Спорт как форма досуга в дворянской культуре второй половины XIX-начала XX вв. (на примере текстов художественных произведений)
Слепцова Татьяна Васильевна
старший преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
644009, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Масленникова, 144
Sleptsova tat'yana Vasil'evna
senior lecturer of the Department of Public Relations and Foreign Languages at Siberian Academy of Physical
Culture
644009, Russia, Omsk Region, Omsk, Maslennikovs str., 144
Статья из рубрики 'Традиции и инновации"
Аннотация. Спорт рассматривается как форма активного и респектабельного досуга, получившая распространение в России во второй половине XIX-начале XX вв. в высших сословиях. Анализ причин смены в России греко-византийской модели досуга на западноевропейскую иллюстрируется примерами из текстов художественных произведений, в которых отражены генезис и развитие спорта, увлечение представителей дворянского сословия такими видами спорта и формами двигательной активности, как бильярд, лаун-теннис, крикет, фехтование, гимнастика, скачки, верховая езда, катание на коньках, езда на велосипеде. Методология системного и аксиологического подходов, используемых в исследовании, обусловливает включение примеров, иллюстрирующих отражение феномена спорта в русской классике. Анализ произведений Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, В. В. Набокова позволяет сделать вывод, что во многих дворянских семьях организация активного досуга, вопросы физического воспитания подрастающего поколения, формирование потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни имели большое значение, а увлечение спортом постепенно становилось составляющей повседневной культуры представителей высших сословий.
Ключевые слова: досуг, спорт, культура, литература, текст, художественное произведение, дворянство, лаун-теннис, гимнастика, бильярд
УДК: 008(091)
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.10.23190 Дата направления в редакцию: 15-09-2017 Дата рецензирования: 01-06-2017 Дата публикации: 27-09-2017
Abstract. Sport is viewed as a form of active and respectable leisure that became popular in Russia in the late XIX - early XX centuries among the upper classes. The article analyzes the reasons, which led Russia towards shifting from the Greek-Byzantine model of leisure to Western European, bringing the examples of fiction writings that reflect the genesis and
evolution of sport, enthusiasm of the representatives of nobility for such types of sports and physical activity, as billiard, lawn tennis, cricket, fencing, gymnastics, horse racing, equestrian sports, ice skating, and cycling. Methodology of systemic and axiological approaches used in the research, substantiates the inclusion of examples illustrating the phenomenon of sport in the Russian classics. The analysis of oeuvres by L. N. Tolstoy, A. P. Chekhov, I. A. Bunin, V. V. Nabokov allows concluding that in multiple noble families, the organization of active leisure, physical education, demands in sports activity and healthy lifestyle, were of great importance; thus, the enthusiasm for sports has gradually become the component of everyday culture of the representatives of upper classes.
Keywords: gymnastics, lawn tennis, nobility, artwork, text, literature, culture, sports, leisure, billiards
Актуальность исследования обусловлена многообразием форм досуга в мировой культуре, необходимостью изучения специфики представленных форм для популяризации их культурно-просветительских и воспитательно-образовательных аспектов, наиболее востребованных в современном обществе.
Сегодня одной из распространённых и популярных форм досуговой деятельности среди групп общественности разного возраста, профессиональной принадлежности и социального статуса являются занятия спортом. В России массовый спорт получил импульс для развития в начале XX в., когда спортивное движение постепенно выходило за рамки элитарных клубов и обществ и охватывало не только крупные промышленные центры, но и отдаленные губернские и уездные города. «Основой» массового спорта с многообразием его видов, соревновательных форматов и организационно-педагогических аспектов стал любительский спорт, в свою очередь, получивший развитие из спорта «джентльменов» (аристократического).
Интерес современных исследователей к изучению историко-культурного наследия российского спорта дореволюционного периода остается высоким, поскольку историческая ретроспектива позволяет более полно и точно выявить специфику многих современных явлений в мире спорта и тенденций их развития. Необходимо учитывать и тот факт, что в советский период многие яркие и интересные страницы российского спорта были искажены или вычеркнуты; в первую очередь, это коснулось тех видов спорта, которые во второй половине XIX - начале XX вв. получили распространение в дворянской культуре. Необходимость восстановления утраченного обусловлена также тем обстоятельством, что история российского спорта - неотъемлемая составляющая культурного наследия страны, позволяющая соотнести преемственность традиций, норм и ценностей.
