Научная статья на тему 'СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ'

СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
264
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА / СПОРТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кохан Жанна Сергеевна, Сережко Татьяна Алексеевна, Липунов Артем Сергеевич

Социология спорта, иначе известная как спортивная социология, представляет собой раздел социологии, изучающий спорт как социальное явление. Спортивные социологи критически изучают функции, влияние и роль спорта в различных обществах. В данной статье рассмотрено становление социологии спорта, описаны основные социологические теории, используемые при изучении спорта. Статья завершается анализом перспектив спортивной социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT AS A SOCIAL PHENOMENON: A REVIEW OF MODERN FOREIGN SOCIOLOGICAL THEORIES

The sociology of sports, otherwise known as sports sociology, is a branch of sociology that studies sports as a social phenomenon. Sports sociologists critically study the functions, influence and role of sports in various societies. This article examines the formation of the sociology of sports. The article concludes with an analysis of the prospects of sports sociology.

Текст научной работы на тему «СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ»

Спорт как социальный феномен: обзор современных зарубежных социологических теорий

Кохан Жанна Сергеевна,

к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» E-mail: [email protected]

Сережко Татьяна Алексеевна,

к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» E-mail: [email protected]

Липунов Артем Сергеевич,

аспирант кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

E-mail: [email protected]

Социология спорта, иначе известная как спортивная социология, представляет собой раздел социологии, изучающий спорт как социальное явление. Спортивные социологи критически изучают функции, влияние и роль спорта в различных обществах. В данной статье рассмотрено становление социологии спорта, описаны основные социологические теории, используемые при изучении спорта. Статья завершается анализом перспектив спортивной социологии.

Ключевые слова: спорт, социология спорта, спортивная социология.

<п

I_

CJ

со

Спорт является одним из наиболее популярных социальных феноменов в мире, и его влияние на общество остается предметом интереса для многих социологических исследований. Спортивная социология начала формироваться как формальная дисциплина во второй половине ХХ века. К 1960-м годам средства массовой информации стали уделять много времени и внимания спорту. По всему миру начинается зарождение и развитие профессиональных национальных лиг бейсбола, баскетбола, футбола и хоккея. Самые главные спортивные соревнования в мире - Олимпийские игры, по сути, становятся ареной для проведения противостояния двух сверхдержав СССР и США в холодной войне. Все это оказывает непосредственное влияние на социологические процессы в обществе, что привлекает внимание таких ведущих социологов как Грегори Стоун, Дэвид Райзман, Чарльз Пейдж и Эрвинг Гоффман, которые публикуют ряд работ, посвященных связи спорта и социологии. В 1978 году создается Североамериканское общество социологии спорта с целью изучения этой области, впоследствии им начинается выпуск специализированного издания «Социология спорта» осуществляемое и по настоящее время [4].

Гарри Эдвардс считается основоположником спортивной социологии - имея в своем арсенале не только теоретические наработки, но и непосредственный спортивный опыт рассматривал спорт как - обобщение властных отношений в обществе. Делал акцент на необъективности существующей спортивной структуре вследствие ее прорасистской идеологии и выступал за альтернативность в спортивных лигах НФЛ, НБА и НБЛ [3].

Как указывает современный социолог спорта Джей Коакли, на сегодняшний день можно выделить четыре основные социологические парадигмы, которые могут быть применены к области спорта: функционалистская теория, теория конфликта, интеракционистская теория и феминистская теория [3].

Теория функционализма утверждает, что спорт выполняет важные социальные функции, такие как укрепление социальной интеграции, формирование и поддержание социальных связей и развитие личности. По мнению функционалистов, спорт является способом выражения общественных ценностей и норм, а также способом достижения личных и общественных целей. Сторонники этой теории подчеркивают рост и развитие организованного спорта. В тоже время данный подход полностью игнорирует неравноценное распределение пользы от спортивной деятельности для различных слоев населения, а также тот факт, что его доступность для многих является ограниченной, а порой и вовсе невозможной [3].

Теория конфликта предполагает, что спорт является объектом борьбы за ресурсы и власть, и что спортивные команды и организации часто конкурируют друг с другом за ресурсы и признание. Конфликтный подход также подчеркивает социальные неравенства и дискриминацию в спорте, такие как расовые и половые вопросы. Исследователи используют этот подход как аргументацию в риторике обсуждения деятельности элит и исполь-

зуемых ими привилегий в обществе реализуемых через спорт, но редко применяют в приземленных спортивных дискуссиях. Так же минусом этой теории является ее четкий уклон в экономический сегмент воплощения социума и отрицание спортивного опыта как социального и личного [3].

