Научная статья на тему 'Практические аспекты реорганизации и слияния в высшей школе (на примере вузов Пензенской области)'

Практические аспекты реорганизации и слияния в высшей школе (на примере вузов Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ / REORGANIZATION / СЛИЯНИЕ / MERGE / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / STRUCTURAL DIVISION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадеева Елена Александровна

Проведен анализ этапов реорганизации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского» в форме присоединения последнего к ПГУ в качестве структурного подразделения. Дан краткий исторический очерк становления и развития каждого вуза. Представлены новая структура реорганизованного вуза и его логотип. Раскрыты образовательные направления подготовки абитуриентов многопрофильного вуза. Выделены направления дальнейшего развития объединенного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical aspects of reorganization and merge at the higher school (on the example of higher education institutions of the Penza region)

The analysis of stages of reorganization of FGBOU HPE «Penza State University» and FGBOU HPE «Penza State Pedagogical University of a Name of V. G. Belinsky» in the form of accession of the last to PSU as structural division. The short historical sketch of formation and development of each higher education institution is given. The new structure of the reorganized higher education institution and its logo are presented. The educational directions of preparation of entrants of versatile higher education institution are opened. The directions of further development of the reorganized higher education institution are allocated.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты реорганизации и слияния в высшей школе (на примере вузов Пензенской области)»

Е. А. Бадеева

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ И СЛИЯНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Проведен анализ этапов реорганизации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского» в форме присоединения последнего к ПГУ в качестве структурного подразделения. Дан краткий исторический очерк становления и развития каждого вуза. Представлены новая структура реорганизованного вуза и его логотип. Раскрыты образовательные направления подготовки абитуриентов многопрофильного вуза. Выделены направления дальнейшего развития объединенного вуза.

Ключевые слова: реорганизация, слияние, вуз, структурное подразделение, качество образования. •

E. A. Badeyeva

Practical aspects of reorganization and merge at the higher school (on the example of higher education institutions of the Penza region)

The analysis of stages of reorganization of FGBOU HPE «Penza State University» and FGBOU HPE «Penza State Pedagogical University of a Name of V. G. Belinsky» in the form of accession of the last to PSU as structural division. The short historical sketch of formation and development of each higher education institution is given. The new structure of the reorganized higher education institution and its logo are presented. The educational directions of preparation of entrants of versatile higher education institution are opened. The directions of further development of the reorganized higher education institution are allocated.

Keywords: reorganization, merge, higher education institution, structural division, quality of education.

оследние годы в Российской Федерации активно идет процесс реорганизации и объединения вузов, обусловленный рядом социально-экономических причин. К таким причинам можно отнести развитие квалитативной экономики знаний, становление «академического капитализма», глобальную массовизацию высшего образования. Модернизация высшей школы продиктована целью создания более эффективных научно-образовательных организаций, ориенти-

рованных на достижение общественно значимого результата [4], повышение научной базы и качества образования.

Данный процесс затронул и два крупных старейших вуза Пензенской области: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (ПГУ) и ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского» (ПГПУ), слияние которых происходило в 2012 и 2013 гг. (рис. 1).

Рис. 1. Центральные корпуса вузов до присоединения: а — корпус № 1 ПГУ; б — корпус № 1 ПГПУ (после присоединения — корпус № 11 ПГУ)

© Бадеева Е. А., 2013

Попытки объединить два вуза были еще в 2005-2006 гг., но каждый вуз дорожил своим историческим положением. Наиболее уязвленными себя считали студенты и преподаватели ПГПУ, которые заявили об этом на митингах протеста. К мнению общественности прислушались — слияние не состоялось.

ПГУ гордится своей историей. Он мог бы быть открыт еще в XVIII в. на основании указа императрицы Екатерины II «О составлении плана для заведения Университетов в Пскове, Чернигове и Пензе» и стал бы третьим в России университетом. Однако тогда вузы не были открыты. Классический университет в Пензе появился в январе 1998 г., в Пскове — в 2011 г., а в Чернигове не открыт до сих пор [1, 11].

