Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия государства и воздушного транспорта России при использовании механизма государственно-частного партнерства'

Особенности взаимодействия государства и воздушного транспорта России при использовании механизма государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
954
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПЕРЕВОЗКИ / ГОСУДАРСТВО / АЭРОПОРТ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / AIR TRANSPORT / TRANSPORTATION / STATE / AIRPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войтенко В.П.

В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия государства и воздушного транспорта, проанализированы ключевые особенности транспортного комплекса России, выявлена необходимость в притоке инвестиций в авиаиндустрию. Также, в статье рассмотрен механизм государственно-частного партнерства, представлены основные направления его внедрения, преимущества и привлекательность государственно-частного партнерства для бизнеса и государства. Уделяется внимание применению государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере и в сфере воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of interaction of the state and air transport of Russia using the mechanism of public-private partnerships

N the article are main aspects of interaction of the state and air transport, key features of the Russian transport complex, investments into the aviation industry for a flow is needed. Also, in article the mechanism of public-private partnership is considered, primary branches of its implementation, the benefit and the appeal of public-private partnership for business and the state are provided. The attention paid to application of public-private partnerships (РРР) in the innovative sphere and in the sphere of air transport.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия государства и воздушного транспорта России при использовании механизма государственно-частного партнерства»

Особенности взаимодействия государства и воздушного транспорта России при использовании механизма государственно-частного партнерства

Features of interaction of the state and air transport of Russia using the mechanism of public-

private partnerships

Войтенко В.П.

Студентка 4 курса, ф-т менеджмента и экономики транспортных систем,

СПбГУГА, РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: follow 1102@mail.ru

Voytenko V.P.

4th year student,

faculty of management and economy of transport systems, Saint-Petersburg University of Civil Aviation, Russia, Saint-Petersburg E-mail: follow 1102@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия государства и воздушного транспорта, проанализированы ключевые особенности транспортного комплекса России, выявлена необходимость в притоке инвестиций в авиаиндустрию. Также, в статье рассмотрен механизм государственно-частного партнерства, представлены основные направления его внедрения, преимущества и привлекательность государственно-частного партнерства для бизнеса и государства. Уделяется внимание применению государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере и в сфере воздушного транспорта.

Annotation.

In the article are main aspects of interaction of the state and air transport, key features of the Russian transport complex, investments into the aviation industry for a flow is needed. Also, in article the mechanism of public-private partnership is considered, primary branches of its implementation, the benefit and the appeal of public-private partnership for business and the state are provided. The attention paid to application of public-private partnerships (РРР) in the innovative sphere and in the sphere of air transport.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, воздушный транспорт, перевозки, государство, аэропорт.

Key words: public-private partnerships, air transport, transportation, State, airport.

В настоящее время протекает процесс структурной реорганизации мирового хозяйства, который связан с изменением баланса между экономическими центрами, увеличением роли региональных экономических связей и прогнозируемым продвижением современных технологий, в результате чего повышается уровень грузо- и пассажиропотоков, возрастают требования к качеству предоставляемых услуг на различных видах транспорта, обеспечению безопасности перевозок и устойчивости транспортной системы, повышению уровня доступности и качества транспортных услуг для населения страны. [1]

В Российской Федерации, как и в других прогрессивных странах, транспорт является одной из наиболее крупных и экономически важных отраслей, незаменимым элементом социальной инфраструктуры, имеет большое значение в социально-экономических перспективах развития страны. Транспортные коммуникации соединяют все регионы РФ, связывают ее с мировым сообществом, тем самым обеспечивая интеграцию России в глобальную экономическую систему. Обладая удачным географическим положением, Россия имеет возможность получать прибыль от экспорта транспортных услуг, например, от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышение уровня конкурентоспособности внешней экономики России и качества жизни населения. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет результативность производства, бизнеса и социальной среды.

В последние годы в России происходило усовершенствование транспортного комплекса, что смогло удовлетворить спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать уверенный задел для их дальнейшего роста. РФ обладает новейшими видами транспорта, расположение и структура коммуникаций отвечают

современным внутренним и внешним транспортно-экономическим связям, вместе с тем они требуют модернизации.

Транспортная система России по состоянию на 2015 год характеризуется развитой маршрутной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 1,3 млн км автомобильных дорог общего пользования, 297 аэродромов, 500 км путей метрополитена, 7,3 тыс. км трамвайных и троллейбусных линий, 100 тыс. км внутренних водных путей. В транспортном комплексе занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6 % работающего населения. [2]

Темпы развития гражданской авиации в России в настоящее время в 2,5 раза превышают международные показатели. Динамично развиваются рынки международных и внутренних перевозок.

На рисунке 1 представлена структура перевозок пассажиров в 2015 году по видам транспорта.

