УДК 342.746:614.251.2 В.А. НИКИФОРОВ
доктор юридических наук, зав. кафедрой международного и международного частного права, Орловский государственный университет E.mail: nikiforov-v. [email protected] М.А. ИВАНОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра международного и международного частного права, Орловский государственный университет E.mail: [email protected]
UDC 342.746:614.251.2 V.A. NIKIFOROV
Doctor of Law, head of the Department of international and private international law, Orel State University E.mail: [email protected] M.A. IVANOVA
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, international and private international law, Orel State
University E.mail: [email protected]
СПЕЦКУРС «ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ
THE COURSE «LEGAL FOUNDATIONS OF MEDICAL PRACTICE» AS A MEANS OF FORMATION OF THE LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS OF MEDICAL SPECIALTIES
В статье рассматриваются основные принципы построения спецкурса «Юридические основы деятельности врача», приведен тематический план спецкурса, отдельное внимание уделяется методам правового обучения.
Ключевые слова: право, правовая компетенция, медицинские специальности вузов.
The article discusses the basic principles of the course "the Legal basis of medical practice", the thematic plan of the course is given, special attention is paid to the methods of legal education.
Keywords: law, legal competence, the medical profession universities.
В современных социально-экономических и нормативно-правовых условиях функционирования системы здравоохранения существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой подготовки медицинских работников.
Отношения, складывающиеся при оказании медицинских услуг между лечебной организацией (частнопрактикующим врачом) и пациентом, являются особо значимыми с правовой точки зрения, поскольку непосредственными объектами медицинского вмешательства являются такие конституционно закрепленные блага, как жизнь, здоровье, личная физическая и психическая неприкосновенность. Конституционные нормы, закрепляющие права граждан в сфере охраны здоровья, получили свое закрепление в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [1], Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], Федеральном законе «О донорстве крови и ее компонентов» [3] и ряде других медико-социальных нормативных правовых актах.
Следовательно, профессиональная деятельность медицинского работника требует умения ориентироваться в многочисленных юридических источниках, относящихся к сфере здравоохранения, применять правовые нормы в конкретных практических ситуациях, защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
В связи с этим возникает потребность обращения к вопросу правовой компетенции специалистов сферы здравоохранения как важной части их профессиональной компетентности.
Правовую компетенцию студентов медицинских специальностей вузов мы определяем как интегральное качество личности, отражающее ее готовность и способность использовать правовые знания и умения, задаваемые ФГОС ВПО, для решения практических задач, реализуя при этом такие профессиональнозначимые личностные качества, как ответственность, коммуникативность, эмпатия, толерантность.
Одним из условий формирования правовой компетенции студентов является внедрение в учебный процесс разработанного нами спецкурса «Юридические основы деятельности врача».
Разработка данного спецкурса происходила с опорой на следующие принципы:
- принцип адекватности содержания курса целям и задачам правовой подготовки студентов медицинского института к формированию мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов правовой компетенции. Этот принцип нашел отражение в работах И.Я. Лернера, В.С. Леднева, М.Н. Скаткина;
- разработанный курс должен носить интегратив-ный характер. Он должен обеспечивать интеграцию ранее приобретенных студентами знаний, умений, качеств, личного опыта;
© В.А. Никифоров, М.А. Иванова © V.A. Nikiforov, M.A. Ivanova
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ
- принцип ценностного наполнения содержания образования, то есть приоритет ценностной направленности правовой информации, актуализация осмысления современных гуманистических, демократических, правовых ценностей в жизнедеятельности общества и каждого человека;
- принцип контекстности, в соответствии с которым обучение, с одной стороны, преследует конкретные цели, жизненно важные для студентов, ориентированные на выполнение ими социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом социальной, профессиональной, бытовой деятельности студентов.
Содержание программы спецкурса «Юридические основы деятельности врача» структурировано в логике усвоения студентами современных знаний в сфере медицинской деятельности и предполагает изучение следующих тем (таблица 1):
Основная цель спецкурса - формирование правовой компетенции студентов медицинских специальностей вузов. Основными задачами спецкурса «Юридические основы деятельности врача» являются:
- формирование ценностного отношения к праву, закону, правам и свободам граждан;
- формирование умений и навыков реализации своих прав в сфере профессиональной деятельности, формирование ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности;
- выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную медицинскую деятельность;
- обеспечение соблюдения законодательства, принятия решения и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом;
- выработка умений анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
В рамках спецкурса студенты овладевают знанием правовых норм и принципов, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, у них формируется положительное отношение к праву, формируется способность реализовывать свои права и выполнять обязанности, а также проявляется готовность к защите своих прав и прав других граждан. Важнейшим аспектом содержания данного спецкурса является профилактика правонарушений в медицине.
Студенты получают знания о таких правовых ценностях, как законность, права, свободы граждан, и т.д. Формируются умения анализировать ситуации с правовым содержанием, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения их соответствия правовым предписаниям.
Отбор правовых знаний осуществлялся нами на основе наиболее актуальных для студентов фактов и явлений, также учитывался изначальный уровень правовой компетенции студентов.
