политика, но и искусство, требующее от также умения ориентироваться в слож-
его участников высокой степени про- ных и постоянно меняющихся обстоя-
фессионализма и компетентности, а тельствах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БинецкийА. Э. Лоббизм в современном мире. М.: Теис, 2010. 296 с.
2. Ильичева Л. Е. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти европейских стран. М.: Альянс правового сотрудничества, 2009. 320 с.
3. Курчевская У. Лоббизм в европейском союзе // URL.: http://www.pism.pl/pdf/Europa% 204%20 Kurczewska.pdf
4. Лоббизм: проблемы теоретической интерпретации // URL.: http://mir-politika.ru/113-lobbizm-problemy-teoreticheskoy-interpretacii.html
5. Любимов А. П. Правовые институты демократии России и стран Европы: выборы, лоббизм и парламентаризм. М.: Институт Европы, 2009. 157 с.
6. Фарнель Ф. Лоббирование. Стратегии и техники вмешательства. М.: А-приор, 2009. 403 с.
7. Lobbying: Is registration sufficient? // URL.: http://www.integrity.qld.gov.au/library/document /catalogue/speeches-articles/apsac-paper.pdf
S. Grafin Bethusy. Interessenverbandere und Interessengrouppen. London, 2010.
9. Janda Goldman & Berry Goldman. The challenge of democracy. Dublin, 2009.
10. Katarzyna Tarnawska. The Evolution of Lobbying in the European Union. Warsaw, 2011.
REFERENCES
1. Binetskij A. Je. Lobbizm v sovremennom mire. M.: Teis, 2010. 296 s.
2. Il'icheva L. E. Lobbizm v strukturah zakonodatel'noj i ispolnitel'noj vlasti evropejskih stran. M.: Al'jans pravovogo sotrudnichestva, 2009. 320 s.
3. Kurchevskaja U. Lobbizm v evropejskom sojuze // URL.: http://www.pism.pl/pdf/Europa%204%20 Kurczewska.pdf
4. Lobbizm: problemy teoreticheskoj interpretacii // URL.: http://mir-politika.ru/113-lobbizm-problemy-teoreticheskoy-interpretatsii.html
5. Ljubimov A. P. Pravovye instituty demokratii Rossii i stran Evropy: vybory, lobbizm i parlamentarizm. M.: Institut Evropy, 2009. 157 s.
6. Farnel' F. Lobbirovanie. Strategii i tehniki vmeshatel'stva. M.: A-prior, 2009. 403 s.
7. Lobbying: Is registration sufficient? // URL.: http://www.integrity.qld.gov.au/library/document /catalogue/speeches-articles/apsac-paper.pdf
S. Grafin Bethusy. Interessenverbandere und Interessengrouppen. London, 2010.
9. Janda Goldman & Berry Goldman. The challenge of democracy. Dublin, 2009.
10. Katarzyna Tarnawska. The Evolution of Lobbying in the European Union. Warsaw, 2011.
Н. Н. Мальцева
ИРЛАНДСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ:
ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Современные политические процессы в России и в мире ставят научное сообщество перед необходимостью глубокого междисциплинарного анализа проблем национализма. Целью данной статьи является анализ процесса зарождения ирландского национализма и выделение основных характерных черт этого идеологического явления. В статье последовательно рассматриваются такие значимые для понимания феномена ирландского национализма периоды истории, как англо-норманнское завоевание Ирландии в XII веке, процесс протестантской колонизации в XVI веке и эпоха Протестант-
13S
ского господства в XVII-XVIII вв., которые оказали определяющее значение на характер и особенности ирландского националистического движения в XIX-XX веках. Для аналитической интерпретации причин и характера ирландского национализма применяются подходы К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума и Б. Андерсона.
Ключевые слова: ирландский национализм, политическая история Ирландии, политические идеологии, теория национализма.
N. Maltseva
Irish Nationalism: Origins and main features
Contemporary political processes in Russia and in the world put the scientific community in need for deep interdisciplinary analysis of nationalism. The purpose of this article is to analyze the origins of Irish nationalism and to define the main characteristics of this ideological phenomenon. The article discusses such important periods of Irish history as Anglo-Norman conquest of Ireland in XII century, the process of Protestant colonization in the XVI century and the period of Protestant Ascendency in XVII-XVIII centuries. All these events had a big impact on the development and specifics of Irish nationalism in XIX-XX centuries. For analytical interpretations of the reasons and characteristics of Irish nationalism the approaches of Karl Marx, Friedrich Engels, Ernest Gellner, Eric Hobsbawm and Benedict Anderson were used.
