Спиритуалистический феминизм Ольги Безобразовой
Л.С. Московчук
В статье рассматриваются философские взгляды Ольги Михайловны Безобразовой - философа, литератора, издательницы, общественной деятельницы рубежа XIX-XX веков. Среди вопросов, которые в первую очередь интересовали, Безобразову, стоит назвать женскую эмансипацию; синтез христианства, спиритуализма и феминизма; синтез религии и науки. Будущее человечества Безобразова видела в интеграции, условия для которой создаются спиритуалистическим феминизмом.
Ключевые слова: О.М. Безобразова, история философии, философия феминизма, спиритуализм, спиритуалистический феминизм, женский вопрос
About the spiritualistic feminism of Olga Bezobrazow
Lyubov S. Moskovchuk
The article examines the philosophical views of Olga M. Bezobrazow, a writer, publisher, thinker, and social activist of the turn of the XIX-XX centuries. Women's emancipation, the synthesis of Christianity, spiritualism and feminism, the synthesis of religion and science - these are the issues that interested thinker. Olga Bezobrazow saw the future of humanity in the integration of humanity, the conditions for which are created by spiritualistic feminism.
Keywords: Olga Bezobrazow history of philosophy, philosophy of feminism, spiritualism, spiritualistic feminism, women's issue
Ольга Михайловна Безобразова (1854(?)-1921), представительница известного в России дворянского рода, пример того, как со временем могут забываться
и уходить в небытие когда-то известные голоса. Будучи в своё время известным литератором, издателем, сторонницей и вдохновительницей спиритуалистического (духовного) феминизма на рубеже XIX-XX вв., сейчас она практически неизвестна русскоязычным исследователям истории философии и философии феминизма [1]. Однако в зарубежных исследованиях её имя периодически появляется, как в контексте её включённости в общественные дискуссии, так и в контексте её вклада в развитие философии [11; 12].
В творческом наследии Ольги Безобразовой можно выделить несколько разделов: поэзия1, фило-софско-художественная проза2, философские труды3 (в том числе доклады, сделанные на конференциях).
Особо стоит отметить её издательскую деятельность, например в течении двух лет она издавала журнал «La Revue des Femmes Russes» (впоследствии -«La revue des Femmes russes et des Femmes françaises»), объединивший на своих страницах многих видных деятелей своего времени. На страницах этого издания разворачивался достаточно значитель-
1 Например, Bézobrazow, Olga de. Poussière d'étoiles. T. 1-2. Paris, S.a.; Bézobrazow O. Pages détachées du journal d'un artiste: Poème en vers / Bézobrazow, Olga. Lausanne, 1892; Bézobrazow O. Poèmes mystiques / Bezobrazow, O.de; Préface de Paul Adam. Paris, 1901.
2 Например, Bézobrazow O. Bibliothèque franco-russe: La femme nouvelle / Bézobrazow, O. de; Préface par R. de Grasseriè. Paris, 1896.; Bézobrazow, Olga de (Mme). L'Idée (série féministe-spiritualiste). Tome IV. L'Idée et l'amour, roman social. L'Idée nationale et la poésie : Pouschkine, sa vie, son oeuvre / O. de Bézobrazow. 1902; Bézobrazow, Olga de (Mme). Bataille de l'Idée. Roman scientifique. 1907.
3 Например, Bézobrazov, Olga de (Mme). De Bézobrazow. Les Femmes et la vie, essais de féminisme spiritualiste. F. Laur 1900; Bézobrazow O. La Renaissance Religieuse / Bezobrazow, O.de. Paris, 1909; Le Renouveau, conferences. Nouvelle edition by Olga de Bézobrazow (Book) 2 editions published in 1912. и др.
ный по замыслу и масштабный по своим результатам социологический проект Ольги Безобразовой [7; 8; 9; 10], который позволил собрать и зафиксировать взгляды на женский вопрос видных деятелей своего времени: Фредерика Пасси (французский политический деятель, основатель и первый руководитель «Международной Лиги мира»); Жоржа Мартена (политик, защитник женских прав); Николая Яковлевича Грота (президент Московского психологического общества); Чезаре Ломброзо (итальянский психиатр) и др. Привлечение к анкетированию таких известных персон показывает авторитетность персоны Mme Без-образовой в европейском научном сообществе и ее включенность в дискурсивное поле интеллектуальной элиты рубежа веков.
Среди произведений, в которых наиболее ярко воплотились философские идеи О. Безобразовой, стоит выделить работы «La Religion Nouvelle (Essai d'éthique)» [3; 4], «Le Féminisme spiritualiste et de son but éducatif dans la régénération religieuse» [6] и «La mission de la femme au XX siècle» [5]. Остановимся на них подробнее.
