10. Полянский, В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социального образования [Текст] / В.П.Полянский // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 5. - С. 12 - 17.
11. Садовский, В. А. Методика системного подхода в обучении профессионально-прикладной физической культуре специалистов железнодорожного транспорта [Текст] : учеб. пособие / В.А. Садовский. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2004. - 111 с.
12. Тропина, Л.К. Формирование профессионально значимых качеств инженеров путей сообщения в процессе физического воспитания [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 и 13.00.08 / Тропина Людмила Константиновна. - Екатерен-бург, 2004. - 21 с.
13. Тюленьков, С.Ю. Технология преподавания физической культуры в вузах [Текст] : / С.Ю. Тюленьков, С.Н. Зуев, Л.М. Крылова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 50 - 54.
14. Царева, Л.В. Формирование основ профессиональной физической культуры у студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели» [Текст] : монография / Л.В. Царева. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2002. - 107 с.
15. Якунин, В.И. Знать направление своего движения [Текст] : В.И. Якунин // Мир транспорта. - 2006. - № 1. - С. 108-117.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796
ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Татьяна Васильевна Слепцова, соискатель,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(СибГУФК), г. Омск
Аннотация
Анализ текстов художественных произведений классиков отечественной литературы А. Куприна, В. Гиляровского, Л. Андреева, А. Грина и Д. Григоровича позволяет определить положение человека в пространстве спорта и показать отражение процессов профессионализации и коммерциализации современного спорта.
Ключевые слова: спорт как социокультурное явление, коммерциализация и профессионализация спорта, культурологический подход, человек как объект познания, отечественная литература, текст художественного произведения.
AN INDIVIDUAL IN SPORT SPACE (ON THE EXAMPLE OF ART WORK
TEXTS)
Tatyana Vasiljevna Sleptsova, the competitor,
The Siberian State University of Physical Culture and Sports
Annotation
The analysis of art work texts of such classical writers of our literature as A. Kuprin, V. Gil-jarovsky, L. Andreev, A. Green and D. Grigorovich allows to define the standing of individual in sport space and show the reflection of processes of professionalization and commercialization of modern sport.
Keywords: sports as socio cultural phenomenon, sport commercialization and professionalization, culturological approach, individual as object of cognition, home literature, art work text.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность междисциплинарных исследований обусловливает возможность рассмотрения физической культуры и спорта как феномена - предмета научного по-
знания и, соответственно, изучения проблемы отражения феномена физической культуры и спорта в искусстве. Это огромный пласт научного знания, который сегодня разработан поверхностно и фрагментарно.
Один из аспектов обозначенной проблемы - человек в пространстве спорта. Полагаем, что в рамках культурологического подхода, тексты художественных произведений можно рассматривать как источники изучения обозначенной проблемы, поскольку в произведениях отражено культурное, социально-экономическое и политическое развитие России, а человек находится в центре внимания писателей. Объективный взгляд возможен благодаря привлечению источников, появившихся в дооктябрьский период российской истории и не испытавших идеологического влияния.
Цель исследования: выявить отражение проблемы «человек в пространстве спорта» в отечественной литературе конца XIX - начала XX вв.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Источниковедческий потенциал литературы достаточно высок, поскольку «...художественная литература является важным сегментом действительности, ведущим к познанию национальной культуры» [1]. Литература - это не только один из видов искусства, но и общественная трибуна, провозглашающая и обнажающая актуальные проблемы общества, влияющая на формирование общественного мнения по социально-значимым проблемам действительности, способствующая повышению общего культурного уровня россиян, отражающая ментальность народа, новые взгляды и убеждения, веяния и увлечения. Соответственно, анализ текстов художественной литературы как «документов эпохи» - один из методов для более глубокого исследования проблемы «человек в пространстве спорта».
Во временном плане процесс зарождения спорта как социокультурного явления новой буржуазной культуры совпадает с генезисом современного профессионального спорта. В России рубеж XIX-XX вв. характеризуется растущим интересом общества к зрелищным мероприятиям, и, соответственно, возрастающим числом посетителей. Конные забеги, борьба, кулачные бои привлекали внимание зрителей и как зрелищные мероприятия, и как состязания профессионалов, где можно было заключать пари и делать весьма выгодные ставки [2].
Коммерциализация - процесс, обусловленный развитием капиталистических отношений, затронул и сферу профессионального спорта. Рыночные отношения предоставляли спортсменам возможность как можно дороже «продать» свой профессиональный талант, продемонстрировать широкой общественности спортивное мастерство, силу и ловкость [3].
Из канона классической литературы конца XIX - начала XX вв. можно выделить несколько художественных произведений, в которых отражена проблема коммерциализации и профессионализации современного спорта и, соответственно, проблема «человек в пространстве спорта».
