Научная статья на тему 'СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ'

СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт высших достижений / пропаганда / инструмент государственной политики / этапы / пропаганда спорта / международные отношения / elite sport / propaganda / public policy instrument / stages / sports promotion / international relations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шабалина Юлия Владимировна

Дано обоснование спорту как инструменту пропаганды в международных отношениях. Доказано, что на международной арене спорт высших достижений является составляющей международной политики, выделены его периоды. Сформированы методические рекомендации по курсу «Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФКиС» для студентов спортивной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT AS A TOOL OF PROPAGANDA IN INTERNATIONAL RELATIONS

The rationale for sport as a tool of propaganda in international relations is given. It is proved that in the international arena the sport of high achievements is a component of international politics, its periods are distinguished. Formed guidelines for the course "Propaganda and public relations in the field of sports and sports" for students of sports specialization.

Текст научной работы на тему «СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-11-108-116

СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Ю.В. Шабалина

Дано обоснование спорту как инструменту пропаганды в международных отношениях. Доказано, что на международной арене спорт высших достижений является составляющей международной политики, выделены его периоды. Сформированы методические рекомендации по курсу «Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФКиС» для студентов спортивной специализации.

Ключевые слова: спорт высших достижений, пропаганда, инструмент государственной политики, этапы, пропаганда спорта, международные отношения.

SPORT AS A TOOL OF PROPAGANDA IN INTERNATIONAL RELATIONS

Shabalina Yu.V., candidate of political sciences, associate professor, Ju-sh@bk.ru, Russia, Kazan, Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism

Шабалина Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доц., Ju-sh@bk.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

The rationale for sport as a tool of propaganda in international relations is given. It is proved that in the international arena the sport of high achievements is a component of international politics, its periods are distinguished. Formed guidelines for the course "Propaganda and public relations in the field of sports and sports" for students of sports specialization.

Key words: elite sport, propaganda, public policy instrument, stages, sports promotion, international relations.

Спорт высших достижений с момента своего зарождения выполнял как международную, так и пропагандистскую функцию: являлся частью государственной внешней и внутренней политики, пропагандируя здоровье нации и объединяя «большие» социальные группы (пропагандистское воздействие всегда нацелено на «большие» социальные группы). Пропаганда - это часть теоретического сознания, связанного с осуществлением целенаправленного воздействия на социальные группы людей, которая осуществляется политическими и социальными институтами. Сущность пропаганды заключается в однонаправленном воздействии на массы, для того чтобы сформировать социальный заказ массового поведения, она является частью государственной политики.

История может пониматься от части как способ пропаганды «телесных практик и образа жизни». Проблема спорта как части международной, так и государственной политики существовала издавна - со времени возникновения Олимпийских игр, но в нынешней ситуации она как никогда актуальна. В современном мире постоянные скандалы в области спорта, формирование «негативизма» в процессах, фокусирующиеся главным образом на Российской Федерации, заставляют обратиться к пониманию «спорта высших достижений» как части международных отношений. Они

имеют широкий формат - от «допинговых скандалов» до простого отстранения от соревнований паралимпийских спортсменов Российской Федерации и Республики Беларусь.

Так, спортсмены Российской Федерации и Республики Беларусь отстранены от международных соревнований после 24 февраля 2022 года, после начала «Специальной военной операции» на территории добровольно входящих в состав РФ Донецкой и Луганской народных республик. Показательно, что первыми от участия в международных соревнованиях отстранили паралимпийцев: в чем виноваты эти люди и так страдающие от проблем со здоровьем, которые старались для достижения побед?

Цель исследования - рассмотреть спорт как инструмент пропаганды в международной политике.

Задачами исследования выделяются:

- выявить периодизацию спорта как пропаганду в международных отношениях;

- разработать практические рекомендации по проведению пропа-гандистских мероприятий для студентов спортивной специализации (по курсу «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта»).

Методика и организация исследования. Историко-описательный метод позволил рассмотреть проблемы и закономерности спорта в контексте историко-социокультурной интерпретации, политологической концепции, глубже понять специфику спорта в международной системе. Путем использования историко-правового метода удалось проследить развитие правовых норм в области спорта как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.

