спи
СОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ЛЕТО: кому и как его составлять
Екатерина Андреевна Асонова,
старший научный сотрудник Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Речь пойдёт о чтении, о списке литературы для чтения летом. Но не торопитесь перелистывать статью со словами: «Это меня не касается, пусть учителя литературы и начальной школы этим занимаются!». Материал адресован всему педагогическому коллективу: современный стандарт образования рассматривает чтение как одно из универсальных учебных действий, освоение которого определяет формирование общекультурных, личностных, социальных компетенций — способность и быть самостоятельным, ориентироваться в информации, ставить перед собой цель, достигать её, знать о себе, о своих интересах, предпочтениях, возможностях, правах и обязанностях.
• самостоятельное чтение • рекомендательные списки • программные произведения • читательский интерес • читательская среда школы
Темой последних уроков литературы в учебном году традиционно становятся рекомендательные списки летнего чтения — без такого списка не проходит собрание родителей будущих пятиклассников. Сложно себе представить старшеклассника, не получившего задания прочитать за летние месяцы программные произведения.
Само «явление» списка для самостоятельного чтения учащихся обусловлено нормативно, т.е. присутствует в программе по литературе: в составлении такого списка в первую очередь участвует автор программы — методист. Каждый учитель, работающий по той или иной программе, волен дополнить, изменить список для своих конкретных учебных задач, а также сопроводить его своими рекомендациями — устными или письменными (что происходит, увы, очень редко).
Что входит в список летнего чтения
В первую очередь в него входят программные произведения — те, что составляют основу данной учебной программы, т.е. читаются и обсуждаются в классе. Рядом с программными, как правило, располагаются «околопрограммные» произведения — повести из того же сборника, что и программное (например, в течение учебного года в шестом классе предстоит изучение повести А.С. Пушкина «Метель», значит, в список войдёт скорее всего весь сборник «Повестей Белкина»), похожие по жанру на программное произведение — к сказкам добавятся сказки, а к балладам или былинам —дополнительные баллады и былины. Если в программе есть тематические блоки, например, произведения о природе, то в списке для внеклассного чтения будут дополнительные произведения по этой теме.
Также список для самостоятельного чтения обязательно включает произведения, которые считаются нужными и возможными для ребёнка данного возраста — это то, что можно было бы назвать кругом чтения ученика ^го класса: в идеале среди этих книг должны быть указаны самые разные, в том числе и современные, книги, рассчитанные на очень широкий круг интересов. Для иллюстрации приведу три мнения о списке литературы на лето от учителя литературы старших классов и учителей начальной «Школы самоопределения» А. Тубельского (Центр образования № 734 г. Москвы).
Учитель-словесник: «Для старших классов в состав списка входят программные произведения (иначе старшеклассник с программой не справится) и зарубежная литература (её обязательно надо читать: это и Голдинг, и Берд-жесс, и Сэлинджер). Список заведомо огромный. Он перед глазами у ребят весь год. Для учеников средней школы составляю очень большой список современной литературы: каждый может что-то найти и выбрать для себя».
Учитель начальной школы: «Я не даю списка на лето, хотя меня об этом и очень просят родители. Это моя принципиальная позиция: очень важно, чтобы ребёнок читал сам. Пусть идёт в библиотеку, в книжный магазин. Но ищет сам, вместе с родителями пусть ищет книги для чтения. А во время учебного года задаю достаточно много и требую очень жёстко, потому что у меня есть довольно много таких текстов, которые я считаю нужным прочитать обязательно. А прочитанное летом ребята представляют в виде презентации в начале года».
А вот ответ другого учителя начальной школы: «Есть две категории родителей. Одни принципиально игнорируют список, который дают в школе — не читают с детьми. Другие читают то, что сами считают нужным. Этим мой список не нужен. А есть родители, которые не смогут организовать чтение детей без списка. Для них пишу список: включаю в него очень много сказок — сейчас практически никто их не читает, а также все книги, которые
нравятся мне. Современные, которые я сама прочитала в последнее время».
У каждого из педагогов в отношении к списку литературы на лето есть своя позиция: каждый из них по-своему понимает и назначение списка, и его роль в коммуникации учителя с учеником, с родителями. И требования к самостоятельности чтения в летний период тоже разные.
Для чего составляют список?
Самая важная задача такого перечня — помочь ребёнку и его родителям организовать самостоятельное чтение в долгий каникулярный период: дать ориентир, что можно с пользой и интересом почитать, чтобы дать пищу для размышлений и переживаний, сориентировать в мире литературы, помочь овладеть культурной компетенцией, расширить свои читательские представления, читая не только то, что нужно «пройти» по программе.
