Научная статья на тему 'Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи'

Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
492
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная деятельность / социальное здоровье / социализация / спорт / активность / самоактуализация / sports activity / social health / socialization / sport / activity / self-actualization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А. Н. Туровский

В статье рассматриваются основные теоретические аспекты, связанные с феноменом социального здоровья личности, анализируется роль спортивной деятельности в его формировании. Выявляются основные проблемы, связанные с популяризацией спорта в студенческом сообществе, описываются возможные положительные последствия влияния спорта на социальное здоровье личности. В статье делается вывод о том, что социальное здоровье человека является важнейшим элементом целостной системы развития студента, его самоопределения и мировоззрения. Оно зависит от разных влияний социальных аспектов общественной жизни, а также от степени вовлеченности личности в спортивную деятельность. Спорт является важнейшим фактором формирования и поддержания социального здоровья, а также особо важной частью жизни современного молодого человека. На студенческую молодежь огромное влияние оказывает вуз как ключевой институт социализации в процессе формирования и развития социального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — А. Н. Туровский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AS A FACTOR IN FORMING SOCIAL HEALTH OF STUDENTS

The article discusses the main theoretical aspects associated with the phenomenon of social health of an individual, analyzes the role of sports in its formation. The main problems associated with the popularization of sports in the student community are identified, the possible positive consequences of the impact of sports on the social health of an individual are described. The article concludes that human social health is an essential element of a holistic system of student development, self-determination and outlook. It depends on the different influences of social aspects of public life, as well as on the degree of individual involvement in sports activities. Sport is the most important factor in the formation and maintenance of social health, as well as a particularly important part of the life of a modern young man. Student youth are greatly influenced by the university as a key institution of socialization in the process of socialization in the process of social health formation and development.

Текст научной работы на тему «Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи»

7. Kalosha A.I. Formirovanie kul'tury zdorov'ya mladshih shkol'nikov v processe fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti v usloviyah radiacionnogo zagryazneniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2012.

8. Kozub M.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury k osuschestvleniyu zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elec, 2007.

9. Lyamzin M.A., Sobina V.A., Lazukin A.D. Sistema obrazovaniya Rossijskoj Federacii: Analiz komponentov. VestnikEkaterininskogo instituta. 2013; № 2: 3 - 10.

10. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 s izmeneniyami i dopolneniyami ot: 26 noyabrya 2010 g., 22 sentyabrya 2011 g., 18 dekabrya 2012 g., 29 dekabrya 2014 g., 18 maya, 31 dekabrya 2015g. Sistema GARANT. Available at: http://base.garant.ru/197127/#ixzz5apAo3IzW

11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf

12. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/support/40/4/5

Статья поступила в редакцию 29.02.20

УДК 371

Turovsky A.N., postgraduate, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

SPORTS AS A FACTOR IN FORMING SOCIAL HEALTH OF STUDENTS. The article discusses the main theoretical aspects associated with the phenomenon of social health of an individual, analyzes the role of sports in its formation. The main problems associated with the popularization of sports in the student community are identified, the possible positive consequences of the impact of sports on the social health of an individual are described. The article concludes that human social health is an essential element of a holistic system of student development, self-determination and outlook. It depends on the different influences of social aspects of public life, as well as on the degree of individual involvement in sports activities. Sport is the most important factor in the formation and maintenance of social health, as well as a particularly important part of the life of a modern young man. Student youth are greatly influenced by the university as a key institution of socialization in the process of socialization in the process of social health formation and development.

Key words: sports activity, social health, socialization, sport, activity, self-actualization.

А.Н. Туровский, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются основные теоретические аспекты, связанные с феноменом социального здоровья личности, анализируется роль спортивной деятельности в его формировании. Выявляются основные проблемы, связанные с популяризацией спорта в студенческом сообществе, описываются возможные положительные последствия влияния спорта на социальное здоровье личности. В статье делается вывод о том, что социальное здоровье человека является важнейшим элементом целостной системы развития студента, его самоопределения и мировоззрения. Оно зависит от разных влияний социальных аспектов общественной жизни, а также от степени вовлеченности личности в спортивную деятельность. Спорт является важнейшим фактором формирования и поддержания социального здоровья, а также особо важной частью жизни современного молодого человека. На студенческую молодежь огромное влияние оказывает вуз как ключевой институт социализации в процессе формирования и развития социального здоровья.

