Научная статья на тему 'Феномен физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX начала XX вв'

Феномен физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2415
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС СОВРЕМЕННОГО СПОРТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / СПОРТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / GENESIS OF MODERN SPORTS / PHYSICAL TRAINING / A CULTURAL HISTORICAL CONTEXT / SPORTS AS SOCIOCULTURAL PHENOMENON / ART AND MEMOIR LITERATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слепцова Татьяна Васильевна

В статье обосновывается перспективность культурологического направления в теории физической культуры и спорта и возможность использования текстов художественной и мемуарной литературы в качестве источников изучения феномена физической культуры и спорта в широком культурно-историческом контексте. В процессе анализа текстов выявлены роль и место физической культуры и спорта в жизни различных слоёв общества: аристократии и дворянства, купечества, интеллигенции, военнослужащих, рабочих и крестьянства. Материал статьи может быть использован в преподавании следующих дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», «История отечественной литературы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of physical training and sports in the domestic literature XIX the beginning of XX centuries

In the article perspectives of culturological directions in theories of physical training and sports and an opportunity of use of texts art and memoir literatures is proved as sources of studying of a phenomenon of physical training and sports in a wide cultural historical context. During the analysis of texts the role and place of physical training and sports in a life of various layers of a society are revealed: aristocracy and nobility, merchant class, intelligence, military men, workers and peasantry. The material of article can be used in teaching the following disciplines: «Theory and technique of physical training and sports», «History of physical training and sports», «History of domestic literature

Текст научной работы на тему «Феномен физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX начала XX вв»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

гипоксии / Н.Ж. Булгакова, Н.И. Волков, Е.А. Коваленко // Гипоксия нагрузки, математическое моделирование, прогнозирование и коррекция. — Киев : Ин-т кибернетики им. В.М. Глуш-кова, 1990. — С. 7 — 9.

5. Абсалямов, Т.М. Тренировка пловцов на высоте 2000 — 2700 м / Т.М. Абсалямов, А.Ф. Красиков // Научно-спортивный вестник. — 1984. - № 5. - С. 25-27.

6. Абсалямов Т.М. Исследование динамики ранних признаков утомления при спортивном плавании : автореф. дис... канд. пед. наук / Т.М. Абсалямов — М., 1968. — С. 22.

7. Борисова, Е.С. Оптимизация интервального метода тренировки пловцов / Е.С. Борисова // Тез. докл. научно-практической конференции республик Сов. Прибалтики. — 1984. — С. 44 — 46.

8. Барбашова, З.И. Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы / З.И. Барбашова // — Л. : АН СССР, 1960. — 213 с.

9. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н. Платонов // — Киев : Олимпийская литература, 2000. — 496 с.

10. Айдаралиев, А.Д. Оценка функционального состояния при адаптации к условиям высокогорья / А.Д. Айдаралтев, В.М. Яковлев, Д.М. Иманалиев //Физиология человека. — 1982. — Т. 8. — № 3. — С. 463 — 468.

КАМАЛОВА Эльвина Ильдаровна, аспирантка кафедры теория и методики борьбы и восточных единоборств.

КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям.

РЫЖЕНКОВ Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта.

E-mail: kzm_diss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2009 г.

© Э. И. Камалова, З. М. Кузнецова, А. В. Рыженков

УДК 796.011.8 Т. В. СЛЕПЦОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ФЕНОМЕН

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX - НАЧАЛА XX ВВ._________________________________

В статье обосновывается перспективность культурологического направления в теории физической культуры и спорта и возможность использования текстов художественной и мемуарной литературы в качестве источников изучения феномена физической культуры и спорта в широком культурно-историческом контексте. В процессе анализа текстов выявлены роль и место физической культуры и спорта в жизни различных слоёв общества: аристократии и дворянства, купечества, интеллигенции, военнослужащих, рабочих и крестьянства. Материал статьи может быть использован в преподавании следующих дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», «История отечественной литературы».

Ключевые слова: генезис современного спорта, физическая культура, культурно-исторический контекст, спорт как социокультурное явление, художественная и мемуарная литература.

Актуальность исследования. В современном мире спорт стал одним из важных явлений социальной жизни и приобрёл такую общественную значимость, что нередко его называют феноменом XX — начала XXI вв., одним из важнейших элементов системы ценностей современной культуры. Уровень развития физической культуры и спорта является одним из факторов, определяющих культуру общества [1]. Рассматривая спорт с различных точек зрения, учёные ставят и пытаются решить связанные с ним педагогические, медико-биологические и культурологические проблемы, вопросы психологии, истории и социологии спорта.

