Научная статья на тему 'Специфика управления транспортом в России в XXI веке: административно правовой аспект'

Специфика управления транспортом в России в XXI веке: административно правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / TRANSPORT BRANCH / INFORMATIZATION ON TRANSPORT / ENVIRONMENTAL PROTECTION / SCIENTIFIC ENSURING MODERNIZATION OF TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Остапец Оксана Григорьевна

В статье обосновывается необходимость повышения эффективности государственного управления транспортом, способного обеспечить устойчивость и динамизм в развитии транспортной отрасли Российского государства, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, политические, научно-технические процессы. Определяются приоритетные направления деятельности государства в указанной сфере и разрабатываются теоретико-практические подходы, направленные на преодоление кризисных ситуаций в транспортной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of management of transport in Russia in the XXI century: administratively legal aspect

Need of increase of efficiency of public administration locates in article the transport, capable to provide stability and dynamism in development of transport branch of the Russian state, rapid response to occurring social and economic, political, scientific and technical processes. Priority activities of the state in the specified sphere are defined and the teoretiko-practical approaches directed on overcoming of crisis situations in transport system are developed.

Текст научной работы на тему «Специфика управления транспортом в России в XXI веке: административно правовой аспект»

Секция 16. Юриспруденция

4. Лешукова И. В. Процессуальные особенности международного сотрудничества органов внутренних дел Украины при расследовании преступлений: автореф. дис. на соискание наук. степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.09 «Уголовный процесс и криминалистика и судебная экспертиза, оперативнорозыскная деятельность»/И. В. Лешукова. - К., 2004. - 22 с.

5. Методические рекомендации следственно-оперативным подразделениям Украины по использованию возможностей НЦБ Интерпола в Украине в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. - К., 2001. - 240 с.

6. Европейская конвенция о взаимопомощи по уголовным делам от20.04.1959 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/ show/995_036.

7. Уголовный процессуальный кодекс Украины: Закон Украины от 13.04.2012 № 4651-V: по состоянию на 15 декабря 2013. [Электронный ресурс]/Офици-альный сайт Верховной Рады Украины. - Режим доступа: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/4651 % D0 % B017/print1329932-924471646.

8. Черноус Ю. Н. Международная организованная преступность: криминалистически значимые признаки/Ю. Н. Черноус//Борьба с организованной преступностью и коррупцией (теория и практика). - № 24. - 2011. - с. 77-83.

Ostapets Oksana Grigoryevna, candidate of jurisprudence, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: Ostapec60@bk.ru

Specifics of management of transport in Russia in the XXI century: administratively legal aspect

Abstract: Need of increase of efficiency of public administration locates in article the transport, capable to provide stability and dynamism in development of transport branch of the Russian state, rapid response to occurring social and economic, political, scientific and technical processes. Priority activities of the state in the specified sphere are defined and the teoretiko-practical approaches directed on overcoming of crisis situations in transport system are developed.

Keywords: transport branch, informatization on transport, environmental protection, scientific ensuring modernization of transport.

267

Section 16. Science of law

Остапец Оксана Григорьевна, Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и правоохранительной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: Ostapec60@bk.ru

Специфика управления транспортом в России в XXI веке: административно правовой аспект

Аннотация: В статье обосновывается необходимость повышения эффективности государственного управления транспортом, способного обеспечить устойчивость и динамизм в развитии транспортной отрасли Российского государства, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, политические, научно-технические процессы. Определяются приоритетные направления деятельности государства в указанной сфере и разрабатываются теоретико-практические подходы, направленные на преодоление кризисных ситуаций в транспортной системе.

Ключевые слова: транспортная отрасль, информатизация на транспорте, охрана окружающей среды, научное обеспечение модернизации транспорта.

На современном этапе транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры Российской Федерации. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта обусловливает высокие темпы экономического роста, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны, повышение качества жизни населения, рациональную интеграцию Российской Федерации в мировую экономику.

Новые экономические и политические реалии ставят перед государством совершенно новые задачи. Их реализация требует всестороннего анализа проблем, существующих в указанной сфере. Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие низкого уровня ее развития возрастающему спросу экономики и общества на качественные транспортные услуги. Для решения указанной проблемы, в частности, необходимо совершенствование системы управления транспортом.

Будучи сложным по своей структуре правовым феноменом, российская система государственного управления транспортным комплексом является многоцелевой. Во втором десятилетии XXI века к наиболее значимым направлениям политики государства в транспортной сфере относятся: формирование единого транспортного пространства страны; обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потреб-

268

Секция 16. Юриспруденция

ностей развития экономики страны; обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения; повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду.

