Научная статья на тему 'Новая религия (эссе об этике) философская часть'

Новая религия (эссе об этике) философская часть Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безобразова О.М.

Впервые опубликован: Bezobrazow О. De La Religion Nouvelle (Essai d'éthique) // La Revue des femmes russes: organe du féminisme international. 1896. №9 (01 septembre). P. 325-336. Перевод с французского выполнен Л.С. Московчук. Ольга Михайловна Безобразова (1854(?)-1921) русская писательница, поэтесса, философ, а также издатель и автор журнала «La Revue des femmes russes: organe du féminisme international». О ней см.: Орлова Н.Х. Ольга Михайловна Безобразова: возвращение… // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2019. №30. С. 145-151; Московчук Л.С. Об одном социологическом опросе в журнале «La Revue des Femmes Russes: Organe du feminisme franco-russe» (Париж, 1896-1897) // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2019. №30. С. 152-161; Московчук Л.С., Орлова Н.Х. По страницам журнала mme O. de Bezobrazov: La revue des femmes russes: Organe du feminisme franco-russe (Париж, 1896-1897) // Женщины и мужчины в миграционных процессах прошлого и настоящего: XII Межд. научн. конф. Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Калининград, 10-13 октября 2019. Ч.2. С. 305-308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая религия (эссе об этике) философская часть»

ARCHIVES

Новая религия (Эссе об этике) Философская часть1

О. М. Безобразова2

La Religion Nouvelle (Essai d'éthique) Partie Philosophique

Olga De Bezobrazow

Цель представленного очерка - систематизация вопросов этики. Человек не в силах отказаться от поисков первичных и конечных причин, и эти вопросы, продолжая традиции античности, задают перспективу разумному развитию живого. Экспериментальная физиология и ее учение о пока еще неведомых физических силах

1 Впервые опубликован: Bezobrazow О. De La Religion Nouvelle (Essai d'éthique) // La Revue des femmes russes: organe du féminisme international. 1896. №9 (01 septembre). P. 325-336. Перевод с французского выполнен Л.С. Московчук.

2 Ольга Михайловна Безобразова (1854(?)-1921) - русская писательница, поэтесса, философ, а также издатель и автор журнала «La Revue des femmes russes: organe du féminisme international». О ней см.: Орлова Н.Х. Ольга Михайловна Безобразова: возвращение... // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2019. №30. С. 145-151; Московчук Л.С. Об одном социологическом опросе в журнале «La Revue des Femmes Russes: Organe du feminisme franco-russe» (Париж, 1896-1897) // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2019. №30. С. 152-161; Москов-чук Л.С., Орлова Н.Х. По страницам журнала mme O. de Bezobrazov: La revue des femmes russes: Organe du feminisme franco-russe (Париж, 1896-1897) // Женщины и мужчины в миграционных процессах прошлого и настоящего: XII Межд. научн. конф. Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Калининград, 10-13 октября 2019. Ч.2. С. 305-308.

прокладывают нам путь для дальнейшего продвижения к обновленному знанию.

Этика - это определенная система, но, к несчастью, человечество раскалывается и распадается на различные теории, системы и религии. Поэтому этика, подчиненная этим многочисленным концепциям, лишена единства и однородности. Наша цель - объединить эту множественность, разыскивая точку схождения за пределами анархии мыслей, искусства и жизни, и стремясь обрести общую территорию, на которой человеческие умы смогут обрести единение.

Порядок рассмотрения нашей темы таков: сначала часть философская, затем - социологическая.

I

О том, что религия не противоречит прогрессу

Великие законы мироздания - это закон вознесения, из которого проистекает закон взаимного согласия, и закон нисхождения, который подобно свету порождает через отрицание тьму и невежество.

