ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
уДК 79692378 о. В. МАРАХОВСКАЯ
Омский государственный технический университет
СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЕМ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Наличие существенного процента студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подтверждает необходимость поиска новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию для данной категории. В этой связи унификация игровых средств обучения, применяемых в лыжной подготовке студентов специальной медицинской группы, является актуальной.
Ключевые слова: студенты, лыжная подготовка, специальная медицинская группа, игровые средства.
Социальные, экономические изменения в обще- го воспитания [1, 2]. При этом на фоне эмоциональ-| ственной жизни влияют на жизнедеятельность че- ного, интеллектуального напряжения, дефицита | ловека в современном обществе, и в первую оче- двигательной активности, приводящих к сниже-редь — на студенческую молодежь. нию адаптации, работоспособности, возникнове-о В связи с необратимым процессом отбора кон- нию различных заболеваний, — процессы обучения курентоспособных личностей в любой сфере дея- в вузе проходят достаточно сложно. тельности человека возросли требования к профес- В то же время общее мнение специалистов сиональной подготовке будущих специалистов, что в области физической культуры заключается в неопосредованно коснулось и вопроса их физическо- обходимости перестройки системы физического
воспитания студенческой молодежи на основе принципов гуманистической педагогики, этики и психологии [3].
Именно поэтому, по мнению многих специалистов, на современном этапе наиболее оптимальна организация системы физического воспитания студентов по выбору видов спорта или оздоровительной физической культуры с учетом возможности освоения их, в том числе и дополнительных занятий [4, 5].
Как известно, основной формой физического воспитания в высшем учебном заведении являются обязательные учебно-тренировочные занятия, дополняемые секционными (по видам спорта), факультативными и самостоятельными занятиями.
Для лиц с отклонением в состоянии здоровья основным мотивом при этом является стремление сохранить здоровье, активную трудоспособность и, если возможно, устранить проявления хронической патологии, и в данном случае массовость не исключает, а, наоборот, предусматривает широкую индивидуализацию средств и форм организации оздоровительных и профилактических мероприятий [6].
Однако ряд вопросов, в частности оптимальная организация двигательной активности студентов специальных медицинских групп, особенности методики физической культуры в процессе учебных лет с акцентом на повышение функционального состояния задел на будущие годы социально-активной жизни, освещены ещё далеко не полностью.
В условиях перестройки системы физического воспитания приоритетным направлением в работе должно стать не только поддержание и укрепление здоровья студентов, но и формирование у них потребности заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни. И здесь важное место занимают виды физкультурно-оздоровительной деятельности, которые можно использовать как на организованных занятиях, так и на самостоятельных. Повышает уровень общей физической подготовки и укрепляет здоровье студентов широкое использование в учебном процессе циклических упражнений аэробного характера — лыжная подготовка.
Лыжный спорт — один из самых доступных и массовых видов физического воспитания, а также эффективное средство укрепления здоровья и всестороннего физического развития, который входит в одну из частей базового раздела программы дисциплины «Физическая культура» в вузе.
С другой стороны, лыжная подготовка — специфический вид спортивной и оздоровительной деятельности, требующий высокой координации движений, выносливости, скоростно-силовых возможностей, то есть хорошего уровня физической подготовленности и специального обучения.
Многочисленные исследования показывают, что лыжная подготовка как специализированный процесс физического воспитания, направленный на укрепление здоровья занимающихся, имеет органическую связь с педагогическими, биологическими, социально-психологическими и другими аспектами деятельности студентов.
Этот вид деятельности оказывает комплексное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма, вовлекая в работу различные группы мышц. Все это и обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие [7, 8].
Занятия лыжной подготовкой значительно повышают общую работоспособность организма,
способствуют тренировке и совершенствованию механизмов терморегуляции, что повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям [9 и др.].
Н. Д. Синани, Т. А. Кузьменко, Н. В. Матвеева (2004) проводили лыжную подготовку студентов специальной медицинской группы наряду с основной. В течение 5 — 6 занятий они научились правильному отталкиванию палками, скольжению на одной лыже без палок, а также усвоили одновременный ход и преодолевали дистанцию в 2 — 4 километра на каждом занятии без учета времени. При этом студенты специальной медицинской группы по некоторым показателям превзошли студентов основной группы [10].