В творческом наследии классика отечественной литературы А.И. Куприна выделим такие рассказы о спорте, как «Лимонная корка», «В цирке», «Изумруд», «Мой полёт». Одна из историй «Книги о знаменитых боксёрах», изданной в Англии в XVIII
в., переведена Куприным и положена в основу рассказа «Лимонная корка», который познакомил русских читателей со спецификой бокса, утверждавшегося на русской почве на рубеже веков. Обозначенные в рассказе проблемы социальной действительности - коммерциализация профессионального спорта, меценатство и покровительство, интерес к личности спортсмена, но с точки зрения выгодного «вложения капитала», внимание общественности к зрелищным видам спорта, развитие спортивной прессы - нашли отражение в текстах художественных произведений, показывающих реалии российской действительности.
Сюжет рассказа «В цирке» (1902 г.) основан на реальных событиях. Главному герою Никите Ионовичу Арбузову доктор советует не участвовать в поединке по при-
чине плохого самочувствия из-за склонности к гипертрофии сердца. Однако атлет намерен выступать, поскольку предстоит третья решающая схватка с американцем Ребе-ром. Отказ от выступления засчитывается как поражение, к тому же участником выплачивается неустойка дирекции цирка.
В рассказе достаточно много информации о специфике борьбы как вида спорта, развивающегося на почве русских традиций народной борьбы и кулачных боёв. Накануне выступления Арбузов видит тренировку своего противника, борющегося с американцем Гарваном. Куприн отмечает, что Ребер уже «спускал» на Арбузова одного из своих помощников - англичанина Симпсона, отметил недостатки и преимущества и определил стратегию и тактику борьбы. Текст рассказа позволяет сделать заключение: русские атлеты превосходили иностранных противников в физической силе, красивом телосложении, следовании этическим нормам, а иностранцы - в знании технических сторон борьбы, расчёте и прагматизме.
Представляет интерес достаточно подробное описание поединка, в котором соперники были равны. Автору удалось передать психофизиологическое состояние Арбузова, понимающего, что какая-то роковая сила привела его сюда. Случилось то, что позволило Реберу стать победителем: «И вдруг прежняя, знакомая физическая тоска разрослась у Арбузова около сердца, наполнила ему всю грудь, сжала судорожно за горло, и всё тотчас же стало для него скучным, пустым и безразличным...» Поднявшись на ноги, Арбузов, шатаясь, дошёл до своей уборной, где умер. Трагический финал рассказа «В цирке» предстаёт как проекция зависимого положения человека от обстоятельств, которые довлеют и заставляют даже сильных духом и телом покориться ударам судьбы.
Рассказ А.И. Куприна «Белый пудель» адресован детям и впервые был напечатан в журнале «Юный читатель» в 1904 г. В центре внимания автора - труппа бродячих артистов, зарабатывающая на жизнь выступлениями перед дачниками южного побережья Крыма. Двенадцатилетний мальчик Серёжа умело жонглирует костяными шариками, кувыркается на коврике, ходит на руках, выполняет «лягушку» и «американский узел» (интерпретированные заимствования из шведской, немецкой и сокольской гимнастических систем). Автор, используя приём сравнения, показывает жизнь подростка, полную трагизма, лишений и тягот, и жизнь капризного избалованного барчонка, который потребовал для себя Арто.
До знакомства русских читателей с «Белым пуделем» тема «дети в пространстве спорта» в отечественной литературе на два десятилетия раньше обозначена в творчестве Д.В. Григоровича. Впервые повесть «Гуттаперчевый мальчик» была опубликована в журнале «Нива» в 1883 г. Повесть опиралась на реальную жизненную основу, поскольку случаи гибели артистов цирка, особенно детей, были часты.
Воспитанник акробата Беккера Петя в цирковых афишах назывался «гуттаперчевым мальчиком». Лёгкий и гибкий, уже через месяц изнурительных занятий мальчик мог «перегибаться назад и касаться пятками затылка», прыгать с разбега через стул и падать «не на ноги, а на руки, оставляя ноги в воздухе». «Эксперименты» Беккера над воспитанником были очень опасны: Петя весь был в синяках и ссадинах, рисковал сломать позвоночник, шею и рёбра. Однако «коронный номер» выступления мальчика - это упражнения на гибкость, выполняемые на длинном жесте с железным перехватом на одном конце, которые давались ребёнку неимоверным трудом, болями в суставах, побоями и бранью Беккера. Одно из выступлений закончилось трагически: юный гимнаст упал. Серьёзная травма была несовместима с жизнью.
Рассказ В. А.Гиляровского «Последний удар» имеет подзаголовок - «Очерк из жизни биллиардных». В произведении также показана судьба «маленького» человека (продолжение традиций Н.В.Гоголя), капитана в отставке Василия Яковлевича Казакова, который из-за пристрастия к игре раньше срока был вынужден уйти в отставку. Жизнь игрока по-своему сложна: сегодня крупный выигрыш, а завтра денег может не быть даже на обед. Реалии времени таковы, что находились люди, которые водили Ка-
закова по биллиардным, «. давали денег на крупную верную игру, брали из выигрыша себе львиную долю, а капитану давали на харчи».
В рассказе «Последний удар» отражена одна из реалий времени - проблема коммерциализации зрелищных видов спорта, а также нашла воплощение такая категория эстетики, как трагическое - не сложившаяся, довольно сложная судьба «маленького» человека.
