видам единоборств (вольная борьба, дзюдо, самбо, бокс и т.д.).

1 Ольга Викторовна Юсупова, доктор педагогических наук, доцент, проректор СамГТУ по учебной работе.

2 Александр Дмитриевич Воронин, аспирант кафедры психологии и педагогики

Ключевые слова: мастерство, спортивное мастерство, единоборства,

спортсмен, профессиональные качества спортсменов, составляющие спортивного мастерства.

Введение

Одной из важнейших задач нашего государства в сфере физической культуры и спорта является оздоровление и воспитание подрастающего поколения. Спорт выступает в роли эффективного средства формирования здорового образа жизни и является залогом успешной социализации у людей всех возрастов, а различные виды спорта предстают в виде воспитательного пространства, в котором занимающимся дают возможность проявить волю, показать обществу свои спортивные достижения, характер, уровень мастерства. Одной из спортивных направленностей, где занимающиеся могут не только развить необходимые физические и психологические качества, но и достичь определенных спортивных результатов и высокого уровня спортивного мастерства являются единоборства. Однако проблема формирования спортивного мастерства уже на протяжении довольно долгого времени является значимой задачей в педагогике физической культуры и спорта.

1. Обзор литературы

Во-первых, необходимо произвести мониторинг определений такого понятия, как мастерство.

Понятие мастерство разными учеными и авторами трактуется по-разному. Так, например, А.А. Реан характеризует мастерство как «свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода» [1]. С точки зрения Н.И. Конюхова, мастерством является «высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом, имеющий ярко выраженные индивидуальные признаки и определяемый по конечному продукту труда, по способам достижения целей профессиональной деятельности» [2]. В.Г. Зазыкин и А.А. Деркач в своих словарях дают следующее определение понятию мастерства: «Категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода... Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близка к акмеологической категории «профессионализм деятельности»» [3, 4]. В свою очередь, профессионализм деятельности А.А. Дергач и В. Г. Зазыкин определяют следующим образом: «Качественная характеристи-

ка субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью» [3]. Также следует обратить внимание на то, что в любой профессии, в первую очередь мастерство предполагает именно психологическую готовность для того, чтобы творчески решить возникшие проблемы. Данные определения раскрывают понятие «мастерство» с точки зрения психологии и в частности акмеологии. Кроме того, нужно добавить, что понятие мастерство весьма гармонично вписывается в область акмеологии, так как само понятие «акмеология» характеризуется как «раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития» [5].

Ряд авторов исследуют понятие мастерство в рамках теории деятельности. Так, например, В. Н. Антонова в своих трудах дает следующее определение понятию «мастерство»: «Желаемый уровень развития человека как субъекта деятельности; мастерство предполагает не только наличие умений, знаний, но и определенный склад личности» [6]. А. Ребер несколько иначе трактует мастерство с точки зрения деятельности. Он приводит следующее определение: «Мастерство - достижение некоторого предварительно установленного (и обычно высоко) уровня функционирования по выполнению некоторой задачи» [7].

Исходя из вышеперечисленных определений, можно также предположить, что мастерство в рамках деятельностного аспекта следует охарактеризовать, как высший уровень человеческой деятельности, в которой происходит передача социального опыта, знаний умений и навыков, материальной и морально-духовной культуры от одного поколения к другому, направленный на развитие и совершенствование личности.

Согласно высказыванию одного из основоположников теории деятельности С. Л. Рубинштейна, человек «в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть» [8]. Достичь определенного мастерства в своем деле - это очень тяжелый труд, а еще труднее в совершенстве овладеть мастерством. Но, как уже было сказано выше: «Мастерство - это желаемый уровень развития человека как субъекта деятельности...», то есть, прежде чем достичь необходимого уровня мастерства, человеку нужно сформироваться как субъекту деятельности. Формирование человека как субъекта деятельности - это следствие преодоления им возни-

кающих сложностей на своем пути развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства.

Отсюда можно выделить несколько стадий формирования и развития мастерства.

1. Возникновение намерений освоить определенной вид деятельности. На данном этапе человек должен грамотно подойти к выбору определенного вида деятельности (выбор профессии, спорт, музыка и т.д.).

