УДК 316.008(476)
М. И. ВЕРЕНИЧ,
Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: [email protected]
КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПРАКТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В статье представлен анализ современных изменений в сфере культуры и их влияние на удовлетворение культурных потребностей населения. Анализируются роль государственного сектора культуры в реализации культурной политики и современные тенденции развития негосударственных социально-культурных практик: становление творческих индустрий и развитие сектора креативной экономики в Республике Беларусь. Выявлены проблемы и вызовы обществу, связанные с трансформациями сферы культуры на современном этапе, и представлены рекомендации по оптимизации современной культурной политики.
Ключевые слова: культура, трансформации, культурный капитал, творческие индустрии, креативная экономика.
M. I. VIARENICH,
Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, e-mail: [email protected]
CULTURE IN THE CONTEXT OF MODERN TRANSFORMATIONS: PRACTICE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
The article presents an analysis of modern changes in the sphere of culture and their impact on meeting the cultural needs of different groups of the population. The role of the public sector of culture in the implementation of cultural policy and modern trends in the development of nonstate socio-cultural practices are analyzed, they are the emergence of creative industries and the development of the creative economy sector in the Republic of Belarus. The problems and challenges to society associated with the transformation of the sphere of culture at the present stage are identified and recommendations for optimizing modern cultural policy are presented.
Keywords: culture, transformation, cultural capital, creative industries, creative economy.
Трансформации, происходящие в социально-гуманитарной сфере с середины ХХ в., оказывают влияние на все сферы общественного развития, затрагивая в первую очередь духовную сторону, порождая серьезные социально-антропологические (культурные) вызовы, среди которых: уход человека (особенно представителей молодого поколения) в online-пространство; замещение культуры китчем и маспотребом; вытеснение реального живого общения виртуальным; деформация форм коммуникации и досуга, ориентация их на однообразность, фрагментарность, исключительно развлекательность.
В противовес этим тенденциям в обществе зарождается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы
и творчество на первый план, где культура призвана выступать альтернативой промышленному производству и должна ориентировать на новые виды ресурсов - креативных, инновационных, творческих вместо ограниченных материальных, природных и финансовых. И, как подчеркивают многие исследователи, именно культура сегодня призвана вносить изменения в развитие людей, территорий, общества в целом. Так, Ч. Лэндри, известный английский урбанист, один из идеологов развития социальных и культурных рынков как средства творческого выражения и процветания территорий, отмечает, что «культурные ресурсы - это материал, используемый для создания базовых ценностей города, сырье, которое приходит сегодня на смену углю, стали и золоту» [1, с. 10].
В странах, проходящих через процессы смены общественно-политического строя, культура по-прежнему остается надстройкой, финансируется в недостаточной мере, хотя предпринимаются активные попытки актуализировать, придать новые импульсы ее развитию, делаются акценты на коммерциализацию продуктов культурной деятельности. Исследователи изучают взаимосвязь культуры (творчества, искусства) с экономикой, то, как их симбиоз способен создать экономическую, креативную ценность и культурное благо. И если ранее, в контексте теорий постиндустриального общества, говорилось об экономике как об экономике знаний, экономике информации, то сегодня говорится о креатосфере, об экономике символического обмена, творческой экономике, экономике желаний, прибыль или вклад которой можно просчитать в том числе и традиционными экономическими показателями (доля ВВП, занятость и заработная плата, экспорт и импорт и др.). В связи с этим и возрастает значимость таких составляющих, как «культурный продукт» и «культурное потребление», «культурный капитал личности», «культурный капитал общества», «культурные индустрии», «креативный фактор», «креативная экономика».
Сегодня важно акцентировать внимание на потреблении «культурного продукта» конкретной личностью в рамках ее определенного образа жизни или формирования ее «культурного капитала». Необходимо изучать не просто объем, количество потребляемых продуктов и товаров сферы культуры (посещение музеев, театров, концертов, библиотек и т. д.), но и само поведение потребителя в различных ситуациях, готовность посещать, потреблять и заказывать вновь те или иные «культурные» услуги, «качество» самого культурного продукта, отвечающего ожиданиям либо интересам «потребителей».
Вопрос изучения потребностей человека в сфере культуры достаточно сложен. Так как потребность является формой проявления внутренней природы высокоорганизованной психики, потребности чаще всего предстают в виде эмоционально окрашенных желаний, стремлений, а их реализация - в виде оценочных эмоций, полученного «блага». Но одновременно человек должен «голосовать рублем», оплачивать эмоцию предварительно.