Неужели религия благодаря последовательным преобразованиям сама по себе тяготеет к закату? А точнее, остановленная непреодолимой преградой неподвижной догмы, неспособной к обновлению, она, слабея и склоняясь, уходит в небытие? Действительно ли религия противоречит прогрессу? Так утверждают те, кто изымает духовное начало из мира. Тем самым догма достигает вершин своего развития и у нее остается один путь - падение под собственной тяжестью в бездну времен. Но независимая и свободная религия, которая прибавляет, множит и объединяет лучи разума, такая религия, как мы полагаем, не только не противостоит прогрессу, но выступает дыханием этого прогресса и служит двигателем миров

Независимая и свободная религия, в противоположность догматической религии, не должна рассматриваться как изолированная единица. Она перешагнула ступень догмы, чтобы объединиться со своей сестрой -

наукой. Такая религия меняется, развивается и приводит к исполнению, а не к опровержению, закона Вознесения, имя которому - прогресс.

Религию, таким образом, можно считать продолжением духа, активным выражением его сокровенных способностей, а не чем-то отсталым, не представляющим ценности, находящимся на пути к падению.

Однако, как нам могут возразить, догма синонимична религии. Да, ответим мы, догма — это материя, оболочка жизненной силы и сущности религии. Но принцип, который привносит жизнь в эту материальную оболочку, обладает иной природой.

Очевидно, что этот оживляющий принцип - критерий всего. Его свет - это непреодолимый барьер между материализмом и верой, между теми, кто признает или не признает существование божественного начала. Во тьме материализма для человека идея Бога из всех идей самая противоречивая.

Человек, вооруженный тусклым факелом своего разума, поставленного на службу материальному, среди случайностей и совпадений пытается найти первопричину, чтобы закончить в небытии. Но давайте рассмотрим альтернативную сторону дилеммы. Где новая религия царства разума сможет найти доказательства существования бесконечного Бога? - В прямых лучах света, там, где закон записан в книге вечной жизни. Только обновленная религия решит проблему единения миров.

Давайте остановимся на этом моменте, чтобы разобраться с принципом, вдыхающим жизнь в религию, который соответствует закону Вознесения, и посмотрим, не представится ли этот принцип в какой-то системе.

Объединенная со своим основанием единством природы, религия воссоединяется со своим высшим замыслом. В дальнейшем мы поймем, какое значение имеет это принципиальное замечание в перспективе единства Вселенной.

Попробуем прояснить.

Тело религии или ее материальная оболочка - это не душа религии. Что касается объединения религий, скажем так: разные религии, объединенные и представленные в порядке появления, составляют бесконечное про-тотипное единство. Рассматриваемая как единое целое, религия способна на безграничное совершенствование, она способна подпитывать высшую природу объединения человечества, и наконец, она способна быть, по мере своего развития, единым принципом всякого совершенства. Из вышесказанного очевидно, что существование религии невозможно без обновления.

Здесь мы касаемся нового подтверждения сказанного ранее: построения, организации и развития новой религии.

Путь к научной религии подготовила экспериментальная наука, которая сделала человечество восприимчивым к новому откровению живой науки.

Представлять публике научную религию следует с монады, или с бесконечно малого и бесконечно большого.

Научная религия - это религия прогресса. Или, другими словами, это закон Вознесения, как он есть сам по себе. Поскольку прогресс выступает законом всего живого, о чем следует задуматься сторонникам статуса-кво религии? О том, что они поддерживают парадоксальный тезис, вместо истины. Доктора в области религии и те ученые мужи, кто религию отрицает, создают особые теории для обоснования своего учения.

Доктора в области религии или материализма относятся к истине как к [застывшей - добавлено мной] системе, тем самым отрицая ее. Ибо истина опирается только на саму себя, заключая в самой себе собственный непогрешимый критерий. Научная религия, говоря о законе, управляющем всем существующим от бесконечно большого до бесконечно малого, определяет этот закон как истину и раскрывает ее. Эта истина записана во всех божественных творениях, доступна и очевидна всем, кто хочет ее изучить.

В чем заключается научная религия? В познании законов бытия. Как познать эти законы? Через аналогии, изучая взаимосвязи. Аналогия - это отношение соответствия, которое существует во всех схожих частях, на всех уровнях миров, между этими элементами и их первопричиной. Единство, царящее в великом множестве всего, — это бесспорное доказательство закона истины, мировой аналогии, которую можно назвать ключом к жизни и существованию любых вещей, растений, человека, Вселенной. Таким образом, научная религия, или зрелая религия, обладает собственной областью изучения - она изучает аналогию, в которой заключено все существующее.