Однако практика показывает, что значительная часть студентов 1-го курса обучения недостаточно хорошо знает материал школьной программы раздела «лыжная подготовка», они не владеют техникой передвижения на лыжах, а также отстают в физическом развитии.
Видно, поэтому большинство из них предпочитает заниматься в зале, а не на улице, тем более в зимний период времени, что обязывает преподавателя искать и применять новые, нестандартные методы в организации занятий по этому виду физ-культурно-спортивной деятельности.
В то же время по сравнению с другими видами физических упражнений передвижение на лыжах более однообразно и монотонно.
Особую роль, на наш взгляд, играет повышение эмоционального фона учебно-тренировочных занятий для лыжной подготовки, так как способствует более быстрому и прочному усвоению необходимого материала.
Одним из эмоциональных приемов преподавания физической культуры, способствующих проявлению творческой активности и заинтересованности, является включение в учебный процесс подвижных игр.
При этом ряд исследователей [11, 12] показали, что игровые задания позволяют успешно, как овладевать, так и закреплять специальные навыки, в том числе и в лыжной подготовке. Подбираемые по структуре и характеру движений элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, в последующем способствуют, более углубленному изучению техники движений.
Опыт наших исследований (2007 — 2012 г.) по разработке модульной технологии с применением игрового метода позволяет использовать его на этапе начального освоения движений, так как подобранные в соответствии с конкретными педагогическими задачами упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, и характер их выполнения полностью подчинен закономерностям его техники [13].
В то же время нагрузка на организм может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия.
При этом структура занятий определяется обязательностью подготовительной, основной и заключительной частей (табл. 1).
В отличие от общепринятой разминки (свободное передвижение на лыжах по учебному кругу), мы включили игровые упражнения, способствующие в некоторой степени совершенствованию координации либо равновесия, необходимых для дальнейшего освоения техники лыжных ходов.
№
Таблица 1
Схема типового занятия по лыжной подготовке для лиц с отклонением в состоянии здоровья
№ Содержание Дозировка Методические указания
1 Подготовительная часть
1.1 Сообщение темы, содержания и задач занятия 1 мин
1.2 Подготовка инвентаря, одежды 5 — 7 мин
1.3 Разминочная ходьба до места занятия (лыжная трасса) 7 мин быстрый темп
1.4 Игровые упражнения или подвижные игры на равновесие, координацию (с учетом изучаемых лыжных ходов) 15 мин кол-во 1-3 повторить 2-3 р. интервал отдыха 2-3 мин
2 Основная часть
2.1 Выполнение игровых упражнений, подвижных игр или эстафет, направленных на освоение учебных элементов и развитие координации, быстроты, скоростно-силовых возможностей 25 мин кол-во 2-3 повторить 2-4 р. интервал отдыха 2-3 мин
2.3 Передвижение по дистанции соответственно изучаемому ходу 20-30 мин темп средний
3 Заключительная часть
3.1 Игровые упражнения, направленные на развитие равновесия (на месте в сочетании с дыханием) 5 мин кол-во 1-2 повторить 1-2 р.
3.2 Возвращение на лыжную базу Подведение итогов занятия 15 мин темп средний
Таблица 2
Средства игрового метода, используемые в лыжной подготовке студентов специальных медицинских групп
Целевые задачи развития и совершенствования физических качеств Части занятий Игровые средства и их количество (1-3)
Равновесие, координация Подготовительная Игровые упражнения «Медведь», «Удержи равновесие»
Подвижные игры «Проложи лыжню», «Прокладка железной дороги»
Координации, быстрота, скоростно-силовые возможности Основная Подвижные игры «На свои места», «Переноска палок»
Игровые упражнения «Шире шаг», «Кто дальше?»
Равновесие Заключительная Эстафеты «Простая эстафета», «Старт шеренгами»
Игровые упражнения «Самый ловкий», «Художник»
Примечание: количество повторений игр и игровых упражнений преподаватель определяет самостоятельно.
С целью стимулирования более высокого проявления двигательной координации использовали игровые упражнения, связанные с изменением скорости или темпа.
Организация подготовительной части занятия в такой форме связана с тем, что лыжная подготовка чаще всего проходит в местах, расположенных на некотором расстоянии от лыжной базы учебно-
го заведения. При этом студентам приходится идти быстро, с лыжами и палками в руках, что уже оказывает тонизирующее воздействие на организм.