2. Происходит обучение в избранном профессиональном виде деятельности.

3. Самостоятельное выполнение трудовой деятельности в избранной профессии. Если человек удовлетворен тем, что он делает и у него высокие производственные показатели, значит, у него происходит успешное развитие, и совершенствуется мастерство.

4. Овладение мастерством в совершенстве. Характеризуется высоким уровнем развития профессиональных умений и навыков качеств, широкой ориентировкой в избранном виде деятельности, как правило, подтверждающимися формальными показателями его профессиональной квалификации (разряд, категория, звание).

Помимо психологического и деятельностного аспектов, характеризующих понятие мастерства, наиболее интересным все же представляется его нравственный компонент «описывающий роль морально-этических факторов при формировании у человека мировоззренческих установок, проявляющихся в его избранном виде деятельности» [9].

Под мастерством как одним из качеств личности подразумевается взаимосвязь между психологической и мировоззренческой готовностью человека к профессиональной реализации и уровнем требований в избранном виде деятельности, в том числе нравственных.

По мере усложнений общественных и социальных отношений, на первый план постепенно выдвигаются гуманистические ценности, требования со стороны общества ко многим профессиональным видам деятельности возрастают, и понятие «мастерство» расширяется содержательно и по смыслу: его сущность как социального явления не ограничивается рамками взаимосвязи между сугубо техническими навыками и умениями, помимо этого актуализируются нравственные и гуманистические идеалы.

В настоящее момент человек, обладающий мастерством в избранной сфере деятельности, должен не только иметь специализированные знания и соответствовать определенному уровню требований данного вида деятельности, но и нести за них личную ответственность, другими словами, у мастерства проявляется ярко выраженный морально-этический компонент.

В. С. Мухаметжанова характеризует нравственный компонент мастерства как «соответствие личных качеств человека (навыков, умений, знаний, ценностей, идеалов) общественным ожиданиям от избранного вида деятельности (они изменяются в соответствии с научно-техническим, интеллектуальным и социальным развитием)» [10].

С точки зрения А.С. Капто, «ядром личности профессионала (человек, обладающий высоким уровнем мастерства в своем деле) сегодня выступает ее мировоззрение в совокупности с идейно-нравственной, философской и социально-психологической сторонами личности» [11]. Поэтому совершенствование мастерства стало необходимым условием самореализации человека, его планомерного, всестороннего и гармоничного развития как члена современного общества с его многоуровневой структурой социальных связей и взаимодействий.

2. Материалы и методы

Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях как педагогика спорта, психология спорта, акмеоло-гия, аксиология и т. д.

Основным методом исследования являлся теоретический метод (анализ научной литературы по формированию спортивного мастерства в учебно-тренировочном процессе).

3. Результаты исследования

Проанализировав данные определения можно сделать вывод, что мастерство - понятие интегральное и многоаспектное. Так в процессе подготовки спортсмена происходят изменения его физических, психологических, технических возможностей и нравственных качеств. Отсюда следует сказать что понятие «спортивное мастерство» имеет весьма схожее определение с понятием «мастерство», но несколько отличается ввиду его специализации. Предварительно это понятие можно охарактеризовать следующим образом: спортивное мастерство - интегральное свойство личности, определяющее успешность и продуктивность деятельности спортсмена, и его высокий уровень результативности и достижений в конкретном виде спорта.

Во время становления спортивного мастерства происходит масштабная и всесторонняя подготовительная работа, целью которой является улучшение функциональных возможностей организма спортсмена, обучение новым технико-тактическим навыкам и последующее развитие психических качеств. Первоначально необходимо уделить внимание всесторонней физической подготовке спортсмена, а также воспитанию у него морально-волевых качеств, целеустремленности, стрессоустойчивости, высокого уровня концентрации при выполнении заданий, стремления к высоким спортивным достижениям. В

дальнейшем, тренировочный процесс становится более специализированным в каждом виде спорта и включает в себя отдельные элементы, с помощью которых достигается готовность к спортивным достижениям, и которые объединяются в единое целое, благодаря чему и возникает спортивное мастерство.

