Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОГЛАСОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО» В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОГЛАСОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО» В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОСТЬ / ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / ЛЕГАЛЬНЫЕ ДЕФИНИЦИИ / REAL ESTATE / REAL ESTATE OBJECT / FAST ESTATE / TERMS OF LAW / LEGAL DEFINITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зрелов Александр Павлович

Одной из актуальных задач совершенствования российского гражданского законодательства в настоящее время является конкретизация понятия «объект недвижимого имущества». Вместе с тем, актуальным является и направление внутренней гармонизации норм гражданского и налогового законодательства, подлежащих применению в отношении таких категорий, как движимое и недвижимое имущество. Для решения этой задачи представляется важным учесть тот опыт, который уже отражен в межгосударственных соглашениях Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to agreeing on the content of the concept of "real estate" in the interstate agreements of the Russian Federation

One of relevant problems of Improvement of the Russian civil legislation is the specification of the concept "real estate unit" now. Also the direction of internal harmonization of the standards of the civil and tax legislation which are subject to application concerning such categories as a personal and fast estate is relevant. For the solution of this task it is obviously important to consider that experience which is already reflected in interstate agreements of the Russian Federation on avoidance of double taxation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОГЛАСОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО» В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОГЛАСОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО» В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗРЕЛОВ Александр Павлович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина. E-mail: zrelov@mail.ru

Краткая аннотация: Одной из актуальных задач совершенствования российского гражданского законодательства в настоящее время является конкретизация понятия «объект недвижимого имущества». Вместе с тем, актуальным является и направление внутренней гармонизации норм гражданского и налогового законодательства, подлежащих применению в отношении таких категорий, как движимое и недвижимое имущество. Для решения этой задачи представляется важным учесть тот опыт, который уже отражен в межгосударственных соглашениях Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

Abstract: One of relevant problems of improvement of the Russian civil legislation is the specification of the concept "real estate unit" now. Also the direction of internal harmonization of the standards of the civil and tax legislation which are subject to application concerning such categories as a personal and fast estate is relevant. For the solution of this task it is obviously important to consider that experience which is already reflected in interstate agreements of the Russian Federation on avoidance of double taxation.

Ключевые слова: недвижимость, объект недвижимости, недвижимое имущество, гражданское законодательство, юридическая терминология, легальные дефиниции.

Keywords: real estate, real estate object, fast estate, civil legislation, terms of law, legal definitions.

Конкретизация понятия «недвижимое имущество» актуальна не только для совершенствования правового регулирования в сфере имущественных отношений [3; 4; 7].

Четкие правила разграничения движимого и недвижимого имущества необходимы и для корректного регулирования правоотношений, отнесенных к предмету регулирования иных отраслей законодательства, связанных с имущественным оборотом и его последствиями. Так, к примеру, различные подходы в толковании понятия «недвижимость» являются одной из причин для возникновения разногласий по вопросам их налогообложения [3; 5; 6].

На этапе разработки концепции совершенствования законодательства важным является и анализ накопленного мирового опыта в решении соответствующих правовых проблем. Одним из важных источников для такого анализа могут служить тексты действующих Межгосударственных соглашений, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией.

Как показали результаты мониторинга соответствующих источников, необходимость согласования и документальной фиксации используемых сторонами подходов в понимании понятия «недвижимость» в настоящее время характерно, прежде всего, для заключаемых Российской Федерации с иными государствами Конвенций и Соглашений об избежании двойного налогообложения (далее, для краткости мы будем обозначать их именно как Соглашения и, помня, что все они были заключены Правительством Российской Федерации, будем указывать лишь, правительство какого из государств выступило второй стороной в данном Соглашении, а также дату его заключения).

Как показал контент-анализ действующих для Российской Федерации двусторонних Соглашений об избежании двойного налогообложения [1], практически все из

них уделяют внимание согласованию содержания используемого в их тексте понятия «недвижимость».

