Б01: 10.15593/2224-9354/2019.4.6 УДК 316.6:796-057.87
Т.А. Топеха, Д.А. Савин СПОРТ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА
Приведены данные сравнительного анализа социологических исследований, проведенных в студенческой среде в период охватывающий конец ХХ и начало XXI в.: исследование «Дом, в котором ты живешь», проведенное лабораторией социологии проблем высшего образования Пермского политехнического института (ППИ) (ныне Пермский национальный исследовательский политехнический университет - ПНИПУ) под руководством В.В. Герчикова (п = 945, 1981 г.); исследование «Студенчество как первая ступень взрослой жизни», проведенное научной группой кафедры социологии и политологии ПНиПу (п = 608, 2016 г.); исследование «Спорт в жизни студента», проведенное авторами статьи в Пермском государственном аграрно-технологическом университете им. Д.Н. Прянишникова» (ПГАТУ) (п = 145, 2017 г.).
Современный период развития человеческого общества, связанный с доминированием технико-технологических и информационных составляющих, возникновением и становлением виртуальной среды обитания человека и человеческого общества параллельно проявляется в снижении физического и психосоциального развития человека, особенно представителей подрастающего поколения, для которых технико-технологическая и информационная среда являются естественной средой обитания. Это обстоятельство подтолкнуло авторов к размышлению над известной фразой, принадлежащей А.П. Чехову «В человеке все должно быть прекрасным», в контексте новых социальных реалий. Современная молодежь достаточно живо интересуется спортом, но что для нее такое физическая культура и спорт? Чем она интересуется и занимается в обычной жизни? Чем занятия современных молодых людей физической культурой и спортом отличаются от занятий предыдущих поколений молодежи?
Ключевые слова: физическая культура, спорт, личность, технико-технологическая цивилизация, молодежь.
Человеческое общество вступило в новую эпоху развития. Мы не можем говорить о его полной информатизации и виртуализации, но уже можно не гипотетически, а фактологически вести речь о влиянии, которое оказывает технико-технологическая цивилизация на человека и человеческое общество. Фантасты, описывая будущее общество и человека в нем, верили, что технико-технологический прогресс позволит человеку стать более совершенным, освободив его от рутинных обязанностей по удовлетворению элементарных потребностей, они надеялись, что человек будет самосовершенствоваться как психосоциальное существо. Вместе с тем в научно-фантастических произведениях содержатся предостережения относительно ловушки, которую гото-
© Топеха Т. А., Савин Д. А., 2019
Топеха Татьяна Анатольевна - канд. социол. наук, доцент кафедры социальной работы и конфликтологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: topeha@psu.ru.
Савин Дмитрий Александрович - старший преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», e-mail: savindmitrisport@yandex.ru.
вит научно-технический прогресс и которая способна привести человека к физической, психической и социальной деградации.
Чтобы понять, что значит технико-технологическая цивилизация для становления личности человека, для формирования социально-культурной среды, с ее ценностями и нормами, предлагаем остановить взгляд на отношении к физической культуре современного молодого человека и возможных изменениях, произошедших под влиянием технико-технологической эпохи.
В научных публикациях встречается понятийная полемика [1; 2, с. 97; 3, с. 19-21], поэтому хотим сразу оговориться, что под физической культурой мы будем понимать вид культуры, представляющий собой «специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей» [4, с. 6].
В современном технико-автоматизированном, виртуальном мире с особой остротой встает вопрос о гармонично развитой личности. Футурологи ХХ в. рисовали образ человека технико-автоматизированной эпохи как некоего субтильного, слабо физически развитого существа. И в какой-то мере они оказались правы, статистические данные рисуют довольно удручающую картину. Несмотря на то, что нынешняя молодежь имеет возможность полноценно питаться (получать все необходимые витамины и микроэлементы), проводить летний отдых в регионах с благоприятным климатом, по данным Росстата [5, с. 221, 225; 6, с. 212, 217-218], фиксируется стабильный рост болезненности населения РФ. Конечно, болезни, вызываемые инфекциями и различными паразитами взяты под контроль, но на фоне этой победы можно видеть целый ряд поражений. При этом несовершеннолетние составляют ощутимую долю среди тех, кто подвержен «новым» болезням. Так можно объединить в первую группу основные классы болезней, в которых несовершеннолетние составляют треть и более среди всех, кому впервые установлены диагнозы (указываем в порядке снижения численности несовершеннолетних):
• врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения;
• болезни органов дыхания;
• болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
• болезни нервной системы;
• инфекционные и паразитарные болезни;
• болезни глаза и его придаточного аппарата;
• болезни уха и сосцевидного отростка.
