Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
социокультурная сфера / культура / досуг / население / socio-cultural sphere / culture / leisure / population

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельников И.А.

Государственное управление социально-культурной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной и культурной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки. Социальная политика государства это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MANAGEMENT OF SOCIO-CULTURAL SPHERE IN RUSSIA

Public administration of the socio-cultural sphere is a mechanism for implementing the goals of social and cultural policy based on legally established imperatives that determine the real standard of living, social well-being, employment of the population, and their social support. The social policy of the state is the purposeful activity of state bodies in managing the socio-cultural sphere of society, aimed at increasingly satisfying its needs, improving the wellbeing of the population and observing the fundamental principles of social justice.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 31.748

Мельников И.А.

магистрант программы «Управление в сфере культуры, образования и науки» Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва, Россия)

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: государственное управление социально-культурной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной и культурной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки. Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости.

Ключевые слова: социокультурная сфера, культура, досуг, население.

Социально-культурная сфера имеет исключительное значение для общества, так как она служит целому ряду целей и выполняет широкий спектр функций, необходимых для последовательного и гармоничного развития общества, предоставления условий для формирования и усиления потенциала населения страны. Кроме того, именно в этой сфере создаются условия для поддержания духовной жизни общества. Культурная сфера в современных условиях также находится в активном взаимодействии с другими сферами и находится в

значительной зависимости от них, что соответствует системному взгляду на государственную политику и деятельность экономических агентов в этой сфере.

Синтез социально и культурного определяет специфику данной сферы, а также закрепляет отражение результативных и процессуальных аспектов деятельности субъектов данной сферы. Кроме того, взаимодействие социальной и культурной сфер «порождает особую реальность», которая также требует детального осмысления.

Социальная сфера представляет собой «совокупность отраслей, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление». Она охватывает широчайший спектр практик и направлений человеческой деятельности, которые регулируют сферу труда, быта, здоровья и досуга. Современная социальная сфера включает в себя следующие виды институтов:

• Образовательные и воспитательные учреждения,

• Организации медицинского обслуживания населения,

• Культурные организации,

• Спортивные организации,

• Учреждения социального обеспечения граждан,

• Предприятия общественного питания,

• Предприятия коммунального обслуживания,

• Предприятия пассажирского транспорта и связи.

На физиологическом уровне социальная сфера удовлетворяет потребности в еде, жилье и здоровье. В контексте потребностей безопасности социальная сфера направлена на удовлетворение потребностей в безопасном жилье, соблюдении прав человека и так далее. Кроме того, социальная сфера предоставляет возможности для взаимодействия человека в обществе посредством разнообразных мероприятий, организаций и так далее.

Таким образом, социокультурная сфера сочетает в себе черты социальной и культурной сферы, что определяет специфику управления ей. Она

отличается такими чертами, как многоуровневость, многообразие, необходимость построения последовательного обмена информацией, зависимость от других сфер, удовлетворение широкого круга потребностей общества и человека, а также ориентация на сохранение и приумножение интеллектуального и духовного потенциала общества.

В контексте исследования структуры социокультурной сферы необходимо подчеркнуть, что в ней действует большое многообразие субъектов, в число которых входят как отдельные индивиды, так и организации. Кроме того, важным концептуальным моментом является восприятие социокультурной сферы как открытой системы. Которая постоянно взаимодействует с другими системами, опирается на их требования, а также обменивается с ними информацией и другими необходимыми для функционирования ресурсами.

В управлении социокультурной сферой выделяются следующие сектора: государственный, коммерческий и некоммерческий. Эти группы предполагают использование различных механизмов и методов управления, что обусловлено различиями в полномочиях и конкурентных позициях данных секторов. Виды субъектов управления социокультурной системой представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Виды субъектов управления различных секторов социокультурной системы.

Сектор Виды субъектов управления

Государственный Органы власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов

Коммерческий Учредители частных организаций, собственники, инвесторы

Некоммерческий Руководство общественными организациями, союзы и другие объединения, благотворительные фонды, меценаты и другие жертвователи

Таким образом, для каждого сегмента характерны свои субъекты, методы и цели управления. На социальном уровне основную роль играет государство, которое посредством регулирования задает основные права и обязанности субъектов социокультурной сферы, а с помощью органов власти обеспечивает выполнение положений данного регулирования. Структура управления социокультурной сферой представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2. Модель управления социокультурной системой.

Приведенная модель актуализирует поиск наиболее эффективных экономических, правовых и концептуальных направлений воздействия на объект управления, что показывает потенциал трансформации системы управления социокультурной сферой.

Функции отраслей из структуры социокультурной сферы представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Функции отраслей из структуры социокультурной сферы.

Группа отраслей Функции

Культура Сохранение исторических и национальных памятников культуры, приобщение к достижениям культуры, воспитание, пополнение коллекций, проведение исследований, духовное обогащение

Образование Удовлетворение потребностей в знаниях, подготовка и переподготовка специалистов, воспитание, формирование условий для профессионального самоопределения

Здравоохранение Поддержание жизни и здоровья человека, оказание медицинской помощи, профилактика и лечение болезней, восстановление и реабилитация, обеспечение лекарственными средствами и оборудованием

ЖКХ Поддержание жилья и других сооружений в адекватном состоянии, предоставление жилищно-коммунальных услуг

Социальное обеспечение Поддержка социально уязвимых групп населения, не имеющихся стабильного дохода

Наука Выработка и теоретическая систематизация знаний и осмысление действительности

Социальное управление предполагает следующие направления деятельности:

• Регулирование социальных отношений,

• Определение положения субъектов социального управления в обществе,

• Оценка взаимодействия субъектов данной сферы с другими стейкхолдерами,

• Согласование интересов субъектов социальной сферы,

• Организация социальных действий.