Обеспечение высокого уровня физической подготовленности является одним из основных требований для достижения высоких результатов в спорте. Другими словами, физическая подготовка характеризуется как определенный фундамент, на котором строится мастерство спортсмена. Однако стоит сказать, что подготовка спортсменов по различным спортивным направлениям не всегда отвечает современным требованиям. Зачастую, тренеры делают упор на физическую и технико-тактическую подготовку. Безусловно, эти направления наиболее востребованы в учебно-тренировочном процессе, но для полноценной подготовки спортсменов и формирования у них мастерства, этого будет недостаточно. Первоочередной целью спортивной тренировки является изменение функциональных систем занимающегося, направленное на высокие спортивные достижения, отражающиеся не только на физическом, но и на психофизиологическом и социальном компонентах, другими словами формирование соответствующего психического образа, который регулирует деятельность спортсмена [12]. Вместе с тем следует сказать, что достижение высоких результатов спортсменами возможно только при комплексном освоении определенных компонентов спортивного мастерства: всестороннее физическое развитие, овладение спортивной техникой и тактикой, воспитание высоких морально-волевых качеств, приобретение теоретических знаний, развитие специальных физических качеств.

Выделим основные составляющие понятия «спортивное мастерство»:

1) физиологическая (общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, функциональные возможности организма, физические данные спортсмена);

2) когнитивная (теоретические знания физической культуры и спорта -общие, теоретические знания в избранном виде спорта - специализация, знания строения организма и его возможностей - анатомия, физиология, биохимия, теоретические знания исполнения технических элементов и приемов в избранном виде спорта);

3) технико-тактическая (обучение техническим приемам и элементам в избранном виде спорта и их непрерывное совершенствование, обучение акробатическим и координационным элементам, обучение грамотному тактическому построению плана для выступлений на соревнованиях как в целом, так и на определенном соревновательном этапе);

4) психологическая (морально-волевые качества, целеустремленность, концентрация, решительность, самообладание, смелость, уверенность и т.д.);

5) нравственная (дисциплина, ответственность, уважительное отношение как к тренерам так и к товарищам, а также к посторонним людям, формирование чувства товарищества в коллективе и т.д.).

Многоаспектность понятия «спортивное мастерство» необходимо учитывать тренерам при планировании подготовки, как новичка, так и опытного спортсмена. Если тренер-преподаватель ориентируется только на итоговый результат деятельности в учебно-тренировочном процессе и не ставит занимающимся цели овладеть всеми элементами спортивного мастерства, то последнее будет формироваться стихийно, т. е. овладение спортивным мастерством практически не происходит. Если спортсмен овладел спортивным мастерством, значит «он должен быть способным продемонстрировать его в определенный момент времени и с высокой вероятностью повторения» [13]. То есть спортивное мастерство должно гарантировать результативную устойчивость спортсмена. Но что значит продемонстрировать спортивное мастерство? В каждом виде спорта оно демонстрируется по-разному. Отсюда следует необходимость конкретизации содержания понятия «спортивное мастерство» относительно определенных видов спорта.

4. Обсуждение и заключение

Понятие «спортивное мастерство», общее для всех видов спорта, исследовано в диссертационной работе А. В. Кокурина. Он определил спортивное мастерство как «системное свойство, определяющее успешность и эффективность спортивной деятельности, и высокий уровень достижений в конкретном виде спорта; результат целенаправленной подготовки учащихся спортивных учреждений дополнительного образования, располагающих опытом, традициями материально-технической базой, квалифицированными кадрами и перспективой участия учащихся-спортсменов в соревнованиях самого высокого ранга в случае достижения соответствующего уровня подготовленности» [14].

