СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕЗЫ ИСТОРИИ
В. Ф. ПЕТРЕНКО, Н. Ю. ГЛАДКИХ, О. В. МИТИНА
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ГРАЖДАНАМИ ЮЖНОЙ КОРЕИ
В статье рассматриваются имиджи ряда современных политических лидеров, а также исторических персонажей, сыгравших в свое время значительную роль в мировой политике. Исследование проводилось методами экспериментальной психосемантики и включало построение многомерных семантических пространств, выступающих операциональной моделью категориальных структур восприятия политических реалий.
Ключевые слова: политическая психология, психосемантика, имидж политического лидера, семантические пространства, методы многомерной статистики.
Наряду с объективными факторами геополитического потенциала важную роль в международных отношениях играют исторический, культурный имидж взаимодействующих стран, обоюдная симпатия или антипатия их граждан, понимание взаимных интересов и умение встать на позиции друг друга, увидеть обсуждаемые проблемы глазами контрагента. Эта диалогичность в общении, связанная с отсутствием «единственно правильной» точки зрения (полифония в диалоге, по Бахтину), требует углубленного понимания картины мира индивидуальных или коллективных субъектов общения и является важной компонентой «мягкой силы» в политике (Назаретян 2015).
Историческая психология и социология истории 2/2016 85-104
Наше исследование восприятия мировых политических лидеров корейскими студентами проводилось весной 2015 года. Его замысел возник достаточно спонтанно и обусловлен рядом причин. Первая, чисто ситуативная, связана с тем, что двое из авторов статьи волею судеб оказались в Республике Корея. Н. Ю. Гладких преподавала там в течение двух лет в университетах Чун-Ан и Ха-лим, а В. Ф. Петренко находился в этих университетах несколько недель как приглашенный профессор. Грех было не воспользоваться любезностью коллег и не провести ряд исследований по политической и этнической психологии. Примеры таких исследований представлены в ряде работ (Gabriel 2012; Rotberg 2012; Jie Lu 2014). Южная Корея имеет дружественные и экономические связи как с Россией, так и с Европейским сообществом и США, и в этой своей ипостаси может выступать как бы нейтральным эталоном отношения к ряду политических лидеров. Поскольку издание статей по результатам исследования планировалось как на русском, так и на корейском языках, мы включили в список (в качестве объектов оценки) политических персонажей, наиболее интересных и для российских, и для корейских читателей. Помимо современных политических лидеров в список вошли исторические персонажи, в том числе и одиозные. Сделано это было для того, чтобы задать с их помощью полюса категорий предполагаемого семантического пространства.
Вначале - краткая историческая справка. Корейская Республика - одно из древнейших государств мира, страна с высокой культурой, с 1910 по 1945 год была оккупирована Японией. Окончание Второй мировой войны и разгром империалистической Японии коалицией союзных стран (СССР, США, Великобритания, Канада и др.) привели к освобождению от оккупации, но в результате противоречий внутри коалиции вызвали трагедию разделения страны на два лагеря - северный и южный. Предполагалось, что раздел будет врёменным, но объединения не произошло ни в результате вооруженного столкновения двух режимов, названного Корейской войной и длившегося три года (1950-1953), при участии сил Китая и СССР на стороне Северной Кореи, а также США, Великобритании и ряда других стран в составе миротворческой миссии ООН -на стороне Южной Кореи. Корейский полуостров остается разделенным на два лагеря и по сей день. Сохраняется политическое, а порой даже военное напряжение между Северной и Южной Кореей. Со времени основания Южная Корея (Республика Корея)
прошла большой путь в развитии экономики, образования и культуры. Из беднейшей страны Юго-Восточной Азии, ориентированной на сельское хозяйство, она превратилась в современную промышленную державу с развитым производством и наукой. Валовой национальный продукт на душу населения составляет ныне более чем 35 000 долларов США, и Южная Корея занимает 15-е место в мире по ВВП. Наиболее распространенные религии Южной Кореи - буддизм и различные формы христианского протестантизма.
Исследования представлений населения о тех или иных политических лидерах методами психосемантики проводились нами ранее (Митина, Петренко 1995; Петренко 2005; Петренко, Митина 1997; 2015). Сопоставление имиджей политических деятелей позволяет построить семантическое пространство политических и нравственных ценностей.
Мы определяем имидж как комплексное представление о политике, включающее наряду с визуальным образом стиль его мышления, специфику действий и характер поступков. В отличие от авторитета или репутации, формирующихся в большей степени на когнитивном уровне, имидж основан скорее на вере (будучи своеобразным «мифом» [Лосев 1991]), чем на анализе, размышлении. Он необязательно подчиняется законам логики и призван влиять не на сознание избирателя, а больше на его эмоциональную сферу и уровень бессознательного (аналог имиджинговой рекламы) и обладает большой регулятивной силой.
Понимание имиджа как социальной репрезентации (М08С0у181 2000) позволяет разработать адекватную методологию исследования формирования и динамики имиджа, который становится результатом длительного воздействия, значительных трансформаций и весьма устойчив, но при этом постоянно подкрепляется и изменяется в ходе социальных взаимодействий, корректируется, адаптируется к требованиям конкретной ситуации (Цуладзе 1999).
Имидж - многомерная характеристика. Политический деятель может, например, восприниматься как харизматический лидер (пламенный оратор, зажигающий массы, и т. п.), но не обладающий необходимыми знаниями в экономике; оцениваться как достаточно компетентный руководитель, но не имеющий необходимой политической воли; как хороший дипломат с высоким международным авторитетом, но излишне склонный к компромиссу или слишком далекий от нужд простых людей и т. д. Сведение социологами в едином показателе этих разнородных аспектов для оценки рей-
тинга не позволяет выделить сильные и слабые стороны имиджа лидера с возможной целью их корректировки в избирательной кампании и политической рекламе. Сюда же добавляются профессиональные и личностные характеристики, которые тот или иной участник общественно-политического театра вольно или невольно с помощью СМИ разыгрывает перед рядовыми гражданами.
