УДК 796.015 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11121
ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИДОПИНГОВОЙ ПРОПАГАНДЫ
В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ
Ю.В. Шабалина, М.Р. Бакаев
Обоснована методика антидопинговой работы в спортивных школах. Раскрыты теоретические основы построения антидопинговых мероприятий в избранном виде спорта. Предложены практические приемы проведения антидопинговых мероприятий в различных адресных группах.
Ключевые слова: спортивные школы, допинг, профилактика, пропаганда, приемы проведения.
FUNDAMENTALS OF CONDUCTING Шабалина Юлия Владимировна, канд. полит.
ANTI-DOPING PROMOTION IN SPORT наук, доц., [email protected], Россия, Казань, Поволжская госу-SCHOOLS дарственная академия физической культуры, спорта и
туризма,
Shabalina Yu.V., candidate of political Бакаев Марат Робертович ванд техн. наук
sciences, associate professor, [email protected], дОД- M Ш^г^ р°сси^ ^а^ ^зажк™ ггеударст-Russia, Kazan, Volga Region State Academy венный институт культуры of Physical Culture, Sport and Tourism,
Bakaev M.R. candidate °f tsxMoii в современном мире череда до-
associate professor, M [email protected], Russia, Ka- r Г r
zan, Kazan State Institute of Culture пинговых скандалов, фокусирующихся
главным образом на Российской Федера-
The methodology of anti-doping work in
sports schools has been substantiated. The Ции> вынуждает нас применять и тира-theoretical foundations of constructing anti- жировать систему антидопинговых ме-
doping тташ» in the dram kind of sport роприятий. Современный спорт - это уже
are revealed. Practical methods of carrying out ^ r r r j
anti-doping measures in various target groups социально-политическое явление, кото-
are proposed. рое выполняет среди прочего, пропаган-
Key words: sports schools, doping, preven- дистскую функЦию и затрагивает инте-tion, propaganda, methods of conducting. ресы больших социальных групп людей.
Проблема профилактики допинга является одной из самых сложных в современном спорте. Применение допинга спортсменами не только наносит ущерб их собственному здоровью, но и подрывает идеологические основы спорта.
В современных условиях информационной войны, развязанной странами Запада и прежде всего США, которая подкрепляется постоянным нагнетанием санкционных наказаний в отношении Российской Федерации, спорт расценивается как политика «мягкой силы» («мягкая сила» - это концепция Дж. Ноя: выстраивание отношений на международной арене посредством неполитических институтов, таких как культура, спорт и т. п.). Сегодня повсеместно тиражируются образы спортсменов из РФ как негативные и распространяющие гало-эффект на весь российский спорт.
Теоретически грамотно построенная пропаганда способна снять синдром «хромающего спортивного инвалида» и отвести все подозрения от России.
Современная государственная политика Российской Федерации обусловливает необходимость проведения антидопинговой работы. Было отмечено Президентом России В.В. Путиным: «Мы должны думать не только о результатах, что, конечно, важно, но и о здоровье наших спортсменов. Поскольку эти факты имели место быть, то, во-первых, мы должны это признать, а во-вторых, сказать, что это наша вина - значит, мы не смогли организовать должным образом работу по борьбе с допингом. В этом и заключается вина государственных организаций и структур, кото -рые должны были действовать лучшим образом» [6].
Новое понимание антидопинговой пропаганды связано со спортом «внутри» РФ и его составляющими спортивными подструктурами, конечным звеном которых являются спортивные школы, звено первичной подготовки, из которых впоследствии выходят спортсмены высокого уровня квалификации. Главное здесь - изменить менталитет спортсменов во взглядах на свое здоровье и спортивное будущее. Сегодня назрела необходимость в срочных мерах по противодействию распространению допинга в спорте, особенно в детско-юношеском спорте.
За последнее время доля молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, значительно увеличилась, и одновременно участились случаи применения допинговых средств в детском и молодежном спорте. Обнаружение допинга грозит спортсмену суровыми наказаниями вплоть до пожизненной дисквалификации. Виновными также считаются тренер и лечащий врач спортсмена.
