Научная статья на тему '«Портрет» современного читателя-подростка'

«Портрет» современного читателя-подростка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2420
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / READER''S CULTURE / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / READER''S INTERESTS / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / READER''S PREFERENCES / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / ПОКОЛЕНИЯ / GENERATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тихонова С.В.

В статье представлены экспериментальные материалы, позволяющие выявить художественные интересы, направленность и осознанность выбора чтения современного подростка. Сравнительный анализ данных читателей разных поколений и статусов позволяет не только очертить круг проблем, связанных с потерей интереса к чтению, но и определяет дальнейшие поиски их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PORTRAIT» OF THE MODERN TEENAGE READER

The experimental materials, allowing to reveal art interests, an orientation and sensibleness of a choice of reading the modern teenager are presented in article. The comparative analysis of these readers of different generations and the statuses allows not only to outline a circle of the problems connected with loss of interest to reading, but also defines further searches of their decision.

Текст научной работы на тему ««Портрет» современного читателя-подростка»

УДК 371

С.В. Тихонова

канд. пед. наук, ГБОУДПО «Нижегородский институт развития образования»

«ПОРТРЕТ» СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ-ПОДРОСТКА

Аннотация. В статье представлены экспериментальные материалы, позволяющие выявить художественные интересы, направленность и осознанность выбора чтения современного подростка. Сравнительный анализ данных читателей разных поколений и статусов позволяет не только очертить круг проблем, связанных с потерей интереса к чтению, но и определяет дальнейшие поиски их решения.

Ключевые слова: читательская культура, читательские интересы, читательские предпочтения, социальная среда, поколения.

S.V. Tikhonova, Institute of Education Development of Nizhny Novgorod

«PORTRAIT» OF THE MODERN TEENAGE READER

Abstract. The experimental materials, allowing to reveal art interests, an orientation and sensibleness of a choice of reading the modern teenager are presented in article. The comparative analysis of these readers of different generations and the statuses allows not only to outline a circle of the problems connected with loss of interest to reading, but also defines further searches of their decision.

Keywords: reader's culture, reader's interests, reader's preferences, social environment, generations.

Проблема формирования читательской компетенции школьника-подростка всегда вызывала устойчивый интерес у философов, социологов, психологов, методистов, педагогов, поэтому вопросами чтения и понимания, анализа и интерпретации художественного произведения сегодня занимаются и ученые, и учителя-практики [5]. Социологические исследования констатируют, что за последние десятилетия статус чтения, его роль в обществе и отношение к нему значительно изменились, но они же дают возможность увидеть, насколько это динамичный, сложный и быстро трансформирующийся процесс: «...меняются характеристики чтения подрастающего поколения в целом, а также различные его характеристики: роль семьи, домашней библиотеки и многое другое» [3, с. 11]. Огромный объем информации, всеобщая доступность, свобода в средствах выбора заставляет ученика всё чаще отказываться от книги как источника информации, хранителя культурных и духовных ценностей общества. Постепенно утрачивается устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Чтобы не только приобщить подростка к чтению, а руководить его литературным и интеллектуальным развитием сегодня крайне необходимо выявить сферу его художественных интересов и его читательские предпочтения, выяснить степень влияния среды в формировании читательской культуры школьника. Это необходимо для того, чтобы определить объем и место классической литературы и современной литературы второй половины ХХ - начала веков в чтении учащихся, степень её воздействия на их мироощущение. В данном исследовании использовалась методика, изложенная в монографии В.Я. Аскаровой «Динамика развития российского читателя (конец ХХ - начало ХХ1 века)» [1, с. 126-179].

Для современного читателя-подростка характерно отражение всех читательских интересов, существующих в обществе. Это доказывает опрос, проведенный в школах г. Нижнего Новгорода, г. Шахуньи, г. Семёнова, пос. Б. Козино Балахнинского района Нижегородской области. В опросе участвовало 507 учащихся в возрасте 14-17 лет, ученики 9-11 классов МБОУ СОШ № 139, 178, МАОУ СОШ № 70 и 118 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г. Нижнего Новгорода; МБОУ СОШ № 1, 2, 14 г. Шахуньи Нижегородской области, ученики МБОУ Вахтанской, Сявской, Хмелевицкой СОШ Шахунского района Нижегородской области, ученики МБОУ Фундриковской ООШ Семёновского района, МБОУ СОШ пос. Б. Козино Балахнинского района Нижегородской области, а также ученики Шахунской гимназии им. А.С.