Невозможно выделить оптимальный набор имиджевых черт. Популярные черты варьируются в разных странах, на разных этапах истории, в зависимости от конкретной политической ситуации. Требования к лидеру национального масштаба, конечно же, отличаются от того, что люди желают видеть у руководителя местной власти. В исторически трудные периоды вперед выходят лидеры, существенно отличающиеся от тех, кто руководит обществом в более спокойное время. Конкретная обстановка оказывает влияние и на формирование социальных ожиданий, задавая тем самым приоритет имиджевых характеристик. Однако многомерность имиджа не следует переоценивать. Будучи стереотипом, он обладает такой характеристикой, как упрощенность, следовательно, не должен содержать много характеристик или параметров. Имидж должен быть доступным и соответствовать сложившимся у большинства населения позитивным представлениям о лидере. Тогда он будет понятным, что является важным условием его принятия (Грушин 1967; Сегела 1999; Блондель 1992).
Психосемантические методики эффективны в ситуации исследования глубинных, часто слабо отрефлексированных представлений различных людей, в частности при реконструкции системы тех категорий, которыми пользуется общественное сознание при восприятии политических лидеров, а также для определения их места в этой категориальной системе. Разработанные в рамках психосемантики методы многомерной оценки образа политического лидера позволяют устранить ограничения одномерной оценки рейтинга и дать более дифференцированную картину восприятия личности того или иного политического деятеля. Имиджи различных политических лидеров оцениваются респондентами по первичным конструктам. Получаемые индивидуальные матрицы оценок политических лидеров могут быть обработаны различными способами, используемыми в психосемантике для количественного анализа данных. Например, размещение образов политических лидеров в семантическом пространстве, показывая отношение к ним со стороны населения по всем выделенным обобщенным конструктам,
также позволяет оценить сходство (политическое и психологическое) анализируемых персоналий друг с другом (в рамках представлений респондентов).
В список оцениваемых персонажей, даже если это мониторинг для сугубо прагматических целей, рекомендуется включать наряду с действующими лицами наиболее известные фигуры недавнего прошлого. Опросный лист целесообразно расширить наиболее популярными на этот момент среди населения политическими лидерами, а также наиболее значимыми персонажами прошлого.
Нашими респондентами были студенты университетов Южной Кореи в возрасте от 18 до 33 лет, средний возраст - 22 года. Из них 59 мужчин, 46 женщин. 2 респондента не указали своего пола.
Список политических лидеров, которых респонденты оценивали по 62 шкалам:
1. Владимир Путин (Россия) - президент Российской Федерации в 2000-2008 годах и с 2012 года по настоящее время.
2. Барак Обама (США) - президент Соединенных Штатов Америки с 2008 года и по момент исследования.
3. Пак Кын Хе (Южная Корея) - первая женщина - президент Республики Корея (Южная Корея) с 2013 года. Дочь военного диктатора Пак Чон Хи, автора корейского «экономического чуда».
4. Ким Чен Ын - высший руководитель (диктатор) Корейской Народно-Демократической Республики (Северная Корея). Внук основателя КНДР Ким Ир Сена.
5. Си Цзиньпин (Китай) - председатель КНР, возглавил Китай в 2012 году. Его отец Си Чжунсюнь - соратник основателя КНР Мао Цзэдуна, пережил ссылку и реабилитацию, что отразилось и на судьбе сына.
6. Пак Чон Хи - видный военный и государственный деятель Республики Корея, президент страны в 1963-1979 годах. Известен как жесткий авторитарный политик, подавлявший оппозицию. Под его руководством проводились успешные экономические реформы, позволившие существенно повысить уровень жизни населения Южной Кореи.
7. Адольф Гитлер - основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха. Рейхсканцлер Германии (1933-1945). Международный военный трибунал признал его военным преступником и посмертно осудил.
8. Синдзо Абэ - премьер-министр Японии в 2006-2007 годах и с 2012 года по настоящее время. Самый молодой премьер страны, потомственный политик. Пытается проводить экономическую реформу, чтобы вывести страну из рецессии.
9. Иосиф Сталин - советский политический, государственный и военный деятель. С конца 1920-х годов и до своей смерти в 1953 году практически единолично руководил страной. Период его правления ознаменовался превращением СССР в ведущую мировую державу, победой во Второй мировой войне, но также господством авторитарно-бюрократических методов управления, усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан, массовыми репрессиями.
10. Далай-лама XIV - верховный лама тибетского буддизма и духовный лидер множества последователей буддизма во всем мире. Лауреат Нобелевской премии мира, живущий в изгнании в Индии, до 2011 года возглавлявший Тибетское правительство в изгнании.
11. Мао Цзэдун - один из лидеров международного коммунистического движения. После победы над войсками генералиссимуса Чан Кайши и провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики до конца жизни фактически являлся лидером страны. С 1943 года занимал должность председателя китайской коммунистической партии, а затем также должность председателя КНР. Провел несколько громких кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция», унесшие жизни миллионов людей в ходе репрессий.
Методика исследования. Исследование имиджей политических лидеров осуществлялось в рамках психосемантического подхода (Митина, Петренко 1995; Петренко, Митина 1997; 2015) с помощью эксплораторного и дискриминантного факторного анализа.
Процедура опроса. Респондентов просили оценить указанных выше политических лидеров по списку предложенных качеств по семибалльным градуальным шкалам (3, 2, 1, 0, -1, -2, -3).
