Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ЙОГИ ПРАКТИКУЮЩИМИ И НЕ ПРАКТИКУЮЩИМИ ЖЕНЩИНАМИ'

СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ЙОГИ ПРАКТИКУЮЩИМИ И НЕ ПРАКТИКУЮЩИМИ ЖЕНЩИНАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОСЕМАНТИКА / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / МЕТОД ТРИАД / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЙОГА / EXPERIMENTAL PSYCHOSEMANTICS / SEMANTIC DIFFERENTIAL / REPERTORY GRID TECHNIQUE / SEMANTIC SPACE / YOGA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Л.И., Кожевникова О.В.

Обсуждается вопрос о специфике восприятия йоги как комплексной системы физического и духовного самосовершенствования. Исследовательский инструментарий, разработанный с помощью процедур экспериментальной психосемантики, позволяет проанализировать факторную структуру образа йоги практикующих и не практикующих ее женщин и построить многомерные семантические пространства, выступающие операциональной моделью категориальных структур восприятия заданных объектов («гармония», «познание», «активность», «напряжение» и др.). Выделено три сходных для рассматриваемых подгрупп фактора («Духовное развитие», «Физическое развитие», «Деструктивность») и свойственный только для занимающихся фактор «Исключительность». Обсуждается вопрос о специфике восприятия йоги как комплексной системы физического и духовного самосовершенствования. Исследовательский инструментарий, разработанный с помощью процедур экспериментальной психосемантики, позволяет проанализировать факторную структуру образа йоги практикующих и не практикующих ее женщин и построить многомерные семантические пространства, выступающие операциональной моделью категориальных структур восприятия заданных объектов («гармония», «познание», «активность», «напряжение» и др.). Выделено три сходных для рассматриваемых подгрупп фактора («Духовное развитие», «Физическое развитие», «Деструктивность») и свойственный только для занимающихся фактор «Исключительность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF YOGA PERCEPTION AMONG PRACTICING AND NON-PRACTICING FEMALES

The issues of the specifics of perception of yoga as an integrated system of physical and spiritual health improvement is discussed. The research instrument developed using experimental psychosemantics procedures allowed us to analyze the factor structure of yoga image of practicing and non-practicing females and to build multi-dimensional semantic spaces which are an operational model of categorical structures of perception of several objects (activity, knowledge, harmony, tension, etc.). We have identified three factors similar for the two analyzed groups («Mental development», «Physical development», «Destructiveness») and a factor «Exclusiveness» that is specific for practicing research subjects.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ЙОГИ ПРАКТИКУЮЩИМИ И НЕ ПРАКТИКУЮЩИМИ ЖЕНЩИНАМИ»

УДК 159.923+615.851.86

СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ЙОГИ ПРАКТИКУЮЩИМИ И НЕ ПРАКТИКУЮЩИМИ ЖЕНЩИНАМИ

Л.И. Карпова, О.В. Кожевникова

Удмуртский государственный университет

Обсуждается вопрос о специфике восприятия йоги как комплексной системы физического и духовного самосовершенствования. Исследовательский инструментарий, разработанный с помощью процедур экспериментальной психосемантики, позволяет проанализировать факторную структуру образа йоги практикующих и не практикующих ее женщин и построить многомерные семантические пространства, выступающие операциональной моделью категориальных структур восприятия заданных объектов («гармония», «познание», «активность», «напряжение» и др.). Выделено три сходных для рассматриваемых подгрупп фактора («Духовное развитие», «Физическое развитие», «Деструктивность») и свойственный только для занимающихся фактор «Исключительность».

Ключевые слова: экспериментальная психосемантика, семантический дифференциал, метод триад, семантическое пространство, йога.

Одной из отличительных особенностей нашего времени можно считать увлеченность населения различными оздоровительными практиками, не последнее место среди которых занимает йога, представляющая собой совокупность различных духовных и физических техник, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма. Популярность данного направления неуклонно возрастает: в 2014 г. Генеральная Ассамблея ОНН официально установила Международный день йоги, который с 2015 г. отмечается 21 июня, а в 2016 г. ЮНЕСКО включила йогу в список нематериального культурного наследия человечества. Более того, самая большая современная скульптура из золота (работы Марка Ку-инна, весящая 50 кг и оцениваемая в 1,5 млн фунтов стерлингов)

© Карпова Л.И., Кожевникова О.В., 2019

изображает известную супер-модель Кейт Мосс в йоговской асане [1]. Обозначенная тенденция закономерно способствует росту числа психологических и социологических исследований феномена вовлеченности населения как в фитнес-индустрию в целом, так и йога-практику в частности: при этом особое внимание уделяется вопросам мотивации занимающихся [2-4 и др.]. Так, группа ученых из Университета Коннектикута, США на основании анализа данных различных опросов и интервью с практикующими йогу лицами в США и Европе выявила, что к числу основных мотивов начала и продолжения ими занятий относятся общее оздоровление, управление стрессом и духовные поиски [5].