Предметом исследования является специфика спорта как формы досуга в дворянской культуре второй половины XIX - начала XX вв. Объективное рассмотрение характеристик изучаемого явления, как отмечает И. М. Быховская, предполагает его «помещение» в социально-культурный контекст определенной эпохи или периода, что обеспечивает взгляд на изучаемый объект в соотнесении со сложившимися традициями и системой ценностей -Ш. Методология системного и аксиологического подходов, используемых в исследовании, обусловливает включение примеров, иллюстрирующих отражение феномена спорта в текстах художественных произведений русских классиков: Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, В. В. Набокова и др. Информация, представленная в текстах, позволит добавить штрихи к более полному и точному
воссозданию картины культурной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. и показать отношение общества к спорту как явлению, заимствованному из западноевропейской культуры.
Понятие «спорт» в культурное пространство России введено редактором газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгариным в 1851 г.: «Этим словом, как известно, означают все гимнастические забавы, сюда же принадлежит псовая охота, стрельба в цель, фехтование, верховая езда, рыболовство, мореплавание» [цит. по: 11, с. 565]. Представленное определение спорта достаточно широкое, однако в середине XIX в. оно отражало неоднозначность понимания сущности нового для российской культуры явления.
Изучение проблемы генезиса российского спорта обусловливает обращение к исследованиям отечественных авторов о специфике культурогенеза (М. С. Каган, В. М. Массон, А. Я. Флиер, В. И. Лях, А. В. Бондарев и др.). Сделаем акцент на культурогенетической концепции А. Я. Флиера о постоянном самообновлении культуры не только методом трансформационной изменчивости уже имеющихся форм и традиций, но и путём возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенетические процессы связаны с проблемой порождения и интеграции в существующие системы новационных феноменов, а также с формированием новых систем [14' с-6].
Представленное положение позволяет более обстоятельно изучить особенности становления спорта в дореволюционной России. Необходимо подчеркнуть, что в России, как и в западноевропейской культурной традиции, современный спорт (по временным аспектам учёными разводятся понятия «античный спорт» и «современный спорт») зародился «в лоне аристократической культуры», на что указывает историк спорта А. Б. Суник. Среди условий для занятий спортом названы наличие свободного времени,
необходимые материальные условия и финансовая независимость [11, с- 31- 35]. Не менее важную роль в развитии «джентльменского» спорта сыграли социально-психологические факторы: осознание ценности физического и духовного здоровья, внутренней и внешней свободы личности, возможность реализации личностных качеств и проявления инициативы, свобода выбора. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет только о «джентльменском» спорте, имевшем место в дворянской культуре. В конце XIX в., под воздействием культурно-исторических, социально-демографических и организационно-педагогических факторов, произощла трансформация «джентльменского» спорта в любительский, который получил признание среди представителей как высших, так и средних сословий. Параллельно, на рубеже XIX-XX вв., наблюдался процесс становления второй ветви российского спорта -профессионального, обусловленный иными условиями и факторами: реалиями эпохи капитализма, развитием рыночных отношений, демократизацией спорта, возрастающим интересом общества к зрелищным мероприятиям и т. д.
Среди детерминирующих факторов, оказавших влияние на зарождение «джентльменского» спорта, необходимо отметить интерес российской элиты к истории и культуре Древней Греции и Олимпийским играм как феномену Античности. Проведённые в традициях средневековых рыцарских турниров «российские карусели» (особо выделяются Петербургские «Карусели» 1766 и 1767 гг.) на протяжении полувека (до 1811 г.) стали символом дворянской культуры. Состязания колесниц, искусство владения саблей, стрельба из пистолета, выездка на лошадях и выполнение танцевальных элементов вошли в программы турниров. В борьбе за золотые и серебряные медали и
жетоны участвовали представители известных графских и княжеских фамилий, в том числе и дамы [7, с- 11 - 17].
