Научная статья на тему 'Специфика занятий лыжной подготовкой с применением игрового метода для лиц с отклонением в состоянии здоровья'

Специфика занятий лыжной подготовкой с применением игрового метода для лиц с отклонением в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА / STUDENTS / SKI TRAINING / SPECIAL MEDICAL GROUP / GAME METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мараховская Оксана Валериевна

Наличие существенного процента студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подтверждает необходимость поиска новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию для данной категории. В этой связи унификация игровых средств обучения, применяемых в лыжной подготовке студентов специальной медицинской группы, является актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мараховская Оксана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of ski training using game method for persons with deviation in state of health

Substantial percent of students referred to a special medical group according to the state of health, confirms the necessity of search of new forms of educational process organization on physical training for this category. In this regard, unification of game training methods applied in ski training of students of special medical group is actual.

Текст научной работы на тему «Специфика занятий лыжной подготовкой с применением игрового метода для лиц с отклонением в состоянии здоровья»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

уДК 79692378 о. В. МАРАХОВСКАЯ

Омский государственный технический университет

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЕМ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Наличие существенного процента студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подтверждает необходимость поиска новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию для данной категории. В этой связи унификация игровых средств обучения, применяемых в лыжной подготовке студентов специальной медицинской группы, является актуальной.

Ключевые слова: студенты, лыжная подготовка, специальная медицинская группа, игровые средства.

Социальные, экономические изменения в обще- го воспитания [1, 2]. При этом на фоне эмоциональ-| ственной жизни влияют на жизнедеятельность че- ного, интеллектуального напряжения, дефицита | ловека в современном обществе, и в первую оче- двигательной активности, приводящих к сниже-редь — на студенческую молодежь. нию адаптации, работоспособности, возникнове-о В связи с необратимым процессом отбора кон- нию различных заболеваний, — процессы обучения курентоспособных личностей в любой сфере дея- в вузе проходят достаточно сложно. тельности человека возросли требования к профес- В то же время общее мнение специалистов сиональной подготовке будущих специалистов, что в области физической культуры заключается в неопосредованно коснулось и вопроса их физическо- обходимости перестройки системы физического

воспитания студенческой молодежи на основе принципов гуманистической педагогики, этики и психологии [3].

Именно поэтому, по мнению многих специалистов, на современном этапе наиболее оптимальна организация системы физического воспитания студентов по выбору видов спорта или оздоровительной физической культуры с учетом возможности освоения их, в том числе и дополнительных занятий [4, 5].

Как известно, основной формой физического воспитания в высшем учебном заведении являются обязательные учебно-тренировочные занятия, дополняемые секционными (по видам спорта), факультативными и самостоятельными занятиями.

Для лиц с отклонением в состоянии здоровья основным мотивом при этом является стремление сохранить здоровье, активную трудоспособность и, если возможно, устранить проявления хронической патологии, и в данном случае массовость не исключает, а, наоборот, предусматривает широкую индивидуализацию средств и форм организации оздоровительных и профилактических мероприятий [6].

Однако ряд вопросов, в частности оптимальная организация двигательной активности студентов специальных медицинских групп, особенности методики физической культуры в процессе учебных лет с акцентом на повышение функционального состояния задел на будущие годы социально-активной жизни, освещены ещё далеко не полностью.

В условиях перестройки системы физического воспитания приоритетным направлением в работе должно стать не только поддержание и укрепление здоровья студентов, но и формирование у них потребности заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни. И здесь важное место занимают виды физкультурно-оздоровительной деятельности, которые можно использовать как на организованных занятиях, так и на самостоятельных. Повышает уровень общей физической подготовки и укрепляет здоровье студентов широкое использование в учебном процессе циклических упражнений аэробного характера — лыжная подготовка.

Лыжный спорт — один из самых доступных и массовых видов физического воспитания, а также эффективное средство укрепления здоровья и всестороннего физического развития, который входит в одну из частей базового раздела программы дисциплины «Физическая культура» в вузе.

С другой стороны, лыжная подготовка — специфический вид спортивной и оздоровительной деятельности, требующий высокой координации движений, выносливости, скоростно-силовых возможностей, то есть хорошего уровня физической подготовленности и специального обучения.

Многочисленные исследования показывают, что лыжная подготовка как специализированный процесс физического воспитания, направленный на укрепление здоровья занимающихся, имеет органическую связь с педагогическими, биологическими, социально-психологическими и другими аспектами деятельности студентов.

Этот вид деятельности оказывает комплексное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма, вовлекая в работу различные группы мышц. Все это и обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие [7, 8].

Занятия лыжной подготовкой значительно повышают общую работоспособность организма,

способствуют тренировке и совершенствованию механизмов терморегуляции, что повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям [9 и др.].

