УДК 796.011 001: 10.24411/2305-8404-2020-10112
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИДОПИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ЯПОНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
М.Н. Пуховская
Представлена аналитическая информация по формированию антидопинговой культуры среди студентов-спортсменов пяти японских университетов по итогам проведения антидопингового онлайн-обучения в соответствии с Всемирным антидопинговым кодексом. Определено влияние индивидуальных характеристик на результат антидопингового обучения японских студентов-спортсменов и возможность применения японского опыта в российских условиях.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, антидопинговое образование, Япония, уровень знаний.
Япония как страна, принимающая Олимпийские и Паралимпийские игры 2020 г. в Токио, привержена укреплению международной системы продвижения антидопингового образования, включая повышение международного уровня систем допинг-контроля и расследований, а также содействие образованию, подготовке и распространению знаний о допинге.
В настоящее время большинство спортсменов, которые проходят допинг-контроль, являются элитными спортсменами, которые участвуют в соревнованиях высшего национального или международного уровня [2], поэтому многие студенты-спортсмены не думают, что антидопинговое образование относится к ним. Понимание и соблюдение антидопинговых правил имеют важное значение для всех спортсменов, независимо от их соревновательного уровня. А. Хеннинг [3] предложил подход к антидопинговому образованию, основанный на укреплении здоровья в любительских видах спорта. Такой подход основан на предоставлении общего антидопингового образования для спортсменов всех уровней.
Допинг определяется как «использование спортсменом запрещенных препаратов или методов для улучшения тренировочных и спортивных результатов» [4]. Основная задача антидопингового образования, описанная в Кодексе Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), заключается в защите основных прав, справедливости соревнований и здоровья спортсменов, занимающихся спортом без допинга как на международном, так и на национальном уровне [5].
Исследования в области антидопингового образования как один из этапов реализации выполнения Кодекса 2015 так же как наука, медицина и психология, были классифицированы Дж. Дворак в специализированное поле [7]. С начала 2015 г. антидопинговое образование под руководством ВАДА начало сосредоточиваться на превентивных подходах. В качестве
превентивного подхода к допингу, наряду с Кодексом ВАДА, принято решение о необходимости повышать образовательную осведомленность, направленную на то, чтобы помочь спортсменам в полной мере осознать внутреннюю ценность спорта.
В январе 2018 г. ВАДА запустила новую платформу электронного обучения (ADeL), которая обеспечивает доступ ко всем темам, связанным с антидопинговым образованием и духом спорта [8, 9]. В этой платформе ранее действующая система «ALPHA» поглощается и развертывается в новой системе. Кроме того, ADeL предлагает курсы для спортсменов, тренеров, врачей, администраторов и других людей, кто заинтересован в получении дополнительной информации об антидопинге и защите ценности спорта.
Кодекс ВАДА вступил в силу в 2004 г. и с 2005 г., с принятием международных конвенций по борьбе с допингом, постепенно внедряется усовершенствованная система антидопингового образования. Кроме того, с момента ратификации Конвенции ЮНЕСКО по борьбе с допингом в различных странах были развиты системы образования и профилактики допинга. Японское правительство приняло международную конвенцию и определило антидопинговое образование в качестве цели политики в «базовом плане спорта» [11].
Что касается развития японского образования в области допинга, то в 2013 г. «Олимпийское движение и допинг» были добавлены к предметам здоровья и физического воспитания в школьную программу всех школ Японии [10].
Было всего несколько официальных сообщений о нарушениях антидопинговых правил японскими олимпийскими и паралимпийскими спортсменами, однако существуют ежегодные отчеты Олимпийского комитета Японии обо всех нарушениях японских спортсменов [5, 6]. Учитывая реалии внутренней спортивной деятельности Японии, спортивные клубы в младших и средних школах и в университетах, которые связаны со школьным образованием, по-видимому, являются наиболее активными в спортивной деятельности и проводят соревнования на различных уровнях (например, районном, префектурном, национальном и международном). Большинство тренеров в Японии - это преподаватели здравоохранения и физической культуры, получившие лицензию преподавателя в спортивном университете в Японии. Другими словами, японские университетские спортсмены так же, как и российские, в будущем становятся или элитными спортсменами, или тренерами, или учителями физкультуры [1]. Определить систему для организации антидопингового обучения в японских учебных заведениях (младшая и средняя школа) оказалось относительно легко. Более сложно было определить методы обучения, которые являются уместными в
университетской среде. Поэтому в Японии было проведено исследование, сфокусированное на уровне знаний о допинге у университетских спортсменов, которые рассматривают глобальные проблемы в области спорта, но могут иметь более ограниченный доступ к информации о допинге.