Также значимыми событиями в культурной жизни России стало появление переводов древнегреческого героического эпоса. Поэма Гомера «Илиада» переведена Н.И. Гнедичем (1829), позже - В.А. Жуковским (1850). Российская ветвь антиковедения, сформировавшаяся во второй половине XIX в., удовлетворяла потребности общественности в научных фактах и открытиях, связанных с археологическими находками в Древней Олимпии, Италии а также в Северном Причерноморье. Совокупность указанных факторов свидетельствует о росте общественного самосознания, интересе российского общества к культурным традициям европейских стран и формировании культурной основы, ставшей «почвой» для зарождения отечественного спорта в середине XIX в.
Во второй половине XIX в. спорт («джентльменский», а впоследствии и любительский) в совокупности с другими формами активного и респектабельного досуга (путешествиями, прогулками, посещением зрелищных мероприятий и т.д.) оказал влияние на смену моделей досуга в российской культурной традиции. Возникают вопросы: каковы причины таких серьёзных изменений? Как происходила смена моделей досуга и какие формы досуговой деятельности стали наиболее востребованными в российском обществе в указанный период?
В исследованиях Н. В. Горяева (1896), И. И. Срезневского (1896), А. Г. Преображенского (1910) и других авторов отмечается, что в XVПI-XIX вв. понятие «досуг» постепенно превращается в категорию, претерпевая изменения в «деятельностной оси» и расширяясь за счёт временных аспектов. Как следствие, в культурной традиции восточных славян прежнее понимание досуга как высшей деятельности размывается чертами досуга-отдыха, что нашло отражение уже в первом издании «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля (1866): «Досуг -свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела».
Изучая проблему генезиса и развития досуга, Г. Г. Волощенко констатирует смену греко-византийской модели досуга на западноевропейскую и отмечает среди причин сложившейся ситуации как внутриязыковые, так и внеязыковые факторы. Влияние внеязыковых факторов объясняется социально-экономическими и идеологическими преобразованиями, среди которых следует выделить реформы 1860-1870-х гг., рост производства и, соответственно, экономического благосостояния страны, увеличение доли городского населения, заметное оживление в культурной и общественной жизни, а также расширение культурных контактов с европейскими странами, укрепление международных связей и др. Внутриязыковые факторы связаны с понятиями литературной нормы, традиции, стандарта и превращением понятия «досуг» в категорию. Ослабление связей с культурой и языком, представившими греко-византийскую модель досуга, стало причиной ухода от первоначальной божественной сферы происхождения досуга.
Досуг был связан с высшими формами духовно-практической деятельности: занятиями математикой, музыкой, пением, живописью, изучением истории, литературы и др. Однако в сфере досуга восточных славян в первой половине XVIII века началась «атака» западноевропейской модели на греко-византийскую. И уже во второй половине XVIII в. понимание досуга как «отдых» и «свободное время» нашло отражение в
произведениях классиков русской литературы Д. И. Фонвизина и М. Д. Чулкова[2, с 93-
Многовековые традиции культурных связей России с европейскими странами, укрепившиеся благодаря политике Петра I, обусловили повышенное внимание и интерес элиты российского общества к европейской культуре. В общественной и культурной жизни многое, что воспринималось привычным и соответствующим нормам и правилам, стало расцениваться представителями высших сословий как устаревшее или недостойное их происхождению и положению в обществе. Именно в начале XVIII в. начался процесс интенсивного копирования европейских норм и форм культурной и общественной жизни. Стремление подражать признанным в просвещённой Европе образцам есть внутренний механизм модернизации, которая позволяла России поддерживать равновесие с западным миром
В европейской повседневной культуре XIX в. среди многочисленных развлечений спорт занял центральное место. Летом пользовались популярностью теннис, катание на велосипеде и плавание, зимой получили распространение катание на лыжах и коньках,
а также катание на санях с берегов рек и возвышенностей [4]. Родиной большинства современных видов спорта является Англия. В России 60-е годы XIX в. названы историками периодом англомании, соответственно, интерес представителей высших сословий и интеллигенции к культуре, социально-экономической и политической системам этой страны обусловил повышенное внимание и к спорту. Увлечение представителей высших сословий российского общества спортом и различными формами двигательной активности стало одной из черт дворянской культуры второй половины XIX в. Отметим, что позднее, на рубеже XIX-XX вв., заметное место в культурной жизни России займут любительский и профессиональный спорт.
