на уровень освоения дисциплины. Поскольку студент А. по итогу изучения набрал 97 из 100 возможных баллов, то он освоил дисциплину на 97%, то есть вероятность усвоения учебного материала 0,97. Таким образом мы установили, что если студент освоил дисциплину на 100% (1), по компетенция ПК-28 будет сформирована на 25% (0,25). Определим уровень сформированности, при вероятности усвоения учебного материала (удельный вес х уровень освоения дисциплины = уровень сформированности), получим уровень сформированности компетенции у данного студента 0,24 (24 %). Таким образом, мы можем рассчитать уровень сформированности для любого студента, в том числе и опреде-
Библиографический список
лить средний уровень по академической группе. Предлагаемая методика расчета находится на стадии апробации и экспериментальной проверки, но стоит заметить, что справедливость приведенного расчета возможно при условии корректной разработки практико-ориентированной карты компетенций и расчета весовых коэффициентов.
Подчеркнем, что современный уровень развития общества определяет критерии предъявляемые каждой личности данного социума. Подготовка личности к адаптации в социуме и реализация в профессиональной среде - это задача, которая стоит перед современным образованием и наукой.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Кондратьев А.С., Лаптев В.В., Ходанович А.И. Вопросы теории и практики обучения физике на основе новых информационных технологий: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
3. Есаулова Е.Е., Соколов Д.А. Информационные технологии в проведении мониторинга образовательной среды. Инновационные технологии в медиаобразовании: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство Русская коллекция, 2015: 91 - 95.
4. Соколова О.А., Соколов Д.А. Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин. Инновационные технологии в медиаобразовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство Русская коллекция, 2015: 96 - 99.
5. Ходанович А.И., Сорокина И.В., Соколов Д.А., Есаулова Е.Е. Технологии мониторинга успешности студентов в интерактивной образовательной среде. Фундаментальные исследования. Рецензируемый научный журнал. Москва: Издательство рАе, 2015; № 2-8: 1774 - 1778.
6. Рыжова Н.И., Бух В.В., Медянова П.В., Соколов Д.А., Королева Н.Ю., Коновалов Д.В. Формирование информационно-правовой компетентности специалистов гуманитарного профиля в условиях информатизации профессиональной подготовки в вузе. Педагогическое образование на Алтае. Барнаул: Издательство АлтГПА, 2012; № 1: 198 - 210.
References
1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».
2. Kondrat'ev A.S., Laptev V.V., Hodanovich A.I. Voprosy teoriiipraktikiobucheniya fizike na osnove novyh informacionnyh tehnologij: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2001.
3. Esaulova E.E., Sokolov D.A. Informacionnye tehnologii v provedenii monitoringa obrazovatel'noj sredy. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Russkaya kollekciya, 2015: 91 - 95.
4. Sokolova O.A., Sokolov D.A. Informacionnye tehnologii v prepodavanii gumanitarnyh disciplin. Innovacionnye tehnologii vmediaobrazovanii: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Russkaya kollekciya, 2015: 96 - 99.
5. Hodanovich A.I., Sorokina I.V., Sokolov D.A., Esaulova E.E. Tehnologii monitoringa uspeshnosti studentov v interaktivnoj obrazovatel'noj srede. Fundamental'nye issledovaniya. Recenziruemyj nauchnyj zhurnal. Moskva: Izdatel'stvo RAE, 2015; № 2-8: 1774 - 1778.
6. Ryzhova N.I., Buh V.V., Medyanova P.V., Sokolov D.A., Koroleva N.Yu., Konovalov D.V. Formirovanie informacionno-pravovoj kompetentnosti specialistov gumanitarnogo profilya v usloviyah informatizacii professional'noj podgotovki v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. Barnaul: Izdatel'stvo AltGPA, 2012; № 1: 198 - 210.