Конкретизируем понятие «спортивное мастерство» относительно спортивных видов единоборств. Само понятие единоборство определяется как «один из видов спортивного соревнования между двумя участниками, которые противодействуют друг другу, используя физические, технические, тактические и психологические качества, с целью выявить победителя в схватке» [15]. «Цель спортивного единоборства - победить соперника, действуя в рамках установленных правил и проводя приёмы, причиняющие ему максимальный физический ущерб, либо поставить соперника в заведомо проигрышную ситуацию, а также, соответственно, защититься от аналогичных приёмов соперника» [16]. Исходя из этого, можно выдвинуть следующее определение спортивного мастерства в единоборствах. Под спортивным мастерством в единоборствах будем понимать непрерывно совершенствующееся с учетом постоянного развития общества и соответствующее современным требованиям всех сфер, затрагивающих спорт, интегративное свойство личности единоборца, которое определяет устойчивый результат его целена-

правленного процесса подготовки на основе развития физических, психологических, технико-тактических и нравственных качеств спортсмена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.

2. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Москва, 1992.

3. Деркач А.А. Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. Спб.: Питер, 2003. 256 с.

4. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s 129-гц12.htm

5. ТартаковскийМ. С. Акмеология. М.: ИМЖ «Панорама», 1992. 313 с.

6. Антонова В.Н. Самоопределение и профориентация учащихся: словарь-справочник / сост. В.Н. Антонова. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014. 160 с.

7. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера: в 2-х т., Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. М.: Вече АСТ, 2003. 592 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.

9. Цвык В.А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. М: РУДН, 2004. 289 с.

10. Мухаметжанова В.С. Нравственно-этические аспекты профессионализма // Вестник РУДН, серия Философия. 2013. № 3. С. 135-140.

11. Капто А.С. Профессиональная этика. М.; СКАГС, 2006. 799 с.

12. Хало П.В., Хвалебо Г.В., Щеткин Ю.Ю. Спортивное мастерство как функциональное состояние мозга // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2015. № 2. С. 216-223.;

13. Еганов А. В. Формирование спортивного мастерства в единоборствах на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 79-80.

14. Кокурин А.В. Педагогические условия формирования спортивного мастерства учащихся учреждений дополнительного образования: дис....канд. пед. наук: 13.00.01 Саранск, 2006. 179 с.

15. Баракаев Б. У. Проблемы повышения соревновательной деятельности у борцов // Вестник спортивной науки. 2010. № 6. С. 14-17.

16. Завьялов А.И., Тимошенко Ю.А. Формирование спортивного мастерства борцов в связи с эволюцией правил соревнований // «Восток - Россия - Запад» Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Иркутск: «Аспринт», 2011, Т3. 320 с.

Поступила в редакцию 23.08.2018 В окончательном варианте 21.09.2018

UDC 796.01+37.032

SPORTS SKILLS IN MARTIAL ARTS

O.V. Yusupova1, A.D. Voronin2

1,2Samara State Technical University 244, Molodogvardejskaya Str., Samara, 443100 'E-mail: yusupova.ov@samgtu.ru 2E-mail: sasha-voronin-1994@mail.ru

ABSTRACT

The article analyzes the concepts of "skill" and "sport skills", which are studied in the framework of various theories: psychology, acmeology, theory of activity, axiology. During the consideration of these theories, the authors identified stages of formation and development of skills. In addition, based on studies of the concept of "skill" from the point of view of various theories, the authors put forward the assumption that this concept is multifaceted. Furthermore, this paper suggests that the problem of sports skills and ways of their formation in the training process is a very important social and psycho-pedagogical task in the field of amateur and professional sports. During the study the authors examined the concept of "martial arts " and justified the purpose of martial arts in order to clarify the concept of "sport skills in the martial arts ". The authors identified the main structural components of the concept of "sport skills" in order to further establish their relationships and build a model of the formation of sports skills martial fighters: physiological, psychological, moral, technical and tactical, cognitive. At first the necessary condition here is the conceptual refinement of the concept of "sport skills in martial arts", which the authors of the article suggest, based on an analysis of the above theories and empirical experience obtained during coaching and competitive activities. Due to the specification of the concept of "sport skills in martial arts" in the future, the authors are planning to develop organizational and pedagogical conditions offormation of sports skills which used exclusively for martial arts (wrestling, judo, sambo, boxing, etc.), based on this concept.

Key words: skill, sports skill, martial arts, athlete, professional qualities of athletes, components of sports skill.

