Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРА С ВОКАЛИСТОМ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО Р. ГАМЗАТОВУ)'

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРА С ВОКАЛИСТОМ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО Р. ГАМЗАТОВУ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
режиссёр / вокалист / уважение / исполнитель / постановка / взаимодействие / director / vocalist / respect / performer / staging / interaction

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Астер А.Т., Гаврилов Д.А.

Статья посвящена анализу психологических и технических проблем и аспектов, возникающий при взаимодействии режиссера с исполнителем-вокалистом. Автор предпринимает попытку проанализировать и решить трудности, возникающие при работе над постановкой, учитывая человеческий фактор, а также дать обобщенную характеристику такой работы. Практическая часть статьи заключается в непосредственно проведенном концерте и извлечении из него вывода, раскрывающего особенности взаимоотношений исполнителя и руководителя. Статья имеет экспериментальную составляющую – введение режиссера, имеющего вокальные данные, в структуру концерта наравне с вокалистами для лучшего понимания артиста и облегчения работы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DIRECTOR'S INTERACTION WITH VOCALIST (ON EXAMPLE OF CONCERT DEDICATED TO R. GAMZATOV)

Article is devoted to the analysis of psychological and technical problems and aspects arising from the interaction of the director with the singer-performer. The author attempts to analyze and solve the difficulties that arise when working on a production, taking into account the human factor, as well as to give a generalized description of such work. The practical part of the article consists in the concert itself and extracting a conclusion from it that reveals the specifics of the relationship between the performer and the leader. The article has an experimental component – the introduction of a director with vocal skills into the structure of the concert along with vocalists for a better understanding of the artist and easier work with him.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРА С ВОКАЛИСТОМ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО Р. ГАМЗАТОВУ)»

УДК 791.633 Астер А.Т., ГавриловД.А.

Астер А.Т.

студентка 4 курса факультета телерадиовещания и театрального искусства Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Гаврилов Д.А.

преподаватель кафедры театрального искусства Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЖИССЕРА С ВОКАЛИСТОМ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО Р. ГАМЗАТОВУ)

Аннотация: статья посвящена анализу психологических и технических проблем и аспектов, возникающий при взаимодействии режиссера с исполнителем- вокалистом. Автор предпринимает попытку проанализировать и решить трудности, возникающие при работе над постановкой, учитывая человеческий фактор, а также дать обобщенную характеристику такой работы. Практическая часть статьи заключается в непосредственно проведенном концерте и извлечении из него вывода, раскрывающего особенности взаимоотношений исполнителя и руководителя. Статья имеет экспериментальную составляющую - введение режиссера, имеющего вокальные данные, в структуру концерта наравне с вокалистами для лучшего понимания артиста и облегчения работы с ним.

Ключевые слова: режиссёр, вокалист, уважение, исполнитель, постановка, взаимодействие.

В современном мире, особенно среди молодежи, все большую популярность приобретает тенденция самовыражения, свободы слова,

высказываний и поведения. К сожалению, это создает дополнительные трудности для руководящих структур, ведь перед ними могут появиться неуправляемые подопечные. Из-за раскрепощенности большой массы молодых людей, жаждущих поступать по-своему несмотря на рекомендации других людей, режиссёру также становится психологически тяжело управлять артистом. Однако современные проблемы требуют современных решений, поэтому необходим особый психологический подход со стороны режиссера, способный обеспечить авторитет и исполнение поставленных сценических задач.

Зачастую если постановка имеет успех, то хвалят в первую очередь артистов, а если представление провалилось, то в этом виноват режиссер. Это утверждение близко к истине, потому что от режиссера зависит намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Профессия театральный режиссер появилась в конце 19 века, до этого существовали лишь художники-постановщики, которые были ответственны за визуальную составляющую спектакля. Самой постановкой на сцене занимался также драматург или актеры.

Благодаря рождению такой трудной, разносторонней и творческой профессии, как режиссёр-постановщик, появилась возможность транслировать и передавать смысл одной и тоже постановки, но разными способами.

Режиссёр-постановщик - это человек, который развивается во многих направлениях и не ограничивает себя новыми знаниями в области той же философии или политологии. Еще одна важнейшая обязанность режиссера -идти в ногу со временем. Именно поэтому, если общественный строй меняется, меняется образ мышления людей и их поведения, режиссёр должен уметь подстраиваться под современность и искать современные методы воздействия на артистов. Нужно уметь прогрессировать, удивлять, завоевывать авторитет.