Выбор средств, описанных в специальной литературе, и рекомендаций по использованию игр для занятий на лыжах, определяется в соответствии с пригодностью той или иной из них для решения конкретных педагогических задач, должных
частично или полностью выражать содержание и структуру изучаемого двигательного действия или его основных частей (табл. 2).
Заключение. Использование игрового метода в обучении ходьбе на лыжах улучшает психофизическое состояние и уровень мотивации студентов как к организованным, так и самостоятельным занятиям лыжной подготовкой.
Включение ходьбы на лыжах в учебный процесс по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп способствует улучшению адаптационных возможностей организма занимающихся, что проявляется в улучшении физической подготовленности, выносливости дыхательной мускулатуры и резистентности к простудным заболеваниям.
Библиографический список
1. Пойманов, В. П. Многоуровневое физкультурное образование в контексте Болонского процесса / В. П. Пойманов // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 8. — С. 12-14.
2. Шилько, В. Г. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий / В. Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 3. — С. 2 — 6.
3. Акишин, Б. А. Критерии оценки качества физкультурного образования в технических университетах / Б. А. Акишин // Методика и организация учебного процесса физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы Междунар. конф. : в 2 ч. — М., 2004. — Ч. 1. — С. 68 — 70.
4. Артемов, А. Б. Организация физического воспитания студентов / А. Б. Артемов, И. В. Качурин, И. Г. Кремнёва // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 5. — С. 20 — 22.
5. Лотоненко, А. В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А. В. Лотонен-ко // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6. — С. 39 — 40.
6. Мелькова, В. И. Инновационные подходы к физическому воспитанию студентов политехнического университета / В. И. Мелькова, А. А. Борщевский // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25 — 26 марта. : в 3 т. — Томск, 2004. — Т. 1. — С. 226—230.
7. Ильинич, В. И. Студенческий спорт : учеб. пособие /
B. И. Ильинич. — М., 1995. — 446 с.
8. Рыженков, В. Н. Занятия на лыжах с лицами различного возраста и физической подготовленности : учеб. пособие для студентов акад. ин-тов ФК / В. Н. Рыженков. — Смоленск, 1996. — С. 138—145.
9. Гендин, А. М. Студенты о здоровом образе жизни : желания, ситуация и реальная действительность / М. А. Гендин, М. И. Сергеев // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 7. — С. 19.
10. Синани, Н. Д. Из опыта работы со студентами специального медицинского отделения I курса / Н. Д. Синани, Т. А. Кузьменко, Н. Д. Матвеева. — М., 2004. — 34 с.
11. Шестоперова, Ю. А. Подвижные игры в совершенствовании физической культуры лыжниц 7 — 12 лет / Ю. А. Шестоперова // Материалы науч. тр. — Смоленск, 2007. —
C. 107 — 108.
12. Лившиц, О. Л. Педагогические основы использования ролевой игры в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Л. Лившиц. — Ростов-на-Дону, 1990. — 19 с.
13. Мараховская, О. В. Особенности лыжной подготовки студентов общеподготовительных групп на основе игрового метода : учеб. пособие / О. В. Мараховская. — Омск : ОмГТУ, 2012. — 92 с.
>
МАРАХОВСКАЯ Оксана Валериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2014 г. © О. В. Мараховская
Книжная полка
ББК 75.5/П44
Подготовка связующих игроков в волейболе : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / А. А. Гераськин [и др.]. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Рассматриваются вопросы подготовки связующих игроков в волейболе, несущих одну из важнейших функций в команде. Кратко представлены этапы развития волейбола в мире, России, Омской области и Омском государственном техническом университете. Включены разделы, посвященные достижению физической, технической и психологической подготовленности связующих, формированию индивидуального стиля деятельности, творческой, спортивной индивидуальности. Предназначено для студентов, специализирующихся по волейболу на занятиях физвоспитания, тренеров и педагогов.
Томпсон, П. Дж. Л. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике : метод. пособие / П. Дж. Л. Томпсон. - М. : Человек, 2014. - 192 стр. -ISBN 978-5-904885-18-2.
Любая часть этой книги может быть использована для некоммерческого обучения в образовательных учреждениях и для обучения тренеров, со ссылкой на первоисточник. Никакая часть этой книги не может быть использована в любых публикациях, журналах, других источниках, не может трансформироваться в любые формы (электронные, механические, фотокопии и другие) без предварительного письменного согласия Международной Ассоциации легкоатлетических федераций.