В пирамиде потребностей Маслоу культурные потребности занимают главенствующую позицию. Если витальные, естественные потребности связаны
с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека, продолжения его рода, и они практически одинаковы для всех, то культурные отражают уровень образования, социальный статус, уровень культуры самой личности. Общественные изменения непосредственно влияют на качество и характер потребления культурного продукта.
И именно в этом контексте специалисты по-прежнему подчеркивают значимость культуры, отмечают необходимость выявления ее глубинного потенциала и роли в развитии общества в целом, в определении стратегических направлений развития национальной и региональной культуры, в выявлении тактики реализации социально-культурных практик на уровне стран и регионов, в картировании и маркетинге территорий и местностей с целью удовлетворения потребностей различных групп населения.
Кроме неоспоримой значимости аксиологического подхода, сейчас важен деятельностный, прикладной аспект исследования не просто трансформаций культуры, но и всестороннего анализа эффективности, реализуемости и динамики культурной политики, их роли и влияния на конкретного субъекта социально-культурной деятельности.
Само развитие культуры регламентируется культурной политикой. Современная культурная политика выступает направлением политики государства, целью которой является обеспечение культурной жизни всех слоев населения путем проектирования, планирования и реализации деятельности в сфере культуры. Несомненно, роль государства в развитии сферы культуры зависит от времени, ресурсов, нормативно-правового регулирования и уровня финансирования. В Беларуси культурная политика регламентируется нормативно-законодательными актами, и в первую очередь вступившим с 03.02.2017 г. в силу «Кодексом о культуре» [2] и принимаемыми программами развития культуры на общенациональном уровне (сейчас имплементируется Государственная программа «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 180 от 4 марта 2016 г.). Согласно утвержденному бюджету, на реализацию Государственной программы потребуются 29 841 955 560,5 белорусских рублей [3]. В табл. 1 представлено распределение финансирования по годам и формам бюджета.
Конкретные целевые показатели Государственной программы включают: процент отреставрированных и имеющих соответствующее функциональное использование памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (30 %, в 2015 г. -15 %); прирост количества посещений организаций культуры (увеличение на 5 % по отношению к уровню 2015 г.); доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования государственных организаций культуры (26 % к 2020 г.); количество архивных документов, принятых на постоянное хранение в государственные архивные учреждения (не менее 80 тысяч единиц хранения в год); прирост количества мероприятий социально-культурной и экономической направленности, проводимых с участием представителей белорусов зарубежья (увеличение на 5 % по отношению к уровню 2015 г.) [3].
Таблица 1. Распределение средств на реализацию Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы
Источник финансирования Бюджет, руб.
Из республиканского бюджета 5 021 262 163,9
Из местных бюджетов 19 607 345 688
Из собственных средств организаций 5 213 347 708,6
По годам
2016 Республиканский бюджет - 860 027 340 Местные бюджеты - 3 146 612 580 Собственные средства организаций - 868 365 192
Всего 4 875 005 112,0
2017 Республиканский бюджет - 930 788 912,8 Местные бюджеты - 3 568 680 561 Собственные средства организаций - 954 100 301,3
Всего 5 453 569 775,1
2018 Республиканский бюджет - 1 006 669 204,1 Местные бюджеты - 3 939 660 500 Собственные средства организаций - 1 038 067 813
Всего 5 984 397 517,1
2019 Республиканский бюджет - 1 071 258 901,9 Местные бюджеты - 4 280 049 842 Собственные средства организаций - 1 129 828 103,5
Всего 6 481 136 847,4
2020 Республиканский бюджет - 1 152 517 805,1 Местные бюджеты - 4 672 342 205 Собственные средства организаций - 1 222 986 298,8
Всего 7 047 846 308,9
Итого 29 841 955 560,5
Следует учитывать, что цели программы касаются поддержки в первую очередь государственного сектора культуры. Анализ данных международных сравнительных исследований cферы культуры стран СНГ [4] позволяет установить, что на уровне функционирования официального сектора культуры, по количеству посещаемости организаций культуры на 1000 человек, Республика Беларусь достигла достаточно высоких показателей (рис. 1).
Одновременно анализ сведений Белстата указывает на снижение потребления некоторых видов услуг в сфере культуры [5]. Некоторые данные, представленные на рис. 2, сигнализируют в том числе и о том, что если уменьшилось потребление какого-либо продукта сферы культуры, значит, появились ниши, где должны или уже представлены новые формы организации культур -но-досуговой деятельности населения.