Необходимость включения дефиниции понятия «недвижимость» в текст межгосударственных соглашений является очередным подтверждением не только существующих различий в современном понимании содержания данного понятия в национальном законодательстве разных стран, но и свидетельствует о необходимости обеспечения внутренней гармонизации норм гражданского и налогового законодательства, подлежащих применению в отношении таких категорий, как движимое и недвижимое имущество.

Как правило, стороны соглашения признают, что термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое оно имеет по законодательству договаривающегося государства, в котором находится данное имущество.

Соответственно, для Российской Федерации применимой оказывается дефиниция, содержащаяся в п.1 ст.130 ГК РФ в её действующей редакции [2]:

«1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательст-

вом о государственном кадастровом учете порядке».

Случаи диспаритета в понимании рассматриваемого понятия в Соглашениях данного направления редки и, как правило, касаются именно конкретизации содержания понятия «недвижимое имущество» для второй стороны Соглашения. Это может быть объяснимо, к примеру, случаем, когда в законодательстве зарубежного государства до настоящего времени не выработано чётких правовых конструкций, позволяющих разграничить движимое и недвижимое имуществ.

Среди проанализированных Соглашений подобные ситуации имеют место в определении понятия «недвижимое имущество» применительно к Малайзии (п.2 ст.6 Соглашение с Правительством СССР и Правительством Малайзии от 31.07.1987 г.), Японии (п.3 Протокола к Конвенции с Правительством СССР и Правительством Японии от 18.01.1986 г.), и Турции (п.2 ст.6 Соглашение с Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики от 09.09.1993 г.).

Вместе с тем, устанавливая в двустороннем Соглашении возможность применения каждой из сторон собственных норм национального законодательства, стороны, как правило, также четко и однозначно фиксируют и исключения из этого правила: какие имущественные объекты для целей заключенного соглашения однозначно признаются недвижимостью, а какие из такой категории для целей заключенного соглашения исключаются.

Здесь, прежде всего, следует обратить внимание, что в отличие от прямого указания в ГК РФ, для целей межгосударственных соглашений не рассматриваются в качестве недвижимого имущества морские и воздушные суда. Такой подход был прямо зафиксирован в 90% из проанализированных источников.

Несколько реже, но также достаточно часто (примерно в 50% источников) стороны Соглашений упоминают об исключении из состава недвижимости речных судов.

Также были выявлены единичные случаи исключения из состава недвижимости для целей Соглашения:

- наземных транспортных средств (Соглашение с Правительством Ирландии от 29.04.1994 г.; п.2 ст.6 Соглашение с Правительством Словацкой Республики от

24.06.1994 г.);

- автомобильных транспортных средств (Конвенция с Правительством Республики Мали от 25.06.1996 г.; Конвенция с Правительством Королевства Бельгии о от

16.06.1995 г.; Соглашение с Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997 г.; Соглашение с Правительством Латвийской Республики от 20.12.2010 г.);

- автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов или пассажиров (Соглашение с

Правительством Китайской Народной Республики от 27.05.1994 г.);

- автомобильного транспорта (Соглашение с Правительством Республики Армения от 28.12.1996 г.; Соглашение с Правительством Корейской Народно-Демократической Республики от 26.09.1997 г.; Соглашение с Правительством Киргизской Республики от 13.01.1999 г.; Соглашение с Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 г.);

- автотранспортных средств (Соглашение с Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 г.);

- дорожного транспорта (Конвенции с Правительством Республики Словения от 29.09.1995 г.; Конвенция с Правительством Королевства Дания от 08.02.1996 г.; Соглашение с Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопия от 26.11.1999 г.; Соглашение с Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 г.; Соглашение с Правительством Республики Индия от 25.03.1997 г.; Соглашение с Правительством Арабской Республики Египет от 23.09.1997 г.);

- дорожно-транспортных средств (Конвенция с Венгерской Республикой от 01.04.1994 г.; Конвенция с Правительством Республики Албания от 11.04.1995 г.);

- дорожных транспортных средств (Соглашение с Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 г.; Соглашения с Правительством Турецкой Республики от 15.12.1997 г. и от 09.09.1993 г.; Соглашение с Правительством Монголии от 05.04.1995 г.; Соглашение с Правительством Республики Македония от 21.10.1997 г.);

- железнодорожных транспортных средств (Конвенция с Правительством Королевства Дания от 08.02.1996 г.; Конвенция с Правительством Республики Мали от 25.06.1996 г.; Конвенция с Правительством Королевства Бельгии от 16.06.1995 г.; Соглашение с Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997 г.; Соглашение с Правительством Латвийской Республики от 20.12.2010 г.);

- железнодорожного транспорта (Соглашение с Правительством Республики Армения от 28.12.1996 г.; Соглашение с Правительством Киргизской Республики от 13.01.1999 г.; Соглашение с Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 г.; Соглашение с Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 г.)