Таким образом, научная религия объясняет законы жизни. Абстракция сделала религию и науку врагами, реальность же примирит их.

Стремиться познать человека, чтобы познать Бога -это значит действовать согласно словам мудреца: «Познай себя». Человек, клетка Великого бытия, понятное дело, выступает критерием всего. В нем объединяются элементы трех миров, соединяются три образа жизни, если угодно, соответствующие образу Вселенной.

II

Демонстрация независимости разума

Три низших царства сходятся в человеке как в центре. Человек - разумное животное, которое познает, откуда он родом, где он живет и куда он может двигаться. На стадии своего земного существования человек может приблизиться к четвертому царству, к началу духовного человека, в отличие от животного примитивного человека.

Что необходимо человеку, чтобы обрести высшие способности? Верный курс. Или триединый принцип, принцип соответствия, и закон аналогии - вот те контуры, с помощью которых человеческая мысль может постичь ключ жизни, или иначе, явления, присущие человеку и вселенной.

Поэтому мы будем полагаться, материально и духовно, на познание человеческой жизни на основе сравнительного изучения микрокосма и макрокосма. Ведь это человек находит объяснение Вселенной, а эксперименты только подтверждают его.

Давайте рассмотрим элементы сил:

1. Центр материи тела.

Сила тела

(Материя)

2. Центр материи души.

Сила души

(Энергия)

3. Центр материи духа.

Сила духа

(Интеллект)

Очевидно, что не следует отделять силу от материи, равно как и материю от силы. Таким образом, жизнь проявляется в человеке в тройном нравственном аспекте, или, если быть точнее, в человеке можно выделить три структурных элемента: физические силы, жизненные силы, душевные силы, которые сами являются тремя общими качествами единой силы, неизменной по своей сущности, но способной разделяться на бесконечно малые элементы по отношению к оживляемой ею среде жизни. Материальный принцип служит оболочкой для жизненного и разумного принципа, и хотя все основано на материи, разница между жизненными и психическими силами такова, что мы все-таки должны искать во вне принцип, одушевляющий материю. В этом заключается нерешаемая дилемма... скажем за это спасибо экспериментальной науке. Потому что все эксперименты свидетельствует об этом. В мире существует интеллект [сила духа], и существование этого интеллекта не зависит от материи.

Опыт передачи мыслей на расстояние, наблюдение различных состояний и степеней гипноза, опыт раздвоения личности или, одним словом, все то, что изучает исключительно психология - все это приближает челове-

ка к познанию истинной природы, и демонстрирует, что разум может получать информацию и иными путями, а не только от органов чувств. Этого обращения к фактам психологии достаточно.

Итак, тело - это инструмент материи, орган материального принципа, который чувствует, может, желает. То есть материальный принцип - это то, что управляет (иначе ректор), то, что направляет (иначе директор) и то, что движет (иначе двигатель) человеческим организмом в целом. — Мы назовем этот принцип, единый для всего человечества, разумной искрой великого света.

Это - наш первый пункт триединого принципа, применим к нему аналогичный метод взаимных соответствий и, отталкиваясь от известного, будем двигаться к неизвестному, по пути бесконечно большого и по пути бесконечно малого.

Выявленное единство жизни человеческих органов, субстанция которых доступна нашим чувствам, позволит нам объяснить создание миров, бесконечно от нас удаленных.

Мудрость веков гласит, что человек - это образ Вселенной. Давайте обратимся к реальности, преклонимся перед ней, и тогда мы наделим ее высшей ценностью. Однако в этом ограниченном мире мы все еще не сможем нашей грубой природой прикоснуться к истине, а сможем лишь только нащупать ее.

Величие и малость не более, чем относительные понятия, и из состояния вещей с очевидностью следует, что разум, жизнь, обновление должны с необходимостью быть в бесконечно малом так же, как это наблюдается в бесконечно большом. Это возможно благодаря действию закона или великого замысла Вселенной. Один лишь взгляд, брошенный на человеческое тело, подтверждает это.