Но не всегда это главная задача такого списка — для многих родителей (а иногда и для учителей) и их медленно читающих детей (да и для тех, кто хорошо читает) подобный список — это возможность заранее познакомиться с текстами, которые будут «проходить» в течение учебного года. Это действительно важно для учеников старших классов и для тех, кто учится в классах с углублённым изучением каких-то дисциплин.
Ещё одна не менее актуальная и наиболее успешно решаемая задача списка самостоятельного чтения — подготовка к урокам внеклассного чтения, когда дети должны продемонстрировать самостоятельный навык прочтения того или иного произведения — повести, рассказа, сказки. Подготовиться к такому уроку, если ничего заранее прочитанного по заданной тематике нет, очень сложно.
Сколько лет работала в школе, ежегодно в мае выдавала детям эти самые рекомен-
дации о том, как организовать чтение летом... и всегда чувствовала какую-то ущербность ситуации. Итак, ребёнок уходит отдыхать на три месяца. Появляется задача — помочь ему не забыть всё пройденное за учебный год и в то же время не превратить каникулы в сплошное выполнение домашнего задания. Учитель литературы даёт список книг, которые можно и нужно прочитать. А почему в этом списке книги, имеющие отношение только к предмету «литература»? Почему бы каждому педагогу такой вот список не составить: что почитать по истории, географии, математике, биологии. Если мы рассматриваем чтение как универсальное учебное действие, то его универсальность в том числе обеспечивается и развитием способности читать не только художественную литературу. Учебное действие — чтение — связано с формированием способности самостоятельно получать информацию (самого разного характера: научную, деловую, связанную с эстетическим или нравственным переживанием, художественной или исторической ценностью), иными словами, связано с формированием читательской и информационной культуры. И было бы неправильно пренебрегать возможностью показать, что история, изобразительное искусство, естественные и математические науки — тоже часть культуры. Расширение представлений о самом себе — своих интересов, предпочтений, способностей — возможно только на основе постоянного поиска, знакомства с новыми и новыми областями человеческих знаний, деятельности, сфер жизни общества.
Чтение как один из важнейших видов информационной, коммуникативной, учебной деятельности должно присутствовать в сложной системе личностных ориентиров и ценностей — в этом случае можно было бы написать примерно так: ребёнок сидит и читает, и в это время считает себя свободным, т.е. эта деятельность имеет произвольный характер. В таком случае критериями развитого читательского интереса можно считать: наличие предпочтений в чтении; потребность узнать о новой интересной книге; индивидуальное представление о том, что такое текст книги и что такое его восприятие; наличие осознанных переживаний, впечатлений, связанных с книгой, её восприятием, чтением. Именно эти критерии максимально точно описывают мои представления о чтении школьника летом (мои ожидания, идеальную картину).
Кому нужен этот список?
Родителям? Судя по благодарным откликам мам, которые спрашивают на самых разных форумах о перечнях литературы на лето, такие списки нужны именно родителям. И воспринимаются они ими примерно как методические рекомендации о том, как организовать себя для воспитательно-учебного общения с собственным ребёнком в каникулы. В учебное время всё более или менее понятно: нужно ходить на уроки, нужно выполнять домашнее задание. А в каникулы? В каникулы можно или нужно вооружиться выданным в школе списком для внеклассного чтения (местами его ругая, проклиная и понося), собрать кипу книг (иногда с большим трудом) и время от времени или достаточно последовательно и постоянно напоминать ребёнку о необходимости эти книги прочитать. И ничего странного или стыдного в этом нет. Материнство в современном мире — это в некотором роде домашнее задание длиною в пару десятилетий, это ситуация, при которой родители постоянно находятся в состоянии обязанности что-то напоминать, теребить, подталкивать, образовывать, заботиться о выполнении заданного. И любой помощник в этом — человек ли, который что-то «велел» делать (заниматься, читать, делать упражнения), учебник или пособие, из которого можно узнать о полезных и нужных занятиях, — великое благо и дополнительный стимул к родительской деятельности. К тому, чтобы она была регулярной, систематичной, а главное — возможной, посильной для мамы (или бабушки, папы). Этого ждёт всякая нормальная мама и от списка литературы на лето — помощи в выполнении своих родительских обязанностей.