Во вторую группу можно объединить основные классы болезней, в которых несовершеннолетние составляют порядка четверти среди тех, кому впервые поставлены диагнозы:
• травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин,
• болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ,
• болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Мы можем предположить, что вторая группа болезней в меньшей степени охватывает несовершеннолетних из-за особенностей формирования заболеваний данных классов, они либо имеют более длительный латентный период, либо связаны с особенностями внешнего контроля, в случае травм и отравлений.
Болезни - неотъемлемый спутник человеческого общества, и каждая эпоха встречается с новыми рисками. В настоящее время мы видим множество людей, страдающих от врожденных аномалий развития человеческого организма. В связи с этим понятен интерес исследователей к человеческому телу, связанный с ростом болезненности населения [7, с. 9; 8, с. 89; 9, с. 1253, 1257] и с желанием современного человека получать эстетическое удовольствие от созерцания тела [10, с. 274, 276; 11, с. 81]. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли развивать у молодежи тягу к знаниям и технологиям или необходимо также выделять объективные стороны его жизни?
Говоря об объективных сторонах жизни человека, мы подразумеваем состояние человеческого тела и «живое» непосредственное общение. Если сравнить занятия в свободное время, связанные с физической культурой и спортом у студентов, на примере ППИ конца 1970-х гг. [12, с. 76] и современных студентов1, то можно отметить, что современные молодые люди более вовлечены в занятия спортом, нежели поколение конца прошлого века. Так, предпочтение в свободное время посещать зрелищные мероприятия, в том числе спортивные, отметили 41,6 % из прошлого столетия и 11,2 % из нынешнего. Туризмом занимаются примерно равное количество студентов в прошлом столетии 12,2 %, а в нынешнем - 10,2 %. Собственно занятия спортом в прошлом столетии отмечали только 19,2 % студентов, а среди современных студентов их уже 43,3 %.
Современная молодежь кажется более активной, но если мы сделаем поправки на технико-технологические реалии, то, порадовавшись росту вовлеченности в непосредственные занятия спортом, отметим сохраняющийся интерес к спорту как зрелищу. Транслируемые спортивные передачи предпочитает примерно треть современных студентов. Данные, полученные в ПНИПУ (33,4 %), подтверждаются данными аналогичного опроса2 (31,9 %). Помимо этого современный человек и особенно представители молодого поколения все чаще обращают свой взгляд в сторону киберспорта [13, с. 62; 14, с. 148]
1 Стегний В.Н., Топеха Т.А., Асанова Н.И., Талипова Л.Ю., Ганина О.А. «Студенчество как первая ступень взрослой жизни» (ПНИПУ, 2016).
2 Савин Д.А., Топеха Т.А. «Спорт в жизни студента» (ПГАТУ, 2017).
как современного технико-технологического аналога занятиям физической культурой и традиционным видам спорта. Изменения в отношении к физической культуре и спорту налицо, современные молодые люди более склонны к непосредственным занятиям спортом, а не только воспринимать его как зрелище [15, с. 297-298]. Однако настораживает подмена понятия «спорт», более широким понятием «состязание» [14, с. 148-149], что вряд ли способствует формированию у молодого поколения эталона, связанного с физическим развитием и здоровьем. Вместе с тем студентов, читающих спортивную литературу, в прошлом веке было больше: 17,9 % [12, с. 91], 27,2 % [16, с. 38], чем сейчас: 12,0 % (ПНИПУ) и 9,0 % (ПГАТУ).
Не менее интересны данные, полученные Росстатом относительно занятий и отношения к физической культуре и спорту у несовершеннолетних в возрасте до 15 лет. Несмотря на взятый Правительством РФ курс на вовлечение несовершеннолетних в дополнительное образование, в том числе и физической культурой и спортом, 45,8 % детей в возрасте от 3 до 15 лет не посещают никаких спортивных школ, секций, спортивных сооружений, не участвуют в активных играх. Практически половина из них (48,8 %) не заняты этим по причине отсутствия у ребенка желания, а треть (28,5 %) - в связи с отсутствием «мест для таких занятий». Интересный штрих: в сельских населенных пунктах чаще, чем в городах, в качестве причины звучит отсутствие поблизости мест для занятий физической культурой и спортом (50,2 и 18,2 % соответственно). Вместе с тем городские дети чаще, чем сельские, проявляют нежелание заниматься физической культурой и спортом (53,8 и 38,1 % соответственно) [17, с. 164].
