Научная статья на тему 'Спорт в системе ценностей молодежи'

Спорт в системе ценностей молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3847
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЬЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ СПОРТА / PHYSICAL CULTURE / SPORT / HIERARCHY OF VALUES / YOUTH / HEALTH / ACTIVITY / SPORT VALUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Желудкин Сергей Владимирович

Раскрывается система ценностей молодежи на основе региональных философских, социологических, психолого-педагогических исследований. Показано, что приоритеты здорового образа жизни заменены установками на материальное благосостояние. Физическая культура и спорт рассматриваются с точки зрения их аксиологических, ценностных оснований, как эффективное средство физического воспитания, как фактор развития духовных, морально-этических устоев человека, системы нравственных ориентиров, которые способствуют формированию всесторонней, гармоничной личности молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT IN THE SYSTEM OF YOUTH VALUES

In this paper the system of youth values is considered on the basis of regional and philosophical and sociological, psyhopedagogical investigations. It is shown that priorities of healthy life style are exchanged for the setting for wealth. Physical culture and sport are considered from the point of view of their theory of value as an effective means of physical education, as a factor of development of moral-ethic settings of the mankind, the system of moral values, which contributes to forming all-rounded, harmonic personality of a young person.

Текст научной работы на тему «Спорт в системе ценностей молодежи»

С.В. ЖЕЛУДКИН

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: физическая культура, спорт, иерархия ценностей, молодежь, здоровье, деятельность, ценность спорта.

Раскрывается система ценностей молодеш на основе региональных философских, социологических, психолого-педагогических исследований. Показано, что приоритеты здорового образа жизни заменены установками на материальное благосостояние. Физическая культура и спорт рассматриваются с точки зрения их аксиологических, ценностных оснований, как эффективное средство физического воспитания, как фактор развития духовных, морально-этических устоев человека, системы нравственных ориентиров, которые способствуют формированию всесторонней, гармоничной личности молодого человека.

S.V. ZHELUDKIN SPORT IN THE SYSTEM OF YOUTH VALUES Key words: physical culture, sport, hierarchy of values, youth, health, activity, sport value.

In this paper the system of youth values is considered on the basis of regional and philosophical and sociological, psyhopedagogical investigations. It is shown that priorities of healthy life style are exchanged for the setting for wealth. Physical culture and sport are considered from the point of view of their theory of value as an effective means of physical education, as a factor of development of moral-ethic settings of the mankind, the system of moral values, which contributes to forming all-rounded, harmonic personality of a young person.

В период трансформации российского общества в 1990-х годах традиционные духовные, нравственные ценности претерпели кардинальные изменения. В процессе реформирования социальной жизни были отвергнуты не только моральные, духовно-нравственные устои общества, но и общечеловеческие ценности. На фоне процесса «размывания» в сознании людей норм нравственности значительно снизилась культура здорового образа жизни российского молодежного социума. А, как известно, в период юношеского возраста особенно важна проблема выбора жизненных ценностей и идеалов. Необходимо отметить, что физическая культура и спорт имеют существенное значение в качестве наиболее эффективного средства формирования надежных ценностных ориентаций, образцов нравственного поведения, образа жизни. Ведь несформировав-шаяся система нравственных ориентиров молодежи делает ее подверженной самым различным влияниям и, прежде всего, негативным.

На основе анализа современных философских, социологических, психоло-го-педагогических исследований можно судить, что современная социокультурная действительность в стране стала причиной кризиса сознания, деформировала представления о духовно-нравственных ценностях этой социальной группы. Авторы многочисленных публикаций, подготовленных на основе региональных социологических исследований, характеризуют систему ценностей молодежи как синтез ценностей современного информационного общества и традиционных идеалов [6].

Особенностью ценностной сферы личности современных студентов являются их высокая гибкость и динамичность, преобладание индивидуальных ценностей над социальными, потребления над духовностью и нравственностью. Приоритеты здорового образа жизни, как одного из важнейших компонентов полноценной, гармоничной жизни человека, заменены целевыми установками, прежде всего на материальное благосостояние (часто прибегая к примитивным видам занятий, быстро приносящим значительные доходы), обучение, получение профессионального образования, карьерный рост. Но именно здоровье: физическое, психическое, социальное, нравственное и ведущие стержневые качества лично-

сти: уверенность в себе, работоспособность, целеустремленность, сильная воля, инициативность, социальная коммуникабельность, воспитанность и доброта в отношении к другим людям [5, с. 258], которые и формируются в процессе занятий физической культурой и спортом, являются обязательным условием успеха в жизни. И это необходимо внедрять в сознание молодежи.