ПГУ был организован как Пензенский индустриальный институт на базе эвакуированной в Пензу части Одесского индустриального института в 1943 г. Первая лекция в стенах нового вуза была прочитана 1 ноября того же года [15]. В 1958 г. индустриальный институт был преобразован в Пензенский политехнический институт, имевший в своем составе 5 дневных, вечерний и заочный факультеты. В ранг технического университета вуз перешел в 1993 г. с принятием нового законодательства о высшем образовании, позволившим расширить перечень специальностей. ПГУ 15 лет назад (22 января 1998 г.) стал первым в истории региона классическим университетом.

ПГПУ являлся высшим учебным заведением, готовящим специалистов для школы, а также научно-педагогические кадры, и вел свою историю с 1939 г., когда в г. Пенза был открыт учительский институт, который в дальнейшем, в 1941 г., был преобразован в педагогический. Специалистов в институте готовили на двух факультетах — русского языка и литературы и физико-математическом. В 1943 г. открылся исторический факультет, в 1946 г. начался набор студентов на естественно-географический факультет. В 1948 г. институту было присвоено имя нашего земляка В. Г. Белинского [3, 8].

В 1994 г. институт был преобразован в государственный педагогический университет. До октября 2012 г. в структуру ПГПУ входили 11 факультетов: физико-математический, русского языка и литературы, исторический, естественно-географический, иностранных языков, начального и специального образования, физической культуры, экономики, менеджмента и информатики, юридический, психологии, социологии и социальной работы [8].

С октября 2012 г. ПГПУ им. В. Г. Белинского вошел в состав ПГУ в качестве института. Инициирующим событием реорганизации послужил приказ Минобрнауки России от 23.04.2012 г. № 320 [10]. В результате реорганизации ПГПУ перестал существовать как юридическое лицо. Объединение происходило постепенно и заняло полгода. Мероприятия по осуществлению реорганизации и слиянию ПГУ и ПГПУ регулярно освещались в средствах массовой информации [2, 5, 7, 14].

На момент подписания приказа об объединении ректором ПГУ являлся доктор технических наук, профессор В. И. Волчихин (с 23.02.1999 г.) [15], ректором ПГПУ — кандидат технических наук, профессор В. И. Коротов (с 22.12.2009 г.) [6]. 29 октября 2012 г. после объединения двух вузов В. И. Коротов сдал свои полномочия и директором Педагогического института им. В. Г. Белинского был назначен кандидат юридических наук А. Д.Гуляков.

Слияние происходило на основе объединения схожих кафедр и факультетов двух вузов. В настоящее время в структуру ППИ им. В. Г. Белинского входят 4 факультета: 1) историко-филологический; 2) педагогики, психологии и социальных наук; 3) естественно-научный и 4) заочный факультет педагогического образования.

Историко-филологический факультет был создан на базе объединения исторического факультета, факультета русского языка и литературы и факультета иностранных языков ПГПУ. Факультет педагогики, психологии и социальных наук создан на основании приказа ректора ПГУ от 07.12.2012 г. №№ 681/0 путем объединения факультета начального и специального образования, факультета психологии, факультета социологии и социальной работы ПГПУ и кафедры профессиональной педагогики и психологии ПГУ [15].

Естественно-научный факультет был создан на основе объединения естественно-географического факультета ПГПУ с профильной кафедрой химии ПГУ. Был создан общеуниверситетский физико-математический факультет, который объединил физико-математический факультет ПГПУ и математические кафедры ПГУ (высшей и прикладной математики, дискретной математики, математики и суперкомпьютерного моделирования, физики).

Экономический факультет ПГПУ стал факультетом бизнеса, а юридический вошел в состав юридического факультета ПГУ.

Факультет физической культуры ПГПУ вошел в структуру ПГУ и в декабре 2012 г. был

переименован в факультет физической культуры и спорта (ФФКиС).

Еще до слияния в ПГУ в течение нескольких лет проводилась масштабная работа по объединению кафедр, факультетов, и поэтому список факультетов ПГУ после реорганизации остался преимущественно прежним, за исключением вышеперечисленных изменений.