Детям? Да, список летнего чтения очень нужен детям. Во-первых, ребёнку, который любит читать, нужно как-то выбирать книжки для чтения. А как? Список, выданный учительницей, — великое подспорье в деле книжного ориентирования. Можно маму-папу попросить что-то
найти, а можно и в библиотеку сходить с этим списком. Школьно-студенческие годы у многих связаны с тем, насколько азартно ищутся нужные книги: на полках книжных магазинов, в собственном доме, у родственников и знакомых, в библиотеках), а потом читаются и отмечаются как «прочитанное» в списке.
Однако понятно мне и совсем другое отношение к такому виду задания: «Когда вокруг столько интересного: и книжки хочется читать совсем другие, и есть масса других увлекательных занятий — как можно сидеть и читать вот это? Ничего плохого в книгах, перечисленных в выданном в школе списке, конечно, нет, они по-своему интересны, просто невыносима сама заданность ситуации: нужно прочитать не потому что хочется, а потому что задали».
Понятен мне и равнодушный взгляд тех, кому вообще читать сложно. Как-то не сложилось так, чтобы чтение увлекало, больше нравится бегать, кататься на велосипеде, купаться. Задание читать летом вызывает у них крайне мало чувств и мыслей. И знаете, о чём я сейчас думаю? Я завидую этой свободе спокойного, равнодушного отношения к учебной суете — она не должна вызывать у педагога раздражения. Просто надо научиться уважать такую жизненную позицию или хотя бы принимать её. Жить со спокойным ощущением, что любая позиция имеет право на уважительное отношение: можно бояться не успеть что-то прочитать, увидеть или узнать, а можно жить только сегодняшним днём. Это важно, так как помогает сформировать профессиональное отношение к такому «читательскому интересу» и увидеть возможные пути взаимодействия.
А если вопрос «кому нужен список» перефразировать: для кого он составляется? Автор программы составляет его как методический материал для учителя: это основа для организации учебного процесса, который нужно ещё (!) спланировать, иными словами, решить, в какой последовательности, в какой форме и в каком объёме будет прочитано или изучено названное
в программе. Учитель составляет свой план работы (учебное планирование), в котором список для чтения играет немаловажную роль: что рекомендовать читать обязательно, что на выбор. Какие книги подобрать для внеклассного чтения? Включать или не включать в список книги для внепрограммного чтения — те, что интересно и нужно читать в детском возрасте? Или с этим вопросом родители и сами разберутся? Как организовать (или не организовывать) контроль за самостоятельным чтением? Как создать мотивацию? Или занять позицию строгой требовательности («необходимо прочитать»)? Много вопросов стоит перед учителем, а правильные ответы можно найти лишь тогда, когда хорошо представляешь, для кого составляешь список: конкретный класс, знакомые дети и их родители. Или когда составление такого списка — это часть большой общей работы школы по созданию читательской среды.
Читательская среда в школе
Ключевой компонент создания развивающей читательской среды в школе — информационная поддержка чтения. Для того чтобы дети читали, нужны книги, интересные детям, отвечающие их потребностям и способностям. Но сам феномен существования литературы в современном обществе определяет невозможность представить все её богатство и разнообразие, отвечающее самым различным читательским запросам. Создание читательской среды — это, в первую очередь, формирование комфортного информационного пространства: информация о книгах и удобная навигация. Комфорт пользователя той или иной информации определяется осознанной потребностью в её использовании; социальным одобрением со стороны общества, значимых взрослых в этой сфере деятельности; существованием простых и понятных моделей получения и использования информации; установкой на воспитание чувства собственного достоинства.
Сегодняшний школьник (а вместе с ним его педагог, родители) живёт в информаци-
онном хаосе. И совершенно естественная реакция (её можно назвать защитной) — просто не замечать, не впускать информацию в своё личное пространство. И каждому из нас приходится овладевать особым умением формулировать запрос на неё и знанием, где её находить. Опыт создания библиотечных электронных каталогов детской литературы, развития сайтов и периодических изданий по проблемам детского чтения показывает: недостаточно только составить список, очень важно сформировать запрос на него. Иными словами, даже самый прекрасный список самых интересных книг не будет востребован, если у школьника нет причин искать в нём книгу для себя.
Форма контроля со стороны учителя должна быть построена не как надзор за исполнением, а как коммуникация — если мы хотим, чтобы дети интересовались чтением, предметом, просто умели радоваться новым знаниям, то необходимо создать моду на чтение, моду на знания.