- поездов, используемых для перевозки грузов или пассажиров (Соглашение с Правительством Китайской Народной Республики от 27.05.1994 г.).

При этом применительно к Соглашениям с Арменией, Азербайджаном и Беларусью речь идет именно о транспортных средствах, используемых в международных перевозках.

Следует также обратить внимание, что согласно п. 2 ст.9 Типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества: (Приложение 1 к Протоколу стран СНГ от 15.05.1992 г. «Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества») из числа объектов недвижимости прямо исключены не только автотранспортные средства, но и подвижной состав железнодорожного транспорта.

Существует и обратная ситуация, когда в тексте заключенного Соглашения его Стороны прямо отнесли определенные категории имущества к недвижимости.

В качестве примера здесь, прежде всего, следует назвать имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, а также оборудование, используемое в сельском и лесном хозяйстве. Они признается недвижимостью практически в 80% исследованных Соглашений. При этом в отношении последней категории, в некоторых Соглашениях дополнительно конкретизируется, что речь идет именно об:

- оборудовании, используемом в сельском хозяйстве (включая разведение и выращивание рыбы) и лесном хозяйстве (Соглашение с Правительством Султаната Оман от 26.11.2001 г.);

- оборудовании, используемом в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (Соглашение с Правительством Республики Македония от 21.10.1997 г.).

В свою очередь, согласно Конвенции с Правительством Республики Эквадор от 14.11.2016 г. недвижимостью признается оборудование, используемое в сельском хозяйстве, разработке минеральных, нефтяных и лесных ресурсов.

Ещё одной характерной чертой для подавляющего большинства (85%) проанализированных Соглашений является признание в качестве недвижимого имущества используемого в сельском и лесном хозяйстве скота. При этом в Соглашении с Правительством Султаната Оман от 26.11.2001 г. дополнительно уточняется, что под использованием в сельском хозяйстве понимается в том числе и разведение и выращивание рыбы. В Соглашении с Правительством Республики Македония от 21.10.1997 г. недвижимостью признается скот, используемый в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Норма Конвенция с Правительством Республики Эквадор от 14.11.2016 г. относит к категории недвижимого имущества скот, используемый в сельском хозяйстве, разработке минеральных, нефтяных и лесных ресурсов.

В некоторых из Соглашений, к категории недвижимого имущества отнесен фактически любой скот, без каких либо ограничений. Такой вывод, к примеру, возможен из норм

Соглашений с Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 г., с Правительством Турецкой Республики от 15.12.1997 г., с Правительством Монголии от 05.04.1995 г., с Правительством Новой Зеландии от 05.09.2000 г., с Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18.01.2016 г., с Правительством Китайской Народной Республики от 13.10.2014 г., а также Конвенции с Правительством Мальты от 24.04.2013 г.

Также некоторые из проанализированных Соглашений признавали в качестве недвижимого имущества:

- рыбные угодья любого вида (Соглашение с Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопия от 26.11.1999 г.; Соглашение с Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 г.);

- места для рыбного промысла любого вида (Соглашение с Правительством Турецкой Республики от 15.12.1997 г.; Соглашение с Правительством Монголии от 05.04.1995 г.).

Что касается объектов строительства, то как правило, вопрос об их отнесении к категории недвижимости Стороны Соглашений считают не требующим дополнительной акцентировки. Исключения из этого, можно встретить лишь в редких случаях, когда непосредственно в тексте Соглашения можно встретить отдельное указание о признании в качестве недвижимого имущества:

- зданий (Соглашение с Правительством Финляндской Республики от 04.05.1996 г.);

- строений (Соглашение с Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 г.; Конвенция с Правительством Королевства Швеции от 15.06.1993 г.).