Результаты исследования и их обсуждение. Впервые понятие «пропаганда» было применено Урбаном VIII в 1627 году для обучения священников-миссионеров («Sacred Collegede Propaganda Fide»). Потом политизация Великой французской революции (1789-1799) наложила название «пропаганда» как на «политические клубы» («прото» партии), так и на людей, стремившихся распространять свои идеи как внутри страны, так и в других странах. Основоположник «пропаганды» Эдвард Бернейс (1891-1995) считал: «Мы находимся под постоянным массированным воздействием, задача которого - овладеть нашими умами в интересах какой-либо стратегии, товара или идеи [2]. Спорт в современном мире уже далек от своего первоначального значения, он является инструментом «мягкой силы» (J.S. Nye, 2004). Достижение успеха в мировой политике, в рамках концепции «мягкой силы», занимает весомое место в развитии спорта [10].

Сегодняшняя ситуация вокруг спорта - это постоянные конфликты, которые заметно обострились после добровольного вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. Они имеют широкое поле: от допинговых скандалов до отстранения спортсменов РФ и РБ. В исследова -

ниях отмечается: «Нестабильная политическая ситуация оказала непосред -ственное влияние на все сферы общественной жизни, привела к возникно -вению социальной напряженности. В области спорта и физической культуры также возросло количество конфликтов» [3].

Пропаганда как средство проводимой государственной политики возникла вместе с оформлением институтов государственной власти, а спорт стал одним из ее инструментов. Автор данной работы приходит к следующей формулировке «пропаганды»: это целенаправленное воздейст -вие, как правило, политических / государственных / социальных институтов на массовое сознание, характеризующееся однонаправленностью воздействия на «адресные» / «целевые» большие социальные группы, для того чтобы мотивировать к социально одобряемому поведению. В исследова -ниях определяется важность пропагандистских мероприятий: «Пропаганда здорового образа жизни при всем целевом характере ее воздействия должна формировать качественно иной образ бытия» [1].

Важно также в позициях обновления самой системы физического воспитания, чтобы личность влилась в процесс пропаганды физической культуры и спорта. Так, по убеждению ряда ученых, основой должны стать «демократизация и гуманизация его основных положений, развитие социокультурных, региональных и национальных аспектов, усиление образовательной направленности и творческое освоение ценностей физической культуры [8].

Пропаганда физической культуры и спорта (далее - ФКиС) при всей ее «однонаправленности» воздействия формирует «качественно новый образ бытия»: здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ), для значительной части населения - это формирование образа жизни через массовую физическую культуру, приобщение к ФКиС посредством формирования здоровой телесности в «правильном питании», установление спортивного мировоззрения через спортивные занятия и мероприятия. Наряду с этим это «тиражирование» личностью своей жизненной позиции к ФКиС, а это, как правило, «референтные» группы (сегодня это, прежде всего, не столько непосредственное общение, сколько «социальные сети»). Также идет и возрождение национальных видов спорта, то есть происходит соединение спорта с национальной культурой. Исследователи отмечают «национальные виды спорта выступают в качестве важного компонента этнической материальной культуры, который необходимо творчески инсталлировать в современное социокультурное пространство с учетом национальных, конфессиональных и региональных условий. Развитие данной практики обусловило рост с конца 80-х годов ХХ века новых неолимпийских федераций, которые по количественным и численным показателям превзошли олимпийские виды спорта и даже претендуют на их замещение» [7]. Итак,

на международной арене спорт высших достижений является составляющей международной политики. Выделим следующие периоды.

Первый период - «архаический» (олимпийский). С 776 г. до н.э. начала Олимпийских игр происходит установление международных отношений посредством спорта между древнегреческими городами / «полисами». Этот период «архаичности» и «традиционности»: участвуют только мужчины и свободные граждане. Олимпийские игры были первым способом пропаганды ЗОЖ и понимались как соединение стран в спорте. Однако соревнования между древнегреческими государствами «полисами» сложно назвать «международными играми», но, несмотря на это, начало было положено.