Рисунок 1 - Структура перевозок пассажиров в 2015 году по видам транспорта

Из рисунка 1 видно, что большая часть населения страны пользуется услугами автомобильного (59,8%) и городского электрического транспорта (34,2%). Спрос на воздушный транспорт невелик - всего 0,5%, что обусловлено сравнительно невысоким уровнем развития гражданской авиации. [3] Россия показывает высокие темпы увеличения объёмов перевозок на воздушном транспорте, но уровень безопасности полетов, неразвитая (сезонная) маршрутная сеть, старые объекты инфраструктуры не позволяют удовлетворить спрос на авиаперевозки, и тормозят развитие данной отрасли.

При более подробном рассмотрении количественных показателей видно, что авиационная подвижность населения России ниже, чем в странах Евросоюза в 3,8 раза и в 6,7 раза ниже уровня США. Активно возрастает неблагоприятное влияние транспорта на окружающую среду. Россия по показателю выбросов транспортом углекислого газа на 1 млн. долл. Валовый внутренний продукт опережает США на 60 %, Китай — в 2 раза, Германию и Японию — более чем в 4 раза.

Транспортный комплекс РФ определяется низким уровнем технического оснащения (износ транспортных средств, большой срок эксплуатации основных производственных фондов и т.д.), что приводит к понижению безопасности. Одной из причин такой проблемы можно считать низкий приток инвестиций в данную отрасль.

Капиталовложения в модернизацию транспортной индустрии России находятся в пределах 2,0-2,2 % от ВВП, в то время как в странах с высокоразвитым транспортным комплексом (США, Канада, Западная Европа) этот показатель составляет 3% от ВВП, в Китае — более 6 % от ВВП. [4]

Отсюда следует необходимость инвестирования проектов, связанных с инновационным развитием транспортного комплекса РФ, (модернизация объектов инфраструктуры, повышение безопасности и качества предоставляемых услуг, строительство новых узлов, связывающих экономически важные регионы страны и внедрение новых 1Т технологий). Такие проекты, безусловно, выгодны, так как будут носить долгосрочный характер и все инвестиции, вложенные в них, будут элиминированы от влияния инфляции и гарантировано приносить доход.

На практике уже сложилось достаточное количество общих и конкретных форм взаимопроникновения государственного и частного хозяйствования. Одна из таких форм - государственно-частное партнерство (ГЧП). Для реализации полномасштабных инновационных идей в разных секторах экономики требуется большой объём инвестиционных ресурсов, главным источником которых может стать частный бизнес. В то же время в условиях посткризисного развития растет интерес бизнеса к государственной поддержке, что сможет увеличить

безопасность и беспроигрышность инвестиционных проектов. Таким образом, актуальность необходимости внедрения механизмов ГЧП как дополнительного источника инноваций не подвергается сомнениям.

Стоит отметить, что государственно-частное партнерство - это взаимовыгодное сотрудничество между публичным партнером и частным инвестором в целях реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение. [5]

В мировой практике используются различные формы государственно-частного партнерства. Наиболее распространенные из ни договорные формы ГЧП: концессионное соглашение; контракт жизненного цикла (КЖЦ); Соглашения о разделе продукции; аренда; инвестиционный договор; доверительное управление; Государственные закупки и др.

На рисунке 2 представлены основные отрасли применения ГЧП в мировой практике.

Рисунок 2 - Отрасли применения ГЧП в мире

Из рисунка 2 видно, что страны мирового сообщества в большей мере применяют механизм ГЧП в строительстве, в транспортной и инновационной сферах, в меньшей мере - в культуре, спорте и оборонной промышленности. Это обусловлено важностью развития экономики этих стран и занятием конкурентоспособных мест на рынке.

На рисунке 3 представлены основные принципы взаимных отношений государственных и частных структур в сфере ГЧП.

■ Строительство В Транспортная инфраструктура В Инновации и IX В Медицина и фармацевтика В Энергетика

В Оборонная промышленность В Культура и спорт В Социальная инфраструктура

предпринимательских

структур в сфере ГЧП

1 1

качественного)

Рисунок 3 - Принципы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере ГЧП Деятельность любого органа публичной власти должна строиться на конституционных принципах организации и деятельности. Рассмотрим рисунок 4, на котором отражены преимущества и привлекательность государственно-частного партнерства для бизнеса и государства.