Статья поступила в редакцию 30.01.17
УДК 378
Ustinova L.G., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Sultanova M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
SPEFIFIC OF COMMUNICATION OF POLICE OFFICERS WITH CIVIL POPULATION. The article considers the specificity of interaction of police officers with population. In modern conditions strict fulfillment of rules of etiquette enforcement by police officers is an important condition for high culture of behavior. This allows optimizing the interaction of police officers with the population. The results of the professional activities of law enforcement officers are largely dependent on personal meetings, conversations with the public. Office etiquette is mainly according to the manner, appearance, tone, the nature of social roles, in which communication occurs. Ethical standards to their conduct are the necessary condition that allows the police officers to find the right decision to get out of difficult or unpleasant situations with dignity.
Key words: police officers, specificity of communication of employees of bodies of internal affairs, conversation, interaction with civil population.
Л.Г. Устинова, канд. соц. наук, доц., полковник полиции, нач. каф. общеправовых дисциплин, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected] М.В. Султанова, канд. филос. наук, полковник полиции, доц. каф. общеправовых дисциплин, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД С НАСЕЛЕНИЕМ
В статье рассмотрена специфика взаимодействия сотрудников ОВД с населением. В современных условиях строгое соблюдение правил этикета сотрудниками ОВД - важное условие высокой культуры поведения. Это позволяет оптимизировать взаимодействие сотрудников ОВД с населением. Результаты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависят от личных встреч, бесед с населением. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, тона характеру социальной роли, в которой происходит общение. Этические требования к их проведению являются тем необходимым условием, которое позволяет найти сотруднику ОВД правильное решение, с достоинством выходить из затруднительных или неприятных ситуаций.
Ключевые слова: сотрудники ОВД, специфика общения сотрудников органов внутренних дел, беседы, взаимодействие с населением.
В нашей стране уровень общественного доверия к полиции всё ещё далёк от идеала, что, бесспорно, делает работу правоохранительных органов более затруднительной. Сложившаяся ситуация может быть разрешена только в условиях функционирования эффективной системы взаимодействия полиции с населением. Органы внутренних дел в полной мере принимают необходимость связей с общественностью, для чего формируются определенные структуры, проводится ряд мер по повышению престижа полиции. В этой связи особенно актуальным является обучение сотрудников полиции конструктивному взаимодействию с населением. Тем самым будущих полицейских в процессе профессиональной подготовки и действующих сотрудников полиции необходимо обучать основам делового общения, приёмам взаимодействия на основе положений профессиональной этики.
Этикет - это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой происходит общение. Это требование приобретает особенную значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жёстко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимаются как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение [1]. Строгое соблюдение правил этикета - важное условие высокой культуры поведения.
Результаты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Этические требования к их проведению являются тем необходимым условием, которое позволяет находить правильное решение, сглаживать острые углы и с достоинством выходить из затруднительных или неприятны ситуаций.
Правильно проведённая беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.
В правоохранительной деятельности существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы. Опытные сотрудники ОВД считают, что даже в этих ситуациях нужно помнить, что человек, которого сотрудник смог расположить к себе, окажет гораздо большую помощь, чем тот, кого принуждают к беседе.
Прежде всего, необходимо обучить сотрудников руководствоваться следующими правилами:
- при контактах с населением в любой ситуации исключается агрессивность. Агрессивность - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессивность возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и прочее. В случае возникновения агрессивных действий, как со стороны нарушителей, так и сотрудников правоохранительных органов, необходимо сделать все, чтобы погасить конфликт;
- проявление предрассудков со стороны сотрудников правоохранительных органов влечет за собой необъективное и невыдержанное поведение, которое провоцирует агрессию у граждан. Предвзятость на службе вообще недопустима.
В общении с населением необходимы терпение, способность воспринимать людей такими, какие они есть.
В деловом общении особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать собеседника в сложной ситуации - залог взаимопонимания, без которого конструктивные взаимоотношения могут и не сложиться.