Второй период - «золотой». Это поистине «Возрождение Олимпийских игр» и мирового спорта, с 1896 года формируются нормативно-правовые аспекты спортивного регламента. В основе олимпийской концепции Пьера де Кубертена были заложены идеалы и ценности гума -низма, принципиально важным является его понимание значимости спорта в системе международных отношений и объединения государств; обоснование возможности реализации посредством международного спорта гуманистических идеалов и ценностей: «О, спорт! Ты - мир! Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. Ты - согласие. Ты сближаешь людей, жаждущих единства. Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь уважать друг друга. Ты - источник благородного, мирного, дружеского соревнования. Ты собираешь молодость - наше будущее, нашу надежду - под свои мирные знамена. О, спорт! Ты - мир!» [4].

Третий период - «милитаристский» (вторая половина 30-х гг. ХХ века до окончания Второй мировой войны 1945 г.). Этот период связан с попыткой фашистской Германии представить себя проводником Олимпийских игр для пропаганды «арийской нации». Характерный прием пропаганды документальный фильм - «Олимпия» Л. Рифеншталь (1938 г.), который рассказывает о XI Олимпийских играх, проходивших в Берлине с 1 по 16 августа 1936 года - фиксирует эйфорию масс после выступлений немецких атлетов и «усовершенствование» арийской нации.

Четвертый период - «биполярный» (с 50-80-х гг. ХХ века), обозначается началом холодной войны и отмечается становлением системы про -тивостояния и, в том числе, в сфере спорта. Складывание «биполярной системы мира» СССР-США, страны блока НАТО-страны Варшавского Договора / социалистического лагеря. Олимпийские игры надолго превра -тились в арену «холодной войны» посредством спорта на международной арене между двумя общественно-историческими формациями: капитализмом и социализмом. В рассматриваемый период спорт был доступной визитной карточкой «борьбы за мир» и пропаганды социалистических ценностей. Широко известный пример - Германия была разделена на ФРГ

(капиталистический мир) и ГДР (социалистический строй). Поэтому в масштабах бывшей одной страны проще всего было сделать макет как образец гегемонии одного строя. В этот период можно засвидетельство -вать «холодную войну» продолжающуюся в спорте.

Спортивные результаты стран «биполярной» международной сис -темы достигались зачастую применением допинга, который существенно наносил вред здоровью спортсмена и даже приводил к смене пола. После падения Берлинской стены (1989 г.) вскрылась секретная государственная программа (План «1425»). Исследователи, как правило, рассматривают событийный ряд в контексте истории «холодной войны», политического и идеологического противостояния великих держав, обращая особое внима -ние на подготовку и осуществление бойкота 0лимпиады-80 рядом стран [5].

Пятый период - «международно-нормативной институционализа-ции» (с 90-х гг. ХХ века до 2014 г.) - характеризуется установлением мировой системы спорта, его международной нормативной базы. Первым шагом явилась Европейская «Конвенция против применения допинга» ETS № 135 (1989 г.). Появление 10 ноября 1999 г. Всемирного антидопингового агентства ^АОА) и его «Всемирный антидопинговый кодекс» положили начало урегулированию антидопинговых отношений. Отметим, что, начиная с 2003 года, наша страна постепенно стала приводить свои законодательные акты в соответствие с международными актами в области спорта, а с 2006 года, после ратификации «Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте», - постепенно обновлять антидопинговые отношения.

Важнейшим решением в сфере физической культуры и спорта в нашей стране было принятие 4 декабря 2007 года Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Начиная с этого времени, ведется активная пропаганда ценностей ФКиС, ЗОЖ как основополагающих для населения Российской Федерации. Причем государство делает это последовательно для различных «больших» социальных групп. Так, например, одной из главных задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) является «...повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта.». Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочета -ния отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ [6].

Шестой период - «международной спортивной конфронтации» (с 2014 г. до настоящего времени). Этот период характеризуется усилением международной эскалации вокруг РФ. Отдельно рассмотрим «допинговые

скандалы» - это по существу международное давление, реализующееся в сфере спорта. Началом этому послужили проведение РФ в г. Сочи XXII Зимних Олимпийских игр (7-23 февраля 2014 г.) и, главное, добровольное вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации (16 марта 2014 г). С этого времени российские спортсмены постоянно отстраняются от международных соревнований под предлогом применения ими допинга. Происходит неоднократное приостановление деятельности Национальной антидопинговой организации «РУСАДА» (с 18 ноября 2015 г. по 20 сентября 2018 г., с 9 декабря 2019 г. по настоящее время). Скандалы в сфере спорта постоянно политизируются и носят поистине «серийный характер».