Возвращаясь к изучению специфики спорта как формы досуга в дворянской культуре, отметим, что данный экскурс предполагает привлечение источников, не испытавших идеологического воздействия. Таковыми являются тексты художественных произведений классиков русской литературы XIX-начала XX вв., а также периодическая печать дореволюционного периода. Тексты хранят информацию об истории человечества, отражают духовный мир людей. В них отражается определённый отрезок времени со свойственным ему укладом культурной, социально-экономической и политической жизни. Так, в русской литературе второй половины XIX-начала XX вв.
находим достаточное количество примеров, подтверждающих указанное выше положение. Анализ фрагментов из произведений Л. Н. Толстого («Как я выучился ездить верхом», «Анна Каренина»), А. П. Чехова («Драма на охоте», «Вишнёвый сад», «Дом с мезонином»), И. А. Бунина («Натали»), В. В. Набокова («Другие берега») и т. д. позволит ответить на отдельные вопросы, связанные с периодом генезиса и первых этапов развития спорта в России.
Спорт - «продукт» городской культуры, поскольку в ней были созданы условия, необходимые для зарождения и развития данного явления. В Москве, Петербурге, Киеве и других крупных городах среди знатоков и любителей конного спорта огромной популярностью пользовались школы верховой езды, о чем упоминает в рассказе «Как я выучился ездить верхом» Л. Н. Толстой. Верховая езда была популярной в дворянском обществе, а потому её азы постигались с детства и входили в систему телесного воспитания подрастающего поколения. Строки из рассказа подтверждают это: «Один раз батюшка сказал: «Надо старшим детям учиться ездить верхом. Послать их в манеж»... Я стал просить его, чтоб меня тоже учили... Батюшка сказал: «Ну, хорошо, и тебя тоже. Только смотри: не плачь, когда упадёшь.». Благодаря использованию точных
художественных деталей, в воображении современного читателя предстаёт достаточно яркая картина времяпрепровождения представителей дворянства середины XIX века: «... И по этой комнате ездили верхом господа и барыни и такие же мальчики, как мы. Это и был манеж» Ш".
Занятия гимнастикой, езда на велосипеде, плавание, охота и прогулки - «спортивные» увлечения графа Толстого. Из биографических источников известно, что в своей усадьбе Лев Николаевич организовывал семейные «олимпиады». Известен факт, что в августе 1895 г. Толстой с Чеховым на реке Воронке, в предместьях Ясной Поляны, состязались на дистанциях «вольным стилем». В этом же году в дневнике классика появилась запись: «Ничего не работаю. Велосипед». Биографы писателя указывают, что, довольно быстро научившись ездить на велосипеде, он заказал самую лучшую модель и всецело отдался новому увлечению.
Вообще, для рубежа XIX-XX вв. можно отметить характерную черту: многие представители известных графских и княжеских фамилий и интеллигенции занимались спортом, а также являлись организаторами и покровителями спортивных клубов и обществ. Так, в 1896 г. в Петербурге, благодаря усилиям знатока и покровителя атлетики доктора В. Ф. Краевского, было создано Первое Атлетическое общество, а А. П. Чехов стал одним из учредителей Русского Гимнастического общества [3, с 29 - 31].
Важным условием развития в России конькобежного спорта и фигурного катания стало оборудование катков. По примеру катка, который в 1865 г. открылся на прудах Юсупова сада в Санкт-Петербурге, во многих крупных городах на водоёмах стали оборудоваться специальные площадки. И если в России катание на коньках начало распространяться с 60-х гг. XIX в., то уже к концу столетия оно стало одним из любимых и популярных развлечений. Известный российский спортсмен и олимпийский чемпион 1908 г. Н. А. Панин-Коломенкин в «Страницах из прошлого» пишет: «Проходя вечером по Садовой улице мимо чугунной решётки сада, можно было издали сквозь деревья любоваться, как при свете электрических фонарей мелькают по льду, взявшись за руки «корзинкой», пары, тройки, четвёрки, а то и целые шеренги, стройно наклоняясь то
вправо, то влево» [9, с-16"".