Маркс утверждал, что спорт является отражением капиталистического общества, где люди соревнуются за деньги и славу. Он также считал, что спорт используется для поддержания социального порядка, при этом способствуя сохранению и укреплению власти элиты.

Жан-Мари Бром - французский социолог, популяризировавший марксистскую критику организованного спорта в своей книге «Спорт: тюрьма отмеренного времени». Спорт он понимал, как общественный институт, а не как спортивную деятельность и нагрузки, такие как физические упражнения. И рассматривал его как мани-пулятивный инструмент и метод капиталистической власти используемый для идеологической обработки масс. Его вклад является важным для исследований в данном направлении социологии так как выявляет тот факт, что спорт отвлекает от проблем реального мира, обеливая многие настоящие проблемы [2].

Теория символического интеракционизма утверждает, что спорт является процессом социального взаимодействия, где люди создают и интерпретируют символы и знаки, чтобы передавать свои мысли и чувства другим людям. Символический интеракционизм также подчеркивает важность личных опытов и переживаний в спорте, при этом полностью исключая иерархическую организацию спорта обозначая ее как излишнюю авторитарность предлагает сделать его максимально демократичным. Вследствие чего эта теория оказывается оторванной от реалий жизни и практического применения, так как, рассматривает общество с микромасштаба [3].

Феминистские теоретические исследования социологи узко используют в ракурсе способов формирования представлений о мужественности и женственности в различных видах спорта и их освещенности в СМИ [2].

Теория социального конструкционизма утверждает, что спорт является социально конструируемым феноменом, который формируется и изменяется в соответствии с социальными нормами, ценностями и идеологиями. Следовательно, спорт может использоваться для укрепления или изменения социальных отношений и стереотипов.

Таким образом, современные зарубежные социологические теории показывают, что спорт является сложным социальным феноменом, который может выполнять различные социальные функции и использоваться для достижения личных и общественных целей. Каждая из этих теорий предлагает свой уникальный взгляд на спорт, но все они подчеркивают важность социального взаимодействия и влияние социальных норм, ценностей и идеологий на спортивную деятельность.

Профессиональный спорт обладает силой глобальной популярности, политического резонанса и экономического веса. Но спортивные организации могут потерять социальную и этическую перспективу, потому что в условиях жесткой конкуренции и все более прибыльной глобальной спортивной и вспомогательной индустрии они часто подвержены «туннельному видению». Под этим мы подразумеваем чрезмерную концентрацию на конкурентном преимуществе по отношению к другим видам спорта или спортивным организациям и меньшую заботу о поддержании и развитии широких и позитивных отношений между спортом и обществом, которое их поддерживает. Спорт также склонен к чрезмерному мифотворчеству, стремящемуся представить его за пре-

делами повседневного мира политики и материальной борьбы. Тем не менее, как это ни парадоксально, спорт часто становится разменной монетой в руках политического аппарата. Критическая социология призвана корректировать эти тенденции.

Социология должна отчасти посвятить себя «спасению» спорта от самого себя. Это не означает, что у социологов всегда есть правильные ответы, но они могут развеять самые вопиющие претензии и мистификации спорта. В этой задаче им необходимо взаимодействовать не только со спортсменами и организациями, но и с правительствами, спортивными объединениями, болельщиками и гражданами в целом. Социологи могут прибегнуть к теоретическому объяснению и эмпирическим исследованиям, охватывающим пространство (от глобального до транснационального, от национального к локальному), время (от индустриального к современному и постмодернистскому) и социальное положение (от отдельной семьи до основных институтов, от первичных групп до массовой аудитории).

