Научная статья на тему 'Спорт и популярная культура как формы проявления идентичности и национализма в Ирландии'

Спорт и популярная культура как формы проявления идентичности и национализма в Ирландии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
472
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ИРЛАНДСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ПРОПАГАНДА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миллер Валерия Сергеевна

В статье рассматривается процесс проявления идентичности и национализма в Ирландии через спорт, как популярную культуру. Особо отмечаются важные аспекты этого социального явления, такие как характер методов и приемы воздействия на общество. Время возрождения гэльских игр освещается не только как со- циологическая проблема, но и как важный исторический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport and Pop Culture as the Manifestation of Identity and Nationalism in Ireland

The paper deals with the process of manifestation of identity and nationalism in Ireland through sport as a form of popular culture. The author highlights the significant aspects of this social phenomenon, namely, its effect on the society. The revival of Gaelic games is treated not only as a sociological problem but also as a significant historical process.

Текст научной работы на тему «Спорт и популярная культура как формы проявления идентичности и национализма в Ирландии»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

УДК 316.4; 94.15.18.

Спорт и популярная культура как формы проявления идентичности

и национализма в Ирландии

Миллер В.С.

Аспирант кафедры зарубежной истории и регионоведения Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматривается процесс проявления идентичности и национализма в Ирландии через спорт, как популярную культуру. Особо отмечаются важные аспекты этого социального явления, такие как характер методов и приемы воздействия на общество. Время возрождения гэльских игр освещается не только как социологическая проблема, но и как важный исторический процесс.

Ключевые слова: спорт, ирландский национализм, пропаганда, идентичность, популярная культура.

Спорт является одной из главных составляющих при проявлении идеологии и идентичности большой, многочисленной популяции Ирландии.

Спорт неразрывно связан с национализмом и идентичностью [1, р. 10]. Хотя национализм - политическая сила, он очень отличается от политики. Национализм представляет собой ценности, верования людей, которые позиционируют себя единой группой. Спортивные события нагружены национальными символами: спортсмены и команды надевают национальные цвета, они встают под национальный флаг и поют национальный гимн. Многие спортивные организации Ирландской Республики используют зеленый цвет как национальный, трилистник как национальную эмблему, триколор как национальный флаг и Солдатскую песню как гимн. Использование этих символов часто принимается как выражение официального национализма.

Спорт может быть использован как проводник для понимания вопросов, окружающих историю ирландского национализма и идентичности. Спорт - далеко не развлечения для небольшого количества людей. Национализм, связанный со спортом и идентичность, которая может быть выражена через спорт, следует разбирать в контексте широких возможностей.

Во время культурно-национального пробуждения Острова была основана Гэльская Атлетическая Ассоциация (ГАА), главной целью которой являлось возрождение национального спорта, приобщение к нему большей части общества.

218

Национальные рекомендации ГАА никогда не подвергались сомнению. Национализм был центральным и популярным вопросом в Ассоциации. Члены ГАА через спорт пытались объединить общество, пробудить в нем чувство единства, национальный дух. По мнению Колина Татца, «спорт -центральная движущая сила во многих обществах. Мы тратим много времени, денег, энергии, эмоций на спорт» [2, р. 4] - говорил он. Национальная сборная - носитель национального престижа.

Основание ГАА было вдохновлено необходимостью ирландцев взять управление играми в свои руки. ГАА следует рассматривать как культурную организацию, определяемую требованиями и нуждами националистической политики и идентичности.

В настоящее время историками модно рассматривать Ирландию XIX в. в контексте ее принадлежности к Великобританскому Королевству. Как заметил один писатель, Викторианский контекст в ирландской культуре в середине века был полезен эксклюзивным вниманием к национальной традиции [см: 3].

На начальном этапе, главной трудностью для создателей ГАА, было преодоление британского влияния на ирландский спорт, т.к. именно Британия была зачинщиком революционных изменений в спортивных состязаниях, именно она поспособствовала возрождению большого количества традиционных и принятию новых игр [4, р. 238]. Именно отношение общества к спорту, его философия и прогрессивные принципы были установлены англичанами.

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

Для того, чтобы популяризировать спорт, сделать его массовым увлечением, нужно было следовать социальным и экономическим правилам вкупе с эффектами растущего западного капитализма. Результатом была трансформация спорта из простоватой сельской игры в городское развлечение, обыденные забавы заменили спортивные соревнования, упражнения, не имевшие большой популярности у зрителей, превращались в спектакль. Неважно насколько глубоко они будут проникнуты национальной идентичностью, Гэльские игры, как баскетбол в Японии, рэгби в Новой Зеландии, крикет в Австралии, должны согласовывать принципы нового спорта, который переступил границы национального спорта [5, p. 78].

Более того, англичане не были довольны тем, что новые спортивные состязания были окружены громкими ораторами, которые намеревались вложить в игры высокие моральные ценности ирландского общества. Эта идея нравственности использовалась с национальными вариациями, где бы ни возникали новые виды спорта [6, p. 131-132].

Существовал безусловный призыв к национализму: ораторское искусство было антианглийским, названия клубов были очень выразительными и также следовали националистической пропаганде, вызов был брошен и западному британизму, был поднят зеленый флаг с золотой арфой.

В 1924 г. ГАА достигла своего расцвета. Это была единственная, существовавшая в то время, настоящая народная культурная организация. Но ее популярность была основана на идентификации с политическими настроениями большинства националистов.

