Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ГИГИЕНЫ ТРАНСПОРТА'

СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ГИГИЕНЫ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ГИГИЕНЫ ТРАНСПОРТА»

;

УДК 813.692.001.12

Проф. Е. П. Сергеев (Москва)

' СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ГИГИЕНЫ ТРАНСПОРТА

>

На XVI Всесоюзном съезде гигиенистов и санитарных врачей была организована и работала секция гигиены транспорта. Это вызвано назревшей необходимостью в консолидации большой и специфической области » гигиенических знаний и проблем исследований, тесно связанных с такой важной отраслью народного хозяйства, как транспорт. Система профилактического санитарно-эпидемиологического обеспечения на железнодорожном, водном и авиационном транспорте является важным звеном советского здравоохранения. Она располагает мощной материально-технической базой и большой армией хорошо знающих и любящих свое дело медицинских работников.

Специфика направлений гигиенических исследований на авиационном транспорте разнообразна и определяется назначением самолетов: транспортировка пассажиров и грузов, борьба с вредителями сельскохозяйст-_ венных культур, удобрение посевных площадей, монтаж промышленного оборудования, охрана лесов, противопожарная и горноспасательная служба и т. д. Поэтому санитарно-гигиенические исследования в авиации охватывают различные области авиационной, промышленной и общей гигиены.

Задачей гигиенистов является также охрана здоровья населения, живущего в непосредственной близости от аэропортов и трасс пролета, так как население может подвергаться вредному влиянию электромагнитных излучений, шума и т. д. Гигиенисты должны разрабатывать мероприятия по безопасности полетов, нормы летной нагрузки экипажей самолетов, рационы питания летчиков и пассажиров в полете, изучать физическое развитие летчиков. Они постоянно следят за цехами бортового питания, уделяют большое внимание контролю за условиями труда, отдыха и быта летного и технического состава, обеспечивающего геологические, судоходные разведки и т. д., выполняющего авиахимические работы, особенно работу с пестицидами. Ь Санитарной службой и гигиенистами водного транспорта проведена

большая исследовательская работа по совершенствованию санитарно-эпидемиологического обеспечения всех флотов. Основную работу выполнял * при этом Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта и ряд бассейновых санэпидстанций (БСЭС) страны, среди которых выделялись БСЭС водздравотделов Черноморско-Азовского (Одесса) и Северо-Западного (Ленинград).

В результате изучения окружающей судовой среды, физиологических и психологических реакций экипажей судов, анализа заболеваемости и социологических исследований разработаны рекомендации режимов труда по отдельным профессиям плавсостава морского и речного флотов. Составлены правила проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров плавсостава, работников службы пути и гидросооружений речного флота.

1

3

Важным разделом исследований по гигиене водного транспорта явилось изучение профессиональной заболеваемости и физиолого-гигиениче-ское обоснование оптимальных условий, режимов труда и отдыха водолазов и акванавтов, результатом чего явилась подготовка ряда практических рекомендаций и материалов по улучшению режимов труда и отдыха водолазов. Они касаются требований к организации и проведению работ по подводной очистке судов, требований к проектированию и эксплуатации подводных аппаратов для длительного пребывания акванавтов под давлением в азотно-кислородной среде. Обоснованы некоторые изменения к «Единым правилам охраны труда на водолазных работах» и разработаны материалы к составлению режимов труда водолазов-глубоководников.

На флоте проводится работа по изучению влияния шума и вибрации на организм моряков и речников. Полученные результаты позволили утвердить нормы допустимых уровней шума на морских, речных и озерных судах и правила по предупреждению их вредного воздействия, а также предложить проект норм общей вибрации на судах.

Разработаны проекты новых норм микроклимата с учетом факторов тепловой радиации от сферы ограждений в помещениях судов для различных климатических зон, а также с учетом акклиматизации моряков в плаваниях и проекты норм допустимого объема подаваемого воздуха и использования рециркуляционного воздуха в помещениях судов в зависимости от технологических особенностей обработки воздуха при летнем и зимнем кондиционировании. Проведенные экспериментальные и практические исследования позволили подготовить и утвердить предельно допустимые концентрации ряда веществ, содержащихся в полимерных судостроительных материалах, с учетом длительности пребывания экипажей на судах.