Что же такое физическая культура и спорт для современного молодого поколения? Чем они интересуются и занимаются в обычной жизни? Как физическая культура влияет на ход социализации?
Для трети современных студентов занятия спортом являются наиболее значимой частью студенческой жизни 35,4 % (ПНИПУ), 28,3 % (ПГАТУ). Отмечающие важность спорта в своей жизни более склонны к адекватному восприятию времени, а значит, они способны к адекватному планированию своей деятельности, кому спорт неважен, склонны ощущать стремительность времени, оно быстро пробегает [18, с. 91-93]. Полученные нами данные ставят под сомнение стереотипы относительно людей, увлеченных спортом -они более собраны в учебной деятельности, а их интересы более разносто-ронни: они более склонны читать как учебники и учебную литературу, так и художественную, документальную литературу, литературу по искусству. Значимой ценностью «для себя» они более склонны выбирать дружбу, а неприемлемым считают беззаконие. Среди неприемлемых ценностей «для страны» они, в противовес тем, для кого спорт не важен, более склонны отмечать бездуховность и болезни.
Особенности отношения к физической культуре и занятиям спортом мы рассмотрим на материалах исследования, проведенного в ПГАТУ. Под занятиями физической культурой и спортом мы будем понимать самостоятельную или организованную деятельность, не входящую в образовательный процесс, поскольку учебная дисциплина «физкультура» является в образовательных учреждениях обязательной.
Среди опрошенных студентов 27,6 % отметили, что не занимаются ни спортом, ни физической культурой, а 23,4 % не смогли дать ответ, из чего мы можем заключить, что фактически половина опрошенных студентов свое личное время не связывает с занятиями физической культурой, что находит подтверждение и в других исследованиях [19, с. 136]. Примерно четверть опрошенных студентов ориентированы на самостоятельную деятельность в занятиях физической культурой: 14,5 % студентов делают только утреннюю зарядку; 12,4 % помимо утренней зарядки регулярно совершают лыжные прогулки, посещают каток и др. Одна пятая часть опрошенных студентов вовлечена в организованные занятия физической культурой и спортом: 10,3 % занимаются в спортивных секциях, а 11,7 % участвуют в спортивных соревнованиях.
Наиболее популярными среди студентов, занимающихся физической культурой, являются циклические виды спорта (30,2 %); игровые виды спорта (27,0 %); гимнастика, аэробика, фитнес (20,6 %) и единоборства (14,3 %). Интересно, что треть этих студентов отметили свой практический, а не опосредованный интерес сразу к нескольким видам спорта. Новичками в спортивных занятиях являются только 16,0 % студентов, идентифицирующих себя со спортом, треть занимается спортом 3-5 лет.
Самыми популярными объяснениями увлечения физической культурой и спортом являются «мне нравится, получаю удовольствие от занятий спортом» (53,7 %), «не хватает физических нагрузок» (23,2 %) и «не могу без тренировок и спорта» (22,0 %). Заметим, что спортивные занятия привлекают не только своей физиологической стороной, но и социально-психологической: «собралась хорошая команда и когда прихожу на занятия, я чувствую себя ее частью» (18,3 %), «подобралась хорошая компания, приятные люди, с которыми приятно общаться» (13,4 %).
Таким образом, занятия физической культурой и спортом позволяют современным молодым людям как получать необходимые организму физические нагрузки, так и необходимые социальные контакты, почувствовать себя частью целого, получить непосредственное человеческое общение, с которым у современной молодежи существуют проблемы [20, с. 468; 21, с. 47].
Студенты, занимающиеся физической культурой и спортом, более собраны и организованы (табл. 1). Практически четверть этих студентов регулярно читают книги, в то время как среди тех, кто не занимается, их толь-
ко 2 %. Да и работать по специальности, на которую они учатся, собираются преимущественно те, кто занимается физической культурой и спортом. Эти студенты более оптимистичны и умеют получать удовольствие от получения новых знаний.