Ключевые слова: спортивная деятельность, социальное здоровье, социализация, спорт, активность, самоактуализация.

Спорт - неотъемлемая часть жизни каждого современного человека. В последнее время все больше популяризируется здоровый образ жизни, спортивная деятельность, физическая активность, тренажерные залы, йога и активный отдых, поскольку для этого созданы все возможные условия. Это еще и абсолютно социальное явление, формирующее и поддерживающее социальное, физическое и психическое здоровье личности. Студент особенно нуждается в поддержании всех этих видов здоровья, поскольку в основном его деятельность направлена на интеллектуальную работу, которая предполагает длительное нахождение перед компьютером или за книгами. Этим обусловливается актуальность выбранной темы [1 - 7].

Спортивные соревнования, различные мероприятия и обязательные дисциплины, введенные в рамках учебного процесса, несомненно, обеспечивают развитие творческого потенциала студентов. Рассмотрим мнения разных научных деятелей на этот счет.

0.В. Матыцин считает, что «уровень развития студенческого спорта является отражением эффективности государственной молодежной политики, а успехи на международных студенческих соревнованиях являются доказательством жизнеспособности и силы нации» [6].

В.Ф. Кошелев выделяет формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе, которые используются в физическом воспитании студентов [4]. Рассмотрим их в контексте крымского высшего образования.

1. Учебные занятия - основная форма физического воспитания, проводимые в виде:

• теоретических, практических, контрольных занятий;

• элективные практические, индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия;

• самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

2. Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:

• выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

• занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

• массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что спортивно-массовые мероприятия в вузах - явление достаточно частое и регулярное. Этому есть несколько

объяснений. Во-первых, руководство вузов часто внедряет в учебный процесс всех специальностей обязательные занятия физической культурой и способствует организации спортивных секций. Кроме того, активно развивается инфраструктура, строятся новые спортивные комплексы и стадионы. Этому свидетельствуют постоянные упоминания в средствах массовой информации полуострова, а также на сайтах вузов. Во-вторых, этого требует выбранная студентами специальность (например, кафедры спорта и физического воспитания пользуются огромной популярностью среди абитуриентов). В-третьих, этому способствуют тенденции современного мира. Студенты чаще подвергаются общественному мнению и легковнушаемы, поэтому активно реагируют на «тренд» на здоровое питание, правильный образ жизни, занятия спортом, фитнесом, йогой, танцами. Так, социальная сеть «Инстаграм» пестрит блогами о фитне-се и правильном питании и является значительным мотиватором, побуждающим молодых людей к самосовершенствованию путем спортивной деятельности. Эти слова подтверждает исследование Л.А. Боярской, которая отмечает: «В последнее время в России возникает социальный феномен, выражающийся в заинтересованности людей в сохранении и укреплении своего здоровья как основы активного долголетия, материального благополучия, успехов в профессиональной деятельности. Несмотря на то что с каждым годом все больше людей посещают фитнес-клубы, бассейны и другие спортивные сооружения, регулярные занятия физической культурой и спортом среди различных категорий населения, к сожалению, еще не приобрели черты устойчивой и целостной системы поведения» [1].

Социальная и индивидуальная ценность физической культуры и спорта растет с каждым годом все больше и больше. Спорт считается основой не только физического, физиологического, но и ментального, психического здоровья личности. Студенты особенно нуждаются в поддержании социальной активности и всестороннего развития, поэтому обращаются к спорту как формирующему фактору этого самого развития. Именно физическая культура помогает самореализации, формированию мировосприятия и поддержанию социального здоровья, поскольку влияет на все сферы жизни человека.

Формирование социального здоровья студенческой молодежи рассматривается в трудах некоторых отечественных ученых, таких как В.Л. Гатило, А.В. Ильин, С.В. Рыльский, В.И. Ильинич, Н.А. Котова, Д.О. Рассохина, Н.К. Тер-Геворкова и другие.

Цель статьи - исследование различных аспектов такого фактора формирования социального здоровья студенческой молодежи, как спорт и физическая культура в целом.