Объединение кафедр и создание новых факультетов в ППИ им. В. Г. Белинского и ПГУ сопровождалось постепенным взаимным переездом сотрудников реорганизованного вуза в новые корпуса и аудитории. Особых затруднений переезд не вызвал, так как объединенные вузы территориально расположены рядом. Адаптация сотрудников вуза к новым условиям происходит до сих пор.

На данный момент в измененную структуру реорганизованного ПГУ вошли 5 институтов, 16 факультетов, различные учебно-научные центры, реализующие программы дополнительного об-

разования, инновационно-исследовательские проекты (табл. 1).

В рамках ребрендинга [5] был изменен логотип реорганизованного вуза. Выбору нового логотипа ПГУ предшествовал проводимый на сайте вуза онлайн-опрос «Каким должен быть новый логотип ПГУ?». В результате 28 марта 2013 г. на заседании ученого совета прошло голосование за новый логотип университета, было представлено 10 вариантов из первоначальных 17. Выбранный вариант нового логотипа вуза сочетает в себе символику двух вузов: ромб ПГУ и раскрытую книгу ПГПУ; на логотипе указаны год основания вуза и полное его название на двух языках (рис. 2).

На внеочередном заседании ученого совета ПГУ 7 мая 2013 г. и. о. ректора был назначен опытный руководитель А. Д. Гуляков. Помимо этого в ПГУ была введена должность президента университета, на которую был избран В. И. Волчихин. Опыт В. И. Волчихина важен

Таблица 1

Структура Пензенского государственного университета после реорганизации

Институты

1. Военного обучения (ИВО)

2. Инновационных технологий обучения (ИИТО)

3. Медицинский (МИ)

4. Международного сотрудничества (ФМС)

5. Пензенский педагогический институт им. В. Г. Белинского (ППИ им. В. Г. Белинского)

Факультеты

1. Бизнеса (ФБ)

2. Вычислительной техники (ФВТ)

3. Естественно-научный (ЕНФ)

4. Заочного обучения (ФЗО)

5. Заочный факультет педагогического образования (ЗФПО)

6. Историко-филологический (ИФФ)

7. Машиностроения и транспорта (ФМТ)

8. Очно-заочного и дистанционного обучения (ФОЗиДО)

9. Педагогики, психологии и социальных наук (ФППиСН)

10. Повышения квалификации и дополнительного образования (ФПКи-ДО)

11. Приборостроения, информационных технологий и систем (ФПИТС)

12. Физико-математический (ФМФ)

13. Физической культуры и спорта (ФКиС)

14. Экономики и управления (ФЭиУ)

15. Электроэнергетики, нанотехноло-гий и радиоэлектроники (ФЭНР)

16. Юридический (ЮФ)

Центры

1. Информационно-выставочный центр

2. Информационно-ресурсный центр (ИРЦ)

3. Кадровый центр «ЛИДЕР»

4. Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК)

5. Межрегиональный центр охраны труда

6. Научно-образовательные центры

7. Областной центр новых информационных технологий

8. Пензенский региональный центр дистанционного образования

9. Пресс-центр

10. Региональный центр содействия трудоустройству

11. Центр оценки имущества, интеллектуальной собственности и бизнеса ПГУ

12. Центр подготовки специалистов в ОТ и БДД «Политехник плюс» — автошкола

13. Центр по международному обмену студентов

14. Центр трансфера технологий

15. Центр языка и культуры «ЛОГОС»

Рис. 2. Логотипы вузов: а — ФГБОУ ВПО ПГУ, до присоединения; б — ФГБОУ ВПО ПГПУ, до присоединения; в — ФГБОУ ВПО ПГУ, после слияния вузов

для обновленного вуза, за время его работы в должности проректора, а затем ректора университета было проведено существенное обновление образовательного процесса.