Таблица 1
Интенсивность чтения книг в зависимости от вовлеченности в занятия физкультурой и спортом (X2 = 0,022)
Чтение книг Занимаются Не занимаются
(кроме учебников) в месяц физкультурой и спортом физкультурой и спортом
Не читают совсем 11,1 % 23,1 %
Читают только во время каникул 13,6 % 15,4 %
Нерегулярно 1-2 книги (не каж- 51,9 % 59,6 %
дый месяц)
Регулярно 1-2 книги 13,6 % 1,9 %
Регулярно 3-4 книги 6,2 % 0,0 %
Свыше 4 книг 3,7 % 0,0 %
100,0 % 100,0 %
Если рассматривать ценностные ориентации молодых людей, то при общем сходстве значимых ценностей можно заметить контекстные различия (табл. 2, 3). Для занимающихся физической культурой студентов, по-видимому, важны непосредственные межличностные отношения и их морально-психологическая окраска. Они более ориентированы на развитие, творчество и склонны опасаться одиночества, в то время как студенты, не занимающиеся в свободное время физической культурой и спортом, боятся оказаться в неудачниках.
Таблица 2
Рейтинг первой девятки значимых ценностей «для себя» у студентов в зависимости от их вовлеченности в занятия физической культурой
Что значимо Занимаются Не занимаются
физкультурой и спортом физкультурой и спортом
Безопасность 6 7
Доверие 5 6
Достаток 9 8-9
Дружба 1 2-3
Здоровье 2 1
Любовь 3 4
Образование 7 5
Семья 4 2-3
Уважение к родителям 8 8-9
Таблица 3
Рейтинг первой девятки «теневых» ценностей «для себя» у студентов в зависимости от их вовлеченности в занятия физической культурой
Что значимо Занимаются физкультурой Не занимаются физкульту-
и спортом рой и спортом
Агрессия 2 2
Беззаконие 5 4
Безответственность 6-7 6
Война 3 5
Глупость - 7-8
Жестокость 4 3
Зависть 9 -
Наркомания и алкоголизм 1 1
Обман 8 -
Подлость 6-7 8
Порабощение - 9-10
Хамство - 9-10
Знак «-» - не входит в первую девятку ценностей.
Итак, мы можем отметить, что под влиянием технико-технологической цивилизации происходят кардинальные изменения в отношении к физической культуре, проявляются, с одной стороны, в росте количества молодых людей, которые самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, а с другой - в возникновении новой реальности в области физической культуры и спорта в виде «киберспорта». Киберспорт набирает свою популярность, но возникают сомнения в его принадлежности к физической культуре, позволяет ли он гармонично развиваться человеку, способствует ли снижению заболеваемости или наоборот, является источником повышенного риска для формирования болезней таких классов, как болезни нервной системы; болезни глаз и его придаточного аппарата; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Список литературы
1. Гречишников А. Л. Понятие «массовый спорт» как объект рассмотрения социологии управления [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=15789 (дата обращения: 23.08.2018).
2. Иванова Т.Н. Спорт как социальный феномен в условиях современного пространства г.о. Тольятти // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. - Тольятти, 2015 - С. 96-105.
3. Астратова Г.В., Кочерьян М.А. О роли и месте физкультуры и спорта в системе высшего образования. Анализ с позиций институционального маркетинга // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 4 (45). - С. 18-31.
4. Теория и методика физической культуры: учеб. для вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 463 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 725 с.
6. Российский статистический ежегодник. 2018: стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 694 с.
7. Антонова Н.Л., Меренков А.В. Тело как проект: практики конструирования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 8-20.
8. Антонова Л.Н., Меренков А.В. Культура здоровьесбережения студенческой молодежи: противоречия становления и развития // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - Т. XIX, № 2 (85). - С. 88-100.
9. Меренков А.В. Человеческое тело и роботы: перспективы взаимодействия // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XXI Междунар. конф. памяти Л.Н. Когана. - Екатеринбург, 2018. - С. 1249-1257.
10. Меренков А.В. Социокультурные факторы формирования потребности в конструировании востребованного тела // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. - 2018. -Т. 2, вып. 3. - С. 273-281.
11. Калягина Е.С. Источники формирования мотивов спорта // Вестник современных исследований. - 2016. - № 3-1 (3). - С. 79-83.
12. Отчет о научно-исследовательской работе «Дом, в котором ты живешь» / Перм. политехн. ин-т. - Пермь, 1981. - 163 с.
13. Миронцов И.В. Киберспорт как инструмент (ре)социализации // Журнал Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология. - 2018. - № 2. - С. 62-67.
14. Тарасенко В.А. Компьютерный спорт: откуда корни растут. Истори-ко-социологический экскурс // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10, № 5-2. - С. 147-156.