Пушкина, гимназии № 13 г. Нижнего Новгорода, лицеев № 165 и 82 г. Нижнего Новгорода.

Анкетирование показало, что подавляющее большинство подростков (94%) регулярно читают художественную литературу, активно читают, называют чтение своим любимым занятием (35%). И только 6% всех опрошенных предпочитают чтению книг другие виды получения информации. Предпочтение отдают в основном развлекательному чтению (74%). Этот факт говорит о том, что подросткам не хватает ярких романтических впечатлений в реальной жизни, поэтому они пытаются сублимировать их, читая фантастическую и детективную и другую литературу. Данные анкетирования показывают, что ученики почти поровну распределяют свои читательские предпочтения между классической литературой (46%) и современной литературой (49%), но такое распределение связано, на наш взгляд, с требованиями школьной программы.

Выбор литературы для чтения стимулирован, в большинстве случаев, рамками школьной программы (89%); среди других причин учащиеся называют собственный интерес (23%); советы друзей (12%); Интернет (29%); родители (8%); реклама (5%); репетитор (34%). К сожалению, очень мало ссылок (2%) на помощь и совет учителя в выборе книг для чтения.

Полезной для себя книгой ученики считают ту, что рассказывает о личности: о её внутреннем мире, возможностях, потребностях и интересах; интересной - ту, в которой есть занимательный сюжет и яркие, запоминающиеся герои, а также книгу, содержащую остроумные истории и смешные диалоги (84%). Только 16% учащихся отмечают, что им интересны проблемы, затронутые автором книги. Большинство учащихся 72% отмечают, что им интереснее читать романтические произведения (т.к. в основе лежит яркий конфликт, действуют умные, смелые, решительные герои, которые совершают неординарные поступки, их привлекает занимательный сюжет, им близка мировоззренческая позиция героев) и 28% предпочитают читать реалистические произведения (т.к. показаны реалии времени, типические герои, затрагиваются важные в наше время вопросы). Подростки отмечают, что им хочется рассказать о прочитанной книге или просмотренном фильме, но обсуждать и делиться своими впечатлениями решаются только 25% всех опрошенных.

Чтобы выяснить роль среды в процессе формирования читательской культуры школьника, было опрошено 405 родителей и 71 учитель русского языка и литературы (анкетирование учителей проводилось на базе Нижегородского института развития образования). Анализ анкет показал, что для читателей разных поколений характерна не только развлекательная направленность чтения, но и серьезная художественная литература, требующая внимательного прочтения, осмысления.

Сравнительный анализ читательских предпочтений учителей, родителей и учащихся показывает сближение читательских потребностей родителей и детей, их склонность к развлекательному чтению, к получению от чтения ярких впечатлений, но при этом усиливается дисбаланс тематики репертуара чтения: практически исключаются классическая и современная литература, а превалирует приключенческая литература, фантастика. Произведения этих жанров не призваны формировать моральные и этические нормы подрастающего поколения. На диаграмме заметен сильнейший разрыв в требованиях к чтению учителей и учащихся. Этим объясняется недовольство учителей относительно объема и качества чтения современных школьников-подростков. Процент чтения классической и современной литературы у учащихся невысок, но они с одинаковым интересом читают как классическую, так и современную литературу. К сожалению, в семьях очень мало уделяют внимания чтению классической и современной литературы, утрачена традиция семейного чтения. Знакомство с классическими произведениями и произведениями современной литературы, их изучение полностью отдано на откуп школы. Читательские предпочтения разных поколений можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 - Читательские предпочтения

Сравнительный анализ читательских интересов разных поколений (учителя, родители, учащиеся) показывает разрыв в цепи передачи культурных ценностей, который происходит между поколениями. Читателю-подростку интересны романтические произведения с красивыми, умными смелыми, решительными героями; его привлекает яркий конфликт, занимательный сюжет литературного произведения; ему близка мировоззренческая позиция романтических героев и их способность задавать сложные философские вопросы и искать на них ответы. Молодое поколение в литературе ищет эстетические идеалы, четкие моральные и нравственные ориентиры, которые впоследствии могут сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи личности с окружающим миром. Об этом говорят произведения, которые они ставят на свою «золотую полку».