В табл. 1 приводятся усредненные по всей выборке оценки. Серым цветом отмечены клетки, значения в которых статистически значимо не отличаются от нейтрального.
Таблица 1
Усредненные оценки политических лидеров
Владимир Путин (Россия) Барак Обама (США) Пак Кын Хе (Южная Корея) Ким Чен Ын (Северная Корея) Си Цзиньпин (Китай) Пак Чон Хи Адольф Гитлер Синдзо Абэ (Япония) Иосиф Сталин Далай-лама Мао Цзэдун
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
01. Считает борьбу -0,613 1,224 -1,159 -2,505 -0,075 -0,953 -1,262 -1,132 -0,679 1,132 -0,094
с коррупцией при-
оритетным направ-
лением политики
президента
02. В развитии 1,340 0,804 -1,215 0,196 1,330 0,245 0,383 -0,217 0,736 0,283 0,792
страны ориентиру-
ется на внутренние
ресурсы
03. Полагает, что -0,698 -0,860 0,907 1,028 -0,113 1,523 -0,430 0,179 -0,302 0,160 -0,028
в развитии страны необходимо ориен-
тироваться на
помощь извне
04. В своей полити- -1,292 2,168 -0,626 -2,701 -0,519 -1,692 -2,682 -0,972 -1,255 1,953 -0,472
ческой деятельно-
сти ставит акцент
на права человека
05. В своей полити- 1,802 2,103 0,355 0,243 1,679 1,991 1,792 1,943 1,226 0,783 1,491
ческой деятельно-
сти ставит акцент
на приоритет ин-
тересов государства
06. Властный, 2,123 -1,150 0,813 2,776 1,104 2,632 2,785 1,226 2,066 -1,340 1,179
авторитарный
07. Внешне при- 1,057 1,720 -0,682 -2,159 -0,604 0,374 -0,019 -1,745 -0,170 -0,094 -0,745
влекателен
08. Выражает 1,783 1,477 -0,495 1,738 1,000 1,561 1,981 0,972 1,481 -0,981 0,934
интересы военно-
промышленного
комплекса
09. Выражает 0,255 1,234 0,589 -1,075 0,425 0,953 -0,150 0,613 -0,142 -0,651 -0,009
интересы зарубеж-
ного капитала
10. Выражает 0,877 1,654 0,710 -0,636 1,142 1,505 0,607 1,226 0,528 0,028 0,840
интересы отечественного бизнеса
11. Выражает 0,057 0,841 -0,178 -1,112 0,330 0,346 -0,121 0,198 0,123 0,075 0,349
интересы регио-
нальной элиты
12. Выражает -0,481 1,701 -1,514 -2,477 0,075 -0,822 -1,140 -0,094 -0,151 1,047 0,415
интересы широких
слоев трудящихся
13. Выражает 1,566 0,673 1,822 1,869 1,113 1,710 1,262 1,104 0,981 -0,689 0,840
интересы высшего
аппарата чиновни-
ков
14. Дает обществу 0,538 1,850 -1,252 -1,196 0,802 1,280 0,869 0,094 0,783 1,755 1,217
цели и идеалы
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
15. Достоин избра- 0,821 2,280 -1,056 -2,514 0,953 0,710 -1,056 -1,009 0,057 1,292 1,000
ния на пост прези-
дента
16. Его деятель- -0,858 1,551 -1,430 -2,664 0,132 -0,972 -2,299 -1,736 -0,736 1,755 0,170
ность повышает
нравственность общества
17. Его деятель- -0,330 1,907 -0,897 -2,570 0,123 -0,533 -1,533 -0,170 -0,547 1,292 0,226
ность способствует благосостоянию
граждан
18. Его деятель- 0,802 1,178 -1,318 -0,505 0,660 0,944 1,093 0,019 0,887 1,340 0,991
ность способствует
единению (консолидации) общества
19. Его деятель- 1,991 1,879 -0,533 1,495 1,443 1,935 2,374 1,189 1,500 -0,604 1,349
ность усиливает обороноспособ-
ность страны
20. Его политиче- 2,104 -1,626 0,168 2,888 0,585 2,682 2,785 0,764 2,038 -1,019 1,311
ская деятельность
ведет к диктатуре
21. Его политика и 0,038 1,720 -0,916 -2,140 0,462 0,019 -1,112 -0,330 -0,104 1,519 0,632
программы понят-
ны населению
22. Его политиче- -1,302 0,804 -1,187 -2,757 -0,340 -1,121 -2,636 -1,679 -1,462 1,377 -0,509
ская деятельность
на благо всего
человечества
23. Его политиче- 1,094 -0,850 1,692 2,477 0,840 1,477 1,813 0,858 0,906 -1,438 0,590
ская деятельность
приводит к расслоению общества,
делению на бедных
и богатых
24. Известный 1,434 2,215 -1,140 -1,860 1,113 1,103 -1,421 -0,198 -0,038 1,571 1,295
политическии
деятель
25. Имеет соб- 1,651 2,037 -0,738 0,561 1,170 1,935 1,935 0,821 1,292 1,924 1,423
ственные убежде-
ния, которых всегда
придерживается
26. Имею мало -0,123 -1,449 -1,486 -0,495 0,472 -1,523 -1,271 -0,528 0,425 0,752 0,457
информации о нем
27. Лично у меня -0,208 1,757 -1,486 -2,645 0,132 -0,103 -2,065 -2,085 -0,858 1,162 -0,183
вызывает симпатию
28. Любим в своей 1,038 1,542 -1,589 -0,897 0,981 0,645 -1,701 0,255 0,038 1,619 1,248
стране
29. Националист 1,519 -0,066 -0,189 2,142 0,810 1,160 2,330 1,610 1,248 0,029 1,125
30. Несамостояте- -1,821 -1,056 1,486 -1,383 -0,698 -1,682 -2,140 -0,670 -1,104 -0,619 -0,914
лен в принятии
решений