Единичным случаем следует признать и отнесение к категории недвижимого имущества любых природных ресурсов. Такое решение было зафиксировано в Соглашении с Правительством Новой Зеландии от 05.09.2000 г.

Одним из существенных отличий от сложившегося в гражданском праве Российской Федерации понимании недвижимости, как овеществленной правовой категории, следует признать закрепленную в тексте большинства из проанализированных Соглашений возможность признания в качестве недвижимости не только конкретных имущественных объектов, но и определенных имущественных прав.

Так, достаточно часто под «недвижимым имуществом» в Соглашении признаются также права, к которым применяются положения законодательства, касающегося земельной собственности. Как вариант, также можно встретить упоминания про:

- права, к которым применяются положения общего права в отношении земельной собственности;

- права, к которым применяются положения

частного права в отношении земельной собственности;

- права, к которым применяются положения закона, касающегося земельной собственности;

- права, к которым применяются положения общего законодательства, касающегося земельной собственности.

Менее распространенными, но также встречающимися в текстах Соглашений являются альтернативные формулировки, относящие к категории недвижимого имущества для целей настоящего соглашения:

- права, к которым применяются положения земельного законодательства (Соглашение с Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 г.)

- права, к которым применяются положения законодательства в отношении земельной собственности (Конвенция с Правительством Королевства Таиланд от 23.09.1999 г.)

- права, к которым применяются положения гражданского законодательства в отношении земельной собственности (Соглашение с Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 г.)

- права, к которым применяются положения национального законодательства, касающиеся земельной собственности (Соглашение с Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997 г.; Конвенция с Правительством Греческой Республики от 26.06.2000 г.)

- права, к которым применяются положения национального законодательства в отношении земельной собственности (Соглашение с Правительством Республики Македония от 21.10.1997 г.)

- права, на которые распространяются положения внутреннего законодательства в отношении земельной собственности (Соглашение с Правительством Турецкой Республики от 15.12.1997 г.)

- права, к которым применяются положения законодательства, касающегося собственности на недвижимость (Соглашение с Правительством Республики Куба от 14.12.2000 г.)

- права, к которым применяются положения права в отношении земельной собственности (Конвенция с Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 г.)

- права, к которым применяются положения общего закона, касающегося земельной собственности (Конвенция с Правительством Королевства Испания от 16.12.1998 г.; Конвенция с Правительством Республики Чили от 19.11.2004 г.)

- права, к которым применяются положения общего закона в отношении земельной собственности

(Конвенция с Правительством Австрийской Республики от

13.04.2000 г.)

- права, к которым применяются положения общего законодательства о земельной собственности

(Конвенция с Правительством Республики Филиппины от 26.04.1995 г.; Соглашение с Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 г.);

- права, на которые распространяются положения общего законодательства в отношении земельной собственности (Соглашение с Правительством Монголии от 05.04.1995 г.);

Достаточно часто в текстах заключенных Соглашений можно встретить и случаи прямого отнесения к категории «недвижимого имущества» «узуфрукта недвижимого имущества», либо «прав, известных как узуфрукт недвижимого имущества». На основании Конвенция с Правительством Португальской Республики от 29.05.2000 г. понятие «недвижимое имущество» охватывает в том числе «любое право пользования недвижимым имуществом, известное как узуфрукт».

Следует напомнить, что узуфруктом обычно обозначается вещное право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но с условием сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения.

В некоторых из Соглашений также можно встретить отдельное упоминание об отнесении к понятию «недвижимое имущество», в том числе:

- прав пожизненного пользования чужим недвижимым имуществом (Соглашение с Правительством Словацкой Республики от 24.06.1994 г.);

- любого опциона или подобного права приобретения недвижимого имущества (Соглашение с Правительством Литовской Республики от 29.06.1999 г.; Соглашение с Правительством Латвийской Республики от 20.12.2010 г.; Конвенция с Правительством Республики Эстония от 05.11.2002 г.)