В составы команд России по олимпийским видам спорта входит 377 спортсменов от Республики Татарстан, в составы юношеских сборных России (до 18 лет) - порядка 500 спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта. В Республике Татарстан по 117 видам спорта деятельность осуществляют 113 республиканских спортивных федераций, из них по 37 летним олимпийским видам спорта деятельность осуществ -ляют 36 республиканских спортивных федераций (Региональная спортивная общественная организация Федерация пулевой и стендовой стрельбы Республики Татарстан занимается развитием двух видов спорта), по 10 зимним олимпийским видам спорта деятельность осуществляют 9 республиканских спортивных федераций (Региональная общественная организация Федерация Республики Татарстан по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью занимается развитием двух видов спорта). По 69 неолимпийским видам спорта деятельность осуществляют 68 республиканских спортивных федераций (Региональная общественная организация Федерация масс-рестлинга и перетягивания каната Республики Татарстан).
Антидопинговую работу в Республике Татарстан координирует отдел спортивной медицины ГАУ «Центр спортивной подготовки» Министерства спорта Республики Татарстан под руководством канд. мед. наук К.П. Романова. Отделом проводятся антидопинговые мероприятия с привлечение специалистов РусАДА, ученых Республики Татарстан и тренеров.
Татарстан в достижении показателей развития физической куль -туры и спорта ориентирован не только на лидирующие позиции по отношению к другим субъектам Российской Федерации и выполнение показа -телей национальной отраслевой Стратегии и федерального проекта «Спорт - норма жизни», но и на тенденции и уровень развития физической культуры в развитых странах [7].
Цель работы - выделить теоретические основы антидопинговой пропаганды для внедрения в педагогическую практику спортивных школ антидопинговых мероприятий.
Результаты работы и их обсуждение. Наряду с изучением теоретических положений классиков пропаганды и PR-работы, общие принципы пропагандисткой работы основаны на двадцатилетнем опыте работы в PR-коммуникациях, обсуждены на совещании с представителями правоохранительных органов Республики Татарстан и РусАДА 28 февраля 2020 г., а также на вебинаре по антидопинговой деятельности, проведенном Министерством спорта Республики Татарстан для федераций спорта, муниципальных организаций и тренеров 27 мая 2020 г.
Для понимания сущности термина «пропаганда» обратим внимание, во-первых, на его этимологию (лат. propaganda - подлежащее распространению, от лат. propago - распространяю), во-вторых, историю о том, что один из его основателей, Эдвард Бернейз, апеллируя к происхождению слова «пропаганда», настаивал на его нейтральности: «Любые социально значимые шаги - в области политики, финансов, промышленности, сельского хозяйства, благотворительности, образования или любой другой - сегодня должны совершаться с помощью пропаганды...» [2].
Французский автор Жак Эллюль в работе «Пропаганда: формирование человеческих отношений» выделяет следующие базисные характе -ристики пропаганды, некоторые из которых актуальны для данного исследования:
- психологический «ландшафт»;
- мифы и стереотипы;
- люди обычно «живут сегодняшним днем» в том смысле, что новости, которые они прочли или услышали, актуальны только в данный момент;
- использование понятий «добра» и «зла» во многих культурных явлениях готовят почву для пропаганды, выделяя «вертикальную» и «горизонтальную» пропаганду, первая идет от лидера или СМИ, «горизонтальная» включает членов небольшой ячейки с горизонтальными связями (оптимальны ячейки по 15-20 чел. одного пола, класса и схожих интере -сов) [9].
Л. Войтасик считает, что среди методов пропагандистской работы можно назвать следующие: лекцию, беседу, встречу, дискуссию, театрали -зованные формы (декламация, театр), выставку, парад, праздничное оформление и PR. В рамках одного из указанных методов можно приме -нять совместно либо поочередно средства пропагандистской коммуникации [4].
Сегодня профилактика допинга во главу угла ставит «дух спорта», который является движущим рычагом первоочередной задачи любой антидопинговой программы профилактики.