А. Д. Гуляков имеет большой опыт работы на руководящих должностях, он признанный лидер, до назначения и. о. ректора в 2012 г. 20 лет работал начальником ОВД Беднодемьяновского района Пензенской области. С 1995 по 2007 г. занимал должности заместителя начальника, а затем и начальника Управления внутренних дел по Пензенской области. А. Д. Гуляков — депутат Законодательного собрания четвертого и пятого созывов, председатель Законодательного собрания Пензенской области четвертого созыва. С 1996 г. он преподавал в ПГУ. С мая 2013 г. А. Д. Гуляков занимает должность и. о. ректора ПГУ. А. Д. Гуляков избран председателем Совета ректоров вузов Пензенской области. Заступив на свою должность в ПГУ, Гуляков сохранил весь административно-управленческий персонал. С мая 2013 г. обязанности директора Педагогического института им. В. Г. Белинского временно исполняет кандидат физико-математических наук, доцент О. П. Сурина.

Слияние двух вузов на образовательном процессе серьезно не сказалось: абитуриенты, поступившие в оба вуза до начала реорганизации, продолжают свое обучение в соответствии с ранее утвержденными учебными программами, сохранены направления подготовки, студенческие гарантии. Студенты продолжают обучение в аудиториях прежних корпусов, переезд кафедр на расписание занятий на 2012/13 уч. г. не повлиял.

Для абитуриентов и общественности слияние двух вузов стало заметным лишь в 2013 г., когда началась приемная кампания. Если в 2012 г. абитуриенты могли поступать и в ПГУ, и в ПГПУ,

подавая заявления и документы на три направления в каждый из вузов, то в 2013 г. приемная комиссия принимала документы уже в единый реорганизованный вуз, т. е. для абитуриентов выбор направлений обучения уменьшился.

Успех слияния зависит от лояльности сотрудников образовательной организации. Каким же образом процесс слияния кафедр, факультетов затронул преподавателей и сотрудников вузов? Изменение статуса старейшего вуза не привело к существенным изменениям в составе ППС, не повлекло за собой сокращений и увольнений преподавателей, все гарантии сотрудников в соответствии с трудовым законодательством были соблюдены. Сотрудники ПГПУ стали сотрудниками ПГУ. При слиянии кафедр, реализующих образовательные программы схожих направлений подготовки, и подразделений одинакового функционального назначения учитывались мнения работников.

Согласно сведениям о вузах по форме ВПО-1, на 01.10.2012 г., до слияния [12, 13], в ПГПУ количество ППС по отношению к общему количеству сотрудников (без учета численности внешних совместителей) было больше, чем в ПГУ, на 0,11 %, притом, что численность студентов в ПГУ значительно превышала численность студентов в ПГПУ (табл. 2).

В процессе реорганизации ряд работников, имеющих дополнительные заработки и работавших не на полную ставку (на 0,25, 0,5 или 0,75 ставки), по собственному желанию расторгли трудовые договоры и покинули вуз. Но руководство вуза и структурных подразделений делало все, чтобы сохранить достойные кадры.

На данный момент общее количество работников реорганизованного вуза (с учетом совместителей, без филиалов) незначительно снизилось (в основном по причине увольнения

Сравнительная характеристика вузов до реорганизации

Таблица 2

Показатель ПГУ (без филиалов) ПГПУ

Численность работников, чел. 2262 1094

в том числе ППС 824 519

Численность внешних совместителей, чел. (О со 34

в том числе ППС 75 34

Принято студентов в 2012 г. на обучение по программам ВПО, чел. 1886 729

Численность студентов на 1-2-м курсах, чел. 3566 1365

по собственному желанию ряда работников) и составляет около 3493 человек, из них ППС — 1341 человек. Изменения в основном коснулись высшего управленческого персонала двух вузов: некоторые сотрудники лишились своих должностей. Как пояснил в интервью СМИ первый проректор В. А. Мещеряков, хорошие руководители нашли свое место в новой структуре [7].

В результате реорганизации ПГУ стал многопрофильным высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку абитуриентов по широкому кругу образовательных направлений и уровней квалификации: очная (табл. 3) [9], очно-заочная, заочная формы обучения, экстернат (с применением дистанционных технологий обучения).

