Научная статья на тему 'Идеологический аспект ирландского вопроса: основы и традиции национализма в Ирландии'

Идеологический аспект ирландского вопроса: основы и традиции национализма в Ирландии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
973
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛИЗМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИРЛАНДИИ / IRISH NATIONALISM / THEORY OF NATIONALISM / POLITICAL IDEOLOGIES / POLITICAL HISTORY OF IRELAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальцева Наталия Николаевна

В статье анализируется феномен ирландского национализма, который оказал существенное влияние на политическое и культурное развитие региона. Рассматриваются особенности данного идеологического явления, дается анализ причин зарождения ирландского национализма и выделяются его основные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological aspect of Irish question: origins and traditions of Irish nationalism

Article provides the analysis of the phenomenon of Irish nationalism, which significantly contributed to the political and cultural development of the region. Article discuss the patterns of this ideological process, gives the analyses of the origins of Irish nationalism and accentuates its main features.

Текст научной работы на тему «Идеологический аспект ирландского вопроса: основы и традиции национализма в Ирландии»

Н.Н. МАЛЬЦЕВА

Наталия Николаевна МАЛЬЦЕВА — аспирантка кафедры теории и философии политики факультета политологии СПбГУ.

' В 2009 г. окончила СПбГУ.

Автор 1 публикации.

Область научной специализации — ирландский национализм,

политическая история Ирландии, политические идеологии.

^ ^ ^

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИРЛАНДСКОГО ВОПРОСА: ОСНОВЫ И ТРАДИЦИИ

НАЦИОНАЛИЗМА В ИРЛАНДИИ*

Современные исследователи сходятся во мнении, что истоки ирландского национализма следует искать в Ирландии периода Протестантского господства (1691-1803) [5], когда католики потеряли возможность политического участия в жизни страны и власть оказалась в руках представителей протестантского меньшинства. Националистические идеи появляются в работах мыслителей-протестантов — Уильяма Молинекса, Джонатана Свифта, Эдмунда Берка и Генри Граттана. Протестантские патриоты заложили основы национализма, который в XIX в. под воздействием романтизма, распространения идей Французской революции и демократических принципов стимулировал формирование националистического движения католиков.

Ирландский национализм — сложное и комплексное явление, которое включает в себя многие факторы. Он не является реакцией на противостояние двух конфликтующих сторон — коренного населения и английских захватчиков или католиков и протестантов, а возникает в результате взаимоотношения между тремя нациями, живущими на одной территории: ирландцами, англо-ирландцами (потомками первых завоевателей англо-нормандцев) и англичанами. Сложность и уникальность национализма в Ирландии заключается в том, что даже внутри этих национальных групп нет единства, идентификации фрагментарны, а этнические характеристики размыты. Ирландцы, населявшие остров до вторжения англичан, к началу XVII в. оказались лишены своих земель, политических прав и влияния на политическую жизнь страны в силу своего происхождения и приверженности католицизму. Потомки завоевателей разделились на тех, кто принял протестантизм в XVII в., и тех, кто остался верен Папе Римскому. Представители каждой из этих групп считали себя истинными ирландцами, имеющими право на определение политического и экономического курса страны.

Историки высказывают мнение, что трагедия ирландской истории заключается не в том, что в XII в. в Ирландии появились иноземные захватчики, а в том, что они не смогли захватить всю Ирландию [7, с. 6]. Незавершенность завоевания заложила основы «ирландского вопроса» — комплекса проблем политического и социально-экономического характера, которые определяли англоирландские отношения до XX в. [9, с. 60] Работая над исследованием по истории Ирландии, Фридрих Энгельс отмечал: «Только с ирландцами англичане не справились. Виною тому огромная гибкость ирландской расы. После свирепейшего подавления, после каждой попытки истребления ирландцы, спустя короткий срок, снова поднимались с еще большей силой, чем когда-либо прежде; они словно

ГРНТИ 11.09.91 © H.H. Мальцева, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра филос. наук, проф. В.А. Гупюрова.