Цели государственного управления транспортом взаимно дополняют друг друга, но в то же время имеют различную направленность. Однако, по своей общественной природе они не противоречивы, так как отражают различные стороны главной цели управления транспортом в России — обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении всех видов перевозок; создание правовых и организационных основ перевозочной деятельности.

Анализ практики, изучение специальных работ [1] в указанной сфере позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе актуализировался вопрос о необходимости включения в содержание государственной транспортной политики таких сфер как информационная, экологическая и научная. Только в этом случае в российском транспортном комплексе будут аккумулироваться в достаточных объемах знания и информация, необходимые для его совершенствования в интересах российского социума.

Однако государственная информационная политика по сравнению с экономической пока еще не имеет достаточно развитой инфраструктуры, на которую она могла бы опереться. Кроме того, в условиях глобализации процесс интеграции России в мировое транспортное пространство невозможен без развитой системы информатизации и информационного обмена между государствами, осуществляющими транспортные перевозки.

Следует также учитывать, что транспорт является наиболее уязвимым объектом для совершения террористических актов. В связи с этим, необходимо формирование и ведение автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных уполномоченным органам. В России с учетом зарубежного опыта в результате переговоров и консультаций представителей Министерства транспорта Российской Федерации с делегациями Международной ассоциации воздушного транспорта, Европейской комиссии, Министерства инфраструктуры Украины [2] с декабря 2012 года осуществляется эксперимент по сбору данных о пассажирах от перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта в рамках Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности [3].

Говоря о транспортной отрасли России в целом, важно помнить, что в настоящее время она состоит из нескольких сегментов, которые слабо связаны между собой. Соответственно, текущее состояние информатизации на транспорте — это совокупность локальных достижений отдельных участников транспортного

269

Section 16. Science of law

рынка. Конечно, есть такие структуры, как ОАО «РЖД» или ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», которые в рамках своих компаний охвачены информатизацией. Но единого информационного пространства на транспорте пока нет.

Для обеспечения гармоничного и скоординированного развития всех секторов транспортного комплекса, а также обеспечения оптимального распределения финансовых и материальных ресурсов требуется комплексная информатизация на транспорте, предусматривающая создание современной информационной среды транспортного комплекса на основе «стыковки» информационных комплексов различных видов транспорта и мониторинга рынка транспортных услуг. Первоочередной задачей является создание электронной базы данных транспортной системы.

Анализируя сложившуюся ситуацию, видится необходимым создание единого информационного портала, объединяющего различные виды транспорта. Это необходимо государству для того, чтобы осуществлять функции государственного регулирования и управления, а также самим участникам транспортного рынка для реализации их бизнес — функций.

Следует отметить, что определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Так, например, речь идет о внедрении проекта «Электронный транспортный паспорт региона» в Пермском крае. «Электронный транспортный паспорт региона» — информационная система, предназначенная для сбора, хранения и представления данных (характеристик, показателей, индикаторов, документов), характеризующих состояние и уровень развития транспортного комплекса региона по различным разрезам (по видам транспорта, по временным периодам, по уровню территориального деления — по региону, по муниципальным районам, по участкам транспортных путей и т. д.).

Наиболее острой является проблема внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением в крупных городах России (мегаполисах). По мнению И. Г Малыгина «автоматизация транспортной инфраструктуры при помощи информационных технологий должна носить комплексный характер и в числе прочего должна решать задачу информирования участников движения о состоянии транспортной сети, а соответствующие службы о возникновении аварий. Оперативно поступающая информация поможет оперативно устранять проблемы, а участники движения, пользуясь ею, смогут выбирать оптимальные пути объезда» [4, 13].

В контексте рассматриваемой проблемы видится интересным опыт органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. По инициативе Правительства Санкт-Петербурга разработана структура Государственной информационной системы «Транспортная модель Санкт-Петербурга» [5]. Внедрение указанной системы, представляющей собой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающей ею обработку, позволит в частности, объединить информаци-

270

Секция 16. Юриспруденция

онные ресурсы исполнительных органов государственной власти указанного субъекта Российской Федерации в сфере управления транспортной деятельностью. Не менее важным направлением государственной транспортной политики, является решение вопросов обеспечения охраны окружающей среды.

Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года одной из основных целей развития национальной транспортной системы определено снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. В рамках ее достижения предусмотрена реализация целого комплекса мер.

