СПИСАНИЕ СТОИМОСТИ АВТОРСКИХ ПРАВ НАСЕБЕСТОИМОСТЬ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Е. В. АКИЛОВА, консультант по налогам ЗАО «ВКЯ-Интерком-Аудит»
Основанием для начисления авторского гонорара является извещение на выплату авторского гонорара, в котором указываются:
• фамилия, имя, отчество автора;
• номер авторского договора;
• название и порядковый номер издания;
• срок, на который передаются авторские права;
• паспортные данные, ИНН и номер пенсионного свидетельства автора;
• дата одобрения рукописи автора;
• дата сдачи рукописи в производство;
• объем произведения;
• ставка и сумма авторского гонорара. Авторское вознаграждение отражается по
дебету счета 20 «Основное производство». Если договор заключен с автором, не состоящим в трудовых отношениях с издательством, то авторское вознаграждение отражается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-5 «Расчеты по авторским договорам». Если автор является штатным сотрудником, то расчеты ведутся с использованием счета 73 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Расходы по предпечатной подготовке учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и списываются в дебет счета 20 «Основное производство» либо на конкретные издания, к которым они относятся, либо с распределением по изданиям пропорционально объему.
В этом случае авторский гонорар и расходы на предпечатную подготовку списываются на себестоимость выпущенного тиража.
Пример 1. Издательство заключило договор заказа с автором на написание статьи для публикации в журнале. Сумма авторского гонорара по договору составляет 8 ООО руб. В соответствии с условиями договора автору выплачен аванс в размере
3 500руб., окончательный расчет произведен после сдачи рукописи в редакцию. Расходы на изготовление оригинала-макета, относящиеся к данной статье, составили 6 500руб.
В бухгалтерском учете необходимо выполнить следующиезаписи (табл. 1).
Особенности учета затрат по авторским гонорарам и предпечатной подготовке при издании печатных и электронных СМИ. Стоит отдельно рассмотреть вопрос учета авторских гонораров и расходов на предпечатную подготовку в том случае, если издательство распространяет одну и ту же информацию на разных носителях: издает периодическое печатное издание и размещает информацию в сети 1п1ете1;.
Первый подход заключается в том, что электронный вариант издания рассматривается не как самостоятельный издательский продукт, а как реклама печатного издания. В этом случае затраты на создание ^'еЬ-сайта относятся на себестоимость печатного издания по статье «Расходы на рекламу».
Однако электронное издание может считаться самостоятельным изданием, так как имеет свою читательскую аудиторию, в нем содержатся полные тексты статей и материалов, опубликованных и в печатном варианте, и оно способно приносить доход (в частности, от размещения рекламы, а также от стоимости подписки на электронное издание или на право посещения его отдельных страниц). Поэтому в том случае, если такое электронное средство массовой информации зарегистрировано в Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, то возможен другой подход к распределению затрат.
Печатное и электронное издание рассматриваются как два самостоятельных объекта. Выделяются те затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость каждого из них. Затраты
Таблица 1
Бухгалтерские записи по выплате авторского гонорара
Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
76 50 3 500 Выплачен аванс автору
20 76 8 000 Начислено авторское вознаграждение
20 69 2 080 Начислен ЕСН с авторского вознаграждения
76 50 4 500 Произведен окончательный расчет с автором
20 25 6 500 Списаны расходы на предпечатную подготовку
Таблица 2
Бухгалтерские записи по выплате авторского гонорара при издании печатных и электронных СМИ
Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
20-1 76 99 000 Начислен авторский гонорар по печатному изданию (110 000 руб. — 11 000 руб.)
20-2 76 11 000 Начислен авторский гонорар по электронному изданию
20-1 25 45 000 Учтены затраты по предпечатной подготовке непосредственно по печатному изданию
20-2 25 8 000 Учтены затраты по предпечатной подготовке непосредственно по электронному изданию
20-1 25 109 800 Распределена часть расходов по предпечатной подготовке на печатное издание ((122 000 руб. /110 000 руб.) х 99 000 руб.)
20-2 25 12 200 Распределена часть расходов по предпечатной подготовке на электронное издание ((122 000 руб. / 110 000 руб.) х11 000 руб.)
по предпечатной подготовке, относящиеся к обоим изданиям, распределяются между ними пропорционально авторскому вознаграждению. Для этого в авторском договоре предусматриваются отдельно сумма вознаграждения за право распространения информации на бумажном носителе и в сети 1п1ете1;.
Пример 2. Издательство издает журнал, а также размещает его электронную версию в сети 1Мегпе{. Сумма авторских гонораров составила 110000руб., в том числе за право размещения информации в сети Шегпе{ —11 ООО руб. Затраты по предпечатной подготовке составили 175 000руб., в том числе относящиеся:
— непосредственно к печатному изданию — 45000руб.;
— непосредственно к электронному изданию — 8000руб.;
— к обоим изданиям — 122 000руб.
В бухгалтерском учете необходимо выполнить следующиезаписи (табл. 2).
Таким образом, расходы на авторское вознаграждение и предпечатную подготовку составили:
по печатному изданию — 253 800 руб. (99 ООО руб. + 45 ООО руб. + 109 800 руб.);
по электронному изданию — 31 200 руб. (11 000 руб. + 8 000 руб. + 12 200 руб.).
Литература
1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от06.05.1999 № 32н.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»: приказ Минфина России от06.05.1999 № ЗЗн.
4. Положение по ведению бухгалтерского учетаи бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
* * *