Человек - маленькая Вселенная. Феноменам человеческого тела можно найти соответствия в физическом мире. Таким образом, микрокосм человеческого тела -это созвездие миллиардов бесконечно малых средото-

чий, ядер, которые рождаются, совершенствуются, очищаются, трансформируются, обновляются во всей своей полноте благодаря действию тех же законов, по которым все рождается, живет, трансформируется и обновляется в бесконечной Вселенной. Мы видим это, сравнивая и изучая вселенные. Бесконечно малое и бесконечно большое во всем подчиняются закону, прототипу, объединяя материальные, световые и флюидные коммуникации в единое целое. Обобщая, можно заключить, что клетки тела - это индивиды, живущие в нас и от нас, так же, как и мы сами живем во Вселенной и кормимся ею.

Таким образом, мы, благодаря нашим размышлениям и анализу, оказываемся посвящены в великий единый план Творения и вооружены прекрасным орудием живой и работающей математики, а именно методом аналогий. А значит мы не откажемся признать единый закон, применяемый к двум крайностям: бесконечно малому и бесконечно великому, закон, связанный в своих основаниях с Высшим Перводвигателем.

Также, как по найденной кости неизвестного животного можно полностью восстановить его вид, вымерший несчетное количество веков назад, мы можем, собрав в единое целое результаты, полученные методом аналогий, сделать вывод, что человеческого тела достаточно для того, чтобы восстановить порождение миров.

Таким образом, путем аналогий, соответствий и тройственного принципа, то есть изучая последовательность вещей, также как это делает всякая древняя и современная наука, мы пришли к выводу, что человек -это малая Вселенная. Его организм - бесконечно уменьшенное отражение того, что заключено в грандиозном движении миров. Бесконечно малое питается, поддерживает себя, живет, обновляется, точно так же, как бесконечно великое, с учетом различий в природе и судьбе этих двух крайностей, а законы, управляющие движениями молекул, планет и звезд, равнозначны друг другу и составляют один закон.

Давайте пробежимся по этому закону всеобщей связи, благодаря которому все держится вместе, связывается, соединяется, так сказать, в мире, и зададимся вопросом: «Как так получилось?». Является ли этот закон продуктом сознательной или бессознательной силы? Спросим, кто заставил нас стать свидетелями бытия миров, что должно случиться со всем этим движением, всей этой суетой? Движется ли вселенная к небытию? К окончательному крушению? Мы признаем, что наука не заботится об этих вопросах, но сознание живого существа - да.

Остановимся на мгновение на законе независимости абсолюта и задумаемся над смыслом этого слова. Эта независимость в некотором роде снисходит и оказывается в наших чувствах благодаря изучению природы вещей, доказывающих следующее. Интеллект существует вне материи. Он независим от материи, с которой на мгновение оказывается единым. Об этом свидетельствуют экспериментальные доказательства существования экстрасенсорных сил, и было бы анахронизмом это отрицать. Разумный принцип сохраняется и продолжает существовать после разложения материи, в которой он был индивидуализирован и в которой он существовал.

Сознательный разум - это излучаемый (эманируе-мый) разум. А разве может существовать явление без причины? Таким образом, этот разум - результат сознательной, а не бессознательной силы. И так как великие открытия современной науки никому не позволяют этого отрицать, разум существует вне материи. Каким же образом мы можем признать, что разум - продукт материи?

Настаивать - значит игнорировать самое важное, что было дано нам узнать в нашем столетии: изучение проявлений силы вне пределов физического тела, изучение невидимого и его независимости через наблюдения и эксперименты. Факты содержат наиболее достоверное доказательство существования разума, как сознательного принципа.

Человеческий разум - это искра, бесконечно малое отражение того, что есть, было и всегда будет неизменным и вечным. Как таковой, он свободен от любой чуждой ему материальности, он развивается на всех этапах своей великой универсальной карьеры по направлению к Мировому разуму, из которого все исходит и в котором все сходится, как в бесконечном круге. Уменьшенный образ Вселенского разума, его наименьшая единица, он воспроизводит в себе его неизменную природу, бесконечные способности в бесконечно уменьшенной степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.