Н.Н. МАЛЬЦЕВА
Наталия Николаевна МАЛЬЦЕВА — аспирантка кафедры теории и философии политики факультета политологии СПбГУ.
' В 2009 г. окончила СПбГУ.
Автор 1 публикации.
Область научной специализации — ирландский национализм,
политическая история Ирландии, политические идеологии.
^ ^ ^
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИРЛАНДСКОГО ВОПРОСА: ОСНОВЫ И ТРАДИЦИИ
НАЦИОНАЛИЗМА В ИРЛАНДИИ*
Современные исследователи сходятся во мнении, что истоки ирландского национализма следует искать в Ирландии периода Протестантского господства (1691-1803) [5], когда католики потеряли возможность политического участия в жизни страны и власть оказалась в руках представителей протестантского меньшинства. Националистические идеи появляются в работах мыслителей-протестантов — Уильяма Молинекса, Джонатана Свифта, Эдмунда Берка и Генри Граттана. Протестантские патриоты заложили основы национализма, который в XIX в. под воздействием романтизма, распространения идей Французской революции и демократических принципов стимулировал формирование националистического движения католиков.
Ирландский национализм — сложное и комплексное явление, которое включает в себя многие факторы. Он не является реакцией на противостояние двух конфликтующих сторон — коренного населения и английских захватчиков или католиков и протестантов, а возникает в результате взаимоотношения между тремя нациями, живущими на одной территории: ирландцами, англо-ирландцами (потомками первых завоевателей англо-нормандцев) и англичанами. Сложность и уникальность национализма в Ирландии заключается в том, что даже внутри этих национальных групп нет единства, идентификации фрагментарны, а этнические характеристики размыты. Ирландцы, населявшие остров до вторжения англичан, к началу XVII в. оказались лишены своих земель, политических прав и влияния на политическую жизнь страны в силу своего происхождения и приверженности католицизму. Потомки завоевателей разделились на тех, кто принял протестантизм в XVII в., и тех, кто остался верен Папе Римскому. Представители каждой из этих групп считали себя истинными ирландцами, имеющими право на определение политического и экономического курса страны.
Историки высказывают мнение, что трагедия ирландской истории заключается не в том, что в XII в. в Ирландии появились иноземные захватчики, а в том, что они не смогли захватить всю Ирландию [7, с. 6]. Незавершенность завоевания заложила основы «ирландского вопроса» — комплекса проблем политического и социально-экономического характера, которые определяли англоирландские отношения до XX в. [9, с. 60] Работая над исследованием по истории Ирландии, Фридрих Энгельс отмечал: «Только с ирландцами англичане не справились. Виною тому огромная гибкость ирландской расы. После свирепейшего подавления, после каждой попытки истребления ирландцы, спустя короткий срок, снова поднимались с еще большей силой, чем когда-либо прежде; они словно
ГРНТИ 11.09.91 © H.H. Мальцева, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра филос. наук, проф. В.А. Гупюрова.
черпали свою главную силу в чужеземном гарнизоне, который сажали им на шею для их угнетения. Во втором, а часто и в первом поколении, чужеземцы превращались в больших ирландцев, чем сами ирландцы (Hiberniores ipsis Hibernis), а последние — чем больше усваивали английский язык и забывали свой собственный, тем больше становились ирландцами» [4, с. 523].
В рамках своей концепции Бенедикт Андерсон [1] описывает процесс конструирования традиции для мобилизации нации. Это явление находит отражение в ирландском опыте на примере феномена Гэльского возрождения — общественного движения конца XIX в. по восстановлению кельтской культуры и языка. Существование единой гомогенной ирландской нации с уникальной культурой является очевидным вымыслом, попыткой националистов исключить протестантское меньшинство из политического процесса. Гэльское возрождение взывало к католическому населению, которое составляло большинство населения страны, но не имело полноты политических и экономических прав, и объединение на почве кельтского наследия послужило ключевым мобилизационным фактором революционного националистического движения XX в.
Ирландский национализм в XIX в. включает две основные традиции: конституционную и революционную. Первая ставила своей целью отстаивание интересов Ирландии в Вестминстере и была представлена такими политическими деятелями, как Генри Граттан, Даниель О'Коннел и Чарльз Парнелл, усилиями которых была проведена эмансипация католиков и пересмотрен земельный вопрос. Революционная традиция, сформированная восстаниями 1798, 1803 и 1848 гг. и развитая фенианским движением американских ирландцев, привела к национально-освободительной войне в начале XX в. Эти две ветви национализма объединяло то, что они были заложены протестантами и позже получили католический характер.
В конце XVIII в. была сформирована противоположная католическому национализму традиция — юнионизм (англ. unionism). Это движение зародилось в Ольстере, и его сторонники выступали за сохранение тесной связи с Великобританией. Изначально оно было обусловлено экономическими интересами протестантов, а позже приобрело патриотический характер, отражая недоверие протестантского населения к католикам. Можно сказать, что в XIX в. в Ирландии существовали две политические нации: протестанты Ольстера, выступающие за тесные связи с Великобританией, и католики, стремящиеся к независимости от метрополии.