Исследователи отмечают, что «важнейшей целью должно стать осознание государственной политики в области физической культуры и спорта как части идеологии, направленной на формирование массового сознания для здорового образа жизни граждан. Следующей задачей явля -ется понимание спорта как особой профессиональной отрасли» [1]. Допинг в детско-юношеском спорте опасен тем, что, несмотря на угрозу для здоровья, молодые спортсмены могут применить допинг ради того, чтобы стать на высшие ступени пьедестала. Используя мощнейшие стимуляторы, они стремятся достичь результата, чтобы в итоге оказаться в сборной команде страны. В то же время, употребляя запрещенные препараты, молодежь практически лишает себя возможности дальнейшего спортивного роста, поскольку сегодня на всех спортивных состязаниях всероссийского уровня проводится жесткий контроль.
В разных регионах России прилагаются усилия по организации деятельности, направленной на профилактику применения допинга, в первую очередь среди юных спортсменов. Так, в Республике Татарстан на сегодняшний момент общая численность спортсменов, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 90675 чел., из них на этапах спортивной подготовки: 15521 чел. - спортивно-оздоровительном, 50104 чел. - начальной подготовки, 24841 чел. - тренировочном (спортивной специализации), 716 чел. - совершенствования спортивного мастерства и 153 чел. - высшего спортивного мастерства. Тренировочную работу с занимающимися в учреждениях физкультурно-спортивной направленности Республики Татарстан осуществляют 3009 тренеров, из которых 2314 чел. (78 %) - штатные сотрудники, 695 чел. (22 %) -совместители.
В Республике Татарстан в 170 спортивных школах, из которых 30 специализированных спортивных школ олимпийского резерва, культи-
вируется 73 вида спорта, в том числе: 45 олимпийских, 8 паралимпийских (5 видов спорта лиц с ПОДА, 3 вида спорта слепых), 5 сурдолимпийских, 3 вида спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями. Общее количе -ство занимающихся в спортшколах на текущий момент составляет 94831 чел.
Всего спортсменов-разрядников в спортивных школах - 31123 чел., из них: 320 мастеров спорта России, 48 мастеров спорта России международного класса, 13 заслуженных мастеров спорта России. Тренировочную работу в спортшколах осуществляют 2975 чел.
Для осуществления целенаправленного воздействия необходимо выделить три основные адресные группы антидопингового воздействия и сформулировать основную убеждающую цель пропаганды: 1) для учащихся спортивных школ - быстрое завершение спортивной карьеры и дисквалификация (спорт является стабильно интересной для детей и подростков сферой); 2) для родителей - физическое здоровье молодого организма их детей и психологическое здоровье после применения допинга (информирование об особенностях развития детей, факторах риска и потенциях, которые присутствуют на данном жизненном этапе); 3) для тренеров и медицинских работников - административная и уголовная ответственность сопровождающих тренировочный процесс работников (соучастие и ответственность, имеющие юридическое правоприменение).
Для пропаганды профилактики применения допинга целесообразно использование следующих методов.
Политико-правовые методы. Это целый комплекс вопросов, касающихся различного уровня процессов, происходящих в современном спорте от регионального уровня до международного. Основополагающими здесь должны стать демонстрация на наглядных примерах и доказательство того факта, что применение стимулирующих препаратов «ставит крест» на карьере спортсмена. Кроме того, должны быть объяснены правовые аспекты дисквалификации на основании действующих международных правил и законодательства РФ.
Педагогические методы. При использовании этой группы методов необходимо донести тезис о том, что спортивные достижения надо формировать по принципам «честной игры» и воспитывать ответственность за свои решения. Поэтому необходима «совместная работа тренера и спортсмена» [3].
Психологические методы. Это направленность на «саморазвитие, самосовершенствование, демонстрацию максимальных достижений, которые невозможны без максимальных усилий над собой, а также без усилий, направленных на поддержание здоровья, должна присутствовать социально приемлемая и положительно окрашенная альтернатива» [5].
