Научная статья на тему 'Специфика высшего профессионального образования в Пензенской области'

Специфика высшего профессионального образования в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / РЕЙТИНГ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Светлана Сергеевна, Вдовина Элла Леонидовна

Высшее профессиональное образование в Пензенской области на данный момент характеризуется ростом популярности и расширением доступности среди населения. Пензенские вузы занимаются научно-исследовательской деятельностью, активно участвуют в международных проектах и занимают достойные места не только в общероссийском, но и в международном рейтинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика высшего профессионального образования в Пензенской области»

удк 911-301(470.345)

С. С. Попова, Э. Л. Вдовина

СПЕЦИФИКА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Высшее профессиональное образование в Пензенской области на данный момент характеризуется ростом популярности и расширением доступности среди населения. Пензенские вузы занимаются научно-исследовательской деятельностью, активно участвуют в международных проектах и занимают достойные места не только в общероссийском, но и в международном рейтинге.

Ключевые слова: высшая школа, популяризация высшего образования, численность студентов, рейтинг вузов.

В настоящее время в Пензенской области, как и в целом по России, наблюдается тенденция популяризации высшего образования. Приоритет сегодня отдается вузам. Средние профессиональные учреждения значительно отстают от них по престижу и популярности. Число желающих обучаться в высших учебных заведениях растет. К тому же высшее образование сейчас стало намного доступнее, чем несколько десятилетий назад.

Высшая школа в регионе представлена четырьмя высшими образовательными учреждениями. В их числе Пензенский государственный университет, строительный, технологический институты и сельскохозяйственная академия. Сравнительно недавно (в 2012 г.) Пензенский политехнический институт, Медицинский институт, Педагогический университет объединились в Пензенский государственный университет, что, на наш взгляд, повысило их международный статус. В регионе насчитывается 11 филиалов высших учебных заведений, из них четыре имеют статус негосударственных вузов.

Доля государственных высших учебных заведений в Пензенской области составляет 2,3 % от количества вузов Приволжского федерального округа (ПФО), и от общего числа вузов России - 0,4 %. Численность студентов в Пензенской области на 2015 г. составила 7,9 тыс. человек, что в процентном соотношении равно 4,2 % от количества студентов в ПФО и 0,8 % от общего количества студентов по всей России.

Профессорско-преподавательский состав вузов Пензенской области представлен 3324 преподавателями. Из них ученую степень доктора наук имеют 305 сотрудников (10,5 %), кандидата наук - 1603 человека (55,4 %), ученое звание профессора - 278 человек (9,6 %), доцента - 67 (43,6 %). В среднем на одного преподавателя приходится 17 студентов [1].

Высшая школа Пензенской области в данный момент находится на ступени развития. Расположенные в непосредственной близости два крупных образовательных центра -Самара и Саратов - конкурентоспособны и перетягивают студентов. А низкие доходы населения в регионе сдерживают развитие рынка образовательных услуг. Но, несмотря на это, для региона характерна достаточная образовательная активность населения. Численность студентов в области растет быстрее (в 2,8 раза), чем в среднем по стране (в 2,6 раза). Растет и доступность высшего образования, предоставляя равные возможности поступления в высшие профессиональные образовательные заведения для лиц различных слоев населения. Статистические данные переписи населения России за 2010 г. показывают, что из 1000 человек в возрасте 15 лет и старше 228 имеют высшее образо-

вание. В Пензенской области этот показатель составил 217 человек из 1000. С каждым годом увеличивается численность студентов высших учебных заведений. В 2011 г. 430 человек из 10 тыс. являлись студентами. При этом среднероссийский показатель численности студентов на 10 тыс. населения - 493 человека - превышает показатель региона. Она определяется в первую очередь ростом числа государственных и муниципальных вузов (учитывая филиальную сеть - почти в четыре раза). Увеличивается роль негосударственного сектора. Частный сектор в сфере высшего профессионального образования занимает 20 % от общего количества высших учебных заведений. Несмотря на это, численность студентов в них достигает лишь 13 % от общей численности обучающихся. Увеличение количества вузов связано с ростом платности образовательных услуг как в государственном, так и в негосударственном секторах. В период с 2000 по 2010 г. численность студентов, обучающихся на платной основе в государственных и негосударственных вузах, увеличилась с 19,2 до 47 %.

Вузы Пензенской области отличает многопрофильность подготовки специалистов -это как технические специальности, так и гуманитарные, педагогические, медицинские. Обучение ведется на двух ступенях по Болонской системе - бакалавриате и магистратуре. Существует подготовка аспирантов. В настоящее время в аспирантуре ПГУ учится 450 аспирантов и 20 докторантов. Конечно, вузы Пензы не могут пока конкурировать по престижу и статусу с ведущими вузами России, но нужно сказать, что высшее образование в регионе значительно прогрессирует. Вузы активно участвуют в научно-исследовательской деятельности, публикуют свои научные работы, получают гранты за выдающиеся проекты, участвуют в международном экспорте образовательных услуг.