Наше исследование осуществлялось в рамках психосемантической парадигмы. Психосемантика - это междисциплинарный, относительно новый, но довольно популярный в нашей стране подход к экспериментальному изучению ментальных репрезентаций, так называемых конструктов индивидуального и группового сознания (эксплицитных и имплицитных ценностей, установок, представлений и т.д.), основывающийся на реконструировании системы категорий («супер-ординатных личностных конструктов» в терминологии Дж. Келли), посредством которых субъект воспринимает окружающий мир и происходящие события. Данный метод, несмотря на его сложность, широко используется как при проведении исследований в области психологии, социологии, теории коммуникации, психолингвистики, так и в таких прикладных отраслях как реклама, маркетинг, брендинг и др. Он отличается гибкостью, что позволяет адаптировать его для решения практически любых исследовательских задач, а также надежностью в силу того, что он практически не подвержен эффектам социальной желательности. В отличие от опросных методов, психосемантический инструментарий эффективен при изучении содержания мало осознаваемых феноменов, описании аффективного уровня индивидуального сознания, а также различных смысловых образований массового сознания, разнообразных предпочтений, идеологических ориен-таций, потребительских пристрастий и т.п.; он позволяет получить эксклюзивную информацию об истоках симпатий и анти-

патий, негативных и позитивных установок, предрасположенности к определенным моделям поведения [6, 7].

Целью нашего исследования стало изучение специфики восприятия йоги как религиозно-философской и оздоровительной системы практикующими и не практикующими ее женщинами. Базовая гипотеза основана на предположении о том, что занимающиеся йогой женщины воспринимают ее не просто как набор оздоровительных фитнес-техник, делая акцент на духовной и философской составляющих йоговского учения. Использование методологии психосемантического подхода предполагает поэтапный процесс разработки исследовательского инструментария [8].

1. Составление списка объектов оценивания - один из важнейших этапов разработки специализированного семантического дифференциала, определяющийся целями и задачами исследования. Для определения исходного круга рассматриваемых понятий чаще всего прибегают к процедурам экспертной оценки либо опросу на основе метода свободных ассоциаций. Сформированный нами список содержит 15 объектов: гармония, здоровье, познание, красота, активность, гибкость, сила, принуждение, контроль, опасность, отрешенность, напряжение, духовность, принятие, йога.

2. Выявление шкал оценивания осуществлялось нами на основе использования метода триад [9, 10]: респондентам предлагался бланк, содержащий подробную инструкцию и 40 комбинаций выделенных нами объектов оценивания, объединенных в неповторяющиеся тройки, представленные в случайном порядке. В соответствии с инструкцией нужно было сопоставить между собой представленные в каждой тройке понятия и описать то существенное, что объединяет два понятия и отличает от них третье. В итоге был составлен список из 50 однополюсных шкал-дескрипторов.

3. Разработка бланка специализированного семантического дифференциала. Семантический дифференциал представляет собой пример градуированной шкалы, качестве способа шкалирования мы выбрали монополярную шкалу Лайкерта от 1 до 5. Использовались два вида бланков - в бумажном и в электронном (MS Excel) форматах - идентичные по содержанию [11].

В осуществленном нами исследовании приняли участие 60 чел.: по 30 женщин, практикующих и не практикующих йогу, в возрасте от 18 лет (в группу практикующих йогу вошли 6 человек в возрасте 27-30 лет, 14 чел. - 31-40 лет, 6 человек - 4150 лет и 4 чел. в возрасте 51-56 лет; в группе не практикующих йогу было 13 чел. в возрасте 21-30 лет, 12 чел. - 31-40 лет и 5 чел. от 41 до 47 лет). На первом этапе анализа данных усредненные матрицы оценок, полученные в ходе осуществления процедур семантического дифференциала, были обработаны методом факторного анализа. В результате факторно-аналитической обработки данных, полученных на выборке женщин, практикующих йогу, были выделены четыре значимых фактора (37,83 % объясненной дисперсии); не практикующих йогу - три значимых фактора (34,54 % объясненной дисперсии). Рассмотрим сходные по двум подгруппам факторы.