Также об этом свидетельствует информация, подготовленная Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, по данным выборочного обследования домашних хозяйств по изучению использования суточного фонда
Рис. 1. Результаты международных сравнительных показателей посещаемости организаций культуры, страны СНГ
В Республике Беларусь за период 2012-2016 гг. число посещений организаций культуры уменьшилось:
Рис. 2. Сравнительное число посещений учреждений культуры Республики Беларусь (2012 и 2016 гг.)
времени населением, проведенного органами государственной статистики при поддержке Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). Согласно исследованию, изменилась сама структура, форма и содержание свободного времени, одновременно с его количественным увеличением в сравнении с 90-ми годами ХХ в. [6].
Объективно то, что функции социокультурной политики постепенно начинают выполняться не только государством, но и другими субъектами культуры, со временем предстоит существенное изменение во взаимоотношениях государства и субъектов культуры, преобразование структуры сектора куль-
туры и его финансового обеспечения. В принятом в 2016 г. Кодексе Республики Беларусь «О культуре», текст которого был размещен на сайте Министерства культуры для предварительного общественного обсуждения, в числе новаций включены возможности создания условий для развития и оказания поддержки организациям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в сфере культуры, в реализации ими культурных проектов на конкурсной основе; финансирования культурной деятельности путем выделения субсидий, грантов; создания фондов, оказания спонсорской поддержки, развития меценатства и благотворительности в культуре [2].
Внедрение новых форм организации досуга и свободного времени населения позволит расширить круг акторов рынка культурных услуг, разнообразить досуг и творческую активность граждан, будет способствовать интеграции различных сфер общества, взаимодействию творчества и бизнеса, культуры и экономики, развивавшихся до настоящего момента практически отдельно друг от друга, но ощущающих потребность во взаимодействии. Также это позволит изыскать реальные ресурсы для дальнейшего развития, формируя такое новое явление, как креативная экономика. Тем более что, как отмечает автор термина Джон Хокинс, «механизмы креативной экономики весьма эффективны для развития территорий, которые не обладают большим экономическим, промышленным или иным потенциалом», а это важно и для нашей страны [7, с. 25].
Креативная экономика как направление научных исследований и социально-практической деятельности, которое ориентировано на соединение творческих инноваций и экономической активности субъектов и находится во взаимосвязи с концепциями креативного класса, креативных индустрий, кластеров, развития городов и регионов, еще во многих странах проходит процесс становления. Это относится и к Беларуси, где глобализация, формируя единую экономическую, информационную, технико-технологическую и социальную среду, повлияла в том числе и на переосмысление роли и места самой культур -но-творческой сферы. Сегодня активизировались культурные инициативы и движения, связанные с возрождением национального самосознания, белорусского языка, социальной и исторической памяти, раздается критика в отношении деятельности формального сектора культуры. Отмечены попытки организации и проведения независимой экспертизы и общественного обсуждения обращения, хранения и восстановления историко-культурных памятников и ценностей, обеспечения доступа широких масс населения к культурным услугам и развитию творческого потенциала городов и сел страны [8].
Но в Беларуси (даже в сравнении с ближайшими соседями Украиной и Россией) не так много альтернативных (государственным) творческих пространств и площадок, первые креативные пространства Беларуси зародились в Минске относительно недавно. Например, в 2009 г. в Минске открылась Галерея «У», в 2012 г. - креативное пространство «Место». Сегодня сформировались и активно функционируют: творческое пространство ЦЭХ, лофт «Балки»,
креативные пространства «Корпус 8» и «Верх», «Горизонт», бизнес-клуб «IMAGURU», «Песочница» и др., осваиваются помещения промышленных предприятий, расположенных на улицах Октябрьской и Куйбышева в городе Минске, высвободившиеся пространства бывших промышленных предприятий, общественных зданий в областных центрах, в Борисове, Гродно, Лынту-пах, Молодечно, арт-деревня в Каптарунах Витебской области и т. д. Все это организуется при участии инициативных и неравнодушных граждан, предпринимателей, представителей творческих и общественных организаций. Как отметил архитектор Георгий Заборский, один из авторов книги о креативных пространствах Беларуси «Места действий», «у каждого из этих пространств будет своя история формирования, но главное - то, что они будут учитывать местные потребности и возможности. Например, креативное пространство в Лынтупах создается небольшим сообществом минских интеллектуалов, которые приобрели там недвижимость и решили создать место для взаимодействий» [9].