В труде «La Religion Nouvelle (Essai d'éthique)» или «Новая религия (Эссе об этике)» [3; 4] Безобразова критикует материализм и религиозный догматизм. Первый - за расчеловечивание мира и обездушивание человека, второй - за раскол мира между противоречащими друг другу доктринами, нетерпимыми друг к другу. Свою задачу философ видит в создании концепции новой этики или иначе новой религии, способной преодолеть разобщённость человеческого мира и стать основой для глобальной интеграции. Произведение включает в себя следующие логические подразделы: «О том, что религия не противоречит прогрессу», «Доказательство независимой природы разума», «О первопринципе законов», «О добре и зле», «Противоречие между догмой и эволюцией Мирового Разума» и др.
Отличие новой религии от своих предшественников - свободное от догматизма учение, идущее в ногу с научным прогрессом и снимающее вечное противостояние веры и разума. В качестве подтверждения такой возможности Безобразова обращается к экспериментальным данным (например гипноз), подтверждающим существование особой психической энергии. Новая религия - это научная религия или религия прогресса, задача которой - постижение законов бытия. Главным среди этих законов Безобразова считает универсальный закон, управляющий всем существующим от бесконечно большого до бесконечно малого. Этот закон определяет взаимосвязь и одноосновность всего существующего, благодаря чему универсальным инструментом познания Безобразова называет метод аналогий.
Человек выступает точкой сборки универсума, объединяя элементы трёх миров, соответствующих образу Вселенной: материя, душа (энергия) и дух (интеллект). Будучи микрокосмом, человек воплощает в себе действие физических и биологических (жизненных) законов, а человеческий разум - одна из ступеней эволюции Разума Мирового: «уменьшенный образ Вселенского разума, его наименьшая единица, он воспроизводит в себе его неизменную природу, бесконечные способности в бесконечно уменьшенной степени» [3, P. 332].
Недостатком науки Безобразова полагает отсутствие вопросов о предельных основаниях бытия: причина существования Вселенной, направление движения Вселенной - все это вопросы важные для человека, так как от них зависит его целеполагание и жизненная ориентация. И именно на эти вопросы призвана ответить новая религия с опорой на накопленные научные знания.
Единый закон, управляющий всем существующим, преследует одну главную цель - объединение всего через постоянное развитие. Такой прогресс, по
мнению Безобразовой, обладает нравственной природой: «задача человека - стремиться к бесконечному сближению с принципом высшего совершенства посредством совершенствования своих деяний» [3, P. 335]. Церковь, отрицающая уточнение и эволюцию взглядов, противоречит единому закону, управляющему всем существующим, и подвергает себя риску смерти.
Зло в отличие от блага не обладает подлинной природой, а проистекает из свободы воли и служит для проявления высшего блага, искупления и продвижения по лестнице духовной эволюции.
В статье «Спиритуалистический феминизм и его просветительская цель в религиозном ренессансе» («Le Feminisme spiritualiste et de son but educatif dans la regeneration religieuse» [6]) Mme Безобразова негативно оценивает предшествующий феминизм, основывающийся на материализме, антирелигиозности и радикализме. Современное общество, хоть и является демократическим, порабощено властью золота, вооружённого «секирой потребностей» и «мечом эгоизма». Человеческая душа не терпит пустоты атеизма и нуждается в возрождении истинной религии. Поэтому современное общество пытается изменить своё мировоззрение за счёт интереса к высшему психическому началу, как части божественной энергии.
Безобразова отождествляет бога и закон, правовой принцип. Поэтому подлинный феминизм, как путь к равноправию и справедливости, немыслим вне религиозности. Спиритуалистический феминизм - это учение свободных сердец, преображающих религиозный дух на принципах научного прогресса и открытий. Более того феминизм сохранит свою актуальность только если будет способствовать духовному преображению общества и мира, иначе он продолжит потакать человеческим слабостям, страстям и плотским аппетитам. Всеобщее благоденствие не решит проблему всеобщего воспитания и просвещения. И
здесь Безобразова указывает на одну из ключевых функций женщины в культуре - воспитание, приобщение к законам милосердия и справедливости, к истинам новой веры. Для возможности воплощения божественных законов и интеграции человечества необходимо, чтобы дети с младых лет приобщались к понятиям высшего блага, равных прав, понимали, что весь мир пронизан единой живой энергией - другими словами, приобщались к истинам научного спиритуализма.
Первоначально христианство не противостояло женственному началу (Святая Ольга, Святая Клотильда и многие другие женщины-правительницы и защитницы веры тому примеры), однако постепенно христианская церковь пошла по пути маскулинизации
- пути разобщения и догматизма.