31. Обаятелен 0,396 1,178 -1,561 -2,336 -0,057 0,159 -0,972 -1,745 -0,321 0,438 -0,229
32. Обладает высо- 0,943 2,019 -0,981 -1,907 0,981 0,766 -0,402 0,104 0,396 0,800 0,981
кой компетентно-
стью, необходимы-
ми знаниями
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
33. Остроумен 0,755 2,336 -1,748 -2,056 0,179 -0,271 -0,701 -0,858 -0,377 0,171 0,105
34. Плохо предска- 0,562 -0,224 0,028 1,533 0,075 -0,140 0,430 0,358 0,226 -0,562 -0,076
зуем
35. Политический -0,632 -0,841 0,944 0,009 -0,170 -0,579 -0,393 0,849 -0,368 -1,076 -0,581
флюгер, конъюнк-
турщик
36. Положительно 0,075 2,075 1,131 -1,832 -0,236 0,178 -1,523 0,104 -0,509 0,343 -0,381
относится к рели-
гии
37. Популист -0,311 -0,121 1,729 -1,439 -0,255 -0,383 0,112 0,906 -0,189 -0,905 -0,295
(много обещает)
38. Прагматик 0,991 1,355 -0,262 -1,150 0,821 1,729 0,234 0,679 0,321 -0,210 0,724
39. Проводит -1,415 0,907 0,215 -2,570 -0,226 -1,159 -2,589 -1,255 -1,283 1,867 -0,390
миролюбивую
политику
40. Религиозен -0,245 0,402 -0,121 -0,972 -0,160 -0,336 -0,364 0,094 -0,104 1,619 -0,219
41. Себе на уме 0,981 0,103 0,336 0,626 0,500 0,794 1,093 1,717 0,274 -0,886 0,067
42. Сильная лич- 1,953 1,664 -0,477 0,196 0,962 2,093 1,907 0,274 1,236 1,467 1,438
ность
43. Склонен 0,623 -0,598 0,243 1,626 0,113 0,654 1,374 0,632 0,566 -0,876 0,390
к непродуманным
решениям,
авантюрам
44. Смел в приня- 1,726 1,336 -0,664 1,346 0,896 2,168 2,290 0,755 1,170 0,105 1,163
тии решений
45. Солдафон, 1,283 -1,065 -0,802 1,907 0,377 2,093 2,505 0,538 1,434 -1,352 0,771
милитарист
46. Способен 1,557 2,327 -1,589 -0,766 1,009 1,710 1,972 -0,047 1,132 1,238 1,286
влиять на массы,
«зажигает» аудиторию (харизматиче-
ский лидер)
47. Способен по- -0,717 0,935 -1,299 -2,598 -0,057 -0,467 -1,607 -1,094 -0,604 1,705 -0,019
жертвовать своими
интересами ради интересов общества
48. Способен эф- 0,019 1,598 -1,467 -2,206 0,566 -0,206 -1,178 -0,792 -0,311 0,942 0,419
фективно решать
национальные
проблемы и конфликты
49. Сторонник -1,321 1,327 -1,037 -2,673 -0,509 -1,327 -2,280 -0,887 -1,406 1,076 -0,629
демократических
преобразований
50. Сторонник ин- -0,670 1,346 0,168 -2,103 -0,038 -0,168 -1,215 -0,038 -0,802 0,019 -0,343
теграции в миро-
вую экономику
51. Сторонник ком- 0,783 -2,505 -2,196 2,542 1,047 -1,486 -0,252 -1,566 1,962 -0,914 1,552
мунистической (социалистической)
идеологии
52. Сторонник 0,755 -0,112 0,047 0,607 0,925 1,206 0,187 -0,075 0,906 -0,210 0,895
плановой эко-
номики
53. Сторонник 1,934 0,009 0,523 2,692 1,151 2,308 2,636 0,943 1,858 -1,000 1,076
политики «жесткой
руки»
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
54. Сторонник 0,934 1,364 1,290 -0,869 0,783 1,383 0,374 0,953 -0,104 0,115 0,400
рыночной эконо-
мики с элементами
госпланирования
55. Сторонник -0,113 2,206 1,234 -2,514 -0,123 0,495 -0,757 1,057 -1,340 0,095 -0,848
свободного рынка
56. Хороший актер 0,915 1,280 -0,028 0,327 0,179 0,514 1,542 0,830 0,302 -0,048 0,362
57. Хороший 0,755 1,897 -0,963 -2,065 0,953 0,692 -0,358 -0,210 -0,094 0,448 0,562
дипломат
58. Для достижения -0,491 1,411 0,140 -2,121 0,321 -0,131 -1,533 -0,321 -0,689 0,933 -0,038
цели готов идти на
компромиссы,
взаимные уступки
59. Хорошо отно- 2,726 -0,729 0,308 1,075 0,755 -0,159 -0,794 -0,358 2,292 -0,152 0,562
сится к России
60. Хорошо отно- 0,226 1,757 2,000 -2,075 0,708 2,383 -0,514 -1,585 -0,302 0,429 -0,038
сится к Южной
Корее
61.Честен -0,774 0,813 -1,280 -2,234 -0,170 -0,598 -1,514 -1,698 -0,783 1,314 -0,133
62. Яркая личность -0,632 1,505 -0,944 -2,383 0,085 -0,551 -2,271 -1,877 -0,792 1,752 0,076
Даже анализ «сырых» усредненных оценок, данных корейскими студентами, показывает, что наиболее известными оказались Барак Обама, Владимир Путин, Далай-лама, Мао Цзэдун, Си Цзиньпин, Пак Чон Хи. Из политических лидеров, отобранных нами для исследования рейтинга, с позиции корейского студенчества духовными лидерами оказались Барак Обама и Далай-лама. Именно их деятельность наиболее высоко оценена по шкалам: «дает обществу цели и идеалы»; «его деятельность повышает нравственность общества»; «его политическая деятельность на благо всего человечества»; «в своей политической деятельности делает акцент на права человека»; «является сторонником демократических преобразований».