Здоровье все более приобретает двойную ценность: инструментальную -в тактическом, деятельностном жизненном плане, и терминальную - стратегическом, ценностно-смысловом [2, с. 110]. Представляется, что здоровье корректно рассматривать как материальную и духовно-нравственную ценность, а сохранение и формирование здоровья в процессе физкультурно-спортивной деятельности можно представить как разновидность практической, материальной деятельности, «определяющей всякую иную деятельность: умственную, политическую, религиозную и т.д.» [3].

Спортивная форма деятельности в жизни современной молодежи должна занимать более престижное место, потому как «собственно человеческое, социальное, нравственное, человек приобретает не от рождения, не в силу своей биологической природы, а прижизненно, в процессе деятельности, труда в мире, преобразованном многочисленными человеческими поколениями» [1, с. 288].

Здоровье человека - проблема, вышедшая далеко за пределы медицинской науки, представляет собой гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными воздействиями, а его «сохранение и поддержание является одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни» [8, с. 3]. Известно, что 20% состояния здоровья молодого человека определяется наследственностью, 20-25% - экологическими факторами, 50% - условиями и образом жизни, 5-10% - состоянием здравоохранения. Здоровье - многомерное динамическое состояние всего организма, содержащее следующие компоненты: физическая составляющая -уровень роста и развития органов и систем организма (основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие адекватную адаптацию организма); психологическая составляющая - состояние психической, нравственной и духовной сферы (основу его определяет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватное поведение, комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, представления, связанные с общечеловеческими истинами добра, любви, красоты); социальная составляющая -внешнее проявление состояний человека (степень адекватности поведения, умение общаться, жизненная позиция, межличностные отношения, умение эффективно трудиться) [5, с. 258].

По утверждению ученых, сохранение здоровья во многом зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, его поведения и образа жизни [8]. Поэтому чрезвычайно важно адекватно осознавать место физической культуры в системе ценностей современной молодежи и разумно использовать ее потенциал в различных сферах общественной жизни как наиболее эффективное средство социальной самоорганизации, формирования здорового образа жизни, как способ эстетического, нравственного, культурного, гармоничного самовыражения личности.

Подход к физкультурной и спортивной деятельности с точки зрения ее аксиологических, ценностных оснований имеет немаловажное значение для понимания роли данного феномена в жизни современного человека как носителя общественной, классовой, групповой, индивидуально-личностной информации.

Выделим позитивную тенденцию общественно-политического и социально-культурного развития России начала XXI в. Если в период социальноэкономического, ценностно-идеологического кризиса 1990-х годов физической культуре и спорту не придавалось должного значения и внимания, то в последние годы ситуация начинает изменяться в лучшую сторону.

Такая тенденция порождена определенным осмыслением того, что физическая культура и спорт не изолированы от других сторон социальной жизни и обладают богатыми традициями, уникальным потенциалом в решении стратегических задач по улучшению качества жизни населения, способны обеспечивать трудовыми ресурсами программы экономического развития России.

Правительством РФ разработаны и приняты приоритетные национальные проекты, программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации в 2006-2015 годах», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», программа «Дети России», включающая в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды» и др. Предпринимаются попытки усовершенствовать законодательную базу в отношении физкультурно-спортивной деятельности, например, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», который принят 4 декабря 2007 г. Он, по словам руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту В.А. Фетисова, совершенно по-другому позиционирует спортивную отрасль в рамках государственных приоритетов, делает спорт одной из составляющих государственной политики [9].

Кроме этого, значительным вниманием государства к проблемам ценностного потенциала спорта и физического воспитания объясняется рост научных исследований в различных областях науки: социологии, культурологии, педагогики, медицины, психологии; социальной философии, пытающейся интегрировать достижения конкретных наук. Отметим, что проблема связи физической культуры и спорта с особенностями ценностной системы того или иного общества, определенной социальной группы, ценностного мира личности, их места в иерархии нравственных ценностей и культурных традиций не раз становилась предметом специального изучения и рассмотрения* [7].