15. Быховская И., Мильштейн О. Советская социология спорта: старт и... еще раз старт (субъективные заметки с претензией на объективность) // Социологическое обозрение. - 2017. - Т. 16, № 2. - С. 284-319.
16. Отчет о научно-исследовательской работе за 1993 год «Некоторые социологические проблемы высшего образования» / Перм. гос. техн. ун-т. -Пермь, 1993. - 93 с.
17. Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2016: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 257 с.
18. Собянин Ф.И., Никифоров Ю.Б., Михель С.В. Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект) // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24, № 179. - С. 90-97. Б01 10.20310/1810-0201-2019-24-179-90-97
19. Курамшина К.С. Ситуация в области массового спорта промышленного региона сквозь призму социологии // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 24. - С. 133-138.
20. Культура в информационно-инновационном обществе: моногр. / под ред. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 497 с.
21. Топеха Т.А. Модели реагирования на напряженную, фрустрирую-щую ситуацию у современных студентов, начинающих самостоятельную взрослую жизнь // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. -№ 2. - С. 45-51.
References
1. Grechishnikov A.L. Poniatie "massovyi sport" kak ob"ekt rassmotreniia sotsiologii upravleniia [Mass sport as an object of consideration of administration sociology]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2014, no. 6, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15789 (accessed 23 August 2018).
2. Ivanova T.N. Sport kak sotsial'nyi fenomen v usloviiakh sovremennogo prostranstva g.o. Tol'iatti [Sport as a phenomenon in the conditions of modern spacious of urban district of Togliatti]. Professional'no-lichnostnoe razvitie studentov v obrazovatel'nom prostranstve fizicheskoi kul'tury. Proceedings of IV All-Russ. Sci.-Pract. Conf. Togliatti, 2015, pp. 96- 105.
3. Astratova G.V., Kocher'ian M.A. O roli i meste fizkul'tury i sporta v sisteme vysshego obrazovaniia. Analiz s pozitsii institutsional'nogo marketinga [The role and place of physical culture and sports in the system of higher education. The analysis from the standpoint of institutional marketing]. Biznes. Obrazovanie. Pravo, 2018, no. 4(45), pp.18-31.
4. Kuramshin Iu.F., Grigor'ev V.I., Latysheva N.E. [et al.]. Teoriia i metodika fizicheskoi kul'tury [Theory and methodology of physical education]. Ed. Iu.F. Kuramshin. Moscow, Sovetskii sport, 2004, 463 p.
5. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik [Russian statistics yearbook]. Rosstat, 2016, Moscow, 2016, 725 p.
6. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik [Russian statistics yearbook]. Rosstat, Moscow, 2018, 694 p.
7. Antonova N.L., Merenkov A.V. Telo kak proekt: praktiki konstruirovaniia [Human body as a project: Modeling practices]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 2, pp. 8-20.
8. Antonova L.N., Merenkov A.V. Kul'tura zdorov'esberezheniia studencheskoi molodezhi: protivorechiia stanovleniia i razvitiia [A culture of stu-
dents' health protection: The contradictions of its formation and development]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii, 2016, vol. 19, no. 2(85), pp. 88-100.
9. Merenkov A.V. Chelovecheskoe telo i roboty: perspektivy vzaimodeistviia [Human body and robots: Prospects of cooperation]. Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiia, opyt empiricheskogo issledovaniia. Proceedings of XXI Int. Conf. in memoriam L.N. Kogan. Yekaterinburg, 2018, pp. 1249-1257.
10. Merenkov A.V. Sotsiokul'turnye faktory formirovaniia potrebnosti v konstruirovanii vostrebovannogo tela [The construction of the demanded body and socio-culutral factors building the demand for it]. Vestnik Udmurtskogo universiteta: Sotsiologiia. Politologiia. Mezhdunarodnye otnosheniia, 2018, vol. 2, no.3.pp.273-281.
11. Kaliagina E.S. Istochniki formirovaniia motivov sporta [Sources of formation of sports motives]. Vestnik sovremennykh issledovanii, 2016, no. 3-1(3), pp.79-83.
12. Otchet o nauchno-issledovatel'skoi rabote "Dom, v kotorom ty zhivesh'" [Report on research work "The house you live in"]. Perm, PPI, 1981, 163 p.
13. Mirontsov I.V. Kibersport kak instrument (re)sotsializatsii [E-sports as a tool for (re)socialization]. Zhurnal belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Psikhologiia, 2018, no. 2, pp. 62-67.