Профессионализм в игре стал стимулом для некоторых видов спорта, но не для всех1. Но все же, все спортивные организации теперь видели своей целью не только развлечение, но и формирование характера человека. Даже организация регби модифицировала стиль игры, чтобы привлекать больше зрителей. И эти игры стали самыми популярными в Уэльсе.

О’Фаррелл отметил, что и в литературе, и в религиозном возрождении, происходившем в Ирландии примерно одновременно с развитием ГАА, была сильна тенденция направлять крестьянскую культуру и религию против английского модернизма [7, р. 239]. Во многих мифах, произведениях литературы игры связывались с ирландским крестьянством. [6, р. 113]. Оно всегда было спортивным и послушным: нет в мире людей, более склонных к порядку и дисциплине. Нужно отметить, что это было и реакционное, и романтическое движение.

Ирландцы намерено подчеркивали древние традиции своих игр, которые восходили к греческой

1 Профессионализм появился в футболе в 1880-е гг, в британском регби в 1890-х гг., в Австралии профессионализм был встречен с неодобрением, в Новой Зеландии и Южной Африке крикет остался любительским.

культуре [6, р. 110]. С помощью гэльских игр гэльское мужество было воплощено в героях, которые показывали не только спартанскую силу, но и почитали правду и патриотизм [6, р. 110-111].

Некоторые аспекты ирландской жизни избежали последствий векового английского права: литература, политика, язык среди них, даже религия. ГАА стала бескомпромиссным символом единства ирландского национализма.

Ясно, что игры сами по себе и ГАА, как организация, безусловно, были важны для передачи чувства национальной идентичности и создания ирландского национализма.

Одна из проблем гэльских игр заключалась в том, что они никогда не имели статус международных, не смотря на то, что ирландцы организовывали соревнования и мероприятия, например в 1924 г., 1928 и 1932 гг. - Игры Тэйлтин, как одну из форм олимпийских гэльских игр [8, р. 214], на таких соревнованиях ирландские спортсмены выступали против спортсменов из других стран.

Так, как же спорт представляет нацию? Что такое гэльские игры? Национальная игра, истинно представляющая собой ирландский национализм или это просто местное увлечение?

Можно говорить, что гэльские игры были изобретением. Кюсак, Дэвин и др. трансформировали игры в национальную игру. Создание ГАА - спортивной организации с национальной миссией было похоже на создание спортивной республики в Америке.

Одной из главных проблем стало то, что гэльские игры не были признаны международными, это препятствовало осуществлять идею отражения нации в спорте в полной мере. Международный спорт очень важен в формировании национальных ценностей и стереотипов, т.к. «разделяет «нас» от «них»» [8, р. 117]. Сила гэльских игр заключалась в том, что с их помощью Ирландия могла сказать остальному миру: «Это - мы, и это - наша игра!».

Двумя основными темами в формировании ГАА были - национализм и самоопределение против Британии. Это игры, которые связаны с кровью и душой Ирландии. Гэльские игры были использованы ирландским государством для создания чувства государственности.

История гэльских игр длинна и запутана, они играли ключевую роль в определении ирландского национализма. Это - национализм, являющийся продуктом исторической связи с силами политического национализма и потребностью отделиться от Британии.

Почти век назад были созданы различные спортивные организации и ассоциации в Ирландии. Сейчас ясно, что политика национализма и идентичности все еще жива на спортивном поле.

Спорт продолжит отражать многогранность и постоянно изменяющуюся природу ирландства,

219

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

лишь тогда, когда будет сформирована только одна идея ирландского национализма и исключительное и единое выражение идентичности. Гэльские игры и футбол будут и дальше существовать, как и было до этого, отражая национализм и идентичность, которые существуют в ирландском обществе.

Литература:

1. Pope S. Patriotic Games. Sporting Traditions in the American Imagination, 1876-1926. - Oxford, 1997.

- 226 p.

2. Tatz C. «The Corruption of Sport» in Current Affairs Bulletin, Vol. 59, No. 4, September, 1982. - P. 4-16.

3. Lyons F. S. L. Culture and Anarchy in Ireland, 1890 -1939. - Oxford, 1979. - 184 p.

4. Macmillan. Dictionary of Sports and Games. -London, 1980. - 870 p.

5. Morgan W.J., Nicolson G. Report on Rugby. -London, 1959. - 231 p.

6. MacDonagh O., Mandle W.F., Travers P. Irish Culture and Nationalism, 1750-1950 // MacMillan in Association with Humanities Research Centre, Australian National University, Canberra, 21 Sept. 1983. - 289 p.

7. O’Farrell. Ireland’s English Question. - New York: Schocken Books, 1971. - 336 p.

8. Cronin M. Sport and Nationalism in Ireland: Gaelic Games, Soccer and Irish Identity Since 1884. -Dublin: Four Courts Press, 1999. - 214 р.

Sport and Pop Culture as the Manifestation of Identity and Nationalism in Ireland

V.S. Miller

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the process of manifestation of identity and nationalism in Ireland through sport as a form of popular culture. The author highlights the significant aspects of this social phenomenon, namely, its effect on the society. The revival of Gaelic games is treated not only as a sociological problem but also as a significant historical process.

Key words: sport, Irish nationalism, propaganda, identity, pop culture.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.