На основании изучения вопроса питания на различных флотах предложены нормы и режим питания некоторых контингентов плавсостава.

Очень серьезной проблемой на водном транспорте являются обеспечение экипажей доброкачественной питьевой водой и очистка судовых сточных вод. Завершен ряд работ по улучшению водоснабжения речных и морских судов (консервация воды на морских судах, непрерывное хлорирование питьевой воды, опреснение морской воды с дальнейшей автоматической минерализацией). Имеются практические разработки по обеззараживанию бытовых сточных вод речных судов. Созданы и действуют «Санитарные правила для морских судов СССР» и «Санитарные правила для речных и озерных судов СССР».

Наиболее полное и целенаправленное гигиеническое изучение железнодорожного транспорта проводится во Всесоюзном научно-исследователь-ском институте железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ). Многолетняя исследовательская работа по гигиенической оценке опытных образцов локомотивов позволила ВНИИЖГ совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта впервые в практике мирового локомотивостроения разработать требования по технике безопасности и производственной санитарии при проектировании и постройке магистральных и маневровых электровозов и тепловозов. Эти требования получили признание в социалистических странах.

Труд машиниста носит преимущественно умственный характер и имеет ряд особенностей, которые обусловили необходимость усовершенствования профессионального отбора лиц данной специальности. В институте разработана система профотбора, которая внедряется в Советском Союзе и социалистических странах. Намечены мероприятия, направленные на улучшение предрейсовых медицинских осмотров и диспансерного наблюдения с применением новых тестов.

Составлены санитарно-гигиенические типовые требования к устройству пассажирских вагонов. Введены санитарные правила содержания пассажирских вагонов в пути следования и санитарные правила проектирова-

ния железнодорожных вокзалов. Апробируются санитарные правила к проектированию пассажирских вагонов дальнего следования. В настоящее время советские ученые совместно с Организацией содружества железных дорог (ОСЖД) разрабатывают унифицированные гигиенические стандарты для пассажирских вагонов.

Гигиенисты железнодорожного транспорта изучают проблему влияния шума и вибрации на организм работающего. На основании полученных данных разработаны и утверждены нормы ограничения шума и нормы ограничения вибрации на подвижном составе, которые легли в основу работы заводов, изготавливающих эти составы. В результате на некоторых типах локомотивов параметры шума снижены до гигиенических норм, а снижение уровней вибрации становится реальным.

Примером плодотворной научной и практической работы гигиенистов могут служить получившие признание в нашей стране и за рубежом необходимые на железнодорожном транспорте исследования по цветовому зрению: теоретическая разработка методов спектральной индикации, изучение влияния разных видов адаптации зрительного анализатора на цвето-различительные приборы, разработка основ оптимального цветового оформления объектов железнодорожного транспорта, усовершенствование принципов и методов врачебной экспертизы по цветовому зрению и т. д.

В целом гигиенисты авиации, железной дороги и водного транспорта пришли к XVI Всесоюзному съезду гигиенистов с немалыми успехами и достижениями; есть предпосылки и солидная база для дальнейших разработок и профилактических предложений, способствующих оздоровлению среды, улучшению условий труда и отдыха у многомиллионной армии тружеников транспорта.

На съезде впервые сделали важную заявку на крайне необходимое стране изучение гигиены и физиологии труда автомобилистов гигиенисты автомобильного транспорта (специально профилированная лаборатория Горьковского института гигиены труда и профзаболеваний). В этой области исследования направлены на разработку гигиенических требований к конструкции автомобилей, критериев профессионального отбора, рекомендаций по эффективному снижению загрязнения внешней среды автомобильным транспортом, обоснование режимов труда и отдыха работников автомобильного транспорта.