Первый фактор в выборке женщин, практикующих йогу (23,79 % общей дисперсии), включает такие признаки, как: дает ощущение внутренней свободы (0,855); ресурс для духовного роста (0,829); укрепляет дух и веру в себя (0,802); несет ощутимую пользу (0,788); следствие работы над собой (0,784); появляется как результат внутреннего самоконтроля (0,743); выступает индикатором духовного развития личности (0,736); ассоциируется с самопознанием (0,725); повышает устойчивость человека к внешним воздействиям (0,721); ресурс для личностного роста (0,711); важно для формирования самооценки (0,700); обеспечивает связь с реальность, помогать быть «здесь» и «сейчас» (0,692); развивает смирение и принятие жизни (0,632); может быть реализовано только по собственному желанию (0,617); безгранично (0,557); связано с внутренним состоянием, мыслями и чувствами человека (0,436). Содержание признаков, входящих в фактор, позволяют интерпретировать его как «Духовное развитие».

Данный фактор в выборке женщин, не практикующих йогу (22,88 % общей дисперсии), включает такие признаки, как: выступает индикатором духовного развития личности (0,809); дает ощущение внутренней свободы (0,759); ресурс для духовного роста (0,750); укрепляет дух и веру в себя (0,744); ассоциируется с самопознанием (0,717); ресурс для личностного роста (0,709); следствие работы над собой (0,708); повышает устойчивость че-621

ловека к внешним воздействиям (0,687); важно для формирования самооценки (0,677); развивает смирение и принятие жизни (0,677); несет ощутимую пользу (0,668); может быть реализовано только по собственному желанию (0,624); появляется как результат внутреннего самоконтроля (0,619); свойственно только сильным личностям (0,563); связано с сознательной активностью (0,555); обеспечивает связь с реальностью, помогает быть «здесь» и «сейчас» (0,552); связано с внутренним состоянием, мыслями и чувствами человека (0,549); результат субъективного выбора человека (0,532); безгранично (0,501).

Построенные по результатам осуществленной обработки семантические пространства практически идентичны (см. рис. 1). Высокие баллы по данному фактору получили объект «Духовность», «Гармония», «Познание», «Принятие» минимальные -«Опасность», «Напряжение», «Отрешенность». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору.

Второй фактор в выборке женщин, практикующих йогу (4,39 % объяснимой дисперсии), включает в себя такие признаки, как: связано с физическим состоянием человека (-0,625); связано с сознательной активностью (-0,607); поддается измерению (-0,592); может быть усовершенствовано с помощью физических тренировок (-0,519); требует концентрации внимания (-0,471); утрачивается с возрастом (-0,454); требует значительных ресурсов (-0,411). Содержание признаков, входящих в фактор, позволяют интерпретировать его как «Физическое развитие». Данный фактор в выборке женщин, не практикующих йогу (5,38% объяснимой дисперсии), включает в себя такие признаки, как: поддается измерению (-0,607); утрачивается с возрастом (-0,565); связано с физическим состоянием человека (-0,560); поддается наблюдению (-0,540); может быть усовершенствовано с помощью физических тренировок (-0,512).

Максимальные баллы по данному фактору у объектов «Активность» и «Здоровье», а минимальный у объекта «Отрешенность». В пределах высокий значений находятся так же объекты «Сила», «Красота», «Контроль», в пределах низких значений -«Духовность», «Принятие», «Принуждение». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору.

0.92 0.71 0.54

0,33 0,13

-0,12 -0,35

-0,63

Здоровье • Активность •

Сила • Красота

Контроль Гибкость Йога •

Напряжение • Опасность Познание • Гармония

Принуждение Приятие Духовность

Отрешенность •

-1,4 -1,2 -1,0 -0,£

-0,4 -0,2 0,0 0,2 Духовное развитие

Рис. 1. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Духовноеразвитие» - «Физическоеразвитие»

Третий фактор в выборке женщин, практикующих йогу (3,6 % объяснимой дисперсии), включает в себя следующие признаки: отличается непостоянством (0,609); деструктивно действует на человека (0,556); возникает вследствие других явлений (0,513); иллюзорно (0,455). Содержание признаков, входящих в данный фактор, позволяют интерпретировать его как «Деструктивность». Максимальный балл по данному фактору получил объект «Напряжение», минимальный - «Духовность». В пределах высоких значений так же находятся объекты «Опасность» и «Принуждение», в пределах низких значений - «Йога» и «Познание». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору (рис. 3). Данный фактор в выборке женщин, не практикующих йогу (6,28 % объяснимой дисперсии), включает в себя следующие признаки: деструктивно действует на человека (0,716); проявляется в напряженных ситуациях (0,577); проявляется только при определенных условиях

(0,565). Максимальный балл по данному фактору получил объект «Принуждение», минимальный - «Красота». Высокое значение по данному фактору так же у объекта «Отрешенность», в пределах низких значений находятся такие объекты, как «Здоровье», «Йога», «Гармония», «Гибкость». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору (рис. 2).