Соответственно, под управлением социальной сферой также может пониматься как профессиональная деятельность. Важнейшим аспектом, который образует современную парадигму управления социокультурной сферой, является рост роли институционализации посредством технических средств тиражирования и публикации культурных достижений. Таким образом, сама эта сфера становится эффективным механизмом формирования и развития новых управленческих технологий. Специфика управления социокультурной сферой заключается в ее двойственной природе, которая образована социально-экономическим и культурно-художественным компонентами, которые отличаются пределами управленческого воздействия.

Социально-культурная сфера является результатом сложного взаимодействия между социальной и культурной сферой, которая не только формирует уникальный продукт, но и создает особую реальность, в которой действуют разнообразные субъекты, включающие в себя отдельных граждан и их объединения. В связи с этим структура социально-культурной сферы отличается сложностью для исследований и анализа. В современных условиях значительную роль в рассматриваемой сфере играют различные государственные учреждения, которые формируют ключевые направления социокультурной политики и используют различные инструменты для влияния на объекты управления для решения общественно значимых задач и влияния на объект управления для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала и обеспечения функционирования организаций различного профиля - от образования до досуга и национальных отношений.

Управление социокультурной сферой является самостоятельной сферой науки и практики управления, которая предполагает использование уникальных инструментов и методов, которые позволяют наиболее эффективно

воздействовать на объекты управления. Особенно важно учитывать взаимодействие социально-экономического и культурно-творческого компонентов, что предполагает комбинацию как линейных подходов, так и инструментов стимулирования и повышения мотивации, что необходимо для выработки качественного культурного продукта, который содействует выполнению общественно значимых задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гильдебрандт А. И., Максимова Ю. П. Значимость теории пирамиды потребностей А. Маслоу в сфере социального благополучия //Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. - 2020. - С. 191-193;

2. Джаникешева Б. Т. Возникновение и этапы развития социологии управления //Культурология, социология и психология: эксперименты и концептуализация. - 2017. - С. 33-36;

3. Евлоев Т. И. Методологические основы системного анализа экономических систем и их социокультурной сферы //Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Т. 10. - №. 5-1. - С. 298-307;

4. Кикоть В.Я. Социальное управление. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2017;

5. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс», 2020. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ccca0bbf3250f82d26aa 158e6325aa2b34775e8d/ (дата обращения 06.11.2023);

6. Коротаева Т. В., Янель А. Д. Социально-культурная деятельность современного человека //Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - №. 6 (46). - С. 493-497;

7. Кремнёв Е. В. Социальное управление: воздействие или взаимодействие? //Социодинамика. - 2023. - №. 8. - С. 60-68;

8. Крылова Т. В. и др. Становление культурной политики в России //Московский экономический журнал. - 2020. - №. 11. - С. 529-539;

9. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи // Коммунистическая партия Российской Федерации, 2020. URL: https://www.politpros.com/library/13/252/ (дата обращения 06.11.2023);

10. Максимова А. В. Государственное регулирование отрасли культуры и искусства //Столица науки. - 2020. - №. 3. - С. 67-81;

11. Мальшина Н. А. Методологические основы развития логистической системы услуг социально-культурной сферы //Поволжский торгово-экономический журнал. - 2013. - №. 6. - С. 54-62;

12. Михеева Н. А. Социально-культурная сфера в системе социального управления //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2008. - №. 66. - С. 230-235;

13. Павлова П. А. Основные направления совершенствования механизмов социальной защиты населения в Российской Федерации //Per aspera ad astra-через тернии к звездам. - 2020. - С. 392-395;

14. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академический проект, 2002. -С. 554-555;

15. Путило Н. В. Социальные права в постиндустриальном обществе. Монография. - М., Издательство «Проспект», 2021;

16. Пушкин А. С. Лекция 15. Общественная мысль России. Вторая половина XVIII в //История России. XVII-первая половина XIX века 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО. - 2022. - С. 221;

17. Рудакова О. В., Калянов А. В., Соловьева И. А. Социально-культурная сфера как среда формирования человеческого капитала //Вестник ОрелГИЭТ. -2019. - №. 2. - С. 191-200;

18. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении Основ государственной культурной политики" // СПС «Консультант Плюс», 2023. URL:

https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=438279&dst=1000000001 &demo=1 (дата обращения 06.11.2023);

19. Фененко Ю.В. Социология управления. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2017

20. Шарковская Н. В. Индустрия досуга как социально-культурный феномен //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2020. - №. 2 (94). - С. 126-134;

21. Шафикова Ю. Взаимодействие государственного и негосударственного секторов в социально-культурной сфере //Человек. Общество. Культура. Социализация [Текст]: материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции/под ред. - 2019. - С. 353

Melnikov I.A.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of Russian Federation (Moscow, Russia)

SPECIFICS OF MANAGEMENT OF SOCIO-CULTURAL SPHERE IN RUSSIA

Abstract: public administration of the socio-cultural sphere is a mechanism for implementing the goals of social and cultural policy based on legally established imperatives that determine the real standard of living, social well-being, employment of the population, and their social support. The social policy of the state is the purposeful activity of state bodies in managing the socio-cultural sphere of society, aimed at increasingly satisfying its needs, improving the well-being of the population and observing the fundamental principles of social justice.

Keywords: socio-cultural sphere, culture, leisure, population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.