Проблема исследования. В начале третьего тысячелетия в различных областях знаний и общественной практики особенно остро ощущается потребность в едином функциональном учении о человеке. Интегративное изучение человека, неразрывность его биологической природы и духовного состояния-

достаточно актуальная проблема и для теории и практики физической культуры. Идея целостности человека уже в советской историографии связывалась с воздействием упражнений на физическое и духовное развитие личности. Однако, несмотря на активизацию научных поисков, в современной науке есть малоисследованные, дискуссионные и нерешённые вопросы, связанные с недостаточным учётом биосо-циокультурной сущности человека, его соматопси-хического и социокультурного единства, а также недостаточно полной реализацией гуманистического потенциала спорта в обществе. Следовательно, потребность в едином функциональном учении о человеке обусловливает изучение феномена российского спорта и физической культуры в широком культурно-историческом контексте.

В 90-е годы XX века в науке чётко обозначилась тенденция повышенного интереса к отечественной истории и осознание неполноты знаний о прошлом,

в том числе и о спорте как социальном явлении и физической культуре как части общей культуры общества. История спорта и олимпийского движения советского периода, в связи с господствовавшим догматизмом марксистско-ленинской методологии, нуждалась в смене парадигм, расширении источниковой базы и, как следствие, появлении исследований с новыми подходами в освещении и интерпретации историко-спортивных событий. Это обусловливает перспективность, во-первых, развития культурологического направления в теории физической культуры и спорта и появления новых междисциплинарных исследований; во-вторых, учёта межпредметных связей в процессе преподавания в физкультурных вузах таких учебных дисциплин общетеоретического цикла, как «История физической культуры и спорта», «Теория физической культуры и спорта», «Олимпийское движение», а также предметов гуманитарного цикла. Изучение влияния занятий физической культурой и спортом на всестороннее гармоничное развитие личности, на формирование духовных и нравственных ценностей, эстетических категорий — вопросы междисциплинарных исследований, позволяющие в определённой степени восполнить указанные пробелы. Исследование феномена физической культуры и спорта в широком культурноисторическом контексте предполагает, что наряду с монографиями, научными статьями, периодическими изданиями, художественная и мемуарная литература является объективным источником, отражающим реальную картину мира.

Объект исследования: физическая культура и спорт России в культурно-историческом контексте.

Предмет исследования: феномен физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX — начала XX вв.

Цель исследования: выявить отражение феномена физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX — начала XX вв.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

— проанализировать отражение генезиса и первоначального развития спорта в России в художественной и мемуарной литературе XIX — начала XX вв.;

— определить роль и место физической культуры и спорта в российской общественной жизни указанного периода;

— обозначить круг социальных проблем, оказавших влияние на генезис и развитие физической культуры и спорта в России;

— проанализировать отражение эстетических категорий и ценностей спорта в произведениях отечественных писателей.

Методологическую основу исследования составляет сочетание системного и феноменологического подходов, опора на принципы диалектики и историзма.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение научнометодической литературы по исследуемой проблеме.

2. Анализ текстов художественной и мемуарной литературы, отражающих проблемное поле исследования.

3. Сравнительно-исторический метод, позволяющий сравнить уровень развития физической культуры и спорта в разные периоды на протяжении

XIX — начала XX вв.

4. Историко-типологический метод, позволяющий выявить отношение представителей различных

сословий российского общества к физической культуре и спорту.

Источниковую основу исследования составили художественные произведения отечественных писателей и мемуарная литература XIX — нач. XX вв.

Результаты исследования. Проблема генезиса и развития российского спорта и физической культуры получила освещение в трудах современных отечественных исследователей: Л. П. Матвеева, В. В. Столбова, Н. И. Пономарёва, В. М. Выдрина, Ю. М. Николаева, А. Б. Суника, В. И. Столярова, М. Я. Сарафа, И. М. Быховской, Л. И. Лубышевой и др. Созданная в 70 — 90-х годах теоретико-методологическая основа позволяет рассматривать спорт как социокультурный, исторический феномен, общечеловеческий фактор, многогранное и многофункциональное социальное явление, как «соревновательную деятельность, основанную на применении физических упражнений», а физическую культуру — как важную составляющую общей культуры общества и личности [2, 3].