Хотя формирование креативных пространств на территории Республики Беларусь пока спорадично, а участие частного капитала и негосударственного сектора (общественных, неформальных организаций) в культурно-творческой деятельности пока фрагментарно (в том числе в связи с некоторыми лакунами в законодательном сопровождении вопросов спонсорской, благотворительной и меценатской деятельности), тем не менее это объективный, прогрессивный процесс, и со временем творческие кластеры, неформальные арт-пространства, как новые формы организации досуга и свободного времени, обретут своих заинтересованных субъектов.
На территории Беларуси не проводилось масштабных исследований процесса развития новых форм организации культурной деятельности населения, формирования творческих индустрий, что является сейчас достаточно актуальным. Организация и проведение такого исследования позволит выявить, проанализировать и обобщить инициативы в области реализации социально-культурной и культурно-досуговой деятельности представителями креативных пространств с целью оценки их эффективности, поиска форм взаимодействия с официальными структурами, для дальнейшего их публичного обсуждения и расширения практики внедрения и использования.
Сотрудниками Института социологии НАН Беларуси, с целью изучения мнения независимых экспертов, представителей негосударственного сектора культуры о ситуации в сфере творческих индустрий в Республике Беларусь, в 2016 г. методом онлайн был проведен пилотный опрос 100 респондентов в возрасте от 18 до 54 лет, мужчин и женщин с разным уровнем образования и стажем работы.
Первый вопрос был нацелен на изучение мнения экспертов о коммерциализации и внедрении экономических отношений в сферу культуры. Почти треть респондентов (28,6 %) затруднились оценить данное направление. С другой стороны, зафиксировано практически отсутствие однозначных положительных
либо отрицательных оценок. Две самые популярные оценки необходимости коммерциализации в сфере культуры - это «скорее поддерживаю» и «скорее не поддерживаю» (рис. 3).
В качестве основного источника дополнительных ассигнований в сферу культуры экспертами отмечено спонсорство и меценатство (75,0 %), привлечение иностранных грантов (38,9 %), расширение спектра налоговых льгот (27,8 %), увеличение количества платных услуг (19,4 %) (рис. 4).
При ответе на вопрос относительно необходимости развития творческих кластеров в стране активность заполнения анкеты повысилась. Большинство (59,4 %) считают данное направление перспективным (рис. 5).
Затрудняюсь Полностью
поддерживаю
Рис. 3. Отношение к курсу коммерциализации в сфере культуры, %
Рис. 4. Дополнительные источники, увеличивающие ассигнования в культуру, %
Рис. 5. Распределение мнений респондентов о наличии потребности развития творческих кластеров в Беларуси, %
Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что отраслями культуры, где эксперты видят возможность организовать творческие кластеры, являются: визуальные искусства, мультимедиа и производство кино- и видеопродукции (табл. 2).
Таблица 2. Сферы культуры, где есть возможность организации творческих кластеров
Сферы %
Визуальные искусства (галерейный бизнес, фотография, медиа-арт) 88,9
Мультимедиа (создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр) 66,7
Производство кино- и видеопродукции 55,6
Музыка 50,0
Теле-, радио- и интернет-вещание 50,0
Исполнительские искусства (театр, танец, эстрада) 44,4
Дизайн 27,8
Мода 27,8
Ремесла 22,2
Издательское дело 5,6
Теория развития творческих индустрий предполагает развитие в первую очередь местного потенциала креативной экономики, а среди современных общественно-культурных инициатив Беларуси можно выделить в первую очередь три-четыре основных перспективных направления. По нашему мнению, это инициативы, связанные с популяризацией и изучением белорусского языка и культуры, народные промыслы и ремесленничество, все, что связано с молодежными субкультурами, агроэкотуризм. Реализуя эти инициативы, можно создавать добавленную стоимость, дополнительные рабочие места, делать узнаваемой (брендировать) местность, а далее дублировать и мультиплицировать их на разные территории и регионы страны.
Например, весьма активно возрождаются белорусские народные промыслы и ремесла: керамика, ткачество, вышивка, бондарство, резьба по дереву, плетение из лозы, соломки и т. д. Данные Министерства экономики Республики Беларусь свидетельствуют о том, что в 2005 г. в стране насчитывалось всего 234 ремесленника, на 1 января 2015 г. количество ремесленников, состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, составляло 8776 человек, по состоянию на 1 января 2016 г. - 17 660 ремесленников, а на 1 января 2017 г. -уже 23 359 человек [10].