Особенностью спецкурса является то, что основная задача стоит не столько в передаче знаний, сколько в формировании способности применять эти знания в будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения спецкурса студенты должны:
1. Усвоить систему знаний о правах человека, в особенности, праве на охрану здоровья и медицинскую помощь, возможностях и методах защиты прав врачей и пациентов.
2. Овладеть юридическими терминами и понятиями.
3. Знать содержание наиболее важных законодательных актов, регулирующих сферу здравоохранения.
4. Уметь применять полученные правовые знания, давать правовую оценку поступков медицинского персонала.
Таблица 1
Тематический план спецкурса «Юридические основы деятельности врача»
№ п/п Наименование тем Количество часов
Лекции Семинары
1. Система законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения 2 2
2. Субъекты и объекты медицинской деятельности 1 2
3. Правовой режим медицинской услуги 1 2
4. Правовые аспекты медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека 2 2
5. Правовые основы оказания психиатрической помощи 1 2
6. Система медицинского страхования граждан 1 2
7. Уголовная ответственность в медицинской деятельности 1 2
8. Гражданско-правовая, административная и дисциплинарная ответственность медицинских учреждений и медицинских работников 1 2
9. Юридическая квалификация врачебных ошибок и дефектов медицинской помощи 1 2
10. Правовое регулирование судебно-экспертной деятельности 1 2
11. Судебное разбирательство правовых конфликтов в здравоохранении 2 2
Итого часов: 14 22
5. Иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности.
6. Иметь четкую установку на законопослушное поведение.
При изучении спецкурса необходимо использовать интерактивные формы и методы правового обучения, такие как проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия, круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые и ролевые игры, анализ правовых казусов, кейс-метод, метод проектов, метод сократического диалога.
Данные формы и методы интерактивного обучения приближают учебный процесс к реальным жизненным ситуациям, способствуют активизации мыслительной деятельности, выработке у студентов навыков применения полученных правовых знаний для решения правовых задач. Выбор тех или иных методов обучения должен определяться содержанием учебного материала и целями обучения.
Так, на лекционных занятиях можно использовать такие формы лекций, как проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия.
При изучении спецкурса необходимо применять метод анализа правовых казусов. Как справедливо утверждает Ю.М. Ткачевский, «необходимо требовать от студентов письменного решения казусов, причем желательно, чтобы хотя бы одно решение было развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал, на руководящее постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации. Письменное решение казусов служит одним из доказательств самостоятельной работы студента [4, с.47].
В целях формирования мотивационного отношения к праву на занятиях можно использовать афоризмы по правовой тематике, которые вызывают интерес к праву, способствуют эмоциональному отклику студентов на изучаемые правовые явления. Например, студентам можно предложить обсудить такие афоризмы, как: «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности - анархия (Ф. Ламенне); «Отделение права от
обязанности так же смертельно, как отделение головы от туловища» (И. Шевелев); «Искусство законодателя состоит в том, чтобы выгода, извлекаемая злодеем из преступления, была несовершенна тому страданию, которое ему за это угрожает» (К. Гельвеций).
С целью формирования умения применять полученные правовые знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях используется кейс-метод. Нами был разработан комплекс правовых ситуаций (кейсов), с которыми врач может столкнуться в профессиональной деятельности. Можно использовать кейсы, основанные на реальном фактическом материале.
С целью формирования у студентов умений грамотно излагать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения проводятся семинарские занятия с использование метода «круглого стола». На подобных занятиях обсуждаются такие вопросы, как правовое обеспечение новых медицинских технологий, врачебная ошибка, конфликты с пациентами.
При проведении семинарских занятий используется метод дискуссии, который направлен на решение следующих задач:
- стимулирование познавательной активности студентов;
- расширение объема правовых знаний участников дискуссии в рамках обсуждаемого вопроса за счет обмена информацией между ними;
- развитие самостоятельности, чувства ответственности;
- повышение мотивации, направленной на обсуждаемые вопросы, достижение взаимопонимания и сотрудничества между участниками дискуссии.
В качестве темы дискуссии можно предложить актуальные вопросы современного здравоохранения: правовые аспекты эвтаназии, трансплантологии, клонирования человека, медицинского эксперимента и клинических исследований и др.
Таким образом, разработанный нами спецкурс является важным условием формирования правовой компетенции студентов медицинских специальностей вузов.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12115118/.
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 23 ноября 2011 г № 5639.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» // Российская газета. 23 июля. 2012 г. № 5839.
4. Ткачевский Ю. М. Размышления о методике проведения семинарских занятий по уголовному праву. // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2000. №1. С. 43-54.
References
1. Federal law dated from March 30, 1999 № 52-FL "On sanitary and epidemiological welfare of population" // Mode of access: http://base.garant.ru/12115118/.
2. Federal law of 21 November 2011 № 323-FL "About the fundamentals of health protection of citizens in the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. 23 November. 2011. № 5639.
3. Federal law of the Russian Federation of 20 July 2012 N 125-FL "On the donation of blood and its components" // Rossiyskaya Gazeta. 23 July. 2012. № 5839.
4. Tkachewski Y. M. Reflections on the methodology of conducting seminars on criminal law. // Moscow University Bulletin. Law. 2000. №1 Pp 43-54.