При постановке концерта, посвященного творчеству Расула Гамзатова, автором статьи был предложен эксперимент: для лучшего понимания вокалистов, для корректировки своих руководящих качеств, добавить в концерт вокальные номера, исполняемые самими режиссерами. Это было сделано с

целью завоевания уважения, психологического облегчения режиссера, а также с целью анализа режиссерских впечатлений при выступлении наравне с артистами. Что такое уважение? Это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда: то, чего часто так не хватает артистам. Если же уважение между руководителем и подопечным совсем пропадет, играть «в уважение» долго не получится. Невозможно насильно заставить уважать кого-то. Уважение не покупается, не вырабатывается запретами, страхом, кнутом или поощрением. Оно возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам. Поэтому проведенный эксперимент был поставлен также с целью нахождения общего между режиссером и исполнителем, который были поставлены в равные условия. Он был проведен достаточно успешно, а также были выявлены интересные факты: например, выступающий режиссёр, конечно, не перепел студентов вокального искусства, но значительно обошел их в организации, соблюдении мизансцен и режиссерских указаний. Еще одно важнейшее качество выступающих режиссеров, которое было замечено автором, - это дисциплинированность, значительно превышающая ту, что фигурировала в поведении исполнителей -вокалистов. Ярких отличий для неподготовленного зрителя между режиссером-исполнителем и вокалистом-исполнителем не было, но присутствие за кулисами режиссера-исполнителя значительно облегчило управление артистами, так как руководитель и исполнитель оказались на одном уровне, в одинаковых условиях. Разумеется, для режиссера-постановщика работа с другими режиссерами, участвующими в концерте, была гораздо проще, чем работа с вокалистами, ведь режиссёр с режиссером говорит на одном языке, один понимает друг друга с полуслова. Это взаимодействие вызывало у вокалистов-исполнителей особый интерес, тем самым располагая их к себе. Большую роль здесь сыграло такое психологическое явление, как возникшее чувство родства. Чувство родства - это

эмоциональная связь и оно не обязательно сопровождается взаимопониманием и принятием друг друга на интеллектуальном уровне. Но это и не только эмоциональная связь. Родственная связь подразумевает, что каждый участник взаимоотношений признает свое и другого место в данной социальной группе. Именно это чувство родства и вызывало уважение, которое так необходимо заполучить для режиссера.

С трансформацией мира и сознания людей, в том числе в творческой сфере, режиссёр-постановщик приобретает все больше задач, обязанностей и становится все более и более универсальной личностью. Одиноко законы психологии и закономерностей человеческого поведения продолжают действовать, меняется лишь угол зрения, доминирующие социальные тенденции. Важным умением руководителя является верный выбор подхода к своим подопечным. Одним из важнейших способов подчинения для режиссера в ходе эксперимента оказалось эмоциональное сближение с артистом при помощи помещения в одну и ту же ситуацию. Это доказало значимость человеческого фактора при совместной работе над постановкой концерта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта. Дис. на соиск. степ. докт. психол. наук. Санкт-Петербург, 1995;

2. Журчева О.В. Эволюция драматургии Александра Володина (конфликты, характеры, жанры): автореферат кандидата филологических наук: 10.01.01. М., 1994;

3. Мерлин В.С Личность и общество. Пермь,1990;

4. Шехтер Т. Е. Современное искусство как предмет гуманитарного знания // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005;

5. Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005

Aster A.T., Gavrilov D.A.

Aster A.T.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Gavrilov D.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

SPECIFICS OF DIRECTOR'S INTERACTION WITH VOCALIST (ON EXAMPLE OF CONCERT DEDICATED TO R. GAMZATOV)

Abstract: article is devoted to the analysis of psychological and technical problems and aspects arising from the interaction of the director with the singer-performer. The author attempts to analyze and solve the difficulties that arise when working on a production, taking into account the human factor, as well as to give a generalized description of such work. The practical part of the article consists in the concert itself and extracting a conclusion from it that reveals the specifics of the relationship between the performer and the leader. The article has an experimental component -the introduction of a director with vocal skills into the structure of the concert along with vocalists for a better understanding of the artist and easier work with him.

Keywords: director, vocalist, respect, performer, staging, interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.