Привлекательность для государства

Повышение эффективности использования гос.средств Снижение бюджетных затрат

Внедрение инновационных решений и ^-технологий

Привлекательность для бизнеса

Прямая гос.поддержка Долгосрочный характер проекта размещение инвестиций

долговременное

Преимущества ГЧП

Развитие новаторских форм проектного финансирования Возможность защиты проектов от инфляции Уровень доходности инвестиций на весь период жизнедеятельности проекта фиксируется в момент подписания соглашения

Рисунок 4 - Преимущества ГЧП

В инновационной сфере государственно-частное партнерство означает совокупность организационно-правовых отношений, действий государства и частного бизнеса, которые направлены на формирование инновационной экономики в стране. Отсюда следует миссия государства - создание «правил игры» и оптимальных условий для всех участников, подготовка соответствующих требованиям кадров, обеспечение необходимой базы данных по выработанным технологиям, а также их доступность коммерческим предприятиям. Задача науки состоит в том, чтобы вносить инновационные решения и их внедрение в отрасль. Роль бизнеса заключается в материальной реализации научных замыслов. ГЧП-проекты способствуют:

Выходу государственного предпринимательства на мировые рынки капиталов; Привлечению инвестиций в реальный сектор экономики; Предоставлению материальной выгоды потребителям товаров или услуг путём повышения их качества и разнообразия;

Обеспечению бесперебойности предоставления публичных благ. [6]

В сфере транспорта и дорожного хозяйства роль партнерских отношений государства и частных структур особенно велика. Перед транспортной инфраструктурой стоит задача ее поддержания во избежание сокращения эксплуатационной длины и ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния путей. Многие из транспортных объектов нашей страны коммерчески не окупаемы, но имеют огромное социальное и стратегическое значение, а значит, финансирование этих объектов инфраструктуры в большей мере опирается на средства из государственного бюджета. Отсюда вытекает главная задача, стоявшая перед Министерством транспорта все последние годы - начало реализации полномасштабных проектов на транспорте при условиях ГЧП. Указанная задача направлена на ликвидацию всех ограничений долгосрочного экономического роста. Примерами таких инвестиционных проектов являются:

Строительство в г. Санкт-Петербурге автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) -платной скоростной автомагистрали, решающей транспортную проблему города;

Пулково — единственный аэропорт в России, успешно развивающийся на основе ГЧП. Все инвестиции осуществляются ВВСС за счет собственных и привлеченных заемных средств. Санкт-Петербург и ОАО «Аэропорт «Пулково» передали имущественный комплекс аэропорта в долгосрочную аренду ВВСС на срок 30 лет для осуществления масштабной реконструкции существующих и строительства новых объектов аэропортовой инфраструктуры. В течение всего этого периода ООО «ВВСС» будет являться управляющей компанией, то есть управлять аэропортом Пулково, оказывать аэропортовые услуги и инвестировать в развитие аэропорта в соответствии с Соглашением о ГЧП. ВВСС предоставлено эксклюзивное право оказания аэропортовых услуг на территории аэропорта Пулково. По условиям соглашения ВВСС ежегодно выплачивает в пользу ОАО «Аэропорт «Пулково» и Санкт-Петербурга концессионный платеж, состоящий из двух частей — постоянной и переменной, а после завершения проекта возвращает имущественный комплекс Санкт-Петербургу и ОАО «Аэропорт «Пулково». [7]

Не вызывает сомнений тот факт, что сфера дорожного строительства является безусловным лидером в использовании механизмов ГЧП, вместе с тем весьма перспективным является направление обновления парков воздушных судов авиакомпаний с использованием такой формы применения механизма государственно-частного партнерства, как контракт жизненного цикла. В настоящее время в процессе разработки находится проект по выпуску нового типа самолета МС-21, который частично финансируются частными инвесторами, заинтересованными в инновационном пути развития воздушного транспорта. Всего государство потратит на программу строительство нового среднемагистрального самолета около У от всей суммы договора. Ожидается, что МС-21 будет конкурентоспособен с Boeing 737 и Airbus 320 и в России, и на мировых рынках. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь, требуют решения вопросы увеличения инвестиций и привлечения иностранного капитала. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с государством.

В заключение стоит добавить, что существует множество проблем разного масштаба, в области применения государственно-частного партнерства в объектах транспортной инфраструктуры. Но сейчас намечается положительная тенденция к развитию взаимодействия государства и транспорта, улучшению транспортного комплекса страны, которая базируется на огромном потенциале российских ученых и государственной политики РФ.

Список используемой литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2014 N 1032-р «О внесении изменений в Транспортную стратегию Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р» [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru

2. Мишарин А.С., Евсеев О.В. «Актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», №2 (45) - 2013.

3. Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация) [Электронный ресурс] - http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki/

4. Официальный сайт Университета Лобачевского [Электронный ресурс] -http://www.unn.ru/pages/ranking/method/umk gcp.pdf

5. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru

6. Министерство экономического развития РФ «Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации», Москва 2013.

7. Официальный сайт ООО «ВВСС» [Электронный ресурс] - http://www.pulkovoairport.ru/about/agreement/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.