В сюжетной канве романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» заслуживает внимания фрагмент текста, в котором автор показал красоту и привлекательность зимних забав москвичей: «На льду собирались в этот день недели и в эту пору дня люди одного кружка, все знакомые между собою. Были тут и мастера кататься, щеголявшие искусством, и учившиеся за креслами, с робкими неловкими движениями, и мальчики, и старые люди, катавшиеся для гигиенических целей... Все катавшиеся ... веселились,
пользуясь отличным льдом и хорошею погодой» [12, с 30-31"". Несмотря на то, что в приведённом отрывке описано времяпрепровождение представителей высших слоёв общества, катание на коньках быстро стало доступно и другим сословиям, поскольку народные умельцы делали полозья не только из металла, но и из дерева. Коньки на Руси стали популярны еще в начале XVIII в., когда Петр I привёз первые образцы коньков и придумал способ крепления полозьев к сапогам.
В. В. Набоков в романе «Другие берега» рассказывает о «спортивных» увлечениях конца XIX в., распространённых преимущественно в российских аристократических кругах. В тексте приведено достаточно много примеров, показывающих отношение к спорту в семье Набоковых. Родители увлекались ездой на велосипеде, были поклонниками игры в теннис (на рубеже XIX-XX вв. распространено название лаун-
теннис); отец с приглашённым для занятий французом занимался боксом и фехтованием. В связи с этим представляет интерес описание одного из поединков отца писателя с тренером: «.Он (тренер) продолжал приходить почти ежедневно, чтобы боксировать и биться на рапирах с моим отцом. В библиотечной зале я находил отца, высокого, плотно сложенного человека, казавшегося ещё крупнее в своем белом, стёганом тренировочном костюме и чёрной выпуклой решётчатой маске: он необыкновенно мощно фехтовал, передвигаясь то вперёд, то назад по наканифоленному линолеуму, и возгласы проворного его противника - «Battez!», «Rompez!» (фехтовальные термины, в переводе с французского на русский язык означают: «Побеждайте!», «Колите! Бейте!») - смешивались с лязгом рапир. В этой части обширной библиотеки приятно совмещались науки и спорт: кожа переплётов и кожа боксовых перчаток.» [8, с 237 -
Вызывает интерес еще один фрагмент текста, в котором описано увлечение Набоковых лаун-теннисом. Это спортивный поединок между членами семьи: «Вижу мать, отдающую мяч в сетку - и топающую ножкой в плоской белой туфле. Майерсовское руководство для игры в лаун-теннис перелистывается ветерком на зелёной скамейке. Воздушная блуза и узкая пикейная блузка матери (она играет со мной в паре против отца и брата, и я сержусь на её промахи) принадлежит к той же эпохе, как фланелевые рубашки и штаны мужчин. Поодаль, за цветущим лугом, окружающим площадку, проезжие мужики глядят с почтительным удивлением на резвость господ. У отца сильная прямая подача в классическом стиле английских игроков того времени, и, сверяясь с упомянутой книгой, он всё справлялся у меня и у брата, сошла ли на нас благодать - отзывается ли
драйв у нас от кисти до самого плеча, как полагается» [8, с-150 - 151].
Из приведённого отрывка можно извлечь интересную информацию: во-первых, достаточно важный факт - увлечение игрой всеми членами семьи; спортивная игра выступает как проекция отношений «родители - дети» и имеет воспитательное значение; во-вторых, правила игры и техническая сторона поединка строятся в строгом соответствии с Майерсовским руководством по игре в лаун-теннис, которое стало популярным в России в начале XX в.; также в тексте указано отношение «проезжих мужиков» к играющим: «глядят с почтительным удивлением»; более того, женщина, занимающаяся спортом, должна была проявить определенную смелость, поскольку общественное мнение с трудом признавало за прекрасной половиной человечества такое «право».