При реализации любого, даже небольшого инфраструктурного проекта необходимо соблюдать баланс между интересами экономики, с одной стороны, и степенью воздействия на природу — с другой. В этой ситуации государство несет ответственность за сохранение окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации государственных объектов транспортной инфраструктуры.

Решению экологических проблем должны способствовать снижение выбросов на всех видах транспорта, использование экологически чистых видов топлива, восстановление и возмещение экологических потерь. В то же время, следует учитывать, что выход на европейские стандарты энергоэффективности и использования наиболее экологичных и экономичных ресурсов возможно исключительно в рамках инновационного сценария.

При этом государство обязано сформировать соответствующую нормативно-правовую базу [6]. Определенные меры в решении указанной проблемы государством предпринимаются. Так, например, с 1 января 2010 года в России проводится эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств, взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию [7]. Одной из целей эксперимента является стабилизация экологической ситуации в стране.

Следует признать, что Россия существенно отстает не только в проведении эколого-гигиенических исследований, но и в части восприятия общемировой практики, использования уже достигнутых результатов по оценке воздействия и нормированию загрязняющих веществ, образующихся в системе «автомобиль — дорога — окружающая среда».

Актуализируется вопрос и о вредном воздействии транспорта на окружающую среду и в крупных городах России. Нельзя не согласиться с точкой зрения Вукан Р. Вучика о том, что «... в начале XXI века становится очевидным, что основу современной цивилизации составляют города, разросшиеся и превратившиеся в обширные агломерации.. Многие из этих мест средоточия человеческой деятельности сталкиваются с проблемами неэффективной экономики, разрушения окружающей среды и неудовлетворительного качества жизни, т. е. с факторами, которые в значительной мере определяют, является тот или иной город «удобным для жизни»» [8, 5]. Решение проблемы обеспечения чистого воздуха в крупнейших

271

Section 16. Science of law

российских городах во многом будет зависть от установления нормативов допустимого воздействия для улиц, автомагистралей и от разработки паспортов для автодорог со сверхинтенсивным движением как линейных источников выбросов.

В связи с необходимостью принятия неотложных мер по улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации вопрос об экологической безопасности автомобильного транспорта должен быть включен в качестве самостоятельного раздела в Государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы. Кроме того, в целях создания и оптимизации системы экологической безопасности на транспорте одним из приоритетных направлений правовой политики каждого субъекта Российской Федерации должны стать разработка и принятие региональной целевой программы «Экологическая безопасность на транспорте» с обязательным включением подпрограммы «Экологическая безопасность на автомобильном транспорте».

В контексте рассматриваемого вопроса видится актуальным также принятие Федерального закона об обеспечении экологической безопасности на автомобильном транспорте [9], который закрепил бы экономические, правовые, организационные, социальные основы стимулирования производства и эксплуатации автотранспортных средств, соответствующих современным экологическим требованиям, в том числе и международным. Учитывая, что Россия является членом Всемирной торговой организации, Министерству транспорта России необходимо подготовить критерии системы добровольной экологической сертификации объектов транспортной инфраструктуры «с учетом применения международного опыта применения «зеленых стандартов» [10].

Важным, экологически эффективным направлением является также увеличение объема перевозок морским и речным транспортом, что призвано способствовать уменьшению объемов выбросов вредных веществ при перевозке грузов. Достижению данной цели будет способствовать принятый в 2011 году закон о реализации мер государственной поддержки судостроения и судоходства [11].

И, наконец, говоря о научной составляющей государственной транспортной политики, следует отметить, что за прошедшие годы в России была создана крупная отечественная научная база для проведения комплексных исследований, обеспечившая решение многих сложных практических вопросов работы отечественного транспорта. Приоритетными направлениями исследований являются: поиск путей эффективного развития транспортного комплекса как единого производственно-технического комплекса и использования транзитного потенциала страны; разработка рациональных структур транспортных сетей в региональном масштабе; подготовка предложений по развитию конкурентной среды на рынке транспортных услуг; разработка и привязка прогрессивных технологий перевозочного процесса (мультимодальные перевозки, логистика) к реальной эко-

272

Секция 16. Юриспруденция

номической ситуации; разработка перспективных систем управления с применением современных информационных технологий; разработка рекомендаций по совершенствованию методологии расчетов тарифов, налоговой и таможенной политики в транспортном комплексе.