Кроме того, необходимость изучения текущего состояния знания о допинге обоснована тем, что антидопинговое образование в настоящее время не является обязательным для всех студентов-спортсменов, это относится и к Японии, и осуществляется для небольшого числа элитных спортсменов. Поскольку антидопинговое образование осуществляется онлайн, то считается, что получаемая информация и накопленные знания у спортсменов отличаются.
В соответствии с установленными в Японии требованиями на проведение этого исследования было получено разрешение от комитета по этике Высшей Школы здоровья и спортивной науки Университета Дзюнтэндо. Оно было поддержано проектом частного Университетского исследования брендинга Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники Японии и было поддержано исследовательским финансированием из Института здравоохранения, спортивной науки и медицины Университета Хунтендо. Цель исследования была разъяснена участникам и информированное их согласие было получено как в письменной форме, так и в устной. Участники были проинформированы о том, что их конфиденциальность не будет нарушена. Опрос проводился с сентября по декабрь 2016 г., а анкеты заполнялись и собирались во время занятий каждого участвующего вуза.
Участниками эксперимента были студенты-спортсмены, набранные в нескольких японских университетах (N=1143, Mage=20,34 года, SD=1,31) 514 мужчин (Mage=19,53 лет, SD=1,13) и 629 женщин (Mage=20,99 года, SD=1,07). Проведение опроса было ограничено спортивными мероприятиями, на которых проводился допинг-контроль и в которых могли принимать участие спортсмены различных уровней подготовки. Запросы на проведение опросов поступали во время посещения нескольких университетов со спортивными отделениями во время лекции в школе.
На первом этапе была получена информация об индивидуальных характеристиках участников, таких, как: пол, вид спорта, опыт допинг-контроля, опыт антидопингового обучения (без опыта, один раз или более одного раза), продолжительность карьеры спортсменов (1-5 , 6-10 лет или >11 лет) и самый высокий уровень соревнований (районный, префектурный, национальный или международный уровень). Поскольку в настоящее время в Японии, как и в мире, не существует последовательных методов антидопингового обучения, в данном исследовании, независимо
от методов и формата антидопингового обучения, рассматривали опыт самообучения как личный опыт участников.
Для измерения антидопинговых знаний был проведен тест с использованием системы электронного обучения, которая была выпущена ВАДА на японском языке. Тест состоял из 12 вопросов с четырьмя вариантами ответов (один ответ правильный). Было рассчитано процентное соотношение альфа- и субшкал и проведено сравнение каждого из них с отдельными признаками. Оценка рассчитывалась путем суммирования правильных ответов (диапазон баллов от 0 до 12). Частота правильных ответов рассчитывается из числа вопросов alpha12, поэтому оценка в данном исследовании оценивалась, как достижение 9,6 балла и более. Если частота правильных ответов составляла 80 % и более (например, оценка 9,6 или более при преобразовании в баллы), то участнику выдавался сертификат.
В рамках исследования были подтверждены демографические дан -ные выборки, а, именно, пол, опыт допинг-контроля, продолжительность участия в соревнованиях (лет), максимальный уровень участия в индивидуальных и командных соревнованиях, опыт антидопингового обучения. Далее, чтобы подтвердить нормальность альфа- и субшкалы был применён критерий Колмогорова-Смирнова. Наблюдались значительные различия, свидетельствующие о том, что данные не были распределены нормально. Поэтому для последующих анализов были применены непараметрические тесты. Сначала был рассчитан процент правильных ответов, затем был проведен U-тест Манна-Уитни для сравнения альфа- и субшкалевых баллов в зависимости от пола и опыта допинг-контроля. Критерий Краскела-Уоллиса был проведен для сравнения альфа- и субшкалевых баллов в зависимости от продолжительности спортивной карьеры, самого высокого уровня соревнований для отдельного человека и команды, а также частоты прохождения антидопингового обучения. Для последующих многократных сравнений применялась поправка Бонферрони. Кроме того, был рассчитан размер эффекта каждого анализа и оценена величина размера эффекта на основе критериев, предложенных Коэном (small = 0,10, medium =0,30, large = 0,50). Уровень значимости был установлен на уровне 5 %. Вся статистическая обработка проводилась с помощью SPSS Statistics 24.0 (IBM, Япония).