Keyworld: Irish nationalism; political history of Ireland; political ideologies, theory of nationalism.
Современные исследователи сходятся во мнении, что истоки ирландского национализма следует искать в Ирландии в период Протестантского господства (1691-1803) [6], когда католики потеряли возможность участия в политической жизни страны и власть в стране оказалась в руках представителей протестантского меньшинства. Националистические идеи появляются в работах мыслителей-протестантов — Уильяма Молинекса, Джонатана Свифта, Эдмунда Бёрка и Генри Граттана. Протестантские патриоты заложили основы национализма, который в XIX веке под воздействием романтизма, распространения идей Французской революции и демократических принципов стимулировал формирование националистического движения католиков.
Ирландский национализм — это сложное и комплексное явление, которое включает в себя многие факторы; он не является реакцией на противостояние двух конфликтующих сторон — коренного населения и английских захватчиков, или католиков и протестантов, а возникает в результате взаимо-
отношения между тремя нациями, живущими на одной территории: ирландцами, англо-ирландцами (потомками первых завоевателей англо-нормандцев) и англичанами. Сложность и уникальность национализма в Ирландии — в том, что даже внутри этих национальных групп нет единства, идентификации фрагментарны, а этнические характеристики размыты. Ирландцы, населявшие остров до вторжения англичан, к началу XVII века оказались лишены своих земель, политических прав и влияния на политическую жизнь страны вследствие своего происхождения и приверженности католицизму. Потомки завоевателей разделились на тех, кто принял протестантизм в XVII веке, и тех, кто остался верен Папе Римскому. Представители каждой из этих групп считали себя истинными ирландцами, имеющими право на определение политического и экономического курса страны.
Всесторонний анализ исторических событий очень важен для понимания ключевых характеристик ирландского национализма, и именно разница в интерпретации
этих событий является причиной современных политических дискуссий в Ирландии, Англии, США и Канаде, где ирландский национализм и ирландский вопрос играли важную политическую роль.
Хотя националистические идеи возникают в Ирландии только в XVII веке, причины и предпосылки национализма принято связывать с событиями XII века, когда в 1169 г. для разрешения междоусобных конфликтов ирландских вождей были приглашены вассалы английского короля Генриха II. Как подчеркивает в своей книге «Формирование Ирландской истории» североирландский историк Антони Стюарт, «завоевание» было инициировано самими ирландцами, оно привело к возвышению вассалов Генриха II, что обеспокоило короля, и он объявил новые ирландские земли своих вассалов своей собственностью.
Важным аспектом присутствия англичан на острове был тот факт, что католическая церковь стремилась контролировать и получать доходы со всех христианских земель. Известно, что Генрих II состоял в переписке с Папой Адрианом IV (единственный Папа английского происхождения), и еще в 1155 году идея завоевания и «провозглашения Христианских истин грубым и необразованным людям, и избавление полей Господних от прорастающего там порока» [10, с. 4] была высказана в папской булле ЬаиёаЫШег.
Ирландия приняла христианство в V веке, таким образом, ирландская христианская традиция к XII веку существовала в течение семи столетий и оказала значительное влияние на распространение христианства в соседних Шотландии, Англии и в странах Западной Европы. По мнению Уоррена, ирландская христианская церковь имела множество черт, которые были чужды римской традиции, к примеру, брачное законодательство и легкая процедура развода, а также право духовенства на вступление в брак. Все эти особенности вызывали неодобрение Римской католической церкви, и должны были быть исправлены Генрихом II [16].