Образовательный процесс в вузе организован по программам довузовской подготовки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования (данные образовательные услуги до реорганизации были развиты преимущественно в ПГУ).

Сейчас в 5 институтах реорганизованного вуза получают образование более 25 тыс. человек: будущие инженеры, экономисты, медицинские работники, юристы, педагоги и специалисты естественно-научного профиля. Учебный военный центр ПГУ готовит будущих офицеров (табл. 4) [9].

ПГУ осуществляет прием иностранных граждан (из Китая, Туркмении, Пакистана, Индии, из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии и других стран) для обучения по основным образовательным программам ВПО в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по договорам с оплатой стоимости обучения.

2013 г. для ПГУ юбилейный: вуз отмечает свое 70-летие. Юбилейную дату — 350-й день

рождения — празднует и город Пенза. В июне исполнилось бы 80 лет одному из самых знаменитых выпускников ПГУ космонавту Виктору Пацаеву. Университет неоднократно награждался золотыми медалями «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», становился лауреатом Первого Всероссийского конкурса в области менеджмента качества, конкурсов «Лучшие вузы Приволжского федерального округа» и «Национальный знак качества» [15].

«Обстановка в вузе стабильная, — утверждает и. о. ректора ПГУ А. Д. Гуляков, — важно, что не потерян авторитет в глазах жителей Пензенской области: люди верят в ПГУ, считают университет престижным, посылают сюда учиться детей, сами идут повышать квалификацию, получать вторую профессию. Будем говорить прямо: потенциал нашего вуза выше других. Исторически сложилось так, что именно в нашем университете всегда была сосредоточена серьезная наука и лучшие, высококвалифицированные кадры. Обращает на себя внимание масштаб вуза, в первую очередь, по числу студентов и качеству ППС» [2].

Университетский кампус Пензенской области меняется, окончательно оценить результаты слияния будет возможно через определенный промежуток времени, но на достигнутом не следует останавливаться, необходимо развитие. А. Д. Гу-ляков в интервью «Университетской газете» отметил приоритетные направления дальнейшего повышения качества образования в ПГУ [Там же]. По его мнению, это совершенствование материально-технической базы, прежде всего, научно-лабораторной, научно-методической, развитие прямых связей с реальным сектором экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Направления и специальности подготовки ФГБОУ ВПО «ПГУ» (очная форма обучения)

Код Наименование Квалификация

(звание)

010000 — Физико-математические науки

010400.62 Прикладная математика и информатика Бакалавр

010400.68 Прикладная математика и информатика Магистр

010500.62 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Бакалавр

010701.65 Фундаментальная математика и механика Специалист

011200.62 Физика Бакалавр

011200.68 Физика Магистр

020000 — Естественные науки

020100.62 Химия Бакалавр

020400.62 Биология Бакалавр

020400.68 Биология Магистр

030000 — Гуманитарные науки

030300.62 Психология Бакалавр

030300.68 Психология Магистр

030600.62 История Бакалавр

030900.62 Юриспруденция Бакалавр

030900.68 Юриспруденция Магистр

031001.65 Правоохранительная деятельность Специалист

031300.62 Журналистика Бакалавр

031600.62 Реклама и связи с общественностью Бакалавр

031900.62 Международные отношения Бакалавр

034300.62 Физическая культура Бакалавр

034700.62 Документоведение и архивоведение Бакалавр

035700.62 Лингвистика Бакалавр

036401.65 Таможенное дело Специалист

040000 — Социальные науки

040100.62 Социология Бакалавр

040400.62 Социальная работа Бакалавр

040400.68 Социальная работа Магистр

050000 — Образование и педагогика

Педагогическое образование (профили)

050100.62 Математика Бакалавр

Информатика Бакалавр

Физика Бакалавр

Биология Бакалавр

Безопасность жизнедеятельности Бакалавр

География Бакалавр

История Бакалавр

Правовое образование Бакалавр

Экономическое образование Бакалавр

Физическая культура Бакалавр

Начальное образование Бакалавр

Дошкольное образование Бакалавр

Музыка Бакалавр

Изобразительное искусство Бакалавр

Русский язык Бакалавр

Литература Бакалавр

Иностранный язык Бакалавр

Технология Бакалавр

Продолжение табл. 3

Код Наименование Квалификация

(звание)