Ведущей экспертной организацией в России, занимающейся вопросами управления транспортом, является ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Минтранса России (далее-НКЦТП). НЦКТП успешно выполнено более ста проектов в интересах федеральных и региональных органов власти.

Проблемами научного обеспечения модернизации транспорта, совершенствования системы управления перевозочным процессом занимаются такие ведущие научные центры, как Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта, отраслевой Центр Научных Исследований и повышения квалификации кадров промышленного транспорта Минтранса России, Тихоокеанский государственный университет и др.

Следует также отметить, что в условиях перехода отечественного транспорта на инновационные рельсы огромное значение приобретает уровень подготовки квалифицированных и адаптированных к современным требованиям кадров для организаций и предприятий транспортного комплекса.

В то же время следует признать, что нерешенных проблем в указанной сфере остается много. Отсутствует эффективная система взаимодействия и координации научных и учебных учреждений, занимающихся проблемами транспортной отрасли и подготовкой кадров. Этим обстоятельством, к сожалению, пользуются учреждения, привлекаемые в качестве разработчиков, экспертов и координаторов тех или иных научных направлений, предусмотренных государственными программами развития транспортной инфраструктуры федерального и регионального уровней, для решения лишь тех задач, которые в наибольшей мере отвечают их собственным потребностям и позволяют получить дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы.

Одним из дестабилизирующих факторов является также резкое сокращение финансирования научной деятельности в рассматриваемой сфере и как результат — отсутствие стройной научной концепции формирования системы эффективного развития транспортного комплекса Российской Федерации на современном этапе.

Резюме. Подводя итог краткого административно-правового анализа специфических особенностей государственного управления транспортом в современной России, следует констатировать, что определение государством приоритетных направлений развития транспорта с учетом происходящих изменений в экономической, политической, социальной сферах позволит обеспечить устойчивость и одновременно динамизм в развитии транспортной отрасли.

273

Section 16. Science of law

Список литературы:

1. См., напр.: Задворный Ю. В. Управление развитием транспортной инфраструктурой северных регионов: дис. ... д-ра эконом. наук. - М., 2011.с. 126; Особенности государственного регулирования железнодорожного транс-порта.//Современные научные исследования и инновации. - Декабрь, 2011. URL: http://web.snauka.ru/issues (дата обращения 27 декабря 2013 г.) и др.

2. См.: Пояснительная записка к проекту приказа Министерства транспорта Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 июля 2012 г. № 243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных» [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации URL: http://www. тт1хаш.га/(дата обращения 14 ноября 2013 г.).

3. Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 июля 2012 г. № 243 (в ред. от 1 июля 2013 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».

4. Малыгин И. Г. Интеллектуальные транспортные системы в мегаполисе//Ма-териалы Международной научно-практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы 2013». 29-30 октября 2013 г. СПб.: НПО «Профессионал», 2013. 273 с.

5. См.: О создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Транспортная модель Санкт-Петербурга»: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12 сентября 2011 г. № 1321 (в ред. от 6 июня 2013 г.) [Электронный ресурс]. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http: www. gov. spb. ru/norm_ baza/npa (дата обращения 14 октября 2013 г.).

6. См.: п. п. «б» ч. 9 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.: утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 21 декабря 2013 г.).

7. См.: О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств: постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1194: в ред. от 26 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. До-

274

Секция 16. Юриспруденция

ступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 20 ноября 2013 г.).

8. Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни/пер. с английского А. Калинин. - М.: Территория будущего, 2011. 576 с.

9. Проект указанного закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2000 году и снят с рассмотрения в 2008 году в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы. В 2012 г. на заседании Постоянной комиссии по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ (16 мая 2012 г., Санкт-Петербург) рассматривался проект модельного закона об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта и о шумовом (акустическом) загрязнении окружающей среды. URL: Ьй:р://'^^ииаа$.га/(дата обращения 17 сентября 2013 г.).

10. См.: План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р. [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 19 декабря 2013 г).

11. См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судоходства и судостроения: Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ//Рос. газета. - 2011. - 9 нояб. № 251.

Prodanyk Ivan Vasyl’evich, National University of the State Tax Service of Ukraine postgraduate student of the Department of Criminal law, process and criminalistics E-mail: ivanprodanyk@gmail.com

The concept of «related criminal offenses» in the criminal procedural law of Ukraine

Abstract: The article discusses the concept of «related criminal offenses», the feasibility of introducing this concept into a modern criminal procedure legislation of Ukraine.

Keywords: criminal offenses, continuous criminal proceedings, materials of pretrial investigation.

275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.