В примерах этой напряженной интеллектуальной работы нет недостатка [1]. На сегодняшний день можно выделить ряд проблемных вопросов спортивной социологии: управление спортивными организациями, приоритеты распределения государственного и частного финансирования спорта, воздействие спорта на окружающую среду и вклад в неравенство в городах, влияние профессионализации и коммерциализации на спорт и его сообщества, включение спорта в социальную классификацию и иерархию, особенно класс, этническую принадлежность, пол, использование спорта как идеологической метафоры, роль СМИ в «формировании» спорта и «спортивной» культуры, использование спорта в азартных играх и других «нездоровых» сферах (например, фаст-фуд и алкоголь), эксплуатация спортом уязвимых лиц, в том числе начинающих и действующих спортсменов, а также болельщиков, гиперконкуренция в спорте и социально вредные отношения и поведение, а также соответствующее уменьшение его приятных и игровых аспектов и пр. [1].

Таким образом, спорт нуждается в социологии, чтобы настойчиво исследовать и поднимать эти вопросы, потому что, когда возникают неизбежные и повторяющиеся кризисы и проблемы, спорт и те, кто его финансирует, регулирует и контролирует, часто имеют слабое представление о том, как предотвратить или справиться с такими неприятными проблемами. Слишком часто имеет место поверхностное и рутинное обращение к связям с общественностью, урегулированию скандалов, банальному подтверждению или проецированию ответственности на общество в целом. Социология может помочь спортивным организациям и политикам избежать поверхностной озабоченности следствием и пренебрежения причиной, которые неизбежно тормозят его развитие как прогрессивного социального института.

Социология исторически пренебрегала спортом и покровительствовала ему одновременно. Как указывает ведущий современный социолог спорта Джей Коакли, наиболее очевидным объяснением этой ситуации является остаточная враждебность к рабочему классу или популярной культуре среди многих интеллектуалов. Этому парадоксальному недоверию к повседневной жизни может противостоять социология спорта, наглядно демонстрирующая сложную, многомерную природу массовой культуры, от политической экономии до перформа-тивной эстетики. Социология спорта также является готовым средством для демонстрации актуальности социологии в наши дни. Нетрудно осветить социологические

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

разветвления спорта, особенно через опосредованную публичную сферу [3].

Спорт - это динамичный социокультурный феномен, который нельзя заморозить и вернуть к его воображаемым дилетантским истокам 19-го века или к мифологизированной народной игре, которая ему предшествовала. Спорт - это движение, он сам постоянно находится в движении - и социологи должны двигаться вместе с ним, никогда не теряя своих дисциплинарных ориентиров в устойчивых проблемах, которые впервые вдохновляли социологическое воображение в то время, когда организованный спорт и индустриализм находились в зачаточном состоянии.

Литература

1. Сережко, Т.А., Иваненко, Я.В. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций молодежи // Управление городом: теория и практика. № 1 (28), март 2018. - С. 95-100.

2. Brohm, J. (1978). Sport, a Prison of Measured Time: Essays. Ink Links Limited.

3. Coakley, J.J. (2001). Sport in Society: Issues & Controversies (7th ed., Health professions series). McGraw Hill.

4. Cooper, J.N., Macaulay, C., & Rodriguez, S.H. (2019). Race and resistance: A typology of African Ameri-

£2

CJ

CO

СЧ

CM

'S;

z

66

can sports activism. International Review for the Sociology of Sport, 54(2), 151-181. - URL: https://doi. org/10.1177/1012690217718170

SPORT AS A SOCIAL PHENOMENON: A REVIEW OF MODERN FOREIGN SOCIOLOGICAL THEORIES

Kokhan Z.S., Serezhko T.A., Lipunov A.S.

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

The sociology of sports, otherwise known as sports sociology, is a branch of sociology that studies sports as a social phenomenon. Sports sociologists critically study the functions, influence and role of sports in various societies. This article examines the formation of the sociology of sports. The article concludes with an analysis of the prospects of sports sociology.

Keywords: sport, sociology of sport, sports sociology. References

1. Serezhko, T.A., Ivanenko, Ya.V. Physical culture and sport in the system of value orientations of youth // City management: theory and practice. No. 1 (28), March 2018. - pp. 95-100.

2. Brohm, J. (1978). Sport, a Prison of Measured Time: Essays. Ink Links Limited.

3. Coakley, J.J. (2001). Sport in Society: Issues & Controversies (7th ed., Health professions series). McGraw Hill.

4. Cooper, J. N., Macaulay, C., & Rodriguez, S. H. (2019). Race and resistance: A typology of African American sports activism. International Review for the Sociology of Sport, 54(2), 151181. - URL: https://doi.org/10.1177/1012690217718170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.