Педагогическое образование (магистерские программы)

050100.68 Лингвокультурологическое образование Магистр

Математическое образование Магистр

Педагогика и психология воспитания Магистр

Правовое образование Магистр

Социальная педагогика Магистр

050400.62 Психолого-педагогическое образование Бакалавр

050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистр

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Бакалавр

060000 — Здравоохранение

060101.65 Лечебное дело Специалист

060201.65 Стоматология Специалист

060301.65* Фармация Специалист

060609.65* Медицинская кибернетика Специалист

Выпускники специальностей «Лечебное дело», «Стоматология» и «Фармация»

имеют возможность пройти послевузовскую подготовку в интернатуре и ординатуре

080000 — Экономика и управление

080100.62 Экономика Бакалавр

080100.68 Экономика Магистр

080101.65 Экономическая безопасность Специалист

080200.62 Менеджмент Бакалавр

080200.68 Менеджмент Магистр

080400.62 Управление персоналом Бакалавр

080500.62 Бизнес-информатика Бакалавр

081100.62 Государственное и муниципальное управление Бакалавр

081100.68 Государственное и муниципальное управление Магистр

090000 — Информационная безопасность

090302.65* Информационная безопасность телекоммуникационных систем Специалист

090303.65* Информационная безопасность автоматизированных систем Специалист

100000 — Сфера обслуживания

100100.62 Сервис Бакалавр

100400.62 Туризм Бакалавр

100700.62 Торговое дело Бакалавр

140000 — Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

140400.62* Электроэнергетика и электротехника Бакалавр-инженер

140400.68* Электроэнергетика и электротехника Магистр-инженер

141100.62* Энергетическое машиностроение Бакалавр-инженер

150000 — Металлургия, машиностроение и металлообработка

150100.62* Материаловедение и технологии материалов Бакалавр-инженер

150700.62 Машиностроение Бакалавр-инженер

151000.62 Технологические машины и оборудование Бакалавр-инженер

151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных

производств Бакалавр-инженер

151900.68 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производств Магистр-инженер

170000 — Оружие и системы вооружения

170100.65 Боеприпасы и взрыватели Специалист

Окончание табл. 3

Код Наименование Квалификация

(звание)

190000 — Транспортные средства

190100.68* Наземные транспортно-технологические комплексы Магистр-инженер

190100.62 Наземные транспортно-технологические комплексы Бакалавр-инженер

190109.65* Наземные транспортно-технологические средства Специалист-инженер

190700.62 Технология транспортных процессов Бакалавр-инженер

200000 — Приборостроение и оптотехника

200100.62* Приборостроение Бакалавр-инженер

210000 — Электронная техника, радиотехника и связь

210100.62* Электроника и наноэлектроника Бакалавр-инженер

210100.68* Электроника и наноэлектроника Магистр-инженер

210601.65* Радиоэлектронные системы и комплексы Специалист-инженер

211000.62* Конструирование и технология электронных средств Бакалавр-инженер

211000.68* Конструирование и технология электронных средств Магистр-инженер

220000 — Автоматика и управление

220400.62 Управление в технических системах Бакалавр-инженер

220400.68 Управление в технических системах Магистр-инженер

220402.65 Специальные организационно-технические системы Специалист

221000.62* Мехатроника и робототехника Бакалавр-инженер

221700.62 Стандартизация и метрология Бакалавр-инженер

221700.68 Стандартизация и метрология Магистр-инженер

230000 — Информатика и вычислительная техника

230100.62* Информатика и вычислительная техника Бакалавр-инженер

230100.68* Информатика и вычислительная техника Магистр-инженер

230106.65 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального

назначения Специалист

230400.62* Информационные системы и технологии Бакалавр-инженер

230700.62 Прикладная информатика (в экономике) Бакалавр

230700.68 Прикладная информатика Магистр

231000.62* Программная инженерия Бакалавр-инженер

231000.68* Программная инженерия Магистр-инженер

231300.62* Прикладная математика Бакалавр-инженер

280000 — Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

280700.62 Техносферная безопасность Бакалавр-инженер

Примечание. Символом «*» в таблице помечены образовательные программы, которые согласно распоряжению Правительства РФ от 3.11.2011 г. № 194 4-р вошли в перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