Н. Д. Синани, Т. А. Кузьменко, Н. В. Матвеева (2004) проводили лыжную подготовку студентов специальной медицинской группы наряду с основной. В течение 5 — 6 занятий они научились правильному отталкиванию палками, скольжению на одной лыже без палок, а также усвоили одновременный ход и преодолевали дистанцию в 2 — 4 километра на каждом занятии без учета времени. При этом студенты специальной медицинской группы по некоторым показателям превзошли студентов основной группы [10].

Однако практика показывает, что значительная часть студентов 1-го курса обучения недостаточно хорошо знает материал школьной программы раздела «лыжная подготовка», они не владеют техникой передвижения на лыжах, а также отстают в физическом развитии.

Видно, поэтому большинство из них предпочитает заниматься в зале, а не на улице, тем более в зимний период времени, что обязывает преподавателя искать и применять новые, нестандартные методы в организации занятий по этому виду физ-культурно-спортивной деятельности.

В то же время по сравнению с другими видами физических упражнений передвижение на лыжах более однообразно и монотонно.

Особую роль, на наш взгляд, играет повышение эмоционального фона учебно-тренировочных занятий для лыжной подготовки, так как способствует более быстрому и прочному усвоению необходимого материала.

Одним из эмоциональных приемов преподавания физической культуры, способствующих проявлению творческой активности и заинтересованности, является включение в учебный процесс подвижных игр.

При этом ряд исследователей [11, 12] показали, что игровые задания позволяют успешно, как овладевать, так и закреплять специальные навыки, в том числе и в лыжной подготовке. Подбираемые по структуре и характеру движений элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, в последующем способствуют, более углубленному изучению техники движений.

Опыт наших исследований (2007 — 2012 г.) по разработке модульной технологии с применением игрового метода позволяет использовать его на этапе начального освоения движений, так как подобранные в соответствии с конкретными педагогическими задачами упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, и характер их выполнения полностью подчинен закономерностям его техники [13].

В то же время нагрузка на организм может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия.

При этом структура занятий определяется обязательностью подготовительной, основной и заключительной частей (табл. 1).

В отличие от общепринятой разминки (свободное передвижение на лыжах по учебному кругу), мы включили игровые упражнения, способствующие в некоторой степени совершенствованию координации либо равновесия, необходимых для дальнейшего освоения техники лыжных ходов.

Таблица 1

Схема типового занятия по лыжной подготовке для лиц с отклонением в состоянии здоровья

№ Содержание Дозировка Методические указания

1 Подготовительная часть

1.1 Сообщение темы, содержания и задач занятия 1 мин

1.2 Подготовка инвентаря, одежды 5 — 7 мин

1.3 Разминочная ходьба до места занятия (лыжная трасса) 7 мин быстрый темп

1.4 Игровые упражнения или подвижные игры на равновесие, координацию (с учетом изучаемых лыжных ходов) 15 мин кол-во 1-3 повторить 2-3 р. интервал отдыха 2-3 мин

2 Основная часть

2.1 Выполнение игровых упражнений, подвижных игр или эстафет, направленных на освоение учебных элементов и развитие координации, быстроты, скоростно-силовых возможностей 25 мин кол-во 2-3 повторить 2-4 р. интервал отдыха 2-3 мин

2.3 Передвижение по дистанции соответственно изучаемому ходу 20-30 мин темп средний

3 Заключительная часть

3.1 Игровые упражнения, направленные на развитие равновесия (на месте в сочетании с дыханием) 5 мин кол-во 1-2 повторить 1-2 р.

3.2 Возвращение на лыжную базу Подведение итогов занятия 15 мин темп средний

Таблица 2

Средства игрового метода, используемые в лыжной подготовке студентов специальных медицинских групп

Целевые задачи развития и совершенствования физических качеств Части занятий Игровые средства и их количество (1-3)

Равновесие, координация Подготовительная Игровые упражнения «Медведь», «Удержи равновесие»

Подвижные игры «Проложи лыжню», «Прокладка железной дороги»

Координации, быстрота, скоростно-силовые возможности Основная Подвижные игры «На свои места», «Переноска палок»

Игровые упражнения «Шире шаг», «Кто дальше?»

Равновесие Заключительная Эстафеты «Простая эстафета», «Старт шеренгами»

Игровые упражнения «Самый ловкий», «Художник»

Примечание: количество повторений игр и игровых упражнений преподаватель определяет самостоятельно.

С целью стимулирования более высокого проявления двигательной координации использовали игровые упражнения, связанные с изменением скорости или темпа.