Также с учетом активной поддержки со стороны государства (налоговые льготы, безвизовое пребывание на территории Беларуси для граждан более 80 государств) в Беларуси развивается агротуристическая деятельность. По информации Министерства экономики Республики Беларусь, на начало 2019 г. в стране действовало около 2500 агроусадеб. С принятием Декрета Президента
Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» от 23 ноября
2017 г. выросло число самозанятых граждан, а количество посетителей агро-усадеб в 2018 г. достигло более 400 тыс. человек [11].
Агротуризм - это не только гостиничный или туристический бизнес. Агроусадьбы в своей деятельности активно используют народные традиции, национальный и местный колорит, продукцию, произведенную на местах. Они постепенно превращаются в небольшие центры культуры и истории края, развивают сеть тематических маршрутов, проводят событийные мероприятия, фестивали, корпоративный отдых и т. д. Соответственно территория должна будет развиваться за счет привлечения инвестиций, роста туристического потока, активности бизнеса и местного населения, которые организуются в кластеры. Идею создания креативных кластеров в агротуризме продвигает БОО «Отдых в деревне». По мнению Валерии Клицуновой, председателя правления данного общественного объединения, «креативная экономика - направление очень прогрессивное и творческое, не только потому, что дает новые рабочие места, способствует экономическому развитию, но и потому, что оно еще создает и новое качество жизни... - это креативные впечатления, положительные эмоции» [8].
Считаем важным делать акцент на культуре. Культура, как фундаментальный фактор общественных изменений, выполняет важнейшую социальную функцию консолидации общества. Как показывает практика других стран, активное вовлечение местных традиций, историко-культурного наследия в развитие сферы культуры, туризма, народных промыслов, создание арт-класте-ров имеют высокий потенциал экономического развития и являются значимым фактором развития как территорий, так и человеческого потенциала, культурного капитала. А эффективное социально-экономическое развитие местности и региона на основе социально-культурных проектов будет способствовать наиболее полной реализации потенциала страны в целом.
Список использованных источников
1. Лэндри, Ч. Креативный город : пер. с англ. / Ч. Лэндри. - М. : Классика-ХХ1, 2005. -
250 с.
2. Кодэкс Рэспублт Беларусь аб культуры [Электронны рэсурс] : 20 лш. 2016 г. № 413-3 : прыняты Палатай прадстаушкоу 24 чэрв. 2016 г. : адобр. Саветам Рэсп. 30 чэрв. 2016 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Рэжым доступу: http://www.pravo.by/document/ ?guid=12551&p0=Hk1600413. - Дата доступу: 09.10.2018.
3. Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 марта 2016 г., № 180. - Режим доступа: http://gromc.by/wp-content/uploads/2018/01/2.pdf. - Дата доступа: 05.10.2018.
4. Информация об итогах деятельности организаций культуры в 2017 году и задачах на
2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kultura.by/by/karysnaya-infarmacyya. -Дата доступа: 10.10.2018.
5. Основные показатели деятельности организаций культуры (статистический бюллетень) [Электронный ресурс] // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Режим доступа: belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/kult/godovye-dannye_15/osnovnye-pokazateli-deyatelnosti-organizatsii-k_2. - Дата доступа: 12.10.2018.
6. Как мы используем свое время [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bel-stat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/oficial_statistika/time_rus.pdf. - Дата доступа: 11.10.2018.
7. Хокинс, Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги : пер. с англ. / Дж. Хокинс. - М. : Классика-ХХ1, 2011. - 256 с.
8. Креативная экономика в Беларуси как нельзя близка Целям устойчивого развития ООН -мнение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/regions/view/kreativnaja-ekonomika-v-belarasi-kak-nelzja-Ыizka-tseljam-ustojchivogo-razvitija-oon-mnenie-168259. - Дата доступа: 09.10.2018.
9. Как студенты за 500 долларов открыли креативное пространство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finance.tut.by/news511203.html. - Дата доступа: 02.10.2018.
10. Более 4 тыс. ремесленников зарегистрировались в Беларуси в январе-марте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/economics/view/bolee-4-tys-remeslennikov-zaregistrirovalis-v-belarusi-v-janvare-marte-/. - Дата доступа: 17.09.2018.
11. Министерство экономики: в белорусских агроусадьбах в этом году отдохнут около 400 тысяч туристов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rest.ej.by/competent/2018/08/26/ v-2018-godu-v-belorusskih-agrousadbah-otdohnut-okolo-400-tysyach.html. - Дата доступа: 10.10.2018.
Поступила 16.10.2018 г.