Властными, авторитарными, проводящими политику «жесткой руки» воспринимаются Пак Чон Хи, Мао Цзэдун, И. В. Сталин, В. В. Путин.
По мнению корейских студентов, наиболее доброжелательно относятся к Южной Корее Пак Чон Хи, Пак Кын Хе и Барак Обама. Отношение В. В. Путина к Республике Корея также положительное.
Наиболее положительно относятся к России В. В. Путин, И. В. Сталин, Си Цзиньпин, Мао Цзэдун, Ким Чен Ын. Положительна и оценка отношения к России нынешнего президента Южной Кореи Пак Кын Хе.
Сторонниками коммунистической или социалистической идеологии воспринимаются Ким Чен Ын, И. В. Сталин, Мао Цзэдун, Си Цзиньпин.
Любимы в своей стране: Барак Обама, Далай-лама, В. В. Путин, Си Цзиньпин, Мао Цзэдун, Пак Чон Хи.
Достойны избрания на пост президента, по мнению корейских студентов, Барак Обама, Си Цзиньпин, Мао Цзэдун, В. В. Путин, Пак Чон Хи.
Обработка исходной базы данных осуществлялась с помощью эксплораторного и дискриминантного факторного анализа с использованием компьютерной программы SPSS. Выделено три базовых фактора, объясняющих 41; 28; 16 % общей дисперсии. Предварительное косоугольное вращение показало отсутствие значимых корреляций между факторами, поэтому окончательное решение было получено с помощью ортогонального вращения варимакс.
Таблица 2
Матрица факторных нагрузок первичных пунктов
Факторы
1 2 3
1. Считает борьбу с коррупцией приоритетным направлением политики президента ,838 ,495 ,188
2. В развитии страны ориентируется на внутренние ресурсы -,016 ,854 -,276
3. Полагает, что в развитии страны необходимо ориентироваться на помощь извне -,191 -,546 -,028
4. В своей политической деятельности ставит акцент на права человека ,936 ,184 ,216
5. В своей политической деятельности ставит акцент на приоритет интересов государства -,165 ,755 ,539
6. Властный, авторитарный -,942 -,026 -,182
7. Внешне привлекателен ,262 ,664 ,421
8. Выражает интересы военно-промышленного комплекса -,788 ,514 ,016
9. Выражает интересы зарубежного капитала ,068 ,215 ,952
10. Выражает интересы отечественного бизнеса ,052 ,426 ,863
11. Выражает интересы региональной элиты ,433 ,586 ,614
12. Выражает интересы широких слоев трудящихся ,730 ,561 ,227
13. Выражает интересы высшего аппарата чиновников -,808 -,296 ,258
14. Дает обществу цели и идеалы ,431 ,842 ,097
15. Достоин избрания на пост президента ,626 ,697 ,278
16. Его деятельность повышает нравственность общества ,883 ,446 ,076
17. Его деятельность способствует благосостоянию граждан ,811 ,447 ,336
18. Его деятельность способствует единению (консолидации) общества ,225 ,919 -,124
19. Его деятельность усиливает обороноспособность страны -,696 ,661 ,093
20. Его политическая деятельность ведет к диктатуре -,889 ,050 -,322
21. Его политика и программы понятны населению ,785 ,562 ,234
22. Его политическая деятельность на благо всего человечества ,933 ,300 ,144
Окончание табл. 2
1 2 3
23. Его политическая деятельность приводит к расслоению общества, делению на бедных и богатых -,883 -,386 -,064
24. Известный политический деятель ,601 ,685 ,234
25. Имеет собственные убеждения, которых всегда придерживается ,086 ,927 -,085
26. Имею мало информации о нем ,384 ,193 -,689
27. Лично у меня вызывает симпатию ,743 ,583 ,198
28. Любим в своей стране ,600 ,635 ,002
29. Националист -,857 ,153 -,375
30. Несамостоятелен в принятии решений ,490 -,765 ,280
31. Обаятелен ,515 ,780 ,217
32. Обладает высокой компетентностью, необходимыми ,490 ,769 ,357
знаниями
33. Остроумен ,445 ,787 ,311
34. Плохо предсказуем -,733 -,272 -,407
35. Политический флюгер, конъюнктурщик -,310 -,815 ,314
36. Положительно относится к религии ,637 ,037 ,708
37. Популист (много обещает) -,004 -,489 ,727
38. Прагматик ,006 ,689 ,653
39. Проводит миролюбивую политику ,973 ,011 ,203
40. Религиозен ,881 ,125 ,017
41. Себе на уме -,807 -,058 ,360
42. Сильная личность -,031 ,930 -,001
43. Склонен к непродуманным решениям, авантюрам -,948 -,180 -,246
44. Смел в принятии решений -,650 ,720 -,040
45. Солдафон, милитарист -,914 ,230 -,243
46. Способен влиять на массы, «зажигает» аудиторию ,080 ,961 ,088
(харизматический лидер)
47. Способен пожертвовать своими интересами ради интересов общества ,863 ,473 ,115
48. Способен эффективно решать национальные проблемы и конфликты ,690 ,678 ,207
49. Сторонник демократических преобразований ,905 ,265 ,281
50. Сторонник интеграции в мировую экономику ,663 ,175 ,715
51. Сторонник коммунистической (социалистической) идеологии -,343 ,136 -,810
52. Сторонник плановой экономики -,454 ,355 -,203
53. Сторонник политики «жесткой руки» -,960 ,105 -,173
54. Сторонник рыночной экономики с элементами госпланиро- ,151 ,134 ,942
вания
55. Сторонник свободного рынка ,443 ,019 ,875
56. Хороший актер -,446 ,493 ,365
57. Хороший дипломат ,449 ,758 ,443
58. Для достижения цели готов идти на компромиссы, взаимные ,842 ,221 ,476
уступки
59. Хорошо относится к России -,187 ,078 -,424
60. Хорошо относится к Южной Корее ,378 ,151 ,625
61. Честен ,851 ,494 ,058
62. Яркая личность ,886 ,400 ,107
Напомним, что величина факторной нагрузки показывает, в какой степени тот или иной пункт несет в себе смысл, присущий фактору (категории). Знак же факторной нагрузки оценочного смысла не несет и показывает, к какому из полюсов фактора (левому или правому) относится данная шкала.
