СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМЫ
ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Аушева О.В.
Аушева Ольга Витальевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: для того чтобы рассуждать об индивидуальных видах спорта или подобных системах упражнений преимущественно в жизни студента, о чем и пойдет речь в данной статье, необходимо понимать, что такое спорт, каково его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями, а также, что такое массовый спорт, и какая существует классификация видов спорта. Ключевые слова: спорт, массовый спорт, цели и задачи массового спорта, классификация спорта, студенческий спорт, студенческие спортивные соревнования, виды студенческих спортивных соревнований, роль спорта в студенчестве, группы видов спорта.
SPORT. THE INDIVIDUAL CHOICE OF SPORTS OR EXERCISE SYSTEMS
Ausheva O.V.
Ausheva Olga Vitalievna - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, EXERCISE THERAPY, REHABILITATION AND SPORTS MEDICINE,
KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK
Abstract: in order to talk about individual sports or similar systems of exercises mainly in the life of a student, which will be discussed in this article, it's necessary to understand what sport is, what is its fundamental difference from other types of physical exercises, and what is mass sport, and what kind of sports classification exist.
Keywords: sport, mass sport, goals and objectives of mass sports, sports classification, student sport, student sport competitions, types of student sports competitions, the role of sports in students, sports groups.
УДК 379.8.092.2
Спорт - это обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям, а также игровая, соревновательная, творческая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях состязательного соперничества. Принципиальное отличие спорта от других видов занятий физическими упражнениями состоит в наличии соревновательной деятельности и специальной подготовки.
Массовый же спорт представляет собой часть спорта, направленная на физическое развитие граждан посредством проведения организационных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
Целями массового спорта принято считать укрепление здоровья, улучшение физического развития организма, увеличение уровня общей физической подготовленности и активный отдых. Из целей массового спорта вытекают его задачи:
1) повышение функциональных возможностей организм;
2) корректировка физического развития и телосложения;
3) повышение общей и профессиональной работоспособности;
4) овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;
5) приятно и полезно проведенный досуг;
6) достижение физического совершенства.
Спорт, в свою очередь, можно подразделить на массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений. Что есть массовый самодеятельный спорт вполне понятно, а вот спорт высших достижений - это спорт, направленный на достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Исходя из форм и целей спорта, выделяют следующую его классификацию:
1. Спорт высших достижений:
1.1. любительский спорт;
1.2. профессиональный спорт;
1.3 профессионально-коммерческий спорт:
1.3.1. достиженско-коммерческий спорт;
1.3.2. зрелищно-коммерческий спорт;
2. Массовый самодеятельный спорт:
2.1. студенческий спорт;
2.2. профессионально-прикладной спорт;
2.3. физкультурно-кондиционный спорт;
2.4. оздоровительно-рекреативный спорт.
Существует множество классификаций не только самого спорта, но и его видов, например, далее речь пойдет о классификации олимпийских видов спорта (видов спорта для универсиад), а в данном случае будет рассмотрена наиболее обширная классификация, основывающаяся на степени распространенности тех или иных видов спорта:
1) международный;
2) распространенные в подавляющем большинстве стран;
3) региональные;
4) народно-национальные.
Как и было описано ранее студенческий спорт - это разновидность массового самодеятельного спорта. К особенностям, за счет которых студенческий спорт был выделен в отдельную разновидность, можно причислить:
1) доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);
2) возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время, в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
3) возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутривузовских и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта);
Как видно из первого пункта, восприятие физической культуры, то есть, студенческого спорта, в основных учебных отделениях и спортивных учебных отделениях существенно развиться. Разняться же они, в первую очередь, по количеству часов, выделяемых на учебные занятия по дисциплине «Физическая культура». В спортивных отделениях их значительно больше и занятия по данной дисциплине обязательны с учетом специальных зачетных требований и нормативов, в отличие от основных учебных отделений, где занятия по этой дисциплине могут быть как обязательными, так и необязательными - с учетом и без учета сдачи специальных зачетных требований и нормативов.
Так, в основных учебных отделениях на занятия по физической культуре выделяют не менее 72 часов, в тренировочных же - этих часов значительно больше, в зависимости от специализации того или иного спортивного отделения (по приказу Министерства науки и образования, в разделе: «Список использованных источников, пункт №2»).
Спорт в свободное время студентов может разделяться на несколько разновидностей, которое имеют свою определенную организационную основу. Самостоятельные занятия - одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организацию.
Такие занятия происходят на самостоятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планерный спорт, автоспорт, мотоспорт и т.д. (о группах видов спорта для универсиад речь будет идти далее). Эти секции организуются и финансируются в высших учебных заведениях ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.
Спортивные соревнования зачастую рассматривают как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности.
По характеру проведения соревнования делятся на:
1) личные - определяются места отдельных участников;
2) командные - определяются места каждой команды;
3) лично-командные - определяются места, занятые участниками и командами;
4) классификационные - соревнования, в которых личные и командные места не определяются, а результаты участников засчитываются для повышения или подтверждения их спортивной квалификации (спортивные разряды и звания).