По мнению российских историков Л. И. Гольмана, А. Д. Колпакова и Ю. М. Сапрыкина, вторжение в Ирландию было запланировано королем Генрихом II еще в 1155 г., однако было отложено из-за борьбы за территории на континенте [3]. В современной ирландской историографии прослеживается тенденция к поиску идеологического баланса в оценке ключевых исторических событий прошлого. XX век принес независимость Ирландии, и националистически ориентированная историография оказала большое влияние на развитие независимой ирландской государственности, создавая идеологические обоснования для социальных процессов интеграции в республике Ирландия. Однако со второй половины XX века в научных кругах предпочтение отдавалось ревизионизму. Ревизионистские исследования предлагают критический взгляд на националистическое мифотворчество и часто придерживаются проанглийского взгляда на события.
По мнению Роберта Мориса, в начале XXI века в исследовательском сообществе ведутся дискуссии о необходимости нового подхода, избавленного от идеологического давления [14]. За последние десятилетия были опубликованы важные исследования в области истории Ирландии и развития ирландского национализма, в которых делаются попытки преодолеть давление ревизионизма и выработать новый идеологически нейтральный подход. К данным работам можно отнести книгу Пола Бью «Ирландия: политика враждебности, 1789-2006», совместный труд Дэрмота Кио и Андрю МакКарти «Ирландия в XX веке» [12] и исследование Дирмайда Ферритера «Трансформация Ирландии» [13].
Несмотря на неоднозначность оценок ключевых событий завоевания, историки сходятся во мнении, что когда в 1169 году англо-нормандские завоеватели высадились в Ирландии, они оказались лицом к лицу с древней цивилизацией, которая в корне отличалась от англо-нормандской. По мнению
Шона Кронина, завоевание Ирландии было в первую очередь борьбой цивилизаций и юридических систем, и оно закончилось только в конце XVII века, когда кельтское (гэльское) сопротивление было окончательно сломлено [10] и религиозный фактор в первые столетия завоевания Ирландии (вплоть до периода Реформации) не играл значительной роли среди тех процессов, которые происходили в регионе. Принимая во внимание участие Римской католической церкви в инициации английского завоевания, ирландская приверженность католицизму в период Реформации и та роль, которую играет католицизм в истории ирландского националистического движения, выглядят весьма иронично.
С XII по XV века присутствие английских поселенцев не оказывало значительного влияния на общую политическую и социальную ситуацию в Ирландии. Хотя в первые десятилетия завоевания англичане контролировали существенные территории на востоке острова, постепенно их влияние ослабло и расселение англичан было ограничено городом Дублином и его окрестностями и данная территория получила название Пэйл (the Pale, в переводе с англ. — окраина).
По мнению историка Джона Хатчинсона, англо-нормандские поселенцы, жившие в Дублине и на его окраинах, рассматривались местным гэльским населением как «чужестранцы Ирландии», которые жили согласно своим особым культурным и политическим обычаям «в оазисе цивилизации в пустыне дикости» [11, с. 51]. Английские власти пытались остановить медленный, но явный процесс ассимиляции колонистов и гэльского населения, видя в нем причину ослабления своей власти в Ирландии. Так, в 1366 году на созванном в Килкенни заседании ирландского парламента был принят ряд статутов, которые получили общее название «Килкеннийские статуты». Их принято рассматривать как первые известные законы об апартеиде, предписывающие не
вступать в межрасовые браки и сохранять культурные различия между двумя соседствующими народами [10].
Тем не менее, к XV в. английское влияние сохранялось только на небольшой территории Пэйла, где платили дань ирландским вождям. «В течение всего XV века продолжалось ослабление власти английской короны в Ирландии. Чтобы избавиться от вторжения ирландских и англоирландских вождей, Дублину и другим городам Пэйла часто приходилось платить выкуп («черную ренту»), размер которого достигал 700 фунтов стерлингов в год» [3, с. 87]. Потомки нормандских завоевателей ассимилировались с местным населением, и большая часть Ирландии была под властью кельтов, в то время как жившие в Дублине «англичане Ирландии» (англо-ирландцы)
сформировали новую идентичность — они помнили о своем английском происхождении, но позиционировали себя как жителей Ирландии. Таким образом, к XVI веку в Ирландии было две ирландские нации — гэльская и англо-ирландская, а к XVII веку различия между этими группами были стерты взаимодействиями с новым потоком британских колонистов.
Историки высказывают мнение, что трагедия ирландской истории заключается не в том, что в XII в. в Ирландии появились иноземные захватчики, а в том, что они не смогли захватить всю Ирландию [10]. Незавершенность завоевания заложила основы «ирландского вопроса» — комплекса проблем политического и социально-экономического характера, которые определяли англо-ирландские отношения до XX века [15].
