Научная статья на тему 'Семантика ирландского национализма'

Семантика ирландского национализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / НАЦИОНАЛИЗМ / ИРЛАНДИЯ / Р. ЭММЕТ / АРИСТОКРАТИЯ / ВОЛОНТЁРЫ / РЕВОЛЮЦИЯ / ДЖ. РЕДМОНД / ГОМРУЛЬ / ШИНН ФЕЙН / SEMANTICS / NATIONALISM / IRELAND / R. EMMET / ARISTOCRACY / VOLUNTEERS / REVOLUTION / J. REDMOND / HOME RULE / SINN FEIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирошников Александр Викторович, Шишкина Ирина Борисовна

Анализируется семантическое содержание ирландского национализма, представленного в риторике и программных установках видных лидеров национального движения Роберта Эммета и Джона Редмонда. Немногим более столетия разделяют события национального движения, во главе которых стояли оба руководителя. Трансформация условий социально-экономического и политического характера и произошедшее за это время формирование стойкого политизированного массового общественного мнения и движения внесли коррективы в семантику национализма. Рассматриваются вопросы адекватности тех устремлений и задач, которые выдвигались Эмметом и Редмондом, реальной ситуации в Ирландии. Анализ документов позволяет констатировать процесс адаптации терминологии целей национализма к конкретной исторической ситуации, что отличало период лидерства Редмонда от романтической эпохи рубежа XVIII-XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF IRISH NATIONALISM

The article is devoted to the semantic content of Irish nationalism, presented in the rhetoric and program settings of the prominent leaders of the National movement Robert Emmett and John Redmond. A little more, than a century, divide the events of the National movement headed by both leaders from each other. The socio-economic and political conditions that occurred during this period, the formation of a stable politicized mass public opinion and movement, made adjustments to the semantics of nationalism. The article examines the questions adequacy of the aspirations and aims that Emmett and Redmond put forward to real situation in Ireland. The analysis of documents allows us to state a process of adaptation of the goals of Nationalism terminology to the specific historical situation, that distinguish the period of Redmond's leadership from the romantic era of the turn of the 18-19th centuries.

Текст научной работы на тему «Семантика ирландского национализма»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 2

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

УДК 94 (415) DOI 10.23683/0321-3056-2018-2-76-81

СЕМАНТИКА ИРЛАНДСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

© 2018 г. А.В. Мирошников a, И.Б. Шишкина a

a Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия

SEMANTICS OF IRISH NATIONALISM

A. V. Miroshnikov a, I.B. Shishkina a

a Voronezh State University, Voronezh, Russia

Мирошников Александр Викторович - Alexander V. Miroshnikov -

доктор исторических наук, профессор, Doctor of History, Professor,

заведующий кафедрой истории зарубежных стран Head of Department of the Foreign Countries History

и востоковедения, исторический факультет, and Oriental Studies, History Faculty,

Воронежский государственный университет, Voronezh State University,

Московский пр., 88, г. Воронеж, 394068, Россия. Moskovskii Ave, 88, Voronezh, 394068, Russia.

Е-mail: [email protected] Е-mail: [email protected]

Шишкина Ирина Борисовна - Irina B. Shishkina -

преподаватель, кафедра истории зарубежных стран Lecturer, Department of the Foreign Countries History

и востоковедения, исторический факультет, and Oriental Studies, History Faculty,

Воронежский государственный университет, Voronezh State University,

Московский пр., 88, г. Воронеж, 394068, Россия. Moskovskii Ave, 88, Voronezh, 394068, Russia.

Е-mail: [email protected] Е-mail: [email protected]

Анализируется семантическое содержание ирландского национализма, представленного в риторике и программных установках видных лидеров национального движения Роберта Эммета и Джона Редмонда. Немногим более столетия разделяют события национального движения, во главе которых стояли оба руководителя. Трансформация условий социально-экономического и политического характера и произошедшее за это время формирование стойкого политизированного массового общественного мнения и движения внесли коррективы в семантику национализма.

Рассматриваются вопросы адекватности тех устремлений и задач, которые выдвигались Эмметом и Редмондом, реальной ситуации в Ирландии. Анализ документов позволяет констатировать процесс адаптации терминологии целей национализма к конкретной исторической ситуации, что отличало период лидерства Редмонда от романтической эпохи рубежа XVIII-XIX вв.

Ключевые слова: семантика, национализм, Ирландия, Р. Эммет, аристократия, Волонтёры, революция, Дж. Редмонд, гомруль, Шинн Фейн.

The article is devoted to the semantic content of Irish nationalism, presented in the rhetoric and program settings of the prominent leaders of the National movement Robert Emmett and John Redmond. A little more, than a century, divide the events of the National movement headed by both leaders from each other. The socio-economic and political conditions that occurred during this period, the formation of a stable politicized mass public opinion and movement, made adjustments to the semantics of nationalism.

The article examines the questions adequacy of the aspirations and aims that Emmett and Redmond put forward to real situation in Ireland. The analysis of documents allows us to state a process of adaptation of the goals of Nationalism terminology to the specific historical situation, that distinguish the period of Redmond's leadership from the romantic era of the turn of the 18-19th centuries.

Keywords: semantics, nationalism, Ireland, R. Emmet, aristocracy, volunteers, revolution, J. Redmond, Home Rule, Sinn Fein.

В современной исторической науке под се- ловым рядом и действительностью, реальной мантикой следует понимать не её лингвистиче- или воображаемой самими носителями тех или скую составляющую, а отношение между язы- иных выражений. Иными словами, актуален ковыми выражениями (терминологией), смыс- вопрос, насколько терминология корреспонди-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

рует изначальному смыслу и насколько достижима возможность воплощения указанных задач. Для выявления семантики ирландского национализма обратимся к риторике его лидеров на разных этапах движения.

Последний протуберанец раннего революционного направления рубежа дал о себе знать во время восстания Роберта Эммета в 1803 г.

Провал восстания «Объединённых ирландцев» в 1798 г., затем Уния 1800 г., уничтожившая самостоятельный Ирландский парламент, Дойл, фактически ликвидировали потенциал революции. Однако Р. Эммет и небольшая группа его последователей, ярых приверженцев «физической силы» всё же предприняли попытку восстания, во многом надеясь на помощь Франции.

Восстание потерпело крах. Кроме сугубо тактических ошибок республиканцев налицо явное несовпадение их задач и планов по освобождению Ирландии от метрополии с объективными условиями той поры.

В «Прокламации» Эммета перед восстанием приоритет идеального прочтения задач превалирует над анализом ситуации. Начинается документ пафосно: «Временное правительство к народу Ирландии» [1, с. 279].

Главнейшей целью восставших, пишет Эм-мет, является воссоздание независимой страны (independent country), а завоевание «вашей независимости» (your independence) находится в ваших собственных руках [1, с. 279].

Объёмный документ был не только обращением к сердцам ирландцев, но и весьма детальной программой проведения вооружённой борьбы. Эммет писал «мужчинам Ленстера» [1, с. 280], «мужчинам Манстера и Коннота» [1, с. 281] об их задачах. В конечном итоге «Прокламация» завершалась декларированием тех преобразований, ради которых и готовится восстание. [1, с. 283-286].

Суммарно это была программа установления светской, независимой республики, порывающей все связи с Англией, с предложениями нового государственного устройства всех уровней власти.

Выступая на суде, в своём последнем слове дворянин Эммет, человек входивший в элиту европейской аристократии, как и многие из его сословия на континенте, являясь апологетом идей Великой Французской революции, чётко транслировал свои республиканские и революционные воззрения [2, с. 286-290], а выражение

Independence в своём исконном смысле соответствовало слову «независимость». В этой связке термин абсолютно отвечал задачам достижения полной свободы. Но, как и многие протороман-тики той поры, Эммет преимущественно анализировал и представлял не реальный мир, а иллюзорный. Отголоски просветительской доктрины всесильного человеческого разума невольно создавали такой разрыв между благородной целью и условиями, в которых она должна была воплотиться.

Воображаемый Эмметом мир выглядел так. Он полагал, был уверен, что абсолютное большинство нации пропитано стремлением к независимости. Причём, по его убеждению, это означало бы полный разрыв с Великобританией.

Так ли было в действительности? Напомним, что с 1801 г. Ирландия стала неотъемлемой частью Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Уния, однако, принесла части общества известные преференции.

Так североирландская буржуазия глубже инкорпорировалась в единый финансово-промышленный монолит британской экономики. Индустриальная революция бушевала в метрополии, и североирландские буржуа являли собой сегмент этого процесса.

Краткий, но эффективный период существования Дойла привёл к расцвету ирландской экономики, сделал Дублин вторым по численности населения городом на островах, таким образом стимулировав развитие среднего класса. Этот класс потерял не столь много от Унии, ибо был католическим по своей религии, а Дойл, как и Вестминстер, являлись протестантскими институтами. Для католиков что лондонская власть, что дублинская были одинаково недостижимыми. И католиков больше интересовало получение пассивного избирательного права. Ради такой цели проводят революции?

Эммет, как практически и все националисты Ирландии, являлся типичным горожанином и понимал сельское население так, как мог понимать аристократ и городской житель. Комплекс вины, которым страдали дворяне всей Европы под влиянием лозунга «Свобода, Равенство, Братство», наставлял аристократию на праведный путь искупления грехов их сословия перед нацией. Путь, который понимался ими с их точки зрения, что очевидно.

Разве угнетённое крестьянство не желает независимости Ирландии, полагал Эммет и его сподвижники? Желает, были они уверены!

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

Но крестьянская масса не была мономолекулярной. Сорокашиллинговые фригольдеры не только отличались лучшим экономическим положением, но и владели активным избирательным правом и влияли на выборы в Вестминстер. Такое положение в целом эту прослойку пейза-нов устраивало.

Большую же часть крестьян-арендаторов волновали вопросы жизнеобеспечения, принятия новых земельных законов, проявлялось инстинктивное стремление к получению парцеллы. Деревня, безусловно, не являлась оплотом национализма. Но и в городе истинных приверженцев независимости было ограниченное число.

Полагаем, что иллюзорный мир Эммета был создан под впечатлениями о парижских событиях революционного времени, автоматически перенесённом на родину. Эммет напрасно рассчитывал и на помощь французского Консульства, несмотря на дружеские отношения с Наполеоном Бонапартом.

Таким образом, семантика раннего революционного ирландского национализма демонстрирует разрыв между конкретикой реальности и мифологем лидеров.

За прошедшее столетие, видевшее как примеры неудачных восстаний, так и кардинальные реформы, итоги которых тоже не корреспондировали с заявленными целями, семантически так же оформленными идеалистически, тем не менее разрыв между планами националистов и реальностью стал сокращаться. Иллюзорный мир лидеров национализма уходил в прошлое. Но не менее важную роль играла политизация масс, их уровень образованности, новые социальные условия. Среди наиболее ярких примеров такого осознания действительности, а соответственно и постановки реальных задач движения следует назвать Джона Редмонда. Его борьба за гомруль отличалась от прежних фантастических прожектов гомрулёров. В то же время «физическая сила» и её крайняя степень в виде терроризма ослабевает. Да, моральный авторитет Ирландского Республиканского Братства оставался высоким, и Братство не могло быть неучтённым в выработке концепций национализма, тем более, что и оно мигрировало от терроризма [3, p. 432, 475].

Новым показателем не только расширения границ национализма, но и индикатором включения в его орбиту практически всех социальных слоёв стало создание культурного направ-

ления в национальном движении, выраженного в Гэльской лиге и Гэльской атлетической ассоциации. Всплеск интереса к родному языку, культуре, литературе, национальным видам спорта был массовым [4]. Несмотря на то, что эти организации стояли вне политики, они внесли большой вклад в формирование самосознания ирландской нации. Они в некоторой степени придавали политическим течениям Ирландии легитимность, теперь движение за независимость (какую бы форму оно не принимало) выглядело не как простой сепаратизм части империи, а как стремление отдельной нации к самореализации.

В таких условиях проходило развитие идеологии Дж. Редмонда. Начиная в качестве сторонника Ч.Ст. Парнелла, Редмонд после его кончины возглавил Ирландскую парламентскую партию (ИПП). Новая партия начала последовательную агитацию за Гомруль. Это была свежая идея для истощённого безуспешными попытками восстаний и бунтов ирландского национализма - добиться самоуправления Ирландии, статуса доминиона легальным путём. Безопасный и кристально этичный способ, к которому, что не маловажно, население было готово: на заре XX в. под влиянием разнообразных обществ сложилось национальное самоощущение и представление о политике и политическом участии, доступном для широких слоев. В этой ситуации ИПП быстро набирает популярность и показывает стабильные результаты на выборах -при общем количестве депутатов от Ирландии 103-105 человек, в период с 1885 до 1918 г. количество депутатов от ИПП колеблется в пределах 69-85 человек [5, p. 573-591].

Примечательна риторика Дж. Редмонда: «Вот то, чего хочет Ирландия: контроля законодательных и исполнительных органов власти в том, что касается сугубо ирландских вопросов...», - провозглашает он. При этом он выступает за сохранение приоритета Британского парламента в решении общеимперских дел и ирландского представительства в нем для возможности выразить свое отношение по наиболее важным моментам. Так же он четко очерчивает ряд вопросов, которые должны решаться ирландским парламентом. Это проблемы земельного законодательства, местного налогообложения, рабочий вопрос, регуляция транспортной системы, обеспечение правопорядка, организация системы образования, вопросы производства. Как видим, это вполне конкретная и

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

корректная постановка целей, безусловно националистических, вновь направленных на достижение независимости, но здесь независимость понимается в большей степени как автономия без полного разрыва с метрополией.

Меняется и методология. Дж. Редмонд настаивает на необходимости использования сугубо политических методов для борьбы за независимость страны, отмечая, что только таким образом Ирландия сможет продемонстрировать свою национальную зрелость и готовность к автономии, что станет необходимым условием успеха гомруля [6, p. 128-129]. Здесь Дж. Редмонд становится голосом ИПП и формулирует ключевые идеи, которые на десятилетия закрепятся в сознании ирландцев и станут политической позицией широких слоёв населения Ирландии [7].

Однако, безусловно, Редмонд принадлежал к умеренному крылу националистов, а политический ландшафт Ирландии был намного разнообразнее. Так, с 1905 г. появляется новый игрок на политическом поле - Шинн Фейн. Это течение, еще не оформившееся в полноценную политическую партию, было в корне не согласно с риторикой Редмонда. Оно провозглашало нелегитимность органов власти Великобритании на территории Ирландии, отрицало необходимость представительства Ирландии в парламенте, говорило о создании новой, национальной вертикали власти, дублирующей органы королевской власти, ратовало за жесткий протекционизм в экономической сфере и подчеркивало необходимость сплочения нации, что должно стать главным фактором борьбы за независимость [8, p. 71-87]. Интересно, что это движение в первые годы быстро набирает популярность (так, в 1908 г. число местных отделений достигло 100), и несколько снижает позиции ИПП, в основном за счёт переноса акцента на экономическую политику и обращения к наиболее нетерпеливым приверженцам национализма. Тем не менее оно вскоре теряет популярность и перестаёт играть активную роль вплоть до Пасхального восстания, в котором будет обвинено, что обеспечит вторую жизнь движению [9].

Но, когда введение самоуправления видится уже неизбежным, Редмонд сталкивается с новым вызовом - образуется Ольстерская юнионистская партия, выступающая против идеи гомруля и в особенности против его распространения на северную часть острова. Тем не менее его риторика не претерпевает суще-

ственных изменений, Редмонд по-прежнему акцентирует своё внимание и внимание населения на проблеме принятия закона о предоставлении статуса доминиона. Проблему урегулирования отношений католического юга и протестантского севера он считает второстепенной, что, безусловно, являлось недооценкой серьёзности ситуации.

Конституционный кризис 1910 г. дал возможность ИПП воплотить главный пункт своей программы в жизнь. Дж. Редмонд продолжил продвигать идею гомруля, настаивая на том, что именно она отвечает интересам ирландского народа. Однако в 1913 г. проблема Ольстера резко обострилась - сформировались отряды Ольстерских волонтёров, провозгласивших своей целью предотвращение распространения гомруля на северную часть Ирландии [10]. Отсутствие реакции Великобритании, в том числе на вооружение Волонтёров, всколыхнуло общественное мнение Ирландии, и тогда Дж. Ред-монд обращает внимание на эту проблему и пересматривает своё отношение к идее разделения страны, предлагая в свою очередь выведение Ольстера из-под действия ирландского самоуправления на 6 лет. Однако впоследствии он не раз заявлял, что конечной целью всех его стремлений является самоуправление для всей Ирландии без исключений. Но он подчеркивал, что нельзя допустить насильственного решения данного вопроса, и сохранение гражданского мира в стране является принципиальным условием [11, р. 46].

Ситуация в стране стремительно накалялась. Вскоре зазвучали призывы к симметричному ответу, и в ноябре 1913 г. на базе трёх организаций - Шинн Фейн, Гэльской лиги и Ирландского республиканского братства - образовался корпус Ирландских волонтёров, численность которого стремительно достигла почти 200 тысяч человек [3, p. 469]. Гомруль готовился к принятию, и Дж. Редмонд, заметив вооружение волонтёров и обратив внимание на рост милитаристских настроений в обществе, сделал попытку контролировать ситуацию, и ввел во Временный Комитет, орган управления Ирландских волонтеров, своих представителей [12, p. 20-23].

Первая мировая война осложнила ситуацию ещё сильнее, но Редмонд, оценив риски, внёс предложение возложить на Ирландских волонтеров обязанности по защите Ирландии в составе вооруженных сил Великобритании [13, col. 18281829]. Это было весьма прагматично с его сторо-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

ны, переориентация военных формирований с борьбы с «внутренним врагом» на внешнего, да еще и в составе действующей армии могла разрядить обстановку в стране и стать страховкой для ИПП от несанкционированных действий, которые могли бы поставить под удар достигнутый прогресс. Однако Великобритания на такой шаг пойти не могла и не пошла. Тогда Редмонд переформулировал свою идею и стал активно призывать Ирландских волонтёров вступать в ряды британской армии, проявив тем самым зрелую гражданскую позицию и выразив уважение и благодарность по отношению к Великобритании. По его задумке это должно было также убедить ольстерцев, противников гомруля, в том, что его вступление в силу не станет катастрофой и что между жителями разных районов Ирландии нет и не может быть непреодолимой преграды, что взаимно комфортное единство страны вполне возможно [14, p. 176-177]. Безусловно, здесь в риторике Редмонда всё ещё виден флёр иллюзий в отношении истинной остроты конфликта и глубины противоречий Юга и Севера.

Помимо прочего, Редмонд рассчитывал на быстрое завершение войны. Она же затянулась, и ситуация начала меняться - еще вчера восторженно встречавшее победу в вопросе самоуправления ирландское общество теперь было обложено дополнительными налогами, недовольно затягиванием вступления гомруля в силу, наблюдало с ожесточением за агрессивной риторикой Ольстера, с возмущением - дискриминацией по отношению к военнослужащим ирландцам. Пасхальное восстание явилось взрывом недовольства, не поддержанным и пока ещё не разделяемым большей частью общества. Для Редмонда же, добившегося принятия гомруля, данное выступление стало громом среди ясного неба. Его политика мирного урегулирования конфликта с юнионистами теперь не могла увенчаться успехом - последние были уверены в вероломстве националистов, не гнушающихся сговором с врагом в лице Германии. Официальные комментарии он дал лишь 27 апреля, осудив восстание и обозначив реакцию отношения ирландцев к происходящему как отвращение и ужас. Не сразу он отреагировал и на казни восставших, в итоге осудив такое решение 6 мая [12, p. 37]. Редмонд попал в сложную ситуацию, видя и реальное массовое недовольство, и оставаясь верным приверженцем исключительно политических методов борьбы.

Оказавшись в сложном положении между ирландскими националистами, которые помешали

его политике, и Лондоном, с которым также необходимо было поддерживать контакт и продолжать сотрудничество по вопросу реального вступления в силу гомруля, он попытался отреагировать с точно рассчитанным умеренным осуждением. Но страна уже была взбудоражена Пасхальным восстанием, а казни лидеров предопределили дальнейший взрыв радикализма, обесценивавшего в своей риторике достижения Редмонда. Впоследствии именно герои Пасхального восстания и войны за независимость останутся в памяти ирландского народа как люди, добившиеся независимости, личность же Редмонда несколько уйдёт на второй план, хотя основой для послевоенного мирного урегулирования по-прежнему станет именно гомруль, за который он последовательно боролся в течение трёх десятков лет. Редмонд же сосредоточится на обсуждении технических деталей и поправок к законопроекту, прагматично заканчивая дело всей своей жизни и в меньшей степени обращая внимание на происходящие в Ирландии процессы.

Семантика ирландского национализма прошла долгий путь адаптации программ и устремлений лидеров движения к реальным оценкам конкретной ситуации. Между тем достичь полного тождества в этом вряд ли возможно. События Пасхального восстания 1916 г., Гражданской войны 1922-1923 гг. показывают, что у значительной части националистического направления по-прежнему господствовали идеи достижения полной независимости страны, несомненно утопические, несмотря на всё благородство цели. Тем не менее романтизм Р. Эммета, являвшийся яркой иллюстрацией национализма начала XIX в., сменится более реалистичным, прагматичным и политически взвешенным подходом, представителем которого станет Дж. Редмонд, также без сомнения являвшийся ярким лидером национализма начала XX в.

Литература

1. Прокламация Роберта Эммета перед восстанием 1803 г. Robert Emmet's Proclamation, 1803 // Ми-рошников А.В. Три века Ирландии : в 3 кн. Книга 1 : 1603-1845. Воронеж : Истоки, 2008. 315 с.

2. Речь Роберта Эммета перед судом. Robert Emmet's Speech from the Dock // Мирошников А.В. Три века Ирландии : в 3 кн. Книга 1 : 1603-1845. Воронеж : Истоки, 2008. С. 286-290.

3. Foster R. F. Modern Ireland 1600-1972. London, 1989. 688 p.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

4. O'Riordan T. Cultural Nationalism. URL: http://

multitext.ucc.ie/d/Ireland_religion_culture_1870-1914#

9CulturalNationalism (дата обращения: 22.01.2018).

5. Craig F.W.S. British parliamentary election results 1885-1918. London, 1974. 696 p.

6. The Irish demand as seen by John Redmond / Irish political documents 1869-1916. Dublin, 1989.

7. Finnan J. P. John Redmond and Irish Unity: 1912-1918. N.Y., 2004. 307 p.

8. Henry R. M. The evolution of Sinn Fein. Dublin, 1920. 318 p.

9. O'Riordan T. The First Sinn Fein Party. URL: http://multitext.ucc.ie/d/Ireland_politics__administration _1870-1914#12TheFirstSmnFeacutemParty (дата обращения: 22.01.2018).

10. O'Riordan T. Militant Unionism. URL: http:// multitext.ucc.ie/d/Ireland_politics__administration_ 1870-1914 (дата обращения: 22.01.2018).

11. O'Connor Lysaght D.R. The rhetoric of Red-mondism 1914-1916 / History Ireland. Spring, 2003. P. 44-49.

12. Lee J. J. Ireland 1912-1985. Politics and society. Cambridge, 1989. 754 p.

13. Hansard's Parliamentary Debates. 1842. Vol. 65. 754 p.

14. Redmond's speech at Woodenbridge, Co. Wick-low / Irish political documents 1869-1916. Dublin, 1989.

References

1. [Robert Emmet's Proclamation, 1803]. Miroshni-kov A.V. Tri veka Irlandii [Three Ages of Ireland]: In 3 books. Book 1. 1603-1845. Voronezh: Istoki, 2008, 315 p.

2018. No. 2

2. [Robert Emmet's Speech from the Dock]. Miroshnikov A.V. Tri veka Irlandii [Three Ages of Ireland]: In 3 books. Book 1. 1603-1845. Voronezh: Istoki, 2008, pp. 286-290.

3. Foster R.F. Modern Ireland 1600-1972. London, 1989, 688 p.

4. O'Riordan T. Cultural Nationalism. Available at:

http://multitext.ucc.ie/d/Ireland_religion_culture_1870-

1914#9CulturalNationalism (accessed 22.01.2018).

5. Craig F.W.S. British parliamentary election results 1885-1918. London, 1974, 696 p.

6. The Irish demand as seen by John Redmond. Irish political documents 1869-1916. Dublin, 1989.

7. Finnan J. P. John Redmond and Irish Unity: 1912-1918. New York, 2004, 307 p.

8. Henry R. M. The evolution of Sinn Fein. Dublin, 1920, 318 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. O'Riordan T. The First Sinn Fein Party. Available at: http://multitext.ucc.ie/d/Ireland_politics_admin-

istration_1870-1914#12TheFirstSinnFeacuteinParty (accessed 22.01.2018).

10. O'Riordan T. Militant Unionism. Available at:

http://multitext.ucc.ie/d/Ireland_politics_administration

_1870-1914 (accessed 22.01.2018).

11. O'Connor Lysaght D.R. The rhetoric of Red-mondism 1914-16. History Ireland. Spring, 2003, pp. 4449.

12. Lee J. J. Ireland 1912-1985. Politics and society. Cambridge, 1989, 754 p.

13. Hansard's Parliamentary Debates. 1842, vol. 65, 754 p.

14. Redmond's speech at Woodenbridge, Co. Wick-low. Irish political documents 1869-1916. Dublin, 1989.

Поступила в редакцию / Received 13 февраля 2018 г. / February 13, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.