Организация подготовительной части занятия в такой форме связана с тем, что лыжная подготовка чаще всего проходит в местах, расположенных на некотором расстоянии от лыжной базы учебно-

го заведения. При этом студентам приходится идти быстро, с лыжами и палками в руках, что уже оказывает тонизирующее воздействие на организм.

Выбор средств, описанных в специальной литературе, и рекомендаций по использованию игр для занятий на лыжах, определяется в соответствии с пригодностью той или иной из них для решения конкретных педагогических задач, должных

частично или полностью выражать содержание и структуру изучаемого двигательного действия или его основных частей (табл. 2).

Заключение. Использование игрового метода в обучении ходьбе на лыжах улучшает психофизическое состояние и уровень мотивации студентов как к организованным, так и самостоятельным занятиям лыжной подготовкой.

Включение ходьбы на лыжах в учебный процесс по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп способствует улучшению адаптационных возможностей организма занимающихся, что проявляется в улучшении физической подготовленности, выносливости дыхательной мускулатуры и резистентности к простудным заболеваниям.

Библиографический список

1. Пойманов, В. П. Многоуровневое физкультурное образование в контексте Болонского процесса / В. П. Пойманов // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 8. — С. 12-14.

2. Шилько, В. Г. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий / В. Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 3. — С. 2 — 6.

3. Акишин, Б. А. Критерии оценки качества физкультурного образования в технических университетах / Б. А. Акишин // Методика и организация учебного процесса физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы Междунар. конф. : в 2 ч. — М., 2004. — Ч. 1. — С. 68 — 70.

4. Артемов, А. Б. Организация физического воспитания студентов / А. Б. Артемов, И. В. Качурин, И. Г. Кремнёва // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 5. — С. 20 — 22.

5. Лотоненко, А. В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А. В. Лотонен-ко // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6. — С. 39 — 40.

6. Мелькова, В. И. Инновационные подходы к физическому воспитанию студентов политехнического университета / В. И. Мелькова, А. А. Борщевский // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25 — 26 марта. : в 3 т. — Томск, 2004. — Т. 1. — С. 226—230.

7. Ильинич, В. И. Студенческий спорт : учеб. пособие /

B. И. Ильинич. — М., 1995. — 446 с.

8. Рыженков, В. Н. Занятия на лыжах с лицами различного возраста и физической подготовленности : учеб. пособие для студентов акад. ин-тов ФК / В. Н. Рыженков. — Смоленск, 1996. — С. 138—145.

9. Гендин, А. М. Студенты о здоровом образе жизни : желания, ситуация и реальная действительность / М. А. Гендин, М. И. Сергеев // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 7. — С. 19.

10. Синани, Н. Д. Из опыта работы со студентами специального медицинского отделения I курса / Н. Д. Синани, Т. А. Кузьменко, Н. Д. Матвеева. — М., 2004. — 34 с.

11. Шестоперова, Ю. А. Подвижные игры в совершенствовании физической культуры лыжниц 7 — 12 лет / Ю. А. Шестоперова // Материалы науч. тр. — Смоленск, 2007. —

C. 107 — 108.

12. Лившиц, О. Л. Педагогические основы использования ролевой игры в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Л. Лившиц. — Ростов-на-Дону, 1990. — 19 с.

13. Мараховская, О. В. Особенности лыжной подготовки студентов общеподготовительных групп на основе игрового метода : учеб. пособие / О. В. Мараховская. — Омск : ОмГТУ, 2012. — 92 с.

>

МАРАХОВСКАЯ Оксана Валериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.10.2014 г. © О. В. Мараховская

Книжная полка

ББК 75.5/П44

Подготовка связующих игроков в волейболе : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / А. А. Гераськин [и др.]. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Рассматриваются вопросы подготовки связующих игроков в волейболе, несущих одну из важнейших функций в команде. Кратко представлены этапы развития волейбола в мире, России, Омской области и Омском государственном техническом университете. Включены разделы, посвященные достижению физической, технической и психологической подготовленности связующих, формированию индивидуального стиля деятельности, творческой, спортивной индивидуальности. Предназначено для студентов, специализирующихся по волейболу на занятиях физвоспитания, тренеров и педагогов.

Томпсон, П. Дж. Л. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике : метод. пособие / П. Дж. Л. Томпсон. - М. : Человек, 2014. - 192 стр. -ISBN 978-5-904885-18-2.

Любая часть этой книги может быть использована для некоммерческого обучения в образовательных учреждениях и для обучения тренеров, со ссылкой на первоисточник. Никакая часть этой книги не может быть использована в любых публикациях, журналах, других источниках, не может трансформироваться в любые формы (электронные, механические, фотокопии и другие) без предварительного письменного согласия Международной Ассоциации легкоатлетических федераций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.