Социальное здоровье личности рассматривается в трудах многих авторов, поэтому нам представляется необходимым привести хотя бы два определения этого понятия для создания полноценной картины и выделения его основных характерных особенностей.

Так, Н.К. Тер-Геворкова дает следующее определение этому феномену: «Социальное здоровье - это внутреннее состояние индивида, которое определяет способность человека контактировать с социумом» [7]. Она считает, что социальное здоровье возникает в процессе непосредственного взаимодействия человека с окружающей социальной средой и формируется под влиянием извне, то есть связано с социализацией [7].

В свою очередь, В.Г Гатило, О.А, Брейкина и А.В Ильин указывают, что «социальное здоровье представляет собой совокупность личностных характеристик, обеспечивающих физическую и психическую целостность индивида на основе его социальных связей и отношений» [2].

Исходя из этих определений, нам представляется возможным сделать вывод о том, что решающим аспектом в формировании и поддержании социального здоровья личности является именно социум и степень его влияния на личность. В контексте этого определения спорт может быть основополагающим и формирующим фактором, поскольку выступает явлением социально значимым и всячески социально поддерживаемым.

Социальное здоровье состоит из нескольких компонентов: нравственности и социальной адаптации [7]. Спорт в рамках системы нравственности, во-первых, влияет на самооценку личности молодого человека, поскольку именно он является источником не только крепкого здоровья, но и эстетически красивого и развитого тела, что, несомненно, считается актуальным и привлекательным в современных условиях.

Во-вторых, он позволяет развить такие качества, как способность предугадать ход событий и проявить критическое мышление. Это связано с тактической и стратегической направленностью многих видов спорта, которые влияют на развитие этих качеств. Например, футболисты следуют схеме, созданной тренером, проявляют стратегические навыки во время матча, а во время неожиданных ситуаций мгновенно реагируют и сразу приступают к решению возникшей проблемы.

В-третьих, спорт влияет на развитие многих нравственных и моральных качеств: учит помогать тем, кто нуждается в помощи, проявлять эмпатию, сочувствие, определять разницу между хорошими поступками и плохими. Спортсмены проходят достаточно сложный пусть становления, прежде чем добиваются успеха, что влияет на становление их личности и социального здоровья, взаимодействия с другими людьми, именно этим и определяются вышеуказанные факторы.

Говоря о социальной адаптации, не лишним будет отметить влияние спорта на способность к приспособлению к разным условиям среды, что достигается в результате постоянных тренировок, проходящих в разных условиях, и занятиям разными видами спорта в течение всей жизни.

В.Г Гатило, О.А., Брейкина и А.В. Ильин выделяют такие параметры социального здоровья, как социальная инклюзия, способность актуализировать ресурсы среды, социальное самочувствие, раскрытие потенциала социальной мобильности, степень удовлетворенности социальным статусом, степень управляемости ситуацией, социальная активность [2]. Большинство параметров достигают максимального уровня развития благодаря спортивной деятельности

Библиографический список

студента. Так, социальное самочувствие и инклюзия, степень удовлетворенности социальным статусом и социальная активность напрямую зависят от уровня спортивной подготовки и самооценки личности, формирующейся в результате спортивной деятельности. Высокий уровень самостоятельности и самоактуализации достигается посредством культивирования и регулярности занятий, а также создания личного плана активности, тренировок, занятий в секциях.

Спорт способствует и укреплению различного рода сущностных механизмов, влияющих на социальную жизнь студента, воспроизводит альтернативу современной культуры, способствует активному личностному развитию. Это в первую очередь можно считать неким двигателем прогресса в формировании социального здоровья и поведения, процессах самоактуализации, самоутверждения и самореализации, что можно считать наиболее значимыми и актуальными моментами в жизни каждого молодого человека в период становления [2].

Кроме того, Н.А. Котова и Д.О. Рассохина выделяют такую роль спорта в социализации личности: «современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями» [4].