Таким образом, игра в лаун-теннис и занятия другими видами спорта для Набоковых - одна из форм организации активного досуга для всех членов семьи. Неравнодушное отношение родителей к физической активности и занятиям спортом -залог того, что подрастающее поколение воспримет эти ценностные ориентации и реализует их во взрослой жизни. Важен факт, что такие семьи являли собой пример для подражания. В IV томе «Других берегов» В. В. Набоков говорит, что многие его знакомые тоже увлекались различными видами спорта: «Существовала в России порода мальчиков (Вася Букетов, Женя Канн, Костя Мальцев и др.), которые мастерски играли в футбол, в теннис, в шахматы, блистали на льду катков, перебирая на поворотах «через колено» бритвоподобными беговыми коньками, плавали, ездили верхом, прыгали на лыжах в Финляндии и немедленно научались всякому новому спорту. Я принадлежал к их числу.» [8, с 2511.
Стоит упомянуть и тот факт, что к описываемому в романе времени - 1911 году - лаун-теннис в России был распространённым видом спорта, о чем свидетельствуют
статистические данные: во Всероссийский союз лаун-теннисных клубов вступило 29 клубов; зарегистрировано 19 открытых и 16 клубных состязаний. Однако в начале XX в. занятия теннисом были доступны лишь представителям высших сословий российского общества по причине высоких членских взносов и стоимости спортивного инвентаря и экипировки, поэтому именно они достигали успехов в первых соревнованиях по теннису.
В журнале «К Спорту!» (1911, № 3) находим репортаж о чемпионате России по лаун-теннису: «Присутствовал весь аристократический Петербург. Победитель - граф Сумароков-Эльстон... Петербургские соревнования привлекли блестящее общество. По границам корта можно было видеть среди групп спортсменов и высокопоставленных лиц,
и фрейлин, и видных спортсменов, и гвардейцев.» [11, с 218-2211. Зрелищность игровых видов спорта, а также скачек и единоборств, авиационных конкуров обусловили высокий интерес к соревнованиям представителей разных сословий: от членов императорской семьи и столичной аристократии - до горожан. Возможность заключения пари, сделки и выигрыша привлекали горожан на ринги, ипподромы и арены цирков. Так, в романе «Анна Каренина» Л. Н. Толстой, описывая состязания офицеров (четырехверстную полосу препятствий), говорит о заполненных трибунах и высоком интересе зрителей к скачкам. Такова еще одна тенденция проведения досуга, связанная с развитием зрелищных форм массовой культуры.
Представители дворянства занимались спортом преимущественно с целью развлечения, проведения приятного досуга и отдыха. Й. Хёйзинга в «Homo ludens» рассматривает спорт как одну из форм игровой деятельности, акцентируя внимание на том, что, являясь свободной деятельностью, игра выступает как противопоставление обыденности, украшает жизнь, «. удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития»; в отдельных случаях игра трансформируется в серьёзную деятельность или, наоборот, последняя
переходит в игру [15, с 19]. Именно в игре, а не в обыденной жизни проявляется экзистенциальная сущность человека и черты характера. В том, как человек «играет», или как распоряжается своим досугом, видится натура личности. Выбор форм досуга и его содержание обусловлены внутренними мотивами, в которых человек свободен от принуждения извне, поэтому и становится возможным проявление его подлинных качеств J-161.
Заслуживают внимания и такие характеристики игры, как состязательность, следование правилам, организация пространства, протяженность во времени, а также то обстоятельство, что результат игры может быть как материального, так и нематериального свойства. Подтверждение находим в произведениях И. А. Бунина («Натали», «На даче») и А. П. Чехова («Вишнёвый сад», «Дом с мезонином»), сюжеты которых связаны с рубежом XIX-XX вв.
Герои нескольких произведений из творческого наследия А. П. Чехова и И. А. Бунина, и что особенно значимо, - девушки, проявляют интерес к физической активности и к спортивным досуговым играм (лаун-теннису и крикету). А. П. Чехов в рассказе «Дом с мезонином» (1896) описывает игру в лаун-теннис сестёр Волчаниновых с гостями -помещиком Белокуровым и художником. Поединок в смешанных парах по традиции проходил после чаепития и бесед на разные темы: о светских событиях, острых социальных проблемах и модных столичных увлечениях. Строка из текста рассказа: «Мы играли в крикет и lawn-tennis, гуляли по саду, пили чай, потом долго ужинали» [17, с-1051, - добавляет яркие штрихи к досугу провинциального дворянства.