Таблица 4

Направления и специальности подготовки офицеров в ФГБОУ ВПО «ПГУ»

Код и наименование специальности ВПО

210601.65 — Радиоэлектронные системы и комплексы

090302.65 — Информационная безопасность телекоммуникационных систем

Наименование специальностей подготовки офицеров

Эксплуатация и ремонт наземной аппаратуры радиосвязи Эксплуатация и ремонт наземной аппаратуры спутниковой связи

Эксплуатация и ремонт аппаратуры проводной электросвязи

1. Государственный архив Пензенской области. Справочная библиотека. Инв. № 4758. Полное собрание законов Российской Империи. Т. 22 : 1784-1788. Тип. II Отделения соб. Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Л. 526-527.

2. Гуляков А. Д. Я сторонник эволюционных изменений // Университет. газ. 2013. № 5. С. 2-4.

3. История [Электронный ресурс] / Пед. ин-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2013. URL: http:// ppi.pnzgu.ru/svedeniya/svedeniya/history

4. Клюев А. К., Клюева П. А. Слияния в высшей школе: устойчивые практики и решения // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 6. С. 6-16.

5. Логотип Пензенского госуниверситета будет изменен в рамках ребрендинга вуза [Электронный ресурс] // Информ. агентство «PenzaNews». Пенза, 2013. URL: http://penzanews.ru/society/67418-2013

6. Назначен исполняющий обязанности ректора Пензенского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] // Russia Region Press. Пенза, 2013. URL: http://penza.russiaregionpress.ru/archives/4235

7. Объединение педагогического университета и ПГУ состоялось [Электронный ресурс] http:// www.penzainform.ru/news/social/2012/10/19/obedinenie_ pedagogicheskogo_universiteta_i_pgu_sostoyalos.html

8. Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского [Электронный ресурс] // Информ. агентство «PenzaNews». Пенза, 2013. URL: http://penzanews.ru/region/encyclopedia/9772-2009

9. Правила приема для поступающих в 2013 году: рассмотрены и одобрены на заседании учен. совета, протокол № 6 от 31.01.2013 г. [Электронный ресурс] : сайт ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет». Пенза, 2013. URL: http://abiturient.pnzgu.ru/page/903

10. Приказ Минобрнауки России от 23.04.2012 г. № 320 «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского"» [Электронный ресурс] / Мин-во образования и науки РФ. М., 2013. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m320.html

11. Рябенко Е. В. Корпуса над городом // Университетское образование (МКУ0-2013) : сб. ст. XVII Меж-дунар. науч.-метод. конф., посвящ. 70-летию образования университета (г. Пенза, 11-12 апр. 2013 г.) / под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. Вып. 17. С. 37-40.

12. Сведения о вузе по форме ВПО-1 на 01.10.2012 до реорганизации ПГПУ [Электронный ресурс] : сайт ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет». Пенза, 2013. URL: http://www.pnzgu.ru/doc/ info_o_PGU

13. Сведения о вузе по форме ВПО-1 на 01.10.2012 до реорганизации ПГУ (без филиалов) [Электронный ресурс] : сайт ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет». Пенза, 2013. URL: http:// www.pnzgu.ru/doc/info_o_PGU

14. Утверждена новая структура Пензенского государственного университета [Электронный ресурс] // Ин-форм. агентство «PenzaNews». Пенза, 2013. URL: http:// penza.bezformata.ru / listnews / penzenskogo-gosudarstvennogo/8147257/

15. ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» [Электронный ресурс] : сайт ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет». Пенза, 2013. URL: http://www.pnzgu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.