Конечно, говоря о студенческой молодежи, нельзя не отметить важнейшее влияние учебного заведения как ключевого института социализации на формирование и развитие социального здоровья. Именно в рамках образования спорт культивируется и популяризируется более всего, поскольку входит в часть большинства учебных программ для разных специальностей. Конечно, нельзя не отметить и существующие в этом направлении педагогические проблемы: формирующееся негативное отношение молодежи к занятиям физической культурой. Это связано с изменением самой системы общества, возникновением разных технических средств, влияющих на психику личности, нежеланием молодых людей тратить свое время на работу за компьютером, например.

Такая проблема требует незамедлительного решения, поскольку ее игнорирование может привести к полному исключению спортивной деятельности из жизни молодых людей, что приведет к незамедлительной деградации и ухудшению социального и ментального здоровья. В.Л. Гатило, будучи крайне обеспокоенным этой проблемой, высказывает следующее мнение: «Традиционное физическое воспитание уже давно не отличается особой эффективностью. Анализ занятий физической культурой в вузе показал, что у студентов практически не сформирована направленность на занятия физической культурой и спортом» [2].

Как известно, достаточно авторитетным и существенным потенциалом обладает спортивная жизнь учебного заведения, в котором студент проводит большое количество времени в рамках учебного процесса. Вуз влияет и на укрепление социального здоровья личности, и на ее физическое развитие. Спортивные секции, частые конкурсы и соревнования, постоянные занятия физической культурой имеют непосредственное влияние на привлечение студентов к спортивной жизни и, соответственно, к укреплению и формированию социального здоровья.

Итак, социальное здоровье человека - важнейший элемент целостной системы развития студента, его самоопределения и мировоззрения. Оно зависит от разных влияний социальных аспектов общественной жизни, а также от степени вовлеченности личности в спортивную деятельность. Спорт является важнейшим фактором формирования и поддержания социального здоровья, а также особо важной частью жизни современного молодого человека.

1. Боярская Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 201У.

2. Гатило В.Л., Ильин А.В., Рыльский С.В. Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1-1.

3. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Москва: Издательство AO Аспект-пресс, Москва, 1995: 18 - 23.

4. Котова H.A., Рассохина ДЮ. Спорт как фактор социализации студенческой молодежи. Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-488206.html.

5. Кошелев В.Ф., Малоземов O.IO., Бердникова Ю.Г Физическое воспитание студентов в техническом вузе: учебное пособие. Под редакцией O.IO. Малозёмова. Екатеринбург: УГЛТУ; Издательство АМБ, 2015.

6. Матыцин OE. Студенческий спорт в России: проблемы и цели развития. Перспективы развития современного спорта: на пути к Универсиаде-2013 в Казани: материалы Всероссийской научно-практической конференции, У - 8 ноября, Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2012: 6 - 10.

У. Тер-Геворкова Н.К. Социальное здоровье современной молодежи российского общества. Молодой ученый. 2019; № 12: 23У - 241.

References

1. Boyarskaya L.A. Metodika i organizaciya fizkul'turno-ozdorovitel'nojraboty: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 201У.

2. Gatilo V.L., Il'in A.V., Ryl'skij S.V. Sport kak faktor formirovaniya social'nogo zdorov'ya studencheskoj molodezhi. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2015; № 1-1.

3. Il'inich V.I. Studencheskij sport izhizn'. Moskva: Izdatel'stvo AO Aspekt-press, Moskva, 1995: 18 - 23.

4. Kotova N.A., Rassohina D.O. Sport kak faktor socializacii studencheskoj molodezhi. Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-488206.html.

5. Koshelev V.F., Malozemov O.Yu., Berdnikova Yu.G. Fizicheskoe vospitanie studentov v tehnicheskom vuze: uchebnoe posobie. Pod redakciej O.Yu. Malozemova. Ekaterinburg: UGLTU; Izdatel'stvo AMB, 2015.

6. Matycin O.V. Studencheskij sport v Rossii: problemy i celi razvitiya. Perspektivy razvitiya sovremennogo sporta: na puti k Universiade-2013 v Kazani: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, У - 8 noyabrya, Kazan': Povolzhskaya GAFKSiT, 2012: 6 - 10.

У. Ter-Gevorkova N.K. Social'noe zdorov'e sovremennoj molodezhi rossijskogo obschestva. Molodoj uchenyj. 2019; № 12: 23У - 241.

Статья поступила в редакцию 04.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.