В тексте доклада «Миссия женщины в ХХ веке» («La mission de la femme au XX siècle»), сделанного в Ницце 6 января 1909 на конференции «Общества психических исследований» («Société d'Etudes Psychiques») [5], Безобразова продолжает критику материализма, как деспотической и отрицающей личную ответственность доктрины. Спиритуализм и феминизм - вот идеологии будущего, где спиритуализм отвечает за свободную веру, а феминизм - за не допускающее исключений равноправие. Спиритуализм закладывает основы новой духовной эры, в которой женщина осознает и развивает свои внутренние духовные силы, привнося божественное начало в мир и возвращая принципы справедливости и равенства в закон.
Цель женщины ХХ века - восстановление нравственного начала, которое будет служить интеграции человечества и установлению мира на земле. История
- это череда циклов женского и мужского начала, и ХХ век - время возращения к изначальному матриар-
хальному, женскому началу4. Каждый из этих циклов обеспечивает условия для развития последующего. Таким образом мужское и женское, патриархат и матриархат - равнозначные и равноценные звенья единого процесса, и никакой из циклов не следует умалять. Феминизм, в понимании Безобразовой, означает духовный, нравственный и религиозный ренессанс мира.
Эволюция человечества - это не механическое, количественное движение вверх по лестнице, а планомерное постижение и установление добра, преодоление страданий, невзгод, несправедливости за счет нравственного совершенствования стремление к счастью. Счастье для Ольги Безобразовой заключается в осознании и переживании полноты, единения с человеком, вселенной и божественным началом. Материальный прогресс без прогресса духовного бесплоден и не обладает никаким смыслом.
Социальное обновление (установление равных прав для всех независимо от пола и статуса) - следствие естественной эволюции человеческого сознания, поднимающегося по лестнице интеллектуального и духовного развития. Миссия женщины в этом социальном обновлении - освобождение мира от грубости и жестокости, а также заблуждений материализма, скептицизма и атеизма.
Рассмотренные три произведения охватывают ключевые идеи и точки интереса Ольги Безобразовой: спиритизм, новая религия, социальные преобразования, эмансипация женщин. Для движения вперёд необходимо видение высшей цели, которая вносила бы смысл в существование всего. Эта высшая цель для Безобразовой - интегральное человечество. Для достижения этой цели необходим синтез лучших идей науки и философии, объединение религий в единую
4 Матриархату посвящён очерк Ольги Безобразовой «De la légitimité du gouvernement des femmes: le matriarcat» [2].
систему и последующее единение научного и религиозного мировоззрения. Женщина - душа человечества, отстаивающая принципы бескорыстности, милосердия, открытости и нестандартности мышления, способная осуществить синтез рационального и иррационального.
Литература
1. Орлова Н. Х. Ольга Михайловна Безобразова: возвращение // Парадигма. 2019. №30. С. 145-151.
2. Bezobrazow O. De la légitimité du gouvernement des femmes: le matriarcat // La revue des Femmes russes et des Femmes françaises. 1897 №1. P. 69-79.
3. Bezobrazow О. La Religion Nouvelle (ESSAI D'ÉTHIQUE) // La revue des Femmes russes et des Femmes françaises. 1896. № 9. P. 325-336.
4. Bezobrazow О. La Religion Nouvelle (ESSAI D'ÉTHIQUE) / / La revue des Femmes russes et des Femmes françaises. 1896. № 11. P. 349-364.
5. Bézobrazow O. La mission de la femme au XX siècle / / Bézobrazow O. Le renouveau: conferences. Paris, 1912. P. 31-51.
6. Bézobrazow O. Le Feminisme spiritualiste et de son but educatif dans la regeneration religieuse / / Revue spirite. 1908. № 5. P. 300-304.
7. Le féminisme au point de vue sociologique // La Revue des Femmes Russes. 1896. № 5-6. P. 129-163.
8. Le féminisme au point vue sociologique // La Revue des Femmes Russes. 1896. № 7-8. P. 268-272.
9. Le Féminisme au point de vue Sociologique (suite à l'enquête) // La revue des Femmes russes et des Femmes françaises. 1897. № 2. P. 97-98.
10. Le féminisme au point de vue sociologique (fin de l'enquête) // La revue des Femmes russes et des Femmes françaises. 1897. № 3 P. 193-209.
11. Merkling Sias. Olga's Occult: Bézobrazow's Formation of Spiritualist Feminism in the Revue des femmes russes during France's Fin de Siècle. Undergraduate Senior Thesis. Department of History Columbia University. 10 April 2019.
12. Sharp Lynn L. Secular Spirituality: Reincarnation and Spiritism in Nineteenth Century France. Lexington Books. 2006.