14. Tarasenko V.A. Komp'iuternyi sport: otkuda korni rastut. Istoriko-sotsiologicheskii ekskurs [E-sports: Where from roots grow. Historical and social digression]. Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl', 2018, vol. 10, no. 5-2, pp.147-156.
15. Bykhovskaia I., Mil'shtein O. Sovetskaia sotsiologiia sporta: start i... eshche raz start (sub"ektivnye zametki s pretenziei na ob"ektivnost') [Soviet sociology of sport: Start and...start once again (subjective notes with a claim to objectivity]. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2017, vol. 16, no. 2, pp. 284-319, available at: https://sociologica.hse.ru/data/2017/06/30/1171217058/Soc0boz_16_2_284-319_ Bykhovskaya_Milstein.pdf (accessed 23 August 2018).
16. Otchet o nauchno-issledovatel'skoi rabote za 1993 god "Nekotorye sotsiologicheskie problemy vysshego obrazovaniia" [Report on research work "Some sociological problems of higher education", 1993]. Perm, PSTU, 1993, 93 p.
17. Kompleksnoe nabliudenie uslovii zhizni naseleniia. 2016 [Comprehensive monitoring of the living conditions of the population. 2016]. Moscow, Rosstat, 2017, 257 p.
18. Sobianin F.I., Nikiforov Iu.B., Mikhel' S.V. Perezhivanie vremeni v sporte (psikhologo-pedagogicheskii aspekt) [Time experience in sports (psychological and pedagogical aspect)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2019, vol. 24, no. 179, 90-97. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-179-90-97
19. Kuramshina K.S. Situatsiia v oblasti massovogo sporta promyshlennogo regiona skvoz' prizmu sotsiologii [Situations in the field of mass sport of the industrial region through the lens of sociology]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2011, no. 24, pp. 133-138.
20. Kul'tura v informatsionno-innovatsionnom obshchestve [Culture in information and innovation society]. Ed. V.N. Stegnii. Perm, Perm National Research Polytechnic University, 2017, 497 p.
21. Topekha T.A. Modeli reagirovaniia na napriazhennuiu, frustriruiushchuiu situatsiiu u sovremennykh studentov, nachinaiushchikh samostoiatel'nuiu vzrosluiu zhizn' [Models of responding to frustrating situtation in modern students starting the adult life]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 2, pp. 45-51.
Оригинальность 90 %
Получено 26.08.2019 Принято 26.09.2019 Опубликовано 15.01.2020 T.A. Topekha, D.A. Savin SPORTS IN THE STUDENT'S LIFE
The article presents data from a comparative analysis of sociological studies conducted in the student community during the period from the end of the 20th and the beginning of the 21st century. The research project entitled "The house you live in" was performed by the Laboratory of Sociology of Higher Education Problems of the Perm Polytechnic Institute (PPI) (now Perm National Research Polytechnic University -PNRPU), under the direction of V.V. Gerchikov (n = 945, 1981). The study "University years as the first step of adult life" was conducted by a scientific group of the Department of Sociology and Political Science of PNRPU, consisting of V.N. Stegniy, T.A. Topekha, N.I. Asanova, L.Yu. Talipova, O.A. Ganina (n = 608, 2016). Finally, the study "Sports in the life of students" was carried out by the authors of the article at D.N. Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University" (PSATU) (n = 145, 2017).
The modern period of the development of human society, associated with the dominance of technical, technological and informational components, the emergence and establishment of a virtual human environment and human society, is simultaneously manifested in a decrease in the physical and psycho-social development of a person, especially representatives of the younger generation, for whom technical, technological and informational environment is natural. This circumstance prompted the authors to reflect on the famous quote by Anton Chekhov "Everything in a person must be beautiful" in the context of new social realities. Modern youth is quite vividly interested in sports, but how are physical culture and sport actually perceived? The other issues dealt with are - what activities are young people involved in their daily life? How do the activities of modern young people in physical education and sports differ from those of previous generations?
Keywords: physical culture, sport, personality, technical and technological civilization, youth.
Tatyana A. Topekha - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Conflict Resolution Studies, Perm State National Research University, e-mail: topeha@psu.ru.
Dmitry A. Savin - Senior Lecturer, Department of Physical Culture, Perm State Agro-Technological University, e-mail: savindmitrisport@yandex.ru.
Received 26.08.2019 Accepted 26.09.2019 Published 15.01.2020