В социальном смысле модным можно считать то, что для человека стало ценным в качестве коммуникации, понятным и принятым в обществе. Оценка, одобрение учителя во все времена были «модными» в школьной среде. Если мы предлагаем читать по списку, то должна быть предложена и форма контроля — форма отчёта, презентации. Самый распространённый вопрос у школьника, получившего большой список литературы: «А сколько надо прочитать?» И этот вопрос напрямую связан с ожиданием оценки и контроля. Как быть тому, кто читает медленно? Как сравнивать чтение научно-популярной литературы и художественной? Как относиться к чтению комиксов или журналов? Всё это требует методического осмысления и принятия наиболее адекватных решений, которые зависят от реальной ситуации (уровень подготовки учащихся, конкретного ученика, сфера их интересов и многое другое). Ведь речь идёт о самостоятельном чтении, о произвольной деятельности. Удобная и уважительная форма фиксации результатов чтения — это скорее всего не дневник читателя, это возможность выразить себя, признание права на медленное, особое, индивидуальное чтение. Учитель оказывается между Сциллой и Харибдой: необходимостью узнать об успехах каждого и в то же время не свести этот процесс к уравниванию — важно сохранить достоинство каждого читателя и под-
держать его. Значит, в списке в качестве навигации могут быть предложены рекомендации о том, что и для чего читать — предложены практики чтения.
Навигацией по списку могут стать возможные читательские интересы и предпочтения (ниже приведён пример такого списка с комментариями и рекомендациями о том, какие книги могли бы в него войти):
Приключения, сильные личности,
сложные и даже опасные ситуации
Востребованной у читающих детей была и остаётся литература, связанная с потребностью обрести самостоятельность, почувствовать себя сильным, свободным, увлечённым и вовлечённым в движение, какой-то увлекательный сюжет, историю — именно этим определяется любовь к чтению приключенческой литературы). В этот раздел могут попасть повести В. Крапивина, приключенческие романы, детективные повести. Из современной литературы хотелось бы обратить внимание на книги:
> Риель Й. «Мальчик, который хотел стать человеком».
> Пеннак Д. «Камо и я».
> Хокинг С. «Джордж и тайны Вселенной» и другие истории про Джорджа.
Каждый из нас немножко психолог
Востребована у современных подростков реалистическая литература, помогающая понять себя, понять друзей и особенно — взрослых. Сегодня такой литературы много и становится всё больше. Много переводится европейской подростковой литературы, всё больше и больше наших отечественных авторов пишут на темы взросления, межличностных отношений и проблем общества. Литература для старших подростков обозначена в списке буквой «П». Особое внимание хотелось бы обратить на то, что этот список ещё и для чтения всех учителей, потому что книги, включённые в него, могут лечь
в основу совместных бесед, общешкольных диспутов, педсоветов и классных часов:
> Нильсон М. «Цацики идёт в школу», «Цацики и его семья».
> Паласио Р. «Чудо».
> Шмидт Г. «Битвы по средам».
> Патерсон К. «Великолепная Гилли Хоп-кинс», «Мост в Терабитию», «Иакова я возлюбил». (П)
> Куроянаги Тэцуко. «Тотто-тян, маленькая девочка у окна».
> Каста С. «Притворяясь мёртвым», «Лето Мари-Лу. Зелёный круг». (П)
> Парр М. «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал».
> Хайтани К. «Взгляд кролика».
> Тор А. «Остров в море», «Глубина моря», «Пруд белых лилий», «Открытое море», «Правда или последствия». (П)
> Старк У. «Чудаки и зануды». (П)
> Файнберг В. «Приключение взрослых».
> М. Москвина. «Загогулина», «Моя собака любит джаз».
> Д. Сабитова. «Где нет зимы», «Три твоих имени».
> А. Жвалевский и Е. Пастернак. «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу».
> Ю. Кузнецова. «Выдуманный жучок, «Где папа?»
> Е. Мурашова. «Класс коррекции», «Гвардия тревоги».
> М. Ботева. «Мороженое в вафельных стаканчиках».
> А. Никольская. «Валя оМат».
> Минаев Б. «Детство Левы».
Для любителей решать задачи и задачки
В раздел вошли книги о математике, логические задачи для самых пытливых (в составлении этого списка должны принять участие учителя математических дисциплин):
> Левшин В. «Магистр рассеянных наук».
> Перельман Я. «Большая книга занимательных наук», логические задачи Льюиса Кэррола, книги по занимательной математике и другим наукам.
Любителям животных и растений
Этим читателям можно предложить занимательные повести о природе (Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали»), а можно (и это лучше сделать учителям биологии) собрать наиболее удачные современные атласы растений, занимательные книги, рассказывающие о мире природы, например:
> О. Кувыкина. «Письма насекомых», «Клад на подоконнике», «О людях и птицах».
