ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА
ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ
- --
О РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Г. Д. Барков
Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены водного транспорта
Гигиена водного транспорта является в настоящее время большим самостоятельным разделом гигиенической науки. Научные исследования в области гигиены водного транспорта составляют неотъемлемую часть всей системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников морского и речного флота Советского Союза. Весь комплекс профилактических мероприятий, направленных на создание максимально благоприятных условий труда и быта на судах и береговых объектах и устранение причин заболеваемости и травматизма, должен в полной мере базироваться на широких научных исследованиях.
Особое значение эти вопросы приобретают в связи с быстрым развитием отечественного флота, появлением новейших типов судов, развитием международных связей, совершенствованием береговой промышленности флота.
Длительное пребывание организованных коллективов на судах, тесная связь труда и быта открывают перед гигиеной водного транспорта большие возможности для широких исследований и разработки действенных мер в целях борьбы с профессиональной патологией, повышения производительности труда и 'продления сроков службы на флоте.
Изучение профессиональной патологии плавсостава и работников портов является узловой задачей и определяет основные первоочередные направления исследований по изысканию путей и мер для создания нормальных условий труда и быта различных профессиональных групп. Вместе с тем отсутствие качественного учета заболеваемости нз борту (особенно на судах, не имеющих медицинского персонала) и методических приемов учета и разработки заболеваемости плавсостава создает серьезные осложнения в выяснении общей картины заболеваемости. s ■ '
В настоящее время можно считать наиболее достоверным материалы о хронической заболеваемости плавсостава, отраженные в результатах диспансерного обследования.
Проведенный в 1960 г. в Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены водного транспорта (ЦНИЛГиВТ) ориентировочный анализ .материалов диспансерного обследования (150 000 моряков и речников) показывает, что в общёй структуре заболеваемости плавсостава на первом месте стоят заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором — органов пищеварения, на третьем — болезни органов зрения и на четвертом — уха, горла, носа. Остальные нозологические единицы стоят на значительно более низком уровне. Сердечно-сосуди-
стые заболевания судоводителей, шкиперов, механиков в 3—4 раза превышают заболевания по этим нозологическим формам других профессиональных групп плавсостава. Ведущими у механиков являются
также заболевания органов слуха.
Другую картину имеет структура заболеваемости у лиц, освобожденных от работы на флоте по состоянию здоровья. Здесь на первое место выступают заболевания органов зрения (56%), органов слуха (14%) и сердечно-сосудистой системы (12%).
Сопоставление этих двух структур позволяет судить не только о степени тяжести патологических изменений <при заболеваниях различных систем, но и определяет характер задач, стоящих перед гигиеной водного транспорта. Так, становится очевидной необходимость гигиенического изучения этиологии основной «патологии судоводителей, механиков, шкиперов и других профессиональных групп. Отсюда вытекает необходимость дальнейшего широкого исследования шума и вибрации, вызывающих, как известно, не только заболевания органов слуха, но и влияющих на сердечно-сосудистую и нервную систему.
Разработанные в ЦНИЛГиВТ нормативы шума для речных и морских судов, безусловно, являются важным фактором в нормализации условий труда и быта команд.
Очередной задачей в этой проблеме является гигиеническое нормирование вибрации на судах и дальнейшее развертывание работ по исследованию комбинированного воздействия на организм шума, вибрации и других факторов внешней среды.
Существенное значение имеет гигиеническое нормирование тепловой радиации как в рабочих, так и в жилых помещениях судов. С решением этого вопроса связано не только улучшение условий труда команд машинно-котельных отделений, но и выбор рациональных форм отопления жилых помещений судов, плавающих в различных климатических районах. К ближайшим задачам также нужно отнести гигиеническое нормирование загазованности и запыленности воздушной среды рабочих, служебных и жилых помещений судов.
Специфические особенности судна не позволяют применять территориальные нормативы по предельно допустимым величинам различных вредных факторов внешней среды. Судно в целом не может рассматриваться как производственное помещение, так как процессы труда там тесно переплетаются с бытом, а помещения отдыха команды расположены в непосредственной близости к производственным. Вместе с тем для бытовых объектов и для палуб судов нельзя применять и нормативы, предлагаемые для тех же объектов и атмосферного воздуха в населенных пунктах, ибо в состав экипажа судов входят люди определенных возрастов, прошедшие тщательный профессиональный отбор, имеющие перерывы в плавании, которые могут рассматриваться как восстановительные периоды. Поэтому нам представляется правильным работать в направлении изыскания новых подходов при нормировании тех или иных вредных факторов на судах, причем здесь должна быть проведена дифференциация как в отношении самих агентов — физического или химического воздействия, так и в отношении точек приложения этих воздействий — производственных или жилищно-бытовых помещений и палубы судов.
Не менее важным является исследование в области радиационной гигиены на водном транспорте в связи с расширяющимся применением и транспортировкой радиоактивных веществ и перспективами развития атомного флота. При этом в первую очередь встают вопросы гигиенической характеристики условий труда и быта на судах с атомными двигателями и дезактивации стоков с этих судов.
Важным направлением исследований является проблема адаптации, а в ряде случаев и акклиматизации плавсостава судов дальних
плаваний к изменяющимся климатическим условиям. В этой проблеме необходимы в первую очередь гигиенические научные разработки в области обеспечения оптимальных условий в развитии физиологических адаптационных механизмов. С широких гигиенических (позиций становится очевидным, что активное вмешательство в процессы адаптации возможно как со стороны нормализации физиологических сдвигов, возникающих под резким действием факторов внешней среды, так и со стороны смягчения влияний этих факторов путем чисто гигиенических решений.