Из 1143 участников эксперимента 1101 занимались 35 видами спорта, в том числе 266 чел. - легкой атлетикой, 177 чел. - футболом и 143 чел. - баскетболом, а также 42 участника не занимались спортом.
В рамках первого этапа исследования были получены следующие данные участников (табл. 1).
Таблица 1
Демографические данные участников исследования
№ п/п Показатели Количество Процент
1 Пол
Мужчины 514 44,97
Женщины 629 55,03
2 Опыт допинг-контроля
Проходил 29 2,54
Не проходил 1114 97,46
3 Продолжительность спортивной карьеры, лет
1-5 302 26,42
6-10 460 40,24
>11 381 33,33
4 Индивидуальный уровень достижений
Городской 321 28,08
Региональный 311 27,21
Национальный 478 41,82
Международный 33 2,89
5 Командный уровень достижений
Городской 259 22,66
Региональный 227 19,86
Национальный 595 52,06
Международный 62 5,42
6 Опыт антидопингового образования
Нет опыта 561 49,08
Один раз 344 30,10
Более одного раза 238 20,82
Средний общий альфа-балл по результатам тестирования составил 7,75±2,30, а частота правильных ответов - 64,54±19,18 % (табл. 2).
Таблица 2
Процент правильных альфа-ответов на вопросы теста
Альфа-вопросы Всего (N=1143)
Процент правильных ответов n %
Какова философия борьбы с допингом? 74,63 85,30
Какова цель Всемирного антидопингового кодекса? 43,74 50,00
Что такое запрещенный список? 65,62 75,00
Каковы побочные эффекты использования анаболических стероидов? 26,25 30,00
Что означает TUE? 61,07 69,80
Может ли спортсмен с заболеванием сам решить, принимать ли лекарство? 65,18 74,50
Окончание табл. 2
Альфа-вопросы Всего (N=1143)
Процент n %
правильных
ответов
Кто несет ответственность за вещества, обнаруженные 37,80 43,21
в организме спортсмена?
Какое состояние позволяет спортсмену отказаться от 76,64 87,60
тестирования?
Когда спортсмен должен быть уведомлен о предстоящем тесте? 46,81 53,50
Когда спортсмены должны сообщить своей нацио - 37,62 43,00
нальной антидопинговой организации, где они будут
жить, тренироваться и соревноваться?
Какое право имеет спортсмен, когда возвращается по - 44,97 51,40
ложительный тест?
Каковы требования к лабораториям, которые анализи- 56,17 64,20
руют образцы крови или мочи для допинг-контроля?
Сравнение баллов альфа-тестирования не выявило значимых половых различий или различий между спортсменами с опытом допинг-контроля и без него.
Существенной разницы при сравнении баллов альфа-тестирования по продолжительности соревнований и уровню индивидуальных и командных соревнований не выявлено на протяжении всей спортивной карьеры. Существенная разница наблюдалась в индивидуальном соревно -вательном уровне: х2(3,1139)=9,283, Р<,05, ^2=0,008. Многократные сравнительные тесты показали, что баллы группы национального уровня были ниже, чем на районном уровне: U(1,798)=69,366, Р<0,05, п2 =0,007 и группы международного уровня: U(1,510)=6123,5, Р<0,05, п2 = 0,009. Альфа-баллы сравнивались между продолжительностью соревнований, индивидуальным уровнем соревнований и уровнем командного соревнования с использованием критерия Крускала-Уоллиса для анализа, а последующие множественные сравнения рассчитывались с использованием критерия Манна Уитни.^2-размер эффекта (small =0,10, medium =0,30, large = 0,50).
В целом у японских университетских спортсменов в рамках исследования был выявлен низкий процент правильных ответов на альфа-тест, особенно учитывая, что все спортсмены должны быть знакомы с принципами Кодекса ВАДА-2015 и основными принципами борьбы с допингом во время спортивных соревнований.
Результаты показали, что не было никаких существенных различий в оценках теста по полу или опыту допинг-контроля. Что касается отсутствия существенных гендерных различий в знаниях, то это ещё раз подтвердило, что антидопинговое образование может быть одинаково
реализовано независимо от пола студента. В этом исследовании количество студентов-спортсменов, которые имели опыт допинг-контроля, было очень мало по сравнению с теми, кто не имел опыта. В отношении того факта, что не было никакой существенной разницы в наличии или отсутствии опыта допинг-контроля, то это подтвердило, что сам опыт допинг-контроля не может способствовать приобретению антидопинговых знаний.