Выделяя основные черты ирландского национализма, можно отметить следующие особенности: во-первых, его протестантские истоки и католический характер; во-вторых, его апелляции к гэльской культуре и единой ирландской нации и их объективное отсутствие; в-третьих, сочетание двух форм национализма: конституционной и революционной; в-четвертых, наличие двух взаимонаправленных движений: национализма и юнионизма; в-пятых, антианглийскую направленность и восприятие Британии как исконного врага. Убедительным примером противоречия, лежащего в основе ирландского национализма, являются слова ирландского поэта Уильяма Б. Иейтса: «Ирландцы сохранили свое наследие в долгих войнах, которые в XVI и XVII вв. принимали форму войны на уничтожение. Эта память до сих пор живет в нас, и вряд ли какой другой народ отравлен ненавистью так, как мой. Мне приходится напоминать себе, что, хотя все мои предки были ирландцами, моя душа обязана своим существованием Шекспиру, Спенсеру и Блейку, может быть, Уильяму Моррису, что все, что я люблю, пришло ко мне при посредстве английского языка, на котором я думаю, говорю и пишу. И тогда любовь и ненависть раздирают меня пополам» [3].
Важный вклад в анализ и изучение ирландского национализма был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В рамках марксистской концепции причины ирландского национализма следует искать, прежде всего, в экономическом неравенстве Великобритании и Ирландии, в обострении классовой борьбы, которая наблюдалась как внутри самой Ирландии, так и внутри Британской империи, составной частью которой являлась Ирландия. Несмотря на то, что после заключения Унии в 1801 г. Ирландия стала частью Соединенного Королевства, политика Британии в отношении Ирландии не изменилась и вплоть до конца XIX в. Ирландия в ущерб своей экономике обеспечивала реализацию интересов метрополии.
Другой взгляд на причины возникновения национализма в Ирландии предлагается в рамках мо-дернизационной теории национализма, одним из основных идейных вдохновителей которой является Эрнест Геллнер [8]. Понятия структуры и культуры являются центральными в данной концепции. Под структурой подразумевается система ролей и позиций, составляющих общество, а под культурой —
система определенных знаков и сигналов. Данная теория объясняет возникновение национализма в Ирландии через отсталость экономики страны и невозможность реализации интеллектуального потенциала образованной части общества. «Национализм — это, прежде всего, политический принцип, суть которого в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также чтобы управляемые и управляющие в данной политической единице принадлежали к одному этносу» [2, с. 5]. Таким образом, национализм, по Геллнеру, — это такой способ взаимодействия структуры и культуры, который ставит своей целью соединение политики и культуры в государственную культуру. В ирландской действительности на примере движения культурного национализма подтверждается идея Геллнера о роли культуры в развитии ирландского национализма.
Современные ирландские историки (Р. Фостер, Дж. Бойс) считают, что общность происхождения ирландцев является не более чем националистическим мифом. В связи с этим находят подтверждение концепция Эрика Хобсбаума [6] об изобретении традиций и идея Бенедикта Андерсона [1] о том, что нация представляет собой сообщество людей, соединенное общими представлениями о своем прошлом.
В XX в. традиции ирландского национализма привели к созданию независимого государства Ирландия, однако Ольстер, оставшись в составе Великобритании, стал причиной гражданской войны (1922-1923) и террористической деятельности националистов. В свете последних событий очевидно, что история национализма в Ирландии не закончена и ее изучение по-прежнему является актуальным вопросом современного политического процесса.
Ирландский национализм имеет ярко выраженную историческую мотивацию и является отражением одного из самых длительных европейских конфликтов, имеющего черты этнического, религиозного, экономического и социального конфликта. Исследование ирландского национализма должно учитывать мировоззренческие и культурные особенности так называемого «ирландского характера», без которых сущностные детерминанты национализма в Ирландии выпадут из поля зрения. Ирландский национализм был не только программой политических действий, представленной в прокламациях и манифестах, но и сюжетом публицистических дискуссий и даже литературных сюжетов, что нашло свое проявление в духовной жизни Ирландии, особенно начиная с XVII в. Несмотря на то, что попытки реализовать устремления ирландских националистов сопровождались вооруженной борьбой, установление Ирландской республики стало результатом, в том числе, и активной интеллектуальной деятельности по созданию контуров будущего конституционного строя.
После установления республики и особенно после вступления Ирландии в ЕС можно сказать, что ирландский национализм имеет уже не столько собственно политическую, сколько культурную (лингвистическую, фольклорную и религиозную) окраску, что является, в первую очередь, результатом экономического роста и интеграционной политики в рамках ЕС. Вместе с тем актуальный потенциал ирландского национализма может рассматриваться не только в исторической ретроспективе, но и в плане будущего развития Европы, в первую очередь, как накопленный полезный опыт по разрешению межэтнических и межрелигиозных конфликтов на межнациональном (Ирландия — Великобритания) и на локальном (Соглашение по Ольстеру 10 апреля 1998 г.) уровнях. В ходе этих конфликтов ирландский национализм проявил себя не только как деструктивная сила, направленная на сопротивление, но и как созидающая сила, предусматривающая компромисс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. 288 с.
2. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с.
3. Кружков Г.М., Йейтс У.Б. Исследования и переводы. М., 2008. 671 с.
4. Маркс К. Энгельс Ф. Собр. соч.: в 39 т. Т. 16. М., 1960. 839 с.
5. Мирошников А.В. Три века Ирландии. Кн. 1: 1603-1845. Воронеж, 2008. 315 с.
6. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998. 306 с.
7. Cronin S. Irish Nationalism: A History of its Roots and Ideology. Dublin, 1980. 391 p.
8. Gellner E. Nationalism // Thought and Change. Chicago: Chicago University Press, 1964. P. 147-178.
9. Stewart A. T. Q. The shape of Irish History. Belfast, 2001. 209 p.