В некоторых случаях, например, как в Соглашении с Правительством Новой Зеландии от 05.09.2000 г. к категории недвижимости отнесены и права на разведку или разработку природных ресурсов.

Вместе с тем, при согласовании соответствующей части соглашения его стороны, обычно признают целесообразным распространить понятие «недвижимое имущество» также на права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Возможны и некоторые различия в формулировке соответствующего условия. Так, в проанализированных в рамках подготовки настоящей статьи соглашениях были выявлены следующие варианты:

- права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или за предоставление права разработки минеральных ресурсов, источников и других природных ресурсов (Соглашение с Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 г.)

- права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов (Соглашение с Правительством Финляндской Республики от 04.05.1996 г.);

- права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, карьеров, источников и других природных ресурсов (Соглашение с Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18.01.2016 г.);

- права на получение переменных или фиксированных платежей в связи с разработкой или правом на разработку минеральных ресурсов, источников и других природных богатств (Соглашение с Правительством Китайской Народной Республики от 27.05.1994 г.);

- права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников, нефтяных и газовых скважин и других природных ресурсов (Соглашение с Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 г.);

- права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разведку или разработку природных ресурсов (Соглашение с Правительством Новой Зеландии от 05.09.2000 г.)

- права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку, или право концессии на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов (Конвенция с Правительством Республики Эквадор от 14.11.2016 г.)

Из числа взятых для анализа соглашений, отсутствие единого подхода в понимании содержания рассматриваемого понятия зафиксировано лишь в одном Соглаше-

Библиография:

1. Налоговый словарь: легальные определения межгосударственных соглашений Российской Федерации / Под ред. А.П. Зрелова. М., 2013. 376 с.

2. Зрелов А.П. Дайджест основных изменений гражданского законодательства Российской Федерации на современном этапе // В сб.: Современное регулирование деятельности организаций нефтегазового комплекса (сборник статей). М., 2016. С.13-33

3. Зрелов А.П., Краснов М.В., Чеснокова О.К. Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: правовые и налоговые аспекты - М., 2005. - 204 с.

4. Зрелов А.П., Краснов М.В. Проблемы разграничения движимого и недвижимого имущества для целей государственной регистрации имущественных прав // Юстиция. 2005. №4. С.56-60

5. Зрелов А.П. Получение имущественного налогового вычета при покупке или продаже недвижимости. // Налоговед. 2008. №11. С.29-39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зрелов А.П. Налог на имущество физических лиц: антикризисный комментарий главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации М., 2015. 88 с.

7. Зрелов А.П. Договор строительного подряда: антикризисный комментарий статей 740-757 Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2015. 188 с.

нии. Речь идет о Соглашении с Правительством Австралии от 07.09.2000 г., согласно которого «термин "недвижимое имущество": а) применительно к Австралии имеет то значение, которое дается ему законодательством Австралии, и включает: ^ землю и любые другие права, связанные с землей, независимо от ее мелиорации, включая права на разведку минеральных, нефтяных или газовых запасов или других природных ресурсов, а также права на добычу таких запасов или ресурсов и; и) права на получение переменных или фиксированных платежей в качестве компенсации за использование, в связи с использованием или за право на разведку или разработку минеральных, нефтяных или газовых запасов, карьеров или других мест добычи или разработки природных ресурсов; Ь) применительно к России означает недвижимое имущество в соответствии с законодательством России и включает: ^ имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу; и и) права, известные как узуфрукт недвижимого имущества; и iii) права, к которым применяются положения законодательства, касающегося земельной собственности; и V права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или в связи с разработкой или за право на разведку или разработку минеральных, нефтяных или газовых запасов, карьеров или других мест добычи или разработки природных ресурсов».

Ещё одно, принципиально отличающееся от обычно используемой модели понятие недвижимого имущества оказалось зафиксированным в Протоколе с Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007 г. Согласно ст.1 Протокола «Недвижимое имущество (недвижимость) - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, космические объекты, а также предприятия как имущественные комплексы».

Сходное по своему изложению определение рассматриваемого понятия впоследствии было закреплено и в ст.1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.