В связи с возрастающей ролью культуры в обществе и человеческого фактора в социуме в 70-х годах началось изучение сущности физической культуры как вида культуры с исторических, философских, социологических, психологических позиций в аспекте современных концепций культуры. В отечественной историографии разработаны культуроведческие основы физической культуры и создана теоретикометодологическая основа для дальнейших междисциплинарных исследований. В рамках культурологического направления физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств формирования эстетической культуры личности. Такой взгляд ставит спорт на одну ступень с величайшими ценностями человеческой культуры, поскольку феномен физической культуры и спорта на протяжении истории человечества нашёл отражение в различных видах искусства: литературе, живописи, скульптуре, музыке [3].

Изучение генезиса и развития спорта в России взаимосвязано с исследованием проблемы роли и места физической культуры и спорта в российской общественной жизни. Литература — один из источников изучения обозначенной проблемы, поскольку, во-первых, она часть общего культурного наследия нации, во-вторых, это один из видов искусства, и, в-третьих, литература является «барометром» общественных настроений, так как в художественных произведениях отражается определённый промежуток времени со свойственными ему укладом социальной и духовной жизни [2].

В XIX — начале XX вв. российское общество было многосословным. На основе анализа текстов художественных произведений можно составить представление о том, какие из слоёв общества имели отношение к зарождению современного спорта в России, в каких из них занятиям спортом и физической культурой уделялось особое внимание.

Интерес к спорту у российского офицерства формировался в стенах кадетских корпусов. Телесное воспитание будущих военачальников было неотъемлемой частью общей подготовки. Офицеры хорошо подготовлены в фехтовании, конном спорте, стрельбе — видах спорта, напрямую связанных со службой. И это обстоятельство нашло отражение в художественной литературе XIX века: рассказе А. С. Пушкина «Выстрел», романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повести Л. Н. Толстого «Казаки», повести А. И. Куприна «На переломе (Кадеты)».

Представители аристократии занимались спортом в целях развлечения, организации досуга и от-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

дыха [4]. Подтверждение этому можно найти в художественных произведениях отечественной классики. Так, в рассказах И. А.Бунина («Натали», «На даче») и А. П. Чехова («Дом с мезонином»), сюжеты которых связаны с рубежом XIX — XX веков, герои, и что особенно значимо, — девушки, проявляют большой интерес к физической активности и к спортивным досуговым играм (лаун-теннису и крокету) как явлению социальной действительности, всё сильнее укоренявшемуся на русской почве.

Среди произведений мемуарной литературы, в которых отражён период начала XX века, необходимо выделить романы В. В. Набокова: «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», в которых писатель рассказывает об увлечениях, распространённых в российском обществе, преимущественно в аристократических кругах. Интерес ко всему английскому во многом объяснял и увлечение спортом. Катание на велосипеде и на лодке, верховая езда, игра в лаун-теннис, шахматы, городки и крокет — вопросы, которые волновали автора и были включены в сюжетную канву многих произведений. Описанные события и факты действительности, запечатлённые детали и образы подтверждают, что русская аристократия приняла спорт и сыграла важную роль в его зарождении и первоначальном развитии. Доминантами стали социально-психологические факторы личности: осознание самоценности внутренней и внешней свободы, стремление реализовать амбиции и проявить инициативу, а также понимание важности сохранения физического и духовного здоровья.

В связи с тем, что в конце XIX в. рейтинг спорта был недостаточно высок, он не получил широкого общественного признания, а следовательно, и развития. Тем не менее в художественных произведениях есть указания на то, что представители средних слоёв общества — купечество, городские чиновники, творческая интеллигенция оказались вовлечёнными в сферу новых общественных интересов и нередко признавали позитивные моменты, которые вносят занятия физической культурой и спортом в поддержание физического и духовного здоровья и повышение жизненного тонуса занимающихся (А. П. Чехов «Мороз», «Человек в футляре»).

Условия для занятий спортом рабочими были весьма ограниченными. О продолжении традиций одной из любимых и привлекательных народных потех — кулачном бое «стенка на стенку» повествует рассказ Н. Г. Помяловского «Поречане». Герои рассказа — рабочие с окраин Петербурга середины XIX в., которым неведомы строгие правила борьбы. Стихийное желание украсить свою трудную жизнь, показать физическую силу приводят к стихийному созданию команд. Горожане с нескрываемым интересом следили за состязаниями и радовались, если «свои» одолевали «чужаков». Были случаи, когда в кулак тайно клали монетку, поэтому поединки часто отличались жестокостью.