Организация и планирование студенческих спортивных соревнований происходит с учетом следующих положений:
1) студенческие спортивные соревнования - это итоговая часть учебно-тренировочного процесса;
2) студенческие спортивные соревнования играют существенно-социальную роль, являясь носителями положительных эмоций, разнообразят студенческую жизнь, вносят в нее элементы здорового соперничества, конкуренции, тонизируют образ жизни молодых людей. Планирование и характер соревнований в каждом ВУЗе определяется: планом вузовской спартакиады и положением о соревнованиях.
Студенческий спорт курируют Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму. Непосредственное руководство отечественным студенческим спортивным движением осуществляет Исполнительный комитет Российского студенческого спортивного союза (РССС). Он объединяет физкультурные организации более 500 высших и 2500 средних специальных учебных заведений России, в которых культивируются около 50 видов спорта с проведением по ним регулярных соревнований, которые подразделяются по следующим уровням:
1. Внутривузовские:
а) зачетные соревнования на учебных занятиях;
б) соревнования на первенство учебных групп;
в) соревнования на первенство курсов;
г) соревнования на первенство факультетов (соревнования на первенство общежитий);
д) соревнования на первенство ВУЗа;
2. Межвузовские:
а) товарищеские соревнования между курсами, факультетами, ВУЗами;
б) районные, городские соревнования;
в) областные соревнования;
г) зональные соревнования (по территориальному или ведомственному признаку);
д) российские студенческие соревнования и участие в составе сборных команд в Соревнованиях Российской Федерации;
3. Международные (Всемирные студенческие спортивные игры (Универсиады)):
а) товарищеские соревнования между отдельными факультетами или ВУЗами;
б) чемпионаты и универсиады Международной федерации университетского спорта (ФИСУ);
в) участие в составе сборных команд России в чемпионатах Европы, Мира и в Олимпийских
играх.
В составе олимпийской команды бывшего СССР всегда успешно выступали студенты-спортмены. Начиная с XIX Олимпийских игр 1968 г. в Мехико в составе команды было 45-48% студентов. В 1994 г. после долгого перерыва (с 1912 г.) олимпийская команда России вновь вышла на спортивную арену под своими государственными флагами для участия в зимней Олимпиаде в Лиллехаммере. В составе команды было около 75% студентов, которые внесли достойный вклад в успешное выступление российских спортсменов.
Далее следуют организационные системы физических упражнений по выбору цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами физических упражнений в свободное время студентов. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время относительно подробно описаны выше, поэтому остановлюсь именно на группах видов спорта, которые могут быть выбраны студентами в рамках таких занятий.
Зачастую выбор видов спорта и систем физических упражнений происходит по следующим причинам: укрепление здоровья; коррекция отдельных недостатков физического развития и телосложения; повышение функциональных возможностей организма; психофизическая полготовка к будущей профессиональной деятельности и овладения жизненно необходимыми умениями и навыками; достижение наивысших спортивных результатов.
В связи с этим выделяют следующие группы видов спорта и современных систем физических упражнений. Существуют шесть основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений, которым присуща какая-то психофизическая характеристика.
К 1-й группе относятся атлетические виды спорта, связанные с предельно активной деятельностью спортсмена. К этой группе причисляют такие виды спорта как: легкая и тяжелая атлетика, плавание, гребля, гимнастика, спортивные игры, спортивные единоборства и тому подобное.
Во 11-й группе спорта располагаются виды спорта, в которых двигательная деятельность спортсмена направлена на управление средствами передвижения, например, автомобилем, самолетом, яхтой, мотоциклом и так далее.
111-я группа включает в себя виды спорта с использованием специального спортивного оружия: винтовки, лука, копья и других.
К IV-й группе причисляют виды спорта, основанные на сопоставлении результатов конструкторской деятельности: авиамоделирование или судомоделирование и тому подобное.
В V-й группе виды спорта, связанные с передвижением по местности. Это могут быть туризм, альпинизм и т.п.
VI-я группа включает виды спорта, где деятельность спортсмена носит характер абстрактно -комбинационного мышления: шахматы, шашки.
В зависимости от региона, национальной принадлежности и каких-либо других особенностей обычно выделяют какие-либо нетрадиционные виды спорта, например, азиатский волейбол ногами -сепактакрау. В принципе выбор индивидуальных видов спорта обусловливается желанием приятно и полезно провести досуг, корректировкой и поддержанием физической формы, поддержанием успеваемости на элективном курсе по дисциплине «Физическая культура».
Иногда появляются и другие цели, которые возможно удовлетворить в соревновательной деятельности, что в свою очередь приводит к возникновению не только внутривузовских и вневузовских соревнований, но и соревнований международного уровня, что, несомненно, приносит пользу не только студентам, но и обществу, внутренней и внешней политики государств в целом.
Список литературы /References
1. Грабский В. В. Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений для самостоятельных упражнений: (кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиПУ ПФ РАНХ и ГС, член-корреспондент Международной (Пражской) академии бизнеса и права, член-корреспондент академии акмеологии при РАНХ и ГС (г. Москва)). Москва, 2018.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. №940 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования - бакалаврат по направлению подготовки 49.03.01. Физическая культура» (с изменениями и дополнениями); (редакция с изменениями №1456 от 26.06.2020) // Министерство образования и науки Российской Федерации от 19.09.2017 № 940.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [phisdocs.ru]. «Разновидности занятий и их организационная основа»/ (дата обращения: 29.05.2022).