Первый фактор, объясняющий 41 % общей дисперсии. Наибольшие факторные нагрузки по первому фактору имели такие качества лидеров, как:
Проводит миролюбивую политику 0,97
В своей политической деятельности ставит акцент на права человека 0,94
Его политическая деятельность на благо всего человечества 0,93
Сторонник демократических преобразований 0,91
Его деятельность повышает нравственность общества 0,88
Религиозен 0,88
Яркая личность 0,86
Способен пожертвовать своими интересами ради интересов общества 0,86
Для достижения цели готов идти на компромиссы и взаимные уступки 0,84
Считает борьбу с коррупцией приоритетным направлением политики 0,84
Его деятельность способствует благосостоянию граждан 0,81
Его политика и программы понятны населению 0,78
Лично у меня вызывает симпатию 0,74
Выражает интересы широких слоев трудящихся 0,73
Способен эффективно решать национальные проблемы и конфликты 0,69
Противоположный полюс фактора был задан следующими характеристиками:
Сторонник политики «жесткой руки» -0,96
Склонен к непродуманным решениям, авантюрам -0,95
Властный, авторитарный -0,94
Солдафон, милитарист -0,91
Его политическая деятельность ведет к диктатуре -0,89
Его политическая деятельность ведет к расслоению общества -0,88
Националист -0,86
Выражает интересы высшего аппарата чиновников -0,81
Себе на уме -0,81
Выражает интересы военно-промышленного комплекса -0,79
Плохо предсказуем -0,73
Его деятельность усиливает обороноспособность страны -0,69
Сторонник плановой экономики -0,45
Содержание шкал (характеристик), образующих первый фактор, позволяет интерпретировать его как фактор «Демократичность и моральность в политике, связанные с ориентацией на интересы
широких слоев населения ^ Авторитарность и воинственность, с ориентацией на интересы узкого круга элиты». Наибольшие факторные нагрузки по второму фактору, объясняющему 28 % общей дисперсии, имели такие качества лидеров, как:
Способен влиять на массы, «зажигает аудиторию» (харизматический лидер) 0,96
Сильная личность 0,93
Имеет собственные убеждения, которых всегда придерживается 0,93
Его деятельность способствует единению (консолидации) общества 0,92
В развитии страны ориентируется на внутренние ресурсы 0,85
Дает обществу цели и идеалы 0,84
Остроумен 0,78
Обаятелен 0,78
Обладает высокой компетентностью, необходимыми знаниями 0,77
Хороший дипломат 0,76
В своей политической деятельности ставит акцент на интересы 0,75
государства
Смел в принятии решений 0,72
Достоин избрания на пост президента 0,69
Прагматик 0,69
Известный политический деятель 0,68
Внешне привлекателен 0,66
Любим в своей стране 0,63
Хороший актер 0,49
Противоположный полюс фактора был задан следующими характеристиками:
Политический флюгер, конъюнктурщик -0,85
Несамостоятелен в принятии решений -0,76
Популист (много обещает) -0,49
Содержание шкал (характеристик), образующих второй фактор, позволяет интерпретировать его как фактор «Сильная, харизматическая личность ^ Слабый, несамостоятельный политик».
- Владимир Путин (Рос О О Пак Чон Хи О Иосиф Стг Адольф Гитлер О Ф2+ Барак Обама (США) зия) 0 Мао Цзэдун О ЛИН О Си Цзиньпин (Китай) Далай-лама
- Ф1- Синдзо Абэ (Япс О Ким Чен Ын (Северная Корея) О 1 1 Ф1+ ния) Пак Кын Хе (Южная Корея) О Ф2- 1 1 1
-2,00000 -1,00000 0,00000 1,00000 2,00000 3,00000
Рис. 1. Размещение объектов в факторном пространстве в проекции 1-го и 2-го факторов
Фактор 1. «Демократичность и моральность в политике Авторитарность и воинственность». Фактор 2. «Сильная, харизматическая личность Слабый, несамостоятельный политик».
Размещение образов политических лидеров в семантическом пространстве первых двух факторов показывает, что в восприятии корейских студентов наиболее высокоморальным в политике является Далай-лама, далее следуют Барак Обама, Пак Кын Хе и китайские лидеры. На противоположном полюсе, характеризуемом авторитарностью, находятся Адольф Гитлер, Ким Чен Ын, Пак Чон Хи, Синдзо Абэ и российские лидеры.
Относительно второго фактора «Сильная, харизматичная личность» наиболее высокие оценки получили Обама, Путин, Пак Чон Хи, Мао Цзэдун, И. В. Сталин. На противоположном полюсе «Слабый, несамостоятельный политик» оказались современные лидеры Северной и Южной Кореи и Японии. Интересно, что собственного президента корейские студенты воспринимают как нравственного, но слабого, а лидера Северной Кореи - как предельно авторитарного, но достаточно слабого как личность. Российский президент
Путин воспринимается корейскими студентами как яркая сильная личность, но не слишком моральная.