> У. Кушерон. «Приключения маленькой трески», «КомпасГид».
> Д. Кэрол. «Тайны анатомии».
Экспериментаторам, эрудитам и всезнайкам
Энциклопедия Britannica для детей, серия «О чём умолчали учебники» и другие книги, которые будут интересны тем, кто не любит читать художественные книги, но с удовольствием будет читать короткие статьи о флагах мира, о странах и континентах, об атоме или устройстве транспорта.
Сказочник и большой фантазёр
С удовольствием читаются сказки С. Седова, Е. Клюева, произведения А. Гиваргизо-ва, Р. Даля, Пала Бекеша, К. Ди. Камилло. Сейчас выходит довольно много переизданий и новых изданий народных сказок разных народов. Поэтому в составлении списка могут поучаствовать учителя иностранных языков, учителя истории.
Для философов и любителей рассуждать о смысле жизни
Подойдут книги О. Бренифье: «Что такое чувства?», «О смысле жизни. Зачем я хожу в школу?» — сама форма подачи материала и оформление книг этого автора разрушают стереотипы мышления.
> В. Кротов. ...Червячок Игнатий и его друзья... и другие книги про червячка Игнатия — сказки-притчи для юных мудрецов и мыслителей.
> С. Востоков. «Президент и его министры» — довольно своеобразная книга,
предлагающая подумать об устройстве человеческого общества.
> Линдгрен А. «Братья Львиное сердце» — самая серьёзная и важная книга великой шведской писательницы о том, что такое жизнь, лю бовь, смерть, преданность.
Этот раздел составить, пожалуй, сложнее всего — в нашей культуре не сформировалось практики чтения изотекстов, однако в мире этот жанр книг развивается активно, и не стоит его упускать из виду. При помощи картинки и небольшого текста авторы комиксов создают целые романы, размышляют со своими читателями на самые острые темы, волнующие общество.
Начинать можно с самыми юными читателями: есть замечательные комиксы Туве Янсон о Мумми Тролях, есть комиксы о коте Кешке. Особое внимание хочу обратить на вышедший в этом году на русском языке комикс об истории Холокоста А. Шпигельмана «Маус».
В этом разделе представлена информация о книгах, помогающих сформировать интерес к истории:
> Вронский Ю. «Необычайные приключения Кукши из Домовичей».
> Додж Мери. «Серебряные коньки».
Книги и пособия, игры от издательства «Пешком в историю» — от занимательных повестей и сказок для настольных игр, серия издательства «Нигма» «История в новой форме» и переиздания исторических повестей, интерактивные книги издательства «Лабиринт», посвящённые истории войны 1812 года, Ледовому побоищу, Викторианской эпохе.
Не читатель
Этот раздел в списке для тех, кто чтению предпочитает другие виды деятельности. В нём могут быть названы настольные игры (информацию о них можно найти на сайте специализированного магазина «Игровед»), книги-игры (это совершенно особые полиграфические издания, которые легко привлекают внимание подростка к какой-то теме или факту), книги про различные увлечения и развлечения, например, книги
С. Прудовской «История книги своими руками» и «История букв своими руками».
В организации самостоятельного чтения этот аспект чуть ли не самый важный: читающий ребёнок не так нуждается в помощи, как абсолютно не читающий (причины нечтения могут быть самыми разными) или испытывающий серьёзные трудности в чтении. Для работы с такими школьниками в мире накоплен довольно богатый опыт: это и сторите-линг — создание устных историй, и различные формы речевых практик, связанные с созданием и чтением совсем коротких записей, активное использование форм журнальных, дневниковых, связанных с записью сильных впечатлений (путевой журнал, дневник экскурсии).
Последний раздел нашего списка — это свободный раздел. Это задание составить свой идеальный (самый интересный, самый странный, самый оригинальный) список летнего чтения. Его может составить любой ученик и презентовать классу.
В качестве вывода
Процесс становления читателя рассматривается в статье как индивидуальная траектория каждого ребёнка: принцип «уникальные и поэтому равные» — один из основных в декларируемом здесь отношении к чтению, его поддержке и развитию (о правах ребёнка-читателя можно почитать эссе французского учителя и детского писателя Д. Пеннака «Как роман»). Речь идёт не о «индивидуализации обучения» или «дифференцированном подходе», а об ином отношении к прогнозируемому результату.
Предложенная в этой статье концепция работы над списком самостоятельного чтения призвана закрепить право каждого ребёнка, подростка, взрослого на уникальное проявление «читательского интереса». НО
Любитель комиксов
Любитель древностей и истории