Автор исследования провел анализ судебных допинговых практик -восемь обращений спортсменов РФ в Международный спортивный арбитражный суд (CAS) и выявил, что судебные дела рассматриваются более полугода, а «судебные издержки не по карману не только спортсменам, но и спортивным федерациям» [9].

Сегодня как никогда актуальна проблема отстранения спортсменов Российской Федерации и Республики Беларусь от международных со -ревнований после начала «Специальной военной операции» (24 февраля 2022 г.). После завершения XXIV Зимних Олимпийских игр в Пекине российские спортсмены не были допущены до паралимпийских соревнований. Возникает вопрос: почему пострадали люди с ограниченными возможностями здоровья? Они не несут «военной обязанности» и являются инвалидами. Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь провело ряд замещающих мероприятий по Олимпийской системе. Так, например, международные соревнования «Игры дружбы-2022», «I Всероссийская спартакиада сильнейших спортсменов 2022 года», «VIII Всероссийская летняя Универсиада 2022 года» и др.

Наряду с этим в настоящее время усилилась пропаганда ФКиС и не только за счет занятий спортом обычными гражданами, для которых он стал частью жизни. Это проявляется как в возможности бесплатного посещения раз в неделю любых спортивных объектов (при наличии справки от врача), так и в массовом строительстве спортивных сооружений. Кроме того, пропаганда ФКиС ведется через показ кинофильмов и телесериалов: «Легенда № 17», «Поддубный», «Движение вверх», «Матч», «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», «Выстрел», «Тренер», «Чемпионы», «Моло-дежка», «Вдох», «Лед» и др.

Заключение. В результате исследования были разработаны методические рекомендации по курсу «Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФКиС» для студентов спортивной специализации.

1. Спорт исторически выступает в качестве одного из средств проведения международной политики. С древних времен он являлся фактором сближения между народами и посланником мира и добра. Сегодня спорт -это арена противостояния между государствами.

2. Пропаганда спорта является частью государственной политики: на «первом» (государственном) уровне пропаганды - это концептуальные теоретические разработки в форме указов, законов и стратегий, на втором - теоретическая концепция «среднего» уровня идеологии, определяющаяся программными документами в области спорта по вовлечению личности и социальных групп в занятия ФКиС, на третьем - это позиция самой личности, разделяющей «пропаганду ФКиС»: как конкретный человек будет заниматься ФКиС.

3. Пропагандистскую работу в области ФКиС необходимо проводить на основании вышеуказанных шести историко-правовых этапов международных отношений, показать, что спорт с началом «холодной войны» был площадкой для противоборств государств на международной арене (это продолжается и сейчас). При подаче информационных материалов необходимо учитывать как «базовые» социальные группы, на которых распространяется воздействие, так и дополнительные «референтые» группы (например, если это учащиеся спортивных школ, то надо готовить дополнительную информацию для тренеров и родителей).

4. Работу по пропаганде надо выстраивать по принципу «от рационального к эмоциональному», чем достигается психологическое «суггестивное» воздействие. Рассказ лучше сопровождать яркими примерами из практики региона. Рекомендации при визуальном изображении: выставляем 4-6 объектов и привлекаем внимание цветом к верхнему левому и правому нижнему квадрату; затем «базовыми» 4 цветами: желтым (светло-желтым / цветом солнца), красным (ярко красным / цветом огня), зеленым (ярко зеленым / молодой листвы), синим (темно-синим / цветом воды) привлекаем внимание к смысловому блоку. Важно: ценности ФКиС фиксировать ярко-зеленым цветом в сочетании с белым.

5. Пропагандистскую агитацию ФКиС целесообразно строить в виде цепочки: стимулы и ассоциации, тезисы и аргументы, причины и следствия, при этом в его содержании следует идти от истории создания ФКиС к настоящему времени.