Из сказанного выше ясно, что необходимо глубокое изучение возникающих физиологических сдвигов, выявление наиболее ранимых в адаптационных процессах физиологических систем, установление тонких коррелятивных взаимоотношений регуляторных механизмов, связанных с реакцией организма на изменяющиеся внешние воздействия. Наряду с этим необходимо развитие гигиенических исследований, связанных с изучением и нормализацией условий внешней среды. Здесь имеется в виду развитие исследований по нивелированию климатических влияний путем регулирования факторов воздушной среды (вентиляция, кондиционирование), радиационных влияний (ультрафиолетовая, тепловая радиация) и т. д.
Решение этих вопросов теснейшим образом связано с исследованиями в области гигиены питания — изучением оптимальных рационор и режимов питания для разных климатических поясов, водно-солевыл режимов, особенно при плавании в тропиках, витаминного баланса организма и т. д.
Завершенные в настоящее время в ЦНИЛГиВТ исследования па установлению нормативов и допустимых перепадов температур при кондиционировании воздуха на судах, плавающих в тропиках, и работы по изучению рационального питьевого режима на тех же судах являются только начальными в решении этой проблемы. К ближайшим задачам в этом направлении исследований нужно отнести нормирование лучистой энергии, разработку рациональных режимов питания и разработку рациональных режимов труда.
Близко к перечисленным вопросам по своей целевой направленности стоят вопросы санитарно-токсикологической оценки новых строительных материалов и в первую очередь синтетических. Здесь возникает необходимость широкой ¿методической разработки экспериментальных исследований, суммирование которых, несомненно, позволит получить актуальные и интересные в настоящее время материалы.
Решение абсолютного большинства поставленных вопросов может быть обеспечено только комплексными работами гигиенистов в области гигиены труда, коммунальной, питания, а также инженеров соответствующих профилей.
Особо стоят проблемы коммунальной гигиены по вопросам водоснабжения и канализации судов речного и морского флота. Общепринятые методы улучшения физических и бактериальных качеств воды здесь оказываются неприемлемыми в связи с непостоянством состава забортных вод, конструктивными особенностями судов и необходимостью полной автоматизации установок.
Сложность решения этих вопросов заключается в необходимости изыскания экспресс-методов обработки воды. В изучении этих вопросов, очевидно, следует идти по пути экспериментальной апробации и гигиенической оценки быстродействующих агентов как физической, так и химической природы.
Возникающие задачи по разделам гигиены водоснабжения морских судов связаны с гигиенической разработкой условий использования опресненных морских вод и применением эффективных консервантов для длительного хранения запасов береговой пресной воды. При этом
решение первого вопроса предусматривается в плане разработки методов солевого обогащения опресненной морской воды.
В области коммунальной гигиены водного транспорта предстоит решить вопросы защиты водоемов, в том числе и акваторий морских портов от загрязнений судовыми сбросами. Применительно к условиям речного флота речь идет о разработке рациональных методов и систем канализации судов, имея в виду как возможности обеззараживания сбросов на борту (замкнутая система), так и организацию сброса в береговые системы. Все перечисленные выше основные направления работ ЦНИЛГиВТ должны явиться источниками материалов для современного гигиенического нормирования порто- и судостроения. В области портовой гигиены необходимы исследования по допустимым нормативам разрыва между городом -и портом по ширине лесозащитных полос, по нормативам расчета между отдельными грузовыми участками, по наиболее целесообразному взаиморасположению специализированных грузовых участков и т..п.
В настоящее время изучение вопросов гигиенического нормирования шортостроения резко отстает от гигиенического нормирования судостроения. Имеется крайняя необходимость развития исследований в этой области в связи с проводящейся плановой реконструкцией портов.
Самостоятельным направлением работ являются исследования по вопросам борьбы с насекомыми и грызунами — переносчиками инфекционных заболеваний на водном транспорте. Актуальность этих исследований определяется задачами санитарной охраны морских и речных границ Советского Союза и изысканием путей сокращения времени обработки судов, что наряду с эпидемиологическим имеет и огромное экономическое значение. Речь здесь идет об изыскании методов и эффективных ядоматериалов, отвечающих требованиям транспортной дезинсекции и дератизации. Инсектициды, применяемые на транспортных объектах (особенно на судах), должны быть в малых концентрациях токсичными для насекомых, сохранять не менее 4—6 месяцев остаточное действие (особенно на пассажирских судах), не обладать ярко выраженными фумигационными свойствами, не иметь запаха, не портить обрабатываемых лакированных и металлических поверхностей и, конечно, не быть токсичными для человека.
Из исследованных ЦНИЛГиВТ к 1961 г. ядовитых веществ наиболее перспективными в отношении дезинсекции судов оказались современные препараты из группы контактных инсектицидов — дилдрин и гептахлор, хотя остаточное действие последнего не обеспечивает условий, необходимых для транспортной дезинсекции.
Разработка газовых методов дератизации судов, как и исследования в области дезинсекции, должна быть подчинена интересам санитарной охраны морских границ. В этих целях нужно изыскивать все более эффективные для гибели грызунов и их эктопаразитов фумиганты, сокращающие сроки обработки судов. Исследования по применению бромметила для газации судов, проведенные до конца 1960 г., дали возможность сократить сроки их обработки на 8—16 часов.
Скорейшее выполнение поставленных выше задач требует развития тесных творческих контактов научных работников с работниками практической санитарно-эпидемиологической службы водного транспорта. Опыт деятельности Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены водного транспорта в этом отношении свидетельствует о возможности проведения исключительно плодотворных совместных работ.
Поступила 1/У1 1061 г.
^ ^ ^