Примечательно, что частота антидопингового обучения положительно повлияла на знания в области борьбы с допингом. Университетские спортсмены, получившие образование один раз и более, имели более высокий уровень знаний по сравнению с теми, кто не был образован. Это говорит о том, что существует необходимость в организации неоднократного антидопингового обучения с университетскими спортсменами.
Это исследование выявило причины, по которым антидопинговые знания имеют решающее значение для японских университетских спортсменов и тех, кто хочет стать тренерами в будущем. В Японии постепенно внедряется антидопинговое образование, тем не менее оно, включая ALPHA, часто является необязательным для спортсменов, которые не конкурируют на самом высоком уровне, и результаты для университетских спортсменов демонстрируют эту модель. Кроме того, добровольное антидопинговое обучение может иметь проблемы с охватом всех аспектов Кодекса и университетские спортсмены указали, что трудно обладать знанием всех правил борьбы с допингом. В частности, были проиллюстрированы следующие три момента: 1) спортсмены японского университета, как правило, имеют недостаточные антидопинговые знания; 2) спортсмены, которые имеют опыт соревнований на национальном уровне соревнований, по сравнению со спортсменами других уровней, имеют большую возможность столкнуться с проблемой нарушения антидопинговых правил; 3) спортсмены могут получить и сохранить более высокий уровень знаний, получив антидопинговое образование более одного раза.
Основываясь на результатах данного исследования, подтвердивших полезность антидопингового обучения и потребность в нём у студентов -спортсменов, не относящихся к международному уровню, можно сказать о целесообразности его внедрения в студенческом спорте Российской Федерации. Антидопинговое образование на основе Кодекса ВАДА-2015 должно быть реализовано для всех спортсменов, независимо от уровня соревнований. Во время антидопингового обучения, разработка учебного материала должна учитывать последние медицинские знания, связанные с борьбой с допингом. Кроме того, в соответствии с действующим Кодексом ВАДА, необходимо создать и стандартизировать учебный контент не только мирового уровня, который может повысить уровень знаний людей о допинге, но и национального (российского) уровня. Считаем
целесообразным в будущем изучить влияние электронного обучения WADA-ALPHA и новейшего образовательного контента ВАДА для рассмотрения предложений по решению более конкретных вопросов в области антидопингового образования для российских студентов -спортсменов.
На основании изложенного можно сделать вывод, о необходимости внедрения антидопингового образования в сочетании с другими методами снижения допинга за пределами общей осведомленности спортсменов не только на международном, но и национальном российском уровне.
Список литературы
1. Кондраков Г.Б., Степыко Д.Г. Студенческий спорт как важный вектор развития олимпийского движения // Олимпийское движение: образование, гендер, менеджмент, маркетинг, спорт: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград: Принт, 2017. С. 227-233.
2. Henning A. Challenges to promoting health for amateur athletes through anti-doping policy // Drugs (Abingdon Engl). 2017. № 24(3). Р. 306313.
3. Japan Anti-Doping Agency (JADA). Anti-Doping School project for teachers and schools. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.school.playtruejapan.org/ (дата обращения: 29.03.2018).
4. Japan Ministry of Education. Theory of physical education, curriculum guideline for high school commentary; description of the Olympic and Paralympics related method. Expert Conf Olym Paralympic Educ. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http ://www.mext. go.jp/component/a_menu/ education/micro detail/ icsFiles/afieldfile/2018/07/13/1407073 07.pdf (дата обращения: 27.09.2018).
5. Morente-Sanchez J., Zabala M. Doping in sport: a review of elite athletes' attitudes, beliefs, and knowledge // Sport Med. 2013. № 43(6). P. 395411.
6. Time for change: a roadmap to guide the implementation of the world anti-doping code 2015 / J. Dvorak [et al.] // Sports Med. 2014. V. 48. P. 801806.
7. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). What is doping? [Электронный ресурс]. URL: http://www. unesco.org/new/en/social-and-human-sciences/themes/anti-doping/youth-space/ what-is-doping/ (дата обращения: 29.03.2018).
8. World Anti-Doping Agency (WADA). Anti-doping testing figures. 2003-2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.wada-ama.org/en/ resources/laboratories/anti-doping-testing-figures-report. (дата обращения: 29.03.2018).