Спорт, как феномен социальной жизни, практически не затронул многомиллионное крестьянство. В сказаниях и былинах, песнях, сказках, художественных произведениях запечатлены элементы телесно-двигательной активности, распространённые в народной среде и отражающие производственную деятельность, семейный и военный быт. Были широко распространены ходьба на лыжах, катание на коньках и санках, плавание, гребля, верховая езда, стрельба из лука, а также физические упражнения и игры спортивной направленности: борьба, кулачный бой, бег, «гуси-лебеди», «горелки», городки, лапта и др.

Указанный комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания, которая дополнялась народными средствами закаливания: купанием, погружением в прорубь, обтиранием снегом, баней. Н. А. Некрасов, как и многие другие русские писатели, искренне верил в душевную красоту и силу народа, восхищался его физической силой и природной красотой и мечтал видеть народ свободным и счастливым (стихотворение «На Волге», поэма «Мороз, Красный нос»).

В истории общества физическая культура и спорт имели большое значение в формировании и развитии физических и психических качеств личности. В классической литературе есть произведения, в которых прослеживается идея гармоничного развития личности — физического и интеллектуального начал (например, рассказы И. А. Бунина «На даче», Г. Успенского «Михалыч», романы В. Набокова «Другие берега» и «Защита Лужина»). Духовные искания положительных героев, их стремление к нравственным идеалам отразили настроения интеллигенции и лучших представителей аристократии. В романе «Защита Лужина» автор, рассказывая о школьных годах шахматного вундеркинда (1909— 1910 гг.), пишет, что на переменах дети играли в футбол. Жена Лужина летом играет в теннис, а зимой катается на лыжах. В рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» достаточно значим отрывок, свидетельствующий о распространении велосипеда в России и об увлечении этим видом спорта женщинами.

В отечественной литературе конца XIX — начала

XX вв. нашли отражение актуальные социально-экономические проблемы, затронувшие и сферу спорта. Конные забеги собирали на ипподромах столицы и крупных провинциальных городов большое количество зрителей, которые с азартом заключали пари и делали ставки на огромные суммы. Эти реалии времени Л. Н. Толстой отразил в романе «Анна Каренина» (1877) а А. И. Куприн — в рассказе «Изумруд» (1907). Коммерческие сделки в боксе показаны в рассказе Куприна «Лимонная корка». Кровавые драки на рингах привлекали большое количество зрителей. Бокс становился одновременно и средством самозащиты, и вопросом престижа, поскольку в быстро развивающихся городах органы власти не способны были поддерживать порядок на должном уровне. Однако право кулака, самосуд, который определялся обычаями и нормами среди народа, всё более утверждались. Подтверждение этому — эпизоды из рассказов Н. Помяловского «Поречане» и Н. Лескова «Грабёж».

История первых шагов авиации — это полёты смелых пилотов, которые устанавливали рекорды дальности, скорости, высоты и времени полёта. В рассказах А. Грина «Тяжёлый воздух» и Л. Андреева «Полёт» описаны авиационные конкурсы. После второй мировой войны рекорды в области авиации вышли за рамки спорта.

Таким образом, источниковедческий потенциал литературы достаточно высок. Художественные произведения — яркий пример внутри- и межкультурной коммуникации, поскольку «художественная литература является важным сегментом действительности, ведущим к познанию национальной культуры» [5]. Литература — это не только один из видов искусства, но и общественная трибуна, провозглашающая и обнажающая актуальные, злободневные проблемы общества, способствующая повышению общего культурного уровня россиян, отражающая новые взгляды и убеждения, веяния и увлечения.

Выводы

1. В рамках культурологического направления в теории ФК тексты художественной и мемуарной литературы являются объективными источниками изучения проблемы генезиса и развития российского спорта.

В отечественной литературе первой половины XIX в. — единицы произведений, в сюжетных линиях которых есть эпизоды, связанные с занятиями спортом, телесным воспитанием, а также телесно-двигательной практикой и организацией активного досуга (А. С. Пушкин «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Евгений Онегин»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.). В литературе второй половины века и особенно конца XIX — начала XX вв. в произведениях Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, А. И. Куприна,

А. П. Чехова, М. Горького, В. В. Набокова и других классиков такие эпизоды — довольно частое явление. Историко-спортивные сюжеты художественных произведений существенно дополняют историю России и тот пласт истории отечественной культуры, который связан с этапом зарождения и первоначального развития спорта.

