УДК 791.633 Астер А.Т., ГавриловД.А.
Астер А.Т.
студентка 4 курса факультета телерадиовещания и театрального искусства Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
Научный руководитель: Гаврилов Д.А.
преподаватель кафедры театрального искусства Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРА С ВОКАЛИСТОМ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО Р. ГАМЗАТОВУ)
Аннотация: статья посвящена анализу психологических и технических проблем и аспектов, возникающий при взаимодействии режиссера с исполнителем- вокалистом. Автор предпринимает попытку проанализировать и решить трудности, возникающие при работе над постановкой, учитывая человеческий фактор, а также дать обобщенную характеристику такой работы. Практическая часть статьи заключается в непосредственно проведенном концерте и извлечении из него вывода, раскрывающего особенности взаимоотношений исполнителя и руководителя. Статья имеет экспериментальную составляющую - введение режиссера, имеющего вокальные данные, в структуру концерта наравне с вокалистами для лучшего понимания артиста и облегчения работы с ним.
Ключевые слова: режиссёр, вокалист, уважение, исполнитель, постановка, взаимодействие.
В современном мире, особенно среди молодежи, все большую популярность приобретает тенденция самовыражения, свободы слова,
высказываний и поведения. К сожалению, это создает дополнительные трудности для руководящих структур, ведь перед ними могут появиться неуправляемые подопечные. Из-за раскрепощенности большой массы молодых людей, жаждущих поступать по-своему несмотря на рекомендации других людей, режиссёру также становится психологически тяжело управлять артистом. Однако современные проблемы требуют современных решений, поэтому необходим особый психологический подход со стороны режиссера, способный обеспечить авторитет и исполнение поставленных сценических задач.
Зачастую если постановка имеет успех, то хвалят в первую очередь артистов, а если представление провалилось, то в этом виноват режиссер. Это утверждение близко к истине, потому что от режиссера зависит намного больше, чем кажется на первый взгляд.
Профессия театральный режиссер появилась в конце 19 века, до этого существовали лишь художники-постановщики, которые были ответственны за визуальную составляющую спектакля. Самой постановкой на сцене занимался также драматург или актеры.
Благодаря рождению такой трудной, разносторонней и творческой профессии, как режиссёр-постановщик, появилась возможность транслировать и передавать смысл одной и тоже постановки, но разными способами.
Режиссёр-постановщик - это человек, который развивается во многих направлениях и не ограничивает себя новыми знаниями в области той же философии или политологии. Еще одна важнейшая обязанность режиссера -идти в ногу со временем. Именно поэтому, если общественный строй меняется, меняется образ мышления людей и их поведения, режиссёр должен уметь подстраиваться под современность и искать современные методы воздействия на артистов. Нужно уметь прогрессировать, удивлять, завоевывать авторитет.
При постановке концерта, посвященного творчеству Расула Гамзатова, автором статьи был предложен эксперимент: для лучшего понимания вокалистов, для корректировки своих руководящих качеств, добавить в концерт вокальные номера, исполняемые самими режиссерами. Это было сделано с
целью завоевания уважения, психологического облегчения режиссера, а также с целью анализа режиссерских впечатлений при выступлении наравне с артистами. Что такое уважение? Это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда: то, чего часто так не хватает артистам. Если же уважение между руководителем и подопечным совсем пропадет, играть «в уважение» долго не получится. Невозможно насильно заставить уважать кого-то. Уважение не покупается, не вырабатывается запретами, страхом, кнутом или поощрением. Оно возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам. Поэтому проведенный эксперимент был поставлен также с целью нахождения общего между режиссером и исполнителем, который были поставлены в равные условия. Он был проведен достаточно успешно, а также были выявлены интересные факты: например, выступающий режиссёр, конечно, не перепел студентов вокального искусства, но значительно обошел их в организации, соблюдении мизансцен и режиссерских указаний. Еще одно важнейшее качество выступающих режиссеров, которое было замечено автором, - это дисциплинированность, значительно превышающая ту, что фигурировала в поведении исполнителей -вокалистов. Ярких отличий для неподготовленного зрителя между режиссером-исполнителем и вокалистом-исполнителем не было, но присутствие за кулисами режиссера-исполнителя значительно облегчило управление артистами, так как руководитель и исполнитель оказались на одном уровне, в одинаковых условиях. Разумеется, для режиссера-постановщика работа с другими режиссерами, участвующими в концерте, была гораздо проще, чем работа с вокалистами, ведь режиссёр с режиссером говорит на одном языке, один понимает друг друга с полуслова. Это взаимодействие вызывало у вокалистов-исполнителей особый интерес, тем самым располагая их к себе. Большую роль здесь сыграло такое психологическое явление, как возникшее чувство родства. Чувство родства - это
эмоциональная связь и оно не обязательно сопровождается взаимопониманием и принятием друг друга на интеллектуальном уровне. Но это и не только эмоциональная связь. Родственная связь подразумевает, что каждый участник взаимоотношений признает свое и другого место в данной социальной группе. Именно это чувство родства и вызывало уважение, которое так необходимо заполучить для режиссера.
С трансформацией мира и сознания людей, в том числе в творческой сфере, режиссёр-постановщик приобретает все больше задач, обязанностей и становится все более и более универсальной личностью. Одиноко законы психологии и закономерностей человеческого поведения продолжают действовать, меняется лишь угол зрения, доминирующие социальные тенденции. Важным умением руководителя является верный выбор подхода к своим подопечным. Одним из важнейших способов подчинения для режиссера в ходе эксперимента оказалось эмоциональное сближение с артистом при помощи помещения в одну и ту же ситуацию. Это доказало значимость человеческого фактора при совместной работе над постановкой концерта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта. Дис. на соиск. степ. докт. психол. наук. Санкт-Петербург, 1995;
2. Журчева О.В. Эволюция драматургии Александра Володина (конфликты, характеры, жанры): автореферат кандидата филологических наук: 10.01.01. М., 1994;
3. Мерлин В.С Личность и общество. Пермь,1990;
4. Шехтер Т. Е. Современное искусство как предмет гуманитарного знания // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005;
5. Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005
Aster A.T., Gavrilov D.A.
Aster A.T.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
Scientific advisor: Gavrilov D.A.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
SPECIFICS OF DIRECTOR'S INTERACTION WITH VOCALIST (ON EXAMPLE OF CONCERT DEDICATED TO R. GAMZATOV)
Abstract: article is devoted to the analysis of psychological and technical problems and aspects arising from the interaction of the director with the singer-performer. The author attempts to analyze and solve the difficulties that arise when working on a production, taking into account the human factor, as well as to give a generalized description of such work. The practical part of the article consists in the concert itself and extracting a conclusion from it that reveals the specifics of the relationship between the performer and the leader. The article has an experimental component -the introduction of a director with vocal skills into the structure of the concert along with vocalists for a better understanding of the artist and easier work with him.
Keywords: director, vocalist, respect, performer, staging, interaction.