Основываясь на закономерностях восприятия содержания психоло -гического воздействия, сформулируем ряд рекомендаций, позволяющих повысить его эффективность:
1. Социально-психологическое воздействие должно организовываться в соответствии с возрастными закономерностями восприятия и при этом быть логически продуманным. Во-первых, игровые ситуации, при попадании в которые человек испытывает чувства радости и удовлетворения, во-вторых, напряжение и борьба, способствующие установлению дружеских отношений и их «проверке на прочность». Это можно построить как игровую тренировку. Вместе с тем тренировка и соревнование -это не просто игра, это борьба, но не столько с противником, сколько с собственными ограниченными возможностями при потреблении допинга. Примеры: «Час честной игры», «Час суда над допингом» и т. п.
2. Пропагандистское воздействие целесообразно строить в виде цепочки: стимулы и ассоциации, тезисы и аргументы, причины и следствия. При этом следует идти от старого к новому, от известного к неизвестному, абстрактные рассуждения чередовать с конкретными фактами, примерами, иллюстрациями. Для этого необходимо показать конкретные случаи «кейс стади» применения допинга в регионе.
3. Чем ярче, разнообразнее, убедительнее психологическое воздействие, тем легче удержать внимание объекта и тем эффективнее можно влиять на него. Выделяем четыре цвета: желтый (светло-желтый / цвет солнца), красный (яркий красный / цвет огня), зеленый (яркий зеленый / молодая листва), синий (темно-синий / цвет воды) [8]. На экране представляются 4-6 объектов, фиксируется внимание на цвете (структурно делим на четыре квадрата и внимание приковывается к верхнему левому и правому нижнему квадрату со стороны смотрящего). Смысловой блок «нельзя» надо фиксировать в сочетании желтого с черным, а «здоровье» -ярко-зеленого с белым.
4. Следует принимать меры по устранению всех возможных источ -ников отвлечения внимания объекта пропагандистского воздействия, оно должно проходить адресно в малых группах, соответственно возрасту и «адресности», оптимальное количество - не более 20 чел., время воздействия - 20-25 мин.
При проведении антидопинговой профилактической работы необходимы следующие аспекты тиражирования:
1. Карикатура - гротеск, неформальный доверчивый вид. Этот «вид изнутри» повышает неформальность восприятия (можно представить образ с перечеркнутым «нет допингу».
2. Пост/плакат (дают эмоциональный заряд и вызывают симпатию, побуждают зрителя к активным действиям). Лучше использовать упрощенную форму подачи информации и круга стереотипов. Фотография придает ощущение большей достоверности тексту, в материалах можно
использовать фото дисквалифицированных спортсменов. Плакаты лучше использовать на фасаде и внутри спортивных объектов.
3. Интернет. По эффективности заменяет СМИ для подростков. Регулярное выкладывание антидопинговых постов в Интернет (особенно самими спортивными школами, в том числе тренерами).
4. Телереклама. Сейчас уступает место короткометражным (не бо -лее 30 с) видео, выкладываемым в интернет. Хорошей формой является социальная реклама, транслирующаяся во время передач на спортивных ка -налах или перед массовыми соревнованиями, ее будут смотреть дети и подростки.
5. Мультфильмы. Используются в пропагандистских целях (можно подавать героев в гротескном виде), они формируют образы из детства -«хороший» не применяет допинг, а «плохой» - применяет и все проигрывает.
6. Раздаточный полиграфический материал (буклеты, брошюры и т. п.). Можно раздавать учащимся и родителям.
7. Непосредственное общение. При этом необходимо делать акцент на просветительскую работу, прежде всего в сегментах: учащиеся спортивных школ, родители, тренеры и медицинские работники. Для каждой аудитории необходимы свои подходы: краткие выступления в спортивных школах, общение с родителями обучающихся, регулярные беседы с трене -рами и медицинскими работниками.