черпали свою главную силу в чужеземном гарнизоне, который сажали им на шею для их угнетения. Во втором, а часто и в первом поколении, чужеземцы превращались в больших ирландцев, чем сами ирландцы (Hiberniores ipsis Hibernis), а последние — чем больше усваивали английский язык и забывали свой собственный, тем больше становились ирландцами» [4, с. 523].

В рамках своей концепции Бенедикт Андерсон [1] описывает процесс конструирования традиции для мобилизации нации. Это явление находит отражение в ирландском опыте на примере феномена Гэльского возрождения — общественного движения конца XIX в. по восстановлению кельтской культуры и языка. Существование единой гомогенной ирландской нации с уникальной культурой является очевидным вымыслом, попыткой националистов исключить протестантское меньшинство из политического процесса. Гэльское возрождение взывало к католическому населению, которое составляло большинство населения страны, но не имело полноты политических и экономических прав, и объединение на почве кельтского наследия послужило ключевым мобилизационным фактором революционного националистического движения XX в.

Ирландский национализм в XIX в. включает две основные традиции: конституционную и революционную. Первая ставила своей целью отстаивание интересов Ирландии в Вестминстере и была представлена такими политическими деятелями, как Генри Граттан, Даниель О'Коннел и Чарльз Парнелл, усилиями которых была проведена эмансипация католиков и пересмотрен земельный вопрос. Революционная традиция, сформированная восстаниями 1798, 1803 и 1848 гг. и развитая фенианским движением американских ирландцев, привела к национально-освободительной войне в начале XX в. Эти две ветви национализма объединяло то, что они были заложены протестантами и позже получили католический характер.

В конце XVIII в. была сформирована противоположная католическому национализму традиция — юнионизм (англ. unionism). Это движение зародилось в Ольстере, и его сторонники выступали за сохранение тесной связи с Великобританией. Изначально оно было обусловлено экономическими интересами протестантов, а позже приобрело патриотический характер, отражая недоверие протестантского населения к католикам. Можно сказать, что в XIX в. в Ирландии существовали две политические нации: протестанты Ольстера, выступающие за тесные связи с Великобританией, и католики, стремящиеся к независимости от метрополии.

Выделяя основные черты ирландского национализма, можно отметить следующие особенности: во-первых, его протестантские истоки и католический характер; во-вторых, его апелляции к гэльской культуре и единой ирландской нации и их объективное отсутствие; в-третьих, сочетание двух форм национализма: конституционной и революционной; в-четвертых, наличие двух взаимонаправленных движений: национализма и юнионизма; в-пятых, антианглийскую направленность и восприятие Британии как исконного врага. Убедительным примером противоречия, лежащего в основе ирландского национализма, являются слова ирландского поэта Уильяма Б. Иейтса: «Ирландцы сохранили свое наследие в долгих войнах, которые в XVI и XVII вв. принимали форму войны на уничтожение. Эта память до сих пор живет в нас, и вряд ли какой другой народ отравлен ненавистью так, как мой. Мне приходится напоминать себе, что, хотя все мои предки были ирландцами, моя душа обязана своим существованием Шекспиру, Спенсеру и Блейку, может быть, Уильяму Моррису, что все, что я люблю, пришло ко мне при посредстве английского языка, на котором я думаю, говорю и пишу. И тогда любовь и ненависть раздирают меня пополам» [3].

Важный вклад в анализ и изучение ирландского национализма был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В рамках марксистской концепции причины ирландского национализма следует искать, прежде всего, в экономическом неравенстве Великобритании и Ирландии, в обострении классовой борьбы, которая наблюдалась как внутри самой Ирландии, так и внутри Британской империи, составной частью которой являлась Ирландия. Несмотря на то, что после заключения Унии в 1801 г. Ирландия стала частью Соединенного Королевства, политика Британии в отношении Ирландии не изменилась и вплоть до конца XIX в. Ирландия в ущерб своей экономике обеспечивала реализацию интересов метрополии.