Работая над исследованием по истории Ирландии, Фридрих Энгельс отмечал: «Только с ирландцами англичане не справились. Виною тому огромная гибкость ирландской расы. После свирепейшего подавления, после каждой попытки истребления ирландцы, спустя короткий срок, снова поднимались с еще большей силой, чем когда-либо прежде; они словно черпали свою
главную силу в чужеземном гарнизоне, который сажали им на шею для их угнетения. Во втором, а часто и в первом поколении, чужеземцы превращались в больших ирландцев, чем сами ирландцы (КЬетюгеБ НЛегшБ), а последние — чем больше усваивали английский язык и забывали свой собственный, тем больше становились ирландцами» [5, с. 523].
Важным моментом для понимания причин развития националистического движения является период с XVI по XVIII в. После того как в войне Алой и Белой розы победили Ланкастеры и новая династия Тюдо -ров пришла к власти, политика Англии в отношении Ирландии коренным образом изменилась. Тюдоры стремились к сильной, централизованной монархии и вносили изменения в принцип управления Ирландией. Так, в 1541 году Генрих VIII получил статус короля Ирландии, и ввел новую систему владения землей по английской модели. Согласно древней ирландской системе, земля принадлежала всему клану и не могла быть отобрана у клана, если его лидер терпел поражение в конфликте или был обвинен в измене. Новая система, привнесенная англичанами, инициировала одну из важнейших проблем последующих столетий: ирландские кланы постепенно теряли права собственности на землю, и территории переходили в руки англичан [9]. Обезземеливание коренного населения Ирландии наряду с концентрацией всех земельных ресурсов в руках английских землевладельцев привело к задержке экономического развития Ирландии и к превращению острова в экономический придаток Англии.
В период правления Елизаветы I предпринимались попытки полного завоевания Ирландии, и в этом вопросе королева полагалась преимущественно на военную силу, однако, несмотря на негативное отношение к «варварскому и грубому народу» [9, с. 21], Елизавета I не вводила религиозных запретов, и ирландцы продолжали беспрепятственно исповедовать католицизм. Основы
Ольстерского конфликта были заложены поражением восстания Хью О’Нила, лорда Ольстера, в 1601 году в битве у Кинсейла. Хотя О’Нил и был помилован, провинция Ольстер оказалась под управлением англичан.
В период с 1610 до 1700 года англичане проводили политику колонизации провинции Ольстер, ирландские владельцы земли были лишены статуса землевладельцев и были вынуждены арендовать свои же земли у новых, преимущественно шотландских, владельцев. К началу XVIII века в Ольстере старинные католические ирландские семьи были вытеснены пресвитерианами и англи-канами, которые сформировали так называемый слой «новых англичан», в провинции начала развиваться промышленность, и в дальнейшем этот регион был самым экономически развитым регионом Ирландии.
Религиозные волнения XVII века и процессы обезземеливания сблизили гэльских и староанглийских (англо-нормандских) лордов, которые оставались верны католицизму. Этот союз привел к массовым восстаниям против новых поселенцев в Ольстере в 1641 году, и, воспользовавшись тем, что Англия находилась в состоянии гражданской войны, ирландцам удалось к 1648 году ограничить власть английской короны территориальными границами Пэйла.
После казни короля Карла I во главе Англии оказался Оливер Кромвель, и в 1649 году он высадился в Ирландии с тридцатитысячной армией «нового образца». Поход Кромвеля признан одной из самых кровавых страниц в истории Ирландии. Согласно историческим данным, в 1641 году население Ирландии составляло 1,5 миллиона человек, а в 1652 году эта цифра снизилась до 850 тысяч, из которых 150 тысяч человек были английскими и шотландскими новопоселенцами [7]. Кромвелю удалось подавить восстание и вернуть контроль над Ирландией, он упразднил ирландский парламент, и Ирландия управлялась наряду с Англией и Шотландией из Вестминстера. Кромвель провел массовые конфискации
земель в центральной Ирландии и раздал эти земли своим солдатам, так что к моменту его смерти в 1658 году только пятая часть ирландской земли оставалась в руках католиков [9].