Философия и социология спорта в изучении этих проблем опираются на исследования отечественных ученых, методологов, теоретиков и практиков физической культуры и спорта (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, В.А. Креер, Н.Г. Озо-лин, М.Я. Сараф, В.И. Столяров, Н.Н.Чесноков, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, и др.). Проблема нравственных ценностей рассматривается ими на основе работ Аристотеля, Платона, И. Канта, Н.А. Бердяева, Д. Дидро, Дж. Дьюи, О.Г. Дроб-ницкого и др. Определенный интерес в данном контексте представляют работы социологов (С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, В.Т. Лисовский и др.), психологов (В.Е. Семенов, Б.Г. Ананьев, В.А. Якунин, Д.А. Леонтьев и др.), связанные с изучением и формированием нравственных ценностей молодежи.

Несмотря на наличие определенной теоретической базы, степень исследования данных проблем, особенно социального аспекта ценностного потенциала спорта как важного общечеловеческого феномена, остается недостаточной.

* Также в рамках Всероссийской научной конференции «Духовно-нравственные ценности и ориентиры современной российской молодежи: взгляд в будущее», проходившей в МарГТУ в г. Йошкар-Оле в мае 2006 г., работала секция «Ценности здорового образа жизни». См.: Духовнонравственные ценности и ориентиры современной российской молодежи: взгляд в будущее. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. 300 с.

Признание спорта и физической культуры значимой частью социальной политики государства, направленной на укрепление здоровья народа, воспитание положительных нравственных качеств, организации здорового образа жизни в решении различных социальных задач стало важным поворотом в общественной жизни и системе ценностей российского молодежного социума. Но в то же время опыт и наблюдения показывают противоречивость проводимых мероприятий, они не являются системными, носят характер акций и зачастую оторваны от реальной жизни и потребностей молодежи. Нет серьезной пропагандистской работы по внедрению приоритетных национальных проектов, программ и их эффективной реализации в молодежной среде.

Физическую культуру и спорт необходимо рассматривать сегодня не только как элемент культуры и образа жизни общества, как эффективное средство физического воспитания, укрепления и сохранения здоровья, но и как фактор развития духовных, морально-этических устоев человека, систему нравственных ценностных ориентиров, которая способствует формированию всесторонней, гармоничной личности молодого человека.

Рассматривая индивидуально-личностную ценность спорта как вида деятельности, можно выделить несколько проблем. Во-первых, дефицит двигательной активности и стрессы в современных условиях становления и развития общества являются основными причинами ослабления сопротивляемости организма человека, патологических явлений, обусловливающих возникновение и рост ряда физических и психических заболеваний.

Систематические занятия спортом становятся обязательным условием нормального функционирования человека [4, с. 126]. Во-вторых, для молодого человека подготовка к спортивным соревнованиям предъявляет особые требования по развитию физических и психических качеств личности, что позволяет ему, как будущему специалисту, противостоять неординарным нагрузкам в профессиональной деятельности. В-третьих, спорт занимает особое место в воспитании и самовоспитании. «Человек, прошедший школу спорта, как правило, организован, социально активен.<...> Воспитывая характер молодого гражданина, закаливая его волю, развивая эстетические чувства, утверждая правила честной игры, мы используем эмоциональные, чувственные, эстетические качества спорта» [4, с. 127]. В-четвертых, занятия спортом формируют и личностную культуру. Можно согласиться с В.Д. Паначевым, что «сюда можно отнести и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств рыцарства и благородства, культуру тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирования собранности, организованности, упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех» [4, с. 127].

Таким образом, спорт и физическая культура, выступая важнейшим элементом системы ценностей современной молодежи, должны занять приоритетное место в их повседневной деятельности, стать частью их образа жизни.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. 386 с.

2. Малоземов О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся / О.Ю. Малоземов // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 110 -114.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 71.

4. Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д. Паначев // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 125-128.

5. Петрова Т.Э. Здоровье российской молодежи: комплексный подход / Т.Э. Петрова, А.А. Каравашкина // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 5. С. 252-259.

6. Самсонова Е.А. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни / Е.А. Самсонова, Е.Ю. Ефимова // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 110-116.

7. См. напр.: Спорт, духовные ценности, культура: сборник / сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. М.: РГАФК, 1997. Вып. 1-9.

8. Философия здоровья. М., 2001. 242 с.

9. Ь|Пр://\мм\«.го88ро|1.ги/хт!Ми!!_п.хт!?т1<^=1001&р1<^=820&!апд=ги&п1с=рге88&1<^=2319.

ЖЕЛУДКИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ родился в 1977 г. Окончил Марийский государственный педагогический институт. Доцент кафедры физического воспитания Марийского государственного технического университета. Область научных интересов - социальная философия, аксиология, педагогика, физическая культура и спорт. Автор 10 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.