Другой взгляд на причины возникновения национализма в Ирландии предлагается в рамках мо-дернизационной теории национализма, одним из основных идейных вдохновителей которой является Эрнест Геллнер [8]. Понятия структуры и культуры являются центральными в данной концепции. Под структурой подразумевается система ролей и позиций, составляющих общество, а под культурой —

система определенных знаков и сигналов. Данная теория объясняет возникновение национализма в Ирландии через отсталость экономики страны и невозможность реализации интеллектуального потенциала образованной части общества. «Национализм — это, прежде всего, политический принцип, суть которого в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также чтобы управляемые и управляющие в данной политической единице принадлежали к одному этносу» [2, с. 5]. Таким образом, национализм, по Геллнеру, — это такой способ взаимодействия структуры и культуры, который ставит своей целью соединение политики и культуры в государственную культуру. В ирландской действительности на примере движения культурного национализма подтверждается идея Геллнера о роли культуры в развитии ирландского национализма.

Современные ирландские историки (Р. Фостер, Дж. Бойс) считают, что общность происхождения ирландцев является не более чем националистическим мифом. В связи с этим находят подтверждение концепция Эрика Хобсбаума [6] об изобретении традиций и идея Бенедикта Андерсона [1] о том, что нация представляет собой сообщество людей, соединенное общими представлениями о своем прошлом.

В XX в. традиции ирландского национализма привели к созданию независимого государства Ирландия, однако Ольстер, оставшись в составе Великобритании, стал причиной гражданской войны (1922-1923) и террористической деятельности националистов. В свете последних событий очевидно, что история национализма в Ирландии не закончена и ее изучение по-прежнему является актуальным вопросом современного политического процесса.

Ирландский национализм имеет ярко выраженную историческую мотивацию и является отражением одного из самых длительных европейских конфликтов, имеющего черты этнического, религиозного, экономического и социального конфликта. Исследование ирландского национализма должно учитывать мировоззренческие и культурные особенности так называемого «ирландского характера», без которых сущностные детерминанты национализма в Ирландии выпадут из поля зрения. Ирландский национализм был не только программой политических действий, представленной в прокламациях и манифестах, но и сюжетом публицистических дискуссий и даже литературных сюжетов, что нашло свое проявление в духовной жизни Ирландии, особенно начиная с XVII в. Несмотря на то, что попытки реализовать устремления ирландских националистов сопровождались вооруженной борьбой, установление Ирландской республики стало результатом, в том числе, и активной интеллектуальной деятельности по созданию контуров будущего конституционного строя.

После установления республики и особенно после вступления Ирландии в ЕС можно сказать, что ирландский национализм имеет уже не столько собственно политическую, сколько культурную (лингвистическую, фольклорную и религиозную) окраску, что является, в первую очередь, результатом экономического роста и интеграционной политики в рамках ЕС. Вместе с тем актуальный потенциал ирландского национализма может рассматриваться не только в исторической ретроспективе, но и в плане будущего развития Европы, в первую очередь, как накопленный полезный опыт по разрешению межэтнических и межрелигиозных конфликтов на межнациональном (Ирландия — Великобритания) и на локальном (Соглашение по Ольстеру 10 апреля 1998 г.) уровнях. В ходе этих конфликтов ирландский национализм проявил себя не только как деструктивная сила, направленная на сопротивление, но и как созидающая сила, предусматривающая компромисс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. 288 с.

2. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с.

3. Кружков Г.М., Йейтс У.Б. Исследования и переводы. М., 2008. 671 с.

4. Маркс К. Энгельс Ф. Собр. соч.: в 39 т. Т. 16. М., 1960. 839 с.

5. Мирошников А.В. Три века Ирландии. Кн. 1: 1603-1845. Воронеж, 2008. 315 с.

6. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998. 306 с.

7. Cronin S. Irish Nationalism: A History of its Roots and Ideology. Dublin, 1980. 391 p.

8. Gellner E. Nationalism // Thought and Change. Chicago: Chicago University Press, 1964. P. 147-178.

9. Stewart A. T. Q. The shape of Irish History. Belfast, 2001. 209 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.