Таким образом, основы проведения антидопинговой пропаганды в спортивных школах необходимо проводить на основании теоретических принципов пропаганды, но с учетом базовых адресных социальных групп (учащиеся, родители, тренеры и медицинские работники). Также необходимо вводить в практику политико-правовые, педагогические и психологические приемы проведения антидопинговой работы, формировать наглядность и доступность материала.
Список литературы
1. Бакаев М.Р. Роль социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни // Медиатолерантность-2019: материалы науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. С. 58-61.
2. Бернейс Э.М. Пропаганда // H-Publishing. 2010 [Электронный ресурс]. URL: https: // libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/190336-edvard-ber-neys-propaganda.html (дата обращения: 05.11.2018).
3. Быстрова О.Л., Быстрова О.Л., Купцов И.М. Информационно-аналитическая компетентность тренера в рамках педагогического образования // Казанская наука. 2016. № 10. С. 125-127.
4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / пер. с польск. М.: Прогресс, 1981. 280 с.
5. Грецов А.Г. Психотехнологии антинаркотической и антидопинговой работы в спорте. СПб.: СПбНИИФК, 2011. 143 с.
6. Путин В.В. Россия должна стремиться к нулевому применению допинга // Российская газета от 20.12.2018 [Электронный ресурс]. URL: https: // rg.ru/2018/12/20/putin-rossiia-dolzhna-stremitsia-k-nulevomu-primene-niiu-dopinga.html (дата обращения: 02.06.2020.)
7. Хурамшина А.З., Хурамшин И.Г. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. Казань: Изд-во ЦИТ, 2020. 144 с.
8. Шабалина Ю.В. Историческая мануальная гимнастика» как ин -новационная методика преподавания дисциплины «История» для студентов спортивной специализации // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 7. С. 60-69.
9. Ellul J. Propaganda: the formation of men's attitudes. New York: Vintage Books, 1973. 352 р.
References
1. Bakaev M.R. Rol' social'noj reklamy v propagande zdorovogo obraza zhizni [The role of social advertising in promoting a healthy lifestyle] // Media tolerance-2019: materials of scientific and practical. conf. Kazan: Publishing house of Kazan University, 2020. P. 58 -61.
2. Bernejs E.M. Propaganda [Propaganda] // H-Publishing. 2010 [Electronic resource]. URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/190336-edvard-berneys-propa-ganda. html (date accessed: 05.11.2018).
3. Bystrova O.L., Bystrova O.L., Kupcov I.M. Informacionno-analiticheskaya kompetentnost' trenera v ramkah pedagogicheskogo obrazovaniya [Information and analytical competence of a trainer in the framework of pedagogical education] // Kazanskaya nauka [Kazan science]. 2016. No. 10. P. 125-127.
4. Vojtasik L. Psihologiya politicheskoj propagandy [Psychology of political propaganda] / trans. from polish. M.: Progress, 1981. 280 p.
5. Grecov A.G. Psihotekhnologii antinarkoticheskoj i antidopingovoj raboty v sporte [Psychotechnology of anti-drug and anti-doping work in sports]. SPb.: SPbNIIFK, 2011. 143 p.
6. Putin V.V. Rossiya dolzhna stremit'sya k nulevomu primeneniyu doping [Russia should strive for zero use of doping] // Rossiyskaya Gazeta from 20.12.2018 [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2018/12/20/putin-rossiia-dolzhna-stremitsia-k-nulevomu-prime-neniiu-dopinga.html (date accessed: 02.06.2020.)
7. Huramshina A.Z., Huramshin I.G. Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of physical culture and sports]: textbook. allowance. Kazan: Publishing house CIT, 2020. 144 p.
8. Shabalina Yu.V. Istoricheskaya manual'naya gimnastika» kak innovacionnaya metodika prepodavaniya discipliny «Istoriya» dlya studentov sportivnoj specializacii [Historical manual gymnastics "as an innovative method of teaching the discipline" History "for students of sports specialization] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. Issue 7. P. 60-69.
9. Ellul J. Propaganda: the formation of men's attitudes. New York: Vintage Books, 1973. 352 p.