Выделим основные этические правила эффективного слушания в таком общении. К ним относятся:
- умение настроить себя на волну внутренней заинтересованности в теме беседы, спора;
- выделение для себя главных мыслей говорящего (сообщающего информацию) и стремление правильно понять их;
- быстрое сопоставление полученной информации с собственной и немедленный мысленный возврат к основному содержанию сообщения, спора, беседы [1].
Внимательно слушая и даже не высказывая своего мнения, сотрудник все равно должен быть активным, а не пассивным участником беседы, обсуждения, спора.
Как показывает опыт, слушая собеседника сотруднику полиции необходимо:
- забыть личные предубеждения против собеседника;
- следить за тем, чтобы речь была предельно ясной и точной;
- не спешить с ответами и заключениями;
- разграничивать факты и мнения;
- быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника [2].
Нельзя во время беседы с населением делать поспешных выводов. Именно такие субъективные оценки заставляют гражданина занять по отношению к сотруднику оборонительную позицию. Тем самым подобные оценки могут стать барьером содержательного общения.
Сотруднику полиции всегда нужно выразить понимание. Во время слушания необходимо осмысливать сказанное, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и какую по значимости информацию пытается донести. Рекомендуется так же мысленно представить себя на месте собеседника. Такое общение означает не только одобрение говорящего, но и позволяет точнее понять сообщение.
Нельзя задавать слишком много вопросов, необходимо ограничиваться вопросами для уточнения уже сказанного. Чрезмерно большое количество вопросов в известной степени подавляет человека, отнимает у него инициативу, ставит в оборонительную позицию. Учёные практики считают, что понимание - это, прежде всего, способность прогнозировать. Если, выслушав собеседника, сотрудник полиции может представить, какие действия последуют за разговором, значит, он сумел правильно понять его.
Сотрудникам полиции во время беседы не рекомендуется давать советы, пока не попросят. Но в тех случаях, когда у сотрудника действительно просят совета, необходимо применить приемы анализирующего слушания, чтобы установить, что собеседник хочет узнать на самом деле.
В процессе беседы необходимо считаться с манерой разговора собеседника, быть терпеливым, вежливым.
Существуют этические нормы внешнего проявления чувств в деловом общении. Сдержанность в интонациях, силе голоса, мимике и жестах действует на собеседника сильнее, чем неумеренные возгласы, громкий голос, бурная жестикуляция. В общении многое должно быть согласовано, синхронизировано. Грубой бестактностью является навязывание собеседнику определённого уровня общения, тематики диалога, позиции, тона.
Выделим особенности организации общения с психически неуравновешенными людьми. В переговорах с ними задача успокоения человека становиться главной. Здесь необходимо соблюдение нескольких правил:
- принимать точку зрения данного человека, но не идти у него на поводу;
- не делать резких движений, предупреждать о каждом своем последующем действии;
- внимательно следить за его поведением, не поворачиваться к нему спиной; некоторые категории граждан не выдерживают контакта глаз и здесь возможна импульсивная реакция;
- речь, обращенная к такому человеку, должна быть без подтекста, по возможности незамысловатой и чёткой [2].
Прием граждан ответственными сотрудниками органов, подразделений, учреждений и учебных заведений является одним из главных факторов, способствующих пропаганде деятельности сотрудников правоохранительных органов и укрепления их связи с населением.
Для реализации этой установки необходимо предварительно провести работу по доведению до населения через средства массовой информации дни и часы приёма с указанием, какое конкретное руководящее лицо принимает посетителей. Также рекомендуется, что бы непосредственно в подразделении на видном месте должна быть вывешена информация для посетителей, в которой даются графики приёма посетителей с конкретным указанием, какие руководители отделов и служб ведут приём, к которым посетитель может обратиться для принятия решения по интересующему его вопросу. В дежурной части или у секретаря, помощника заводится специальный журнал, в котором записываются фамилия, имя и отчество, адрес, телефон и вопрос, с которым заявитель обращается к тому или иному должностному лицу.