В последнее время пензенские институты занимают довольно приличные места не только в общероссийских, но и в международных рейтингах, стоя в одном ряду с крупными вузами нашей страны. «В 2016 году в рамках проекта "Социальный навигатор" вузы Пензы приняли участие в "Рейтинге востребованности вузов в РФ 2016". В исследование вошли 446 вузов из 82 регионов страны. Они оценивались по таким критериям, как востребованность подготовленных специалистов работодателями, коммерциализация интеллектуального продукта, а также востребованность научно-исследовательского продукта». Пензенский государственный университет занял 31 место среди 89 классических университетов, опередив известные вузы Приволжского федерального округа, а также крупные федеральные и национальные исследовательские университеты, что, на наш взгляд, является достойным результатом [2].

По данным СМИ «ПГУ вошел в рейтинг ОгеепМейс наряду с такими именитыми вузами, как Калифорнийский университет в Дейвисе (США), Университет Нотингема (Великобритания), Рочестерский Технологический Институт (США), Бременский университет (Германия), Университет Тель-Авива (Израиль)». В 2010 г. ПГУ стал лауреатом Межрегионального конкурса «Лучшие вузы Приволжского федерального округа» и был удостоен диплома лауреата конкурса «Национальный знак качества». Пензенский государственный университет улучшил свои позиции по оценке бренда вуза, поднявшись со 119-го места на 93-е. Среди показателей, которые учитываются в рейтинге - восприятие исследований вуза международным академическим сообществом. Стоит отметить, что по этому параметру ПГУ обошел несколько вузов с федеральным и национальным исследовательским статусами [2].

В рейтинге востребованности российских вузов достойное место заняли Пензенский государственный университет архитектуры и строительства и Пензенский государственный технологический университет. Доля выпускников в первом вузе, направленных на работу после выпуска, составляет 100 %; у ПензГТУ чуть меньше - 93,2 % [2].

В пензенских вузах обучается большое количество иностранных студентов. Начало экспорту образовательных услуг положил Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, правопреемником которого является ПГУ. Именно в педагогическом институте в 1993 г. учились первые 30 иностранных студентов из Камбоджи. Со временем число иностранных студентов увеличивалось и в 2003 г. достигло 145 человек. Эта же тенденция сохранилась до сегодняшнего дня. Молодые люди и девушки из Алжира, Индии, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Китая и других стран ежегодно приезжают обучаться в пензенские институты. 2015 г. стал рекордным по набору иностранных студентов: учиться в Пензу приехало около 400 человек - это на 70 % больше, чем в 2014 г. В настоящее время в Пензенском государственном университете обучается 1310 студентов из 45 государств. Ежегодно проводятся международные конференции для иностранных студентов, что способствует развитию межкультурных связей.

Пензенские университеты осуществляют и международные проекты, в рамках которых проводятся онлайн-проекты, совместные конференции и семинары, проходит педагогическая практика. Вузы сотрудничают с университетом Фленсбург в Германии, с израильскими университетами и колледжами, с университетами США и Казахстана. Интернационализация образования привлекательна и для иностранных граждан, и для россиян. В частности, это способствует снижению международной и социальной напряженности, обмену опытом.

Рост популярности высшего образования и увеличение вузовской сети требуют обязательного участия вузов в инновационной деятельности. Поэтому научно-исследовательская деятельность пензенских вузов сейчас находится в активном движении. Пензенский государственный университет является ведущим вузом Пензенской области. Здесь создан НИИ фундаментальных и прикладных исследований. Информационные, биомедицинские технологии, а также экономика информации - одни из основных направлений их научно-исследовательской деятельности. Инновационная деятельность развивается путем становления высших учебных заведений как научно-исследовательских центров, а также путем подготовки научных кадров.

На сегодняшний день главной целью системы высшего образования Пензенской области является подготовка высококвалифицированных кадров. Правительство Пензенской области стремится к созданию эффективной структуры профессионального образования, развитию концепции непрерывного образования во всех направлениях подготовки. Проводятся мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию молодежи.

Таким образом, можно сказать, что в Пензенской области есть перспективы формирования крупного образовательного центра, и, возможно, в ближайшем будущем специалисты с высшим образованием, полученным в нашем регионе, станут востребованными не только в России, но и за рубежом.

Библиографический список

1. Влазнев, А. И. Исследование системы высшего профессионального образования Пензенской области / А. И. Влазнев, С. А. Влазнева, А. А. Марко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 58-63.

2. ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Рейтинг Пензенского государственного университета. - URL: http://rt.pnzgu.ru

Попова Светлана Сергеевна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]

Вдовина Элла Леонидовна, кандидат географических наук, доцент кафедры «География», Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]

удк 911.301(470.345)

Попова, С. С.

Специфика высшего профессионального образования в Пензенской области / С. С. Попова, Э. Л. Вдовина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 4 (20). - С. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.