9. World Anti-Doping Agency (WADA). World Anti-Doping Code 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wada-ama.org/en/resources/ the-code/world-anti-doping-code (дата обращения: 29.03.2018).
10. World Anti-Doping Agency. Wada launches ALPHA: a fresh approach to anti-doping elearning for athletes. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wada-ama.org/en/media/news/2014-05/wada-launches-alpha-a-fresh-approach-to-anti-doping-elearning-for-athletes. (дата обращения: 29.03.2018).
11. World Anti-Doping Agency. WADA launches new anti-doping eLearning platform (ADeL). 2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.wada-ama.org/en/media/news/2018-01/wada-launches-new-anti-doping-elearning-platform-adel. (дата обращения: 29.03.2018).
Пуховская Марианна Николаевна, преподаватель, pumani@,mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
INFLUENCE OF ANTI-DOPING EDUCATION ON ANTI-DOPING KNOWLEDGE AT STUDENTS-ATHLETES OF JAPANESE UNIVERSITIES
M.N. Pukhovskaya
Analytical information on the formation of an anti-doping culture among student athletes from five Japanese universities is presented based on the results of online anti-doping training in accordance with the World Anti-Doping Code. The influence of individual characteristics on the result of anti-doping training of Japanese student athletes and the possibility of applying Japanese experience in Russian conditions are determined.
Key words: student-athletes, anti-doping education, Japan, level of knowledge.
Pukhovskaya Marianna Nikolaevna, lecturer, pumani@mail. ru, Russia, Moscow, Russian University of Economics named after GVPlekhanova
References
1. Kondrakov G.B., Stepyko D.G. Studencheskij sport kak vazhnyj vektor razvitiya olimpijskogo dvizheniya [Student sport as an important vector of the development of the Olympic movement] // Olympic movement: education, gender, management, marketing, sports: materials Intern. scientific-practical conf. Volgograd: Print, 2017. P. 227-233.
2. Henning A. Challenges to promoting health for amateur athletes through antidoping policy // Drugs (Abingdon Engl). 2017. № 24(3). Р. 306-313.
3. Japan Anti-Doping Agency (JADA). Anti-Doping School project for teachers and schools. 2017. [Electronic resource]. URL: http:// www.school.playtruejapan.org/ (accessed: 29/03/2018).
4. Japan Ministry of Education. Theory of physical education, curriculum guideline for high school commentary; description of the Olympic and Paralympics related method. Expert Conf Olym Paralympic Educ. 2018. [Electronic resource]. URL: http://www.mext.go.jp/component/a_menu/education/micro_detail/ icsFiles/afieldfile/2018/ 07/13/1407073_07.pdf (accessed: 27/09/2018).
5. Morente-Sânchez J., Zabala M. Doping in sport: a review of elite athletes' attitudes, beliefs, and knowledge // Sport Med. 2013. № 43(6). P. 395-411.
6. Time for change: a roadmap to guide the implementation of the world anti-doping code 2015 / J. Dvorak [et al.] // Sports Med. 2014. V. 48. P. 801-806.
7. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). What is doping? [Electronic resource]. URL: http://www. unesco.org/new/en/social-and-human-sciences/themes/anti-doping/youth-space/ what-is-doping/ (accessed: 29/03/2018).
8. World Anti-Doping Agency (WADA). Anti-doping testing figures. 2003-2016 [Electronic resource]. URL: https://www.wada-ama.org/en/ resources/laboratories/anti-doping-testing-figures-report. (accessed: 29/03/2018).
9. World Anti-Doping Agency (WADA). World Anti-Doping Code 2015. [Electronic resource]. URL: https://www.wada-ama.org/en/resources/ the-code/world-anti-doping-code (accessed: 29/03/2018).
10. World Anti-Doping Agency. Wada launches ALPHA: a fresh approach to antidoping elearning for athletes. 2014. [Electronic resource]. URL: https://www.wada-ama.org/ en/media/news/2014-05/wada-launches-alpha-a-fresh-approach-to-anti-doping-elearning-for-athletes (accessed: 29/03/2018).
11. World Anti-Doping Agency. WADA launches new anti-doping eLearning platform (ADeL). 2018. [Electronic resource]. URL: https://www.wada-ama.org/ en/media/news/2018-01/wada-launches-new-anti-doping-elearning-platform-adel. (accessed: 29/03/2018).