После реставрации монархии и коронации короля Карла II в 1660 году ситуация в Ирландии почти не изменилась: обратно свои земли католики не получили, и, когда был восстановлен ирландский парламент, они были исключены из его состава. Последняя четверть XVII века ознаменовалась религиозными войнами, борьбой между католиком Яковом II и протестантом Вильямом Оранским, а также Славной революцией в Англии в 1688 году, которая закончилась в 1690 году поражением Якова II в битве на реке Бойн.
Поражение католицизма привело к тому, что в Ирландии сформировался новый правящий класс, состоящий исключительно из протестантов и в истории этот период, который длился до XIX века, называют «Протестантским господством». Поскольку все земли были сконцентрированы в руках протестантов, католики превратились в граждан второго сорта. Управление страной осуществлялось из Англии, и деятельность парламента была значительно урезана, что затрагивало интересы протестантского правящего класса. Именно этот период принято считать моментом рождения ирландского национализма. Реформаторская деятельность протестантских патриотов привела к тому, что в 1782 году ирландский парламент получил законотворческую независимость, также в этот период были несколько ослаблены ограничения для католиков. Реформаторское движение в Ирландии получило новое развитие в виде организации под руководством Вольфа Тона «Объединенные ирландцы», которая стремилась к установлению независимости Ирландии. Деятельность организации привела к восстанию 1798 года в коалиции с французскими революционными силами, однако восстание было с легкостью подавлено британской армией, и
напуганные революционными идеями англичане в 1801 году объявили о создании Унии — слиянии Ирландии и Великобритании.
Ирландский национализм в XIX меняет свой характер, из движения протестантской элиты он превращается в массовое движение католиков, борющихся за свои гражданские права. В рамках своей концепции Бенедикт Андерсон [1] описывает процесс конструирования традиции для мобилизации нации, это явление также находит отражение в ирландском опыте на примере феномена Гэльского возрождения, общественного движения конца XIX века по восстановлению кельтской культуры. Существование единой гомогенной ирландской нации с уникальной культурой является очевидным вымыслом, попыткой националистов исключить протестантское меньшинство из политического процесса. Гэльское возрождение взывало к католическому населению, которое составляло большинство населения страны, но не имело полноты политических и экономических прав.
Ирландский национализм в XIX веке включает две основные традиции: консти-туционную и революционную. Первая — ставила своей целью отстаивание интересов Ирландии в Вестминстере и была представлена такими политическими деятелями, как Генри Граттан, Даниель О’Коннел и Чарльз Парнелл, усилиями которых была проведена эмансипация католиков (1829 г.) и пересмотрен земельный вопрос (1870, 1881 гг.). Революционная традиция была сформирована восстаниями 1798, 1803 и 1848 гг., развита ирландскими эмигрантами в Америке, которые основали движение фениев, и привела к национально-освободительной войне в начале XX века. Фактом, объединяющим эти две ветви национализма, является то, что они были заложены протестантами и позже получили католический характер.
В конце XVIII века была сформирована противоположная католическому национализму традиция — юнионизм (англ. unionism). Это движение зародилось в Ольстере,
и его сторонники выступали за сохранение тесной связи с Великобританией. Изначально оно было обусловлено экономическими интересами протестантов, а позже приобрело патриотический характер, отражая недоверие протестантского населения к католикам. В XIX веке можно говорить о существовании в Ирландии двух политических наций: протестантов Ольстера, выступающих за тесные связи с Великобританией, и католиков, стремящихся к независимости от метрополии.
Таким образом, выделяя основные черты ирландского национализма, можно отметить следующие особенности: во-первых, его протестантские истоки и католический характер, во-вторых, его апелляции к кельтской культуре и единой ирландской нации и их объективное отсутствие, в-третьих, сочетание двух форм национализма — конституционной и революционной, в-четвёртых, наличие двух взаимонаправленных движений — национализма и юнионизма, в-пятых, антианглийскую направленность и восприятие Британии как исконного врага.