Рис. 2. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Духовноеразвитие» - «Деструктивность» (женщины, не занимающиеся йогой)

Четвертый фактор, выделенный только в выборке женщин, практикующих йогу (6,05 % объяснимой дисперсии), включает в себя такие признаки, как: связано с религией (0,545); появляется только с возрастом (0,499); свойственно только сильным личностям (0,478); предсказуемо и шаблонно (0,446); проявляется только при определенных условиях (0,428). Содержание признаков, входящих в фактор, позволяет интерпретировать его

как «Исключительность». Максимальный балл по данному фактору получил объект «Принятие», минимальный балл у объекта «Красота». Высокие значения по этому фактору так же имеют такие объекты, как «Познание» и «Духовность», низкие значения у объектов «Гибкость» и «Здоровье». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору (рис. 3).

Рис. 3. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Исключительность» - «Деструктивность» (женщины, занимающиеся йогой)

Йога, таким образом, ассоциируется респондентами обеих рассматриваемых групп, прежде всего, с гибкостью, красотой, активностью, силой и здоровьем и воспринимается как конструктивный феномен. При этом занимающиеся ею женщины не считают йогу чем-то исключительным и не доступным. Можно констатировать, что выдвинутая нами гипотеза не нашла своего эмпирического подтверждения: независимо от факта вовлечен-

ности в практику, привлекательность йоги определяется, в большей степени, ее оздоровительным, а не духовным потенциалом. Расхождение наших результатов с данными, полученными в ходе применения опросных техник в ранее упоминавшихся работах, может объясняться специфичностью используемых нами процедур, нивелирующих эффект социальной желательности ответов респондентов: традиционно декларируемая духовная ценность йоги не проявляется в имеющихся у субъекта ментальных конструктах. Проведенное исследование, тем не менее, не претендует на исчерпывающий характер: дальнейший анализ будет осуществляться в направлении изучения гендерных особенностей восприятия йоги, а также специфики образа йоги в зависимости от длительности практики.

Библиографический список

1. В Британском музее появится гигантская золотая статуя Кейт Мосс / NEWSru.com. 2008. 28 авг. URL:

https://www.newsru.com/cinema/28aug2008/moss.html (дата обращения: 22.09.2019)

2. Трофимова О.С., Тюнин А.А. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 10(64), ч. 1. С. 5154. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.004

3. KilpatrickM., Hebert E., Bartholomew J. College students' motivation for physical activity: differentiating men's and women's motives for sport participation and exercise // Journal of American college health. 2005. № 54(2). P. 87-94.

4. Park C.L., Riley K.E., Bedesin E., Stewart V.M. Why practice yoga? Practitioners' motivations for adopting and maintaining yoga practice // Journal of Health Psychology. 2016. Vol. 21, iss. 6. P. 887-896. DOI: https://doi.org/10.1177/1359105314541314

5. Park C.L., Quinker D., Dobos G., Cramer H. Motivations for adopting and maintaining a yoga practice: a national cross-sectional survey // Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2019.

Vol. 25, iss. 10. P. 1009-1014. DOI: http://doi.org/10.1089/acm.2019.0232

6. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2009. 440 с.

7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Эксмо, 2010. 480 с.

8. Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала. Ижевск: УдГУ, 2016. 120 с.

9. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 232 с.

10. Шкуратова И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений: методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. 40 с.

11. Кожевникова О.В., Карпова Л.И. Психосемантический подход к изучению представлений о йоге // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы V Междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. В.В. Константинов. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 110-112.

THE SPECIFICS OF YOGA PERCEPTION AMONG PRACTICING AND NON-PRACTICING FEMALES

L.I. Karpova, O. V. Kozhevnikova

Udmurt State University

The issues of the specifics of perception of yoga as an integrated system of physical and spiritual health improvement is discussed. The research instrument developed using experimental psychosemantics procedures allowed us to analyze the factor structure of yoga image of practicing and non-practicing females and to build multi-dimensional semantic spaces which are an operational model of categorical structures of perception of several objects (activity, knowledge, harmony, tension, etc.). We have identified three factors similar for the two analyzed groups («Mental development», «Physical development», «Destructiveness») and a factor «Exclu-siveness» that is specific for practicing research subjects.

Keywords: experimental psychosemantics, semantic differential, repertory grid technique, semantic space, yoga.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.