Учителя и родители в выборе литературы руководствуются больше практическими аспектами, чем совершенствованием эмоциональной и интеллектуальной сфер своего развития. Одни обращаются к чтению для того, чтобы развлечься, другие - для того, чтобы расширить кругозор, найти новый опыт, получить специальные знания. Им ближе реалистические произведения с рефлектирующим героем, погруженным в реальные бытовые проблемы будничного существования.

Читательские интересы разных поколений можно увидеть на рисунке 2.

Рисунок 2 - Читательские интересы

Сравнительный анализ жанровых предпочтений читателей разных поколений показывает тяготение читателя-подростка к малым эпическим жанрам: рассказам, эссе, небольшим повестям. Это связано, по мнению философов, со способностью человеческого мышления «вмещать в «объём» одного сознания многие несводимые ранее смыслы бытия», смыслы культуры и провоцирует «коренное изменение человеческого мышления в целом». [2, с. 298] Эти изменения отражаются в жанровом своеобразии современной литературы. Сегодня, сгущая повествование и «сворачивая»

информацию до символического изображения, писатель в объеме одного рассказа или небольшой повести рассказывает историю жизни героя, семьи, общества и т.д.

Старшее поколение (учителя и родители) остаются в рамках традиционного развития жанра и предпочитают развернутые подробные описания, характерные для романов и романов-эпопей. Для них читать современную литературу нелегко, точно так же, как нелегко слушать после Моцарта Шнитке, а после Рафаэля смотреть на полотна Пикассо.

Жанровые предпочтения читателей разных поколений можно увидеть на рисунке 3.

100%

романы небольшие

повести и рассказы

Рисунок 3 - Жанровые предпочтения

Сравнительный анализ обсуждения прочитанных произведений и культурных событий разными поколениями зафиксировал факт отдаления и намечающегося разрыва поколенческих отношений. Родители не считают нужным руководить чтением, интеллектуальным и культурным развитием детей, делегируя эту функцию школе, что в конечном итоге приводит к снижению общекультурного развития ребенка. Учащиеся, наталкиваясь на безразличие взрослых в этом вопросе, свои интеллектуальные запросы удовлетворяют, обращаясь к другим источникам информации или заменяют их чтением развлекательной литературы, примитивными компьютерными играми, комиксами, краткими комментариями, просмотром экранизаций и т.д., и постепенно теряют интерес к книге как источнику информации и к чтению как процессу интеллектуального развития.

Большой разрыв мнений учителей и учащихся по поводу обсуждения прочитанных художественных произведений на уроке заставляет говорить о формальном подходе к этому вопросу со стороны учителей. Жалобы на перегруженность школьной программы, на нехватку учебных часов по литературе, на постоянную занятость, на низкую читательскую способность своих учеников, а также профессиональное выгорание и моральная усталость учителей приводят к формализму в преподавании предмета. Ушли в прошлое уроки внеклассного чтения, практически перестала организовываться внеклассная работа по предмету (не функционируют читательские клубы и литературные гостиные, не проводятся предметные недели, не ведутся литературные календари и т.д.).

Обсуждение культурных событий представителями разных поколений можно увидеть на рисунке 4.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

96%

в ,_,_,

IучИТРЛЯ

I родители ] учащиеся

обсужда ют

Рисунок 4 - Обсуждение прочитанных произведений и культурных событий

Данные анкетирования позволили составить портрет не только читателя-подростка, но и читателей разных поколений, зафиксировали серьёзные изменения в отношении к чтению, которые происходят в обществе на данном этапе его развития. Новые требования к чтению читателя-школьника и окружающая его среда ещё раз доказывают, что сегодня необходимо вырабатывать новые подходы, поддерживающие интерес к чтению, в том числе и семейному, стимулирующие самостоятельность и свободу выбора юного читателя.

Список литературы:

1. Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя / В.Я. Аскарова. - СПб.: Изд-во гос. ун-та культуры и искусств, 2003. - 374 с.

2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в 21 в. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

3. Дубин Б.В. Чтение в России 2008: тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая. М.: МЦБС, 2008. - 80 с.

4. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде: материалы социол. исслед. / сост. В.П. Чудинова. - М.: МЦБС, 2012. - 144 с.

5. Кузина И.В. Этико-эстетический анализ художественного произведения: (по сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») / И.В. Кузина, В.Ф. Миронычева // Образование в современной школе. - 2012. - № 11. - С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.