2. Примеры из художественных произведений — это золотой фонд отечественной классики, в котором показано, что во второй половине XIX, и особенно на рубеже XIX — XX веков, в жизни различных слоёв российского общества всё более весомое значение начинало иметь телесное воспитание, а спорт и разнообразные физические упражнения рассматривались как факторы организации и проведения разумного досуга, укрепления здоровья, важного элемента повседневной жизни. Однако увлечённость представителей аристократии и дворянства, интеллигенции, купечества, разночинцев искусством и изучением гуманитарных и естественных наук обусловила и отношение к спорту — от влюблённости до безразличного, а нередко и негативного отношения. Интерес к спорту, осознание ценности здорового образа жизни и возможностей, предоставляемых физической культурой и спортом, оставались в российском обществе на втором месте.

3. В произведениях, сюжетные линии которых связаны с описанием историко-спортивных сюжетов, отражены актуальные социальные проблемы действительности: включение физической культуры и спорта в программы учебных заведений, развитие женского спорта, процесс коммерциализации.

В конце XIX века одной из самых значимых причин быстрого развития спорта как части культуры современного общества было введение физического воспитания в программы школьного образования. Анализ художественной и мемуарной литературы (романов В. В. Набокова «Защита Лужина», «Другие берега», рассказов А. П. Чехова «Мороз» и «Человек в футляре», рассказа Л. Н. Толстого «Как я научился ездить верхом», повести А. И. Куприна «Кадеты») показывает, что в практике российских учебных заведений, а также в системе воспитания в дворянских семьях вопросы физического воспитания подрастающего поколения и формирования потребности в здоровом образе жизни имели большое значение.

Начало XX века характеризуется растущим интересом общества к зрелищным мероприятиям, возрастающим числом посетителей спортивных соревнований и участников пари. Зрелищность состязаний, азарт борьбы, страсти, кипевшие на трибунах, интриги, возможность выиграть крупную сумму денег — эти факторы имели большое значение для привлечения зрителей на ипподромы, ринги и стадионы (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»; А. И. Куприн «Лимонная корка», «Изумруд»; А. Грин «Тяжёлый воздух»; Л.Андреев «Полёт»).

4. В произведениях классической литературы второй половины XIX — начала XX вв. нашли отражение эстетические категории в сфере ФКиС. В рассказах И. А. Бунина «На даче», «Натали», «Антигона» представлена категория «прекрасное»: показана физическая и духовная красота героев. Идея гармоничного развития личности, единства её физического и интеллектуального начал прослеживается в романах

В. В. Набокова «Другие берега» и «Защита Лужина», рассказах И. А. Бунина «На даче», Г. Успенского «Михалыч». Категория «трагическое» отражена в произведениях, поднимающих проблему коммерциализации спорта: гибель лошади в рассказе А. Куприна «Изумруд», трагическая судьба «маленького» человека, игрока — в рассказе В. Гиляровского «Последний удар», гибель лётчика, крушение самолёта — в рассказах Л. Андреева «Полёт» и А. Грина «Тяжёлый воздух».

Рассмотрение эстетических категорий в сфере физической культуры и спорта расширяет проблемное поле исследований в рамках культурологического направления и отражает многогранность спорта как социокультурного явления и физической культуры как важной составляющей культуры общества и личности.

Библиографический список

1. Столяров, В.И., Сараф, М.Я. Эстетические проблемы спорта / В.И. Столяров, М.Я. Сараф. — М., 1982. — 75 с.

2. Суник, А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX — XX веков / А.Б. Суник. — М.: Советский спорт, 2001. — 664 с.

3. Выдрин, В.М. Физическая культура — вид культуры личности и общества / В.М. Выдрин. — М., 2003. — 153 с.

4. Сараф, М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7. — С. 5—12.

5. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. — М.: Русский язык, 1990. — 246 с.

СЛЕПЦОВА Татьяна Васильевна, старший преподаватель кафедры теории и истории физической культуры и спорта.

E-mail: teoriva omsk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.06.2009 г.

© Т. В. Слепцова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.