REFERENCES

1. Rean A.A. Psikhologia cheloveka ot rogdenia do smerti [Human psychology from birth to death]. SPb.: PRAIM-EVROZNAK, 2002. 656 p.

2. Konukhov N.I. Prykladnie aspekty sovremennoy psikhologii: terminy, zakony, kon-cepcii, metody [Applied aspects of modern psychology: terms, laws, concepts, methods]: Spravochnoe izdanie. Moscow, 1992.

1Olga V. Yusupova, Doc. Ped. Sci., Associate Professor, Vice-Rector for Education.

Alexander D. Voronin, postgraduate student of Psychology and Pedagogy Department.

3. Derkach А.А. Zazykin V.G. Akmeologiya: uchebnoe posobie [Acmeology: a tutorial]. SPb.: Piter, 2003. 256 p.

4. Zazykin V.G. Kratkiy akmeologicheskiy slovar' [Brief Acmeology Dictionary] [El-ektronnyiy resurs]. Nacional'naya psikhologicheskaya enciklopedia. Rezhim dostupa: https://www.psyoffice.ru/slovar-s 129-ru12.htm

5. TartakovskiyM.S. Akmeologiya [Acmeology]. M.: IMG "Panorama", 1992. 313 p.

6. Antonova V.N. Samoopredelenie i proforientaciya uchashikhsya: slovar'-spravochnik [Self-determination and vocational guidance for students: a vocabulary] / sost. V.N. Antonova. M.: Izdatel'skiyi dom Akademii Estestvoznaniya, 2014. 160 p.

7. Oksfordskiyi tolkovyi slovar' po psikhologii [The Oxford Dictionary of Psychology] / Pod. red. A. Rebera: v 2-h tt: T.1. / Per. c angl. Chebotareva E.U. M.: Veche AST, 2003.592 p.

8. Rubinshtein S.L. Osnovy obshey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. SPb: Piter, 2000. 712 p.

9. Cvyk VА. Professionalizm: opyt social'no-philosophskogo analiza [Professionalism: the experience of socio-philosophical analysis]. M: RUDN, 2004. 289 p.

10. Mukhametzhanova V.S. Nravstvenno-eticheskie aspekty professionalizma [Moral and ethical aspects of professionalism] // Vestnik RUDN, seriya Philosophiya. 2013. № 3. Pp. 135-140.

11. Kapto А.S. Professional'naya etika [Professional Ethics]. M.: SKAGS, 2006. 799 p.

12. Khalo P.V., Khvalebo G.V., Sh'etkin U.U. Sportivnoe masterstvo kak funkcional'noe sostoyanie mozga [Sport skills as the functional state of the brain] // Vestnik Tagan-rogskogo institute im. A.P. Chekhova. 2015. № 2. Pp. 216-223.

13. Eganov А.V. Formirovanie sportivnogo masterstva v edinoborstvakh na etape maksi-mal'noy realizacii individual'nykh vozmozhnostey [Formation of sports skills in the martial arts at the stage of maximum realization of individual capacities] // Mezhdu-narodniyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010. № 7. Pp. 79-80.

14. Kokurin А.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sportivnogo masterstva uchash'ikhsya ucrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya [Pedagogical conditions for the formation of sports skills of children engaged in sport clubs]. Dis....Kand. ped. nauk: 13.00.01 Saransk, 2006. 179 p.

15. Barkaev B.U. Problemy povysheniya sorevnovatel'noy deyatel'nosti u bortsov [The problems of increasing the competitive activity of wrestlers] // Vestnik sportivnoy nauki. 2010. № 6. Pp. 14-17.

16. Zav'yalov А.I., Timoshenko U.А. Formirovanie sportivnogo masterstva bortsov v svyazi s evolutsiey pravil sorevnovaniyi [Formation of sports skills of wrestlers due to the evolution of the competition rules] // «Vostok - Rossiya - Zapad» sovremennye problemy I innovacionnye tekhnologii v razvitiyi fizicheskoy kul'tury I sporta: Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferenciyi. Irkutsk: "Asprint", 2011, T3. 320 p.

Original article submitted 23.08.2018 Revision submitted 21.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.