Противоречие, лежащее в основе ирландского национализма, хорошо иллюстрируется на примере цитаты ирландского поэта Уильяма Б. Йейтса: «Ирландцы сохранили своё наследие в долгих войнах, которые в XVI и XVII вв. принимали форму войны на уничтожение. Эта память до сих пор живёт в нас, и вряд ли какой другой народ отравлен ненавистью так, как мой. Мне приходится напоминать себе, что, хотя все мои предки были ирландцами, моя душа обязана своим существованием Шекспиру, Спенсеру и Блейку, может быть, Уильяму Моррису, что всё, что я люблю, пришло ко мне при посредстве английского языка, на котором я думаю, говорю и пишу. И тогда любовь и ненависть раздирают меня пополам» [4, с. 338].
Важный вклад в анализ и изучение ирландского национализма был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В рамках марксистской концепции причины ирландского на-
ционализма следует искать, прежде всего, в экономическом неравенстве Великобритании и Ирландии, в обострении классовой борьбы, которая наблюдалась как внутри самой Ирландии, так и внутри Британской империи, составной частью которой являлась Ирландия. Несмотря на то, что после заключения Унии в 1801 году Ирландия стала частью Соединённого Королевства, политика Британии в отношении Ирландии не изменилась, и вплоть до конца XIX века Ирландия в ущерб своей экономике обеспечивала реализацию интересов метрополии. Маркс и Энгельс уделяли большое внимание националистическому движению в Ирландии, воспринимая его как шаг к освобождению рабочего класса и в Ирландии, и в Англии. В собрании сочинений Маркса и Энгельса опубликованы наброски рукописей и речей по ирландскому вопросу, в которых подчеркивается, что порабощение ирландцев английскими землевладельцами задерживает социальное развитие обеих стран и ирландский национализм играет позитивную роль в борьбе рабочего класса [5].
Другой взгляд на причины возникновения национализма в Ирландии предлагается в рамках модернизационной теории национализма, одним из основных идейных вдохновителей которой является Эрнест Гелл-нер. Понятия структуры и культуры являются центральными в данной концепции. Под структурой подразумевается система ролей и позиций, составляющих общество, а под культурой — система определённых знаков и сигналов. Данная теория объясняет возникновение национализма в Ирландии через отсталость экономики страны и невозможность реализации интеллектуального потенциала образованной части общества. «Национализм — это, прежде всего, политический принцип, суть которого в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также чтобы управляемые и управляющие в данной политической единице принадлежали к одному этносу » [2, с. 5]. Таким образом, национализм,
по Геллнеру, — это такой способ взаимодействия структуры и культуры, который ставит своей целью соединение политики и культуры, их соединение в государственную культуру. В ирландской действительности на примере движения культурного национализма подтверждается идея Геллнера о роли культуры в развитии национализма.
Современные ирландские историки (Р. Фостер, Дж. Бойс) считают, что общность происхождения ирландцев является не более чем националистическим мифом, в этой связи находят подтверждение концепция Эрика Хобсбаума [8] об изобретении традиций и идея Бенедикта Андерсона о том, что нация представляет собой сообщество людей, соединенное общими представлениями о своём прошлом.
В XX веке традиции ирландского национализма привели к созданию независимого государства Ирландия, однако Ольстер, оставшись в составе Великобритании, стал причиной гражданской войны (1922-1923) и террористической деятельности националистов. В свете последних событий очевидно, что история национализма в Ирландии не закончена и её изучение по-прежнему является актуальным вопросом современного политического процесса.
Говоря об особенностях и специфических чертах ирландского национализма, необходимо отметить, что он имеет ярко выраженные исторические предпосылки и является отражением одного из самых длительных европейских конфликтов, имеющего черты конфликта этнического, религиозного, экономического и социального.
Исследование ирландского национализма должно учитывать мировоззренческие и культурные особенности так называемого «ирландского характера», без которых сущ-
ностные детерминанты национализма в Ирландии выпадут из поля зрения. Ирландский национализм был не только программой политических действий, представленной в прокламациях и манифестах, но и сюжетом публицистических дискуссий и даже литературных сюжетов, что нашло свое проявление в духовной жизни Ирландии, особенно начиная с XVII в. Также несмотря на тот факт, что попытки реализовать устремления ирландских националистов сопровождались вооруженной борьбой, установление Ирландской республики стало результатом, в том числе, и активной интеллектуальной деятельности по созданию контуров будущего конституционного строя.