Крикет стал модным времяпрепровождением и «.социальной игрой, которая могла
быть использована обоими полами для совместного общения». С. Н. Мягкова отмечает, что преобразованная форма крикета «.ярко характеризовала общую направленность
досуга буржуа - меньше активности, больше респектабельности, лоска, роскоши» [6, сВ России крикет и лаун-теннис в конце XIX - начале XX вв. стали достаточно распространёнными играми и считались в обществе развлечениями состоятельных людей. Игра воспринималась как отдых, поскольку предполагала экономию физических сил. В игре проецировались ловкость и сообразительность, что обусловливает интерес к ней женщин. В рассказе И. А. Бунина «Натали» представители дворянской молодёжи тоже увлечены игрой в крикет. Подобные параллели в художественных произведениях разных авторов свидетельствуют о распространении и утверждении на русской почве новых западных веяний, среди которых можно отметить и увлечение спортом.
Таким образом, в западноевропейской модели досуга, пришедшей на смену греко-византийской и получившей распространение в русской культурной традиции со второй половины XVIII в., спорт как форма активного и респектабельного досуга во второй половине XIX-начале XX вв. занял одно из центральных мест. Этому способствовали культурно-исторические, социально-педагогические и экономические факторы. Многие представители графских и княжеских фамилий проявили интерес к занятиям спортом в целях организации досуга, развлечений и отдыха. Несомненной заслугой российской аристократии является стремление привнести в спорт дух джентльменских рыцарских правил честной спортивной игры, нашедших продолжение в принципах «fair play» -«честной (справедливой) игры», означающих рыцарское поведение в спортивных поединках. Анализ произведений классиков русской литературы Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, В. В. Набокова позволяет заключить, что во многих дворянских семьях организация активного досуга, а также вопросы физического воспитания подрастающего поколения и формирование потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни имели важное значение. Сегодня это остаётся актуальной проблемой, в связи с чем опыт прошлого может рассматриваться как положительный.
Библиография
1. Быховская И.М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. - 2011.-№ 1 (3).-http://www.cr-journal.ru/ (дата обращения: 22.02.2017).
2. Волощенко Г.Г. Досуг: генезис и трёхсферность развития. - Германия, Saarbrucken LAP LAMBERT: Аcademic Publisching, 2016. - 182 с.
3. Зиберов Д.А. Возвышение благородных страстей // Жизнерадостные люди: Повести и рассказы русских писателей о потешных забавах, играх и развлечениях. Сост. Зиберов Д.А. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 5-38.
4. Колесникова Т.С. Европейская повседневная культура 19 века // Аналитика культурологии. - 2 (17) 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/ - (дата обращения 18.03.2017).
5. Межуев В.М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/1/Mezhuev/ - информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» (дата обращения 17.03.2017)
6. Мягкова С.Н. Исторические и социально-педагогические основы физической активности женщин.-Диссерт. на соиск. учёной степени доктора пед. наук. - М., 2003. - 418 с.
7. Мягкова С.Н. У истоков российского спорта: вступление России в международное олимпийское движение - М., 2013. - 161 с.
8. Набоков В.В. Другие берега. - Сочинения в четырёх томах. Том 4. - М.: Изд-во «Правда», 1990.
9. Панин-Коломенкин Н.А. Страницы из прошлого. Воспоминания спортсмена. Том I. -М.: Физкультура и спорт, 1951. - 212 с.
10. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7. - С. 5.
11. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX веков. -М.: Советский спорт, 2001. - 664 с.
12. Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в восьми частях. Части 1 - 4. - Л.: Художественная литература, 1982. - 448 с.
13. Толстой Л.Н. Как я выучился ездить верхом. - В. кн.: Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.IX. - М.: Правда, 1987. - С. 127-129.
14. Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 17.00.08. - М., 1995. - 34 с.