В литературе начала XX в. запечатлена история первых шагов авиации - полёты смелых пилотов-первооткрывателей, которые устанавливали рекорды дальности, скорости, высоты и времени полёта, рискуя жизнью. Состязания авиаторов, как и всё новое, привлекало много зрителей. Размышления об отваге лётчиков Л. Андреев передал в рассказе «Полёт», который впервые был напечатан в журнале «Современный мир» в 1914 г. под заголовком «Надсмертное». Писатель изменил название рассказа, отразив уверенность в завтрашнем дне авиации.
Прообразом главного героя рассказа Ю.М. Пушкарёва стал один из первых русских лётчиков Л. Мациевич, погибший в 1910 г. на празднике авиации. Власть воздушного пространства для авиаторов была настолько сильна, что они после каждого счастливого возвращения на землю забывали о чужих несчастных случаях и были излишне уверенными и спокойными.
Кульминация рассказа - описание полёта Юрия Пушкарёва. Аэроплан плавно вычертил четыре круга, «. но на пятом кругу, вместо того, чтобы плавно очертить поворот, сделал прямую и решительно вынесся за пределы аэродрома; и уже над лесом, в просторе и тишине, стал подниматься выше». Полёт офицера Пушкарёва закончился трагически, но он был, с одной стороны, «состязанием» с самим собой, с людьми и законами физики, с роком, а с другой - устремлением к Вечности.
Рассказ А. Грина «Тяжёлый воздух» также о состязаниях лётчиков. Деньги авиатору Киршину нужны для поправки семейного бюджета. Автор отмечает, что ощущение внутреннего беспокойства, мысли о возможной катастрофе «печальной тенью неотступно царили в их (лётчиков - Т. С.) душах, укрепляясь частыми газетными сообщениями и слухами.». На авиационном конкурсе машина авиатора Киршина потерпела крушение. Только по счастливой случайности он остался жив. Но в глубине души тёмные мысли не давали Киршину покоя: он представлял ряд катастроф, которые могли бы случиться с его соперниками, и надеялся на часть денег, которую жюри конкурса могло ему присудить.
Рассказ «Тяжёлый воздух» продолжает тему «Поединок с судьбой», показывая «внутреннюю ломку» героя, идущего наперекор судьбе, рискующего жизнью ради призового фонда.
ВЫВОДЫ
1. В произведениях А.И. Куприна, Д.В. Григоровича, В. Гиляровского, Л. Андреева, А. Грина отражены процессы коммерциализации и профессионализации современного спорта, тенденция повышения зрелищности спортивных состязаний и цирковых выступлений. Обращение классиков отечественной литературы к историкоспортивной тематике обусловлено интересом творческой интеллигенции к спорту как новому социокультурному явлению и является свидетельством развития и укрепления в культурном пространстве России феномена физической культуры и спорта.
2. В отечественной литературе конца XIX - начала XX вв. - периода, совпадающего с процессом первоначального развития спорта в России, физическая культура и спорт отражены не как сложившийся феномен социально-культурной жизни российского общества, а как игра, состязание, поединок (нередко - с судьбой), форма двигательной активности, модное времяпрепровождение представителей обеспеченных слоёв общества, увлечение и форма проведения досуга, выходящие за рамки повседневности.
3. Авторская позиция отношения к спорту как к сложному и противоречивому
явлению, воплощающему не столько гуманистические ценности, сколько сложные и трагические моменты, выражена в проблематике, идейно-тематическом своеобразии произведений, речи и портретных характеристиках главных героев, а также в личном участии отдельных писателей в спортивном движении и соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М. : Русский язык, 1990. - 246 с.
2. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Починкин А.В. - М., 2007. - 51 с.
3. Сараф, М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 5-12.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.325
ОТБОР ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ ПОЭТАПНОГО КОНТРОЛЯ
ВИДОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Нина Тадэушевна Строшкова, старший преподаватель,
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург
Аннотация
В работе обосновывается использование комплексного тестирования всех видов подготовленности с целью своевременного корректирования тренировочных программ
Ключевые слова: педагогический контроль, тестирование физической и технической подготовленности, управление тренировочным процессом.
SELECTION OF THE YOUNG FEMALE VOLLEYBOLL PLAYERS ON THE BASIS OF STAGE-BY-STAGE CONTROL OF THE QUALIFICATION KINDS
Nina Tadeushevna Stroshkova, the senior teacher,
Russian State Professionally Pedagogical University,
Yekaterinburg
Annotation
The work substantiates the complex testing of all kinds of qualification with the purpose of a duly correcting of training programs.
Keywords: pedagogical control, testing of physical and technical qualification, management of training process.
ВВЕДЕНИЕ
Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд - сложный и многолетний педагогический процесс, управляемый тренерами.
Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. Для успешного управления тренировочного процесса необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздействия на него тренировочных нагрузок. Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной и своевременной информации об игроке или команде [1,2,6].
Среди важнейших функций управления значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяе-