Научная статья на тему 'Спорные и необычные объекты, наделяемые правовым статусом недвижимости'

Спорные и необычные объекты, наделяемые правовым статусом недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
недвижимость / гражданское законодательство / имущество / оценочная категория / объект недвижимости / real estate / civil legislation / property / appraisal category / real estate object

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Александрович Дарков, Александр Павлович Зрелов

В статье рассмотрены существующие на настоящий момент подходы к отнесению конкретных объектов к категории недвижимости. Помимо исследования материалов отечественной правоприменительной практики, также представлены примеры альтернативного нормативного регулирования зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Controversial and unusual objects endowed with the legal status of real estate

The article discusses the currently existing approaches to classifying specific objects as real estate. In addition to the study of the materials of domestic law enforcement practice, examples of alternative regulatory regulation of foreign countries are also presented.

Текст научной работы на тему «Спорные и необычные объекты, наделяемые правовым статусом недвижимости»

Закон и право. 2023. № 11. С. 145-149. Law and legislation. 2023;(11):145-149.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-145-149 EDN: https://elibrary.ru/MFUGZC

NIION: 1997-0063-1 1/23-652 MOSURED: 77/27-001-2023-11-852

Спорные и необычные объекты, наделяемые правовым статусом недвижимости

Александр Александрович Дарков1, Александр Павлович Зрелов2

1 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

2 Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия

1 darckov@yandex.ru

2 zrelov@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены существующие на настоящий момент подходы к отнесению конкретных объектов к категории недвижимости. Помимо исследования материалов отечественной правоприменительной практики, также представлены примеры альтернативного нормативного регулирования зарубежных стран.

Ключевые слова: недвижимость, гражданское законодательство, имущество, оценочная категория, объект недвижимости.

Для цитирования: Дарков A.A., Зрелов А.П. Спорные и необычные объекты, наделяемые правовым статусом недвижимости // Закон и право. 2023. № 11. С. 145—149. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-145-149 EDN: https://elibrary.ru/MFUGZC

Original article

Controversial and unusual objects endowed with the legal status of real estate

Alexander A. Darkov1, Alexander P. Zrelov2

1 State University of Land Management, Moscow, Russia

2 Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NIU), Moscow, Russia

1 darckov@yandex.ru

2 zrelov@mail.ru

Abstract. The article discusses the currently existing approaches to classifying specific objects as real estate. In addition to the study of the materials of domestic law enforcement practice, examples of alternative regulatory regulation of foreign countries are also presented

Keywords: real estate, civil legislation, property, appraisal category, real estate object

For citation: Darkov A.A., Zrelov A.P. Controversial and unusual objects endowed with the legal status of real estate // Law and legislation. 2023;(11):145—149. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-145-149 EDN: https://elibrary.ru/MFUGZC

I I ействующее законодательство многих со-I I временных стран применяет модель деле/ !ния имущества на две категории: движиМое или недвижимое. От отнесения конкретного имущества к категории движимого или недвижимого меняется не только его правовой статус, но и возможные правовые обременения, связан-

© Дарков А.А., Зрелов А.П. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 11-2023

ные, например, с порядком его учета или налогообложения [7; 10; 14; 15; 16].

Несмотря на целый комплекс действующих в Российской Федерации норм гражданского и иного законодательства, посвященных определению понятия недвижимости и конкретных его объектов, это правовое понятие до настоящего момента отнесено к сфере оценочных категорий [6; 13]. Признание объектов недвижимости в ка-

честве оценочной правовой категории на уровне правоприменения означает, в том числе, отсутствие для таких объектов какого-либо одного определяющего, превалирующего признака, либо их сочетания. Наличие официальных документов, постановка на учет, заключение эксперта о технических характеристиках объекта, при решении конкретного спора, не играет для конкретного судьи при вынесении решения предопределяющей роли.

Разрешение подобного вопроса не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, являются ли объектом движимого или недвижимого имущества: автомобильная дорога, забор на земельном участке, автопарковка, продуктовый ларек [5; 8; 9] Зависит ли ответ на данный вопрос от конструктивных особенностей или используемых в постройке материалов?

В результате в современных условиях далеко не редкость, когда объекты со сходными характеристиками, но, например, расположенные в различных регионах страны, решением даже не конкретных судов, а конкретных судей могут признаваться как имеющими признаки объекта недвижимости, так и не обладающими ими.

Казалось бы общие подходы к решению подобных вопросов давным-давно уже могли быть систематизированы и унифицированы не только на национальном, но и на международном уровне. Но если проанализировать, например, акты межгосударственных соглашений, затрагивающих проблематику недвижимости, то оказывается, что в подавляющем большинстве случаев представители договаривающихся государств предпочитают сохранять в их тексте оговорку, что для целей каждой из сторон объектами недвижимости признаются именно те, которые признаются таковыми по национальному законодательству соответствующего государства [12]. Иными словами, то, что признается объектом недвижимости в одной стране, может и не наделяться подобным статусом по праву государства-партнера в соглашении.

В некоторых случаях перечень объектов, признаваемых недвижимостью, согласно зарубежному законодательству изложен более конкретно, чем в гражданском законодательстве Российской Федерации, а в некоторых, скорее всего в силу устоявшихся исторических традиций, в составе недвижимости рассматриваются достаточно необычные, на взгляд российского юриста, объекты [11].

Например, по ст. 149 Гражданского кодекса Грузии [2] недвижимостью признаются, в том

числе, и находящиеся на земельном участке ископаемые, а также произрастающие на земле растения.

Согласно ст. 459 Гражданского кодекса Молдовы [3] понятие недвижимости распространено также на:

■ материалы, временно обособленные от земельного участка для повторного использования (до тех пор, пока они сохраняются в той же форме);

■ материалы, завезенные для использования взамен старых;

■ составные части недвижимой вещи, временно отделенные от нее, если они предназначены для нового размещения.

Вещи и работы, прочно связанные с землей, такие, как здания, подземные сооружения (хотя бы они и распространялись на другие участки), обособленные водные объекты, многолетние насаждения, неубранный урожай согласно п. 1 ст. 460 ГК Молдовы признаются составными частями недвижимого имущества (т.е. земельного участка). Это правило применяется даже в том случае, если указанные объекты (составные части) были зарегистрированы в реестре недвижимого имущества отдельно.

Гражданское законодательство некоторых европейских государств также содержит некоторые необычные, на наш взгляд, подходы к пониманию возможности отнесения к недвижимости конкретных объектов.

Гражданский кодекс Франции [4] в ст. 520 указывает, что урожай на корню и плоды, еще не снятые с деревьев, равным образом являются недвижимым имуществом. Однако с того момента, как зерновые культуры скошены, а плоды сняты, даже если они и не убраны, они являются движимым имуществом. Если только часть урожая скошена, движимым имуществом является лишь эта часть.

Также следует обратить внимание на ст. 522 ГК Франции, согласно которой независимо от того, оценивались они или нет, животные, которых собственник земельного участка передает фермеру или испольщику для разведения, считаются недвижимым имуществом в той мере, в какой они остаются закрепленными за земельным участком в силу соглашения. Те же животные, которых собственник передает внаем лицу, не являющемуся фермером или испольщиком, относятся к движимому имуществу.

На основании ст. 523 ГК Франции животные и предметы, помещенные собственником на земельном участке для его обслуживания и веде-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

ния на нем хозяйства, являются недвижимым имуществом в силу своего назначения. Признаются недвижимым имуществом в силу своего назначения помещенные собственником для обслуживания земельного участка и ведения на нем хозяйства:

■ сельскохозяйственные животные;

■ сельскохозяйственный инвентарь;

■ семенной материал, переданный фермерам или арендаторам-испольщикам;

■ голуби в голубятнях;

■ кролики в садках;

■ ульи;

■ рыба в водоемах и акваториях (с учетом исключений, предусмотренных в Кодексе законов о сельском хозяйстве);

■ прессы для изготовления вина, котлы, перегонные аппараты, чаны и бочки;

■ инвентарь, необходимый для эксплуатации кузнечных мастерских, бумажных фабрик и иных производственных предприятий;

■ солома и удобрения.

Также являются недвижимым имуществом в силу своего назначения все движимые предметы, которые собственник навсегда прикрепил к земельному участку.

В статье 525 ГК Франции разъясняется, что собственник прикрепил к своему земельному участку или зданию движимые предметы навсегда, признаются случаи, когда они были соединены с этим участком гипсом или известью, или цементом, или когда они не могут быть отделены без их разрушения или повреждения, либо без разрушения или повреждения части земельного участка или здания, к которому они прикреплены.

Зеркала в жилом помещении считаются прикрепленными навсегда, если рама, в которую они вставлены, составляет единое целое с деревянной обшивкой стен.

Это же правило применяется к картинам и иным украшениям.

Что касается статуй, они являются недвижимым имуществом, когда помещены в специально сделанную для них нишу, даже если они могут быть изъяты без разрушений или повреждений.

Согласно же ст. 526 ГК Франции недвижимым имуществом в силу предмета, к которому они относятся, признаются:

■ узуфрукт, установленный в отношении недвижимых вещей;

■ сервитуты, или обременения земельных участков;

■ право на иски об истребовании недвижимого имущества.

Всеобщий гражданский кодекс Австрии [1] в § 295 и § 296 указывает, что трава, деревья, плоды и все потребляемые вещи, которые земля приносит на своей поверхности, остаются недвижимым имуществом так долго, пока они не отделены от земли. Зерно, древесина, корм для скота и все остальные, хотя бы и убранные с полей продукты, как и весь скот и все принадлежащие к недвижимому имуществу инструменты и прибо -ры, считаются недвижимым имуществом постольку, поскольку они необходимы для продолжения нормальной хозяйственной деятельности. Рыба в водоеме и дичь в лесу становятся движимым имуществом только тогда, когда рыба выловлена, а дичь поймана или убита.

На основании § 297 Всеобщего гражданского кодекса Австрии равным образом к недвижимым вещам относится не только то, что неподвижно закреплено, например, сусловарочные котлы, перегонные кубы и размещенные в помещении шкафы, но и те вещи, которые предназначены для постоянного использования совокупности вещей, например, ведра у источников воды, канаты, цепи, пожарное оборудование и им подобные.

Представленные в данной статье примеры современных вариативных подходов к пониманию возможности отнесения к недвижимости конкретных объектов, по нашему мнению, с учетом современных тенденций к гармонизации национальных законодательств, в том числе в целях стимулирования межгосударственного сотрудничества, при сохранении сложившихся национальных правовых традиций все же обусловливают необходимость выработки определенных универсальных подходов и критериев отнесения конкретных объектов к недвижимости.

Так, представляется, что ряд из перечисленных в настоящей статье объектов должны рассматриваться в качестве неотделимой от недвижимого объекта его принадлежности, а не как отдельный объект недвижимости. Что касается самих объектов недвижимости, то, помимо перечисления в нормативном акте их возможных видов, требует более тщательной проработки алгоритм отнесения этих объектов и им подобных к таковым. В связи с этим необходимо, по мере возможности, снижать возможности субъективно-оценочного подхода при разрешении спорных ситуаций в данной сфере.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023

Список источников

1. Всеобщий гражданский кодекс Австрии. М.: Инфотропик Медиа, 2011.

2. Гражданский кодекс Грузии от 26.06.1997 № 786 // Парламентские ведомости. 1997. 24 июля. (Цит. по контрольному тексту по сост. на 03.07.2023 № 3451 // URL: https://matsne.gov.ge/ ru/document/view/31702?publication=126)

3. Гражданский кодекс Республики Молдова от 06.06.2002 № 1107 // Monitorul Oficial. 2002. 22 июня. № 82-86. Ст. № 661 (Цит. по: http:// lex.justice.md/ru/325085/)

4. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). М.: Инфотропик Медиа, 2012.

5. Дарков A.A. Гражданско-правовое регулирование недвижимого имущества. М., 2020.

6. Дарков A.A. Недвижимость как объект гражданского права в условиях реформирования гражданского законодательства / / Закон и право. 2019. № 8. С. 40-46.

7. Дарков A.A. Особенности гражданско-правового режима объектов, признаваемых законом недвижимостью // Гос. служба и кадры. 2021. № 2. С. 65-71.

8. Дарков A.A. Правовое регулирование объектов гражданских правоотношений: Учеб. пособие для бакалавриата. М., 2019.

9. Зрелое А.П. Особенности признания недвижимостью объектов строительства. М.: ЭкООнис, 2020.

10. Зрелое A.n. Получение имущественного налогового вычета при покупке или продаже недвижимости // Налоговед. 2008. № 11. С. 29—39

11. Зрелое A.n. Современные подходы к определению содержания понятия «недвижимость» в гражданском законодательстве государств постсоветского пространства // Новые возможности юридической специализации: перспективные научно-практические разработки и исследования. Вып. 7. М.: ЭкООнис, 2021. С. 38—44.

12. Зрелое A.n. Современные подходы к согласованию содержания понятия «недвижимое имущество» в межгосударственных соглашениях Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. № 11. С. 6—10

13. Зрелое A.n., Дарков A.A. Официальные разъяснения судов о порядке применения Гражданского кодекса Российской Федерации: особенности применения норм глав 30—58 части второй Кодекса. М., 2017.

14. Зрелое A.n., Краснов М.В. Проблемы разграничения движимого и недвижимого имущества для целей государственной регистрации

имущественных прав // Юстиция. 2005. № 4. С. 56-60.

15. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: науч.-практ. пособие: В 2-х т. / Под ред. Ю.Ф. Кваши. 12-е изд., пере-раб. и доп. М., 2014.

16. Разъяснения судов о порядке применения Налогового кодекса Российской Федерации. 2-е изд. М., 2016. 335 с.

References

1. General Civil Code of Austria. Moscow: Infotropic Media, 2011.

2. Civil Code of Georgia dated June 26, 1997 № 786 // Parliamentary Bulletin. July 24, 1997 (Cited from the control text as of 3 July 2023 № 3451 // URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/ 31702?publication=126)

3. Civil Code of the Republic of Moldova dated June 06, 2002 № 1107 // Monitorul Oficial. 2002. June 22. № 82—86. Art. № 661 (cited from http:// lex.justice.md/ru/325085/)

4. French Civil Code (Napoleon Code). Moscow: Infotropic Media, 2012.

5. Darkov A.A. Civil law regulation of real estate property. Moscow, 2020.

6. Darkov A.A. Real estate property as an object of civil law in the context of civil legislation reformation // Law and legislation. 2019. № 8. Pp. 40—46.

7. Darkov A.A. Features of the civil law regime of facilities recognized as the real estate property by law // State service and personnel. 2021. № 2. Pp. 65—71.

8. Darkov A.A. Legal regulation of civil-law relation objects: textbook for the bachelor's programs. Moscow, 2019.

9. Zrelov A.P. Features of recognition of the construction facilities as the real estate property. Moscow: EkOOnis, 2020.

10. Zrelov A.P. Reception of a property-related tax deduction upon purchase or sale of the real estate property // Tax expert. 2008. № 11. Pp. 29—39.

11. Zrelov A.P. Modern approaches to determine the content of "real estate property" in the civil legislation of the post-soviet states // New opportunities for legal specialization: prospective research and practical developments and studies. Issue 7. Moscow: EkOOnis, 2021. Pp. 38—44.

12. Zrelov A.P. Modern approaches to coordination of the concept of «real estate property» in the interstate agreements of the Russian Federation //

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Law and State: Theory and Practice. 2019. № 11. Pp. 6-10.

13. Zrelov A.P., Darkov A.A. Official explanations of courts on the application procedure for the Civil code of the Russian Federation: application features of chapters 30—58, second part of the Code. Moscow, 2017.

14. Zrelov A.P., Krasnov M. V. Differentiation issues of movable and immovable property for the

state registration of titles // Justice. 2005. № 4. Pp. 56-60.

15. Notes to the Tax Code of the Russian Federation: research and practical guidelines. In 2 vol. / Edited by Yu.F. Kvasha. 12th edition, updated and revised. Moscow, 2014.

16. Court explanations of the application procedure for the Tax Code of the Russian Federation. 2nd edition. Moscow, 2016. 335 p.

Информация об авторах

Дарков А. А. — кандидат юридических наук, академик РАЕН, академик 1АА, вице-президент Российского юридического клуба, доцент кафедры гражданского права

Зрелов А.П. — кандидат юридических наук, президент отделения «Верховенство и право», академик 1АА, советник РАЕН, заместитель руководителя Российского юридического клуба по развитию, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 01.09.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the authors

Darkov A.A. — candidate of legal sciences, member of the Russian Academy of Natural Sciences, member of the International Informatization Academy, Vice-President of the Russian Law Club, associate professor of the department of civil law

Zrelov A.P. — кандидат юридических наук, President of the Department «Supremacy and Law», member of the International Informatization Academy, advisor to the Russian Academy of Natural Sciences, deputy head of the Russian Legal Club for development, associate professor of the department of civil law disciplines

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 01.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

LAW & LEGISLATION • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.