Третий фактор, объясняющий 16 % общей дисперсии, включал следующие характеристики (шкалы):
Выражает интересы зарубежного капитала 0,95
Сторонник свободного рынка 0,87
Выражает интересы зарубежного капитала 0,86
Популист (много обещает) 0,73
Сторонник интеграции в мировую экономику 0,71
Хорошо относится к Южной Корее 0,63
Исходя из содержания шкал (качеств), входящих в третий фактор, мы интерпретировали его как «Ориентация на интеграцию в мировую экономику». То, что суждение «хорошо относится к Южной Корее» вошло в этот фактор, свидетельствует о его позитивной коннотации. В то же время присутствие в нем таких качеств, как «популист» или «выражает интересы зарубежного капитала», придает этому фактору некоторую амбивалентность. Семантическое пространство политических лидеров по Б3 и П.
1,00 -
Пак Чон Хи
° О Синдзо Абэ (Яп
Барак Обама (США) О
Пак Кын Хе (Южная Корея) шия)
Адольф Гитлер
Си Цзиньган (Китай)
ФЗ+
Ф1-
Владимир Лучин |Рос
им |
Мао Цзэдун
О
-1,00 -
Иосиф С'[ О
Ким Чен Ын (Северная Корея)
О
ФЗ-
Ф1+
Далай-лама О
-1-1-1-
1,00000 г,ооооо з.ооооо
Рис. 2. Размещение объектов в факторном пространстве в проекции 1-го и 3-го факторов
Фактор 1. «Демократичность и моральность в политике Авторитарность и воинственность». Фактор 3. «Ориентация на интеграцию в мировую экономику».
Исходя из размещения политических лидеров в семантическом пространстве, образованном первым и третьим факторами (см. рис. 2), наибольшими приверженцами интеграции в мировую экономику, с точки зрения наших корейских респондентов, выступают лидеры США, Южной Кореи и Японии. На противоположном полюсе находятся северокорейский лидер Ким Чен Ын, И. В. Сталин и Мао Цзэдун. Далай-лама оказался в компании «экономических изоляционистов», очевидно, в силу отсутствия такого измерения в буддийском менталитете. Как выразил эту мысль другой великий учитель человечества, «мир мой не от мира сего». В. В. Путин и Си Цзиньпин по этому фактору получили нейтральную позицию.
Результаты дискриминантного анализа. Чтобы определить степень сходства в восприятии политических лидеров, т. е. степень того, насколько представления об имидже одного лидера в сознании респондентов близки к представлениям об имидже другого лидера, мы использовали дискриминантный факторный анализ. Это метод многомерной статистики, наиболее часто используемый для построения классификаций (выделения системы классов [типов] объектов) в пространстве первичных признаков и отнесения к какому-либо из ранее построенных классов новых объектов.
Данные, которые используются для дискриминантного анализа, - набор оценок объектов по первичным метрическим переменным (по аналогии, например, с первичными переменными для факторного анализа) плюс оценки по дополнительной номинативной переменной, реализующей априорное разделение на классы. На первом этапе построения классификации предполагается наличие так называемой обучающей переменной, задающей первичное разнесение объектов по классам. Эти классы могут представлять априорную эмпирическую типологию или быть вычисленными по тем же или другим первичным переменным (например, с помощью кластерного анализа). Первый этап дискриминантного анализа предполагает разделение всего пространства, задаваемого первичными переменными, на области таким образом, чтобы в каждой области находились объекты из одного класса.
Понятно, что в большинстве случаев классификация не может быть однозначной, т. е. существуют объекты, которые на основании классифицирующей переменной должны быть отнесены к одному классу, а в пространстве первичных признаков находятся
геометрически ближе к другому. Дискриминантный анализ позволяет выявить такие расхождения и рассогласования. Для объектов, входящих в один априорный класс, вычисляются координаты его центроида (центра тяжести), а потом рассчитываются расстояния от всех объектов до всех центроидов. Если расстояние от объекта до «своего» центроида минимальное, значит, объект «правильно» расклассифицирован - априорная классификация совпадает с «модельной». Это дает возможность оценить долю «правильно» классифицированных объектов и долю объектов, которые на основании модели оказались ближе не к своему, а к «чужому» центроиду. Для каждой пары центроидов можно посмотреть количество таких попаданий; чем их больше, тем ближе в определенной степени эти центроиды. Т. е. близость между классами и представляющими их центроидами определяется не геометрически, а по степени «диф-фузности» распределений объектов этих классов. Если скопления одного класса невозможно отделить от скоплений другого, то эти два класса полагаются ближе друг другу, чем классы, которые можно однозначно друг от друга отделить. Чем больше объем области взаимной диффузии, тем ближе между собой классы. Стоит обратить внимание, что эта мера не является симметричной, т. е. объекты из одного класса могут попасть в другой (и быть ближе к «чужому» центроиду) в одностороннем порядке.