15. Хёйзинга, Й. «Homo ludens». Статьи по истории культуры / Й. Хёйзинга. - М.: Прогресс-Традиция. - 1997. - С.18.
16. Хренов, Н.А. Человек играющий в русской культуре / Н.А. Хренов. - СПб.: Алтейя, 2005. - 604 с.
17. Чехов А.П. Дом с мезонином. - В кн.: А.П. Чехов. Дом с мезонином.-М.: Детская литература, 1986. - С.102 - 120.
References (transliterated)
1. Bykhovskaya I.M. Sport: kul'turologicheskie vektory analiza fenomena [Elektronnyi resurs] // Kul'turologicheskii zhurnal. - 2011.-№ 1 (3).-http://www.cr-journal.ru/ (data obrashcheniya: 22.02.2017).
2. Voloshchenko G.G. Dosug: genezis i trekhsfernost' razvitiya. - Germaniya, Saarbrucken LAP LAMBERT: Academic Publisching, 2016. - 182 s.
3. Ziberov D.A. Vozvyshenie blagorodnykh strastei // Zhizneradostnye lyudi: Povesti i rasskazy russkikh pisatelei o poteshnykh zabavakh, igrakh i razvlecheniyakh. Sost. Ziberov D.A. - M.: Fizkul'tura i sport, 1991. - S. 5-38.
4. Kolesnikova T.S. Evropeiskaya povsednevnaya kul'tura 19 veka // Analitika kul'turologii. - 2 (17) 2010. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.analiculturolog.ru/journal/ - (data obrashcheniya 18.03.2017).
5. Mezhuev V.M. Tsennosti sovremennosti v kontekste modernizatsii i globalizatsii // [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/1/Mezhuev/ - informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie» (data obrashcheniya 17.03.2017)
6. Myagkova S.N. Istoricheskie i sotsial'no-pedagogicheskie osnovy fizicheskoi aktivnosti zhenshchin.-Dissert. na soisk. uchenoi stepeni doktora ped. nauk. - M., 2003. - 418 s.
7. Myagkova S.N. U istokov rossiiskogo sporta: vstuplenie Rossii v mezhdunarodnoe olimpiiskoe dvizhenie - M., 2013. - 161 s.
8. Nabokov V.V. Drugie berega. - Sochineniya v chetyrekh tomakh. Tom 4. - M.: Izd-vo «Pravda», 1990.
9. Panin-Kolomenkin N.A. Stranitsy iz proshlogo. Vospominaniya sportsmena. Tom I. -M.: Fizkul'tura i sport, 1951. - 212 s.
10- Saraf M.Ya. Sport v kul'ture XX veka (stanovlenie i tendentsii razvitiya) // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. - 1997. - №7. - S. 5.
11. Sunik A.B. Rossiiskii sport i olimpiiskoe dvizhenie na rubezhe XIX - XX vekov. - M.: Sovetskii sport, 2001. - 664 s.
12. Tolstoi L.N. Anna Karenina: Roman v vos'mi chastyakh. Chasti 1 - 4. - L.: Khudozhestvennaya literatura, 1982. - 448 s.
13. Tolstoi L.N. Kak ya vyuchilsya ezdit' verkhom. - V. kn.: L.N. Tolstoi. Sobranie sochinenii v dvenadtsati tomakh. T. IX. - M.: Pravda, 1987. - S. 127-129.
14. Flier A.Ya. Struktura i dinamika kul'turogeneticheskikh protsessov: avtoref. dis. ... d-ra filosof. nauk: 17.00.08. - M., 1995. - 34 s.
15. Kheizinga, I. «Homo ludens». Stat'i po istorii kul'tury / I. Kheizinga. - M.: Progress-Traditsiya. - 1997. - S.18.
16. Khrenov, N.A. Chelovek igrayushchii v russkoi kul'ture / N.A. Khrenov. - SPb.: Alteiya, 2005. - 604 s.
17. Chekhov A.P. Dom s mezoninom. - V kn.: A.P. Chekhov. Dom s mezoninom.-M.: Detskaya literatura, 1986. - S.102 - 120.