После установления республики, и особенно после вступления Ирландии в ЕС, можно сказать, что ирландский национализм имеет уже не столько собственно политическую окраску, сколько культурную (лингвистическую, фольклорную и религиозную), что является, в первую очередь, результатом экономического роста и интеграционной политики в рамках ЕС. Вместе с тем актуальный потенциал ирландского национализма может рассматриваться не только в исторической ретроспективе, но и в плане будущего развития Европы, в первую очередь, как накопленный полезный опыт по разрешению межэтнических и межрелигиозных конфликтов на межнациональном уровне (Ирландия — Великобритания), так и на локальном (Соглашение по Ольстеру 10 апреля 1998 года), в которых ирландский национализм проявил себя и как деструктивная сила, направленная на сопротивление, и как созидающая сила, предусматривающая компромисс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
2. Геллнер Э. Нации и национализм М.: Прогресс, 1991.
3. История Ирландии / Под ред. Л. И. Гольман. М.: Мысль, 1980.
4. Кружков Г. М., Йейтс У Б. Исследования и переводы. М., 2008.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: В 39 томах. 1960. Т. 16.
6. Мирошников А. В. Три века Ирландии. Книга 1. 1603-1845. Воронеж, 2008.
7. Мортон А. История Англии. М., 1950.
8. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.
9. Adelman P., Pearce R. Great Britain and the Irish question 1798-1921. Malta, 2010.
10. Cronin S. Irish Nationalism: A History of its Roots and Ideology. Dublin, 1980.
11. Hutchinson J. The Dynamics of Cultural Nationalism. London, 1987.
12. Keogh D., McCarthy A. Twentieth-Century Ireland. Dublin: Gill & Macmillan, rev. ed. 2005.
13. Ferriter D. The Transformation of Ireland, 1900-2000. London: Profile Books, 2005. 884 s.
14. Morris R. What is my nation? Pathways to post revisionism? // Irish Economic and Social History. Volume 39. December, 2012.
15. Stewart A. T. Q. The shape of Irish History Belfast, 2001.
16. Warren W. L. The Interpretation of Twelfth-Century Irish History. Historical Studies VII, ed. J. C. Beckett. London, 1969.
REFERENCES
1. Anderson B. Voobrazhaemye soobshchestva: razmyshlenija ob istokah i rasprostranenii nacionalizma. M., 2001.
2. Gellner Je. Nacii i natsionalizm. M.: Progress, 1991.
3. Istorija Irlandii / Pod red. L. I. Gol'man M.: Mysl', 1980.
4. Kruzhkov G M. Jejts U. B. Issledovanija i perevody. M., 2008.
5. Marks K., Jengel's F. Sobranie sochinenij: V 39 tomah. 1960. T. 16.
6. MiroshnikovA. V. Tri veka Irlandii. Kniga 1. 1603-1845. Voronezh, 2008.
7. Morton A. Istorija Anglii. M., 1950.
8. Hobsbaum Je. Nacii i nacionalizm posle 1780 goda. SPb., 1998.
9. Adelman P, Pearce R. Great Britain and the Irish question 1798-1921. Malta, 2010.
10. Cronin S. Irish Nationalism: A History of its Roots and Ideology. Dublin, 1980.
11. Hutchinson J. The Dynamics of Cultural Nationalism. London, 1987.
12. Keogh D. McCarthy A. Twentieth-Century Ireland. Dublin: Gill & Macmillan, rev. ed. 2005.
13. Ferriter D. The Transformation of Ireland, 1900-2000. London: Profile Books, 2005. 884 s.
14. Morris R. What is my nation? Pathways to post revisionism? // Irish Economic and Social History.
Volume 39. December, 2012.
15. StewartA.T. Q. The shape of Irish History. Belfast, 2001.
16. Warren W. L. The Interpretation of Twelfth-Century Irish History. Historical Studies VII, ed. J. C. Beckett. London, 1969.
Б. Офлаз
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДЕРЖАВ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
Образование новых государств на Южном Кавказе после распада СССР вызвало новую конфигурацию межнациональных отношений в регионе. Автор анализирует отношения региональных держав с южнокавказскими странами, получившие на современном этапе особое значение.
Ключевые слова: Россия, Грузия, Армения, Иран, Турция и Южный Кавказ.