Таблица 3
Сопоставление имиджей
Оцениваемый образ 1. Владимир Путин (Россия) 2. Барак Обама (США) 3. Пак Кын Хе (Южная Корея) 4. Ким Чен Ын (Северная Корея) 5. Си Цзиньпин (Китай) 6. Пак Чон Хи 7. Адольф Гитлер 8. Синдзо Абэ (Япония) 9. Иосиф Сталин 10. Далай-лама 11. Мао Цзэдун
1. Владимир Путин (Россия) 50,94 3,77 0,00 1,89 14,15 11,32 4,72 0,94 4,82 0,00 7,55
2. Барак Обама (США) 0,00 97,17 0,00 0,00 0,94 1,89 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
3. Пак Кын Хе (Южная Корея) 0,00 1,90 89,52 0,00 2,86 1,90 0,00 2,86 0,00 0,00 0,95
4. Ким Чен Ын (Северная Корея) 2,83 0,00 0,00 79,25 1,89 0,00 5,66 0,00 8,49 0,00 1,89
5. Си Цзиньпин (Китай) 3,81 4,76 0,95 0,95 64,76 1,90 0,00 0,00 5,71 0,00 17,14
6. Пак Чон Хи 4,81 0,96 0,96 1,92 1,92 75,96 5,77 0,00 5,77 0,00 1,92
7. Адольф Гитлер 4,81 0,00 0,00 3,85 1,92 5,77 77,88 2,88 2,88 0,00 0,00
8. Синдзо Абэ (Япония) 1,92 0,96 3,85 0,00 6,73 1,92 3,85 78,85 1,92 0,00 0,00
9. Иосиф Сталин 2,86 0,00 0,00 7,62 16,19 1,90 3,81 0,00 53,33 1,90 12,38
10. Далай-лама 0,00 2,91 0,00 0,00 14,56 0,00 0,00 0,00 0,00 77,67 4,85
11. Мао Цзэдун 3,96 0,99 0,99 0,99 30,69 0,00 0,99 0,99 14,85 3,96 41,58
Таблица 3 показывает, насколько в образе того или иного политического лидера присутствуют черты других лидеров. Наиболее «чистым» (изолированным) в глазах корейских респондентов оказался образ Б. Обамы. 97,17 % оценок ближе к центроиду облака оценок Обамы, и только 1,89 % оценок ближе к центроиду облака оценок образа Пак Чон Хи. Достаточно целостен и образ Пак Кын Хе (89,52 % оценок близки к центроиду облака оценок). При этом 2,86 % оценок образа Пак Кын Хе оказались ближе к центроиду облака оценок образа Си Цзиньпина и столько же -к образу оценок Абэ. Можно сказать, что Пак Чон Хи в некоторых своих чертах напоминает респондентам Путина (4,81 %), Сталина (5,77 %) и Гитлера (5,77 %). В. В. Путин и Мао Цзэдун имеют наиболее размытый в представлении корейских студентов образ (50,94 % и 41,58 % оценок соответственно оказались близки к «своим» центроидам). Так, оценки образа Путина похожи на оценки образа Си Цзиньпина (14,15 %), Пак Чон Хи (11,32 %), Мао Цзэдуна (7,55 %), Сталина (4,82 %). У имеющего достаточно целостный имидж Ким Чен Ына (79,25 % оказались в поле притяжения «своего» центроида) наиболее сильные пересечения со Сталиным (8,46 %) и Гитлером (5,66 %). Целостный имидж Далай-ламы (77,67 % оказались в поле притяжения «своего» центроида) имеет пересечения с образами Си Цзиньпина (14,56 %) и Мао Цзэдуна (4,84 %).
Конечно, для нашей относительно небольшой выборки корейских студентов результаты дискриминантного анализа дают очень приблизительную картину общественного мнения. Но мы представляем данную процедуру анализа для иллюстрации нашего подхода к проблематике имиджа, а кроме того, как звучит русская пословица, «сказка ложь, да в ней намек».
Подводя итог, отметим, что методы психосемантики, включающие построение многомерных семантических пространств и служащие операциональной моделью категориальных структур ментальных представлений, позволяют реконструировать картину мира человека либо некой социальной, национальной или культурной общности. В нашем случае реконструировался компонент восприятия мира, связанный с образами политических лидеров. В межнациональных коммуникациях это помогает «увидеть» картину глазами адресата (партнера), а не проецировать на него свои собственные представления и оценки. Кроме того, реконструкция представлений контрагента (собеседника или компаньона) позволяет лучше
отрефлексировать собственную картину мира, усовершенствовав свое, фигурально выражаясь, «бинокулярное зрение».
Литература
Блондель, Ж. 1992. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: РАУ.
Грушин, Б. А. 1967. Мнения о мире и мир мнений. М.: Политиздат.
Лосев, А. Ф. 1991. Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль.
Назаретян, А. П. 2015. «Агентура влияния» в контексте глобальной геополитической перспективы. Историческая психология и социология истории 8(1): 160-171.
Митина, О. В., Петренко, В. Ф. 1995. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации. Общественные науки и современность 5: 103-115.
Петренко, В. Ф. 2005. Психосемантический анализ имиджа политических лидеров. Основы психосемантики. СПб.: Питер, с. 418-435.
Петренко, В. Ф., Митина, О. В.
1997. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.: МГУ.
2015. Психосемантический анализ политического менталитета общества. Вестник СПбГУ. Серия 16, 3: 27-40.
Сегела, Ж. 1999. Национальные особенности охоты за голосами. Так делают президентов. М.: Вагриус.
Цуладзе, А. 1999. Формирование имиджа политика в России. М.: КД Университет.
Daleus, P. 2015. Political Leadership: New Perspectives and Approaches.
Political Psychology 36(1): 131-137.
Gabriel, S. L. 2012. Political Leadership: New Perspectives and Approaches. Chicago: University of Chicago Press.
Jie Lu, A. 2014. Cognitive Anatomy of Political Trust and Respective Bases: Evidence from a Two-city Survey in China. Political Psychology 35(4): 477-494.
Moscoviti, S. 2000. Social Representations: Explorations in Social Psychology. Cambridge: Polity Press.
Rotberg, R. I. 2012. Transformative Political Leadership: Making a Difference in the Developing World. Chicago: The University of Chicago Press.