Гигиенистам авиации надлежит изучать условия труда летного и наземного состава применительно к новой сверхзвуковой технике, оценивать влияние новых факторов среды в полете на летный состав и пассажиров, изучать общую и профессиональную заболеваемость работников гражданской авиации, выявляя причины заболеваний, разрабатывать профилактические мероприятия. Особенно необходимо развивать научные исследования, направленные на повышение безопасности полета.

В области гигиены железнодорожного транспорта намечается комплексное социально-гигиеническое изучение условий труда и быта работников ведущих профессий с обоснованием мероприятий по научной организации труда.

Гигиенистам водного транспорта необходимо изучать организацию труда в суточном, недельном, рейсовом и годовом аспектах с целью ограничения времени пребывания в производственных условиях. В связи с этим проблема гигиены труда, рационализации режимов труда и отдыха при одновременном улучшении окружающей среды на судах является ведущей для гигиены водного транспорта. В современных условиях гигиенистам труда надлежит разработать классификацию видов труда на водном транспорте по тяжести и напряженности с учетом степени опасности и вредности комплекса круглосуточно действующих факторов.

Особого внимания заслуживает санитарно-химическое и токсикологическое исследования новых полимерных строительных материалов, используемых в судостроении.

ЗначительнаяТпродолжительность плавания и обособленность экипажей на судне делают актуальной разработку социально-психологической методики формирования коллективов плавсостава. Необходимо дальнейшее развитие исследований с анализом состояния здоровья и причин общей и профессиональной заболеваемости плавсостава, что позволит наметить мероприятия по их предупреждению.

В плане охраны природы предусматриваются расширение исследований и разработка мероприятий по защите внутренних судоходных водоемов, прибрежной морской полосы и акваторий портов от загрязнения выбросами и стоками водного транспорта.

Решение названных специальных проблем гигиены транспорта позволит улучшить окружающую среду, усовершенствовать организацию труда и отдыха работников транспорта, сохранить их здоровье, поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность, получить высокие показатели экономической эффективности профилактических мероприятий.

Поступила 11/ХП 1972 г.

УДК 613.632:547.53

Ю. Е. Якушевич

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ

НЕПРЕРЫВНОГО И ПРЕРЫВИСТОГО ДЕЙСТВИЯ БЕНЗОЛА, ТОЛУОЛА И КСИЛОЛА

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Мссква

Вследствие значительной вариабельности концентраций токсических веществ в атмосфере и воздухе производственных помещений сравнительное изучение постоянного и прерывистого действия этих загрязнений имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение (Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигин; Ф. Г. Кротков и А. В. Терман).

Экспериментальное изучение ряда химических факторов внешней среды при их непрерывном и прерывистом поступлении в организм показало, что опасность одних веществ в последнем случае может возрастать, других, напротив, уменьшаться по сравнению с постоянным действием. Возможность усиления токсического эффекта при прерывистом действии вещества выдвигает необходимость, с одной стороны, учета этого явления при гигиеническом нормировании, а с другой — соответствующего отбора проб при санитарном контроле за содержанием вредностей во внешней среде.

В связи со значительной вариабельностью концентраций атмосферных загрязнений, в частности, бензола, толуола и ксилола, нами проведено экспериментальное изучение постоянного и прерывистого влияния этих веществ с целью оценки их интермиттирующего действия и внесения предложений к существующим среднесуточным предельно допустимым концентрациям, установленным при непрерывной ингаляции постоянных концентраций названных токсических агентов. При сравнительном изучении действия бензола, толуола и ксилола, оказывающих преимущественное влияние на центральную нервную систему и кроветворение, мы в качестве основных показателей взяли соотношение хронаксий мышц-антагонистов, активность холинэстеразы цельной крови и общее количество лейкоцитов.

Сравнительную оценку непрерывного и прерывистого действия изучаемых веществ проводили на основе изучения зависимости концентрация — время по схеме, предлагаемой А. М. Пинигиным. Согласно этой схеме, в качестве основного критерия биологического действия химических веществ используется время наступления выраженного токсического эффекта, что позволяет выявить характер зависимости концентрация — время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.