Список литературы

1. Бакаев М.Р. Социальная реклама как инструмент пропаганды здорового образа жизни // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма: сб. статей VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 100-летию ТАССР / под ред. Г.Н. Голубевой. Казань: Изд-во ПГАФКСиТ, 2020. С. 25-26.

2. Бернейс Э.М. Пропаганда // H-Publishing. 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/190336-edvard-ber-neys-propaganda.html (дата обращения: 03.10.2022).

3. Конфликтология сфер социальной жизни: учеб. пособие / С.А. Сергеев [и др.]. Казань: Изд-во КНИТУ, 2014. 468 с.

4. Кубертен П. Ода спорту. М.: Физкультура и спорт, 1987. 128 с.

5. Никонова С.И., Жумлякова О.С. Личные документы как истори -ческий источник (по материалам проекта «Наследие») // Гуманитарные науки в XXI веке. 2022. № 18. С. 34-45.

6. Основы физического воспитания детей дошкольного возраста (развивающая гимнастика): учеб.-метод. пособие / Л.Н. Ботова [и др.]. Казань, 2021. 271 с.

7. Пайгунова Ю.В., Гут А.В., Аппакова-Шогина Н.З. Национальные виды спорта как фактор развития гражданской идентичности: ценностно-нормативный подход // Проблемы современного педагогического образо -вания. 2020. № 68-1. С. 340-343.

8. Русакова С.С., Мугалимова Н.Н. Методология модернизации сис -темы физического воспитания в вузе // Известия Тульского государствен -ного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 3. С. 55-61.

9. Шабалина Ю.В. Историко-правовые этапы развития международных антидопинговых отношений // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9. С. 113-118.

10. Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York, 2004. 192 p.

References

1. Bakaev M.R. Social'naya reklama kak instrument propagandy zdorovogo obraza zhizni [Social advertising as a tool for promoting a healthy lifestyle] // Problems and innovations in sports management, recreation and sports and health tourism: sat. articles VI Vseros. scientific-practical. conf. with international participation, dedicated 100th anniversary of the TASSR / ed. G.N. Golubev. Kazan: Publishing House of PGAFKSiT, 2020. P. 25-26.

2. Bernejs E.M. Propaganda [Propaganda] // H-Publishing. 2010 [Electronic resource]. URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/190336-edvard-berneys-propa-ganda.html (accessed 03.10.2022).

3. Kuberten P. Oda sportu [Ode to sport]. Physical culture and sport, 1987. 128 p.

4. Nikonova S.I., Zhumlyakova O.S. Lichnye dokumenty kak istoricheskij istochnik (po materialam proekta «Nasledie») [Personal documents as a historical source (based on the materials of the Heritage project)] // Gumanitarnye nauki v XXI veke [Humanitarian sciences in the XXI century]. 2022. No. 18. P. 34-45.

5. Osnovy fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta (razvivayushchaya gimnastika) [Fundamentals of physical education of preschool children (developing gymnastics): textbook-method. allowance / / L.N. Botova [et al.]. Kazan, 2021. 271 p.

6. Pajgunova Yu.V., Gut A.V., Appakova-Shogina N.Z. Nacional'nye vidy sporta kak faktor razvitiya grazhdanskoj identichnosti: cennostno-normativnyj podhod [National sports as a factor in the development of civic identity: a value-normative approach] // Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2020. No. 68-1. P. 340-343.

7. Rusakova S.S., Mugalimova N.N. Metodologiya modernizacii sistemy fizi-cheskogo vospitaniya v vuze [Methodology of modernization of the system of physical education in high school] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2016. Issue 3. P. 55-61.

8. Konfliktologiya sfer social'noj zhizni [Conflictology of spheres of social life]: textbook. allowance / S.A. Sergeev [et al.]. Kazan: Publishing house of KNRTU, 2014. 468 p.

9. Shabalina Yu.V. Istoriko-pravovye etapy razvitiya mezhdunarodnyh antidopin-govyh otnoshenij [Historical and legal stages in the development of international anti-doping relations] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2021. Iss. 9. P. 113-118.

10. Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York, 2004.

192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.